ЭКОНОМИКА АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВ СНГ

1994 № 15

Ближнее зарубежье

Обозреватель - Observer

ЭКОНОМИКА АЗИАТСКИХ ГОСУДАРСТВ СНГ

Б.ПЛЫШЕВСКИЙ, доктор экономических наук, профессор

Пять государств Центрально-Азиатского региона (ЦАР) - Казахстан, Узбекистан, Туркмения, Киргизия и Таджикистан представляют восточную группу участников Содружества. Их территория составляет 3852,8 тыс. кв. км - 7,6% территории бывшего Союза ССР, население (на начало 1991 г.) достигло 51 млн. чел. - 17,6% союзного. Республиками Центрально-Азиатского региона в 1989 г. производилось 9,6% общесоюзного национального дохода. По уровню экономического развития они, несмотря на большой рост производства за годы советской власти, значительно уступали европейским республикам. Так, производство национального дохода на душу населения было почти в 2 раза ниже, чем в среднем по СССР; по душевому производству продукции сельского хозяйства они уступали среднему объему розничного товарооборота почти на треть. Более развитыми по производственному потенциалу и уровню жизни населения являются Казахстан и Узбекистан.

Особенности современного экономического положения государств ЦАР все больше определяются процессами, которые появились после провозглашения ими своей независимости. В экономической сфере нужно отметить две их группы:

процессы, относящиеся к распаду общего экономического пространства, которое при образовании СНГ предполагалось сохранить; процессы, связанные с выбором руководством большинства государств региона моделей реформ и путей перехода к рынку, значительно отличающихся от принятых в России и странах Европейского региона.

Экономические реформы, начинавшиеся странами региона в период перестройки в рамках единого союзного государства, с 1992 г. осуществлялись ими самостоятельно в условиях нараставшей в СНГ дезинтеграции.

Особенности реформ

Развертывание экономических реформ в странах региона происходило в целом с некоторым опозданием по отношению к России. Позже были опубликованы и соответствующие правительственные программы. Ознакомление с ними свидетельствует о более осторожном подходе к либерализации экономики, проведению приватизации и других мер по формированию рыночной инфраструктуры. В первые месяцы после провозглашения российских реформ особенно проявлялось стремление уйти от политики шокотерапии, найти собственный путь перехода к рынку. Российская модель реформ воспринята лишь одной Киргизией. Разработка программ нередко шла эмпирически и подчинялась прежде всего решению конкретных экономических вопросов, возникших перед странами в постсоветский период, и лишь затем предпринимались попытки теоретического обоснования дальнейших действий. К настоящему времени программы реформ разработаны практически во всех странах региона, хотя и изложены в печати с разной степенью полноты. Отличается и уровень обоснования соответствующих документов.

Казахстан. Концепция реформ изложена в статье Президента Н.Назарбаева "Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства" (май 1992 г.). В апреле 1993 г. Президентом утверждена рассмотренная Верховным Советом "Программа неотложных антикризисных мер и углубления социально-экономических реформ".

Узбекистан. Политика реформ осуществляется исходя из пяти принципов, сформулированных Президентом И.Каримовым (приоритет экономики над политикой, регулирующая роль государства, законопослушание, мощная социальная политика, поэтапное движение к рынку эволюционным путем) в работе "Узбекистан, свой путь обновления и прогресса" (август 1992 г.). В январе 1994 г. издан Указ Президента "О мерах по дальнейшему углублению экономических реформ, обеспечению защиты частной собственности и развитию предпринимательства".

Туркмения. Программа "Десять лет благополучия", объявленная Президентом С.Ниязовым в декабре 1992 г., ставит задачу радикально изменить экономику для повышения уровня жизни и благосостояния населения. Эти цели конкретизированы в докладе Президента на объединенном заседании парламента и первого съезда национального возрождения (февраль 1994 г.), в котором названы задачи развития народного хозяйства до 1996 г. и период, заканчивающийся 2002 г.

Киргизия. В июле 1992 г. Верховный Совет республики одобрил программу стабилизации экономики и выхода из кризиса на период до 1995 г., подготовленную с участием специалистов МВФ и Международного банка. В октябре 1993 г. опубликована программа правительства по углублению экономических реформ на 1994-1995 гг.

Таджикистан. Концепция экономического развития и перехода к рынку разработана правительством с участием иностранных экспертов к концу лета 1993 г.

Реформы в странах региона в сравнении с Россией и другими европейскими государствами СНГ с первых их шагов отличались рядом особенностей. Руководство этих стран подчеркивало необходимость выработки программ реформ, учитывающих исторические особенности экономики и культуры, национальные традиции. В стратегическом плане были отвергнуты представления о возможности и целесообразности скачкообразного перехода к рынку, предпочтение отдано эволюционному типу проведения реформ при сохранении на всех их этапах многих функций государственного управления экономикой.

Следует также отметить, что при осуществлении преобразований особое внимание обращается на такие социальные аспекты, как обеспечение политической стабильности общества, поддержание жизненного уровня основной части населения при сохранении ответственности государства за решение вытекающих из этого задач.

Создан новый механизм социальной защиты населения в переходный период, который включает гарантируемые государством размеры минимальной заработной платы и пенсий, их индексацию (компенсационных выплат) в зависимости от повышения цен, организацию нормированного обеспечения важнейшими продуктами питания и другие меры. Этот механизм развивается в направлении усиления адресной поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Важнейшие его отличия от аналогичной системы в России заключаются в том, что в странах региона в больших масштабах применяется система нормированного распределения основных товаров по льготным розничным ценам и сохранены созданные в советский период общественные фонды потребления.

В числе экономических факторов долговременного характера, определяющих политику реформ в странах региона, нужно назвать:

  • во-первых, лучшую в сравнении с государствами Европейского региона обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и минеральным сырьем и перспективу уже в ближайшие годы отказаться от ввоза энергоносителей;

  • во-вторых, наличие значительных экспортных ресурсов (цветные металлы, золото, уран, редкоземельные элементы, газ, нефть, уголь, хлопок, кожевенное сырье, овощи, фрукты, некоторые виды промышленного оборудования) которые в больших объемах могут реализоваться на мировых рынках и в странах СНГ;

  • в-третьих, относительно меньшая их интегрированность с российской экономикой и большая ориентация хозяйственных связей на внутриреспубликанские и среднеазиатский рынки.

Особенно велико влияние в настоящее время первого фактора, его значение будет усиливаться и впредь. Наличие значительных собственных топливно-энергетических ресурсов ослабляет их зависимость от России по линии импорта энергоносителей, которая столь велика у государств Европейского региона. При этом добыча топлива в странах региона увеличивается, тогда как в России продолжает падать. Так, Узбекистан увеличил в 1993 г. добычу нефти почти на 20%; особенно быстро (на 25%) наращивается добыча туркменского газа, который в больших объемах потребляется в других государствах Средней Азии.

В ближайшие 2-3 года страны региона смогут обеспечивать свои потребности в нефти, газе и угле, а также увеличить валютную выручку за счет расширения их экспорта. Кроме того, они уже сегодня, подобно России, располагают значительными возможностями поступления валюты от экспорта цветных и драгоценных металлов, урана, редкоземельных элементов, химического сырья.

В последнее время на характер реформ оказывает возрастающее воздействие третья группа факторов, и в частности вероятность формирования в регионе центральноазиатского рынка. 10 января Казахстан и Узбекистан подписали соглашение об отмене с февраля 1994 г. таможенных границ, тарифов и иных ограничений во взаимной торговле. Достигнута также договоренность о проведении ими согласованной политики в области кредита, расчетов, налогов, цен и правил, регулирующих торговлю. К этому соглашению 16 января присоединилась Киргизия. Принятое тремя государствами решение свидетельствует об их намерении воссоздать в регионе единое экономическое пространство, утраченное два года назад после распада Союза ССР.

Намерение трех государств приступить к осуществлению практических мер по реинтеграции своей экономики нельзя считать чем-то случайным, оно обусловлено долговременными экономическими и политическими интересами этих стран и отражает их неудовлетворенность состоянием дел с реализацией принципов, провозглашенных при создании СНГ в декабре 1991 г.

В свое время, объявив о своей государственной независимости, руководство азиатских республик высказывалось за сохранение СССР как союзного государства и с оговорками присоединилось к соглашению трех европейских республик об образовании СНГ. При этом они выступали за сохранение в Содружестве общего экономического пространства, оправдывающих себя производственной специализации и хозяйственных связей, выработку эффективного механизма формирования содружества. В частности, ими выражалась готовность к согласованию экономической политики в отношении развития основных отраслей, взаимного сотрудничества и проведения реформ, они поддерживали предложения о создании межгосударственных органов, координирующих реализацию подписанных многосторонних соглашений. Особенно активно с соответствующими предложениями, направленными на преодоление усиливающихся в СНГ дезинтеграционных процессов, выступал Президент Казахстана Н.Назарбаев. 

Экономические связи с Россией

Определяющее значение для стран региона имеют экономические связи с Россией, на которую приходится преобладающая часть их экспорта и импорта. Ими были заключены соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве на 1992 и 1993 гг., предусматривающие ввоз из России необходимой продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления в обмен на поставки товаров, производимых ранее для обеспечения потребностей российского рынка (узбекский хлопок, казахское зерно, черные и особенно цветные металлы, овощи и фрукты, химические продукты, некоторые виды машин и оборудования).

Однако обязательства по поставкам сторонами систематически не выполнялись, вследствие чего объем торговли с Россией продолжает снижаться. Большие трудности возникли и при подготовке соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с Россией на 1994 г., которые заключены с Узбекистаном и Киргизией лишь в январе с.г. (соглашение с Туркменией еще не подписано). Гораздо лучше шло выполнение торговых соглашений между странами региона.

Особенности двусторонних экономических связей государств региона с Россией выражаются также в их отходе от схемы, принятой в торговле с европейскими странами, когда обмен стратегически важными (валютными) товарами осуществляется на условиях так называемого малого клиринга. Для среднеазиатских государств, располагающих собственным топливом и другими экспортными ресурсами, эта схема оказалась малоподходящей.

Некоторое увеличение прямых связей и торговли непосредственно между предприятиями не возмещало уменьшения поставок, гарантируемых правительствами. Туркмения в 1993 г. практически сразу же после подписания соглашения отказалась от ведущего звена предложенного механизма -клиринга при сбалансированности поставок по наиболее важным видам товаров. Соглашение с Узбекистаном на 1994 г. также, по существу, означает отказ от этого требования, так как переносит права и ответственность за поставку товаров главным образом на уровень предприятий с оплатой в пределах квот по договорным ценам.

Поэтому проблемы, возникшие в связи с сокращением торговли и осложнением расчетов с Россией, они пытаются преодолеть расширением взаимной торговли, поиском новых рынков и торговых партнеров, а также привлечением иностранного капитала для реализации крупных проектов по строительству новых и реконструкции действующих предприятий. Вопрос о создании общего регионального рынка обсуждался еще в январе 1993 г. на Ташкентской встрече президентов четырех среднеазиатских государств и Казахстана. Имелось в виду введение общих таможенных и пошлинных правил, единой налоговой системы, взаимное согласование цен, приоритетов во взаимных поставках дефицитных видов сырья и материалов.

В дальнейшем совещания президентов и глав правительств государств региона для выработки согласованных подходов в осуществлении антикризисных мер, совместных программ по расширению производственной кооперации и проведению структурной перестройки народного хозяйства приобрели регулярный характер. Так, в ноябре прошлого года президенты Узбекистана и Казахстана подписали Договор о перспективах экономического сотрудничества на 1994-2000 гг. Как следует из проведенных при его подготовке расчетов, задействование имеющихся внутренних возможностей позволит сократить импорт промышленной продукции на 400 млн. долл. Разработка январского соглашения о создании единого экономического пространства осуществлялась полгода.

Единое экономическое пространство создается в целях развития и реализации совместной программы по углублению экономической интеграции Казахстана и Узбекистана на 1994- 2000 гг. (проект подготовлен к октябрю 1993 г.). Предполагается обеспечить свободное перемещение товаров, услуг, капитала, рабочей силы и приступить к согласованию экономической политики. Признано необходимым отменить таможенные пошлины и последовательно снижать налоги и другие ограничения, упростить таможенные процедуры, поэтапно сближать тарифы на перевозки грузов и пассажиров, уже с 1 февраля отменен таможенный досмотр багажа и ручной клади граждан трех государств. Для обеспечения эффективного функционирования единого экономического пространства стороны договорились использовать существующие и создать новые координационные и исполнительные органы.

Решение о создании единого экономического пространства было ускорено провалом в августе 1993 г. переговоров о формировании новой рублевой зоны и объединении денежных систем России, Казахстана и Узбекистана после проведения обмена старых советских рублей на новые российские. Еще до этого (в мае) первой в регионе вышла из рублевой зоны Киргизия. Государствами СНГ в сентябре был заключен договор об образовании экономического союза, в связи с чем Казахстан и Узбекистан приостановили подготовку к введению собственных денег. Но из-за разногласий относительно условий предполагаемого объединения денежных систем (переоформления предоставляемой рублевой наличности в государственный долг, залога в Центральном банке России золотовалютных резервов на сумму, равную 40-50% выделяемых средств, согласования с ним размеров эмиссии по кредитованию дефицитов республиканских бюджетов и др.), они также пришли к выводу о целесообразности введения собственных денег. В ноябре Казахстан заменил во внутреннем обращении рубли на теньге, а Узбекистан ввел параллельно с рублем сум-купоны, что еще больше осложнило хозяйственные связи с Россией и другими странами Содружества. В это же время перешла к использованию собственных денег (манатов) Туркмения (об этом было объявлено тремя месяцами раньше), которая подобно Украине присоединилась к Экономическому союзу в качестве ассоциированного члена.

Нужно отметить, что созданию в регионе общего экономического пространства содействовал также более широкий приток в относящиеся к нему государства иностранного капитала (кредитов государственных и частных банков и компаний, международных банков). Их интерес к инвестициям, созданию совместных предприятий и

фирм вызывался как выгодностью разработки богатых минеральных ресурсов этих стран, дешевого импорта из них топлива и сырья в обмен на дорогие готовые экспортные товары, стремлением быстрее освоить недоступные прежде новые рынки в благоприятной обстановке ослабления на них традиционных позиций России, так и более стабильной политической обстановкой, гарантиями вложений со стороны правительств. Кроме того, как следует из вступления в 1992 г. государств региона в ОЭС (азиатскую десятку, включающую Турцию, Иран, Пакистан, Афганистан), закладывались предпосылки для возможной в будущем интеграции народного хозяйства азиатских республик СНГ в новый азиатский рынок. Развитие этой тенденции во многом зависит от сохранения и упрочения российского экономического присутствия в данном регионе. 

Основные результаты реформ

Более чем двухлетний период со времени самостоятельного реформирования национальных экономик дает достаточно широкий материал для оценки преимуществ и недостатков принятых в различных государствах СНГ моделей перехода к рынку.

При оценке успехов осуществляемых в странах реформ предлагаются две группы критериев: первая - их "рыночности" с точки зрения институциональных изменений, формирования многоукладной экономики и развития предпринимательской деятельности; и вторая - конечных результатов реформ, выражаемых преодолением кризисного состояния экономики и возобновлением ее роста.

По первой группе критериев реформы в той или иной степени продвинулись во всех государствах СНГ, различия здесь носят преимущественно характер количественный. Иначе обстоит с итогами реформ во второй группе критериев, которая является главной, - в большей части государств продолжалось ухудшение их экономического положения, и только в немногих из них, к тому же не являющихся лидерами в либерализации народного хозяйства, обозначились первые признаки выхода из кризиса.

По критерию продвинутости институциональных преобразований, реформированию отношений собственности впереди, несомненно, находится Россия, где предприятиями негосударственного сектора производится почти половина ее национального продукта. Как бы ни относиться к развитию частнопредпринимательского сектора, акционированию государственных предприятий, проведенной правительством "ваучеризации", передел собственности начался. И хотя его экономические и социальные последствия в полной мере еще не проявились, именно перераспределение собственности уже заложило в России основы рыночной экономики.

Основные экономические показатели

% к предшествующему году

ПОКАЗАТЕЛИ

КАЗАХСТАН

УЗБЕКИСТАН

ТУРКМЕНИЯ

КИРГИЗИЯ

1992 г.

1993 г.

1992 г.

1993 г.

1992 г.

1993 г.

1992 г.

1993 г.

Национальный доход

86

85

87

96

86

106

81

83

Денежные доходы населения (раз)

6,7

10,7

5.8

11,3

8

16,4

5,1

6,8

Потребительские цены (раз)

10,7

14,5

5,1

12

8,7

20

11,9

12,9

Среднемесячные темпы инфляции

26,3

29,7

13,7

26,1

22,6

46,8

26,9

24,1

Розничный товарооборот

67

75

55

110

64

85

41

81

Дефицит консолидированного бюджета*

1.5

-8

-12

-5

-0,2

-4

3

-16

Объем кредитных вложений*

88

68

104

80

45

46

55

30

Отношение экспорта к импорту

3,0

3,5

1,0

0,7

3,0

2,4

1,1

0,9

*К ВВП.

Но при значительном отставании от России по реформированию государственной собственности государства Центральноазиатского региона находятся в преимущественном к ней положении в отношении лучшего сохранения мелкого товарного производства и его традиций, особенно у сельского населения, доля которого здесь существенно выше, чем в России. Это обстоятельство серьезно облегчает переход к рынку всех государств региона.

Другое важное преимущество многих из рассматриваемых стран заключается в том, что в отличие от России развитие рыночных отношений происходит здесь в условиях менее глубокого экономического кризиса. Проведение институциональных преобразований, и в частности приватизации государственной собственности, в обстановке стабилизирующейся экономики при возобновлении роста производства, смягчая социальную дифференциацию общества, делает переход к рынку более приемлемым для населения.

По второй группе критериев рассмотрим показатели:

  • динамика национального дохода, характеризующая изменение уровня производства и масштабов предложения товаров;

  • данные о росте денежных доходов населения, потребительских цен, инфляции и товарооборота, которые отражают состояние потребительского рынка;

  • сбалансированность государственных бюджетов и размеров предоставленных народному хозяйству кредитов;

  • балансированность внешней торговли.

Как видно из таблицы, в регионе по результатам реформ можно выделить две группы государств: Узбекистан и Туркмения, где в 1993 г. происходила определенная стабилизация экономики; Казахстан и Киргизия, где имело место дальнейшее усиление экономических трудностей. Отдельно стоит Таджикистан, экономическое положение которого из-за неопределенных последствий охватившего его национального конфликта (фактически гражданской войны) является особенно сложным. В 1993 г. производство национального дохода в республике сократилось на 21% (в 1992 г. - на 39%), продукции промышленности на 20% (в 1992 г. - на 24%), розничный товарооборот на 27% (в 1992 г. - на 74%). В полное расстройство пришли финансовая, денежные системы.

В Узбекистане темпы снижения производственного национального дохода сократились в сравнении с 1992 г. в 3 раза (до 4% против 13%), причем со второй половины года обеспечено увеличение его объема. В Туркмении проведенный национальный доход увеличился на 6% (1992 г. - 14%). В Казахстане и Киргизской Республике темпы сокращения этого показателя в основном сохранились на уровне предшествующего года - уменьшились соответственно на один и возросли на два процентных пункта.

Во всех государствах региона состояние потребительского рынка определялось ускорившимся повышением денежных доходов населения и уровня цен при замедлении темпов снижения розничного товарооборота (в Узбекистане его объем увеличился на 10%).

Рост денежных доходов населения ускорился в Казахстане в 1,6 раза, в Узбекистане и Туркмении в 1,9-2 раза, в Киргизии - на треть. Повышение потребительских цен наиболее значительным (в 2,3 раза) было в Узбекистане и Туркмении. В Узбекистане оно в основном компенсировалось увеличением денежных доходов населения, тогда как в других странах быстрее росли цены. Увеличение денежных доходов населения по отношению к росту потребительских цен составляло в Казахстане 0,74 (в 1992 г. - 0,63), Туркмении 0,82 (в 1992 г. - 0,92), Киргизии 0,53 (в 1992 г. - 0,43). Населению компенсировалось, следовательно, относительно большая, чем в предшествующем году, часть повышения цен. Однако преодолеть снижение размеров покупок товаров большинству стран региона (кроме Узбекистана) не удалось. Объем розничного товарооборота сократился в Казахстане на 25%, Туркмении на 15% и Киргизии на 19%.

В то же время в большинстве государств региона отмечено усиление инфляции. Ее среднемесячные темпы во всех четырех странах превзошли российские, в том числе в Туркмении, где ее рост был особенно значительным, в 2,3 раза. В Узбекистане среднемесячная инфляция увеличилась по сравнению с 1992 г. в 1,9 раза. Более умеренным (в 1,13 раза) было ее увеличение в Казахстане; в Киргизии оно несколько замедлилось.

Рост инфляции в первую очередь обусловлен увеличением дефицитности государственных бюджетов. Дефицитными в 1993 г. стали бюджеты Казахстана и Киргизии; резко увеличилось превышение расходов над доходами в Туркмении. Однако Узбекистан сократил сумму дефицита бюджета к ВВП в сравнении с предшествующим годом в 2,5 раза (до 5%). Размер бюджетного дефицита к ВВП в этих странах, кроме Киргизии, оставался меньшим, чем в России. В то же время большинство из них проводило менее жесткую кредитную политику. Объем кредитных вложений относительно ВВП, несмотря на некоторое снижение к предшествующему 1992 г., как правило, соответствовал уровню Украины или превышал его (кроме Киргизии).

Во внешнеэкономических связях Казахстан и Туркмения обеспечили значительное превышение экспорта (в 3,5 и 2,4 раза) над импортом, причем в Казахстане актив торгового баланса даже возрос. В Узбекистане и Киргизии ввоз в 1993 г. превышал вывоз (в предшествующем году сальдо их торгового баланса было положительным). Нужно, однако, подчеркнуть, что эти соотношения сложились при снижении объемов товарооборота не только в физическом, но и стоимостном выражении. Это свидетельствует о непреодоленном ослаблении в ходе реформ экспортного потенциала стран из-за снижения объемов производства, незавершенности структурной перестройки их народного хозяйства и трудностей выхода на новые мировые рынки. 

Результаты реформы: Россия и государства ЦАР

В России в 1993 г. объем произведенного национального дохода сократился на 12% (в 1992 г. -на 15%). В ЦАР он упал ниже только в Казахстане и Киргизии.

Денежные доходы населения в России увеличились в 1993 г. в 11 раз (1992 г. - в 8,5 раза); Казахстан и Узбекистан по этому показателю находились на российском уровне; в Туркмении их рост происходил в 1,4 раза быстрее, в Киргизии - почти на 40% медленнее. В то же время во всех четырех государствах в прошлом году быстрее повышались потребительские цены (в России их рост замедлился до 9,8 раз против 15,7 раз в 1992 г.). Соответственно везде были выше и среднемесячные темпы инфляции: они, как отмечалось, повысились, тогда как в России составили 20,5, что на треть меньше, чем в 1992 г. Более высоким, чем в большинстве этих стран, был в России объем розничного товарооборота, возросший за год на 2% (более высоким прирост был только в Узбекистане).

Итоги реформ в области сбалансирования государственных бюджетов для России в 1993 г. менее благоприятны: его дефицит увеличился до 10% ВВП против 3% в 1992 г.; большим он был в Киргизии. Вместе с тем Россия решительнее проводила политику ограничения кредитов: сумма кредитных вложений по отношению к ВВП в 1993 г. снижена до 17% (1992 г. - 28%).

Отношение экспорта к импорту в России увеличилось до 1,6 раза (1992г. - 1,1), т.е. актив торгового баланса был относительно меньше, чем в Казахстане и Туркмении.

Таким образом, итоги 1993 г. в основных государствах региона, с точки зрения динамики важнейших показателей, выглядят в целом не хуже, чем в России, хотя их абсолютный уровень по-прежнему остается более низким. Данный вывод подтверждается и приводимыми ниже данными о динамике выпуска продукции в основных отраслях и розничного товарооборота.

Казахстан. Объем промышленного производства в 1993 г. сократился на 16%, что несколько больше, чем в предшествующем 1992 г. (14%). Структурная перестройка промышленности идет с большими трудностями. Не удалось, в частности, предотвратить снижение производства товаров народного потребления, продукции обрабатывающих отраслей. Значимость преобладавших в составе республиканской промышленности добывающих, сырьевых отраслей реально даже возросла, поскольку именно экспорт сырьевых товаров обеспечивал выход на мировые рынки и поступление столь необходимой валюты.

В сельском хозяйстве общий объем производства из-за меньшего на 27% сбора зерна сократился по сравнению с урожайным 1992 г. на 3%. Следует, однако, отметить некоторое увеличение производства мяса и особенно молока (на 5%).

Минувший год закончен со значительным (на 25%) снижением розничного товарооборота, которое было ненамного меньше его сокращения в 1992 г. (на 33%).

Узбекистан. В истекшем году приостановлено снижение промышленного производства, его объем в 1993 г. увеличен на 4% (в 1992 г. - снижение на 7%). Достигнуты определенные структурные сдвиги, существенно изменяющие облик экономики: устраняется прежняя сырьевая специализация, увеличилась доля перерабатываемого в республике хлопка-сырца, меди, фруктов, овощей и другой сельскохозяйственной продукции, самообеспеченность товарами массового спроса. Производство предметов потребления увеличено в прошлом году на 10%.

Укреплена топливно-энергетическая база народного хозяйства - в 1993 г. добыча природного газа доведена до 45 млрд. куб. м, нефти и газового конденсата - до 4 млн. т (прирост составил соответственно 5 и 21%), прекращен ввоз топочного мазута из России, поставки которого предусматривались соглашением о торгово-экономическом сотрудничестве. К 1995 г. добычу нефти предполагается удвоить, наладить в следующем году производство собственного бензина. Увеличиваются капитальные вложения в развитие инфраструктуры и транспортного строительства.

В сельском хозяйстве производство осталось примерно на уровне предшествующего 1992 г., когда было допущено снижение на 6%.

Обеспечено значительное (на 10%) увеличение розничного товарооборота (в 1992 г. - снижение на 45), это самый высокий прирост в СНГ.

В январе-сентябре государственный бюджет сводился без дефицита, при превышении доходов над расходами.

Туркмения. Это второе государство региона, экономическое положение которого в 1993 г. в сравнении с другими странами СНГ выглядело относительно благоприятным, а по некоторым важным показателям несколько улучшилось. Объем промышленного производства увеличился на 5% (в 1992 г. снизился на 15%). Но эти итоговые цифры не отражают различий в положении отдельных отраслей. Прирост производства получен преимущественно (более чем на две трети) благодаря его росту в нефтегазовой промышленности. В других отраслях стабилизация работы не достигнута, и уровень производства был ниже, чем в 1992 г.

Более высокие, чем в промышленности, показатели получены в сельском хозяйстве, валовая продукция которого возросла на 9% (это самый высокий прирост в СНГ). Сбор зерна увеличен на 22% (0,9 млн. т), хлопка - на 3%, производство мяса - на 11%, молока - на 8%.

Общий объем капитальных вложений увеличен за год на 15%. Это также самый высокий показатель в СНГ. Следует отметить, что республика является единственной в Содружестве, где масштабы капитального строительства росли высокими темпами все три последних года (1991г.-на 11%, 1992г. - на 20%).

Вместе с тем снижение товарооборота не преодолено, хотя его темпы в сравнении с 1992 г. замедлились (соответственно на 15% против 36%); продажа товаров постоянно сокращается.

Киргизия. Экономическое положение республики продолжало ухудшаться и является на сегодняшний день в сравнении с другими государствами региона одним из наиболее трудных. Объем промышленного производства в 1993 г. сократился практически в тех же размерах, что и в предшествующем 1992 г. (соответственно на 24 и 26%).

Ускорился спад производства в сельском хозяйстве, где снижение объема продукции составило 8% против 5% в 1992 г.

Относительно лучше выглядит динамика розничного товарооборота, где темпы спада замедлились в 3 раза (на 19% в 1993 г. против 69% в 1992 г.). Как видно из этих данных, жизненный уровень населения по-прежнему снижается быстрее, чем производство в промышленности и сельском хозяйстве. 

Куда идет стрелка экономического барометра

Как показывает анализ, переломным моментом для государств в 1993 г. был выход из рублевой зоны. Введение собственных денег усилило инфляционные процессы, спад производства и жизненного уровня населения, привело к резкому увеличению неплатежей и росту взаимной задолженности предприятий и организаций.

Казахстан. В последнем квартале допущено значительное снижение промышленного производства, уровень которого до этого оставался в основном стабильным. Ускорилось также повышение потребительских цен, которое за год было на треть больше, чем за девять месяцев; индекс увеличения денежных доходов населения со II квартала оставался в пределах 11 раз (к 1992 г.); вследствие этого выдерживавшееся в марте-сентябре примерное совпадение их динамики вновь сменилось отставанием роста получаемых населением доходов. Во втором полугодии, особенно с осени, отмечалось ускорившееся снижение розничного товарооборота; по годовым итогам оно было в 6,2 раза больше, чем в первом полугодии (4).

Узбекистан. Объем промышленного производства в III квартале превысил уровень 1992г., достигнутый прирост был сохранен и в конце года. Но в IV квартале уменьшились темпы роста розничного товарооборота, и в целом за год его увеличение было в 2,3 раза меньше, чем за девять месяцев (23%). В октябре-декабре почти в 2 раза больше, чем в I квартале, было повышение потребительских цен. Денежные доходы населения увеличились в меньших размерах и в конце года отстали от повышения цен (до сентября, наоборот, медленнее росли потребительски цены). В IV квартале ухудшилось финансовое положение, государственный бюджет стал дефицитным, тогда как до этого его доходы превышали расходы.

Туркмения. В IV квартале темпы роста промышленного производства, до этого увеличивавшиеся, резко снизились. Изменилась ситуация в торговле. В январе-июле объем розничного товарооборота оставался на уровне того же периода 1992 г., в III квартале значительно увеличился, а в целом за год сократился на 15%. Это в первую очередь обусловлено ускорением роста потребительских цен (их повышение за год было в 2,4 раза большим, чем в январе-июне) и увеличением опережения динамики цен по отношению к денежным доходам населения.

Киргизия. Наиболее глубокий спад промышленного производства отмечен в III квартале, когда снижение выпуска продукции было почти в 2 раза большим, чем в целом за год. Приостановить спад удалось лишь в IV квартале.

Несколько лучше выглядит показатель товарооборота, снижение которого на протяжении года замедлялось и в целом за год было почти в 2 раза меньше, чем в январе-июне. Но состояние потребительского рынка в республике в решающей степени определялось другим фактором - динамикой потребительских цен, повышение которых все сильнее опережало увеличение денежных доходов населения: за год это опережение составило 1,9 раза против 1,25 раза в I полугодии.

Таким образом, анализ экономического положения в центральноазиатских государствах СНГ дает основание сделать выводы о том, что в 1994 г. продолжится дифференциация по результативности осуществления антикризисных мероприятий, а политика реформ, при сохранении системы государственного регулирования, будет развиваться в направлении большей либерализации экономики, отработки рыночных инструментов регулирования 


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации