КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Угрозы национальной безопасности и защита национальных интересов - это «две стороны одной медали», имя которой - национальная безопасность.

Вестник Академии военных наук 03-2004г стр. 33-39

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Полковник Д.В. СУРИН, заслуженный деятель науки и техники РФ,

действительный член АВН,- доктор технических наук, профессор

Классификация угроз национальной безопасности

Угрозы национальной безопасности и защита национальных интересов - это «две стороны одной медали», имя которой - национальная безопасность.

В этой связи классификация угроз национальной безопасности отражает преемственность классификации национальных интересов, вместе с тем и обладает некоторыми собственными признаками.

Прежде всего следует отметить, что угрозы классифицируются по вектору их направленности на внутренние (i=l) и внешние (i=2) угрозы. Далее целесообразно разделить угрозы по масштабу потенциального нанесения ущерба национальным интересам на три группы - главные, основные и сопутствующие. В свою очередь, основные угрозы наиболее предметно следует привязать к соответствующим национальным интересам и видам национальной безопасности и подразделить на виды угроз. Сопутствующие угрозы можно отнести к подвидам угроз.

Главной внешней угрозой (ir = 21) является глобальная экономическая и геополитическая экспансия мирового финансового капитала и некоторых сопредельных государств.

Главной внутренней угрозой (ir =11) является разрушение государственности, потеря независимости, суверенитета и территориальной целостности страны в результате объединенного действия внутренней финансово-олигархической агентуры и центростремительных сил национально-этнических и экстремистских, религиозных финансово-экономических группировок национальных регионов, внешнего финансирования внутренней агентуры, использования социально-политического недовольства подавляющего большинства населения вследствие сохраняющегося длительное время низкого жизненного уровня подавляющей массы населения.

Основные внешние угрозы (irø=21ø) могут быть представлены следующим списком:

1) Агрессивность США и их союзников по блоку НАТО в проведении внешней политики и экономики в отношении независимых ресурсодобывающих государств и ряда других государств, которые не подчиняются полному диктату международного финансового капитала (φ=1);

2) Продвижение блока НАТО к западным границам России, создание на границе объективных очагов напряженности с пограничными государствами (φ=2);

3) Продолжение политики США и НАТО окружения России со стороны сухопутных границ недружественными государствами, создание в последних американских военных баз и финансовая поддержка враждебной или провокационной политики, направленной против России (φ=3);

4) Военное и экономическое подчинение славянских государств в Европе международному финансовому капиталу, прежде всего США, превращение этих государств в послушных марионеток в военно-политическом давлении на Россию (φ=4);

5) Создание из Прибалтийских государств (Польша, Литва, Латвия и Эстония) форпоста военной и геополитической экспансии НАТО на Восток к центру России (φ=5);

6) Геополитическое и экономическое отторжение Калининградской области как суверенной части России, создание постоянно действующего источника напряженности отношений с Литвой, Латвией и Польшей (φ=6);

7) Дипломатически прикрываемая непричастностью, но осуществляемая фактически финансовая и информационная поддержка международным финансовым капиталом США и НАТО и рядом арабских государств международного терроризма, сепаратизма и религиозного экстремизма в национальных регионах России; фактическая поддержка бандформирований в Чечне. Препятствование завершению антитеррористической операции в этом регионе, переходу Чечни к мирной и конституционно-правовой жизни (φ=7);

8) Геополитическая экспансия Китая путем «тихого» заселения китайцами Дальнего Востока и приграничных территорий Сибири (φ =8);

9) Блокирование расширения экономических связей, продолжение политики экономической дискриминации интересов России в Европе, на Ближнем Востоке, в Центральной и Юго-Восточной Азии и в других регионах со стороны международного финансового капитала и прежде всего со стороны США, ряда государств НАТО и Японии ( φ =9);

10) Систематическое геополитическое давление, отказ от нормальных добрососедских отношений, искусственное замораживание развития экономических отношений со стороны Японии из-за притязаний последней на спорные «территории» Курильских островов и Южного Сахалина (ф =10);

11) Военно-политическое и экономическое давление США и ряда государств НАТО на бывшие союзные республики (Украину, Беларусь, Молдову, Грузию, Азербайджан, Туркмению, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан) с целью создания из последних недружественных к России государств - форпостов будущей военной агрессии НАТО (φ=11);

12) Продолжение политики международно-правовой дискриминации России со стороны США и НАТО в отношении прав и свобод соотечественников за рубежом, правовой защиты зарубежной собственности и имущества государства (φ =12);

13) Втягивание России в кабальную финансовую, технологическую и продовольственную зависимость от Запада и международного финансового капитала, продолжение попыток управления извне экономикой России в своих интересах, прежде всего в интересах экономической и геополитической экспансии (φ=13);

14) Разжигание локальных военных конфликтов вблизи национальной территории России против дружественных государств или государств, имеющих с Россией общие экономические и политические интересы (φ=14);

15) Развертывание международным финансовым капиталом через систему международной информации глобальной информационной войны против национальных интересов России в целях подрыва ее национальной безопасности (φ =15).

Основные внутренние угрозы (irφ=11ø) могут быть представлены в следующем составе:

1) Продолжающаяся бесконтрольность со стороны государства хищнического потребления природных ресурсов, полезных ископаемых, материальных и культурных ценностей страны криминальными и финансово-экономическими группировками, связанными с международным-финансовым капиталом (φ=1);

2) Систематический вывоз отечественного капитала, вырученного от продажи природных ресурсов и сырья за рубеж в государства, контролируемые международным финансовым капиталом (φ =2)

3) Продолжающаяся разбалансировка в экономической и финансово-кредитной политике развития страны с перекосом на потребление природных ресурсов и сырья и их продажу за рубеж(φ= 3);

4) Замедленное восстановление промышленности и сельского хозяйства, разрушенных «демократическими» реформами после развалa (Советского Союза (φ=4);

5) Сохранение в системе государственной власти ключевых позиций крупного интернационального капитала, образовавшегося на основе приватизации народного достояния группой пш интернациональной принадлежности(φ =5);

6) Продолжающееся социально политическое расслоение общества на очень богатых, достаточно богатых, бедных и очень бедных; к последним относится подавляющее количество населения страны (φ=6);

7) Замедленное восстановление боеспособности Вооруженных Сил, слабое их обеспечение по всему спектру - финансовому, материально-техническому, продовольственному, пополнению вооружением и военной техникой (φ=7);

8) Деградация военной и гражданской промышленности, разрушенной в годы «демократических» реформ и приватизации народного хозяйства (φ=8);

9) Усиление полицейских сил и функций m счет снижения сил и функций обеспечении оборонной безопасности и обороноспособное: и страны (φ=9);

10) Продолжающееся замораживание низкого жизненного уровня подавляющего большинства населения на фоне процветания олигархии и финансово-экономических интернациональных группировок в стране (φ=10);

11) Существование сильного и масштабного организованного криминала, преступных группировок и банд, специализирующихся на рэкете шантаже, грабежах и насильственном перераспределении капитала и собственности в стране (φ=11);

12) Продолжается в глобальных масштабах процветание в стране алкоголизма, наркомании и проституции; вырождается национальный генофонд (φ= 12);

13) В системе государственной власти и в чиновничьем аппарате продолжает занимать сильнейшие позиции коррупция и получение взяток от населения и организаций за правовые услуги и действия, предусмотренные законами страны и функциональными обязанностями чиновников (φ= 13);

14) В отдельных случаях правоохранительные органы смыкаются с коррупцией и криминалом (φ=14);

15) Продолжает существовать национально-этническая напряженность в обществе из-за несправедливого распределения материальных и духовных благ в пользу узкой группировки лиц интернациональной принадлежности, захвативших в экономике и политике ключевые позиции (φ=15)

16) Продолжается политика духовно-нравственного и культурного разложения коренного населения и особенно молодежи путем насаждения прозападной культуры и ценностей потребительского общества, основанных на вседозволенности власти денег, нигилизме к нравственности, национальным традициям и культуре, процветания культа потребления всего и вся без ограничений, если позволяет кошелек (φ=16);

17) Осуществляется через отечественные СМИ системная дезинформация, в ряде случаев ведётся информационная и психологическая война против собственного народа СМИ, подконтрольными международному финансовому капиталу и интернациональным финансово-экономическим группировкам (φ=17);

18) Продолжается беспрецедентное в мировой истории сосредоточение финансового капитала основных отраслей экономики страны в руках узкой группы лиц интернациональной принадлежности, выступающих в качестве агентов международного финансового капитала (φ=18);

19) Государством последовательно теряется монополия на стратегические отрасли народного хозяйства, существенно слабеет контроль государства за деятельностью крупного частного капитала (φ=19);

20) Продолжается спад или стагнация в развитии реального сектора экономики, ведущих отраслей народного хозяйства, военной промышленности (φ=20);

21) Происходит стагнация развития энергосырьевого комплекса страны (φ=21);

22) Продолжает существовать сильная продовольственная зависимость страны от поставок Запада на обмен за продажу природных ресурсов и сырья при слабом финансировании и слабой государственной поддержке отечественного сектора агропромышленного комплекса экономики (φ=22);

23) Существует системное подавление национального самосознания русских как великой нации, способной объединить народы России на пути экономического и духовного возрождения, при возвеличивании роли в стране представителей узкой группы лиц интернациональной принадлежности и агентов влияния международного финансового капитала (φ=23);

24) Возрастает экологическая и техногенная опасность глобального загрязнения окружающей среды и территории России, как за счет собственной технологической деятельности, так и за счет превращения ряда ее районов в международную свалку вредных радиационных, химических и технологических отходов западной цивилизации (φ=24);

25) Недостаточное, на очень низком уровне даже для выживания, финансирование науки, культуры, системы здравоохранения, жилищного строительства и системы образования (φ=25);

26) Продолжается систематический отток за рубеж лучших «умов» и специалистов страны (φ=26);

27) Теневая экономика продолжает занимать в государстве доминирующее положение (φ=27).

Сопутствующие внешние угрозы (irφ=23ø) национальной безопасности могут включать:

1) Военно-политическое и экономическое показное дистанцирование от России государств, входивших ранее в Варшавский договор, а также некоторых бывших союзных республик (φ=1);

2) Игнорирование США и отдельными их союзниками международного права и резолюций ООН по поддержанию мира, исключению каких-либо форм военной агрессии и применения военной силы, в том числе и с целью установления «мирового порядка» (φ=2);

3) Ухудшение экономических связей России с значительной частью развивающихся государств Африки, Азии и арабскими государствами; стагнация внешней торговли и других экономических отношений с крупнейшими государствами - Японией, Китаем, Индией, Бразилией, Аргентиной, ЮАР и другими (φ=3);

4) Дискриминация, переходящая в ряде случаев в геноцид, русскоязычного населения в Прибалтийских государствах и в некоторых других бывших союзных республиках Северного Кавказа и Средней Азии (φ=4);

5) Многолетняя задержка выплат по советским кредитам в ряде государств - должников Ближнего Востока и Африки при наличии одновременно жесткой политики Запада по выплате советских долгов Россией (φ=5).

Сопутствующие внутренние угрозы irφ= 13ø) национальной безопасности могут быть представлены как:

1) Возрастание доли обездоленных, живущих за чертой бедности людей; попадание в их число большинства пенсионеров (φ=1);

2) Возрастание национализма и религиозного экстремизма в национальных регионах России (φ=2);

3) Продолжающееся запустение сельских районов в европейских и азиатских районах России; продолжающийся развал коллективного сельского хозяйства не компенсируется возрастающей долей фермерства (φ=3);

4) Попадание части сельскохозяйственных угодий в систему купли-продажи как частной собственности при ослабленном контроле со стороны государства за их рентабельностью (φ=4);

5) Возрастание религиозной экспансии из-за рубежа сект и традиционных религиозных конфессий с вытеснением русской православной церкви; создание из вновь приобретенных «верующих» агентуры западных спецслужб (φ=5);

6) Ухудшение или стагнация жилищной проблемы в крупных городах за счет прекращения или резкого сокращения жилищного строительства для малоимущего населения и практического прекращения предоставления бесплатного жилья малоимущим гражданам, многодетным семьям и инвалидам (φ=6);

7) Ухудшение медицинского обеспечения населения, возрастание дорого оплачиваемой части медицинских услуг при резком снижении бесплатной медицинской помощи; общее понижение здоровья населения, возрастание количества опасных заболеваний и общей смертности с продолжающимся сокращением рождаемости и повышением доли людей пенсионного и пожилого возраста (φ=7);

8) Резкое ухудшение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг при их относительном удорожании в бюджете малоимущих семей (φ=8);

9) Стремительный, катастрофический развал инженерных коммуникаций теплосетей, водоснабжения и канализации, электрических сетей в городах и поселках (φ=9);

10) Усиление стихийной миграции населения из национальных регионов России в южные и центральные районы европейской части (φ=10);

11) Ужесточение и бюрократизация иммиграционных законов для русскоязычного населения, оставшегося после развала Советского Союза за рубежом (φ=11);

12) Ухудшение экологической обстановки и повышение техногенной загрязненности территорий городов и поселков, а также прилегающих районов (φ=12);

13) Понижение доверия граждан к государственному банку, другим частным банкам в связи с неоднократными кризисами банковской системы, отсутствием системы справедливой компенсации долгов по вкладам населения (φ=13);

14) Усиление социально-политической напряженности в обществе из-за ожесточения со стороны государственной власти правового и политического давления на граждан, политические общественные организации, высказывающих свое недовольство существующим положением дел в государстве (φ=14);

15) Сохранение в обществе нигилизма по отношению к системе выборности государственной власти демократическим путем на объективной и справедливой правовой основе; активная часть населения из года в год проявляет к выборам равнодушие или выражает свой протест путем «молчаливого несогласия», отказываясь от участия в выборах, проходящих в условиях господства власти денег, политических партийных махинаций, пиарных технологий и в ряде случаев проведения удачных попыток фальсификации результатов, не устраивающих предыдущую власть (φ=15);

16) Возникновение с подачи подконтрольных крупному капиталу отечественных СМИ попыток политической дискриминации, правового давления под лозунгом «борьбы с экстремизмом» политических общественных организаций, выступающих с народно-патриотических позиций государственности и защиты национальных интересов (φ = 16);

17) Продолжают повторяться рецидивы сепаратистских тенденций в национально-этнических регионах и попыток создания в национальных республиках особых Конституций, противоречащих Конституции России, ослабляющих государственность и единство народов (φ=17);

18) Ухудшение всей системы природопользования, регулирования лесного хозяйства, поддержания чистоты водоемов, используемых для питьевых нужд (φ=18);

19) повышение количества и объема аварий, понесенного от них ущерба по техногенным причинам изношенности и исчерпания эксплуатационного ресурса промышленного оборудования, систем коммуникаций, дорог, снижения требований по технике безопасности, санитарным и пожарным нормам, правилам электробезопасности, пожаро-взрыво-безопасности (φ= 19);

20) повышение частоты и объема чрезвычайных природных происшествий - наводнений, селей, землетрясений, гигантских лесных и торфяных пожаров, затяжных ливневых дождей, длительной засухи и других стихийных бедствий, вызнанных техногенным вмешательством в природу, а также масштабными экспериментами по «управлению» погодой и климатом, проводимых за рубежом в интересах создания геофизического оружия (φ=20).

Ранжирование угроз национальной 6езопасности

Ранжирование угроз национальной ос (опасности в качественном отношении ранее осуществлено по признакам - главные, основные и сопутствующие угрозы. В количественном отношения угрозы национальной безопасности целесообразно ранжировать по их видам и вектору направленности путем измерения прогнозируемою ущерба, который может быть нанесен при реализация той или иной угрозы при отсутствии ей противодействия и действенной защиты соответствующих национальных интересов.

Ранжирование угроз по измерению потенциального ущерба национальным интересам осуществляется путем оценки относительного потенциала силы угрозы нанесения ущерба определенной совокупности национальных интересов с учетом вероятности реализации угроз по следующей модели:

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

где νjrφ/Σij- относительный потенциал угрозы irø-го вида, ориентированный на совокупность национальных интересов ij-го вида;

ρirØ- вероятность реализации irØ-ой угрозы.

Индексы i, r, Ø, j соответственно характеризуют:

i - вектор угроз и национальных интересов :

i = 1 - внутренние угрозы;

i = 2 - внешние угрозы;

r - ранг угрозы : r =1 - главная угроза; r =2 -основная угроза, r=3 - сопутствующая угроза; Ø - последовательный номер (тип) угрозы в соответствующем списке угроз;

j - тип национального интереса в соответствующем списке национальных интересов (НИ). Относительный потенциал угрозы определяется по формуле вида

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

где Кi - коэффициент приоритетности внутренних национальных интересов и угроз над внешними национальными интересами и угрозами;

КirØ - коэффициент потенциальной опасности irØ- ой угрозы;

ρij - относительная важность ( вклад) ij -го национального интереса в общей системе национальных интересов;

nØ- количество национальных ij -x интересов, на которые ориентирована irØ -ая угроза (оценивается экспертом по вербальному признаку).

Угроза, реализуемая с определенной вероятностью, представляет собой опасность, потенциал которой определяется выражением вида

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Расчет относительной опасности основных

внешних угроз (U22φ) (по данным экспертной оценки)

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Расчет относительной опасности сопутствующих

внутренних угроз (U13φ) (по данным экспертной оценки)

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Расчет относительной опасности сопутствующих

внешних угроз (U23Ø) (по данным экспертной оценки)

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

φ = 4: U234 = П234/П = 0, 01586/6, 0195 = 0, 00262;

φ = 5: U235 = П235/П = 0, 01399/6, 0195 = 0, 00232.

КЛАССИФИКАЦИЯ, РАНЖИРОВАНИЕ И ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ВНЕШНИХ И ВНУТРЕННИХ УГРОЗ ПРИ АНАЛИЗЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Предложенная классификация угроз национальной безопасности, методический аппарат оценки угроз, результаты расчетов их относительной опасности для России создают общую единую методологическую базу оценки обеспечения национальной безопасности страны в рассматриваемый период и на перспективу ее развития и реформирования Вооруженных Сил для широкого спектра научных исследований и прикладных разработок.

Использованная литература

1. Д.В.Сурин. Концепции обеспечения национальной безопасности в общей системе развития военной инфраструктуры Российской Федерации. Инф. Сб. трудов 26 ЦНИИ МО, 1997.

2. Д.В.Сурин. Геостратегия военного строительства объектов МО в интересах обеспечения военной и национальной безопасности России. Сб. докл. НТС НИЦ 26 ЦНИИ МО, 1998.

3. Д.В.Сурин. Концепции и научно-методические основы теории обеспечения национальной и военной безопасности России. Сб. докл. НТК ВИКУ, 1999.

4. Д.В.Сурин. Концепции военной доктрины Российской Федерации на период до 2010 года. Докл. на плен, засед. АВН, 1999.

5. Д.В.Сурин. Научно-методические предпосылки и прогноз динамики развития показателей уровней обеспечения военной и национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Вест. АВН №1, .М., 2001.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации