ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ И МЕТОДИК РАБОТЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВВС

Современные органы управления объединений ВВС зародились и развивались вместе с созданием Военно-воздушных сил. За относительно длительный период органы управления прошли сложный путь организационного развертывания, в ходе которого был накоплен богатый опыт работы личного состава этих управленческих органов.

Вестник Академии военных наук 03-2004г стр70-78.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ И МЕТОДИК РАБОТЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВВС

Подполковник М. А. БОБРОВ,

кандидат исторических наук, доцент, профессор АВН

Современные органы управления объединений ВВС зародились и развивались вместе с созданием Военно-воздушных сил. За относительно длительный период органы управления прошли сложный путь организационного развертывания, в ходе которого был накоплен богатый опыт работы личного состава этих управленческих органов.

Теория науки управления войсками представляет собой систему основных идей, которые дают целостное представление о закономерностях и существенных связях в процессах управления и в отношениях между субъектом и объектом управления. Наиболее существенные стороны и свойства военного управления отражаются в основных научных понятиях теории управления войсками, ее категориях.

К числу категорий, раскрывающих предмет данной науки, относятся: сущность и содержание управления войсками; система управления; организация управления; методы управления; методы работы органов управления; эффективность управления.

Из всех вышеперечисленных категорий в данной работе исследуется лишь одна из них: анализ развития методов и методик работы органов управления объединений ВВС.

Под методом работы органов управления понимаются определенный порядок, правила и приемы осуществления ими (органами управления) деятельности по реализации функций управления и выполнению конкретных задач. Методы работы органов управления реализуются в конкретных процессах управления применительно к видам деятельности войск, например, в ходе работы штаба при подготовке предложений по решению командира, при планировании боевых действий, доведении задач до подчиненных и т.д.

Отличительными чертами методов работы являются относительно четкая постановка решаемых задач или выполняемых работ; применение отработанных правил, приемов работы и частных методик решения задач; необходимый регламент и ресурс времени; возможность привлечения конкретного состава исполнителей и технических средств управления.

С началом Великой Отечественной войны продолжалось совершенствование системы управления авиацией. Значительно повышалась роль авиационного штаба, продолжавшего оставаться основным органом управления авиационными объединениями, соединениями и частями. Штаб руководил их обучением, воспитанием и деятельностью, как в боевой, так и повседневной обстановке.

В ходе войны развивалась и совершенствовалась организационная структура авиационных штабов, непрерывно повышался уровень подготовки специалистов. В ходе первого периода войны в структуре авиационных штабов произошли существенные изменения: неоднократно уменьшался состав штабов ВВС фронтов, авиационных дивизий и полков. Трижды сократились, а затем вовсе были ликвидированы штабы ВВС армий. В основном эти сокращения были оправданны. Но частые изменения в расстановке людей, ликвидация целых звеньев в цепи управления и создание новых не способствовало достижению слаженности в работе штабов. Поэтому деятельность некоторых авиационных штабов в то время характеризовалась низкой оперативностью, недостаточным знанием обстановки.

Устранению указанных недостатков способствовала хорошо организованная боевая и оперативно-тактическая подготовка, которая включала коллективную и индивидуальную командирскую учебу, изучение обобщенного боевого опыта, повышение профессионального мастерства работников отделений по специальностям, участие их в сборах, работе конференций и сколачивание штабов в целом как органов управления.

Важнейшими источниками повышения знаний и навыков командиров и офицеров штабов являлись приказы и директивы Ставки ВГК, командования ВВС Красной армии, информационные бюллетени и инструкции Генерального штаба и штаба ВВС. В них содержался анализ опыта боевых действий на фронтах Второй мировой войны и давались рекомендации по организации и осуществлению управления объединениями, соединениями и частями авиации'.

Основную же часть знаний командиры и офицеры штабов получали во время переподготовки в академиях и на курсах усовершенствования офицерского состава. За годы войны только академия командного и штурманского состава ВВА КА (ныне ВВА им. Ю.А. Гагарина) подготовила 3792 специалиста. Свыше 70% начальников штабов соединений, начальников оперативных отделов (отделений) объединений (соединений) и их помощников прошли подготовку в этой академии или на курсах усовершенствования. На должность начальников штабов объединений без прохождения таких курсов вообще не назначали.

Улучшению управленческой деятельности способствовало и совершенствование организационной структуры штабов, конечной целью которого являлось четкое разграничение оперативной и обеспечивающей функций между различными инстанциями.

Со второй половины 1942 года все отделы, ведавшие устройством тыла, снабжения, инженерно-аэродромного обеспечения, военного сообщения в авиационном объединении были выделены в отдельное учреждение - штаб тыла. Теперь усилия штаба воздушной армии были направлены на управление подчиненными авиационными соединениями и частями. Это способствовало повышению оперативности и твердости руководства авиацией. Достижению оперативности в работе штабов помогло и повторение элементов организационной структуры штаба объединения в низших инстанциях. Ведущие отделы - оперативный, разведывательный, связи, шифровальный- развертывались в штабах воздушных армий и авиационных корпусов. В дивизиях и полках имелись соответствующие отделения.

Такая структура укрепляла связи штабов различных уровней друг с другом. В результате проведения мероприятий уровень работы штабов авиационных объединений, соединений и частей в целом значительно повысился.

В годы Великой Отечественной войны условия работы командиров и штабов на этапе подготовки к боевым действиям отличались существенным разнообразием. Для первого периода войны (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.) наиболее характерны были ограниченные сроки подготовки к боевым действиям. На подготовку ВВС фронта отводилось от нескольких часов до 5 суток. ВВС общевойсковой армии располагали временем от 5 до 20 часов. Конкретные задачи авиационным дивизиям ставились, как правило, за 3-4 часа до вылета. На подготовку авиационных частей оставалось менее 3 часов.

Значительно изменились условия работы органов управления во втором периоде войны (19 ноября 1942 г. - декабрь 1943 г.). Штабы оперативных объединений стали располагать большим временем на подготовку к боевым действиям: почти месяц готовились фронтовые операции накануне перехода советских войск в контрнаступление под Сталинградом, а также при прорыве блокады Ленинграда. От 6 до 15 суток готовились Сестрогожско-Россошанская, Орловская и Белгородско-Харьковская операции. Соответственно увеличилось до 6-10 суток время, отводимое на подготовку авиационным объединениям. За 2-4 суток стали получать задачу авиационные соединения. Время, отводимое на подготовку авиационных частей, в большинстве случаев не превышало 24 часов.

Необходимо отметить, что условия подготовки авиационных соединений и частей улучшились в третьем периоде войны (январь 1944 г. - 8 мая 1945 г.).

К этому времени был накоплен большой боевой опыт, который получил обобщение в директивах и приказах Ставки ВГК, в уставах и наставлениях. В третьем периоде чаще, чем прежде, и более целенаправленно проводилась подготовка к боевым действиям без оперативных пауз в ходе боев и сражений.

Наиболее важными мероприятиями, проводившимися в штабах при подготовке к боевым действиям, являлись: сбор и изучение информации об обстановке; планирование боевых действий и разработка боевых документов; доведение задач до подчиненных; организация системы пунктов управления; организация взаимодействия и всестороннего обеспечения боевых действий.

Сбор и изучение информации о боевой обстановке имели первостепенное значение для обеспечения непрерывного управления авиационными объединениями, соединениями и частями. Недостаточная осведомленность командиров и штабов об истинном положении дел неизбежно приводили к необоснованным решениям, постановке подчиненным нереальных, часто невыполнимых задач. Улучшению работы по сбору и изучению данных об обстановке послужило изменение деятельности командиров и штабов на основе требований Наставления по полевой службе штабов 1942 г. и Полевого устава 1943 года. Поиском информации стал руководить лично начальник штаба, а каждый отдел и служба собирали данные только по определенному кругу вопросов. Это устранило параллелизм и несогласованность в работе штаба, чему также способствовало введение в состав штабов объединений и соединений офицеров-направленцев.

Большая работа была проведена по упорядочению обработки внутренней информации о боевой обстановке. В штабах объединений и соединений информацию стал принимать круглосуточно оперативный дежурный, а в третьем периоде войны рабочее место оперативного дежурного стали оборудовать выходами всех линий связи объединения (соединения).

Для получения данных воздушной разведки на командных пунктах объединений, соединений и частей устанавливались радиоприемники, настроенные на волну радиосети воздушной разведки, на которой работали радиостанции всех самолетов-разведчиков в авиационном объединении. Материалы фоторазведки доводились до офицеров управления путем нанесения дешифрованных материалов на специальные карты и схемы масштаба 1:25000, 1:50000 и размножения их литографским способом большим тиражом. К дешифрированию материалов фоторазведки вместе с авиационными специалистами привлекались представители штабов артиллерии и инженерных войск.

Таким образом, методы работы командиров и штабов по сбору и изучению информации об обстановке в годы войны улучшались за счет комплексного использования различных источников и способов получения необходимых сведений и четкого распределения обязанностей между офицерами штабов, что позволило повысить своевременность и достоверность, увеличить объем и углубить содержание данных об обстановке.

Планирование боевых действий заключалось в определении последовательности, сроков и способов выполнения боевой задачи, создании необходимой группировки сил и средств, а также в организации их взаимодействия и всестороннего обеспечения. В концентрированном виде все это находило выражение в решении командующего (командира) на боевые действия, которое он принимал единолично.

Во втором и третьем периодах войны, в отличие от первого, увеличилась роль штаба в обеспечении принятия решения. Отделы и службы штабов не только готовили данные, позволявшие командующему (командиру) глубоко уяснить обстановку, но и вырабатывали свои предложения по использованию имевшихся сил и средств.

Последовательность выработки решения имела два варианта в зависимости от наличия времени на подготовку к боевым действиям. Первый вариант состоял в том, что командующий (командир) после получения и уяснения боевой задачи информировал (сам или через начальника штаба) офицеров ведущих отделов и служб об этой задаче и давал указание по подготовке справочных данных для принятия решения. После заслушивания этих данных принималось решение (Рис. 1). Командующие (командиры) и их штабы применяли первый вариант выработки решения тогда, когда они располагали достаточным временем (в оперативные паузы, при планировании боевых действий авиации на первые дни операции).

В других случаях (в ходе операций) работа организовывалась по второму варианту. Его сущность заключалась в том, что короткие доклады специалистов заслушивал начальник штаба, а затем в обобщенном виде докладывал командующему (командиру) предложения по наиболее важным вопросам решения.

Первый вариант являлся основным для штабов воздушных армий, реже - корпусов, а второй - для работы штабов авиационных корпусов, дивизий и полков.

В первом периоде войны в условиях острого дефицита времени боевые документы не всегда оформлялись. В последующем при наличии времени в авиационном соединении отрабатывались: карта решения командира, план (плановая таблица) взаимодействия, боевой приказ, планы прикрытия войск, перебазирования авиации, воздушной разведки, планы и распоряжения по видам обеспечения. В авиационном объединении помимо перечисленных документов разрабатывались: план боевого использования соединений и частей, план оперативной маскировки и документы по скрытому управлению войсками. В авиационной части, как правило, ограничивались использованием карты решения командира и боевого приказа.

Во время войны авиационными штабами применялись два метода работы при планировании боевых действий: последовательный и параллельный. Последовательный метод заключался в том, что низшие инстанции начинали подготовку после того, как все вопросы были отработаны в высшей инстанции. Этот метод позволял объединениям, соединениям и частям более качественно подготовиться к боевым действиям, но требовал значительного расхода времени.

Если время было ограничено, то применялся параллельный метод работы штаба. Он заключался в том, что работа и в высших и в низших инстанциях начиналась с небольшим разрывом по времени.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ МЕТОДОВ И МЕТОДИК РАБОТЫ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНИЙ ВВС

В процессе подготовки к боевым действиям важное место занимала организация системы пунктов управления. Сложившаяся на фронтах боевая обстановка первых дней войны потребовала от органов управления авиацией высокой мобильности. Для ее достижения штабы делились на два эшелона.

Обычно в первый эшелон штаба авиационного объединения входили: командующий; военный совет; отделы штаба, которые обеспечивали управление - оперативный, разведывательный и др.; заместители командующего, начальники служб, офицеры политотдела.

Во второй эшелон входили: отделы штаба, которые непосредственно не были связаны с боевой деятельностью авиационного объединения, а также управление тыла. Фактически вторые эшелоны штабов являлись тыловыми пунктами управления (ТПУ) ВВС фронта.

Руководство подчиненными соединениями осуществлялось первым эшелоном с командного пункта (КП), где проводилась основная работа по сбору, анализу всей информации об обстановке, велось планирование боевых действий, а также организация взаимодействия и управления.

Пункты управления ВВС фронта располагались поблизости от соответствующих пунктов управления командующих войсками фронта. Командные пункты ВВС армии также располагались, как правило, поблизости от КП командующего данной армии. Однако, неустойчивая наземная связь часто приводила к потере управления подчиненными соединениями и частями. Поэтому в некоторых случаях КП ВВС армии развертывались вблизи районов базирования авиации. На командный пункт общевойсковой армии в этом случае направлялся авиационный представитель от штаба ВВС для согласования вопросов взаимодействия и поддержания связи с общевойсковым командованием.

Приближение пунктов управления авиацией к району боевых действий, совместное их расположение с ПУ общевойскового командования способствовали повышению гибкости управления, а также улучшению взаимодействия авиации с войсками фронта.

Методы работы штабов по планированию и постановке задач подчиненным всегда находились в тесной связи с организацией взаимодействия.

Объем вопросов по согласованию усилий войск в операциях за годы войны значительно возрос. Объясняется это тем, что взаимодействие стало осуществляться на все большую глубину, в условиях более высоких темпов наступления войск, а также существенных изменений организации обороны противника. Она становилась более эшелонированной, плотно насыщенной огневыми средствами. Это потребовало более тщательной подготовки данных для решения огневых задач при ее прорыве.

Опыт Великой Отечественной войны изменил взгляды на организацию взаимодействия. Если в начале войны считалось, что организация взаимодействия была функцией штаба, то уже во втором ее периоде за организацию взаимодействия стал отвечать лично командир.

Порядок организации и поддержания взаимодействия между родами авиации в основном был отработан к началу второго периода и до конца войны существенных изменений не претерпел. Взаимодействие обеспечивалось: базированием на одном аэродроме взаимодействующих частей; выделением на сопровождение бомбардировщиков и штурмовиков одних и тех же соединений истребительной авиации; личным контактом должностных лиц взаимодействующих соединений; подчинением в боевом полете групп истребителей непосредственного сопровождения командиру ударной группы; тщательной отработкой вопросов совместных действий в период подготовки.

Немалые трудности в годы Великой Отечественной войны иногда встречались при организации взаимодействия между авиацией и сухопутными войсками.

В первый период войны работа по организации взаимодействия проводилась под влиянием взглядов, сложившихся в военной науке в предвоенные годы. Первые же месяцы войны вскрыли многочисленные изъяны в методах организации управления и взаимодействия сухопутных войск и авиации: заявки на применение авиации длительное время проходили по инстанциям; действия авиации были плохо увязаны с задачами, которые решали сухопутные войска; группы штурмовиков и бомбардировщиков наносили удары по объектам, расположенным на значительном удалении от переднего края из-за опасности поражения своих войск; офицеры соединений и частей сухопутных войск и авиации не имели достаточного опыта в организации и осуществлении взаимодействия, не умели организовать управление авиацией над полем боя.

Во втором периоде войны взаимодействие значительно улучшилось. Этому способствовало использование более совершенных средств связи, целеуказания и взаимного обозначения авиации и сухопутных войск на поле боя.

С конца 1942 года ответственные офицеры штабов авиационных корпусов, дивизий и полков привлекались в качестве авиационных представителей в сухопутных войсках. Они привлекались к планированию взаимодействия.

В ходе совместной работы представители общевойсковых авиационных штабов определяли: объекты действий и составы ударных групп авиации; время ударов и участки пролета через линию фронта, порядок прикрытия сухопутных войск от ударов противника с воздуха, объекты ПВО противника, которые подавляют сухопутные войска; способы связи между самолетами и различными родами сухопутных войск на поле боя.

Результаты работы по организации взаимодействия отражались на единой карте целей, в планах и плановых таблицах взаимодействия авиационных корпусов и дивизий с общевойсковыми и танковыми армиями при отработке боевых документов в штабах авиационных соединений.

В целом, рассматривая методы работы органов управления по подготовке соединений и частей к боевым действиям по периодам войны, следует отметить тенденцию повышения роли авиационных штабов. Офицеры штабов и командиры всех степеней осваивали эффективные методы работы, внедряя их в повседневную деятельность частей, соединений и объединений.

Особенностью методов работы командования и штабов авиационных объединений и соединений в ходе боевых действий явилось осуществление большого комплекса мероприятий по управлению и предельно сжатые сроки. Это обусловливалось резкими изменениями наземной и воздушной обстановки, скоротечностью боевых действий, высокой подвижностью некоторых объектов ее действий и необходимостью постоянного нахождения в высокой степени боевой готовности к выполнению вновь возникавших задач.

В годы войны применялись две формы управления авиацией: централизованная и децентрализованная.

В операциях первого периода войны был осуществлен переход от децентрализованного к централизованному руководству авиацией в масштабе фронта за счет изменения организационной структуры объединений фронтовой авиации весной 1942 г.

Централизация управления не означала подмену нижестоящего командира высшим. Командующий ВВС КА в директиве от 28 июля 1942 г. указывал, что централизованное управление «... не должно доводиться до крайности и становиться самоцелью». Поэтому во втором и в третьем периодах войны наряду с централизованной формой управления допускалась и частичная его децентрализация. Она касалась той части истребительной и штурмовой авиации, которая передавалась в оперативное подчинение танковым армиям и корпусам, действовавшим в качестве подвижных групп фронтов и армий.

При использовании централизованной формы управления работа штаба была более четкой, ритмичной, т.к. в этом случае использовались отработанные и многократно апробированные алгоритмы управленческой деятельности.

Сложнее было работать штабам авиационных соединений, переданных в оперативное подчинение командирам подвижных групп (ПГФ). Вследствие отрыва ПГФ от основных сил фронта и районов базирования авиации в операциях второго периода войны связь штабов ПГФ и авиационных соединений была устойчивой лишь в первые 2-3 дня ее действий.

В годы войны с совершенствованием средств управления изменялись методы управления авиацией при выполнении ею боевых задач. Совершенствование материальной базы управления явилось предпосылкой для развития системы управления, а это, в свою очередь, привело к тому, что командир стал лично руководить подчиненными, находясь вместе с общевойсковым командованием на поле боя. Необходимые данные для оперативного принятия решения ему готовила небольшая группа специалистов штаба. Этот метод управления стал основным для командиров авиационных соединений в третьем периоде войны. Он был узаконен в руководящих документах.

Командиры авиационных соединений, находясь на пунктах управления командиров стрелковых и танковых соединений, по заявкам последних могли вызывать дежурные силы авиации на поле боя и принимать решение на перенацеливание авиационных подразделений и частей, находившихся в воздухе, на выполнение новых задач.

Командиры авиационных частей управляли подчиненными не только с наземных пунктов, но и непосредственно из боевых порядков в воздухе, участвуя в боевых вылетах.

Помимо управления посредством личного общения практиковалось руководство подчиненными частями и соединениями через штаб. Этот метод являлся основным для командующих авиационными объединениями и использовался в малонапряженные периоды боевых действий. В сложной обстановке в условиях отрыва командиров от районов базирования соединений при интенсивных боевых действиях авиации штабы, организуя управление, старались использовать положительные качества обоих методов в зависимости от конкретных условий. В этих случаях командующий лично ставил задачу (осуществлял вызов авиации или перенацеливал группы, находящиеся в воздухе) только в экстренных, не терпевших отлагательства случаях. Если же позволяла обстановка, то вызов авиации осуществлялся через штаб, который ставил задачи соединениям, зная их состояние и возможности на данный момент времени.

Таким образом, в годы Великой Отечественной войны при осуществлении руководства авиацией решались сложные и многообразные задачи. При этом органы управления творчески применяли различные методы и методики работы в зависимости от складывающейся обстановки, не допуская абсолютизации той или иной формы, того или иного метода.

В первом послевоенном периоде (сентябрь 1945 г. - 1953 г.), когда существенных изменений в средствах вооруженной борьбы еще не произошло (атомное оружие находилось в стадии накопления, поступившие на вооружение ВВС реактивные самолеты имели дозвуковые скорости), способы и методы управления подчиненными частями, соединениями и объединениями почти не отличались от тех, которые были в период Великой Отечественной войны. Однако сразу же после войны была проведена большая работа по обобщению опыта деятельности авиационных штабов в годы минувшей войны. Результатом этой напряженной работы стало принятие Полевого устава Вооруженных Сил (1948 г.), уставов родов войск, в том числе и Боевого устава ВВС Советской Армии (1953 г.).

В соответствии с вышеназванными документами управление соединениями и частями ВВС должно было осуществляться командующим (командирами) двумя основными способами - личным общением командующего (командиров) с подчиненными командирами и через штаб. Наиболее широкое распространение имел проверенный в операциях Великой Отечественной войны способ личного общения. Он обеспечивал возможность наиболее полного изложения командиром своего решения подчиненным.

Важное значение имел способ управления через штаб путем отдачи боевых приказов, боевых распоряжений и распоряжений по службам. Этот способ управления рекомендовалось применять в ходе операций, когда командующий (командир) не имел возможности для личного общения с подчиненными командирами.

В первом послевоенном периоде система пунктов управления почти полностью сохранилась в том виде, в каком она была на завершающей стации Великой Отечественной войны. Изменения заключались лишь в создании в масштабе ВА вместо наблюдательного пункта - передового командного пункта (ПКП ВА).

Для управления истребительной авиацией ВА на командном пункте армии стал развертываться Главный пункт управления и наведения (ГПУН НА ВА), а на КП (ПКП) авиационных корпусов и дивизий - пункты управления и наведения (ПУН иап, ПУН иад).

Для раннего обнаружения самолетов противника и наведения на них своих истребителей предусматривалось использование самолетов наблюдения, наведения, информации и связи (СННИС), явившихся прообразом современных АК РЛДН.

Таким образом, в первый послевоенный период происходил непрерывный процесс совершенствования управления авиацией по линии улучшения структуры органов и пунктов управления и методов их работы, а также совершенствования техни-4еских средств управления.

Однако уже к середине 50-х годов в связи с развитием Вооруженных Сил и военного искусства назрела острая необходимость коренных изменений во взглядах на управление авиационными объединениями, соединениями и частями.

Процесс роста боевых возможностей авиационных комплексов в послевоенные годы приводил к усложнению условий управления, повышал уровень требований по обеспечению его эффективности. Реализация этих требований достигалась совершенствованием органов, пунктов и средств управления, а также форм и методов работы командующих (командиров) и их штабов. Большое значение имело выделение особенностей в работе штабов различных родов авиации. Совершенствование методов работы имело целью обеспечить своевременное и качественное выполнение органами и пунктами управления возлагаемых на них функций в процессе подготовки боевых действий авиации.

Однако принцип раздельного освещения особенностей работы штабов каждого вида Вооруженных Сил в дальнейшем развития не получил.

В соответствии с документами 1964 г. на авиационные штабы возлагался ряд новых задач: поддержание постоянной боевой готовности и организация боевого дежурства; организация и поддержание взаимодействия с зенитными и ракетными частями и соединениями; обеспечение безотказной работы АСУ; организация и обеспечение спасения экипажей, терпящих бедствие; организация эффективного использования в штабах вычислительной техники.

В изменившихся условиях были расширены требования, предъявляемые к управлению. К их числу относились: постоянная готовность системы управления к боевой работе, универсальность этой системы; устойчивость, оперативность и скрытность управления.

Требование постоянной готовности системы управления к боевой работе было вызвано возросшими возможностями противника по внезапному нападению на нашу страну, а также необходимостью обеспечения постоянной боевой готовности авиации. Для достижения высокой готовности системы управления считалось необходимым создать ее единой на мирное и военное время с тем, чтобы с началом военных действий она могла бы функционировать в полном объеме без существенной перестройки. Реализация такого требования стала возможной после создания достаточно разветвленной системы пунктов управления.

Однако в начале 50-х годов в имеющейся системе пунктов управления фронтовой авиации были выявлены серьезные недостатки. Опыт учений показал низкую мобильность пунктов управления из-за громоздкости и малой маневренности РЛС, находящихся на вооружении ВВС. Было отмечено большое время прохождения информации по инстанциям, что объяснялось несовершенством средств управления и т.д.

Для устранения отмеченных недостатков в работе пунктов управления фронтовой авиацией после 1953 г. были произведены значительные изменения. Так, для повышения устойчивости и обеспечения непрерывности управления считалось необходимым создавать в объединениях и соединениях (дополнительно к имевшимся пунктам управления) запасные командные пункты (ЗКП). При этом в период работы основных КП на ЗКП выполнялись отдельные задачи управления, а при выходе из строя КП с ЗКП осуществлялось управление в полном объеме.

С конца 50-х годов во фронтовой авиации сложилась система пунктов управления, которая успешно функционировала до конца 60-х годов.

В воздушной армии развертывались: КП, ПКП, ТПУ; пункты управления оперативных групп ВА (ПУ ОГ ВА) на командных пунктах (ПКП) общевойсковых (танковых) армий и оперативного воздушного десанта; пункт управления ИА ВА на КП войск ПВО фронта.

В авиационных соединениях, частях и подразделениях имелись: командные пункты авиационных дивизий, полков и эскадрилий (базирующихся отдельно); в авиационных дивизиях истребителей-бомбардировщиков (адиб), а также иад развертывались, кроме того, ПКП и пункты наведения на воздушные и наземные цели (ПН), а в бомбардировочных авиадивизиях - ЗКП.

Новыми элементами в данной системе пунктов управления во ФА по сравнению с ранее существовавшими стали: в ВА - ПУ ОГ ВА и ПУ ИА ВА, а в дивизиях ИА и ИБА - ПН.

Дальнейшее совершенствование системы пунктов управления ФА проходило в условиях все более полного насыщения всех звеньев управления ВА средствами связи и РТО, электронно-вычислительной техникой, объектами АСУ, подвижными средствами управления и подготовленным личным составом.

В начале 70-х годов сложилась и функционировала до начала 80-х годов система пунктов управления ВА.

Армейское звено управления включало: КП, ПКП (он же ЗКП), воздушный КП (ВКП) и ТПУ ВА, центр боевого управления ИА (ЦБУ ВА), развертываемые на КП общевойсковых (танковых) армий первого эшелона. Элементами ЦБУ ВА являлись пункты наведения и целеуказания (ПНЦ), группы боевого управления (ГБУ) и радионавигационные пункты (РНП).

Дивизионное звено управления имело КП, ПКП (он же ЗКП) и воздушные КП (ВКП) авиационных дивизий всех родов фронтовой авиации. В истребительных дивизиях, кроме того, создавались пункты наведения истребителей (ПН ИА) на воздушные цели.

В полковом звене управления имелись КП и ЗКП авиационных полков всех родов ФА.

В начале 80-х годов произошли новые изменения в организационной структуре ВВС. Эти изменения нашли свое отражение и в структуре системы пунктов управления ФА, которая включала оперативное и тактическое звенья управления. Оперативное звено управления включало в себя: объединенный КП ВВС и ПВО фронта с его элементами - объединенным передовым пунктом управления (ППУ) ВВС и ПВО фронта и воздушным пунктом управления (ВзПУ), объединенный ЗКП ВВС и ПВО фронта, ТПУ ВВС фронта.

В единую централизованную систему пунктов управления ВВС фронта стали также входить: объединенные КП, ЗКП, ППУ авиации и ПВО общевойсковых (танковых) армий, ПНЦ, ГБУ, РНП и авианаводчики.

Тактическое звено управления включало: в авиационных дивизиях и полках всех родов ФА - КП и ЗКП. Кроме того, в авиационных дивизиях всех родов авиации - воздушный пункт управления (ВзПУ), а в иапд - пункты наведения.

В такой структуре система пунктов управления ФА функционировала до 1988 г. К этому времени произошли новые изменения оргструктуры ВВС. Они были обусловлены количественным ростом и качественным совершенствованием авиационной техники и вооружения, появлением высокоточного оружия, более совершенных систем управления АСУ. Соответственно изменялась и структура системы пунктов управления ФА. Этот процесс продолжается и в настоящее время. Идет поиск наиболее оптимальных организационных вариантов системы пунктов управления, практическая их проверка в ходе учений и дальнейшее совершенствование с учетом накопленного опыта.

После Великой Отечественной войны совершенствование системы пунктов управления объединений, соединений и частей дальней и военно-транспортной авиаций обусловливалось теми же факторами, что и ФА.

В повышении эффективности управления важное значение имеет его автоматизация. С середины 50-х годов стали разрабатываться и внедряться в ВВС комплексные автоматизированные системы управления (АСУ), обеспечившие автоматизированное решение большинства задач управления. Материальной основой комплексных АСУ стали электронные вычислительные машины, автоматизированные системы засекречивания, шифрования, кодирования и связи, устройства отображения и быстродействующей печати, автоматизированные датчики и другие приборы и устройства.

Разработка комплексных АСУ стала особенно интенсивной после выхода в свет в 1958 г. постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О неотложных мерах по созданию электронно-вычислительной техники в Вооруженных Силах» и приказа Министра обороны Союза ССР 1969 г.

Таким образом, увеличение и сложность поставленных перед ВВС задач, оснащение ВВС новой авиационной техникой, вооружением, совершенствование организационной структуры авиационных объединений, соединений и частей требовали достижения оперативности, гибкости, непрерывности, скрытности и устойчивости управления, а также тесного взаимодействия между различными звеньями организационной структуры как внутри ВВС, так и с другими видами Вооруженных Сил и родов войск.

Выполнение этих требований достигалось расширением системы пунктов управления, повышением их подвижности и защищенности, приближением одних и удалением других пунктов управления от линии фронта, совмещением пунктов ВВС с пунктами управления командующих (командиров) других видов Вооруженных Сил и родов войск, оснащением их высокоэффективной техникой и, прежде всего, ЭВМ, созданием автоматизированных систем управления.

Сложность решаемых задач и складывающаяся в ходе боевых действий наземная и воздушная обстановка требовали повышения эффективности применения имевшихся сил авиации. Для достижения этого командование и штабы авиационных объединений, соединений и частей должны были непрерывно совершенствовать формы, методы и методики своей работы, учитывая влияние различных факторов на их деятельность. Важнейшими среди этих факторов выступали материальная основа создававшихся систем управления и структура органов управления авиационных объединений, соединений и частей.

Информационные сборники Управления ВВС КА №№ 17, 18 за 1944 г. и №№ 20-26 за 1945 г.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации