КУНИЦЫ ДЛЯ ЛЕОПАРДОВ

ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 8,9/2004

«КУНИЦЫ» ДЛЯ «ЛЕОПАРДОВ»

Семен Федосеев

Тот факт, что боевую машину пехоты первой из армий Запада принял на вооружение бундесвер ФРГ, вполне объясним опытом Второй мировой войны и свойственной германскому военному руководству тщательной оценкой потребностей развития военного дела. В ходе Второй мировой войны бронетранспортеры наиболее широко использовали армии Германии и США Но если американцы применяли свои БТР в качестве «такси поля боя», транспортеров-тягачей и самоходной платформы для артиллерийских систем, то немцы, выпустившие значительно меньше БТР, нашли им более широкое тактические применение. Хотя немцы также использовали БТР в основном для транспортировки пехоты и ее снаряжения к полю боя, при атаке слабой в противотанковом отношении обороны немецкие «панцергренадиры» (мотопехота в составе танковых дивизий) не спешивались, следуя за танками на средних полугусеничных БТР SdKfz 251.

«Пехотинцы вели огонь по небольшим группам противника с машин, а при сильном сопротивлении противника спешивалась.» (Г. Гудериан «Танки-вперед!»). Впрочем, германская армия прибегала и к пехотным десантам «на броне» танков, что можно связать как с недостаточным количеством БТР, так и с их ограниченными возможностями. Отметим, что немецкие БТР обязательно снабжались радиостанциями. Немцы попытались также повысить «огневые» их возможности, устанавливая на машинах командиров взводов и рот 37-мм пушки (Sd Kfz 251/10) и 28/20-мм тяжелые ПТР (Sd Kfz 251 /6).

От «длинного БТР» к боевой машине пехоты

Когда в 1955 г., через десять лет после поражения нацисткой Германии, ФРГ стала полноправным членом НАТО и получила «карт-бланш» в развитии своих вооруженных сил и военной промышленности, у военных были готовы собственные концепции развития системы вооружения. О том, каким мыслился облик машины для мотопехоты, можно судить по книге Э. Мидельдорфа «Тактика в русской кампании» (1956 г.), в значительной степени отражавшей официальные взгляды: «БТР должен быть не только бронированным транспортным средством... Необходима боевая машина, не уступающая по проходимости танку. Таковой может быть только гусеничная машина, обладающая высокой скоростью порядка 70 км/ч, хорошей приемистостью и большой подвижностью. Кроме этого необходимо, чтобы удельная мощность двигателя была не менее 20л.с, на тонну веса, а запас хода при движении вне дорог составлял около 400 км... Необходимо, чтобы лобовая броня БТР защищала от огня противотанковых орудий, а бортовая и кормовая - от огня противотанковых ружей и осколков снарядов. Уменьшение веса при сохранении равной броневой защиты может быть достигнуто за счет придания корпусу обтекаемой формы... Следует учитывать необходимость ведения кругового наблюдения и возможность ведения огня из-за бортов. Только в этом случае мотопехота сможет, не спешиваясь, эффективно поддерживать бой танковых подразделений и вести борьбу с истребителями танков... В ближнем бою нельзя терять времени на высадку...Быстрое спешивание для ведения ближнего боя допустимо лишь в исключительных случаях... Стандартный бронетранспортер для мотопехоты должен иметь крупнокалиберный пулемет, приспособленный для ведения огня по наземным и воздушным целям. Помимо двух мест в кабине необходимо иметь боевое отделение на восемь человек,... в качестве бортового вооружения также и другие виды тяжелого оружия мотопехоты... Каждый бронетранспортер необходимо дополнительно снабдить еще одним пулеметом... Само собой разумеется, что бронетранспортер должен быть оснащен самыми современными радиосредствами, приборами ночного видения и оборудованием для постановки дымовых завес». От вооружения БТР требовалось «уничтожать одиночные цели при стрельбе с коротких остановок на дальности до 1500 м, а при ведении огня с ходу - до 250 м или подавлять эти цели на удалении до 2000 и до 1000м».

Миддельдорф подробно рассмотрел и варианты действия мотопехоты на таких БТР с танками и самостоятельно.

В первый период строительства бундесвера (1955-1958 гг.) на его вооружении состояли в основном устаревшие БТР вчерашних победителей - британские «Юниверсалы», американские МЗ.

В 1957 г. отдел военной техники министерства обороны ФРГ сформулировал требования к новой системе бронемашин пехоты, включая БТР с орудием поддержки. В соответствии с этими требованиями швейцарская фирма «Испано-Сюиза» в 1958 г. представила БТР на базе многоцелевого шасси HS-30. БТР массой 14,6 т вооружался 20-мм автоматической пушкой HSS-820 в закрытой вращающейся башне, вмещал кроме механика-водителя и наводчика шесть человек десанта, оснащался радиостанцией. Корпус с толщиной брони до 30 мм можно было герметизировать. HS-30 был принят на вооружение бундесвера в 1959 г. под обозначением SPW lange («длинный», обозначался также SPz 12-3) и служил для обеспечения взаимодействия со средними танками М47 и М48. Всего для бундесвера в Швейцарии, Великобритании и самой ФРГ к концу 1961 г. было построено 1365 таких БТР. Изначально было взято направление на создание на едином шасси широкого семейства бронемашин. На шасси HS-30 строились командирская машина, машина передовых артиллерийских наблюдателей, самоходные ПТРК и 81 -мм миномет.

Принятие SPW lange совпало с существенными изменениями в структуре и организации сухопутных войск бундесвера, осуществлявшимися на втором этапе его развития. Традиционное деление на рода войск сменилось делением на рода войск и рода оружия. При этом два рода оружия - пехота и танковые войска - составили единый род «боевых войск» и сводились вместе в бригадах - наименьших самостоятельных соединениях (уже сформированные и формируемые дивизии переводились на бригадную организацию). Мотопехотная бригада включала один мотопехотный батальон (мпб) на БТР (SPz), два «легких» мпб на автомобилях (Mot) и один танковый батальон (тб); танковая - два тб и один мпб на БТР. Каждый мпб имел 54 БТР SPW. В наступлении или контратаках мотопехота на БТР вместе с танками должна была составлять «бронированное острие атаки», причем фронт ее наступления на машинах предполагался в 1,5-2 раза больше, чем в спешенных порядках. Таким образом, бригада имела «ударный элемент» в виде мотопехотного батальона на БТР и танкового и «сдерживающий» из двух батальонов на автомобилях.

Момент появления, тактико-технические характеристики и особенности конструкции боевых машин пехоты первого поколения были напрямую связаны с первым поколением основных боевых танков, именно для них первые БМП стали боевыми партнерами. В самом деле, после принятия в 1963 г. на вооружение танков «Леопард» бронетранспортер SPW lange по своим ходовым качествам уже не мог решать задачи взаимодействия с танками, а его вместимость была меньше нормальной численности мотопехотного отделения -10 человек. Между тем устав HDV 100/1 «Вождение войск» гласил, что «лишь тесное взаимодействие танков и мотопехоты на поле боя обеспечивает наибольший успех».

БМП «Мардер»

Характерной чертой начавшегося в это время третьего этапа развития бундесвера было завершение развертывания запланированных соединений с качественным усилением их боевых возможностей за счет реорганизации и перевооружения на новую технику отечественной разработки и производства. Параллельно с танком «Леопард» велась разработка боевой машины пехоты (проект Neu - «новый», относившийся поначалу к бронетранспортерам). Причем согласовывались не только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы материально-технического обслуживания. Работы над БМП в течение девяти лет вели фирмы «Рейншталъ-Ганомаг» (кстати, в годы Второй мировой «Ганомаг» выпускала БТР SdKfz 251) и «Рейншталь-Хеншель» (впоследствии - «Тиссен-Хеншель»). Утверждалось даже, что БТР HS-30 был принят на вооружение «в обход» германского проекта Neu, что вызвало в 1966 г. в Бонне скандал с обвинением бывшего министра обороны Штрауса в махинациях.

Первые образцы новой бронемашины были показаны уже в 1960-1961 гг., всего было построено и испытано 23 опытные модели, различавшиеся схемой компоновки и установкой вооружения. Вариант для окончательной доработки выбрали в 1966г. (Ml966Neu), а в начале мая 1969 г. БМП была представлена на полигоне Мюнстер военному руководству, среди которого были инспектор сухопутных войск генерал-лейтенант Шнец и инспектор боевых войск генерал-майор Гудериан, сын Гейнца Гудериана, еще в 1930-е гг. обосновавшего необходимость поддержки танков моторизованной пехотой.

В соответствии с традицией, берущей начало со Второй мировой войны, боевая машина получила «звериное» название «Мардер» (Marder - куница). Предполагалось выпустить 2171 шасси « Мардер », 245 из которых использовать для 120-мм самоходных минометов, остальные - для БМП. На производство ассигновали 1,8 млрд. марок. Генеральным подрядчиком была выбрана «Рейншталъ АГ - Транспорттехник» в г. Кассель, а субподрядчиком стала «МаК Машинбау» в г. Киль. Производство началось в конце 1969 г., а поставки БМП «Мардер» в войска - в октябре 1970 г. (первые БМП "Мардер" вслед за «Леопардами» предназначались для частей 1-го и 3-го армейских корпусов). До 1975 г. обе фирмы выпустили соответственно 1159 и 977 БМП. Самоходные минометы на производство так и не поставили.

Схема компоновки «Мардер» призвана обеспечить максимальную защиту экипажу и десанту, наиболее удобное и безопасное спешивание в боевых условиях. Впереди справа расположено МТО, слева от него находится место механика-водителя, позади - боевое отделение с вращающейся двухместной башней. В башне справа размещается командир машины, слева - наводчик. Немцы остались верны своим принципам: командир должен сидеть в башне и иметь наилучший обзор. За башней находится десантное отделение, в котором размещаются семь стрелков: шестеро лицом к бортам по три в ряд, а седьмой (командир десантной группы) сидит по оси машины спиной по ходу и управляет кормовым пулеметом. Для высадки и посадки служит кормовая откидная аппарель с гидравлическим приводом, в крыше десантного отделения выполнены четыре круглых люка с откидными крышками. Позади механика-водителя находится запасное место, на нем может размещаться командир роты или батальона (на командирских машинах), наводчик на марше (для помощи водителю в наблюдении) или член экипажа другой, вышедшей из строя БМП.

Для основного вооружения была выбрана вынесенная схема установки: над низкопрофильной башней на массивном кронштейне укреплен закрытый бронированный лафет. В нем установлена автоматическая 20-мм пушка Mk20 DM5 Rh202 «Рейнметалл», а справа над ней - 7,62-мм пулемет MG3A1. Пушка имеет газовый двигатель автоматики и ленточное питание с подачей выстрелов электроконвейером из башни. Пушка должна решать задачи борьбы с открытой и легкозащищенной пехотой, бронемашинами и воздушными целями, поэтому в боекомплект входят выстрелы с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Максимальный темп стрельбы - 1000 выстр./мин, углы наведения в вертикальной плоскости- от-10до +65°, высота линии огня - 2715 мм. Огонь по наземным целям ведется на дальностях до 1500м, по воздушным - на высотах до 300 м и наклонных дальностях до 2000 м. Эффективная дальность стрельбы по легкобронированным целям- 600-800 м. Подкалиберный бронебойный снаряд пробивает на дальности до 1000 м броню толщиной до 20 мм при угле встречи 60°. Пулемет представляет собой модификацию единого MG3 с темпом стрельбы до 1300выстр./мин.

Дистанционное управление пушкой и пулеметом - электромеханическими приводами, продублированными механическими. Приводы поворота башни - электрогидравлический и механический. Командир и наводчик имеют одинаковые средства управления огнем, за исключением дублирующего механического привода вертикальной наводки у наводчика, перископический ночной подсветный (активный) прицел и дневные прицелы PERI-Z11 (PERI-Z11A1) с кратностью увеличения 2х и 6х. Призмы прицелов связаны с пушкой параллелограммным механизмом и установлены параллельно, так что командир может контролировать наводку оружия и корректировать ее. Вынесенная установка вооружения решила проблему с выбросом стреляных гильз наружу.

Слева на башне крепился съемный РПГ с дальностью стрельбы до 1000 м («Карл Густав» или «Панцерфауст» 44-1А1), однако стрельба из него требовала остановки, и гранатометчик должен был находиться открыто. Над люком командира десанта на особом бронированном поворотном лафете установлен второй пулемет MG3 с механическим дистанционным управлением и перископическим прицелом. Своеобразное возвращение к «многобашенной» схеме связано со стремлением обеспечить БМП максимально возможную огневую мощь и способность подавлять огневые средства пехоты в глубине обороны. Кормовой пулемет с наведением по горизонту в секторе 160°, а по вертикали - от -15 до +60° мог использоваться для стрельбы по пехотинцам-истребителям танков в заднем секторе и с бортов, а также вести огонь по низколетящим воздушным целям. Десант может вести огонь из своего оружия через шаровые установки, допускающие огонь в секторе + /-20° с углами возвышения 25° и склонения 20°. Смонтированные над установками призменные смотровые блоки, как утверждается, позволяют вести огонь на дальности до 100 м с места и до 50 м в движении. Ограничение числа установок двумя на борт обеспечивает стрелкам большее удобство стрельбы.

Механик-водитель кроме трех призменных блоков имеет съемный подсветный ПНВ с дальностью действия до 50 м. Восемь смотровых блоков установлены по периметру башенки командира, наводчик имеет три призменных блока на левом борту башни у стыка с ее крышей. С левой стороны лафета башни на штанге укреплен прожектор ИК и белого света, действующий соответственно на дальностях до 800 и до 1000 м.

Бронекорпус сварен из листов катаной стальной брони. Защищенность повышена за счет наклонной установки листов корпуса. Лобовая броня толщиной около 30 мм защищает от оружия калибра до 20 мм, бортовая - от стрелкового оружия, осколков снарядов и мин. Борта прикрыты навесными резиновыми противокумулятивными экранами, армированными легким стальным каркасом. Для постановки дымовой завесы на башне слева от лафета установлен блок из шести 76-мм дымовых гранатометов, стрельба ведется залпами по три гранаты.

В МТО установлен четырехтактный шестицилиндровый дизельный двигатель МВ833Еа-500 «Даймлер-Бенц» с турбонаддувом, развивающий мощность 600 л.с. (441 кВт) при 2200 об/мин. Двигатель многотопливный, V-образный, угол развала цилиндров 90°. Максимальный крутящий момент на валу двигателя при частоте вращения 1600 об/мин -206 кгм. Запуск двигателя - электростартером. Система питания имеет электрический подкачивающий насос, в боевом и десантном отделениях установлены три топливных бака общей емкостью 652 л. Этого хватает на 520 км движения по шоссе, а по германским автобанам - до 600 км. Системы смазки и жидкостного охлаждения смонтированы на двигателе. Система смазки - с сухим картером. Радиаторы системы охлаждения с вентиляторами вынесены в корму машины и установлены по бокам от двери, причем система вентиляции конструктивно объединена с газовыпускной системой двигателя. Воздухозаборная система включает бункер с фильтрами предварительной очистки типа «циклон», фильтр с масляной ванной и набивку из проволочной канители. Имеется эжектор для отсоса пыли из выпускной системы.

Гидромеханическая трансмиссия HSWL-194 «Ренк» установлена перед двигателем, включает гидродинамический трансформатор и гидростатический редуктор в едином блоке. Коробка перемены передач планетарная с гидротрансформатором на входе и механизмом реверса. При изменении сопротивления движению гидротраснформатор автоматически изменяет скорость вращения вала и силу тяги на ведущих колесах при одной передаче в сравнительно широких пределах, позволяет уменьшить количество ступеней в коробке передач и органов управления прямолинейным движением, его наличие снижает нагрузки на детали и узлы трансмиссии. Но при этом он обладает невысоким КПД, дает дополнительное тепловыделение и снижает запас хода, поэтому включается только для трогания с места, в тяжелых дорожных условиях и при переключении передач, а в остальных режимах блокируется. КПП обеспечивает четыре передачи вперед и назад, переключение производится электрогидравлическим приводом. Бортовая передача каждого борта включают планетарный ряд и цилиндрическую зубчатую передачу. Поворот осуществляется изменением числа оборотов планетарных рядов бортовых передач. Управление - от рулевого колеса автомобильного типа. Кроме того, имеются двухдисковые тормоза с гидропневматическим приводом от педали или механическим от рычагов.

Бесступенчатый механизм поворота позволяет достаточно плавно менять радиус поворота машины. Гидротрансформатор, планетарные механизмы поворота, сервоприводы значительно облегчают работу механика-водителя. Органы управления на месте механика-водителя сблокированы так, чтобы исключить неправильную последовательность действий.

Двигатель с трансмиссией составляют единый блок. Над ним в верхнем лобовом листе выполнен большой люк с откидной крышкой. В сочетании с быстроразъемными муфтами и штекерами это позволяет заменять силовой блок за 30 минут силами отделения штатного ремвзвода. Большая часть обслуживаемых узлов и агрегатов размещена в верхней части двигателя под люком. Для запуска зимой в систему охлаждения введено устройство обогрева двигателя, КПП и механизмов поворота. Эксплуатации в зимнее время вообще уделено большое внимание: в системе охлаждения используется «всепогодная» смесь с антикоррозийной добавкой, боевое и десантное отделения снабжены воздушной отопительной системой, отделение управления - электроотопительной установкой.

Ходовая часть включает на борт шесть опорных катков и три поддерживающих ролика. Катки и ролики сдвоенные обрезиненные. Катки имеют индивидуальную торсионную подвеску, первый, второй, пятый и шестой узлы подвески снабжены гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия с компенсационной камерой. На бортах укреплены упоры для балансиров катков с буферами. Ведущее колесо переднего расположения. Мелкозвенчатая гусеница фирмы «Диль» цевочного зацепления с одним гребнем и резинометаллическими шарнирами. Литые стальные траки шириной 450 мм имеют наружную и внутреннюю резиновые беговые дорожки, причем наружные резиновые подушки зимой могут заменяться снегозацепами. Удельная мощность двигателя 21,3 л.с./т, эффективная трансмиссия и ходовая часть, удобство управления обеспечивают «Мардер» неплохую тактическую подвижность.

Средства связи включают две радиостанции и танковое переговорное устройство (ТПУ). Радиостанция SEM-25 фирмы SEL имеет 880 фиксированных каналов в диапазоне частот от 26 до 70 МГц, при мощности 15 Вт и 2,5-м штыревой антенне дальность радиотелефонной связи на среднепересеченной местности - до 35 км. Имеется дополнительный радиоприемник ЕМ-25. С помощью выносного телефонного устройства и 3-км кабеля можно вести переговоры и на удалении от машины, находясь в обороне, дозоре или засаде. Защиту от оружия массового поражения обеспечивает герметизация корпуса и ФВУ. Купол ФВУ расположен на крыше десантного отделения между люками. Экипаж и десант могут находиться внутри машины до 24 часов. «Мардер» оборудуется кондиционером и ППО с двумя баллонами на двукратное тушение: первое по сигналу термодатчиков, второе от ручного выключателя.

Степень герметизации корпуса позволяет без подготовки преодолевать брод глубиной до 1,5 м. Для преодоления более глубоких бродов предусмотрено специальное оборудование, включающее съемную шахту на решетку воздухозаборника, обратный клапан системы выхлопа, откачивающие насосы в МТО и боевом отделении. Хотя немалый расчет делался на оперативное наведение переправ инженерными подразделениями, вопрос преодоления БМП глубоких водных преград ставился с самого начала, при этом рассматривались различные варианты. В конце концов был принят комплект из надувных поплавков: двух бортовых и носового, выполненных из того же прочного материала, что и саперные лодки. Комплект дополняется указанным оборудованием для преодоления глубоких бродов, обеспечивает движение за счет перематывания гусениц со скоростью до 6 км/ч при положении ватерлинии на 350 мм ниже крыши корпуса и возможность стрельбы на плаву. Общий вес комплекта 516 кг. В морских десантных операциях «Мардер» может доставляться к берегу танкодесантным катером: машина сходит с аппарели катера вблизи уреза воды с установленным оборудованием для преодоления бродов.

«Мардер» была принята на вооружение на три года позже советской БМП-1 и существенно отличалась от нее. Основное внимание в БМП «Мардер» уделено защите и возможности движения за танками в бою в едином боевом порядке. На момент принятия на вооружение «Мардер» по защищенности приближалась к основному боевому танку «Леопард-1» (впрочем, разрыв между ними быстро увеличивался). Вооружение же было призвано вести огонь по живой силе, легким бронемашинам, а также заградительный огонь по воздушному противнику, противотанковое вооружение если и ставилось, то каквспомогательное. Задача борьбы с танками противника возлагалась на основные танки и самоходные «истребители танков» - принятые на вооружение в 1963 г. самоходные 90-мм противотанковые пушки «Ягдпанцер» (Jpz 4-5) и поступившие на вооружение через четыре года «Ракетенягдпанцер» с французскими ПТРК SS-11.

КУНИЦЫ ДЛЯ ЛЕОПАРДОВ

Компоновка БМП «Мардер»:

1 - трансмиссия; 2 - двигатель; 3 - рулевое колесо; 4 - 20-мм пушка; 5 - броневой кожух спаренного пулемета; 6 - дымовые гранатометы; 7 - прожектор; 8 - вентиляторы системы охлаждения двигателя; 9 - вынесенная установка кормового пулемета; 10 - сиденья десанта; 11- сиденье механика-водителя.

«Мардер» стала самой тяжелой из серийных БМП. Более высокая защищенность, отвечавшая изначальным германским взглядам на свойства БМП, стоила заметного снижения аэротранспортабельности и неспособности преодолевать водные преграды без подготовки. Это потребовало сохранить в мотопехотных бригадах батальоны на плавающих БТР (американских МПЗ). Оказалась высока и стоимость «Мардер»-в несколько раз выше БТР и немного ниже танка. Это потребовало сократить расходы на эксплуатацию, повысить ценз технической подготовки при отборе экипажей и интенсифицировать их обучение.

Организация и тактика

Принятие БМП позволило бундесверу практически перейти от принципа «танки для пехоты» к принципу «пехота для танков». Уточнялись приемы боевых действий мотопехоты. Так, при прорыве плохо подготовленной обороны противника, маневре по фронту или в глубину рекомендовалось действовать на машинах, а спешиваться при захвате и удержании переправ, в населенных пунктах, в лесу, при атаке заблаговременно подготовленной обороны. Спешенные подразделения поддерживались бы огнем своих БМП, за исключением действий на местности, непроходимой для бронемашин.

В обороне БМП должны располагаться на флангах подразделений, имея основную и запасные позиции, обязательно поддерживать свое подразделение огнем, быть готовыми принять десант и начать движение. При этом вынесенная установка вооружения способствует маскировке и уменьшению силуэта БМП в окопе. Характерно, что в наступлении при равной глубине боевых задач мотострелковый батальон на БМП имел фронт в 1,5 раза больше, чем батальон на БТР, а в обороне занимал район, в 1,5 раза больший по фронту и глубине.

В 1974 г. министерство обороны ФРГ объявило о программе реформы, которая позволила бы сухопутным войскам «отвечать развитию и техническому состоянию 1980-х гг.». Сюда входила и программа «бригада-80». В 1976 г. уже сформировали первые такие бригады. Перевод «мотопехоты на БТР» на БМП «Мардер» с большей вместимостью и лучшей вооруженностью позволил иметь в мотопехотном батальоне вместо 54 БТР только 32 БМП (в мпб танковых бригад - 42), т.е. сделать батальон компактнее и легче в управлении без снижения ударной и огневой мощи. В мотопехотных ротах количество бронемашин снизилось с 16 до 11 -мотопехотный взвод вместо четырех отделений имел три.

Семейство «Мардер»

На шасси «Мардер» было разработано целое семейство бронемашин: самоходный 120-мм миномет, командно-штабная машина, подвижный артиллерийский наблюдательный пункт, самоходная РЛС артиллерийской разведки «Зенда», БРЭМ для мотопехотных батальонов. Это должно было снизить затраты на производство и эксплуатацию системы БТВТ, однако эти машины остались опытными. Приняли санитарную бронемашину 2НК2/2 на шасси «Мардер» без вооружения, рассчитанную на эвакуацию и доставку 10 раненых. На шасси «Мардер» испытывали и французскую башню со спаренной 30-мм зенитной установкой DCA (опытная ЗСУ «Драгон»). В 1976 г. на вооружение бундесвера был принят самоходный ЗРК «Роланд-2» на шасси «Мардер», созданный совместно с французскими фирмами. Всепогодный ЗРК оснащается РЛС обнаружения, РЛС сопровождения цели и ракеты, двумя пусковыми установками ЗУР, серийно выпускался с 1978 г. Позднее на шасси БМП установили РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей TUR «Сименс» с подъемной антенной для системы ПВО поля боя HFluAFuSys.

В середине 1970-х гг. прошла испытания составная башня для БМП «Мардер» LWT-3, стабилизированная в трех плоскостях, с той же 20-мм пушкой. Она сохраняла горизонтальное положение при движении на любой местности и любых скоростях, однако ее конструкция оказалась слишком сложной и уязвимой. На шасси БМП разрабатывались и машины огневой поддержки с пушками калибра от 75 до 120 мм (с автоматом заряжания).

В начале 1980-х гг. на шасси «Мардер» построили экспериментальный образец VT S-1 со шведской вынесенной установкой 105-мм танковой пушки L51. Эта машина была лишь одним из серии экспериментов, проводившихся в США, ФРГ, Франции, Швеции для проверки концепции вынесенной установки оружия. В 1983 г. на шасси «Мардер» испытывалась французская башня FL-15, а в 1985 г. - башня FL-20 со 105-мм пушкой 105G1 и 20-мм F2. Эти работы тоже не вышли из стадии опытных.

Конструкция «Мардер» привлекла к себе широкое внимание. Швейцарская компания «Моваг» (MOWAG), участвовавшая в разработке этой машины на раннем этапе, использовала элементы ее конструкции в своей БМП «Тайфун». «Тайфун» - развитие БТР «Пират-18» - имела схожие решения по обеспечению защищенности, вооружалась 20-мм автоматической пушкой и кормовым пулеметом с дистанционным управлением по аналогии с «Мардер». В 1970-е гг. компания по собственной инициативе в развитие «Тайфуна» создала очень похожую машину «Торнадо» (уже с двумя кормовыми пулеметами), в 1980 г. появилась «Усовершенствованная Торнадо». Впрочем, и эти машины остались опытными.

В 1976 г. «Тиссен-Хеншель» (г.Кассель) построила для Аргентины на базе «Мардер» прототип 30-тонного «среднего танка» ТАМ (Tanque Argentine Mediano) с экипажем из четырех человек, 105-мм пушкой Rh 105-30 и двумя 7,62-мм пулеметами. В свою очередь, он послужил основой для семейства бронемашин, включая БМП VCTP с экипажем два человека и десантом 10 человек, вооруженную 20-мм автоматической пушкой, двумя 7,62-мм пулеметами, один из которых установлен в кормовой части в башенке с дистанционным управлением (по типу базовой «Мардер»). Одновременно «Тиссен-Хеншель» для продажи в страны третьего мира разработала на базе «Мардер» танк ТН301 (ТАМ-4), но с другой СУО фирмы АЕС-"Телефункен» и 750-сильным двигателем.

Модернизация А1

В сентябре 1979 г. началась модернизация БМП «Мардер» до уровня «Мардер А1», направленная прежде всего на повышение огневой мощи. Опыт учений показывал недостаточность машин - «истребителей танков» в составе бригад для борьбы мотопехотных подразделений с танками и бронемашинами противника и необходимость введения ПТРК в мотопехотные отделения. Поэтому для придания «противотанковых» свойств на правой стороне башни «Мардер» установили ПТРК второго поколения «Милан» (MILAN) франко-германской разработки с полуавтоматической системой наведения, а в боекомплект ввели четыре ПТУР.

ПТРК крепится на башне со своим прицелом, пультом управления, аппаратурой слежения, источником питания и станком со сложенной треногой. Контейнер ПТУР ставится сверху ПУ, а после пуска отбрасывается газами назад. Диаметр ПТУР 116 мм, масса 6,7 кг, бронепробиваемость 550 мм, скорость в полете 200 м/с, максимальная дальность стрельбы 2000 м, минимальная - 25 м, время полета на максимальную дальность 13с.

Проекции БМП «Мардер».

КУНИЦЫ ДЛЯ ЛЕОПАРДОВ

Вариант перевозки на БМП «Мардер» надувной десантной лодки.

Выбор носимого ПТРК с дальностью стрельбы до 2000 м был связан с условиями Центрально-Европейского ТВД, оборонительным характером этого оружия для БМП, а также возможностью его использования вне машины. Для стрельбы из ПТРК с машины командиру приходится высовываться из люка.

Для пушки ввели двухленточное (двустороннее) питание с быстрым переходом с одного типа боеприпаса на другой и модернизированную укладку. Боекомплект пушки увеличился до 1284 выстрелов: 317 бронебойных и 967 осколочно-зажигательных (из них соответственно 117и417-в башне). Подсветный (активный) прицел наводчика заменялся пассивным усилительного типа, отличавшимся меньшей чувствительностью к засветкам прожекторами и вспышками выстрелов. Из-за увеличения веса башни механизм ее поворота был заменен более мощным. Масса БМП увеличилась до 30 т. Модернизация и ремонт БМП производились на заводе «Келлер унд Кнаппех» в п г.Аугсбурге.

«Мардер-А1» различались оборудованием ночного видения: 674 БМП было доведено до модификации А1 (+), включавшей тепловизионный прибор наблюдения (теплопеленгатор), 350 - до уровня А1(-) без такого прибора, но с возможностью его быстрой установки в войсках в случае необходимости, остальные 1112 - до уровня А1А, вообще не предполагавшей такой системы. Прибор с тсплопеленгатором PNZBG-WOF позволял обнаруживать танк или бронемашину на дальностях до 2000 м, что в 1,5-2 раза больше, чем у ПНВ усилительного типа.

Менялась и организационная сторона. В 1982 г. для сухопутных войск бундесвера ввели так называемую «четвертую модель организации». Вводились три типа мотопехотных батальонов: мотопехотный и смешанный мотопехотный для мотопехотных бригад и мотопехотный для танковых бригад. Первый включал две роты на БМП и одну на БТР МПЗ, имел на вооружении 24 БМП и 18 БТР, второй - две мотопехотные и одну танковую роты, имел 24 БМП и 13 танков. В мотопехотном батальоне танковых бригад вместо четырех рот на БМП оставалось три, всего 35 БМП. Такая организация батальонов делала теснее взаимодействие как мотопехоты и танков, так и различных видов мотопехоты. В конце 1980-х гг. количество отделений в мотопехотных взводах сократилось до двух. Заметим, что параллельно с модернизацией «Мардер» шло обновление и противотанковых средств бригад бундесвера. В мотопехотные бригады с 1981 г. поставляли самоходные ПТРК «Ягуар-1» с франко-германским ПТРК «Хот», а в танковые бригады с 1983 г. - «Ягуар-2» с американским «Toy».

Модернизация А2

Сразу же вслед за первой модернизацией «Мардер» была запланирована новая, предусматривающая усиление пушечного вооружения и установку тепловизионных приборов ночного видения. Для замены 20-мм пушки планировалась 2 5-мм автоматическая Mk-25E «Маузер» с двухленточным питанием, боеприпасы которой должны были надежнее поражать новые советские бронемашины. Предполагалось усилить бронирование дополнительными бронепанелями общим весом около 3 т, установить новую систему дымопуска. 25-мм пушка, впрочем, была отклонена, и основным вооружением немецких бронемашин ("Мардер», «Лухс», «Визель») осталась 20-мм Rh202. Модернизация «Мардер» до модели А2, начавшаяся в 1983г., включала в себя:

- установку на машинах А1А перископических комбинированных прицелов наводчика EMES-15 и командира PERI-R17 с тепловизионными каналами (с дальностью действия до 2000 м) и независимой стабилизацией поля зрения, аналогичных прицелу вновь принятого танка «Леопард-2». Таким образом, танк и БМП получили возможность более раннего обнаружения и идентификации целей в любых условиях видимости;

- связанное с заменой ПНВ исключение прожектора на башне;

- снятие кормовой пулеметной установки;

- изменение конструкции топливных баков;

- модернизацию системы охлаждения;

- модернизацию ведущих колес.

Стабилизация поля зрения прицелов EMES-15 и PERI-R17 осуществляется за счет поворота установленного в карданном подвесе головного зеркала моментными следящими системами по сигналам от гироскопических датчиков. PERI-R17 впоследствии мог быть заменен усовершенствованным PERI-R90. Для ПТРК «Милан» был также введен тепловизионный прицел англо-франко-германской разработки «Ми-ра-2», устанавливаемый сверху обычного. Таким образом, «Мардер-1А2» вошла в число БМП второго поколения.

Модернизация A3

В рамках принятой в 1987 г. программы модернизации бронетанкового вооружения бундесвера началось доведение БМП «Мардер-А1» и «А2» до уровня «A3», предусматривающего прежде всего существенное усиление бронезащиты. Поскольку к тому моменту уже состоялось решение о разработке принципиально новой БМП «Мардер-2», модификации существующей «Мардер» стали обозначать 1А1, 1А2 и 1АЗ.

Корпус и башня «Мардер-1АЗ» усиливались дополнительными бронепанелями, установленными на болтах. Вместе с основной броней панели создают разнесенную броневую конструкцию, причем нижний лобовой лист корпуса до половины высоты имеет «трехслойное» бронирование. В результате БМП получила, как утверждают, круговую защиту от снарядов советских 30-мм автоматических пушек типа 2А42 (БМП-2 и -3, вертолет Ми-28), лобовая часть корпуса и башни - от снарядов более крупных калибров, а крыша - от поражающих элементов кассетных боеприпасов. Крышка люка позади места механика-водителя выполнена заподлицо с бронепанелью, прибор наблюдения запасного места исключен. Воздушная прослойка между дополнительными бронепанелями и крышей МТО, а также бронекожухи над верхними кормовыми жалюзи вентиляторов способствуют снижению температуры и маскировке от тепловизионных приборов наблюдения противника. Дополнительно усилена и кормовая дверь-аппарель.

Спаренный пулемет перенесен в левую сторону башни: его бронированный кожух укреплен на месте прожектора. В результате упростилась система подачи боеприпасов и улучшились условия работы командира машины. Модернизированы тепловизионный прицел, приборы наблюдения командира и наводчика, ПНВ механика-водителя. Вместо ПТРК «Милан» может использоваться «Милан"-2 с усиленной БЧ или -2Т и -3 с тандемными БЧ и бронепробиваемостью до 1000 мм.

Вдоль бортов укреплены трехсекционные ящики ЗИП, создающие дополнительную защиту. Ящики перекрывают бортовые амбразуры: по оценке специалистов, невысокая эффективность этих амбразур не компенсирует ослабления ими бронезащиты. Таким образом, «боевой» характер БМП сводится к уровню ее бронезащиты, подвижности и мощности основного вооружения без вооружения десанта. В крыше десантного отделения вместо прежних пяти имеются три больших люка с откидными крышками и дугообразными поручнями. Соответственно изменению массы и бронирования изменены система обогрева двигателя, бортовые редукторы и двухдисковые тормоза механизма поворота.

Масса «Мардер-1АЗ» возросла до 33,5 т, что считается пределом для данного шасси и двигателя без заметного снижения подвижности. Максимальная скорость хода уменьшилась до 65 км/ч. Модернизацию проводили фирмы «Тиссен-Хеншель» и «KUKA». Служба «Мардер-1АЗ» предполагалась до принятия на вооружение «Мардер-2».

Разработку новой БМП «Мардер-2», потребность в которой оценивалась в 2500 машин, министерство обороны ФРГ объявило среди приоритетных программ еще в 1985 г. Предполагались: установка 35/50-мм автоматической пушки, отказ от бортовых амбразур, возвращение в связи с этим к кормовой установке вспомогательного вооружения, вынесение топливных баков и элементов оборудования в надгусеничные ниши для дополнительной защиты экипажа и десанта, доведение вместимости до 13 человек. Компания «Рейнметалл» разработала пушку Rh503 со сменным стволом калибра 35 и 50 мм и элементами системы питания. Пушка должна была иметь внешний электромеханический привод автоматики, переменный темп стрельбы 150 и 400 выстр./мин и двустороннее питание. 35-мм ствол планировалось использовать для учебно-тренировочных, а 50-мм - для боевых целей.

В 1988 г. «Краусс-Маффей» получила контракт на разработку «Мардер-2» весом 42-43 т (что говорило о сохранении стремления к максимальной защите) для замены «Мардер» и Ml 13, а также (вместе с «Диль») семейства бронемашин «Пума» для возможной замены БТР «Фукс».

«Мардер-2» и «Пума» стали частью программы GTK (программа модернизации БТВТ бундесвера). Заметим, что представленный макет «Мардер-2» не включал ПТРК. Не предусматривались и стрелковые установки, но при этом все десантники снабжались приборами наблюдения. Начало поставок «Мардер-2» планировалось на 1997 г.

Однако изменившаяся военно-политическая обстановка, объединение двух Германий и перемены в НАТО заставили пересмотреть и планы строительства сухопутных войск бундесвера. Вместо программы 1989 г. «Структу-ра-2000» в 1992 г. приняли программу «пятой модели организации» ("Структу-ра-5»). Основным тактическим соединением стала бригада, причем вместо танковых и мотопехотных вводилась механизированная бригада, включающая танки и мотопехоту поровну - по два батальона, почти поровну получилось и боевых машин -108 танков и 106 БМП. Общее число бригад сокращалось с 48 до 28, из них 23 - механизированные.

Тактико-технические характеристики «Мардер-1АЗ»

Боевая масса, т 33,5

Экипаж, чел. 3

Десант, чел. 6-7

Длина, м 6,88

Ширина, м 3,38

Полная высота, м 3,09 (по ПТРК)

Высота по крыше башни, м 3,01

Клиренс, м 0,435

Вооружение:

пушка 20-мм Mk20DM5 Rh202

пулеметы 1х7,б2-мм MG3A1

Дополнительное ПТРК «Милан»

вооружение («Милан»-2)

Боекомплект 1 284 выстрела,

3800 патронов,

4ПТУР

Двигатель:

марка МВ833 «Даймлер-Бенц"

тип 6-цилиндровый, дизельный,

жидкостного охлаждения

мощность, л.с. 600

Трансмиссия Гидромеханическая,

с планетарной

коробкой передач

Подвеска Торсионная с гидравлическими

телескопическими

амортизаторами

Гусеница Металлическая обрезиненная,

с РМШ и сменными

резиновыми подушками

Максимальная скорость, км/ч 65

Запас хода по шоссе по топливу, км 520-600

Преодолеваемый подъем, град. 31-35

Ширина преодолеваемого рва, м 2,0

Высота стенки, м 0,75

Глубина брода (без подготовки), м 1,5

Глубина брода (с подготовкой), м 2,0

Согласно Договору об обычных вооруженных силах в Европе, Германия должна была иметь 4166 боевых танков и 3446 бронемашин, т.е. сократить парк БМП, БТР и БРМ на 61%. Кроме того, часть средств пришлось направить на модернизацию тех же советских БМП-1, доставшихся от бывшей ГДР: 764 машины предполагалось использовать для вооружения шести бригад, формируемых в составе командования «Восток» (точнее, 3-е корпусное/территориальное командование «Восток»).

Все это затормозило работы над «Мардер-2», а сокращение финансирования с 1992 г. привело к замораживанию НИОКР по этому проекту. Это было время общего сокращения производства БТВТ в ФРГ и начала реструктуризации в этой отрасли. Ведущим производителем бронемашин стало объединение «КУКА-Хеншель», а в 1999 г. «Рейнметалл» сформировала производственное объединение «Боевые машины сухопутных сил». Сокращение военного бюджета заставило отложить планы разработки машины NGP - базы для новой БМП и ЗСУ, а также урезать средства на содержание и ремонт имеющихся танков, БМП и БТР. В 1996 г. инспектор сухопутных сил бундесвера даже приказал разобрать на запчасти около четверти машин, законсервированных на складах. Эксперты предполагают, что заказ уменьшится с 2500 до 700 машин.

К началу 2000 г. на вооружении бундесвера находилось 2118 БМП «Мардер». Поскольку «служба» БМП «Мардер-1» к войсках затягивается, принята программа дальнейшей модернизации, включающая усиление подвески, электронную систему управления оборотами двигателя и расходом топлива, а также ряд других, более мелких, изменений.

В отличие от «Леопардов-1» и «-2», «Мардер» не экспортировалась в другие страны, оставшись «чисто бундесверовской» (хотя интерес к ней проявляла, скажем, Саудовская Аравия). «Экспортными» оказались лишь машины на ее шасси: танк ТАМ и ЗРК «Роланд-2». Поскольку «тяжелые» подразделения бундесвера ФРГ долгие годы не участвовал в акциях за рубежом, самой БМП не доводилось принять участия в каких-либо боевых действиях, и мнения экспертов о ее «наибольшей защищенности и эффективности» основываются лишь на сравнительных оценках ТТХ. Первой «зарубежной командировкой» оказалось введение в июне 1999 г. германских «миротоворческих подразделений» в Косово - в операции «Союзная стража» приняли участие «Мардер» 1АЗ.

Семейство «Пума»

Германскими фирмами «Краусс-Маффей» и «Диль» было разработано семейство гусеничных бронированных машин «Пума». «Имя» машины вполне соответствует традиции «звериных» имен, но в данном случае это еще и аббревиатура PUMA (Panzer Unter Minimalen Aufwand, т.е. «бронированная машина минимальной стоимости»). По сути, это название программы, в которой участвуют известные национальные и иностранные компании.

В основу разработки семейства «Пума» закладывались принципы модульности конструкции, высокого уровня стандартизации, высокой степени эксплуатационной готовности и сравнительно низкой стоимости эксплуатации. В частности, в конструкции шасси должны были использоваться узлы и агрегаты, уже отработанные ранее на военных и гражданских машинах.

Первым испытанием для опытной модели БМП, созданной в рамках программы «Пума», был конкурс на БМП для турецкой армии, проводившийся в 1986 г. И хотя победителем в конкурсе стала машина компании FMC, «Пума», оснащенная башней с 20-мм автоматической пушкой Rh202, получила высокую оценку специалистов. В июле 1988 г. австралийским, канадским и германским специалистам был представлен еще один опытный образец БМП этого семейства - РТ-2 с двухместной башней СК25В фирмы «Коккериль» с 25-мм автоматической пушкой «Эрликон». Вместо нее по желанию заказчика могла устанавливаться двухместная башня Е4А1 фирмы «КУКА» с 25-мм пушкой «Маузер».

Схема компоновки машины - традиционная для БМП, с передним размещением МТО и отделения управления, средним боевого и кормовым десантного. Экипаж составляют три человека (командир, механик-водитель, наводчик), восемь пехотинцев размещаются в десантном отделении на откидывающихся сидениях вдоль продольной оси машины спиной друг к другу. Амбразуры в бортах отсутствуют, но при необходимости десант может вести огонь из своего оружия, используя два больших люка в крыше. Для десанта в крыше десантного отделения вдоль бортов смонтированы шесть перископических смотровых блоков, еще два смотровых блока установлены в кормовых дверях.

Корпус и башня сварные из стальных броневых листов, защищают от 14,5-мм пуль. Предполагалось в дальнейшем обеспечить защиту экипажа от 30-мм снарядов. БМП РТ-2 «Пума» оборудована системой коллективной защиты от ОМП.

Силовой блок на БМП РТ-1 включает дизель MAN мощностью 440 л.с. (324 кВт) и шестиступенчатую коробку передач. На РТ-2 установили двигатель мощностью 750 л.с. (551 кВт) и трансмиссию «Ренк» от БМП «Мардер». Ходовая часть РТ-1 включает по четыре, а РТ-2 - по шесть опорных катков на каждый борт. В семейство «Пума» вошла также БМП на пятикатковом шасси, вооруженная 25-мм автоматической пушкой и 7,62-мм пулеметом, предназначенная для сил быстрого развертывания или на экспорт.

Тактико-технические характеристики шасси БМП семейства «Пума».

Класс по массе, т

25,0

32,0

30,0

Масса шасси при круговой защите

от 7,62-мм бронебойных пуль, т

18,0

19,0

21,0

Число опорных катков на борт

5

б

Длина, м

5,8

5,8

6,5

Ширина, м

3,25

3,25

3,25

Полная высота, м

1,71/1,9

1,71/1,9

1,71/1,9

Клиренс, м

0,4

0,4

0,4

Ширина гусеницы, мм

550

550

550

Мощность двигателя, кВт

3

55

55

Гусеница -

с РМШ и съемными резиновыми башмаками

Емкость топливных баков, л

500

500

800

Максимальная скорость движения, км/ч

65

65

65

Запас хода по топливу, км

650

550

600

Глубина брода без подготовки, м

1,

1,

1,

с подготовкой, м

1,8

1,8

1,8

Предполагали возможность создания двух подсемейств машин с диапазонами полной боевой массы 18-25 т и 26-40 т, включающих 24 образца различного целевого назначения. Однако по финансовым соображениям фирма «Краусс-Маффей» представила только четыре модификации: 120-мм самоходный миномет, легкий БТР с установкой вооружения в башне, легкий БТР с открытой пулеметной установкой, самоходный ПТРК с пусковой установкой ПТУР PARS на подъемной (на высоту до 12м) платформе для борьбы с танками и зависшими вертолетами противника.

Тактико-технические характеристики

РТ-2 «Пума»

Боевая масса, т 29,2

Экипаж, чел. 3

Десант, чел. 6

Длина, м 6,79

Ширина, м 3,24

Полная высота, м 2,985

Вооружение:

пушка 20-мм автоматическая

Rh 202 «Рейнметалл»

пулеметы 1х7,б2-мм

Боекомплект 12 50 выстрелов,

5000 патронов

Дополнительное

вооружение ПТРК «Милан»

Двигатель:

марка MTU MB 833

Тип Дизельный,

жидкостного охлаждения

мощность, л.с. 750

Трансмиссия Гидромеханическая

HSWL- 194 «Ренк»

Подвеска Торсионная

с телескопическими

гидроамортизаторами

Гусеница с РМШ и съемными

резиновыми башмаками

Максимальная скорость, км/ч 75

Запас хода по шоссе по топливу, км 520

Другие разработки

Разработанное «Тиссен-Хеншель» шасси ТН495 имело шестикатковую ходовую часть. В варианте БМП она имела массу 26 т, несла башню с 25-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Рабочие места командира и наводчика оснащались тепловизионными прицелами. Бронирование лобовой и бортовых проекций корпуса и башни, а также крыши отделения управления и десантного отделения усилены экранами, образующими разнесенное бронирование со сменными наружными элементами. Бронеэкрана-ми прикрыта и ходовая часть. На бортах башни установлены дымовые гранатометы. БМП предлагалось Норвегии (выбравшей, впрочем, шведскую CV-9030). Шасси ТН495 использовано также для БТР, вооруженного 12,7-мм пулеметом, и рассматривается как один из возможных вариантов единой «многоцелевой базовой бронемашины» (MBAV) НАТО.

Эти разработки остались опытными. Зато в сентябре 2002 г. выделено 198 млн. евро на разработку новой БМП, именуемой «Игель». Планируется завершить разработку к 2006 г. и закупить для сухопутных войск бундесвера 410 машин.

Список литературы:

1. Миддельдорф Э. Тактика в русской кампании. М., «Воениздат», 1958.

2. Нерсесян М.Г., Каменцева Ю.В. Бронетанковая техника капиталистических государств. Справочник. М., «Воениздат», 1964.

3. Орлов В.А., Петров В.И. Приборы наблюдения ночью и при ограниченной видимости. М., «Воениздат», 1989.

4. C.Foss Jane's. Tanks. Recognition Guide. Harper Collins Publishers, 1996.

5. Panzer und andere Kampffahrzeuge von 1916 bis heute Koln, 1978.

6. The Directory of Modern Military Weapons. General Editor Chris Bishop. London, Greenwich Editions, 1999.

7. "Военный зарубежник» за 1963-1972 гг.

8. "Зарубежное военное обозрение» за 1974-2004 гг.

9. Jane's Defence Weekly за 1990-1999гг.

10. Kampftruppen №1.1990.

11. Soldat und Technik за 1986-1989 гг.

Компоновочная схема заимствована из «Бронеколлекция» №6/1997 г.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации