ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОГО ВЕДОМСТВА СТРАНЫ.
Политические, экономические, социальные, военные, духовные и другие преобразования в мире значительно изменяют характер общественных отношений в пограничной сфере. Они становятся более открытыми, динамичными и цивилизованными. Совершенствуется система обеспечения пограничной безопасности, расширяется международное пограничное сотрудничество, формируется современный облик государственной границы, происходит постепенная демилитаризация способов ее защиты и охраны, развивается пограничная инфраструктура. В то же время ослабление роли государства в обеспечении пограничной безопасности, ошибки в области реализации государственной пограничной политики, а также негативные последствия экономических, социальных, оборонных реформ дали возможность проявиться в ряде приграничных регионов радикальным, экстремистски настроенным силам, использующим террор в качестве средства достижения преступных целей, инструмента давления на законную власть, сотрудников правоохранительных органов, население приграничья. Международный терроризм в начале XXI в. стал одной из главных угроз территориальной целостности и суверенитету многих государств, политической и экономической стабильности в приграничных регионах. В этой связи контртеррористическая деятельность пограничного ведомства, ее всестороннее обеспечение приобретают важное значение в общей системе обеспечения международной, национальной, региональной безопасности и стабильности.
Вестник Академии военных наук 03-2004 стр126-130
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОГО ВЕДОМСТВА СТРАНЫ.
Полковник С.В. МАРКОВ, кандидат философских наук
Политические, экономические, социальные, военные, духовные и другие преобразования в мире значительно изменяют характер общественных отношений в пограничной сфере. Они становятся более открытыми, динамичными и цивилизованными. Совершенствуется система обеспечения пограничной безопасности, расширяется международное пограничное сотрудничество, формируется современный облик государственной границы, происходит постепенная демилитаризация способов ее защиты и охраны, развивается пограничная инфраструктура. В то же время ослабление роли государства в обеспечении пограничной безопасности, ошибки в области реализации государственной пограничной политики, а также негативные последствия экономических, социальных, оборонных реформ дали возможность проявиться в ряде приграничных регионов радикальным, экстремистски настроенным силам, использующим террор в качестве средства достижения преступных целей, инструмента давления на законную власть, сотрудников правоохранительных органов, население приграничья. Международный терроризм в начале XXI в. стал одной из главных угроз территориальной целостности и суверенитету многих государств, политической и экономической стабильности в приграничных регионах. В этой связи контртеррористическая деятельность пограничного ведомства, ее всестороннее обеспечение приобретают важное значение в общей системе обеспечения международной, национальной, региональной безопасности и стабильности.
Как показывает опыт служебно-боевых действий пограничников в войнах и вооруженных конфликтах, важным видом обеспечения контртеррористической деятельности пограничных войск является информационное обеспечение, представляющее собой систему согласованных по целям, задачам, силам, средствам, объектам, условиям, месту и времени мер по сбору, анализу, хранению, защите, формированию и распространению информации, осуществляемых командирами (начальниками), штабами, воспитательными и информационными структурами, оперативными органами, специальными отрядами (подразделениями, группами), отдельными сотрудниками и другими силами по единому замыслу и плану с целью предупреждения и пресечения террористической деятельности на государственной границе и в пограничном пространстве, а также нейтрализации условий, ее обеспечивающих. Роль информационного обеспечения в современных условиях заметно возрастает. Это обусловлено:
важным значением информации в международной системе пограничной безопасности, поиском наиболее эффективных, адекватных возможным угрозам, невойсковых способов охраны государственной границы, защиты территориальной целостности и суверенитета страны, ее экономических и других интересов;
необходимостью эффективного противодействия идеологии экстремизма, попыткам манипулирования общественным сознанием, пропаганде сепаратизма и терроризма, распространения деструктивной информации, подрывающей авторитет пограничников в борьбе с международным терроризмом.
Государственная граница, пограничники все чаше становятся объектами информационного противоборства в пограничной сфере, а установление контроля над пограничным пространством является важной задачей в борьбе за мировое господство и сферы влияния в международной политике, экономике и духовной жизни. При этом государственная граница становится местом пробы сил, столкновения интересов противоборствующих сторон, где проверяются мощь страны и ее возможности защищать свои интересы в пограничном пространстве. Кроме того, в борьбе против законно избранной власти, правоохранительных органов, законопослушных граждан антиобщественные силы все чаще используют средства террора, а сепаратистская, националистическая и религиозно-экстремистская идеология способствует их массовому распространению. В этой связи исследование отношений терроризма и информации является достаточно сложной научной проблемой. С одной стороны, террористическая деятельность всегда содержит в себе информационный компонент, ее эффективность во многом обусловлена уровнем информационного обеспечения, с другой - современная информационная борьба часто подкрепляется или сопровождается проведением террористических акций и использованием других устрашающих «аргументов». Деструктивная информация и террор могут выступать как самостоятельными средствами противоборства, так и применяться совместно, дополнять и усиливать друг друга. Кроме того, для мирового сообщества значительно возрастает угроза кибертерроризма.
Сегодня ни одно государство не в состоянии защитить национальные интересы на государственной границе и в пограничном пространстве от современных и прогнозируемых угроз, используя одни лишь войсковые и военно-технические средства. Обеспечение пограничной безопасности страны все больше и больше становится комплексной задачей, решаемой с помощью политических, дипломатических, разведывательных, контрразведывательных, пограничных, правовых, экономических, таможенных, санитарных, информационных и других мер. И успешно решать эту задачу удается только при их оптимальном сочетании и комплексном применении.
По своему содержанию информационное обеспечение контртеррористической деятельности включает ряд направлений. К их числу относятся:
противодействие пропаганде терроризма, сепаратизма, национализма и другой экстремистской идеологии в пограничном пространстве;
информационное обеспечение контртеррористической деятельности пограничного ведомства страны через средства массовой информации и другие информационные каналы;
информационно-аналитическая деятельность пограничного ведомства по прогнозированию терроризма в интересах своевременного принятия решений по предупреждению и нейтрализации действий террористов на государственной границе и в пограничном пространстве;
организация поиска, сбора и добывания оперативной информации, информационного взаимодействия между субъектами контртеррористической деятельности, обеспечение защиты информации;
информационная работа с пограничниками, членами их семей и местным населением по формированию бдительности, морально-психологической устойчивости, а также их обучение оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, правилам поведения в условиях подготовки и совершения против них террористических акций;
информационное воздействие на террористов, сепаратистов и другие деструктивные силы.
Основными задачами информационного обеспечения контртеррористической деятельности пограничного ведомства страны являются:
информирование населения о важной роли пограничников в предупреждении и пресечении международного терроризма, защите территориальной целостности и суверенитета страны, обеспечении безопасности и интересов граждан на государственной границе и в пограничном пространстве страны;
разъяснение, обоснование и убеждение общественности в правильности и необходимости, жестких контртеррористических мер, осуществляемых органами власти, пограничным ведомством и другими правоохранительными органами страны на государственной границе и в пограничном пространстве при проведении контртеррористических операций;
активное противодействие пропаганде терроризма и сепаратизма, обеспечивающей информационную поддержку и оправдывающей действия международных террористов и их пособников в приграничных регионах страны;
формирование в общественном сознании истинного образа террористов, раскрытие их бесчеловечной и аморальной сущности, разоблачение их истинных намерений, националистических, сепаратистских, преступных, религиозно-экстремистских и других антиобщественных целей, чуждых подлинным интересам народа;
предостережение населения приграничья от пособничества террористам, оказания им помощи, укрывательства, разъяснение правовой и моральной ответственности за подготовку и совершение террористических акций, их обеспечение, неотвратимости наказания за участие в террористической деятельности, а также за непринятие мер по их предупреждению и пресечению;
проведение скоординированного дипломатического, экономического, информационного и другого воздействия на иностранные государства, международные организации и другие объекты, поддерживающие деятельность международных террористических организаций, создающие условия для распространения терроризма;
финансовая, моральная, информационная и другая поддержка организаций и отдельных граждан, оказывающих помощь пограничникам в борьбе с международным терроризмом;
проведение специальных мероприятий, направленных на формирование у приграничного населения чувства ненависти к международным террористическим организациям, их пособникам, подрыв ложного авторитета лидеров экстремистов;
разоблачение террористов как виновников дестабилизации обстановки в приграничных регионах страны, ухудшения благосостояния жителей приграничья, объяснение бессмысленности проведения террористических актов при решении проблем политического, экономического, религиозного, социального и иного характера;
демонстрация моральной и психологической способности пограничников и населения приграничья противостоять действиям террористов, противодействие пацифистским настроениям в борьбе с международным терроризмом, попыткам террористов запугать население;
создание политических, экономических, социальных, организационно-правовых, научных, идеологических и других условий, обеспечивающих процветание приграничных регионов страны, достойный уровень жизни приграничного населения и социальную защиту пограничников и других сотрудников, участвующих в защите и охране государственной границы, а также условий, препятствующих формированию и распространению экстремизма в приграничных регионах страны;
расширение международного пограничного сотрудничества по пресечению и предупреждению терроризма, организация информационного взаимодействия правоохранительных органов сопредельных государств в борьбе с международным терроризмом, координация действий спецслужб государства в контртеррористической деятельности;
дезориентация и дезорганизация террористов, создание в их рядах обстановки бесперспективности, неуверенности, беспокойства, недоверия и подозрительности, внесение раскола, стимулирование и принуждение к отказу от террористической деятельности, сдаче в руки правоохранительных органов, склонение к сотрудничеству;
проведение аналитической работы по изучению целей, задач, методов, форм, приемов, способов и средств террористической деятельности на государственной границе и в пограничном пространстве, прогнозирование наиболее вероятных мест и способов совершения террористических актов, возможного перехода террористов через границу, выявление у них уязвимых мест;
своевременное предупреждение органов государственной власти и других заинтересованных субъектов о возможных действиях террористов в приграничных регионах, готовящихся террористических акциях, условиях, их обеспечивающих, и необходимых мерах по пресечению терроризма;
создание мобильного центра оперативной информации по связям с общественностью и информирования граждан о проведении контртеррористических операций и ликвидации последствий террористических актов на государственной границе и в пограничном пространстве;
обеспечение командиров (начальников), оперативных органов, специальных отрядов (групп), сотрудников, взаимодействующих сил необходимой оперативной информацией для принятия результативных решений в контртеррористической операции; анализ и оценка эффективности мероприятий информационного обеспечения, тщательное планирование, непрерывное управление, своевременная корректировка информационных мероприятий контртеррористического характера;
боевое, техническое, разведывательное, контрразведывательное, тыловое, финансовое, оперативное, кадровое, научное и другое обеспечение мероприятий информационного обеспечения;
формирование бдительности у жителей приграничья, граждан, пересекающих государственную границу, пограничников и других лиц, соблюдение ими мер безопасности; проведение воспитательной работы по соблюдению дисциплины и правопорядка в пограничных войсках, других правоохранительных структурах, государственных и негосударственных организациях, формирование высокой личной ответственности за выполнение обязанностей по защите государственной границы в условиях возрастания угрозы международного терроризма;
обеспечение режима секретности при подготовке и проведении информационных мероприятий обеспечения контртеррористической деятельности.
Основные требования к информационному обеспечению:
соответствие направленности, содержания, форм, методов и способов распространения информации целям и задачам контртеррористической деятельности пограничного ведомства;
сосредоточение (концентрация) сил и средств информационного обеспечения на главном направлении, в решающем месте и в решающий момент;
обязательный учет мероприятий информационного обеспечения при подготовке и проведении контртеррористических операций;
заблаговременная и всесторонняя подготовка сил и средств информационного обеспечения, поддержание их в постоянной готовности к применению.
В информационном обеспечении важно учитывать и такие общие принципы деятельности и управления, как высокая активность, инициативность, наступательность, творчество, решительность при проведении информационных мероприятий; согласованность совместного применения всех сил и средств информационного обеспечения; системность, последовательность и непрерывность проведения информационных мероприятий; постоянное и четкое взаимодействие всех сил и средств информирования; внезапность и скрытность проведения информационных мероприятий; учет морально-психологического фактора при выполнении контртеррористических задач; всестороннее обеспечение, поддержание боеспособности и своевременное восстановление сил и средств, твердое и непрерывное управление ими; непреклонность в достижении цели, выполнении принятых решений и задач контртеррористической деятельности.
Наиболее важной формой информационного обеспечения контртеррористической деятельности является информирование, представляющее собой комплекс форм, методов, способов и средств, а также деятельность пограничного ведомства и других субъектов контртеррористической деятельности по доведению информации до пограничников, гражданского населения, деструктивных сил для формирования их сознания и поведения.
Современная психология выделяет у человека два уровня восприятия информации: сенсорный (осознанный) и субсенсорный (неосознанный), при котором информация усваивается, минуя сознание. В этой связи основными психологическими методами информирования являются убеждение и внушение, которые реализуются соответствующими им приемами. При этом информация всегда нацелена на вполне определенные сферы психики объекта, например:
потребностно-мотивационную сферу (информационному воздействию подвергаются знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания объекта);
интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление);
эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы, активность);
коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, отношений, межличностного восприятия).
Кроме того, информирование реализуется с учетом социально-психологических особенностей объектов, осуществляется дифференцированно, выделяя индивидуальное, групповое, общественное сознание и самосознание.
В дальнейшем информационное воздействие на террористов и другие антиобщественные силы мы будем называть оперативным (специальным) информированием. Его основными объектами являются: отдельные террористы, их организации и группы; пособники террористов, иностранные государства, спецслужбы, идеологические центры, финансовые, религиозные, гуманитарные и другие организации, отдельные лица, оказывающие им помощь, поддержку, организующие и вдохновляющие их деятельность; лидеры террористов и экстремистов; незаконные вооруженные формирования, международная наркомафия, экстремисты и другие преступники и их организации, действия которых способствуют развитию терроризма на государственной границе и в пограничном пространстве; дезориентированное население приграничных регионов, подвергшееся идеологическому влиянию экстремизма.
Как правило, к основным техническим средствам оперативного информирования относятся: громкоговорящие устройства; самолеты, вертолеты, оборудованные громкоговорителями и устройствами сброса листовок; компьютеры и оргтехника; аудио- и видеосистемы; звуковещательные, радиовещательные и телевизионные комплексы; коммуникационные сети и средства связи; бумажные, электромагнитные, оптические и другие носители информации.
Специальное информирование осуществляется в форме печатной, устной (звуковой), визуальной
(наглядной) и комбинированной (аудиовизуальной) информации. Основными способами распространения информации являются: прямое (непосредственное) информационное воздействие на объекты и косвенное (опосредованное) воздействие на них. Могут использоваться оперативные (специальные) способы распространения информации в пограничном пространстве.
Информационное обеспечение контртеррористической деятельности может включать в себя следующие формы оперативного информирования: общение; пропаганду, рекламу и связь с общественностью; агитацию; рефлексивное управление и др.
При выборе конкретных средств информирования учитываются их сильные и слабые стороны по оказанию информационно-психологического воздействия. Так, печатные средства распространения информации обладают доступностью, наглядностью и многообразием видов, способностью воздействовать на многочисленные аудитории. К основным видам печатных материалов относятся листовки, газеты, письма, лозунги, журналы, брошюры, книги и т.д.
Наиболее важные средства устного распространения оперативной информации - непосредственное общение, громкоговорящие и телефонные устройства. При этом проведение устного информирования может быть организовано в форме митингов, дискуссий, «круглых столов», сходов, встреч руководителей с местным населением и др.
Радио и телевидение являются наиболее массовыми по широте охвата аудитории средствами распространения информации. С их помощью через эфир могут передаваться радио- и телепрограммы контртеррористического содержания. В особых случаях оперативная информация может распространяться также путем вхождения в коммуникационные сети террористических организаций и групп.
Распространение оперативной информации изобразительными средствами осуществляется с помощью плакатов, транспарантов, фотографий, карикатур и т.д. Их форма и содержание должны быть подчинены решению двух основных задач: 1) привлечь внимание объекта, вызвать интерес и желание вникнуть в смысл информации; 2) сформировать определенное сознание и поведение объекта.
К важнейшим средствам информационного обеспечения контртеррористической деятельности относятся также компьютерные сети, сотовая связь.
Как правило, информационные операции по пресечению контртеррористической деятельности проводятся в три этапа - подготовительный, основной и заключительный.
Эффективность информационного обеспечения контртеррористической деятельности пограничного ведомства страны достигается:
построением международной и формированием единой государственной системы информационного обеспечения контртеррористической деятельности в пограничном пространстве на глобальном, стратегическом, тактическом и оперативном уровне;
соответствием целей, задач, направленности, содержания, средств, форм, методов, приемов рас-1ространения информации целям и задачам контртеррористической операции;
учетом места, времени, сильных и слабых сторон террористических организаций и других объектов, благоприятных и неблагоприятных условий, влияющих на эффективность мероприятий информационного обеспечения;
тщательной разработкой информационных материалов, оперативных организационно-плановых документов, комплексной организацией и всесторонним обеспечением информационных мероприятий контртеррористической операции;
комплексным и дифференцированным использованием различных форм, методов, способов, приемов и средств информирования на объектах;
достоверностью, аргументированностью, убедительностью, эмоциональностью, полнотой, актуальностью, новизной, простотой, своевременностью, системностью, доступностью, образностью, ясностью, простотой, внезапностью, доходчивостью, авторитетностью и конкретностью информации;
качественной подготовкой специалистов в области информационного обеспечения, высоким авторитетом и доверием к источникам ее распространения, надежностью информационных каналов;
своевременным прогнозом развития обстановки на государственной границе и в пограничном пространстве, ее влиянием на масштабы и способы действий террористов;
постоянным анализом, оценкой и учетом проводимых информационных мероприятий, отношением к ним жителей приграничья и общественности, организацией взаимодействия и мобильностью сил и средств информационного обеспечения;
согласованностью, скоординированностью, системностью разведывательных, контрразведывательных, войсковых (боевых), технических, организационно-правовых, технических и других мер по обеспечению мероприятий оперативного характера;
привлечением к информированию представителей центральной и местной власти, общественных организаций, духовенства, научных учреждений, СМИ и других авторитетных лиц и организаций.
Таким образом, информационное обеспечение контртеррористической деятельности должно рассматриваться как самостоятельный вид обеспечения деятельности пограничного ведомства страны. Игнорирование решения насущных проблем в этой области чревато крайне нежелательными для обеспечения международной пограничной безопасности последствиями.
Знание пограничниками и другими сотрудниками основ информационного обеспечения, понимание его важной роли и места в контртеррористической деятельности, умение организовывать и проводить информационные мероприятия на стратегическом, оперативном и тактическом уровне позволит усилить невойсковой компонент в системе защиты государственной границы, сберечь личный состав, поднять авторитет пограничников в борьбе с международным терроризмом, не допустить дезориентации населения приграничья и общественности по пограничным вопросам со стороны террористических организаций и их пособников.
Система информационного обеспечения деятельности пограничных войск доказала свою важность и необходимость в деле защиты национальных интересов страны на государственной границе и в пограничном пространстве. Борьба с бандформированиями, наркопреступностью, международным терроризмом - вот далеко не полный перечень приложения сил информационного обеспечения. Совершенствование системы государственного управления в сфере обеспечения международной, национальной и региональной безопасности в пограничной сфере предполагает дальнейшее развитие системы информационного обеспечения пограничной деятельности, которая может стать более результативной, системной, открытой и всесторонне обеспеченной.
Литература
1. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.: Изд-во РАГС, 1998.
2. Гринев С.Н. Война в четвертой сфере // Незав. воен. обозрение. 2001. №42.
3. Ефремов В.В., Караяни А.Г., Размазнин А.Н., Целыковский В.А. Информационно-психологическое противоборство: сущность, содержание, методы / Под ред. A.M. Кондакова. М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2000.
4. Караяни А. Психологические операции в современной войне: сущность, содержание, пути противодействия. Самара, 1997.
5. Крысько В.Г. Секреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт) / Под общ. ред. А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 1999.
6. Лайнбарджер П. Психологическая война. М.: Воениздат, 196