СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

Обозреватель - Observer 2005 №12 (191)

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА:  УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

О.Дамаскин,

доктор юридических наук, профессор

         Разумная политика руководства современного цивилизованного государства предполагает поддержание социальной стабильности в обществе на основе баланса доходов и повышения качества жизни различных групп населения. При этом качество жизни формируется не только политикой доходов и трудовых отношений, но и организацией образования, здравоохранения, экологии, доступа к информации, обеспечения других общественных ценностей.

         Основой социального согласия в гражданском обществе является конструктивный диалог между правительством, бизнесом и трудовыми коллективами. Таким образом, у социальной политики имеются две взаимосвязанных сферы: экономическая и общественно-политическая.

         Социальная политика по характеру своего воздействия на экономический процесс выполняет роль стабилизатора и стимулятора экономического развития. Изначально Европейский Союз (ЕС) представлял собой объединение относительно развитых стран, однако по мере его расширения возникла проблема социальной адаптации новых членов ЕС с менее развитой экономикой. При этом социальные программы разрабатываются и финансируются на наднациональном уровне из общеевропейского бюджета ЕС, а также из специализированных организаций и фондов. Соответственно на наднациональном уровне действует механизм социальной защиты, обеспечивающий унификацию качества жизни.

         Однако развитие интеграции сопряжено и с определенной социальной напряженностью, связанной со старением населения и угрозами экологии. При этом присоединение к ЕС стран вышедших из другой социально-экономической системы происходит с существенными осложнениями.

         Правовые основы социальной политики были заложены в учредительные документы ЕС. В качестве основного направления было признано обеспечение социального развития в процессе интеграции стран-участниц и смягчение социальных последствий интеграции. На первом этапе интеграции был учрежден Европейский социальный фонд как финансовый инструмент социальной политики в соответствии с Программой социальных действий ЕС.

         По мере углубления интеграции для реализации идей единого рынка необходимо свободное перемещение и свобода деловой активности людей по всей территории сообщества. Это предполагает обеспечение равенства трудовых и социальных прав всего населения. Для этого необходимо дальнейшее развитие и гармонизация трудового и социального законодательства, а также унификация национальных законодательств в этой сфере.

         Решение задач строительства единого рынка потребовало адекватного развития законодательства, как правовой базы реализации социальной политики.

         Были приняты основополагающие документы - Единый европейский акт (ЕЕА) в 1986 г. и Хартия основных социальных прав трудящихся Сообщества. Эти акты гарантируют права на свободное перемещение и свободу выбора занятий; труд и справедливое вознаграждение; улучшение условий труда; социальную защиту; свободу ассоциаций и коллективных договоров; профессиональную подготовку; равное отношение к мужчинам и женщинам на рыке труда и на работе; право на информацию, консультации и участие; охрану здоровья и безопасность на рабочем месте; защиту детей и подростков; достойные условия жизни для пожилых людей; вовлечение инвалидов в общество и трудовую жизнь.

         В начале 90-х годов разрабатывалась программа создания экономического и валютного союза. При этом социальная политика получила статус одного из главных направлений деятельности ЕС. Это нашло закрепление в Маастрихтском договоре о Европейском Союзе (1992 г.).

         В компетенцию ЕС вошла политика в социальной сфере, включая Социальный фонд, а также другие направления, имеющие социальные аспекты. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор о Европейском союзе, в который был включен раздел "Социальная политика, образование, профессиональное обучение, молодежь". На решение социальных проблем были ориентированы и другие разделы Договора о ЕС - "Занятость", "Свободное движение лиц, услуг и капитала", "Защита потребителей", "Общественное здравоохранение", "Экономическая и социальная сплоченность", "Окружающая среда".

         Европейская Комиссия регулярно готовит и совершенствует программные документы социального развития Европы.

         Так, в 1993 г. проблемам социальной политики была посвящена Зеленая книга "Альтернативы для Союза" и Белая книга о росте конкурентоспособности и занятости. В ней определено оптимальное соотношение между мерами ЕС по повышению конкурентоспособности и росту экономики поддержанием высокой занятости и гарантий социальной защиты.

         В 1994 г. подготовлена еще одна Белая книга "Европейская социальная политика: путь для Союза".

         В 1995 г. опубликована "Среднесрочная программа социальных действий на 1995-1997 годы", в 2000 г. - Белая книга, определяющая экологические стандарты, как важную составляющую качества жизни европейцев.

         Таким образом, на пути от общего рынка к единому экономическому и политическому пространству на правовой основе постоянно расширяются наднациональные программы и гарантии социальной защиты, обеспечивающие условия достойного уровня и качества жизни для граждан объединенной Европы.

         Основными источниками финансирования социального процесса являются:

  • социальные расходы национальных правительств через национальные государственные бюджеты;

  • бюджеты Европейского объединения угля и стали, Евратома, ЕЭС;

  • специальные структурные фонды ЕС: социальный фонд, Фонд регионального развития, Фонд содействия экономическому сближению государств-членов ЕС.

         Координация деятельности правительств на наднациональном уровне способствует повышению ответственности и контроля как за порядком самого финансирования, так и за исполнением и результатами финансируемых программ. При этом причина относительно высоких социальных достижений ЕС состоит не столько в объеме финансовых возможностей правительств и наднациональных бюджетов, сколько в эффективности социальной политики и комплексности социальных мероприятий и других экономических программ.

         Социальный компонент прямо или косвенно содержится практически по всем направлениям интеграционной деятельности. Ставка на экономический рост, инвестиции в человеческий потенциал, структурные преобразования в промышленности, развитие сельского хозяйства и т.д. прямо или косвенно дает положительный социальный эффект. Поэтому главным является не столько объем социальных расходов, сколько объем производства интегрированных экономик, равномерность развития стран и регионов, сбалансированность доходов. Если делать ставку только на социальные расходы, то в долгосрочном плане это ведет к эффекту "бездонной бочки", сопровождается инфляцией, ведущей к сокращению реальных доходов и объемов производства, росту безработицы и других последствий растраты социальных благ. Разумеется, такой подход не является проявлением альтруизма по отношению к широким слоям населения со стороны доминирующих в политике финансово-промышленных групп. Этот подход как оптимальный основывается на инстинкте самосохранения и понимания необходимости поддержания приемлемого для основной массы населения уровня и качества жизни во избежание опасных социальных конфликтов, социальной дестабилизации. Именно поэтому идеологической основой современной европейской интеграции является строительство не только экономической, но и социальной интеграции.

         Наднациональную социальную политику и деятельность, связанную с социальной защитой населения, осуществляют Европейский совет, парламент, Комиссия и суд, соответствующие комитеты - экономический и социальный, специализированные организации - Постоянный комитет по занятости, структурные фонды, Европейская служба занятости, Служба взаимной информации по политике занятости и др.

         Наднациональные органы содействуют решению:

  • специфически социальных проблем как отдельных категорий трудящихся (молодежи, женщин, пожилых людей, частично трудоспособного населения), так и трудящихся отдельных отраслей (транспорт, сельское хозяйство, рыболовство и т.д.);

  • проблемы повышения качества жизни, улучшению охраны труда и здоровья населения;

  • проблемы постепенного сближения социальных систем стран-членов ЕС.

         Для решения этих вопросов активно используется детальное правовое регулирование как правовая основа социально-экономического процесса и правовой защиты социальных прав и законных интересов граждан.

         Несмотря на растущую роль наднационального уровня в социальной сфере и социальной интеграции, основная часть социальных расходов приходится на бюджеты правительств стран-участниц ЕС.

         Динамика расходов на социальные цели бюджета ЕС и бюджетов национальных правительств представлена в табл.1. 

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА УРОКИ ДЛЯ РОССИИ

         В абсолютном измерении доход на душу населения в среднем по ЕС в составе 25 участников в настоящее время достигает (по данным Евростата) примерно 21,3 тыс. долл. США.

         В США аналогичный показатель превышает 34 тыс. долл. В России ВВП на душу населения по текущему курсу в 2002 г. составлял 2,5 тыс. долл., а в 2004 г. - 4 тыс. долл.2

         В среднем по ЕС квинтильный коэффициент*, практически не изменился и равен 4,5 как для прежнего, так и для нынешнего состава ЕС. Аналогичный разрыв доходов в России приближается к 15. В наиболее развитых странах ЕС минимальный разрыв в доходах примерно в 3 раза, максимальный - Португалии и Польше, около 6 раз.

         Социальная защита страхует население от рисков, которым они подвергаются при потере работы или трудоспособности. В ЕС социальный пакет сохраняет гражданам эти возможности на достойном уровне.

         Важным средством в достижении этой цели являются социальные трансферты. Об их объеме в ЕС можно судить по показателю уровня бедности до и после выплаты пособий.

         Бедными в ЕС считаются люди с доходам, составляющим 60% от уровня среднего дохода (от 24120 евро на человека в год, то есть примерно от 2 тыс. евро в месяц).

         По данным Евростата, число людей считающихся бедными после социальных выплат существенно сокращается, с 24 до 15%.

         В целом по ЕС государственные расходы на обеспечение достойного уровня жизни составляют 116841,8 млн. евро в виде пособий и субсидий, а расходы на выплаты людям, вышедшим на пенсию преждевременно, - 8366, 9 млн. евро.3

         Оборотная сторона высокой социальной защищенности состоит в снижении стимулов к поиску работы и потере профессиональных навыков. Если в первое время, оставшись без работы, люди испытывают стресс или дискомфорт, то затем часть из них привыкает жить на доход, позволяющий удовлетворять жизненные потребности, не сопряженные со стремлением к более полной самореализации. Наиболее склонны к этому лица, переместившиеся из других стран с более низким уровнем жизни. Однако практика свидетельствует, что часть российских граждан, выехавших на работу и проживание в страны ЕС, в том числе в ФРГ, в настоящее время возвращаются, испытав психологический дискомфорт, несмотря на более высокий уровень материальной обеспеченности.

         Проблема безработицы обостряется при снижении темпов экономического роста. Впервые за последние годы темпы развития ЕС отстали от Японии. 

         Так, рост ВВП в 2005 г. прогнозируется в ЕС на уровне 1,2%, в Японии на уровне 1,5%, а в США - на уровне 3,6%.

         Следствием снижения темпов роста экономики является увеличение безработицы. При этом самая большая безработица в Германии и Франции.

         В ФРГ уровень безработицы составляет 12,5%.

         Безработных в Европе больше среди женщин, чем среди мужчин, безработных с высшим образование - 6,3%, а с начальным и средним образованием - 9,8%4. 

         Поэтому политика ЕС направлена на оздоровление экономик отстающих стран.

         Новым импульсом развития социального развития ЕС явился Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханесбурге (2002 г.). При подготовке к нему на заседании в Барселоне Европейский совет поставил задачу сделать свою политику устойчивого развития примером для подражания во всем мире. Такой амбициозный подход ориентирует страны ЕС на перспективы и уровень развития, хотя и сопряжен с необходимостью более реальной самооценки в притязаниях на лидерство.

         Основные направления политики устойчивого развития включают: сохранение и рациональное использование природных ресурсов; международную систему охраны окружающей среды; наращивание технологического потенциала Европы; активизацию деятельности по передаче технологий развивающимся странам.

         Социальная направленность этого подхода состоит в перспективе снижения безработицы, повышения производительности труда и уровня национального дохода, роста налогооблагаемой базы как источника бюджетных поступлений на различных уровнях интеграции. Это будет способствовать решению проблем социального обеспечения растущей доли стареющего населения.

         Своевременное осознание актуальных проблем и принятие адекватных мер позволяет правительствам ЕС осуществить глубокую модернизацию экономики, чтобы конкурировать с США и другими крупными участниками мирового рынка, выполнить поставленную Европейским советом задачу: создать за 10 лет "наиболее конкурентоспособную и динамичную, основанную на наукоемких технологиях экономику, способную обеспечивать устойчивый рост, создавая новые рабочие места, и развитую социальную интеграцию"2.  Такой подход в рамках качественно новой социальной интеграции позволяет утвердиться в постиндустриальной экономике и соответствовать вызовам процесса глобализации.

         Представляется, что социальная политика Европейского союза и государств лидирующих в нем может быть адаптирована в специфических социально-экономических условиях современной России.

         В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации В.В.Путин констатирует: "Россия была, есть и, конечно, будет крупнейшей европейской нацией. Выстраданные и завоеванные европейской культурой идеалы свободы, прав человека, справедливости и демократии в течение многих веков являлись для нашего общества определяющим ценностным ориентиром"4.  Идеология В.В.Путина, выраженная в Послании, сводится к либерализму, приверженности демократии в европейском понимании, основанной на западных ценностях, которые не идут вразрез с отечественными, российскими.

         Усилия Президента России по развитию государства, политической системы и гражданского общества были сопряжены с преодолением деградации государственных и общественных институтов, созданием основ для прогрессивного развития. "Политика стабилизации фактически была политикой реагирования на накопленные проблемы, эта политика в целом себя оправдала. Но к настоящему времени она себя уже исчерпала. И теперь для этого нам крайне необходимо эффективное государство"4. 

         В.В.Путин акцентирует внимание на важности социального аспекта деятельности государства в современных условиях. "Российское государство, если хочет быть справедливым, обязано помогать нетрудоспособным и малоимущим гражданам - инвалидам, пенсионерам и сиротам. С тем, чтобы жизнь таких людей была достойной, а основные блага были бы для них доступными"4.

         Поскольку наше место в современном мире будет определяться тем, насколько сильными и успешными мы будем, представляется целесообразным использование опыта стран ЕС в решении экономических и социальных проблем современной России.

         Курс Президента России на преодоление эгоизма финансово-экономических групп в интересах законопослушного большинства населения, консолидации общества на патриотической основе социально-экономического развития страны обусловливает необходимость принятия Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации адекватных решений и действий.

Примечания

         * Квинтальный коэффициент - число показывающее во сколько раз доходы 20% самых богатых превышают доходы 20% самых бедных слоев населения.

          1 Европейский союз на пороге ХХI в. / Под ред. Борко Ю.А., Буториной О.В. УРСС. И. 2001. С.132.

          2 Европа. 2005. № 8.

          3 Eurostat Yeabook 2004.

          4 Российская газета. 2005. 26 апреля.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации