ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 5/2008, стр. 29-36

«ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ»

Олег Растренин

Самолет против танка. История вопроса

В настоящее время вряд ли можно представить себе боевые действия сухопутных войск без непосредственной огневой поддержки самолетов-штурмовиков и истребителей-бомбардировщиков, составляющих основу тактических ударных сил боевой авиации.

Если боевые самолеты были освоены до Первой мировой войны, то танки, совместившие в себе подвижность, защищенность и огневую мощь, появились уже в ходе войны. Несмотря на то, что первые образцы танков были еще несовершенными и выходили из строя большей частью не по боевым причинам, они вполне оправдывали свое назначение. Включение большой массы танков в боевые порядки пехоты сделало возможным отказ от длительной артиллерийской подготовки атаки, проложило пехоте дорогу через проволочные заграждения и первую линию окопов противника. Это позволило сократить потери своих войск и снизить общие затраты материальных ресурсов для прорыва оборонительных позиций неприятеля.

Естественно, появление нового средства ведения войны не могло не вызвать противодействия. Первый известный случай атаки танков низколетящими самолетами был отмечен 16 августа 1917 г. во время боев в районе Ипра (третье сражение во Фландрии). В этих боях союзные войска для прорыва германской обороны массированно использовали танки (на участке прорыва в 4 км действовало 216 танков), поддержанные пехотой и авиацией, а немецкие воздушные силы впервые применили свои штурмовики против танков.

Борьбу с танками германские штурмовики вели бомбами и пулеметным огнем (бронебойными пулями калибра 7,92 мм типа А.Р. со стальным сердечником). Насколько успешной была противотанковая борьба немецких экипажей, сказать трудно. В типовых условиях боев бронирование танков союзников вполне обеспечивало защиту от поражения бронебойной пулей типа А.Р. при стрельбе с низколетящего самолета. Например, 16-мм лобовая и 12-мм бортовая броня наиболее массовых танков союзников - британских танков Mk.IV и Mk.V - не пробивались такой пулей на всех дальностях стрельбы. Броневой лист крыши этих танков толщиной 8 мм поражался с дистанции до 400 м, но только при нормальном попадании, что в боевых условиях было невозможно. Единственным средством борьбы с танками у немецких штурмовиков оказались осколочные авиабомбы, но они имели малую эффективность ввиду низкой вероятности попадания в танк и недостаточной бронепробиваемости осколков. Описан, по крайней мере, один случай, когда английский танк остановился после обстрела его немецким самолетом.

С операцией у Камбрэ в ноябре- декабре 1917 г. во время контрнаступления 2-й немецкой армии связывается зарождение тактики общевойскового боя, основанного на взаимодействии пехоты, артиллерии, танков и авиации. Удар английской 3-й армии 20 ноября на участке фронта около 12 км обеспечивался 1009 артиллерийскими орудиями, кавалерийским корпусом, 1000 самолетами и 378 боевыми и 98 вспомогательными танками.

Массированное использование танков, взаимодействующих с авиацией и артиллерией, позволило англичанам в первый же день сражения продвинуться на 10 км вглубь германской обороны, взяв в плен 8000 солдат и захватить 100 орудий противника при своих потерях 1500 солдат и офицеров. Многочисленная английская авиация, работая впереди боевых порядков танков и «огневого вала» артиллерии, с бреющего полета наносила бомбоштурмовые удары по артиллерийским и минометным позициям, пехоте и штабам неприятеля, чем обеспечивала полное расстройство войск противника до подхода своих танкистов и пехоты и способствовала успешному решению последними поставленных боевых задач.

Наземным командованием не ставилась задача борьбы с немецкими подвижными противотанковыми заслонами (взводы автомобильных зенитных пушек и полевых пушек, установленных на грузовиках) ввиду еще не отлаженного в должной мере взаимодействия танков и авиации в наступлении.

8 августа 1918 г. стал переломным днем в истории боевой авиации. На рассвете этого дня под Амьеном свыше 1108 английских и французских самолетов (из общего числа 1904 самолетов, привлекаемых к операции) на бреющей высоте атаковали германские войска на фронте в 40 км, расчищая дорогу пехоте и танкам (атаку пехоты поддерживали 511 танков различного типа) 4-й английской и 1-й французской армий: «Все небо над полем 'сражения было занято множеством самолетов, бросавшихся в атаку на все замеченные ими цели. Авиация атаковала с бреющих высот автоколонны, обозы, головные железнодорожные станции, артиллерийские позиции, скопление пехоты на поле боя, пулеметные гнезда, забрасывая позиции противника связками гранат, бомб и расстреливая из пулеметов. Отдельные самолеты атаковали противотанковые пушки, помогая этим продвижению танков и броневиков. Резервы 2-й германской армии подверглись штурмовым атакам на подходе к полю боя. Действуя впереди танков, самолеты ставили дымовые завесы, сбрасывая фосфорные бомбы перед укрепленными деревнями и лесами, имея целью скрыть приближение танков... Действуя на небольшой высоте с наступающими войсками, самолеты неоднократно увлекали пехоту, сламывая сопротивление пехоты и тем самым содействовали успеху...»

Лавине самолетов союзников немцы смогли противопоставить лишь 365 боевых машин (из них 140 истребителей и всего 18 штурмовиков). В итоге фронт 2-й германской армии был прорван, а моральный дух немецкого солдата сломлен.

К особенностям боевых действий самолетов-штурмовиков союзных армий в этом сражении можно отнести активную борьбу с противотанковой артиллерией немецких войск.

Во время боя 8 августа было установлено, что сразу же после прорыва главной линии обороны противника танки союзников наталкивались на сильную противотанковую оборону немцев, тогда как артиллерия уже не могла поддерживать их огнем. В результате танки несли большие потери. Из 415 танков типа Mk.V и Mk.А, введенных в сражение на направлении главного удара 4-й английской армии, за день было потеряно 100 машин (24%), причем около половины - в результате прямых попаданий артснарядов.

После тщательного анализа обстановки командование воздушными силами союзников для авиационного сопровождения танковых батальонов выделило по одной эскадрилье истребителей и дневных бомбардировщиков.

Авиагруппа танкового сопровождения должна была вести воздушную разведку впереди наступающих танков и при обнаружении артиллерии противника пулеметным огнем и бомбами уничтожать прислугу и сами орудия, обеспечивая тем самым беспрепятственное продвижение своих танков. Кроме того, экипажи группы, чтобы скрыть приближение танков, ставили дымовые завесы, сбрасывая фосфорные бомбы перед опорными пунктами противника. Каждому пилоту авиагруппы выдавалась карта, на которой были отмечены вероятные районы сосредоточения противотанковой артиллерии противника.

Последующие бои показали, что дневные бомбардировщики оказались совершенно непригодными для борьбы с противотанковыми средствами противника и несли, по сравнению с истребителями, большие потери.

В очередной раз подтвердился тезис, что для эффективной борьбы с сильно защищенными целями на поле боя требуется специальный самолет-штурмовик с хорошей защитой жизненно важных частей самолета и с мощным вооружением.

Таким образом, в ходе Первой мировой войны возникло противостояние самолета и танка. В дальнейшем в локальных военных конфликтах задача борьбы с танками приобретала все большую остроту, но к концу 1930-х гг. еще не стала доминирующей в кругу всех боевых задач авиационной поддержки войск.

Авиационными средствами поражения танков к этому времени, да и в ходе всей Второй мировой войны, являлись бомбы, ракетные снаряды и снаряды авиационных пушек. При этом наиболее точным средством поражения являлось пушечное вооружение.

Эффективность поражающего действия каждого вида средства поражения определяется не только их конструктивными параметрами, но и условиями боевого применения и главным образом - характеристиками поражаемости (уязвимости) конкретных типов танков, для поражения которых они применяются.

При оценке эффективности действия авиации по танкам необходимо учитывать следующие обстоятельства.

Во-первых, калиберные и подкалиберные бронебойные снаряды авиационных пушек периода Второй мировой войны содержали очень мало взрывчатого и зажигательного вещества. Поэтому фугасное и зажигательное действие таких снарядов было незначительным. В этой связи пробитие бензобака с последующим возгоранием и взрывом было не частым явлением, особенно для танков, оснащенных дизельными двигателями.

Дело в том, что высокая вероятность взрыва бензобака имеет место только в том случае, если бензобак в момент пробития его снарядом наполовину пуст и снаряд после пробития попадает в область, заполненную парами бензина. В этом случае пары бензина воспламеняются и, так как процесс горения паров бензина протекает лавинообразно со скоростью, превышающей скорость звука, происходит взрыв. Если снаряд после пробития бензобака попадает в область, где находится бензин, то взрыв, как правило, не происходит. Бензин свободно вытекает, и его возгорание носит характер вторичного явления. То есть, если вытекающий бензин попадает на раскаленные участки двигателя или в бензобак следом за первым попадает второй снаряд, зажигающий бензин, и т. д. Вероятность зажигания, а тем более, взрыва дизельного топлива во всех случаях была на порядок ниже, чем бензина.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Основное поражающее действие бронебойных снарядов сводится к пробитию брони и нанесению осколками снарядов и выдавленной и отколотой (с внутренней стороны танка) брони повреждений приборам и оборудованию внутри танка, а также к выведению из строя экипажа танка. При этом более легкие подкалиберные бронебойные снаряды после пробития брони за счет потери значительно большей части своей кинетической энергии (по сравнению с калиберными снарядами) наносят внутри танка существенно меньшие повреждения, чем калиберные. Кроме этого, оставшейся кинетической энергии подкалиберных снарядов не хватает и для инициирования детонации боекомплектов танков. Опыт войны показал, что попадание снарядов малого калибра в боекомплект танков различного типа весьма редко приводило к его детонации. Более того, боекомплекты легких танков, вооруженных, как правило, пушками небольшого калибра, вообще не детонировали даже в полигонных условиях.

Существенные поражения каткам, агрегатам и механизмам силовой установки, трансмиссии и другим деталям ходовой части танков, выводящие последние из строя, наносили лишь бронебойные снаряды калибра 37 мм и выше. Во всех остальных случаях поражение танка было возможно только при попадании снаряда в чистую броню.

Отметим, что вывод из строя элементов ходовой части и силовой установки мог лишь на время обездвижить танк, который, если его не добивали более мощными средствами поражения (например, противотанковыми артсистемами крупного калибра), вскоре снова вступал в бой. Другими словами, уничтожить танк из авиационной пушки периода Второй мировой войны практически было очень сложно, и можно с уверенностью говорить лишь о вероятности выведения танка из строя.

Во-вторых, при оценке бронепробивных свойств той или иной авиационной артсистемы, установленной на конкретном самолете, следует учитывать, что при стрельбе в воздухе начальная скорость снаряда увеличивается на величину, равную скорости пикирования самолета. При этом повышенная скорость снаряда у цели обеспечивает и большую бронепробиваемость при одних и тех же дистанциях стрельбы. В этой связи кривые бронепробиваемости снаряда пушки, полученные путем отстрела на земле, необходимо перестроить в соответствии с реальными скоростями встречи снаряда и углами пикирования самолета при стрельбе из этой пушки в воздухе и уже по ним оценивать действительную бронепробиваемость снаряда.

Например, в случае установки на самолет Fwl90 пушки калибра 15 мм типа MG151/15, бортовая танковая броня толщиной 20 мм будет пробиваться бронебойным снарядом к этой пушке при углах пикирования 35-40° с дальности 500-600 м. В случае наземной стрельбы эта же броня при тех же углах встречи снаряда с броней (угол между направлением полета снаряда и нормалью к броне танка) пробивается с дальности 120-200 м.

Кроме этого, при оценке реальных возможностей пушечного вооружения по поражению бронетанковой техники при стрельбе в воздухе необходимо учитывать и следующие показатели: потеря высоты на вводе в пикирование и на выводе из пикирования; средняя перегрузка, испытываемая летчиком на пикировании и выходе из него; минимально допустимая высота по условиям безопасности полета и маневрирования самолета после выхода из пикирования, а также поражения самолета осколками от разрыва своих снарядов.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Эти показатели определяют возможную дальность открытия огня и дальность до цели в момент прекращения огня, что в совокупности с характеристиками бронепробиваемости установленной на самолете артсистемы определяет область возможных атак самолета по танку (угол пикирования, дальность открытия действительного огня, продолжительность ведения действительного огня).

В-третьих, далеко не каждый снаряд, выпущенный в условиях стрельбы в воздухе, обеспечивающих пробитие брони, и попавший в танк, в действительности пробивает броню. Более того, не каждый снаряд, пробивший броню, выводит танк из строя. Поэтому для надежного поражения танка (вывода из строя) необходимо обеспечить не менее трех пробоин. При этом для каждого типа танка будет свое число необходимых попаданий снарядами данного калибра при условии, что снаряд вообще способен пробить броню танка. Кроме того, необходимо учитывать, что бронебойных снарядов в очереди, как правило, около 70% (иногда 50%) и среди попавших в танк снарядов могут оказаться и осколочные снаряды. Это увеличивает число попаданий в танк, потребное для его поражения.

В-четвертых, при оценке поражающего действия бронебойных снарядов необходимо учитывать их рикошетирующие свойства. Суть явления состоит в следующем. При встрече снаряда с броней под некоторым углом в момент удара появляется сила сопротивления, приложенная к снаряду в точке контакта и проходящая через центр давления (находящимся впереди центра тяжести снаряда), которая стремится развернуть снаряд в ту или иную сторону относительно брони, уменьшая или увеличивая угол встречи. Если эта сила проходит правее центра масс снаряда, то в момент удара на снаряд будет действовать момент сил, стремящийся отклонить ось снаряда в сторону нормали к поверхности брони. Если же сила проходит левее центра масс, то возникает денормализу-ющий момент, разворачивающий снаряд в сторону от поверхности. " В этом случае снаряд будет рикошетировать, т.е. отскакивать от брони. При этом вероятность рикошетирования тем выше, чем больше относительная длина головной части снаряда и угол встречи снаряда с броней и чем меньше расстояние между точкой контакта и центром массы, а также чем меньше момент инерции снаряда и выше прочность брони.

Зная реальные характеристики бронепробиваемости снарядов авиапушек при стрельбе в воздухе с самолета (толщину брони, пробиваемой снарядами при тех или иных углах встречи и дальностях стрельбы, процент пробивших броню снарядов и условия рикошетирования снарядов от брони) и учитывая особенноОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИсти конструкции танка, по которому ведется стрельба, можно в проекции танка выделить те площади (участки брони, отличающиеся толщиной броневых листов и углами их установки), при попадании в которые броня пробивается снарядами и танк выводится из строя при данных условиях атаки.

Сумма всех таких площадей представляет собой площадь зоны безусловного поражения танка и определяет так называемый «условный закон поражения танка» (собственно, как и любой другой цели), который необходимо знать для вычисления абсолютной величины вероятности поражения танка.

Как показано в теории воздушной стрельбы, кроме условного закона поражения цели для вычисления вероятности поражения цели при стрельбе по ней очередью снарядов надо знать еще и вероятность попадания в цель того или иного количества снарядов.

В свою очередь, при оценке вероятности попадания снаряда в цель при различных условиях атаки следует учитывать баллистические и технические свойства оружия, летно-такти-ческие характеристики самолета, а также летную и стрелковую подготовку летного состава (баллистическое рассеивание снарядов при стрельбе в воздухе, темп стрельбы, средняя продолжительность очереди, в течение которой летчик выдерживает линию визирования на цели, ошибка прицеливания, ошибка определения дальности до цели и угла пикирования, и т.д.).

Эффективность бомбометания (как и в случае стрелково-пушечного вооружения) определяется как поражающим действием авиабомб и характеристиками уязвимости наземных целей (эти два показателя определяют зону поражения авиабомбы), так и вероятностными характеристиками попадания бомб в зону их поражающего действия.

Вероятность попадания авиабомбы в зону поражающего действия при различных условиях атаки определяется обычными методами теории бомбометания и зависит от баллистических характеристик авиабомбы, летно-тактических характеристик самолета и степени подготовки летного состава.

Например, в ходе отработки бомбометания в условиях полигона на выходе из крутого планирования (25-30°) на самолете Ил-2 средняя вероятность попадания одной бомбы в полосу 20х 100 м при одиночном бомбометании составила 0,07, а при бомбометании серией из четырех ФАБ-50-0,128. Причем средний линейный интервал между разрывами авиабомб в этом случае равнялся 52 м. Высота ввода штурмовика в пикирование составляла 450 м, высота сброса бомб при выходе из пикирования - 200 м.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

При этом летчик с хорошей подготовкой и большим опытом в прицельном бомбометании, каковым являлся помощник начальника НИП АВ ВВС по летной подготовке ведущий летчик-испытатель майор Н.И. Звонарев, обеспечивал среднюю вероятность попадания бомбы в полосу 20x100 м при одиночном бомбометании - 0,124. В то время как летчики-фронтовики показали в 3 (!) раза худший результат, добившись в тех же условиях средней вероятности попадания одной авиабомбы, равной только 0,046.

Даже несмотря на это, полученные результаты оказались в 2-3 раза выше, чем при бомбометании с горизонтального полета. Очевидно, что в боевых условиях точность бомбометания не могла быть выше.

Основным поражающим фактором фугасных авиабомб являются газообразные продукты взрыва и ударная волна. Как правило, фугасные авиабомбы применяются для поражения хорошо защищенных наземных целей, таких как долговременные оборонительные сооружения (ДОТ, ДЗОТ, бронеколпаки и др.), танки и т.д.

Опыт войны показал, что калибр используемых для поражения целей на поле боя фугасных авиабомб составлял от 50 кг до 1000 кг. При этом разрушение долговременных железобетонных сооружений с толщиной перекрытий около 50 см вполне обеспечивалось фугасными авиабомбами калибров 250, 500, 1000 и 2000 кг при удалении точки взрыва в 1,5-2, 3-4, 6-8 и 10-12 м соответственно.

При поражении танков наилучшие результаты достигались при использовании фугасных авиабомб калибра 100 кг.

Действительно, при подрыве, например, советской бомбы ФАБ-100 на расстоянии 1-5 м от танка осколки пробивали танковую броню толщиной до 30 мм и, кроме этого, от взрывной волны разрушались заклепочные и сварные швы танков. Фугасные авиабомбы типа ФАБ-50, ФАБ-50м обеспечивали поражение осколками танковой брони толщиной только 15-20 мм при разрыве в непосредственной близости (0,5-1 м) или же при прямом попадании.

Отметим, что немецкие фугасные авиабомбы (типа SC250, SC500) имели более низкие поражающие свойства по сравнению с советскими «фугасками». Дело в том, что немецкие авиабомбы снаряжались обедненным аммоналом, а советские - тротилом. Сравнительные полигонные испытания советских фугасных авиабомб калибра 100-500 кг, снаряженных аммоналом и тротилом, проведенные на Ногинском полигоне специалистами НИП АВ ВВС КА в августе 1941 г., показали, что фугасный эффект авиабомб, снаряженных аммоналом, в зависимости от калибра и конструкции корпуса составил 52-73,5% относительно бомб, снаряженных тротилом.

Для поражения пехоты, огневых точек, позиций артиллерийских и минометных батарей, а также транспортных средств и легкобронированной техники на поле боя использовались осколочные авиабомбы калибра 1,5-50 кг различного способа боевого применения (из кассет и с индивидуальной подвески).

Основным поражающим фактором осколочных авиабомб являются осколки, образующиеся при дроблении корпуса. Способность осколочной авиабомбы наносить поражение цели характеризуется количеством, массой, формой и начальной скоростью осколков, образующихся при ее взрыве. Эти показатели тесно связаны между собой и зависят от конструкции бомбы, материала ее корпуса и рецептуры боевого снаряжения.

При оценке поражающего действия осколков выделяют три основных вида их поражающего действия по целям: пробивное, зажигательное и инициирующее.

Пробивное действие является наиболее типичным и самым многообразным видом поражающего действия и включает в себя такие действия как, например, пробитие брони танка и нанесение поражения личному составу танков, приборам и агрегатам внутри танка или нанесение поражения живой силе в укрытии или на поле боя и т.д.

Эффективность осколочных авиабомб, применяемых против живой силы, оценивается по количеству убойных осколков и радиусу сплошного поражения.

Так, при подрыве советской авиабомбы АО-2,5 число убойных осколков (в зависимости от модификации) составляло 70-150, а радиус зоны сплошного поражения - 8-15 м. Авиабомбы типа АО-1 Осч обеспечивали 378 убойных осколков при радиусе зоны сплошного поражения 17,6 м, а АО-25м 13 (переделка из опытных ракетных снарядов РОФС-140) - 810 убойных осколков ггои DaAHvce зоны сплошного поражения 30 м. При увеличении калибра вдвое результат был более значительным. Число убойных осколков авиабомбы типа АО-50-100сч достигало 3250, а радиус зоны сплошного поражения - 56,7 м.

Бронепробивные свойства осколочных авиабомб были скромнее. Например, осколочные авиабомбы типа АО-25с и АО-25м обеспечивали поражение осколками танковой брони толщиной 15-20 мм при разрыве в непосредственной близости (0,5-1 м) или же при прямом попадании. В то же время осколки АО-25м 13 осколки пробивали броню толщиной 18 мм на расстоянии 10 м от точки подрыва, а броню толщиной 7 мм - на расстоянии 25 м.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Более крупные осколочные авиабомбы имели и большие возможности по поражению бронетанковой техники. Осколки АО-50-ЮОсл пробивали 30-мм танковую броню на расстоянии до 5 м от точки подрыва, а осколки осколочно-фугасной авиабомбы типа ОФАБ-100 - при подрыве на расстоянии до 10 м от танка.

Поскольку скорость осколка, его масса и форма, а также его ориентация в момент удара о преграду являются величинами случайными, то будут случайными и такие показатели, как толщина преграды, пробиваемой осколком на определенной дальности от точки подрыва авиабомбы, и площадь пробоины, оставляемая осколком в преграде. Остаточная энергетика осколка после пробития преграды будет определять характер и степень повреждений элементов цели за преградой.

Вероятность поражения цели осколками при условии, что цель находится в зоне поражения авиабомбы, может оцениваться как среднее число осколков, поражающих цель с вероятностью, равной единице.

Очевидно, что среднее число осколков, поражающих цель с вероятностью, равной единице, определяется плотностью потока осколков в данной точке пространства и характеристиками уязвимости цели.

Плотность потока осколков в заданной точке пространства определяется плотностью потока осколков на определенном расстоянии от точки подрыва и степенью угловой неравномерности плотности потока осколков в различных направлениях разлета.

В свою очередь, уязвимость цели можно определить, зная характеристики уязвимости каждого поражаемого элемента цели по отношению к осколочному действию. Если для каждого поражаемого элемента известна средняя уязвимая площадь (то есть площадь, усредненная по всем возможным направлениям подхода осколка, при попадании в котоОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИрую поражаемый элемент выводится из строя), то уязвимость цели можно характеризовать математическим ожиданием суммарной уязвимости площади цели. Численное значение этой величины представляет собой площадь цели, при попадании в которую одного осколка, имеющего заданные скорость и массу, цель выводится из строя с вероятностью, равной единице.

В ходе войны для борьбы с танками получили широкое практическое применение кумулятивные боеприпасы, действие которых основывается на эффекте концентрации энергии взрыва в определенном направлении, задаваемом специальной выемкой в заряде. Кумулятивная струя обладает тремя видами поражающего действия: пробивным, зажигательным и инициирующим.

Фактически единственным подобным оружием, получившим массовое применение на фронтах, стала советская противотанковая авиационная бомба весом 1,5 кг в габаритах стоящей на вооружении авиабомбы калибра 2,5 кг - ПТАБ-2,5-1,5.

Применяя ПТАБ, советские летчики довольно эффективно поражали немецкие танки, включая и тяжелые, а также наносили большой урон открыто расположенным складам боеприпасов и горючего, автомобильному и железнодорожному транспорту противника.

Несмотря на исключительные бронепробивные свойства ПТАБ-2,5-1,5, детальный анализ поражающего действия авиабомбы показывает, что уничтожить танк было все же довольно сложно: для этого следовало попасть ПТАБ в район боеукладки или бензобака. Во всех остальных случаях можно говорить лишь о выведении танка из строя. Мощного акустического удара, способного вывести из строя экипаж хотя бы на непродолжительное время, тогда быть не могло, так как танки еще не герметизировали. Поражение одного или двух танкистов проблему уничтожения танка все же не решало. Основную часть площади танка составляли механизмы и агрегаты силовой установки и трансмиссии. Вывод их из строя мог лишь на время обездвижить танк, но вскоре он снова вступал в бой.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Штурмовики Ил-2 наносят удар по немецкой мотомехколонне гранулированным фосфором.

Тем не менее, поскольку кассеты мелких бомб Ил-2 вмещали до 280 ПТАБ (по 72 бомбы в центральные и по 68 в крайние отсеки), то обеспечивалась вполне приличная вероятность поражения танков и другой техники противника на поле боя.

В люфтваффе подобный боеприпас существовал, но поскольку количество кумулятивных бомб, размещаемых на немецких штурмовиках, не превышало 48, то вероятность попадания такой бомбы в танк была чрезвычайно низкой. В итоге немцы от их использования полностью отказались.

В штурмовой авиации ВВС Красной Армии на протяжении всей войны довольно широко применялись зажигательные ампулы АЖ-2 в жестяных корпусах, снаряженные самовоспламеняющейся горючей смесью КС. Попадая в цель, ампулы разрушались, их содержимое расплескивалось и самовоспламенялось, вследствие чего создавалась зона сплошного огня и плотная дымовая завеса. Зажигательная смесь горела ярким пламенем с большим количеством белого дыма в течение 1,5-3 мин, развивая температуру до 1000°С.

Отметим, что эффективное возгорание смеси КС находилось в большой зависимости от метеорологических условий и от наличия легковоспламеняющихся материалов в районе целей. В условиях, благоприятных для применения смеси КС, результаты ударов штурмовиков по танкам и другим целям оказывались весьма высокими. При этом одного попадания ампулы было вполне достаточно для поражения танка. Большое количество ампул АЖ-2 на борту штурмовика Ил-2 обеспечивало вполне высокую эффективность боевого применения.

Несмотря на хорошие результаты, которые давали ампулы АЖ-2 при попадании в немецкие танки любого типа, широкого распространения в ВВС КА они не получили. В основном - из-за специфичности условий, необходимых для их успешного применения, а также вследствие опасности, которую ампулы несли для экипажей самолетов, использовавших их в бою, и для технического состава, обеспечивающего их хранение, снаряжение и т.д. При разрушении оболочки (тряска, пулевые или осколочные попадания и проч.) происходило самовоспламенение ампул со всеми вытекающими последствиями. Ракетные снаряды всех типов, стоявшие на вооружении ВВС КА и люфтваффе, несмотря на хороший поражающий эффект при прямом попадании в любую наземную цель на поле боя, имели большое рассеивание при стрельбе в воздухе и, учитывая их небольшое количество на борту самолета, не обеспечивали необходимой вероятности попадания в цель при боевом применении.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Горящий немецкий танк Pz.Kpfw. Ill Ausf.L после удара Ил-2.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

САУ Hummel, уничтоженная в результате бомбардировки немецкой колоны фугасными бомбами калибра 100 и 250 кг.

Яссо-Кишиневская наступательная операция, 1944 г.

Для поражения танков ракетными снарядами требовалось только прямое попадание снаряда, поскольку при его разрыве вблизи танка последний существенных повреждений не получал.

На вооружении ВВС КА стояли ракетные снаряды калибра 82 мм и 132 мм с осколочной (РС-82 и PC-132), осколочно-фугасной (РОФС-132) и с бронебойной (РБС-82 и РБС-132) боевой частью. Боевые заряды РБС-82 и РБС-132 обеспечивали пробитие, соответственно, 50-мм и 75-мм танковой брони. Причем, как показали полигонные испытания, РБСы сначала пробивали танковую броню и затем взрывались, нанося сильные разрушения внутри танка и уничтожая экипаж.

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА...-ВЫБИВАТЬ У ПРОТИВНИКА ТАНКИ

Немецкие реактивные снаряды W.Gr.21 и W.Gr.28 калибром 210 и 280 мм, а также Panzerblitz I и Panzerblitz II калибром 70 и 55 мм, фактически, так и не вышли из стадии опытно-экспериментальных работ. Во всяком случае, эти снаряды не получили такого широкого распрстране-ния на фронте, как советские РСы. Исключение составили лишь реактивные снаряды W.Gr.21, которые немцы успели применить для стрельбы по воздушным целям против американских летающих крепостей в качестве «разрушителей строя». По наземным целям они их не использовали.

Продолжение следует


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации