НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ АВИАЦИОННЫХ КОМАНДНЫХ КАДРОВ

Н.П. Скорубский, кандидат военных наук, доцент, член-корреспондент АВН, В.Н Коломиец, кандидат военных наук, доцент

Вестник Академии военных наук, №4, 2004. стр. 97-101

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ АВИАЦИОННЫХ КОМАНДНЫХ КАДРОВ

Н.П. Скорубский, кандидат военных наук, доцент, член-корреспондент АВН, В.Н Коломиец, кандидат военных наук, доцент

Подготовка современного авиационного специалиста происходит под непосредственным влиянием информационной среды общества в общем и научно-педагогической базы военных учебных заведений, в частности.

Развивающийся мир приводит образовательные системы к необходимости частых изменений, которые приобретают зачастую принципиально новый характер. Эти изменения в образовании сейчас называют модным словом «инновации», которое в энциклопедическом словаре имеет другое предназначение. Под инновации в образовании подводятся разные термины: «технология» в педагогике высшей школы, «гибридный интеллект» в учебном процессе, система дистанционного обучения (СДО) на основе использования современных компьютерных и коммуникационных технологий, потенциал медиакультуры, Интернет в современном образовании, метод моделирования в педагогических исследованиях и другие. Все они основаны, как правило, на широком применении компьютеризации, использующей различные обучающие модели и специфическое программное обеспечение.

Инновации являются необходимым условием развития образования в полном соответствии с меняющимися потребностями жизни общества. Опираясь на старые основы образования и уходя от них, инновации ведут к прогрессивным преобразованиям в педагогическом процессе.

Появлению термина «технология» в педагогике высшей школы предшествовал многовариантный кропотливый творческий труд педагогов и коллективов различных учебных заведений. Установлено, что ключевым звеном, которое создает «технологию» в образовании, являются средства и методы обучения. Так, например, существует моделирующий уровень концепции формирования рационального стиля учебной деятельности (РСУД), под которым понимаются системы образования особых, обусловленных индивидуальными особенностями личностей, способов их деятельности для достижения высокой эффективности образования.

Вторым направлением разработки «технологий» в педагогике можно считать практическую реализацию принципов проектирования информационных технологий обучения, создания конкретных методик преподавания вузовских дисциплин с использованием информационных технологий.

На этой основе создаются профессионально-ориентированная среда с применением разработанного универсального программного модуля (УПМ) и технология реализации этой среды. УПМ предназначен для адаптации прикладных программных средств к потребностям учебного процесса (рис. 1).

Данная модель позволяет осуществить моделирование профессиональной деятельности специалиста путем решения прикладных профессиональных задач на основе прикладных программных средств.

Очередной моделью инноваций в образовании предлагается «гибридный интеллект» в учебном процессе высших учебных заведений. Его реализация предполагает выделение и комплексное использование трех основных методических систем, которые основаны на применении обучающих средств интеллектуальных информационных технологий базы учебных знаний вуза в виде модели и сценариев обучения, конкретным специальностям с полным набором интеллектуальных обучающих систем для самостоятельного изучения конкретных дисциплин, дистанционного обучения с опорой на формализованные знания и опыт профессорско-преподавательского состава, находящиеся в базе учебных знаний вуза.

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ АВИАЦИОННЫХ КОМАНДНЫХ КАДРОВ

При этом использование информационных технологий заставляет переосмысливать процесс обучения в вузе, приведет к построению интеллектуальной обучающей системы в масштабе учебного заведения, создаст предпосылки для организации новой технологии обучения на основе так называемого «гибридного интеллекта» (рис.2).

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИННОВАЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ АВИАЦИОННЫХ КОМАНДНЫХ КАДРОВ

Рис. 2. Схема применения «гибридного интеллекта»

Анализ возможностей применения «гибридного интеллекта» в учебном процессе вуза показывает, что он объединяет все лучшие стороны как традиционного, так и дистанционного обучения на основе информационных технологий, а его внедрение в педагогическую практику будет в целом способствовать реализации принципа непрерывного образования.

Однако следует отметить, что разработка и внедрение в педагогическую практику подобного рода обучающих систем потребует значительных организационных усилий, привлечения к этой деятельности специалистов соответствующей подготовки, обеспечивающей специальные знания на стыке кибернетики и педагогики.

Особое место среди инноваций в образовании в настоящее время занимает система дистанционного обучения (СДО). Она позволяет с использованием современных компьютерных и коммуникационных технологий решать задачи обучения и повышения квалификации специалистов, находящихся вдали от учебных и технических центров.

Задачи обучения в СДО решаются с помощью обучающих систем, которые используются как основные элементы для организации и проведения лекционных, практических, зачетных и других форм занятий. Учитывая способы взаимодействия в процессе обучения, выделяют синхронные и асинхронные обучающие системы. Синхронные обеспечивают непосредственное взаимодействие обучаемого и обучающего с помощью технических средств (ТВ, аудио, графики, компьютерных телеконференций и др.). Асинхронные системы обеспечивают независимые друг от друга действия обучаемых и обучающих с использованием как традиционных форм (печатных, аудио и видеокассет), так и новых (компьютерные технологии, в частности, электронные учебники, автоматизированные обучающие системы (АОС), автоматизированные обучающие курсы (АОК), экспертные обучающие системы (ЭОС) и другие) с использованием электронной почты, «всемирной паутины», файловых архивов и прочих компьютерных технологий.

Используемые в СДО программы и программные системы по характеру доступа подразделяются на однопользовательские (один обучаемый на один компьютер), сетевые (локальные вычислительные сети и интрасети учебного заведения), многопользовательские (на интернет-технологиях).

Как правило, в условиях современного состояния компьютерных технологий в системе образования страны шансами на широкое распространение СДО обладают однопользовательские компьютерные системы.

Нынешний образовательный процесс также широко использует большой потенциал медиа-культуры. Средства медиа способствуют становлению самостоятельного творческого и даже критического мышления, позволяют активизировать знания, полученные в ходе изучения дисциплин традиционными методами. Видео, CD-ROM, DVD, интернет предоставляют небывалые возможности для индивидуального общения с экраном через компьютер. Обучаемый самостоятельно выбирает необходимые для просмотра кассету, диск, сайт, в ходе просмотра в любой момент останавливает, возвращает изображение для более глубокого изучения, получения дополнительной информации. При этом особым виртуальным образом, кроме того, могут реализовываться творческие идеи обучаемого.

Инновационным в образовании считается также повсеместное применение системы Интернет, которая создает всеобъемлющую информационную среду, располагающую все возрастающими массивами информации. Интернет предоставляет обучаемому комплексный набор современных, единых в мировом пространстве телекоммуникационных инструментально-технологических средств, универсальное программно-методическое обеспечение. Ресурсы и возможности «всемирной паутины» применимы обучаемыми в качестве средств дистанционного обучения, а также для обучения по индивидуально выбираемым образовательным траекториям.

Наконец, комплексное моделирование в педагогических исследованиях высшего учебного заведения позволяет осуществить анализ взаимосвязи элементов образовательной системы и процессов, протекающих в ней. Оно охватывает целый набор структурных, функциональных, математических, обучающих моделей, каждая из которых представляет собой примерную схему исследуемого объекта, отражающую какую-либо сторону. Любая из вышеуказанных конкретная модель отражает адекватно существенные на данном этапе свойства и обеспечивает доступность для их дальнейшего изучения. Рассмотрение отдельных сторон учебного процесса более эффективно с помощью конкретной модели. Однако всесторонний его анализ возможен только через комплекс частных моделей, потому что никакая отдельно взятая модель, даже очень сложная, не может дать полное представление об изучаемом объекте. Особенно эффективны модели в педагогических исследованиях при конструировании будущих ситуаций и анализе возможных путей дальнейшего развития в образовании.

Таким образом, выполненный анализ современных инноваций в образовании показывает, что в настоящее время существует большое число различных моделей, технологий обучения, появившихся в последнее десятилетие. Однако оценить их значимость, эффективность не всегда представляется возможным из-за отсутствия надлежащего контроля за происходящими изменениями в «технологиях» обучения со стороны соответствующих научных центров, которые необходимо организовывать.

Организации таких центров в военном авиационном образовании способствуют Федеральная целевая программа реформирования системы подготовки кадров и военного образования в Российской Федерации до 20 J 0 года, заданная Президентом РФ В.В.Путиным в 2001 году. Создана также правовая основа для этого в виде федеральных нормативных правовых актов в сфере образования и в области обороны. В документах отмечается, что при определении основных направлений в инновационной деятельности в сфере военного образования должны учитываться важные функции, которые реализует нынешняя система военного образования в жизни общества, анализироваться имеющиеся на сегодняшний день проблемы в данной сфере.

Инновациям в военной школе уделено большое внимание также и в основных направлениях реформирования системы военного образования. Особо здесь подчеркивается необходимость повышения профессионализма офицеров на основе обеспечения непрерывности образования, совершенствования системы профессиональной подготовки и повышения квалификации по должностному предназначению в ходе прохождения военной службы. При этом указывается на целесообразность использования в военно-учебных заведениях ресурсосберегающих технологий в обучении, информатизации военного образования на базе использования возможностей образовательного информационного пространства и создания штатных подразделений информационного обеспечения образовательного процесса, научной и управленческой деятельности.

Бесспорно, все эти положения верхней иерархии по инновациям в военном образовании в полной мере являются обязательными и для Военно-воздушных сил. Главным системообразующим центром в этих вопросах выступает ВВА им. Ю.А.Гагарина. В академии имеется достаточно солидный научно-педагогический потенциал (несмотря на нанесенный по нему в последние годы мощный удар со стороны руководящих мобилизационных и кадровых органов ВВС, МО РФ), который занимается инновациями и способен их и далее развивать в военном образовании. Организован, укомплектован, основан и уже несколько лет нарабатывает опыт центр информационных технологий академии. При военном вузе открыт и успешно развивается филиал гражданского гуманитарного университета с целью подготовки уволенных в запас офицеров и членов их семей в период реформирования Вооруженных Сил, который в качестве основной инновационной «технологии» в педагогике применяет дистанционное обучение. Также имеются хорошо оснащенные компьютерные классы как в академии, так и на некоторых кафедрах, используются средства аудио, видео, медиа, единственный в подобном исполнении в ВС РФ большой авиационный тренажерный комплекс. Существует опыт обучения лучших слушателей по индивидуальным планам, программам и способам их деятельности для достижения высокой эффективности образования.

Научно-педагогический состав активно разрабатывает модели, программный продукт, которые позволяют внедрять новые «технологии» в педагогику вуза, реализовывать инновацию «гибридный интеллект» в учебном процессе.

Однако в нашей академии, как, пожалуй, и в других вузах страны, еще не создан аналитический орган, который бы осуществлял постоянную оценку имеющихся на сегодняшний день проблем в сфере военного авиационного образования, определял эффективность и применимость в тех или иных случаях инновационной деятельности в педагогическом процессе, обеспечивал инициирование и разработку новых, актуальных времени и потребностям «технологий» обучения на основе выполняемых с этой целью исследований.

Опираясь на проведенный выше в данной статье анализ состояния инновационных направлений в образовании в целом и в военно-авиационном (в академии), в частности, стоит в практической плоскости рассмотреть рекомендации по дальнейшему использованию существующего инновационного потенциала в обучении авиационных командных кадров.

Из опыта боевой подготовки и анализа интеллектуального роста авиационных командных кадров известно, что специальные знания на протяжении всей службы на различных должностях необходимо офицерам пополнять, обновлять, доводить до необходимого профессионального уровня. Но специфика их деятельности в частях, соединениях такова, что после окончания военного учебного заведения они попадают в среду, которая требует от них определенной конкретной функциональной деятельности, контролируемой командирами, старшими начальниками. И при этом совсем мало уделяется внимания серьезной учебе вышеуказанных специалистов. Во-первых, нет должного разумного отношения к плановой командирской подготовке, проводимой в соответствии с ежегодными планами боевой подготовки. Низкий уровень качества планирования, проведения занятий разрушает интерес обучаемых к подобного рода учебному процессу. Во-вторых, в таких условиях офицеры теряют иммунитет «необрастания серостью» и, считая, что не располагают для этого к тому же и временем, вообще прекращают заниматься самообразованием. Поэтому желательно и необходимо внедрять инновации в обучении не только в вузах, но и в боевой подготовке ВВС. Научный центр в лице ВВА им. Ю.А. Гагарина должен заниматься координацией деятельности в этом направлении других военных авиационных учебных заведений по организации дальнейшего образования и контролю за обучением всех офицеров-выпускников как академии, так и училищ, военных институтов, университетов. Поставить в ранг высочайшей ответственности все научно-педагогические коллективы вузов, кафедр обеспечивать образованием своих учеников не на всю жизнь, а через всю жизнь с применением рассмотренных выше и разработанных вновь инноваций в педагогике.

Другим немаловажным направлением приложения сил и средств новых «технологий» в образовании является заочное обучение. Офицеры, обучающиеся заочно, остро нуждаются в поддержке их учебы именно инновационными методами и средствами. Это позволило бы им пополнять свой багаж знаний не от сессии к сессии, а непрерывно в течение всего периода обучения в вузе. Лучшим, как видно из имеющегося опыта, здесь может быть дистанционное обучение. Удобными и полезными средствами для его реализации являются аудио-, видеоматериалы, кассеты, диски с моделями, программами, обучающими моделями, электронными учебниками и др.

Рассмотренные в данной статье современные инновации в образовании и предложенные направления их использования в совершенствовании подготовки авиационных командных кадров будут способствовать приведению уровня профессиональной обученное™ офицеров в соответствие с потребностями ВВС.

Литература

1. Найденов И.Н. Основные направления инновационной деятельности в сфере военного образования XXI века: история, современность, перспектива // Инновации в образовании. 2001. № 6.

2. Тарева Е.Г. Технологии формирования у студентов рационального стиля учебной деятельности // Инновации в образовании. 2001. № 6.

3. Абдуллина О., Маркова Н. Инновации и стандарты. Мониторинг педагогического образования // Высшее образование в России. 1999. № 5.

4. Алиничева Е., Езерский В. Компьютеризация и дидактика: поле взаимодействия // Высшее образование в России. 1999. №5.

5. Тихомиров В. Качество обучения в виртуальной среде // Высшее образование в России. 1999. № 6.

6. Дубнищева Т. Концепция современного естествознания: электронная вер-сия // Высшее образование в России. 1999. №6.

7. Пидколистый П., Тыщенко О. Компьютерные технологии в системе дистанционного обучения // Педагогика. 2000. № 5.

8. Яковлев Е. Комплексное моделирование высшего учебного заведения // Педагогика. 2001. №2.

9. Метешкин К. Использование гибридного интеллекта в учебном процессе высших учебных заведений // Alma mater. 2001 .№11.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации