БМП О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ № 4,5/2004
БМП: О ПУТЯХ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Б. Пастернак
Боевые машины пехоты появились в 1960-е гг. прошлого века в СССР впервые в мире как результат осмысления военной доктрины государства, которая предполагала возможность возникновения масштабных войн, в том числе и с применением ядерного оружия. Подвижность мотострелковых частей и соединений к этому времени уже не в полной мере отвечала взаимодействию с танковыми (ударными) частями и соединениями, и они практически не были готовы к операциям на местности, зараженной радиоактивными продуктами, или в условиях применения химических и бактериологических средств.
Наша промышленность в целом с этой задачей справилась, однако вопрос выбора вооружения для такой машины явился издержкой той технической политики, которую стране навязал лично Н.С.Хрущев: заменить все ствольное вооружение на ракетное. Под этим натиском одной из первых «погибла» противотанковая артиллерия, и в дивизиях не осталось противотанковых средств ближнего боя. Таким образом, в качестве основного вооружения боевой машине пехоты досталось 73-мм безоткатное гладкоствольное орудие «Гром» с противотанковым кумулятивным снарядом (ракетой!). А в качестве дополнительного вооружения - ракетный комплекс «Малютка» с ручным управлением и передачей команд по проводам.
Как видим, указания воплотились в жизнь. К счастью, танковую артиллерию не успели уничтожить. А дальше пошла работа над ошибками: колесные БТР вооружались отличными 14,5-мм пулеметами Владимирова, а более совершенные БМП для поддержки пехоты имели лишь пулемет Калашникова нормального калибра.
В результате длительных опытно-конструкторских работ в состав боекомплекта была введена осколочная граната к орудию «Гром». По своим характеристикам она мало что давала пехоте из-за настильной траектории (неудовлетворительная точность по местности и перпендикулярной к траектории плоскости разлета осколков). Вместе с тем, ее введение потребовало исключения из БМП автомата заряжания кумулятивной гранаты в условиях войск. Впоследствии (в Афганистане) эта граната показала «свои зубы» в составе боевых машин десанта (БМД-1), разработанных примерно в тот же период времени, что и БМП-1, применительно к транспортному самолету АН-12. Эта машина целиком заимствовала башню БМП-1, однако ее днище располагалось непосредственно под боеукладкой (60 мм и отсутствие торсионов, на БМП-1 - 120 мм), что при минном подрыве приводило к взведению самоликвидатора этой гранаты с последующим (примерно через 8 с) срабатыванием боевой части. Оперативного решения не было найдено, и БМД срочно заменили в Афганистане на боевые машины пехоты.
В самом начале 1960-х гг. в качестве основного вооружения для машин пехоты была определена необходимость разработки малокалиберных автоматических пушек. В последующий период мы стали свидетелями появления многочисленных вариантов такого вооружения на различных образцах бронетехники за рубежом. Отечественных образцов, удовлетворяющих требуемой кучности и размещению на объекте БТТ, не было. Не отвечала этим требованиям и чехословацкая 30-мм автоматическая малокалиберная пушка «Выдра».
Лишь спустя годы разработчикам БТТ был предложен 30-мм автомат Тульского конструкторского бюро (А.Г. Шипунов, В.П. Грязев), который мог бы удовлетворить требованиям к основному вооружению БМП при определенных условиях:
- реализация кучности на уровне среднеквадратической ошибки около 0,5 ду за счет правильной с этой точки зрения его установки на машине;
- введение ударной капсюльной втулки в 30-мм патронах вместо электрической, принятой ранее в массовое производство;
- отработка нового стабилизатора вооружения, способного работать в жестких условиях автоматической стрельбы хотя бы со средним темпом стрельбы (около 200 выстрелов в минуту).
Особенно хотелось бы отметить роль специалистов Курганмашзавода по отработке необходимой кучности стрельбы (В.М. Аксентьев). Установка нового вооружения существенно повлияла на объем доработок корпуса БМП-1 и потребовала новой конструкции башни для реализации эффективного командирского целеуказания и дублирования стрельбы по воздушным целям (КБ КМЗ, Б.Н. Яковлев, АА Благонравов). Эта машина прошла испытания и была принята на вооружение Советской Армии под индексом БМП-2.
Всесторонние испытания показали достаточную универсальность комплекса вооружения при стрельбе по самым различным целям, включая танки. К тому же, было проведено сравнение нового 73-мм орудия (с новой гранатой - кумулятивной) с 30-мм орудием при расходовании сопоставимой части боекомплекта, однако по настоянию ГРАУ с удвоенным для «Грома» по отношению к 30-ке. После огня из 73-мм орудия обстрелянный танк остался боеспособным. После 30-ки на нем не осталось ничего навесного (зенитный пулемет улетел на 15 м), топливные баки воспламенились. Танк был погашен пожарной машиной для осмотра: башня и пушка заклинены, один снаряд пробил маску пушки и вошел внутрь, все смотровые приборы и прицел были разбиты.
Таким образом, недооценивать такое вооружение было нельзя. А эффект возможного подавления целей 30-мм пушкой не шел ни в какое сравнение с орудием «Гром» и усиленным «Гром-М».
Определенный качественный скачок произошел на БМП при замене ПТРК с ручным управлением «Малютка» на полуавтоматическую систему «Конкурс». Теперь освоение в наведении снаряда на цель уже не составляло значительных трудностей.
Тем не менее, в системе госзаказа выпуск БМП-2 планировался в очень незначительном количестве (примерно 10% от производства БМП-1), так как вопрос противотанковой обороны оставался открытым. Одно из ведущих ведомств МО предпринимало все меры, чтобы предотвратить полную замену одной машины другой, докладывая руководству Министерства обороны о якобы ограниченных возможностях БМП-2 (только в качестве средства непосредственного воздушного прикрытия). Окончательную судьбу этой машины решил Афганистан.
Поначалу решение ГШ ВС о срочном направлении в состав 40-й армии 12 БМП-2 из кадрированной части Белорусского военного округа казалось роковым: за четыре дня подобрать солдат срочной службы (призванных из Среднеазиатских республик), никогда не видевших этого вооружения, обучить их хотя бы тому, где что находится, как снаряжать ленты, как стрелять. Все это в условиях медицинских и «политических» прививок, стрессового состояния солдат после осознания, что их направляют на войну, приведшего к массовому попаданию на гауптвахту - разве этого недостаточно для дискредитации любой самой лучшей машины?
Надо также иметь в виду, что сложность комплекса вооружения БМП-2 по многообразию использования и устройству, скажем, не уступает танковому. Только привлечение бригад разработчиков позволило минимально подготовить экипажи и привести машины, находившиеся на хранении, в боеспособное состояние. В довершение всех многочисленных войсковых издержек БПМ с этими экипажами были отправлены без сопровождения офицеров (или хотя бы прапорщиков), а 40-я армия рассредоточила эти машины по одной в различные части.
Несмотря на это, военные сумели достойно оценить возможности БМП-2 в боевых условиях и потребовали заменить все БМП-1 на БМП-2, отметив целый ряд ее преимуществ. В дальнейшем эта машина стала массовой.
Одновременно ГБТУ МО, понимая, что дальнейшая модернизация БМП на существующем шасси подошла к тупиковой ситуации из-за перегруженности ее по массе, поставило перед промышленностью задачу по созданию БМП, предельно соответствующей концепции, выработанной применительно к данному виду боевой техники на основе существующей военной доктрины государства.
В итоге появилась БМП-3 - единственная машина, по которой такая концепция была представлена Главкому СВ, в соответствии с которой было подготовлено постановление ЦК КПСС СМ СССР, отработано и выдано ТТЗ промышленности на ее разработку.
Машина прошла все стадии опытно-конструкторской разработки и испытаний, преодолела все субъективные взгляды самых различных инстанций и организаций, прежде всего МО, и была принята на вооружение.
Хотелось бы напомнить, что в серийном производстве может быть реализовано не более 40-50% конструкций и технологий, примененных в опытных образцах. Таким образом, освоение машины промышленностью с последующими проверками, в том числе в войсках, есть необходимый и обязательный этап становления любого массового образца. А вот этот важный этап БМП-3 в полном объеме не довелось пройти из-за известных катаклизмов в стране и армии, что, безусловно, не может не отразиться на отработке ее надежности. Обозначился недопустимый разрыв в завершении работ над машиной, что, как правило, при водит к дезорганизации головных КБ, потере специалистов. Сколько могут еще машина и КБ существовать на иностранных заказах, а российская армия - узнавать, как удобно другим армиям пользоваться нашей машиной?
Надо также четко представлять, что любая БМП является базовой для большого семейства машин (командирских, командно-штабных, разведывательных, бронированных ремонтно-эвакуационных, машин родов войск самого различного назначения). Например, с учетом роста возможностей транспортной авиации напрашивается решение довести ее возможности для использования в частях ВДВ с целью резкого повышения их боевых качеств и ликвидации целого класса уникальных машин семейства БМД. К этому надо добавить отработку войсковых ремонтных средств, включая подвижные ремзаводы.
Создание такого семейства не начато до сих пор, а оно предполагает длительные сроки разработки и перевооружения войск с учетом создания необходимого резерва на мобилизационный период, а это десятки лет. Это является одной из главных проблем перевооружения, когда за данный период пересматриваются военные доктрины, причем по нескольку раз, меняются Главкомы и начальники всех уровней, появляются и исчезают целые управления МО и промышленности, от которых зависит участь реализации такого проекта. Отметим также и вынужденную «текучесть» (мало «любителей», способных в одной должности и звании работать хотя бы полтора десятка лет) непосредственных исполнителей управлений МО, реализующих концепции и ТТЗ в промышленности.
Эта работа крайне специфична и никак не укладывается в общеармейские нормативы прохождения службы, она требует соответствующей специальной подготовки и в настоящее время в полной мере не опирается ни на один армейский институт, так как практически сошла на нет подготовка военных специалистов для военных представительств и исследовательско - испытательных учреждений МО в области БТТ.
Необходимо отметить, что большинство современной справочной литературы по вопросам БТТ весьма напоминает иллюстрированный альбом любителя бабочек, собирающих их цветные картинки с кратким описанием, где эти бабочки водятся. Сравнить или оценить достоинства или недостатки БМП по ним просто не представляется возможным, так как из приведенных характеристик практически ничего не следует. Тем не менее, зачастую приводится оценка различных образцов БТТ без ссылки на источники, проводившие такое сравнение.
Чтобы осознать, сколь трудно сделать сравнительную оценку образцов БТТ, руководствуясь только справочными данными, рассмотрим некоторые свойства, принимавшиеся во внимание при разработке отечественной БМП-3.
Обитаемость и эргономика
Это такие свойства, которые справочники благополучно обходят. Они весьма многогранны и разнообразны.
БМП наряду с окопом (землянкой) является или должна являться родным домом мотострелка. В ней он должен совершать масштабные переходы, в том числе по зараженной местности, питаться, восстанавливать свои силы после боев в пешем строю, держать в ней часть личного имущества и дополнительный комплект боеприпасов к табельному оружию, существовать в далеко не совершенном в психологическом отношении коллективе, не быть большой помехой остальным в случае ранения или недомогания и, в конце концов, иметь возможность, как говорят в армии, оправиться. Неплохо бы иметь на машине и другие минимальные средства гигиены, хотя бы электробритвы (на стадии ОКР даже заикаться об этом не дадут, хотя электроэнергии на современной машине достаточно). Ведь после ввода БМП в бой бойцы должны выскочить из машины «как огурчики», если бы удалось реализовать все необходимое для них хотя бы на половину.
Посмотрим с этой точки зрения на БМП-1. В учебном использовании ее десантное отделение, как правило, стараются загрузить, дабы она не взбрыкивала на каждой кочке из-за смещения центра тяжести вперед в сторону моторно-трансмиссионного отделения. Десант, извините, «живой груз», жестко не привязанный к конструкции машины, поэтому в какой-то мере сам способен раскачивать машину: «огурчики» укачиваются и киснут, теряя боеспособность.
На БМП-2 удалось уйти от этой неприятности смещением башни в сторону кормы. Кстати, в 40-й армии отметили это преимущество БМП-2 над БМП-1 первым из всех остальных, кажется, пяти или шести.
Но вот еще более сложная проблема: люди дышат - не очень большой секрет, но в достаточно ограниченном объеме, в котором без вентиляции существовать просто нельзя. Что же это за объем в БМП-2? Примерно 0,5 м? на человека. Прикиньте кубатуру помещения, в котором вы читаете эти строки, умножьте на два и попробуйте не ужаснуться количеству людей. Человек вдыхает примерно восемь литров воздуха в минуту в спокойном состоянии, однако в выдохе содержится много углекислоты (СС>2). Достаточно буквально 1% углекислого газа в воздухе, чтобы это приводило к потере работоспособности (пребывание в среде, в которой концентрация достигает 10%, для человека смертельно; дневное выделение углекислого газа - около 1 кг). К тому же, резко увеличивается паровыделение, особенно в условиях жаркого климата, приводя к повышению влажности в обитаемом отделении до недопустимых значений.
Требование по частоте обмена воздуха в таком малом объеме вступает в противоречие со скоростью потока, подаваемого на рабочее место, - «сквозняки» гарантируют пневмонию и др. простудные заболевания. На БМП-3 обитаемый объем на человека удвоен, что значительно снижает риск заболевания. Нетрудно себе представить не столь масштабную страну, как наша, где можно по условиям пребывания ограничиться значительно меньшими объемами на человека, а потом ссылаться на эту БМП, где за счет отказа от этого требования реализованы другие, более актуальные для данной страны качества.
В боевых условиях все это усугубляется загазованностью от основного вооружения и табельного оружия мотострелков. Что касается основного оружия, то этот процесс более или менее регулируется конструктором БМП и оружия, а вот стрелковое оружие не отвечает самым примитивным требованиям: необходимы привалочные плоскости на автоматах для подсоединения рукавов отсоса газов и утилизации стреляных гильз, являющихся сильнейшими источниками загазованности не только углекислым газом, но и значительно более опасным угарным газом.
Это требование не реализуется оружейниками, несмотря на обилие модификаций автоматов и танковых пулеметов Калашникова, а укороченный автомат был выполнен даже непригодным для использования через герметичные амбразуры БМП, БМД и БТР.
Один из нерешенных до настоящего времени вопросов для БМП - безопасная посадка и высадка на ходу, возможность забрать мотострелков, прижатых к земле шквальным пулеметным огнем, или доставить 2-3 мотострелков на внешних подножках к очередному укрытию.
В БМП-3 предусмотрена возможность дополнительного размещения 1-2 человек (по сравнению с БМП-2), например специалиста технической службы и др., не имеющих штатных транспортных средств. Кроме того, введены ремни безопасности на местах мотострелков, позволяющие фиксировать щадящим образом легкораненых или просто дремлющих на марше.
Как правильно указывают многие авторы, в наступательном бою основная масса огня ведется на подавление. На БМП-2 этому мешает загазованность обитаемого отделения, с одной стороны, и неудобство использования автоматов из-за необходимости наклоняться для прицеливания в стороны за автоматом, мешая соседям, а узкое поле зрения (через амбразуру) затрудняет ориентирование на местности. На БМП-3 этот недостаток ликвидирован за счет применения индивидуального размещения стрелков и нового способа прицеливания (через штатный триплекс за счет введения в него метки положения ствола).
Надо отметить, что предусмотренные на БМП-3 средства для «справления нужды» трудно реализуемы по психологическим причинам. На испытаниях имели место случаи с солдатами, которые теряли сознание, но воспользоваться этими средствами не могли - требуется что-то похожее на ширму.
Боеготовность, подвижность, транспортабельность
Напрашивается простои вывод: ни по качествам проходимости, ни по запасу хода, ни по энерговооруженности БМП не должны уступать танкам. Вместе с тем, в условиях современной войны, чреватой большими зонами разрушения и затопления, прорыва плотин, изменения русел рек, возникнут серьезные проблемы с использованием тяжелых, неплавающих машин, даже с привлечением инженерных средств. В тоже время класс машин легкой категории по массе при правильной реализации может иметь свойства, совершенно недоступные танкам. Так, меньшее удельное давление расширяет понятие «танкодоступной» местности, а возможность плава в сложных условиях (необорудованные берега, быстрое течение, наличие огневого противостояния т.д.) - тем более.
Требования к плаву нуждаются в пояснении: например, БМП-2 плавает, за счет гусениц развивает скорость до 6 км/ч, но без инженерного обеспечения берега гарантировать форсирование при малейшей скорости течения (более 0,2 м/с) вряд ли кто-либо возьмется: сцепление наклонной части гусеницы с берегом минимально, и машину развернет по течению, если она не лежит своей массой на дне. Плацдарм в зоне форсирования на противоположном берегу должен быть в наших руках, чтобы в случае необходимости оказать БПМ помощь.
На БМП-3 реализован так называемый «активный» плав - два мощных водометных движителя и большая скорость (свыше 10 км/ч) для выхода на необорудованный берег, отсутствие высокого волноотражательного щитка, позволяющего на плаву использовать атакующую мощь вооружения, достаточно высокий «борт» (воздухозаборная труба) для безопасного движения под обстрелом (волны), возможность входа на аппарели морских десантных кораблей при невозможности произвести прямую загрузку с берега и десантирование с них. Мощность водосокачивающих средств позволяет откачку при наличии отверстия в корпусе (на глубине днища) диаметром до 50 мм.
Подвижность в значительной степени определяется не только удельной мощностью, но и свойствами реализованной на машине трансмиссии. Так, на БМП-2 установлена механическая трансмиссия, а на БМП-3 гидромеханическая (разработана д.т.н А.А. Благонравовым), в которой мощность автоматически циркулирует с борта на борт при поворотах, что проявляется в средних скоростях движения. Наглядным примером отличия трансмиссий может служить скорость преодоления препятствия «змейка» на бетонном покрытии: у БМП-2 она равна 24 км/ч (по условиям сцепления гусениц), а у БМП-3 - 60 км/ч при практически одинаковых максимальных скоростях обеих машин.
Уровень транспортабельности был бы близок к идеальному, если бы наряду с автомобильным, железнодорожным и морским транспортом был наведен порядок с воздушным: в каждом транспортном самолете существуют свои требования к местам крепления. Вертолетчики, извещенные (по их же требованию) о массогабаритных характеристиках БМП-3, приняли на вооружение транспортный Ми-26, достаточный по грузоподъемности, но в который она не входит и может транспортироваться только на внешнем подвесе.
Стоит отметить, что БМП-3 планировалась в разработке как авиадесантируемая в интересах ВДВ со всеми необходимыми для этого свойствами, превосходя существующие БМД-1 и БМД-2 и разрабатываемую БМД-3 по всем показателям.
Для повышения боеготовности на БМП-3 впервые выполнена система программного пуска двигателя, что, в принципе, позволяет осуществить запуск двигателей от дежурного по части до прибытия экипажей.
Вооружение и связь
На момент задания требований на БМП-3 не существовало единого представления о том, какое вооружение наилучшим образом удовлетворяет интересам мотострелковых подразделений. Четко не смогла на этот вопрос ответить и специальная комиссия сухопутных войск, ознакомившаяся с большим многообразием предложений КБ и институтов промышленности (автоматические пушки калибров от 30 до 76 мм, гранатометы, безоткатные орудия и т.д.). Выбор производился из следующего соображения: чему не в полной мере удовлетворяет вооружение БМП-2? Отметим основные недостатки:
- отсутствует возможность безопасной . поддержки спешенных мотострелков, находящихся перед машиной, из-за низкой линии огня и сверхзвуковой скорости полета 30-мм снарядов (зона контузии значительно превышает диаметр снаряда);
- ПТРК «Конкурс» в момент стрельбы создает в заднем секторе опасную зону для мотострелков (вышибной заряд, заглушка);
- ограничены вертикальные углы использования ПТУР;
- обязательна остановка для использования ПТУР с разгерметизацией боевого отделения;
- определенные трудности с чисткой 30-мм пушки 2А42.
Выход на больший калибр автоматической пушки был отвергнут в связи с неизбежным уменьшением боекомплекта, который в наступательном бою, когда цели практически не видны, является определяющим для выживания машины.
К счастью, Тульское конструкторское бюро (А.Г. Шипунов, В.П. Грязев), создатель 30-мм автомата, используемого на БМП-2, сумело найти выход из создавшейся ситуации, предложив так называемую «тройчатку», в которой наряду с 30-мм автоматической пушкой было установлено 100-мм нарезное орудие низкой баллистики под один из лучших ОФ снарядов танковых пушек (100-мм пушек Д-10), траектория которого наилучшим образом реализовала осколочные возможности этого снаряда. Это орудие удачно сочеталось с возможностью БМП компенсировать креновые ошибки за счет независимого управления клиренсом на каждом из бортов.
Испытания данного снаряда с экспериментальным помехозащищенным радиовзрывателем (передатчиком) дистанционного действия (взрыв на высоте 2 м над поверхностью) показали высокую эффективность при действии по живой силе, в том числе находящейся в окопе.
В свое время наука определила, что эффективным (достаточным) пулеметным огнем на подавление можно считать плотность огня в полосе наступления не менее 47 пуль на погонный метр в минуту. С учетом спаренного пулемета, двух пулеметов в шаровых установках в носовой части машины, а также табельных автоматов мотострелков БМП-3 способна создать такую зону уверенного подавления танкоопасных средств ближнего боя в полосе наступления, прикрыть огнем спешенных мотострелков, поразить управляемым снарядом контратакующие танки или вывести их из боя обстрелом из 30-мм автоматической пушки.
Обилие на БМП пулеметов нормального калибра не случайно - огонь на подавление одним танковым пулеметом Калашникова обеспечить затруднительно из-за его возможного перегрева; для БМП нужны пулеметы более массивные, в крайнем случае - охлаждаемые, с выбросом стреляных за пределы машины.
Другое дело, что не все в порядке с самими мотострелковыми подразделениями, на что еще в середине 1970-х гг. обращал внимание соответствующих ведомств генерал-лейтенант Ю.М. Потапов (начальник танковых войск): в роте автоматчиков - раз, два, и обчелся (около 20% от числа спешенных мотострелков в роте); остальные - «несуны» дополнительного вооружения, боеприпасов и вспомогательных средств.
Сейчас на БМП установлено такое количество разного рода укладок для всех разновидностей мотострелковых отделений, что она стала изнутри похожа на вьючного верблюда, что требует поиска новых решений этой проблемы. Дошло до того, что под гранатометное отделение была выпущена в свое время модификация БМП-ШГ.
Слабым местом БМП всех видов продолжает оставаться отсутствие связи между спешенными мотострелками и машиной (от отделения до батальона), без чего трудно ожидать эффективности ее участия в бою.
Защита
Для плавающих машин (т.е. массой до 20 т) вопрос достаточно очевидный: защита от пуль и осколков вкруговую, а в переднем секторе - от автоматических пушек. Но должны приниматься меры по живучести машины при обстреле, чтобы она оставалась боеспособной. Средства активной защиты, разрабатываемые для танков, могут оказаться недостаточными для БМП. Необходимо продолжить поиски в этом направлении, но при этом надо беспокоиться и о безопасности спешенных мотострелков, чтобы своей-то машины они не остерегались.
В свое время для объектов БТТ была отработана и установлена система «Туча», смысл которой состоял в создании дымовой завесы перед своим фронтом, чтобы обеспечить прикрытие от противотанковых средств дальнего боя, подавляя пулеметным огнем все ближе расположенные цели. Работы с ней еще непочатый край: необходимо повысить быстродействие, надежно перекрыть прохождение инфракрасных лучей.
Уже свыше 30 лет существуют реальные предпосылки, чтобы достаточно успешно обеспечивать защиту машин другими путями, сочетая их с методами разведки целей даже в наступательном бою, но в свое время постановка соответствующих работ не была осуществлена, несмотря на обращение Главкома СВ к руководству оборонной промышленности.
Для оборонительных боев на БМП-3 установлена встроенная лопата (окоп в сочетании с регулируемым клиренсом) и реализованы углы снижения для вооружения, позволяющие укрывать корпус машины в складках местности. Возможна в настоящий период отработка и установка наружных элементов из материалов, имеющих низкий коэффициент теплового излучения (типа пенопластов или других пористых материалов).
Этот перечень, конечно, не исчерпывает всех свойств боевых машин пехоты, но поможет понять, как трудно или даже невозможно из справочных характеристик извлечь что-то похожее на перечисленные качества. Так, например, в один ряд ставят систему «Туча» и индивидуальные дымовые гранаты зарубежных машин.
Правильный подход к дальнейшей модернизации БМП, в том числе ее вооружения, может быть выбран только после изучения требований новой государственной военной доктрины, отработки концепции необходимости существования конкретного вида вооружения, проработки возможности ее реализации в промышленности за счет модернизации существующей машины, а в случае ее невозможности следует обратиться к созданию нового образца.
В конечном счете все определяют внешние условия применения пехоты: в горных условиях и осел - БМП, для болот и северных заснеженных районов лучшая база - двухзвенник, как универсальная - БМП-3.
Чтобы сравнивать отечественные боевые машины с иностранными, надо обязательно учитывать, под какую доктрину эти машины созданы, а не руководствоваться лишь сходным наименованием.
В последнее время этот термин стал расхожим применительно к рассмотрению вопросов конкретной реализации образцов вооружений, тенденций или направлений их развития. Однако, если придерживаться Военного Энциклопедического Словаря, то концепция - это «прежде всего система взглядов на характер будущей войны, строительства ВС и т.д.», т. е. исходное для задания конкретных образцов и их систем, направлений и тенденций. Концепция является непосредственным следствием военной доктрины государства.