БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 11/2007, стр. 13-24

Броня крылатой пехоты

Максим Саенко

Семен Федосеев

Продолжение. Начало см. в «ТиВ» № 7-9,11/2006,

№ 1,2,4,5,7,8,10/2007 г.

Материал подготовлен к печати при участии службы информации и общественных связей ВДВ и Военно-научного комитета ВДВ.

Использованы фотослужбы информации и общественных связей ВДВ РФ, А.Марецкого, А.Кошавцева и из архивов авторов редакции.

Десантный бронетранспортер и его семейство

Семейство боевых и специальных машин на базе БТР-Д

На шасси БТР-Д разработали семейство машин различного назначения, поступивших в минометные батареи, артиллерийские, противотанковые и зенитные дивизионы, штабные, медицинские и другие подразделения Воздушно-десантных войск.

В звено полк-бригада в 1975 г. на вооружение поступила БМД-1КШ «Сорока». Для размещения в корпусе дополнительного оборудования изъяли курсовые пулеметные установки, амбразур для стрельбы из автоматов в корпусе также нет. Рядом с люком механика-водителя появились люки для посадки офицеров, перенесенные с крыши среднего отделения. Командирскую башенку сдвинули назад и сместили к левому борту. В лобовом листе броневой рубки среднего отделения выполнены три световых окна с бронекрышками (как на опытном «объекте 925») для улучшения условий работы офицеров штаба.

«Сороку» оснастили двумя радиостанциями Р-123 (Р-123М), двумя Р- Ш, радиостанцией KB диапазона Р-130 (дальность связи до 50 км при работе на 4-м штыревую антенну, для увеличения дальности можно использовать радиомачту). УКВ станции Р-123М и Р-111 имеют возможность автоматической настройки любых четырех заранее подготовленных (фиксированных) частот. Радиостанции могут работать независимо и одновременно при выборе частот по таблице вариантов рабочих частот. Снаружи на корпусе размещены складные антенные устройства. Для питания оборудования установлен автономный бензоэлектрический агрегат АЕ-0,5-П/30. Имеются два съемных столика для работы офицеров штаба.

Машина дальней радиосвязи БМД-1Р оборудована радиостанцией УКВ-КВ диапазона средней мощности Р-161А2М, обеспечивающей связь на дальность до 2000 км на стоянке. Необходимость дальней радиосвязи для десанта в тылу противника очевидна.

На шасси БТР-Д смонтирована станция космической (спутниковой) связи Р-440 ОДБ «Кристалл-БД». Эта станция, поступившая на вооружение в 1989 г., включена в единую систему спутниковой связи Министерства обороны, функционирует через ретрансляторы связи космических аппаратов, расположенных на геостационарной и высокоэллиптической орбитах. Ее складная направленная антенна установлена на крыше среднего отделения БТР-Д. Позже была принята станция Р-440 ОДБМ.

Превращение БТР-Д в санитарный (для использования в медицинской роте) и грузовой варианты описано в «ТиВ» №8/2007 г.

В 1979 г. бронетранспортеры БТР-Д подверглись первой небольшой модернизации - их оснастили системой 902Г «Туча» для дистанционной установки дымовых завес. На задней наклонной стенке среднего отделения были установлены два кронштейна для четырех (по два с каждого борта) 81 -мм нарезных гранатометов. Пульт управления системы пуска дымовых гранат разместили в отделении управления с левой стороны от левого прибора наблюдения механика-водителя. Стрельба ведется дымовыми гранатами ЗД6 со временем эффективного дымообразования 60-130 с. Дальность постановки дымовой завесы - 300 м, ширина фронта завесы - 60 м.

Разумеется, изучался вопрос и о самоходном орудии непосредственной огневой поддержки десантных подразделений. Первоначально на шасси БМД-1 выполнили 122-мм самоходную гаубицу 2С2 «Фиалка» и 120-мм миномет 2С8 «Ландыш». Но из-за перегрузки ходовой части на вооружение их не приняли. В 1975 г. началась разработка принципиально нового универсального самоходного артиллерийского орудия (САО). В ЦНИИ Точмаш (г. Кли-мовск) провели проработку нового комплекса «орудие-выстрел».

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

ЦНИИ Точмаш, ГНПО «Базальт» (г. Москва) и «Мотовилихинские заводы» (г. Пермь) в кооперации разработали 120-мм орудие 2А51 «Нона». Орудие установили в поворотной башне на шасси «объект 926», созданное на базе БТР-Д. САО, поступившее на вооружение в 1981 г., получило название «Нона-С» и индекс 2С9. Так появилось уникальное самоходное орудие, способное решать задачи гаубицы, миномета и в какой-то мере противотанковой пушки. Для размещения в корпусе боекомплекта курсовые пулеметные установки убрали. Максимальная дальность стрельбы «Ноны» обычным осколочно-фугасным снарядом составляет 8,89 км (активно-реактивным - до 13,1 км), минимальная - 1,7 км, миной - соответственно 7,1 и 0,43 км. Скорострельность- от 4 до Ювыстр./мин. Подробно о самоходном орудии 2С9 «Нона-С», ставшем основой артиллерии ВДВ, будет рассказано в следующих номерах журнала «Техника и вооружение».

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БМД-1Р развернута в боевое положение.

Параллельно с созданием САО велись опытно-конструкторские работы по командной машине управления самоходной артиллерийской батареи (именуемой иначе пунктом разведки и управления огнем артиллерии) и самоходному противотанковому ракетному комплексу. Таким образом, почти всю артиллерию воздушно-десантной дивизии обновляли и переводили на шасси БТР-Д.

Пункт разведки и управления огнем батареи орудий 2С9 был разработан во ВНИИ «Сигнал» (г. Ковров) под шифром «Реостат» и поступил на вооружение в 1982 г, получив индекс 1В119. Машина имеет экипаж 5 человек, оснащена РАС разведки наземных целей 1РЛ133-1 (дальность обнаружения до 14 км), лазерным дальномером ДАК-2 («дальномер артиллерийский квантовый», дальность действия до 8 км), артиллерийской буссолью ПАБ-2АМ, дневными прибором наблюдения ПВ-1, прибором ночного видения ННП-21, аппаратурой топопривяз-ки 1Т121-1, прибором управления огнем ПУО-9М, бортовой ЭВМ, двумя УКВ радиостанциями Р-123М, одной Р-107М, переговорным устройством. Экипаж: размещается в увеличенной рубке, приборы установлены во вращающейся башенке и прикрыты откидными крышками. В машине может перевозиться ПЗРК, три РПГ типа «Муха». Сбоку от кормового десантного люка установлены нарезные дымовые гранатометы. Машины 1В119, как и базовый БТР-Д, поставлялись в разведывательные роты (для ведения оптической и радиолокационной разведки).

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Станция спутниковой связи Р-440 ОДБМ.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

В 2006 г. намечалось поступление на вооружение ВДВ нескольких экземпляров новой машины разведки и управления огнем артиллерии 1В119-1 «Реостат-1» с усовершенствованной аппаратурой разведки, связи и управления, новым программным обеспечением. Машина обеспечивает наряду с разведкой автоматизированное определение координат целей и разрывов своих снарядов днем и ночью, пристрелку целей, наблюдение за полем боя, стрельбу корректируемыми (управляемыми) боеприпасами и оценку результатов. Для применения батареями орудий «Нона» управляемых снарядов «Китолов-2» машину «Реостат-1» оснастили лазерным целеуказателем-дальномером 1Д22. Дальность «подсветки» цели типа «танк» лазерным лучом - от 300 до 7000 м, диапазон измерения дальности до целей - от 120 до 20000 м с погрешностью измерения не более 10 м.

В качестве истребителя танков служит разработанный в 1979 г. Волгоградским тракторным заводом и принятый на вооружение в 1983 г. БТР-РД (шифр «Робот» или «Робот-1»). Под крышей рубки машины крепится подъемная пусковая установка ПТУР «Конкурс» (конструкции тульского ЦКБ-14) с дальностью стрельбы от 75 до 4000 м. Наведение ПТУР на цель - полуавтоматическое, по водостойкой проводной линии связи (масса провода для стрельбы на 4000 м - 740 г), скорострельность - два пуска в минуту. Средняя скорость полета ракеты - 208 м/с.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Боевая машина 1В119 «Реостат», вид сверху.

Масса ракеты 9М113 в транспортно-пусковом контейнере - 25,2 кг, диаметр - 125 мм, бронепробиваемость по нормали - 500 мм. Боекомплект составляет 12 ПТУР. Может устанавливаться ночной прицел. Пуском ПТУР оператор может управлять с выносного пульта. Кроме того, в машине перевозится переносной ПТРК «Фагот» (масса ПТРК - 21 кг) с боекомплектом 12 ПТУР. Этот ПТРК может вести стрельбу непосредственно с машины или с грунта с пусковой установки 9П135М. Кроме основного полуавтоматического в комплексах «Конкурс» и «Фагот» предусмотрен резервный режим ручного наведения, используемый в условиях применения противником оптических помех для срыва автоматического сопровождения ракеты по бортовому источнику света. «Робот» имеет массу 8 т, экипаж 6 человек, скорость до 60 км/ч. Сохранены два курсовых пулемета ПКТ. В артиллерийском полку воздушно-десантной дивизии БТР-РД пришел на смену самоходной установке СУ-85 и 85-мм пушке СД-44.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БТР-РД с ПУ комплекса «Корнет».

ПЗРК, входящие в комплект БТР-ЗД : «Стрела-3» (9К34) и «Игла-1» (9К310).

БТР-ЗД (шифр «Скрежет»), поступивший на вооружение в 1984 г., представляет собой транспортер переносных зенитных ракетных комплексов. Внутри корпуса разместили две многоярусные укладки для 20 ПЗРК типа «Стрела-2М» (9К32М), «Стрела-3» (9К34) или «Игла-1» (9К310). Все эти комплексы разработаны в КБ Машиностроения (г. Коломна), производство вел Завод им. В.А. Дегтярева {г. Ковров). Все ПЗРК включают ЗУР с тепловыми пассивными головками самонаведения, пуск производится с плеча оператора.

Необходимо отметить, что для основного зенитного средства ВДВ - 23-мм спаренной автоматической зенитной установки ЗУ-23-2 - штатным транспортером служил автомобиль ГАЗ-66 в десантном варианте. Но на практике для транспортировки ЗУ-23-2 стали использовать БТР-Д. Поначалу предполагалось, что БТР-Д станет для буксируемой колесной ЗУ-23-2 тягачом-транспортером. Однако на учениях десантники начали устанавливать ЗУ-23-2 прямо на плоскую крышу корпуса и даже вели огонь по условным целям - сначала на переправах, затем и в других видах боя. Так, несмотря на возражения представителей завода-изготовителя машин, появилась зенитная самоходная установка с ЗУ-23, смонтированной открыто на крыше и способной вести огонь как с шасси, так и с грунта. Разумеется, десантирование БТР-Д с ЗУ-23-2 производится раздельно. Совместное десантирование исключено, в том числе из-за того, что установка ЗУ-23-2 занимает место для площадки с блоками многокупольной или парашютно-реактивной системы.

По-своему «узаконили» самодельные зенитные самоходные установки боевые действия в Афганистане и в Чечне, где выброски в район боевых действий не производилось, машины двигались туда своим ходом, использовались для сопровождения колонн.

ЗУ-23-2 устанавливается на крыше бронетранспортера на деревянных подставках и закрепляется с помощью тросовых растяжек. Впрочем, встречаются и другие «самоделки». Так, в Псковской воздушно-десантной дивизии ЗУ-23-2 установили на крыше среднего отделения, а в Тульской дивизии разместили над силовым отделением. Надо отметить, что «псковский» вариант выглядит лучше, поскольку дополнительная нагрузка расположена в зоне грузовой кабины БТР-Д, где предусмотрено крепление груза в полторы тонны. «Тульский» же вариант заметно увеличивает нагрузку на задние катки, и без того нагруженные. Тем не менее «симбиозы» ЗУ-23-2 и БТР-Д в целом показали себя как грозное и эффективное оружие. Появился и заводской вариант установки с более прочным креплением ЗУ-23-2 на корпусе, а также с бронезащитой расчета ЗУ.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БТР-ЗД в базовой конфигурации.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

ЗУ-23, установленная на крыше средней части бронетранспортера (слева) и в районе крыши МТО.

Досягаемость ЗУ-23-2 по дальности - 2500 м, по высоте - 2000 м, темп стрельбы - 2000 выстр./мин. Эту зенитную установку принято относить к устаревшим орудиям, но за счет установки оптико-электронной системы с лазерным дальномером и телевизионным каналом, цифрового баллистического вычислителя, автомата сопровождения цели, нового коллиматорного прицела, электромеханических приводов наведения ее эффективность надеются повысить, обеспечив всесуточночть и всепогодность применения по низколетящим целям.

С середины 1980-х гг. на БТР- Д и машинах, созданных на его базе, вместо устаревших ламповых радиостанций Р-123М устанавливают средства связи нового, третьего поколения - УКВ радиостанции Р-173 и радиоприемники Р-173П на полупроводниковых комплектующих. При работе на штыревую антенну высотой 3 м радиостанция обеспечивает двустороннюю телефонную связь подвижных объектов на среднепересеченной местности на любой из десяти заранее подготовленных (фиксированных) частотна 15-20км. Станция имеет подавитель импульсных помех, цифровой канал, набор фиксированных частот). Кроме того, машины оснастили новым переговорным устройством (ТПУ) Р-174.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Тактико-технические характеристики ПЗРК «Стрела-2М» «Стрела-3» «Игла-1»

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

В том же 1984 г. на базе БТР-Д была создана 8-тонная десантная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Д в качестве подвижного средства технического обеспечения в боевых условиях подразделений, на вооружении которых находились БМД-1, БМД-2 и машины на их базе. Серийное производство БРЭМ-Д смогли поставить только в 1989 г. Машина предназначена для эвакуации поврежденных БМД и образцов, созданных на их базе, из зоны действия огня противника на сборные пункты поврежденных машин или в укрытие, эвакуации застрявших объектов и оказания помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании БМД в полевых условиях. Экипаж - 3 человека: место механика-водителя находится в центре отделения управления, слева от него размещается специалист по электрооборудованию, а за ним - командир машины. Сиденье справа от механика-водителя является запасным. БРЭМ-Д оснащена грузоподъемной крановой стрелой, тяговой лебедкой с длиной троса до 100 м и усилием на тросе 3,5-4 тс, блоками полиспастов, буксирным приспособлением, электоросварочным оборудованием с длиной кабелей 10 м. Складывающаяся крановая стрела с вылетом 2 м размещена на верхней части корпуса, имеет привод от гидравлической системы базовой машины, поворачивается на 150°, в походном положении укладывается вдоль левого борта, для десантирования складывается пополам на крыше. Привод крана - от гидросистемы БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫбазового шасси, при неработающем двигателе можно использовать насос с ручным приводом. Полиспаст дает стреле грузоподъемность в 1000, 1500 и 3000 кгс, соответственно при подвеске крюка на две, четыре и шесть ветвей (с креплением растяжек к корпусу). В последнем случае можно производить полуподъем ремонтируемой или эвакуируемой машины за борт, нос или корму. Перед грузоподъемом подвеска БРЭМ-Д блокируется.

Машина оснащена сошником-бульдозером в передней части корпуса для закрепления на месте при работе тяговой лебедкой и проведения земляных работ, комплектом инструмента и приспособлений для ремонта БМД, несет ящики с комплектом запасных частей. Комплект такелажного оборудования позволяет увеличивать усилие на тросе лебедки до 12 тс и вытаскивать машины БМД-1 или БМД-2, имеющие среднее застревание. Полужесткое буксирное приспособление размещено на кормовом листе корпуса и состоит из двух телескопических штанг с внутренней амортизацией. Источником питания для электросварочного оборудования является штатный генератор ВГ-7500. Сварка алюминиевых сплавов осуществляется специальными электродами. Вооружение БРЭМ-Д - курсовой ПКТ с боекомплектом 1000 патронов. Имеются четыре дымовых гранатомета, радиостанция, ТПУ. БРЭМ-Д вместе с обычными БТР-Д вошла в штат ремонтных рот.

На шасси БТР-Д выполнена также пусковая установка и наземный пункт дистанционного управления дистанционно пилотируемого летательного аппарата (ДПЛА) «Пчела-1» комплекса «Строй-П», также требующего отдельного рассказа. Укажем только, что комплекс предназначен для телевизионного или инфракрасного наблюдения за полем боя и целями в реальном масштабе времени на ударениях до 50 км от места старта ДПЛА. Государственные испытания этого комплекса, рассчитанного на применение воздушно-десантными соединениями, закончились в 1990 г.

Таким образом, уже через пять лет после принятия на вооружение БМД-1 появились десантный БТР и КШМ, а всего в течение полутора десятков лет (с 1969 по 1984 г.) на вооружение ВДВ поступило обширное семейство бронемашин, включающее более 15 модификаций с единой силовой установкой, трансмиссией, агрегатами и узлами ходовой части, приборами наблюдения, аппаратурой связи и т.п. Номенклатура этого семейства обеспечивает десанту возможность автономного ведения активных боевых действий в тылу противника в течение длительного времени.

Предложено несколько вариантов довооружения БТР-Д, явно порожденных опытом локальных конфликтов на территории бывшего СССР. Речь идет о сочетании автоматического гранатомета и единого либо крупнокалиберного пулемета - типов коллективного автоматического оружия, заслуживших в этих конфликтах признание войск. В одном из вариантов на вертлюжных установках на крыше корпуса установлены 30-мм автоматический гранатомет АГ-17 «Пламя» перед левым верхним десантным люком и 7,62-мм пулемет ПКМ (или ПКМБ) - перед правым. АГ-17 ведет огонь выстрелами ВОГ-17М на дальности до 1730 м, темп стрельбы - переключаемый, от 50-100 до 420 выстр./мин, емкость ленты - 29 выстрелов. Пулемет ПКМ выполнен под патрон 7,62x54R, имеет сменный ствол, темп стрельбы 650 выстр./мин, боевую скорострельность до 250 выстр./мин, прицельную дальность стрельбы до 1500 м, емкость ленты - 100, 200 или 250 патронов.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Самоходная пусковая установка и наземный пункт дистанционного управления ДПЛА «Пчела-1» комплекса «Строй-П».

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Размещение крановой стрелы

на крыше БРЭМ-Д, подготовленного

к десантированию.

Другой вариант дополнительного вооружения БТР-Д, представленный в 2006 г., включает продукцию Завода им. В.А. Дегтярева (г. Ковров) - 12,7-мм пулемет «Корд» перед левым десантным люком и 30-мм автоматический гранатомет АГС-30 - перед правым. АГС-30 ведет огонь выстрелами ВОГ-17М и ВОГ-30 с темпом400 выстр./мин на дальности до 1700 м. Темп стрельбы пулемета «Корд» (патрон 12,7x107 ДШК) - около 600 выстр./мин, прицельная дальность-до 2000 м. Если вертлюжная установка гранатомета выполнена на крыше рубки, то кронштейн под вертлюг пулемета (видимо, в силу его длины) приварен к бронек-рышке левого светового окна, что не очень надежно. Стрельба из пулемета с большими углами возвышения весьма затруднительна. Характерно, что «Корд» крепится на вертлюг вместе со станком 6Т19 (с сошкой), а АГС-30 - с верхней частью станка, т.е. оба образца могут быть быстро сняты для ведения огня с грунта.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Представлен и новый вариант БТР-РД, вооруженный ПТРК «Корнет». В этом комплексе, разработанном в КБ Приборостроения (г. Тула), реализован принцип прямой атаки цели во фронтальную проекцию с полуавтоматической системой управления и наведения по прямому лазерному лучу.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

30-мм гранотомет АГС-30 и 12,7-мм пулемет «Корд», смонтированные на БТР-Д.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Один из вариантов довооружения БТР-Д, показанный на ВВЦ в 2006 г.

На крыше среднего отделения машины установлены пулемет «Корд»

и 30-мм противопехотный гранотомет АГС-30.

ПТУР оснащена тандемной кумулятивной боевой частью, способной поразить большинство современных основных танков (бронепробиваемость по нормали - до 1200 мм гомогенной стальной брони), в том числе имеющие динамическую защиту. Калибр ПТУР - 152 мм, масса ПТУР с ТПК - 29,0 кг, длина ПТУР с ТПК - 1210 мм. Кроме дневного прицела-прибора наведения 1П45М (1П45М-1) ПТРК может оснащаться тепловизионным прицелом 1ПН80 («Корнет-ТП», дальность обнаружения цели типа танк до 5000 м, распознавания до 3500 м), позволяющими вести стрельбу в различных условиях. Лазерный канал наведения способствовал увеличению максимальной дальности стрельбы в 1,5 раза, по сравнению с близким по классу ПТРК второго поколения «Конкурс-М». Максимальная дальность стрельбы ПТРК «Корнет» составляет 5500 м днем и 3500 м ночью, минимальная дальность - 100 м. Техническая скорострельность - 2-3 выстр./мин.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Специальные машины гражданского назначения на базе БТР-Д неоднократно демонстрировались на выставках вооружения и военной техники в последние годы.

Стоит упомянуть и «гражданские» модификации машины. Упомянутый уже «объект 925Г» производства ВгТЗ, создававшийся параллельно с «объектом 925», предназначен для перевозки людей и доставки грузов в условиях бездорожья. По габаритам, массе (8 т), вместимости (14 чел.) и грузоподъемности (1400 кг) он аналогичен БТР-Д, имеет те же ходовые качества и авиатраспортабельность. Погрузка людей и грузов производится при минимальном клиренсе с использованием аппарелей, входящих в комплект машины (по типу БТР-Д). В рамках конверсионной программы на базе БТР-Д создали 10-местную плавающую транспортную машину «Исеть-1» для перевозки ремонтных бригад и грузов в труднодоступные районы, а также для буксировки транспортной техники. Масса машины - те же 8 т. БТР-Д переделывались в транспортные машины на 144-м бронетанковом ремонтном заводе в Екатеринбурге.

Об опыте боевого применения

Судьба машин семейства БМД-БТР-Д сложилась так, что по своему прямому назначению они не использовались. В боевых десантах они не разу не применялись, но, будучи штатными машинами частей ВДВ, работали в качестве «обычных» БМП и БТР. Во времена, когда создавались БМД и БТР-Д, предполагались войны и военные конфликты, в ходе которых друг другу будут противостоять сверхдержавы, а боевые действия будут одновременно разворачиваться на больших пространствах. Бронемашины десанта разрабатывались отнюдь не для прорыва подготовленной обороны противника или поддержки десантников в позиционных, по сути, боях, а для внезапной и стремительной атаки объектов в тылу противника, ведения дерзких рейдов и уничтожения вновь выявленных объектов.

Однако на рубеже XX и XXI веков на первый план вышли локальные конфликты, возникающие на этнической и религиозной почве, антитеррористические операции, борьба с наркомафией и пиратством, охрана границ и стратегических объектов, требующие немедленной переброски частей и соединений в район конфликта. Связанные с этим события разворачиваются в труднодоступных районах горной местности, в пустынях, на побережье. Как правило, в них задействовано местное население, которое запугано либо враждебно настроено к войскам и обеспечивает поддержку бандформированиям. Противник действует небольшими группами, которые хорошо вооружены (в том числе легкими противотанковыми средствами), отлично знают местность, располагают разветвленной сетью баз и укрытий. Очевидно, что эффективно противостоять такому противнику и в таких условиях могут только универсальные подразделения, приспособленные для самостоятельных действий, усиленные комплексом легкой авиатранспортабельной техники повышенной проходимости, обладающей достаточной огневой мощью. И такую технику наши десантники применяют уже более тридцати лет.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

Подготовка бронетранспортера БТР-Д к десантированию.

И в Дагестане, и в Чечне БМД-БТР-Д оставались настоящими «рабочими лошадками» ВДВ. По критерию «экономичность-эффективность» существующая сейчас техника ВДВ превосходит все мировые аналоги. Единая база позволяет резко сократить возимые запасы оборудования, запасных частей, горючего и смазочных материалов, упрощает обслуживание и обучение личного состава (что крайне важно при использовании техники в локальных операциях, в отрыве от тыловых частей). К этому следует добавить возможность доставки всей номенклатуры техники при помощи транспортных самолетов и вертолетов в любую точку с последующим десантированием, в том числе - с экипажем внутри машины. Имеющаяся боевая техника позволяет вести боевые действия в горах до 3500 м, преодолевать водные преграды при волнении до 3 баллов и дает возможность захода на десантный корабль из воды. БМД-БТР-Д отлично «тянут» даже в тяжелых дорожных условиях и в горах, достаточно надежны. «Нона-С» и БТР-Д с ЗУ-23-2 успешно решали задачи непосредственной огневой поддержки подразделений.

Но, несмотря на все эти положительные качества, существующая боевая техника ВДВ давно нуждается в модернизации вооружения и ходовой части. Кроме того, подразделениям часто приходится действовать в стесненных условиях, когда сказывается слабая защищенность машин семейства БМД-БТР-Д от поражения легкими противотанковыми средствами, крупнокалиберным стрелковым оружием или подрыва, связанная с жесткими ограничениями по массе и размерам. Проблема повышения защищенности бортов при необходимости решается путем навешивания на них, например, ящиков из-под патронов, заполненных песком или щебнем, ,но устойчивость легкой машины от подрыва на мине или фугасе остается прежней. В Афганистане и в ходе чеченских кампаний подразделения ВДВ пересаживали на БМП и БТР-70 (80). Разработки новых комплектов ДЗ с ослабленным зарядом или с невзрывным наполнителем (например разработки НИИ стали) дают надежду на повышение защищенности БМД-БТР-Д без превышения массо-габаритных ограничений. О попытках повышения огневой мощи БТР-Д сказано выше.

Остается надеяться также, что на вооружение нашей «крылатой пехоты» все же скоро поступит новая более совершенная боевая техника, созданная с учетом недостатков и достоинств, свойственных первому поколению боевых машин десанта, бронетранспортеров десантных и специальных машин, созданных на их базе. А пока «алюминиевые старушки», пройдя плановый капремонт или очередную модернизацию, продолжают верой и правдой служить Отечеству.

Литература

1. Авдеев Ю. Всем машинам - «машина» // «Красная звезда». 11.06.2005.

2. Бронетанковая техника. - М.: «Гончаръ», 1994.

3. Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. - М.: ГАБТУ, Военное издательство, 1988.

4. Бронетранспортер БТР-Д. Техническое описание. - Кубинка: ГАБТУ МО РФ, 2001.

5. Бронетранспортер БТР-Д. Инструкция по эксплуатации.-М.: Военное издательство, 1988.

6. ВараксинЮ.Н., БахИ.В., Выгодский СЮ. Бронетанковая техника СССР (1920-1974). - М.: ЦНИИ информации, 1981.

7. Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905-1995 гг.). - СПб.: Невский бастион, 1996.

8. Костин Б.А. Маргелов. Серия ЖЗЛ. - М.: Изд-во «Молодая гвардия», 2005.

9. Петухов СИ., Шестов И.В. История создания и развития вооружения и военной техники ПВО Сухопутных войск России, ч.1 и2. -М.-.Издательство ВПК, 1998.

10. Потапов Ю.М. О жизни и службе в XX веке. М., Редакционно-издательский центр МО РФ, 2005.

11. Саенко М. БТР-Д // М-Хобби. 2004, №9.

12. Степанов А.П. Плавающая бронетехника России. Иллюстрированный справочник. -М.-.АСТ Астрель, 2002.

13. Связь в Вооруженных Силах Российской Федерации - 2006. Тематический сборник М., «Информационный мост», 2006.

14. Творцы бронетанковой техника //Тракторы и сельскохозяйственные машины. 2005, №8.

15. Федосеев СА. Десантное семейство// «Братишка», электронная версия.

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ

БРОНЯ КРЫЛАТОЙ ПЕХОТЫ


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации