ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА _

В своем вступительном слове на совещании с руководящим составом Вооруженных Сил России 2 октября 2003 года Президент Российской Федерации В.В. Путин одним из приоритетных направлений в последовательном, рассчитанном на перспективу, развитии Вооруженных Сил обозначил и военное образование. При этом он отметил, что начатая модернизация армии является не только важнейшей государственной задачей, а скорее общенациональной.

Вестник Академии военных наук 03-2004г стр84-86.

ЕЩЕ ОДИН ВЗГЛЯД НА СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА _

Полковник А.А. КОРАБЕЛЬНИКОВ,

доктор военных наук, профессор,

действительный член АВН

В своем вступительном слове на совещании с руководящим составом Вооруженных Сил России 2 октября 2003 года Президент Российской Федерации В.В. Путин одним из приоритетных направлений в последовательном, рассчитанном на перспективу, развитии Вооруженных Сил обозначил и военное образование. При этом он отметил, что начатая модернизация армии является не только важнейшей государственной задачей, а скорее общенациональной.

Это естественно. Национальная безопасность Российской Федерации в современных условиях развития мирового процесса, изменения внешней и внутренней политики России потребует по-новому рассмотреть вопросы предназначенности системы подготовки военных профессионалов.

Опыт работы преподавателем военной академии, постоянное участие в различных мероприятиях боевой и оперативной подготовки и, как следствие, непрерывное общение со слушателями и выпускниками Общевойсковой военной академии обусловили появление у автора определенных сомнений в эффективности действующей структуры системы военного образования, которые усилились после анализа направлений, содержания и первых результатов реформы системы образования России.

Система военного образования как один из специальных институтов государства является частью общей системы образования. Она имеет свою отличную от других систем образования (гражданского отечественного, военного зарубежного) социально-культурную предысторию, свою специфическую логику развития и менталитета. Поэтому всякая попытка растворить ее или подчинить ее другим системам образования ничего, кроме разрушения, не принесет. Необходимо учитывать, что система военного образования представляет собой сложный, многоуровневый объект, объединяющий в себе все проблемы лишь общностью управленческих отношений, лежащих в различных плоскостях функционирования армии и процесса образования.

Существующая система военного образования является важной составной частью военной организации страны, поэтому в ходе модернизации армии, когда глубоко преобразуются все без исключения стороны военного дела, непосредственно затрагивается и система военного образования,

С переходом на внедряемую в стране многоуровневую структуру, высшее военное образование ставится перед дилеммой: войти в государственные образовательные стандарты, интегрируясь с институтами, разработавшими государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, и, подчинившись требованиям этих стандартов, изменить содержание подготовки специалистов (свести до минимума боевую и эксплуатационную деятельность специалиста) или войти в государственный образовательный стандарт своей специальностью, своим направлением. Представляется целесообразным для придания российским Вооруженным Силам нового качества стремиться к последнему направлению. Вход в государственный образовательный стандарт своей специальностью позволит приобрести новые качества в профессиональной и боевой подготовке, военном планировании, военной науке и т. д. Однако, для формирования нового облика по всем составляющим военной организации государства, по-видимому, этого недостаточно.

Анализ деятельности военных специалистов, а также многолетний опыт педагогической работы показывает, что каждый офицер выполняет четыре вида деятельности (боевую, технико-эксплуатационную, административно-управленческую, воспитательную), качество которых в целом определяет уровень боевой готовности части, подразделения. Исследования этой совокупной деятельности офицера убедительно показывают, что она определяется состоянием эргатической системы, где специалист является главным определяющим звеном: от того, насколько он будет подготовлен к этой деятельности, насколько полно и правильно он сможет разрабатывать алгоритм действий и действовать, зависит и боевая готовность воинского формирования и, как следствие, безопасность в целом государства. Обучить специалиста выполнять в единстве упомянутые четыре вида деятельности в рамках учебного плана - задача, неразрешимая для военного института. Совместить проектно-конструкторскую деятельность с эксплуатационной, боевой, управлением подразделениями невозможно.

Поэтому на современном этапе одной из важнейших в обучении офицера является задача раскрыть функции дисциплин в формировании его как специалиста, решающего боевые, технико-эксплуатационные, 'воспитательные и административно-управленческие задачи, показать их рельефно во взаимосвязи с формированием целостной деятельности специалиста в эргатических системах, доказать, что только в высших военных учебных заведениях возможно эффективно обучить будущeгo офицера, довести его до требуемых уровней обученности (при оптимальных затратах бюджета учебного времени, выделенного на тактические и ■ общевоенные дисциплины).

Решение вышеуказанной задачи позволит не только выявить принципиальные подходы к построению и управлению системой образования, но и доказать необходимость высшего военно-специального образования как самостоятельного направления.

Эта задача, однако, состоит не только в том, чтобы решить проблемы подготовки военных профессионалов. Если исходить из крылатой фразы, что практически невозможно построить «коммунизм в отдельно взятой стране», так и невозможно I создать идеальную систему военного образования в отрыве от других систем образования. Кроме того, до тех пор, пока не будет преодолен субъективизм во всем образовательном комплексе страны; невозможно решить общую проблему формирования в России кадрового состава, способного обеспечить ее поступательное развитие.

Правомерным и оптимальным вариантом в решении данной задачи явилось бы создание в стране подсистемы образования, обеспечивающей подготовку кадрового состава для обеспечения функционирования системы государственной службы Российской Федерации в целом.

Суть предложения сводится к следующему. в Администрации Президента РФ создается Управление образованием по обеспечению государственной службы. На это управление возлагаются функции по разработке единой идеологии подготовки кандидатов на государственную службу, их .и аттестации или квалификационных экзаменов в последующей службе, при переводе с одного вида государственной службы в другой.

Для обеспечения подготовки кадров для государственной службы необходимо создать сеть учебных заведений. Так, для подготовки и переподготовки высших классных чинов государственной службы следует иметь три академии: Aкадемию государственной службы при Президенте РФ, Академию военной службы при Президенте РФ, Академию правоохранительной службы при Президенте РФ.

Предложенная система образования позволит формировать кадровый состав для государственной службы по ее трем важнейшим направлениям государственной гражданской службы, военной службы, службы правоохранительных органов.

Данная система обеспечит создание как основного действующего контингента высокоподготовленных специалистов-управленцев, так и кадрового резерва для всех уровней государственной власти, развитие профессиональных качеств государственных служащих, создание возможностей для их служебного роста, использование новых технологий обучения, применение согласованных образовательных программ и государственных образовательных стандартов.

Естественно, возникает вопрос, что будет с остальными высшими гражданскими учебными заведениями? Они будут готовить специалистов для коммерческих и других структур, не входящих в систему государственной службы.

Из предложенных составляющих системы образования государственной службы прежде всего хотелось бы обратить внимание на подготовку кадров для военной службы. Предложенная структура позволяет осуществлять подготовку специалистов для военной службы на двух уровнях: первый - высшие военные училища; второй - военные академии и Академия военной службы. На первом этапе создания системы военного образования первый уровень не затрагивается, реформа ограничивается корректировкой программ. При этом содержание программ должно быть направлено на подготовку широко образованного офицера. Вместе с тем в них не должно допускаться простого увеличения количества изучаемых предметов, что повысит тем самым «приоритетность» экстенсивности в военном образовании. Отметим, что в настоящее время «многотомье» в учебных программах приводит к тому, что некоторые актуальные и перспективные вопросы военного искусства рассматриваются на уровне ознакомления, не обеспечивающем формирование профессионального умения военных руководителей управлять войсками при выполнении ими большого спектра разных задач.

Сейчас выпускник военного института зачастую попадает в условия, в которых бегло изученные «особенности» становятся основным содержанием его деятельности. Поэтому учебные программы должны жестко зафиксировать четыре вида деятельности выпускника военного училища: боевую, технико-эксплуатационную, административно-управленческую, обучение и воспитание личного состава.

Основное усилие следует сосредоточить на модернизации системы на уровне академий. Количество их целесообразно ограничить академией Генерального штаба и видородовыми академиями. Именно военнослужащие с академическим образованием могут составить базу абитуриентов для Академии военной службы при Президенте РФ.

Такая структура системы высших учебных заведений даст возможность формировать у офицеров более цельное представление и знания всего сложного характера боевых действий будущего вместо обучения набору многочисленных, разнообразных и постоянно, без каких-либо мыслительных усилий, меняющихся особенностей. И учебные программы, которые будут в себя включать наиболее важные положения комплекса форм и способов вооруженной борьбы, позволят решить важнейшую задачу военного образования - дать базовую подготовку, сформировать мышление военного руководителя, способного четко реагировать на разнообразную обстановку. При этом следует отметить, что содержание учебных программ также должно отражать четыре вида деятельности офицера - выпускника (боевую, эксплуатационную, административно-управленческую, воспитательную).

Однако с учетом категории обучающихся направленность на формирование у офицеров качеств руководителя делает целесообразным строить их подготовку на основе содержания и методики управленческой деятельности офицера, естественно, без ущерба для научного содержания учебной дисциплины.

Хочу подчеркнуть, что предложения обусловлены не «реформаторским зудом», а осознанием того, что военный руководитель как государственный служащий должен обладать не шаблонным мышлением, а быть творческой личностью, прежде всего, в области военного искусства, реформирования, строительства и применения ВС РФ, развития системы их вооружения, с высокими морально-психологическими качествами. Подготовка офицеров на основе четырех видов деятельности позволит формировать специалиста-профессионала, не ограниченного набором положений, предписанных только уставными документами, но и осознавшего, а не просто заучившего закономерности и принципы боевых действий и способного на этой основе руководить (управлять) войсками в разнообразных условиях обстановки в тесном взаимодействии с другими органами государственных структур.

Поднятый в статье вопрос и предложения не претендуют на однозначность, но, по-видимому, требуют дальнейшего осмысления и обсуждения широкой научной общественностью.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации