В списках музеев не значится

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 4/2008, стр. 47-52

В списках музеев не значится…

Михаил Лисов

В списках музеев не значитсяФото автора

Когда говорят о германских военно-исторических и технических музеях, то в первую очередь упоминают Танковый музей в Мунстере (Panzermuseum), Музей техники в Шпайере, Автотехнический музей в Синсхайме (кстати, об этих музеях журнал «Техника и вооружение» уже рассказывал). Однако специалисты знают, что в ФРГ имеется несколько сот государственных и частных музеев и выставок, посвященных военной технике и военной истории. При этом, пожалуй, самая богатая коллекция вооружений и военной техники в официальных списках музеев не значится.

Речь идет об «Учебной военно-технической коллекции Федеральной службы по военной технике и поставкам» в Кобленце (Wehrtechnische Studiensammlung des BWB), которая была основана в 1962 г. в качестве наглядного пособия для военнослужащих бундесвера, а в 1982 г. переехала в Кобленц, практически на берег Мозеля в казармы «Лангемарк» (см. фоторепортаж в «ТиВ» №3/2008 г.).

Собрание огромного числа экспонатов из области вооружений и военной техники размещено в пятиэтажном здании с пристроенным ангаром. Заплатив за вход всего 1,5 евро (около 50 рублей по российским меркам) , посетитель тут же встает перед выбором - свернуть сразу в ангар, где представлены крупногабаритные экспонаты, или начать неспешное изучение образцов артиллерийского вооружения, стрелкового оружия, приборов и амуниции, размещенных в витринах четырех этажей основного здания.

Ангар поражает концентрацией техники на относительно малой площади. Первый зал практически полностью посвящен бронетанковой технике. Прямо у входа гостей заведения встречает разрезной макет прототипа «стандартного среднего танка», давшего начало «Леопарду-1».

В списках музеев не значится

Французский легкий танк «Рено» FT-17.

В списках музеев не значится

В списках музеев не значится

Самоходный миномет HS 30.

Опытный истребитель танков Hotchkiss с 90-мм пушкой.

Самым «древним» экспонатом этого зала является французский легкий танк «Рено» FT-17, построенный в более чем 3 тыс. экземплярах, начиная с 1917 г. Рядом стоят более современные образцы бронетанковой техники - самоходный миномет HS 30, прототип разведывательного бронированного истребителя танков Hotchkiss с 90-мм пушкой и бронемашина снабжения Ноtchkiss «Cargo». Рядом находится еще один послевоенный раритет - прототип БМП Marder 2, созданный фирмой Krauss-Maffei в 1991 г. для замены Marder 1.

В списках музеев не значится

В списках музеев не значится

Разрезной макет прототипа танка «Леопард-1».

А напротив этой БМП застыло еще одно «чудо» германского танкостроения - двуствольный «казематный танк». В 1975 г. были построены два опытных образца-VT1-1 и VТ 1-2. Они отличались только вооружением: в первом были установлены две 105-мм пушки, во втором-две 120-мм. Испытания показали, что «идея двуствольного казематного танка с соответствующей технической трудоемкостью может быть реализована, однако практическое и тактическое применение натолкнется на существенные проблемы» (таково было заключение экспертов BWB).

В списках музеев не значится

В списках музеев не значится

Ударно-разведывательный самолет вертикального взлета и посадки VAK-191В.

Беспилотный вертолет с сосной схемой SeaMos.

Здесь же установлен учебно-разрезной макет вполне реальной машины - советского Т-55, «бестселлера» 1950-1960-х гг. Танк в особых представлениях не нуждается, но демонстрируемый образец мог бы стать местом паломничества моделистов, мечтающих воссоздать точную (снаружи и внутри) копию одного из самых массовых послевоенных танков.

В «бронетанковом зале» так тесно, что периодически из него, видимо, на реставрацию убирают экспонаты, такие как, например, Т-34 и Sturmtiger. Зато посетитель может близко познакомиться с истребителем танков Jagdpanther (Sd.Kfz.173) в «циммермите». Другой экспонат, вытеснивший «тридцатьчетверку», - это тот самый «Леопард-2», к созданию которого германские танкостроители шли все послевоенное время.

Рядом с «Леопардом» застыла опытная самоходная артустановка VTS-1 на шасси БМП Marder. Установка была создана компаниями GST и МАК в 1978 г. для отработки концепции безбашенного танка в кооперации с Великобританией. Представленный образец вооружен 105-мм орудием L7 A3.

Завершает «бронетанковый зал» широко известные любителям истории и моделистам образцы вооружения вермахта - разведывательный бронеавтомобиль SdKfz 231 и штурмовое орудие Sturmgeschutz III.

Перечисленными экспонатами зал, безусловно, не ограничивается. Здесь также широко представлены мотоциклы, разрабатывавшиеся для нужд бундесвера: Maico М 250В, BMWR27, Hercules К125, BMWR65GS и MZ 500RA. Кроме того, в «бронетанковом зале» стоит наследник «кубель-вагена» - автомобиль повышенной проходимости компании Volkswagen, созданный по ТТЗ бундесвера. Впрочем, похоже, германские парламентарии не горят желанием оплачивать любовь немецких офицеров к комфортабельным джипам...

На условном выходе (между залами стен нет) из «бронетанкового зала» посетитель как древний витязь оказывается на распутье: направо пойдешь - авиатехнику смотреть будешь, прямо пойдешь - военно-морской раздел и зенитные установки изучаешь, налево пойдешь - к колесной технике вермахта и бундесвера попадешь.

Итак, раздел ВВС. На натурные образцы он, прямо скажем, небогат. Первым делом натыкаешься на Ми-24П, очевидно, попавший сюда после раздела Национальной Народной Армии ГДР.

В списках музеев не значится

В списках музеев не значится

Сверхмалая подводная лодка проекта XXVII типа Seehund.

Гусеничный вездеход NSU Geblrgskarette.

А вот неподалеку находится действительно необычный экспонат - автожир V122/R-R Venom Mk.2, построенный в Великобритании в 1985 г. Ультралегкий автожир при взлетной массе 317 кг способен перевозить двух человек со скоростью 130 км/ч на дальность 280 км. При отсутствии ветра автожир способен взлететь с площадки длиной 55 м, а для посадки при наличии встречного ветра требуется дорожка всего 8 м. О назначении этого летательного аппарата можно только догадываться, но появление его в Учебной коллекции означает безусловно одно - военным был нужен автожир.

«В крутом пикировании» застыл Alouette II - один из первых типов вертолетов бундеслюфт-ваффе. Кстати, несколько удивительно, но в коллекции не представлен Messerschmitt-Bolkow-BlomBol05, закупленный федеральным правительством для ВВС в количестве 439 экземпляров.

Рядом стоит беспилотный вертолет с сосной схемой SeaMos (SeaMos - аббревиатура, означающее «морское средство разведки и система ориетирова-ния»). Этот БЛА явился дальнейшим развитием соосного беспилотного вертолета Gyrodine QH 50. SeaMos предназначался для того, чтобы взлетать с палубы малого корабля и находиться в воздухе до 4 ч. Аппарат был построен в 1997 г. и служил для испытаний возможности применения радиоуправляемых вертолетов с качающихся по трем осям платформ. Хотя в серийное производство этот БЛА не пошел, но несомненно, что в новом БЛА Shark европейского военного концерна EADS реализован опыт SeaMos.

В списках музеев не значится

В списках музеев не значится

Амфибия Lkw 0/51 gls.

Автомобиль повышенной проходимости компании Volkswagen.

Тему вооружений ННА продолжают истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН и легендарный МиГ-21. На «двадцать третий» навешено все возможное вооружение - от бомб свободного падения до управляемых ракет класса «воздух-поверхность» . А вот под МиГ-21 установлен контейнер радиоэлектронной борьбы СПС-141.

Чтобы восточногерманские ВВС не чувствовали себя в одиночестве, в собрании имеются образцы из бундеслюфтваффе. У самого торца ангаpa установлен Aeritalia G91R/3 - один из 270 самолетов, построенных фирмой Dornier по лицензии итальянской FIAT в 1965- 1966 гг. Это были первые послевоенные турбореактивные боевые машины, произведенные на территории ФРГ.

У другой стены размещены экспериментальные летательные аппараты. В самом углу - легкий ударно-разведывательный самолет вертикального взлета и посадки VAK-191В, явившийся продуктом совместного творчества германского предприятия Flugtech-nische Werke и нидерландского Fokker. Машина максимальной взлетной массой 8,5 т поднималась в воздух тремя двигателями-двумя стартовыми Rolls-Royce RB.162-81 имаршевым Rolls-Royce/MTU RB. 193-12 с поворотным соплом (этот двигатель также демонстрируется). Максимальная скорость у земли составляла 1100 км/ч, а крейсерская - 740 км/ч. Всего было построено три экземпляра, но в середине 1970-х гг. проект был остановлен. «Нос к носу» с VAK-191B размещен еще один необычный экспонат - экспериментальный TLF-104G CCV, переделанный немцами из истребителя «Старфайтер» для проведения программы управления аэродинамически нестабильным самолетом. На верхней части фюзеляжаР-104былауста-новлена дополнительная несущая плоскость, изменившая аэродинамические характеристики истребителя. Хотя цель программы CCV - поиск возможности снижения аэродинамического сопротивления для применения менее мощных и более экономичных двигателей-достигнута не была, результаты были учтены при создании «Евроистребителя».

В списках музеев не значится

В списках музеев не значится

Опытный носитель на базе полевой гаубицы 155-1 для ствола Panzerhaubitze 2000.

Пулемет на базе штурмовой винтовки SG 44 с насадкой на ствол для стрельбы из-за укрытий.

Примечательным является тот факт, что в собрании нашлось место и такой необычной конструкции, как «звено Вахмистрова». Естественно, настоящего ТБ-3 у немцев не нашлось, но представлена диорама в Ml/48 - «установка И-5 на крыло ТБ-3, к которому уже присоединены два И-16 и два И-5».

Чтобы завершить тему пилотируемых летательных аппаратов, следует сказать, что сотрудникам собрания удалось втиснуть (сняв предварительно правое крыло) в ангар достаточно крупный самолет Nord N2501 Noratlas - первую военно-транспортную машину бундеслюфт-ваффе.

В списках музеев не значится

Итальянская 105-мм горная гаубица Otobreda 105 mm -14 Model 56.

В этом зале размещены также многочисленные беспилотные летательные аппараты, разработкой и производством которых в НАТО увлечены достаточно давно. Под ними на ложементах покоятся турбореактивные двигатели различных марок и даже лопасть несущего винта СН-53. Здесь же установлены зенитные пушки вермахта, прожекторы, базовые дальномеры, звукоулавливатели.

Широко представлена ракетная техника. Самыми крупными экземплярами являются американская тактическая ракета Lans, советские ЗУР В-601 (4К91) комплекса С-125 и ЗМ8 комплекса 2К11, а также французская ММ-38. Отдельный стенд посвящен переносным зенитным ракетным комплексам советской и американской разработки.

Дополняет все это великолепие шестиствольный «химический миномет» Nebelwerfer, а также десятиствольный 15-см РЗСО Panzerwerfer 42 образца 1943 г. Интересно, что настоящий калибр ракеты был 158,5 мм, т.е. РЗСО должно было бы называться 16-сантиметровым, но, по неведомой причине, педантичные немцы несколько уклонились от истины.

Честно говоря, к военно-морскому разделу подходишь порядком перенасыщенный впечатлениями. Хорошо, что раздел достаточно небольшой. Наряду с известными образцами вооружения (четырехствольный реактивный бомбомет Bofors и советская корабельная установка АК-630М с постом управления стрельбой, различные торпеды) тут есть уникальные экспонаты. Например, в зале установлена паровая машина бывшего канадского корвета Dochet, служившего в германском флоте минным заградителем и осветительным кораблем под наименованием Eicher. Как немцам удалось затащить на высокий берег Мозеля такую махину, остается непонятным.

Но самым привлекательным экспонатом зала является, очевидно, сверхмалая подводная лодка проекта XXVII типа Seehund. В субмарине прорезаны окна для демонстрации внутреннего устройства: глядя на тесноту внутри этой скорлупки, уязвимой для всех видов противолодочного оружия, проникаешься невольным уважением к экипажам кригсмарине, пытавшихся выполнить боевую задачу на этих так никогда и не доведенных аппаратах.

Наконец, посетитель добирается до последнего в ангаре зала, посвященного преимущественно колесной технике и гусеничным транспортерам. К самым маленьким наземным транспортным средствам бундесвера (из имеющихся в собрании) стоит отнести два малоизвестных образца - гусеничный вездеход NSU Gebirg-skarette и малую самоходную платформу Lkw 0,751 Pritsche (Kraka).

Первый из них был разработан в 1960 г. фирмой NSU Werk AG. Эта машина могла бы смело выступать в гонках «формулы 1» по бездорожью в горах - двигатель позволял развивать скорость до 57 км/ч по твердому покрытию и до 20 км/ч по бездорожью. «Горная карета» могла взбираться на гору с уклоном до 60%, перевозя при этом 750 кг полезной нагрузки. По неясным причинам проект был остановлен.

В 1962 г. фирма Zweirad-Union AG построила четырехколесный аппарат для сельского и лесного хозяйства. Однако коммерческий успех на свободном рынке не пришел. На счастье, бундесверу требовалось транспортное средство для придания мобильности возрожденным воздушно-десантным частям. Разработка была продана фирме Faun, которая довела четырехколесный мотоциклдо уровня «автокара» (так дословно переводится название Kraka). Машина, получившая в войсках длинное обозначение Lkw 0,751 Pritsche, в 1974- 1975 гг. прошла испытания и была закуплена в количестве 860 штук. Kraka служила парашютистам достаточно долго и была заменена на многоцелевой гусеничный бронированный носитель вооружения Wiesel.

В этом зале имеются также две самоходные зенитные установки периода Второй мировой войны на шасси полугусеничных вездеходов - немецкая 2 cm Flak-Vierling aul mittlerem Zugkraltwagen 81 и американская ЗСУ на базе бронетранспортера.

В списках музеев не значится

В списках музеев не значится

Картечница Гаттпинга.

Советская корабельная установка АК-630М.

Надо сказать, что 1960-е гг. ознаменовались не только промышленным подъемом, но и желанием европейцев противопоставить свою технику американской. К концу десятилетия ФРГ, Франция и Италия создали два консорциума для разработки легкого плавающего командного автомобиля (проект VCL). В конкурсе победило объединение FIAT-MAN-Saviem, разработавшее в 1975 г. изделие Lkw 0/5 t gls. Амфибия могла перевозить до 500 кг полезной нагрузки. Максимальная скорость составляла 100 км/ч по шоссе и 7,6 км/ч по воде. Но, хотя амфибия удовлетворяла требованиям военных, ее судьба сложилась неудачно. В начале 1976 г. Министерство обороны ФРГ решило отказаться от амфибийных машин вообще, распались и остатки консорциума. Прототип занял место в Кобленце.

Самым крупным экспонатом зала, без сомнения, является прототип инженерного танка Bergepanzer 3 Buffel на шасси основного боевого танка «Леопард-2».

С сожалением покидая ангар (после как минимум часа-полутора беглого осмотра или целого дня, проведенного за детальным изучением образцов), трудно пройти мимо изделия под сложным наименованием «Опытный носитель на базе полевой гаубицы 155-1 для ствола Panzerhaubitze 2000». Еще в 1968 г. немцы и англичане испытали первый прототип 155-мм гаубицы FH 70 совместной разработки, призванной заменить американские полевые гаубицы Ml 14. С 1970 г. к проекту присоединилась Италия, а позднее лицензию на новую гаубицу приобрела Япония. Серийное производство началось в 1978 г., а уже через 10 лет бундесвер принял решение о создании 155-мм САУ с новым стволом. В качестве самодвижущегося лафета для испытания новых вариантов 155-мм ствола была взята серийная FH 70. После девяти лет испытаний гаубица «перебралась» в Кобленц.

Осмотрев новейшую артсистему, возвращаемся в основное здание и попадаем в залы, посвященные артиллерии. Здесь хранятся экспонаты как периода Первой мировой, так и Второй мировой войн и послевоенных лет. Представлены, например, итальянская 105-мм горная гаубица Otobreda 105 mm - 14 Model 56, отечественная 76-мм противотанковая пушка ЗиС-3, картечница Гатлинга, американская 76-мм полевая пушка Ml902, германская 75-мм полевая пушка М.06, носившая кучу имен - F.K.M. 06 (в германской императорской армии), С75/27 (в итальянской армии), FK237 (в вермахте). Кстати, даже в 1944 г. в вермахте числилось 212 таких пушек, разработанных еще в 1906 г.

Отдельные залы посвящены морским и авиационным пушкам.

Рядом располагаются залы стрелкового оружия. Например, здесь имеется отдельная экспозиция, посвященная пулемету Хайрема Максима. За стеклом витрины представлены самые разнообразные вариации - германские Spandau, русская версия пулемета Максима и т.д. На другой стене размещен стенд, иллюстрирующий развитие ручных пулеметов. Можно увидеть необычный пулемет с кривым стволом на базе штурмовой винтовки SG 44. Кривой ствол (точнее, насадка на ствол SG44) выпускался в двух модификациях - для стрельбы под углом в 30° для пехоты и под утлом в 90° для установки в танках.

На этом же этаже размещены залы, посвященные униформе военнослужащих разных стран, в основном, в XX веке. На витринах застыли манекены в форме и с амуницией альпийских стрелков, танкистов Гудериана, летчиков морской авиации бундеслюфтваффе.

Если у посетителя хватает сил и энергии, то ему стоит подняться выше - на второй этаж;. Там представлены залы развития минометного вооружения. Естественно, большая часть экспонатов имеет советское и германское происхождение. Целая стена занята витриной с касками различных армий и различных эпох.

В списках музеев не значится

В списках музеев не значится

Ночной прицел Vampir ZG 1229.

Очки ночного видения, интегрированные в шлем для пилота и оператора ударного вертолета Tiger.

В основном здании имеется и огромный зал по истории и современному состоянию техники ночного видения. Это неслучайно - немцы были пионерами в деле применения приборов ночного видения в военном деле. Так, ночной прицел Vampir ZG 1229 выпускался фирмой AEG в 1944-1945 гг. отнюдь не в единичных экземплярах. А на танках Panter ночные наблюдательные приборы устанавливались серийно. На витринах представлены даже новейшие системы ночного видения, например, очки ночного видения, интегрированные в шлем для пилота и оператора новейшего ударного вертолета Tiger.

А вот как немцам удалось затащить на третий этаж противотанковые пушки - остается загадкой, ведь наряду с относительно небольшими ЗИС-2 и ЗИС-3 в зале установлена, прямо скажем, немаленькая 88-мм РАК-44.

Кроме того, здесь можно увидеть эволюцию нательного белья, историю бронежилета от первых кирас до современных образцов, гироскопы различных размеров, точностей и назначения, оптические наблюдательные приборы любого исполнения, графопостроители и автоматизированные карты, армейские полевые и стационарные телефоны, радиостанции, визирные головки и многое другое, включая даже часы.

Невозможно не упомянуть экспозицию, носящую имя профессора Хольвега и занимающую весь четвертый этаж. Профессор Хольвег, родившийся в 1912 г. в Берлине, стал одним из крупнейших военных историков Европы. Его основные работы связаны с узучением великого военного теоретика генерала Карла фон Клаузевица. Долгие годы он плодотворно сотрудничал с Учебной коллекцией BWB. После кончины профессора Хольвега его именем назван целый этаж в здании Учебной коллекции.

На этом этаже представлены образцы стрелкового оружия различных стран мира. Из раритетов в витринах демонстрируется, например, пистолет-пулемет «11 съезд СЕПГ» (кто забыл- Социалистическая единая партия Германии), разработанный в 1976 г. Одной из оригинальных особенностей эгого восточногерманского пистолета-пулемета является наличие двух магазинов - на 9 и 13 патронов.

Выше экспозиции имени Хольвега - только кафе и клуб. Кстати, кроме непосредственно экспозиции в здании имеется обширнейшая библиотека с фондами в не менее 50000 томов по истории развития вооружений и военной техники.

Не хватает, пожалуй, только музейного магазина. Впрочем, этот недостаток с лихвой компенсирует примыкающий к зданию учебной коллекции дом, где размещен частный магазин по продаже военно-исторической и военно-технической литературы, а также моделей. В этом магазине можно приобрести и тематические каталоги Учебной коллекции с достойной иллюстративной частью.

Периодически BWB устраивает в Учебной коллекции «день открытых дверей», когда из залов и запасников извлекаются наиболее интересные экспонаты, которые своим ходом или на буксире передислоцируются на территорию соседствующей воинской части и становятся доступными всем интересующимся для фотосъемок и детального изучения. Кстати, пару слов о запасниках собрания. Есть подозрение, что там хранится достаточное количество уникальных экспонатов (например, точно имеется Sturmtieger). По крайней мере, во дворе, в закрытой для посетителей зоне, с грозной предупреждающей надписью «Федеральная собственность. Военная территория. Вход воспрещен» установлен какой-то «шнельбот», ни изучить, ни толком сфотографировать который пока не удалось.

В общем, Учебная коллекция BWB в Кобленце стоит того, чтобы потратить 20 евро и доехать до него из Франкфурта-на-Майне или Кельна. А уж если повезет и появится возможность поехать на машине, то путь к этому примечательному музею лежит по федеральному шоссе В9 - одному из красивейших шоссе Германии, тянущемуся вдоль берега Рейна.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации