БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 7/2008, стр. 32-38

БРОНЯ «КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ»

Продолжение.

Начало см. в «ТиВ» №7-9,11/2006 г.,

1,2,4,5,7,8,10-12/2007 г.,

№1,2,6/2008 г.

Фото и схемы из архива авторов

Окончание. Начало см. в «ТиВ» №6/2008г.

История создания боевой машины десанта

М.В. Павлов, кандидат технических наук,

старший научный сотрудник И.В. Павлов, ведущий конструктор

В 1964 г. в конструкторском бюро ВгТЗ под руководством И.В. Гавалова на базе БМД «Объект 915» (вариант 1) разработали проект унифицированного шасси, предназначавшегося для создания целого семейства боевых и обеспечивающих машин для ВДВ, имевших десантируемую массу 6-7 т. В основу создания унифицированного шасси для этого семейства заложили кормовое расположение МТО с сохранением водометных движителей. Это семейство машин было способно заменить почти все многообразие техники, применявшейся в ВДВ и других родах войск Советской Армии. На базе этого шасси были эскизно проработаны проекты: легкого танка, командно-штабной машины, самоход-но-зенитной установки СЗУ-23, инженерно-ремонтной машины и топливозаправщика.

Легкий танк предназначался для артиллерийской поддержки подразделений и частей ВДВ стрельбой с закрытых огневых позиций и прямой наводкой. Предполагалось, что танк заменит авиадесантную самоходную артиллерийскую установку СУ-85. Согласно проекту, танк был вооружен 100-мм гладкоствольной пушкой типа «Гром» с активно-реактивным выстрелом, кумулятивный снаряд которого на дистанции 1500-1600 м мог пробить броню толщиной 175 мм, располагавшуюся под углом 60° от вертикали. Помимо выстрела с кумулятивным снарядом в боекомплект входили выстрелы с осколочно-фугасной гранатой. Заряжание пушки - автоматическое, конструкция механизма заряжания была аналогична конструкции механизма заряжания, используемого в боевой машине десанта «Объект 915». В состав экипажа машины входили два человека - командир машины и механик-водитель, которые располагались во вращающейся башне.

Броневой корпус изготавливался из алюминиевого сплава, а башня - из стальных броневых листов. Лоб корпуса и башни был защищен от 14,5-мм бронебойных пуль с любой дистанции, борт корпуса - от 7,62-мм пуль с дистанции 400 м.

Разработанный легкий танк для ВДВ, оснащенный 100-мм орудием, являлся прототипом легкого танка «Объект911 Б» с уменьшением длины, толщины брони и боевой массы машины. Масса танка при десантировании парашютным способом составляла 6 т.

Легкий плавающий авиадесантируемый танк «Объект 911Б» был создан весной 1963 г. КБ Волгоградского тракторного завода под руководством И.В. Гавалова на базе опытной гусенично-колесной боевой машины пехоты « Объект 911», но без колесного движителя и с использованием опыта разработки легкого танка «Объект 906Б» с управляемым ракетным вооружением. Главной целью при создании этого танка являлось повышение защищенности экипажа за счет размещения его в башне в специальной бронированной капсуле с противорадиационной защитой и уменьшения силуэта машины. Был изготовлен опытный образец машины, который в 1963 г. прошел заводские испытания.

Командно-штабная машина управления «Объект 915К» представляла собой передвижной командный пункт, который предназначался для обеспечения управления соединением ВДВ и других войск. Она имела три отделения: управления, штабное и моторно-трансмиссионное. Отделение управления и штабное отделение были оборудованы специальной аппаратурой, приспособленной для работы командира части (соединения) и офицеров штаба. Штабное отделение было выполнено в виде неповоротной башни (рубки). Вместо пушки устанавливалась телескопическая мачта для подъема антенны радиостанций. В состав экипажа машины входили: два стрелка-радиста, механик-водитель и четыре офицера-оператора. Размещение офицеров в высокой части корпуса обеспечивало им круговой обзор. Все рабочие места офицеров были оборудованы столиками для работы с картой. Столики офицеров, сидящих в заднем ряду, могли объединяться в один общий стол. За этим же столом мог работать офицер, сидящий справа от механика-водителя.

В носовой части корпуса имелись две стационарные пулеметные установки (7,62-мм пулеметы ПКТ) с прицельными устройствами. Броневая защита была выполнена на уровне базового образца. Посадка и выход экипажа машины осуществлялись через два люка в крыше рубки, два передних люка для стрелков-радистов, а из штабного отделения - через кормовую дверь. На крыше рубки устанавливалась вращающаяся командирская башенка и имелся световой иллюминатор, закрывавшийся броневой крышкой. Потолок и стенки отделения управления и штабного отделения были оклеены слоем термозвукоизоляции (поропласт и повинол). Для стрельбы из личного оружия в бортах и кормовом листе рубки были предусмотрены специальные лючки.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Для управления частью (соединением) ВДВ в машине предполагалось разместить следующую аппаратуру: коротковолновую радиостанцию «Выстрел-М» (максимальная дальность связи до 200 км); две ультракоротковолновые радиостанции «Бином-М» (максимальная дальность связи 50- 60 км); танковое переговорное устройство типа Р-124, аппаратуру ЗАС «Яхта», позволявшую вести закрытую телефонную связь по любой радиостанции; ультракоротковолновую переносную радиостанцию Р-114, навигационную аппаратуру ТНА-2 «Сетка», автоматически вырабатывавшую текущие координаты местоположения машины (это позволяло двигаться по местности с затрудненным ориентированием как одиночной машине, так и в составе соединения), и специальную коммутационную аппаратуру.

Все радиостанции работали на одну штыревую антенну, располагавшуюся слева на крыше штабного отделения. Для увеличения дальности действия радиостанций выдвигалась телескопическая мачта высотой 10 м, на которую устанавливались различные типы антенн.

Самоходная зенитная счетверенная установка СЗУ-23 предназначалась для артиллерийской наземно-зенитной поддержки ВДВ стрельбой с хода по низколетящим самолетам, вертолетам и прямой наводкой. СЗУ предполагалось вооружить счетверенной установкой пушек калибра 23 мм, на вращающейся платформе с погоном. В состав экипажа машины входили три человека - механик-водитель и два стрелка-радиста.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Инженерно-ремонтную машину предполагалось использовать в качестве средства технического обеспечения подразделений ВДВ, строительства или восстановления взлетно-посадочных полос в районе десантирования. Для этой цели машина оборудовалась: скреперным устройством в кормовой части машины; краном грузоподъемностью 1,5 тс, лебедкой, станками и универсальными приспособлениями, оборудованием для дезактивации боевой техники, а также ЗИП боевых машин.

Инженерно-ремонтная машина имела броневую защиту на уровне базовой машины и была вооружена тремя пулеметами ПКТ, устанавливавшимися в носовой части корпуса. В бортах корпуса имелись лючки для стрельбы из личного оружия экипажа.

Топливозаправщик предназначался для транспортировки горюче-смазочных материалов (ГСМ), заправки в колонне боевых машин с целью увеличения радиуса действия и автономности ВДВ. Машина имела броневую защиту и вооружение (два пулемета ПКТ в носовой части корпуса и лючки для стрельбы из личного оружия). Емкость цистерны составляла 3000 л. Кроме того, на машине имелась заправочная станция на несколько точек с дистанционным управлением и емкости для масла.

После рассмотрения выполненных технических проектов в сентябре 1964 г. разработка БМД была поручена конструкторскому бюро ВгТЗ.

При дальнейшей работе над представленными вариантами компоновок БМД « Объект 915» в конструкторском бюро ВгТЗ в начале 1965 г. было выявлено, что, несмотря на преимущества первого варианта, его реализация в металле влекла за собой увеличение массы машины на 200-300 кг. Кроме того, установка башни (боевого отделения) иной конструкции нарушала унификацию с проходившей в это время испытания и планируемой к принятию на вооружение опытной БМП «Объект 765». Поэтому предпочтение отдали второму варианту компоновки с использованием унифицированного боевого отделения БМП «Объект 765» и размещением механика-водителя в корпусе машины.

Новые развернутые ТТТ на боевую машину десанта были выданы ВгТЗ Министерством обороны СССР в апреле 1965 г. Но, несмотря на это, работа в конструкторском бюро ВгТЗ по первому варианту БМД продолжилась в направлении совершенствования отдельных узлов и агрегатов машины. Отрабатывалась установка в кормовой нише башни механизма заряжания, унифицированного с механизмом заряжания опытной БМП «Объект 914Б», в котором размещались 17 выстрелов к 73-мм орудию. Остальные 18 выстрелов располагались в укладке, находившейся на вращающемся полу.

Летом 1965 г. изготовили макет БМД «Объект 915» (вариант 2) в натуральную величину. Это была плавающая парашютируемая БМД с кормовым расположением МТО и активным размещением десанта. Башня с вооружением была полностью заимствована у опытной БМП «Объект 765».

В носовой части корпуса в центре отделения управления было оборудовано рабочее место механика-водителя, слева от него размещался командир десанта, справа - десантник, который, как и командир, мог вести прицельную стрельбу из курсового пулемета. Горизонтальный сектор обстрела из каждого курсового пулемета составлял 20°. В одноместной вращающейся башне располагался второй член экипажа - наводчик-оператор, на бортах корпуса и в крышке кормового люка имелись амбразуры с шаровыми установками для ведения огня из личного оружия остальными тремя десантниками, которые размещались между МТО и боевым отделением.

Спешивание десанта производилось через кормовой люк, закрывавшийся броневой крышкой-дверью, и продольный проем над крышей МТО. Кормовой проход использовался также для укладки парашютов перед погрузкой в самолет Ан-12. Десантники, располагавшиеся в передней части корпуса, проходили к заднему люку вдоль бортов. Кроме того, для посадки и выхода экипажа и десанта имелось три люка на крыше корпуса и один люк на крыше башни.

БМД имела на вооружении 73-мм гладкоствольное орудие ТКБ-04 (в серии - 2А28), пусковую установку для управляемых ракет ПТРК «Малютка», один спаренный и два курсовых 7,62-мм пулемета ПКТ. Внутри машины были оборудованы укладки для пяти автоматов АКМС, ручного пулемета РПКС и ручного гранатомета РПГ-1Д. Для стрельбы из спаренной установки оружия использовался комбинированный, бесподсветочный (дневной и ночной) прицел ПКБ-62 (ТПН-22 «Щит»). Механизм заряжания и прицельный комплекс БМД «Объект 915» и БМП «Объект 765» были унифицированы.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Полноразмерный макет БМД «Объект 915» (второй вариант). 1965 г.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Полноразмерный макет БМД «Объект 915» (второй вариант). Размещение экипажа и десанта в носовой части корпуса, 1965 г.

Полноразмерный макет БМД «Объект 915» (второй вариант). Расположение десанта в кормовой части корпуса у перегородки МТО, 1965 г.

Боекомплект машины состоял из 35 активно-реактивных выстрелов к орудию, трех управляемых ракет 9М14 ПТРК «Малютка» и 3000 патронов для пулеметов ПКТ. Кроме того, в машине укладывались 10 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с 10 сигнальными патронами. Емкость механизма заряжания составляла 40 выстрелов (впоследствии на серийной машине в боекомплект к орудию входили 40 активно-реактивных выстрелов).

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Полноразмерный макет БМД «Объект 915»

(второй вариант). Отработка посадки

десанта в машину, 1965 г.

Корпус машины был изготовлен из алюминиевого сплава АБТ-101, который не требовал термообработки после аргонодуговой сварки, что облегчало ремонт в полевых условиях. Кроме того, этот сплав имел высокую антикоррозионную стойкость. Верхний лобовой лист был выполнен двухскатным. Башня изготавливалась из броневой стали высокой твердости. Лоб корпуса и башни обеспечивали защиту экипажа, десанта и внутреннего оборудования от 14,5-мм бронебойных пуль, борт - от 7,62-мм пуль.

На машине устанавливался шестицилиндровый V-образный четырехтактный дизель 5Д-20 мощностью 176 кВт (240 л.с.) с эжекционной системой охлаждения, который представлял собой модификацию двигателя УТД-20. Двигатель 5Д-20 обеспечивал машине высокую удельную мощность - 35,7 л.с./т, какую не имела ни одна из имеющихся на вооружении на тот момент времени боевых машин. Выпуск отработавших газов двигателя производился вниз в сторону кормы. Такое расположение эжекторов и направление выпуска отработавших газов обеспечивали хорошее шумоглушение и тепловую маскировку. Емкость топливных баков составляла 295 л, запас хода по шоссе достигал 500 км.

Двигатель, коробка передач и бортовые фрикционы были объединены в единый силовой блок. В состав трансмиссии входили однодисковый главный фрикцион сухого трения, четырехступенчатая простая коробка передач, два бортовых фрикциона и два соосных бортовых редуктора. Приводы управления были механическими непосредственного действия.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Схема обстрела из БМД «Объект 915» (второй вариант), 1965 г.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Механизм заряжания БМД «Объект 915» (первый вариант), 1965 г.

Ходовая часть состояла из пневматической подвески и гусеничного движителя с электрогидравлическими механизмами натяжения гусениц и кормовым расположение ведущих колес. Пневматическая подвеска выполняла несколько функций: упругого элемента для смягчения толчков и ударов, гидроамортизатора для гашения колебаний при движении машины, исполнительного силового цилиндра для изменения клиренса от 100 до 450 мм, регулировки натяже-

ния гусениц и механизма подъема и удержания опорных катков при подготовке машины к десантированию парашютным способом и при движении на плаву. Гусеничный движитель имел 8 одинарных поддерживающих катков, расположенных в шахматном порядке, 10 двускатных опорных катков с наружной амортизацией и гусеницы с ОМШ. На макете (в отличие от проекта) устанавливались односкатные опорные катки.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Дизель 5Д-20.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Движение на плаву осуществлялось двумя водометами с реверсивным приводом. Водометы находились в МТО между двигателем и бортами машины.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 26 В. В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи 12СТ-70 общей емкостью 140 А-ч и генератор ВГ-7500 мощностью 9 кВт. Для внешней радиосвязи устанавливалась радиостанция Р-123, для внутренней - танковое переговорное устройство ТПУР-124.

Боевая масса машины составляла 6,72 т, масса машины при десантировании - 5,95 т.

Имевшийся запас мощности двигателя 5Д-20 открывал возможность по созданию варианта боевой машины ВДВ с корпусом из броневой стали 2П с доведением уровня ее броневой защиты до требований, предъявляемым к БМП. Боевая масса такой машины должна была составлять 8,5 т, а масса десантируемой машины - 7,2 т.

Одновременно с работой по БМД «Объект 915» (вариант 2) была проработана возможность установки в том же объеме МТО машины карбюраторного двигателя ГАЗ-41 с коробкой передач, заимствованных у БРДМ-2. Проработка показала возможность применения двигателя в блоке с коробкой передач при условии незначительной переделки коробки передач, некоторого изменения комплектации двигателя, а также небольших переделок корпуса в районе МТО.

Двигатель в блоке с коробкой передач располагался поперек корпуса машины, отбор мощности осуществлялся через входной редуктор, соединенный с бортовыми фрикционами карданными валами. Бортовые фрикционы были выполнены в одном блоке с бортовыми редукторами.

В системе охлаждения двигателя, выполненной по схеме системы охлаждения двигателя БРДМ-2, использовался вентилятор с одним водяным радиатором. Забор воздуха для обдува радиатора и обеспечения работы двигателя производится через жалюзи, устанавливавшиеся на крыше корпуса у правого борта. При движении на плаву жалюзи закрывались. Забор воздуха для обеспечения работы двигателя в этом случае осуществлялся из боевого отделения, а радиатор охлаждался забортной водой.

Отвод отработавших газов двигателя производился через систему выхлопа, выведенную через крышу МТО у левого борта. При установке карбюраторного двигателя ГАЗ-41 в машину с него снимались компрессор с приводом и воздухоочиститель (он устанавливался рядом с двигателем).

Привод на водометы осуществлялся от раздаточной коробки с помощью карданных валов.

Этот вариант БМД «Объект 915» рассматривался как временный, до постановки на серийное производство дизеля 5Д-20, и уступал основному варианту в маневренности (вследствие меньшей удельной мощности), пожароопасное™, скорости движения на плаву и по некоторым другим параметрам, но превосходил его по массовой характеристике. Расчетная боевая масса машины составляла 6,33 т, масса десантируемой машины - 5,63 вместо 6,0 т.

Дальнейшая работа по БМД «Объект 915» привела к созданию в 1967 г. опытных образцов боевой машины десанта, принятой на вооружение Советской Армии в 1969 г. под маркой БМД-1.

В связи с выбором новой компоновочной схемы базовой машины семейство машин для ВДВ в конструкторском бюро ВгТЗ было пересмотрено в сторону изменения его состава. На базе БМД «Объект 915» в 1965 г. были проработаны проекты следующих машин: бронетранспортера, командно-штабной машины и зенитно-самоходной установки «Стрела-1».

Все проекты машин были выполнены на едином унифицированном шасси с кормовым расположением МТО и передним расположением десантно-боевого отделения.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Сравнение высот танка ПТ-76 и полноразмерного макета БМД «Объект 915» (второй вариант) в положении при минимальном клиренсе, 1965 г.

Бронетранспортер «Объект 915БТР» предназначался для транспортировки десанта и различных грузов на поле боя. В качестве основного оружия в носовой части корпуса по оси машины устанавливался 7,62-мм пулемет ПКТ. В состав экипажа машины входил один человек - механик-водитель, который размещался в отделении управления у правого борта корпуса. Такое расположение механика-водителя позволяло рационально использовать площадь днища корпуса при создании других модификаций машины. В состав перевозимого десанта входили командир, стрелок- пулеметчик (они размещались слева от механика-водителя) и 12 стрелков, которые располагались в три ряда вдоль бортов: один ряд - около правого борта и два - у левого. Около двух задних мест десантников в правом и левом бортах имелись шаровые установки для стрельбы из личного оружия. Все сиденья десантников были выполнены складывающимися - для обеспечения быстрой высадки десанта и подготовки машины для перевозки грузов. Посадка и выход экипажа и десанта из машины осуществлялись через два люка на крыше корпуса (механика-водителя и командира десанта) и кормовой люк, как на базовом «Объекте 915», но с увеличенной шириной. По сравнению с базовой машиной бронетранспортер имел удлиненный на 400 мм и увеличенный по высоте на 150 мм броневой корпус, выполненный из алюминиевого броневого сплава АБТ-101. Поэтому в ходовой части использовалось 12 опорных катков вместо 10, установленных на БМД «Объект915». Боевая масса бронетранспортера составляла 7 т, десантируемая масса - 5,5 т. Максимальная скорость по шоссе составляла 60,7 км/ч, на плаву - 7 км/ч, запас хода по шоссе достигал 500 км.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Командно-штабная машина управления представляла собой подвижный командный пункт и предназначалась для обеспечения управления соединениями ВДВ. Машина имела броневую защиту и вооружение - пулемет ПКТ с прицельным устройством, которые устанавливались в передней части корпуса у левого борта. В состав экипажа машины входили механик-водитель, радист-пулеметчик и шесть работников штаба: командир соединения, три штабных офицера и два радиста. Командир соединения размещался в носовой части корпуса, по оси машины. На крыше корпуса над его рабочим местом устанавливалась командирская башенка с тремя смотровыми приборами и входным люком, закрывавшимся броневой крышкой. Справа от командира располагался механик-водитель, слева - радист-пулеметчик. У радиста-пулеметчика устанавливался специальный перископический смотровой прибор с вмонтированным в него прицелом для стрельбы из пулемета.

В центре среднего отделения оборудовался стол для работы с картой, а в крыше над столом - световой люк с броневой крышкой. Справа, слева и сзади стола имелись места для офицеров штаба. На крыше корпуса, над рабочим местом офицера, располагавшегося сзади стола, устанавливалась вращающаяся башенка с отсчетным устройством для начального ориентирования навигационной аппаратуры. За офицерами по бортам размещались рабочие места для двух радистов. Командир соединения мог разворачиваться на своем сиденье для работы с офицерами.

В машине находилась следующая аппаратура: ультракоротковолновая радиостанция Р-123, две ультракоротковолновых радиостанции «бином-М», коротковолновая радиостанция «Выстрел-М», аппаратура ЗАС «Яхта», шифровальная машина М-125М, антенно-фидерные устройства, навигационная аппаратура ТНА-2 «Сетка» и блок электропитания.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Зенитно-ракетная установка «Стрела-1» («Объект 9153У») предназначалась для борьбы с низколетящими воздушными целями. Расчет машины состоял из двух человек - оператора и механика-водителя. В зенитный комплекс входили: пусковая установка с четырьмя направляющими, аппаратура целеуказания, прицельное устройство, аппаратура пуска ракет, механизм блокировок. Боекомплект установки состоял из восьми ракет, из которых четыре ракеты размещались на направляющих и четыре - в контейнерах внутри машины. Масса одной ракеты с контейнером составляла 40 кг.

Пусковая установка размещалась в средней части корпуса на шариковой опоре. На вращающейся части погона шариковой опоры устанавливался броневой колпак оператора.

Многие идеи, заложенные при разработке этого семейства машин для ВДВ, были воплощены в металле во втором послевоенном периоде развития отечественного танкостроения.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации