ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ

1994 № 12

Экономика

Обозреватель - Observer

В помощь предпринимателю

ГОСУДАРСТВО ИЗРАИЛЬ*

ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Площадь

в границах, определенных ООН в 1947 г., - 14,1 тыс.кв.км; вместе с захваченной в 1948-1949 гг. территорией - свыше 20,7 тыс. кв. км; кроме того, с июня 1967 г. Израиль оккупирует Западный берег р. Иордан, сектор Газа и Голанские высоты общей площадью 6.7 тыс. кв. км

Климат

субтропический средиземноморский с сухим жарким летом и мягкой дождливой зимой

Среднегодовая температура

на побережье Средиземного моря - 20 С, в горных районах - 15-16 С, в южной части страны - до 22 С

Население

5 млн.чел. (1992 г.); евреи - 82,2%, арабы - около 14%, армяне, друзы и др.

Официальные языки

иврит и арабский (для арабской части населения)

Языки делового общения

английский, иврит, русский, идиш

Государственная религия

иудаизм

Государственное устройство

республика

Административно-территориальное деление

6 округов (Северный, Хайфа, Центральный, Тель-Авив, Иерусалим, Южный), которые подразделяются на районы. В 1950 г., вопреки решению ООН о выделении Иерусалима в самостоятельную административную единицу, израильское правительство объявило его западную часть, а в 1980 г. - весь Иерусалим столицей Израиля. Официальная международно признанная столица - Тель-Авив

Поясное время

плюс один час от московского времени

Объем ВВП, млрд. долл. США

5,8 (1992 г.)

Темп прироста ВВП, %

6 (1992 г.)

ВВП на душу населения, долл. США

12241 (1992г.)

Темп инфляции, %

11 (1992г.)

Курс национальной валюты (новый шекель)

1 н.ш. - 2,8 долл. США (июль 1993 г.)

Длина автодорог

13 тыс. км. железных дорог - 573 км

Морские порты

4 (Хайфа, Ашкелон и Ашдод на Средиземном море и Эйлат на Красном море). Практически все крупные города имеют аэропорты и аэродромы, но международный аэропорт один, расположен в 20 км от Тель-Авива

Экспорт, млрд. долл. США

11,7 (1991 г.)

Основные статьи, экспорта в /990 г., млн. долл. США

драгоценны камни и металлы - 3,8; машины и оборудование - 2,7; химикаты - 1,4; текстильные товары - 0,8; приборы и инструменты - 0.8

Основные экспортные рынка, %

США - 28,8, Япония - 7,2, Великобритания - 7, ФРГ - 5,9, Бельгия - 5,7

Импорт, млрд. долл. США

18,6(1991 г.)

Основные статьи импорта в 1990 г., млн. долл. США

Машины и оборудование - 4,1, драгоценные камни и метал-лы - 3,3, нефть и нефтепродукты - 1,4, химикаты - 1,2, черные металлы и изделия из них - 0.6

Основные источники импорта, %

США - 17,8, Бельгия - 13,1, ФРГ - 11,7, Швейцария - 9,2, Великобритания - 8,6

Золотовалютные резервы, млрд. долл. США

4,8 (январь 1993 г.)

Внешний долг млрд. долл. СЩА

25 (1990 г.)

Иностранные инвестиции, млн. долл. США

1987 г. - 212, 1988 г. - 190, 1989 г. - 77

Основные инвесторы

американские компании

Иностранный туризм

число туристов - 1464 тыс. чел., доходы от туризма - 1,6 млрд. долл. США (1990 г.)

Материалы продолжают серию публикаций "В помощь предпринимателю". См. "Обозреватель" 1993г. 1994 г.: № 2 - Нигерия, N" 3-4 - Индия, № 9 - Пакистан, № 10 - Турция.

ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. Основы внешнеторгового регулирования

1.2. Таможенный тариф

1.3. Налог с продаж

1.4. Штрафные санкции за неуплату пошлин

1.5. Торговые образцы и рекламные материалы

1.6. Складирование импортных и транзитных грузов

1.7. Внешнеторговая документация

1.8. Лицензирование

1.9. Импортный депозит

1.10. Маркировка, этикетаж, упаковка

1.11. Стимулирование экспорта

1.12. Импорт лицензий

1.13. Меры по защите промышленной и интеллектуальной собственности

1.14. Агентирование. Реклама. Конъюнктурная работа

1.15. Специфика экономических связей с различными группами стран

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

2.1. Институциональная структура валютного регулирования

2.2. Нерезидентские и резидентские счета

2.3. Валютные аспекты различных внешнеэкономических операций (торговля, услуги, перевод капиталов)

2.4. Операции с золотом

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

3.1. Основные налоги

3.2. Подоходный налог с физических лиц

3.3. Подоходный налог с юридических лиц

3.4. Налог на добавленную стоимость

3.5. Прочие прямые налоги

3.6. Косвенные налоги

3.7. Налогообложение внешнеторговых операций

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4.1. Инвестиционная политика государства

4.2. Льготы и привилегии для иностранных капиталовложений

4.3. Регулирование израильских инвестиций за рубежом

4.4. Формы организации предприятий

4.5. Система торгов

4.6. Финансово-банковская инфраструктура

1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Внешнеторговое регулирование - главное средство претворения в жизнь экспортно-импортной политики правительства. Принципиальными чертами этой политики является стремление к расширению экспорта, поощрению импорта товаров производственного назначения и первой необходимости при ограничении ввоза второстепенных товаров и предметов роскоши.

1.1. ОСНОВЫ ВНЕШНЕТОРГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Внешняя торговля имеет для Израиля чрезвычайно большое значение, о чем свидетельствует отношение его экспорта и импорта к ВВП: по экспорту эти показатели в 80-е годы составляли от 22 до 38% и по импорту - от 37 до 47%. В 1990 г. оборот внешней торговли достиг 27,4 млрд. долл., в том числе экспорт - 12,1 млрд. и импорт - 15,3 млрд. долл. Характерным для Израиля является хроническое отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, что во многом предопределяет направленность его внешнеторговой, валютной и отчасти инвестиционной политики и практики.

1.2. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ

Основой таможенного тарифа Израиля с 1 января 1988 г. является Гармонизированная система описания товаров и кодирования. В нем превалируют адвалорные ставки, хотя имеются также специфические и комбинированные ставки. Размеры адвалорных ставок составляют от 3 до 150%. Наиболее высокие ставки импортных пошлин существуют для продовольственных товаров (за исключением товаров первой необходимости), предметов роскоши и готовых промышленных изделий, аналогичных производимым в Израиле. Большая часть основных продовольственных товаров, сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для сельского хозяйства и промышленности ввозится беспошлинно.

Сумма пошлины рассчитывается на базе цены СИФ при поставках воздушным транспортом и цены СИФ плюс 2,5% ее при морских поставках. При этом под ценой СИФ понимается цена товара в стране происхождения на день очистки с добавлением всех расходов, возникших в связи с его доставкой в пункт назначения в Израиле. Если между ценой СИФ, указанной в счете-фактуре, и текущей ценой СИФ на рынке аналогичного товара в момент импорта обнаружится чрезмерная разница, то за базу расчета берется цена рынка.

Специфические пошлины рассчитываются на основе веса-нетто, если в таможенном тарифе не оговорены иные условия.

Пошлины уплачиваются в израильской валюте.

Помимо таможенных импортных пошлин со всех ввозимых товаров взимаются дополнительный сбор в размере 2%, налог на добавленную стоимость, составляющий 15% цены товара после выгрузки плюс импортная пошлина, налог на покупки; могут взиматься также портовый сбор в размере 2% стоимости СИФ и стивидорский сбор, определяемый в зависимости от размеров места.

1.3. НАЛОГ С ПРОДАЖ

Этим налогом облагаются преимущественно предметы роскоши и потребительские товары, его ставка равняется 25%. Базой для расчета суммы налога является оптовая цена. Методика расчета оптовой продажной цены различна для импортных и отечественных товаров, но ставка налога одинакова в обоих случаях. Для импортных товаров оценка оптовой цены производится израильскими таможенными органами. Она рассчитывается путем так называемого ТАМА*, в котором учитываются расходы и доходы импортера и оптовика, на базе цен СИФ с добавлением таможенной пошлины. Полученная таким образом импортная оптовая цена используется затем в качестве базы для расчета налога с продаж. Ниже приводится пример расчета ТАМА и налога на покупки, уплачиваемых импортером (в долл.).

В целях оказания содействия развитию экспорта введена система скидок с таможенных пошлин, портовых и иных сборов, уплачиваемых при импорте, для товаров, потребляемых в процессе производства экспортной продукции и непосредственно ввозимых экспортером.

1.4. ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ ЗА НЕУПЛАТУ ПОШЛИН

За сообщение в документах неправильных данных, за отказ от представления требуемых документов, за уклонение от уплаты пошлин предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок в два года и/или штраф; за ввоз товаров, запрещенных к импорту, наказание составляет шесть месяцев лишения свободы и/или штраф. За товары, поступившие в Израиль без правильно оформленных таможенных счетов с указанием страны происхождения, вносится импортный депозит в размере 10% их стоимости, который возвращается только после представления правильных счетов.

В целях защиты национальных продуцентов от недобросовестной конкуренции иностранных поставщиков в январе 1977 г. в стране был принят антидемпинговый закон.

1.5. ТОРГОВЫЕ ОБРАЗЦЫ И РЕКЛАМНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Израильское регулирование ввоза торговых образцов и рекламных материалов основывается на международных стандартах и конвенциях. Торговые образцы малой ценности, не предназначенные для продажи покупателям, в количествах, необходимых для удовлетворения поступивших заказов, освобождены от обложения таможенными пошлинами и для их ввоза не требуется получения лицензий.

Торговые образцы, ввозимые по удостоверениям Международной конвенции по упрощению импорта торговых образцов и рекламных материалов, могут ввозиться или высылаться в Израиль без импортной лицензии, импортной таможенной декларации или залогового депозита. Правами, предоставляемыми указанной конвенцией, могут также воспользоваться инженеры, врачи, техники и другие лица, желающие ввезти с собой инструменты или .иное оборудование, необходимое для личных целей.

1.6. СКЛАДИРОВАНИЕ ИМПОРТНЫХ И ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОВ

Поступившие в Израиль товары помещаются в государственные таможенные склады или иные места хранения, одобренные таможенным инспектором. Начисление платы за хранение начинается через 10 дней (через 15 дней для транзитных или перевалочных грузов) для товаров весом свыше 10 т и через 30 дней для товаров весом менее 10 т. Многие государственные таможенные склады располагают возможностями для хранения скоропортящихся и химических товаров. Имеются также зерновые элеваторы и уполномоченные частные таможенные склады.

Транзитные товары принимаются на хранение при условии, если таможенной инспекции в пункте их поступления представлена предварительная декларация установленной формы. Они должны быть реэкспортированы в течение 90 дней с даты поступления.

Почти все импортированные в Израиль товары распределяются на израильском рынке через Тель-Авив, Хайфу и Иерусалим. Вместе с тем отмечается систематический рост числа фирм, имеющих филиалы, демонстрационные залы или сервисные центры в других населенных пунктах страны.

Свободные торговые зоны созданы в портах Хайфа (на Средиземном море) и Эйлат (в Акабском заливе Красного моря).

1.7. ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

Документами, необходимыми при отгрузке в Израиль, являются счет и коносамент (для морской перевозки) или авиационная накладная (для воздушной перевозки). Если товар подпадает под действие соглашений о беспошлинном ввозе, заключенных Израилем с ЕС и США, то требуется специальный сертификат о происхождении, заверенный местной торговой палатой или аналогичной организацией. Могут также потребоваться документы, относящиеся к отгрузке товара, его стоимости или расходам, связанным с транзитом, например, страховой полис.

Упаковочные листы необходимы только в том случае, если товар размещен более, чем в двух местах или если в счете подробно не указано содержимое каждого места. При поставке товаров на поддонах или в контейнерах на каждый из них представляется отдельный упаковочный лист.

Кроме того, при поставках в Израиль живых животных, пчел, растений, ликеров и виски, мороженого мяса, кожевенного сырья, частей животных требуются специальные сертификаты (карантинный и т.п.) соответствующих органов страны происхождения. Для продовольственных товаров может понадобиться кошерный сертификат, выданный ортодоксальным раввином и представляемый в раввинат в Иерусалиме или другое учреждение, если это предусмотрено правилами импорта в Израиль.

В связи с напряженными отношениями, существующими между Израилем и арабскими государствами, израильским внешнеторговым регулированием предусмотрено, что при отгрузке товаров в Израиль коносамент должен содержать следующий пункт: "Настоящее судно не должно посещать или заходить в территориальные воды Йемена, Иордании, Саудовской Аравии, Ирака, Ливана, Сирии, Судана, Ливии или иной арабский порт (исключая Египет) до разгрузки в Израиле, если только судно не терпит бедствия или не совершает вынужденный маневр". Перегрузка товара с одного судна на другое разрешена.

1.8. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

Ввоз большинства товаров в Израиль свободен от лицензирования и административных и количественных ограничений. Однако некоторые товары, обычно в целях защиты национальных производств, общественного здоровья, окружающей среды, дефицитных ресурсов и соблюдения кашрута (религиозные каноны питания), занесены в "Ограничительный список", и поэтому для их ввоза требуется получение предварительного разрешения. В этот список включено большинство видов сельскохозяйственных продуктов, напитков, некоторые продовольственные и фармацевтические товары, текстильные изделия и изделия из металлов, взрывчатые и огнеопасные вещества, отдельные виды машин и оборудования, в частности, легковые автомобили.

Полностью запрещено к ввозу незначительное число товаров. Закупки за рубежом ряда товаров, например, нефти, могут осуществляться только государственными компаниями, которые после поступления товаров в страну распределяют их между частными фирмами.

Обращаться за получением лицензий на импорт товаров могут только импортеры, постоянно проживающие в Израиле, или компании, включая некоммерческие, зарегистрированные в стране. Интересно отметить при этом, что в Израиле отсутствует обязательная регистрация импортеров. При выдаче лицензий возможно предъявление дополнительных требований при ввозе некоторых товаров, например, драгоценных металлов, тканей, белья, обуви, фармацевтических изделий и автомобилей.

Какие-либо ограничения на ввоз товаров, связанные со страной их происхождения, в Израиле отсутствуют. Однако исключения могут быть сделаны при поставках в рамках программ распределения товарных излишков, соглашений о целевых связанных кредитах и двусторонних соглашений. Кроме того, запрещен импорт из ЮАР изделий из черных металлов (хотя допускается их ввоз по контрактам, заключенным до 17 сентября 1987 г.).

1.9. ИМПОРТНЫЙ ДЕПОЗИТ

Для более 300 потребительских товаров с 1 июня 1983 г. существует импортный депозит в размере 12% стоимости для таможенной очистки плюс сумма всех импортных сборов (таможенная пошлина, налог на покупки, обязательные платежи), не исключая налог на добавленную стоимость. Кроме того, при ввозе предметов роскоши, которые прежде были запрещены к импорту, нос 4 февраля 1985 г. допускаются в Израиль, установлен депозит в размере 24% их стоимости. Депозиты удерживаются в течение одного года, проценты на них не начисляются, и они не связаны с индексом стоимости жизни.

1.10. МАРКИРОВКА, ЭТИКЕТАЖ, УПАКОВКА

В Израиле существуют специальные правила маркировки, этикетажа и упаковки. Ими предписано, что все товары, поставляемые в эту страну, должны иметь ярлыки и этикетки на иврите с указанием страны происхождения, названия и адреса продуцента, названия и адреса израильского импортера, содержимого, веса и объема в метрических единицах. Дополнительно можно наносить надписи на английском языке, но размеры их шрифта не должны превышать размеры шрифта надписей на иврите. Продовольственные товары, предназначенные для сбыта в Израиле, должны быть упакованы в специальные метрические упаковки, соответствующие израильскому стандарту единых мер веса и объема.

Особые требования предъявляются к этикеткам некоторых потребительских и продовольственных товаров, изделий из бумаги, сумок, удобрений, инсектицидов, химикатов, фармацевтических изделий, семян, спиртных напитков.

В отношении упаковочных материалов для фруктов, растений и мяса действуют специальные правила. Контейнеры с опасными веществами, такими как яды, инсектициды, медикаменты, огнеопасные вещества, боеприпасы, взрывчатые вещества, рептилии, насекомые, бактерии и радиоактивные материалы, должны иметь четкие обозначения снаружи и внутри.

Если при осмотре будет обнаружено, что маркировка не соответствует товару, то такой товар арестовывается или даже конфискуется.

В соответствии с израильскими правилами не допускается нанесение маркировки (типа надписей "запатентовано", "зарегистрировано", "торговый знак зарегистрирован"), которые позволяют предположить, что патент, проект или торговый знак зарегистрированы в Израиле, если этого не было на самом деле.

На импортируемые товары иностранного производства, на которых имеются надписи с названиями или торговыми знаками израильских продуцентов, посредников или торговцев, должно быть также нанесено название страны, в которой данные товары были произведены или обработаны.

Хотя не существует специальных требований, регламентирующих внешнюю маркировку упаковочных мест, обычно применяются буквенные и цифровые обозначения для облегчения идентификации груза по прибытии на место назначения, что гарантирует ускорение прохождения процедуры таможенной очистки.

При отгрузке товаров в Израиль рекомендуется использование прочной и долговечной упаковки, с тем чтобы предотвратить возможное повреждение товара при небрежной выгрузке с судна, а в целях недопущения хищения грузов необходимо пользоваться соответствующей "безопасной" упаковкой.

1.11. СТИМУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА

Одной из основных целей внешнеэкономической политики Израиля является всемерное поощрение развития экспорта, что диктуется необходимостью изыскания внешних рынков

сбыта продукции национального хозяйства, в особенности промышленных изделий, поскольку емкость внутреннего рынка страны крайне ограничена. Это в свою очередь предопределяет установление очень льготного экспортного режима, при котором вывоз подавляющего большинства товаров освобожден от обложения таможенными пошлинами и сборами и не лицензируется. Лицензирование существует лишь для отдельных товаров в карантинных целях. Вместе с тем запрещен вывоз нефти и военного снаряжения.

Для повышения конкурентоспособности израильских товаров на мировом рынке экспортерам предоставляются широкие налоговые, кредитные, валютные и иные льготы. В частности, им выплачиваются субсидии в размере 6% на каждый доллар добавленной стоимости вывезенных товаров, причем до сентября 1990 г. субсидии составляли 8%. Необходимо также отметить значительное положительное воздействие, оказываемое на укрепление конкурентоспособности довольно частой девальвацией израильской валюты.

1.12. ИМПОРТ ЛИЦЕНЗИЙ

Правила торговли лицензиями в Израиле сравнительно либеральные. При покупке иностранных лицензий израильские представители обычно предпочитают заключать соглашения на их использование в течение пяти лет, затем этот срок автоматически продлевается еще на такой же период. Они также отдают предпочтение соглашениям, обусловливающим совместную деятельность продавца и покупателя лицензии по ее использованию.

Перевод вознаграждения и доходов от использования лицензий не ограничивается. Обычно размеры доходов равны 4-5% оборота, хотя в отношении предметов роскоши, авторского вознаграждения и специальных видов машин и оборудования применяются более высокие ставки.

Вознаграждения и доходы от продажи лицензий облагаются налогом на дивиденды в размере 25%. При этом эти вознаграждения и доходы вычитаются покупателем лицензии при подсчете суммы подоходного налога, которую он обязан уплатить.

1.13. МЕРЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Действующие в Израиле законодательные акты по защите промышленной и интеллектуальной собственности обеспечивают сравнительно надежную их защиту. Израиль присоединился также к ряду международных соглашений в этой области, в частности, является членом Международной конвенции по защите промышленной собственности (охватывает патенты, торговые знаки, коммерческие названия, промышленные проекты) и членом Всемирной и Бернской конвенций по охране авторских прав. В соответствии с первой конвенцией инвесторы и торговцы из других стран, присоединившихся к ней, пользуются на территории Израиля теми же правами по защите промышленной собственности, что и израильские граждане.

Наиболее важным законом в области патентной защиты в Израиле является Закон о патентах, вступивший в силу 1 апреля 1968 г. Патенты выдаются на период в 20 лет, считая с даты вступления в силу регистрации заявки. При этом патентоспособность изобретения обусловливается его новизной, т.е. описание изобретения не должно быть опубликовано или само изобретение не должно быть использовано ранее ни в одной стране мира. Заявки на выдачу патента подвергаются экспертизе и, если они отвечают предъявляемым требованиям, информация публикуется для получения вероятных протестов в течение трех месяцев.

Если владелец патента не предпринимает меры, направленные на его использование в национальной экономике, то патент может быть подвергнут принудительному лицензированию. Однако такое лицензирование не может быть применено до истечения трех лет с даты выдачи патента или четырех лет после вступления в силу регистрации заявки в зависимости от того, какой срок больше.

Торговые знаки защищаются в Израиле в соответствии с Указом о торговых знаках. Для регистрации торговых знаков используется международная система классификации, состоящая из 34 товарных позиций и 8 видов услуг. Срок действия регистрации торгового знака установлен в несколько лет с даты вступления в силу регистрации заявки и может продлеваться на последующий период в течение 14 лет. Заявки на регистрацию изучаются и, если признаются удовлетворяющими требованиям, публикуются для получения претензий в течение трех месяцев. Лицо, первым использовавшее товарный знак, если оно пожелает получить исключительные права на пользование этим знаком, может подать заявку и получить соответствующую регистрацию и право исключительного владения знаком. Право собственности на знак подтверждается приоритетом в его использовании или в подаче заявки на регистрацию в зависимости от того, какое действие было произведено раньше.

По истечении пяти лет право на зарегистрированный торговый знак становится неоспоримым на основании предыдущего пользования собственностью на него. Однако неиспользование в течение двух лет подряд зарегистрированного торгового знака может повлечь за собой аннуляцию прав на него.

Защита авторских прав в Израиле осуществляется на основе Закона Великобритании об авторских правах от 1911 г., который в 1924 г. был введен в действие в Палестине, остался в силе в Израиле и был изменен лишь в 1971 г. Срок защиты авторских прав на литературные, драматические и музыкальные произведения охватывает весь период жизни автора плюс 70 лет после его кончины. Условия защиты авторских прав распространяются на написание и распространение произведений, их перевод на другие языки, публикацию произведений или их переводов, публичное исполнение, выдачу доверенностей другим лицам на совершение перечисленных действий.

Новые и оригинальные промышленные проекты могут быть зарегистрированы для их защиты в течение пяти лет с даты вступления в силу регистрации заявки. Этот срок может продлеваться дважды на пятилетние периоды.

1.14. АГЕНТИРОВАНИЕ. РЕКЛАМА. КОНЪЮНКТУРНАЯ РАБОТА

В отношении торговой практики, используемой в Израиле иностранными поставщиками, можно отметить, что многие из них считают целесообразным иметь там своего местного представителя.

В некоторых случаях, в частности, при торговле тяжелым промышленным оборудованием, этот представитель выступает в качестве агента-комиссионера, осуществляя определенные мероприятия по содействию запродаж и вступая в контакт с потенциальными покупателями, но не импортируя товары за свой счет. В остальных случаях, в особенности в торговле легким промышленным оборудованием и потребительскими товарами, подыскивается оптовый торговец. Такой оптовик обычно импортирует товары за свой счет, создает их запасы, достаточные для удовлетворения немедленного спроса или демонстрации товаров, имеет свою сбытовую организацию, поставляет запасные части и осуществляет техническое обслуживание. Попутно следует особо подчеркнуть, что в любом случае надежность послепродажного технического обслуживания является весьма важным фактором в расширении сбыта машинно-технических товаров в Израиле.

Необходимо иметь в виду, что большинство израильских импортеров желает получить от своих зарубежных поставщиков права монопольного агента, а также создать собственную распределительно-сбытовую сеть.

Заметную роль в продвижении товаров и услуг на израильский рынок может сыграть рекламная работа. В стране действует свыше 170 рекламных агентств, из которых более 60 - это средние и крупные фирмы. Рекламная работа может, как и в других государствах, проводиться с помощью прессы (издается 22 газеты на 10 языках), радио и телевидения, кинотеатров (их около 150) и иными способами.

Хорошо развитая полиграфическая промышленность Израиля изготавливает разнообразные многоцветные рекламные материалы. В последнее время наблюдается все большее использование придорожных рекламных щитов и световой рекламы. В большинстве случаев такие рекламные материалы создаются на иврите и английском языке.

Конъюнктурно-экономические исследования проводятся в Израиле несколькими компетентными частными фирмами и крупными рекламными агентствами. Министерство промышленности и торговли имеет в Тель-Авиве свой Конъюнктурный институт, который выполняет исследовательские работы по заказам компаний. Определенная конъюнктурная работа ведется также Федерацией израильских торговых палат и торговыми палатами в Тель-Авиве, Иерусалиме и Хайфе.

1. 15. СПЕЦИФИКА ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ СТРАН

Внешняя торговля Израиля в силу целого комплекса причин, не последнюю роль среди которых играют политические мотивы, ориентирована на рынки государств Европы, главным образом Западной и Северной Америки, в первую очередь США. Так, в 1990 г. 3/4 ее оборота приходилось на страны указанных регионов, в том числе на страны-члены Европейского сообщества - 43,1 % и на Соединенные Штаты - 22,6%. Естественно, что израильское правительство принимает меры для того, чтобы добиться от промышленно развитых капиталистических стран, как наиболее емких рынков сбыта, предоставления израильским экспортным товарам определенных льгот. Одним из результатов этого стало согласие США распространить на Израиль действие Общей системы преференций, что обеспечивает беспошлинный доступ на американский рынок для 2700 видов промышленных изделий. В качестве ответной меры Израиль с 1 января 1976 г. снизил свои импортные пошлины на 130 американских товаров.

Страны-члены Европейского сообщества, а также Швейцария, Финляндия, Норвегия, Австрия, Швеция, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия предоставили израильским экспортерам права, аналогичные льготам Общей системы преференций.

Однако гораздо большее значение имеет заключение Израилем со странами-членами ЕЭС и с Соединенными Штатами двусторонних соглашений о свободной торговле, предусматривающих установление льготного режима для израильских экспортных товаров. Поскольку действие соглашений с ЕЭС и США ставит их торговлю с Израилем в значительно более выгодные условия по сравнению с товарообменом с остальными государствами, представляется целесообразным несколько более детально остановиться на указанных документах.

Соглашение с ЕЭС было заключено в 1976 г. в форме финансового и экономического протокола. В соответствии с ним "Общий рынок" согласился снизить свои импортные тарифы на 85% товаров израильского экспорта, причем таможенные пошлины на поставляемые Израилем промышленные товары были полностью отменены уже с 1 июля 1977 г. Что касается сельскохозяйственных товаров, то их ввоз подлежит контингентированию, которое было даже усилено после вступления в сообщество Греции в 1981 г. ив особенности Испании и Португалии в 1986 г. Эти три страны, не желая допускать на рынки ЕЭС израильскую сельскохозяйственную продукцию, в первую очередь цитрусовые и оливки, конкурирующую с их товарами, настаивают на ужесточении ограничений ее ввоза из Израиля.

Соглашение о свободной зоне в торговле между Израилем и США вступило в силу 1 сентября 1985 г. и предусматривает постепенное снижение таможенных и нетаможенных барьеров на пути израильского экспорта промышленных товаров в Соединенные Штаты вплоть до полной их ликвидации к 1 января 1995 г. Ввоз многих товаров был либерализован сразу же в 1985г.

Естественно, что в обмен на эти льготы Израиль также должен идти на предоставление торговых преференций странам-членам ЕЭС и США. На основании двусторонних торговых соглашений, заключенных с ними, он к 1 января 1987 г. снизил свои импортные пошлины на товары, ввозимые из указанных стран, в среднем на 60%. С 1 января 1989 г. отменены пошлины на широкий круг товаров, импортируемых из стран ЕЭС, а также аннулированы или вновь снижены пошлины на значительное число товаров, ввозимых из Соединенных Штатов. Новые правила таможенного обложения затронули в общей сложности 70% израильского импорта из указанных стран, который раньше облагался пошлинами на уровне 6%.

Рассматривая географические аспекты внешнеэкономической политики и практики Израиля, необходимо остановиться на такой специфической их особенности, как экономический бойкот со стороны арабских государств, находящихся с Израилем в состоянии конфронтации.

Официально бойкот был оформлен специальным решением Лиги арабских стран (ЛАС). Для руководства деятельностью по бойкоту ЛАС создала "Специальное бюро бойкота Израиля" со штаб-квартирой в Дамаске (Сирия), которое в 1972 г. издало документ под названием "Общие принципы бойкота Израиля", являющийся основополагающим для всех стран - членов лиги. Наряду с этим в каждой из них имеются собственные бюро бойкота, которые также издают свои инструкции по данному вопросу.

В рамках бойкота указанные государства не только сами отказались от каких-либо деловых отношений с Израилем, прежде всего от торговли (исключение составляет Египет, который после подписания Кэмп-Дэвидского соглашения установил с Израилем дипломатические и торговые отношения), но и объявили о применении санкций против юридических лиц любого другого государства, которые инвестируют капитал или имеют деловые связи с Израилем. За нарушение правил бойкота, которые зачастую носят нечеткий и противоречивый характер, такие компании заносятся в "черный список", что означает автоматическое лишение их права доступа на рынки арабских государств. Более того, прав ила бойкота распространяются и на компании, которые имеют деловые отношения с фирмами, установившими связи с Израилем, и даже на компании, в совете директоров или на руководящих должностях которых находятся лица еврейской национальности.

Специальные разделы упомянутого выше документа посвящены отношению к судовладельческим, нефтяным, страховым, авиационным компаниям и банкам, сотрудничающим с израильскими государственными или частными фирмами. Кроме того, существуют специальные положения, которые призваны полностью воспрепятствовать поступлению ближневосточной нефти в Израиль.

Какие-либо систематизированные или сводные сведения о практическом применении мер по бойкоту Израиля в отношении компаний иностранных государств отсутствуют. Однако, несомненно, что как Специальное бюро, так и соответствующие органы отдельных стран - членов ЛАС время от времени практикуют применение предусмотренных санкций. Так, по сообщению агентства "Галфньюз", в 1981 г. в "черные списки" было внесено 650 иностранных фирм, в том числе 126 американских, 47 западногерманских и 39 английских, и 60 судов, а исключено из них 22 фирмы и 14 судов.

Отсутствует и четкая ясность в отношении конкретных мотивов, по которым та или иная компания или судно заносится в "черный список", либо не подвергается этому наказанию, хотя совершенно открыто и в сравнительно крупных масштабах ведет деловые операции с Израилем.

Анализ имеющихся данных показывает, что скорее всего арабские государства, для которых торгово-экономические связи с западными и другими странами имеют жизненно важное значение, не решаются (или не считают нужным) в полной мере использовать бойкот как средство экономического давления на Израиль, предпочитая держать его в резерве в качестве некоей меры устрашения и потенциальной угрозы в отношении фирм и компаний этих государств и даже их правительств.

Тем не менее официальное, пусть даже во многом чисто формальное, существование правил бойкота означает, что при определенных поворотах в отношениях арабских стран с другими государствами, или даже с какой-то отдельной организацией или компанией положения о бойкоте могут быть применены против них. Естественно также, что такая ситуация не может в той или иной степени не влиять на внешнеэкономическую политику самого Израиля. В частности, она обусловливает активизацию его попыток "прорвать" блокаду в целях расширения географии экспорта.

В этой связи обращают на себя внимание мероприятия Израиля, направленные на усиление проникновения на Африканский континент как в рамках торговли на коммерческих условиях, так и в форме технико-экономического сотрудничества и инвестиций в отдельные страны Африки.

Расширению внешнеэкономических связей призвано также служить концептуальное решение Кабинета министров Израиля, принятое в марте 1991 г., об отмене нетарифных ограничений, включая лицензирование, применительно к импорту из стран, с которыми Израиль не имеет торговых соглашений (в основном имеются в виду государства и территории Дальнего Востока). Вместо этого предполагается использовать протекционистские таможенные пошлины, ставки которых, однако, будут постепенно понижаться в течение пяти лет (для текстиля срок продлен до семи лет), после чего они не будут превышать 12%.

2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

2.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Денежная единица Израиля - новый шекель.

Официально введен с 1 января 1986 г. До этого денежной единицей был шекель(1 н.м.=1000 шекелей), заменивший в 1980 г. израильский фунт. Обменный курс нового шекеля с 1 августа 1986г. привязан к "корзине валют", состоящей из валют пяти капиталистических держав, являющихся ведущими внешнеторговыми партнерами Израиля, - доллара США (60%), марки ФРГ (20%), фунта стерлингов (10%), французского франка (5%) и японской иены (5%). До этого времени курс израильской валюты определялся на основании соотношения с долларом США.

До 3 января 1989 г. пределы колебаний курса при валютных операциях официально не устанавливались; с указанной даты Банк Израиля, являющийся центральным банком страны, определяет действующие ежедневные курсы в пределах отклонения в ту или иную сторону от базисного курса, зафиксированного по отношению к "корзине валют". Сначала эти пределы колебаний равнялись 3%, а с сентября 1990 г. были расширены до 10%.

Валютное регулирование страны является прерогативой контролера валютных операций. Практической организацией регулирования ведает Банк Израиля совместно с другими заинтересованными государственными учреждениями, а осуществляется оно на практике через коммерческие банки, уполномоченные на ведение валютных операций.

Хронический дефицит платежного баланса по текущим операциям, постоянная нехватка иностранной валюты, огромный внешний долг (25 млрд. долл. по состоянию на конец 1990 г.) и другие экономические трудности вынуждают правительство Израиля осуществлять сравнительно строгий контроль за расходованием иностранной валюты, движением капиталов, коммерческими кредитами и т.д. Тем не менее в целях привлечения иностранных инвестиций оно установило льготный режим в отношении валютных операций, связанных с ними.

Вместе с тем нельзя не отметить, что в последние годы в валютном регулировании Израиля наблюдается тенденция постепенной его либерализации. В частности, в конце 80-х - начале 90-х годов были отменены некоторые ограничения, касающиеся предпринимательской деятельности, например, лимит на получение израильскими коммерческими банками кредитов в иностранной валюте, составлявший 500 млн. долл. в год; минимальный срок, на который получаются иностранные кредиты, был уменьшен с 12 до 6 месяцев, особождены от обложения подоходным налогом проценты, уплачиваемые по кредитам иностранных финансовых институтов, экспортеры получили право вносить на свои банковские счета всю иностранную валюту, вырученную от экспорта товаров, и т.п.

Право осуществлять операции с иностранной валютой в Израиле имеют лишь банки, специально уполномоченные Банком Израиля на проведение таких операций. При любой операции по покупке иностранной валюты взимается сбор в размере 1% суммы сделки, включая и сделки, касающиеся депозитов резидентов.

Валютным регулированием разрешено проведение срочных валютных сделок. Уполномоченные на проведение валютных операций посредники имеют право объявлять опционы на покупку или продажу иностранной валюты при условии, что операция обеспечивается страхованием против риска изменения обменного курса и осуществляется через уполномоченных посредников.

В законодательном порядке установлено, что платежи и поступления должны производиться в той валюте и теми способами, которые предписываются органами валютного контроля.

2.2. НЕРЕЗИДЕНТСКИЕ И РЕЗИДЕНТСКИЕ СЧЕТА

Применительно к резидентам и нерезидентам действуют различные правила валютного регулирования. В отношении средств нерезидентов установлено, что они должны храниться либо на счетах в иностранной валюте, либо в израильской национальной валюте. Открытие нерезидентами счетов в иностранной валюте не требует предварительного разрешения органов валютного контроля. Их владельцы могут свободно осуществлять со своих счетов переводы в иностранной валюте, могут они также конвертировать находящиеся на них средства в израильскую валюту по рыночному обменному курсу.

Отсутствуют и какие-либо ограничения на открытие нерезидентами счетов в израильской валюте. Денежные средства с этих счетов можно расходовать внутри Израиля для осуществления разрешенных операций, включая переводы между нерезидентами.

Поступления от продажи недвижимого имущества и других инвестиций нерезидентов могут переводиться за границу полностью при условии, что первоначальные капиталовложения были произведены через уполномоченных посредников в иностранной валюте или в облигациях Займа развития Государства Израиль.

Резиденты имеют право хранить иностранную валюту в уполномоченных банках в Израиле либо на вкладах на нерезидентских депозитных счетах, которые могут, в зависимости от условий, иметь только экспортеры или лица, недавно иммигрировавшие в Израиль, либо на резидентских депозитах в иностранной валюте (счет ПАТАМ) - счетах возмещения убытков, которыми могут владеть лишь лица, получающие платежи в иностранной валюте в возмещение причиненного им ущерба и по некоторым видам пенсий. Кроме того, резиденты могут депонировать на счета ПАТАМ иностранную валюту, полученную ими из-за границы на законных основаниях.

Они могут также хранить на счетах ПАТАМ иностранную валюту, купленную ими до 3 августа 1989 г. с оплатой в израильской валюте, однако после этой даты им не позволяется покупать иностранную валюту для зачисления на такие депозиты. Вместо этого резиденты получили право открывать счета ПАТАМ (депозиты в новых шекелях, связанные с иностранной валютой) на срок до одного года.

Уполномоченные банки обязаны депонировать в Банк Израиля все 100% сумм, зачисленных в них на бессрочные и срочные счета ПАТАМ.

Счета ПАТАМ - счета возмещения убытков также являются бессрочными или срочными счетами в свободно конвертируемой валюте, открытыми в уполномоченных банках, которые обязаны вносить в Банк Израиля 90% средств, зачисленных на них. Средства, зачисляемые на счета возмещения убытков, не подлежат обложению налогами. Со счетов ПАТАМ - счетов возмещения убытков для получения дополнительных валютных средств для заграничных поездок разрешается использовать до 1800 долл. США.

2.3. ВАЛЮТНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗЛИЧНЫХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ (ТОРГОВЛЯ, УСЛУГИ, ПЕРЕВОД КАПИТАЛОВ)

В целом валютное регулирование Израиля в отношении импорта товаров носит льготный характер, поскольку все ограничительные функции в сфере импортной торговли выполняет внешнеторговое регулирование. Иностранная валюта для оплаты ввоза разрешенных к импорту товаров выдается банками беспрепятственно по представлении соответствующих документов (импортные документы, коносаменты, аккредитивы). При этом допускаются авансовые платежи, размеры которых с 5 января 1989 г. для оплаты машин и оборудования повышены с 15 до 35% и для всех прочих товаров - с 50 до 100 тыс. долл. США, но не свыше 35% суммы сделки. Также беспрепятственно предоставляется иностранная валюта для погашения кредитов, полученных от иностранных поставщиков товаров.

Что касается оплаты невидимого импорта, то и в данном случае иностранная валюта предоставляется без каких-либо ограничений.

Однако в условиях нехватки валютных средств израильские финансовые органы все же вынуждены прибегать к определенным мерам по ее экономии, которые, правда, постепенно либерализуются. Максимальный предел средств в иностранной валюте, выдаваемых израильским гражданам для туристических поездок за границу, в мае 1990 г. был увеличен с суммы эквивалентной 2000 долл. США до 3000 тыс. долл. США на каждое лицо для одной поездки вне зависимости от возраста выезжающего. Лимит для деловых поездок составляет 150 долл. США в день, но не свыше 3000 долл. США для одной поездки и предоставляется в дополнение к обычной сумме в 3000 долл. США.

Эти средства могут быть получены выезжающими наличными, дорожными чеками, кредитными карточками или в форме иных платежных документов в иностранной валюте. Иностранная валюта, израсходованная через кредитные карточки, включается в лимитную сумму, выделяемую для поездки. Выезжающие за границу резиденты Израиля могут вывозить с собой израильские банкноты на сумму, не превышающую эквивалент 200 долл. США (до мая 1990 г. - 50 долл. США) для каждого лица в одну поездку.

Платежи за пользование отелями, сухопутным транспортом и другими услугами по комплексным иностранным турам, как и оплата прочих услуг, связанных с туристическими поездками, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в размере 7,5%, причем до 1 сентября 1989 г. этот налог взимался с оплаты импорта всех видов услуг сначала в размере 15%, а с 19 апреля 1989 г. - 7,5%.

Резиденты обладают правом переводить за границу средства для оказания поддержки родственникам и посылать им посылки на сумму, эквивалентную 2000 долл. США в год (до мая 1990 г. - до 1000 долл. США). Максимальная сумма в иностранной валюте для израильских студентов, обучающихся в иностранных высших учебных заведениях, установлена в размере 1000 долл. США ежемесячно (до мая 1990 г. - 500 долл. США).

Лица, не являющиеся резидентами, при выезде из Израиля, имеют право вывозить с собой израильские банкноты на сумму, эквивалентную 100 долл. США. Они могут купить обратно у уполномоченного посредника на выездном пункте иностранную валюту на сумму, также эквивалентную 100 долл. США. Право на обратное приобретение иностранной валюты иностранным туристом, предоставившим документы, подтверждающие, что ранее он конвертировал иностранную валюту в израильскую валюту, ограничено за время его визита в Израиль 5000 долл. США на одно лицо в возрасте свыше 18 лет и 2000 долл. США для лица моложе 18 лет.

Валютное регулирование, ограничивая вывоз израильских банкнот за границу физическими лицами, разрешает коммерческим банкам продавать на внешнем рынке неограниченное количество израильской валюты.

В отношении выручки от экспорта товаров правилами регулирования предписано, что такие поступления должны получаться только в иностранной валюте и сдаваться экспортером уполномоченному банку, либо зачисляться на счета ПАТАМ. В сентябре 1990 г. экспортерам было разрешено хранить на специальных счетах экспортеров в Израиле всю выручку в иностранной валюте, полученную в течение года (до этого можно было зачислять на них суммы в пределах 10% оборота предыдущего года). Что касается банковских счетов за границей, то по-прежнему экспортеры могут депонировать на них валюту в указанных выше пределах.

Израильская компания страхования внешнеторговых рисков (ФТИК) обеспечивает экспортеров возможностями страхования от неблагоприятного для них изменения стоимости национальной валюты, измеренного движением взвешенного среднего обменного курса нового шекеля по отношению к "корзине валют", с которой связан его обменный курс. Уплатив страховую премию, рассчитанную на основе добавленной стоимости экспортируемых товаров и составляющую 4,9% (до 1 июля 1989 г. равнялась 4,1%), экспортер получает гарантии от любого реального повышения курса нового шекеля по отношению к "корзине валют". Размер страхового возмещения определяется в зависимости от средней величины ожидаемой инфляции в странах-партнерах и взаимоотношения предстоящих обменных курсов валют, составляющих "корзину". Экспортеры получают страховое возмещение от страховой компании, если реальное понижение стоимости израильской валюты оказалось меньше расчетного, однако, если оно окажется больше, то в этом случае они сами должны платить страховой компании.

Валютные поступления, получаемые от невидимого экспорта, должны сдаваться уполномоченному посреднику или зачисляться в иностранной валюте на счета ПАТАМ. Любой израильский резидент имеет право беспрепятственно получать свободно конвертируемую валюту от туристов в оплату оказываемого туристического обслуживания, товаров, не носящих характер коммерческого экспорта, ценных бумаг и недвижимого имущества.

Новые иммигранты в течение 30 лет после своего прибытия в Израиль освобождаются от обязанности сдавать имеющуюся у них иностранную валюту уполномоченным посредникам и могут свободно держать ее на счетах в уполномоченных банках в Израиле или за рубежом.

Предельные суммы, на которые прибывающие в Израиль могут ввозить с собой израильские банкноты или иностранную валюту, не лимитированы, что обусловлено стремлением органов управления валютным регулированием поощрять поступление валюты в страну.

В соответствии с Законом о стимулировании капитальных вложений, ввоз в Израиль иностранной валюты в целях ее инвестирования с предварительного разрешения в виде займа или долевого участия в капитале пользуется преференциальным режимом.

Упомянутые разрешения, выдаваемые на основании этого закона, классифицируются как "одобренные предприятия", "одобренные инвестиции" или "одобренные займы". Статус "одобренных предприятий" предоставляется экономически жизнеспособным предприятиям в области промышленности, сельского хозяйства и туризма (для сельского хозяйства существует отдельный закон), созданным в районах приоритетного развития и способствующим улучшению платежного баланса. Статус "одобренных инвестиций" или "одобренного займа" может быть предоставлен любому предприятию в вышеуказанных секторах, однако займами могут быть только займы акционеров. Срок, на который предоставлен заем, не может быть меньше семи лет, а процентная ставка не должна превышать 8% годовых.

Определенные ограничения имеются в отношении заимствования резидентами иностранной валюты за пределами Израиля. Все такого рода прямые заимствования небанковскими резидентами со средним сроком менее 18 месяцев "заморожены", за исключением кредитов, предоставляемых поставщиками товаров, и займов, получаемых резидентами, занимающимися экспортной деятельностью. Годовые процентные ставки по займам, получаемым из-за рубежа, не должны превышать Лондонскую межбанковскую ставку (ЛИБОР) плюс 1,5% после уплаты налога. В соответствии с государственной программой экспортного кредитования (обусловливающей предоставление преференций, но не субсидируемый доступ к иностранной валюте для финансирования экспортного производственного цикла) экспортер имеет право на получение кредита из любого источника, а не только от израильского банка, как это было до 5 января 1989 г. В свою очередь израильским банкам разрешено гарантировать такого рода финансирование экспорта. Процентная ставка по указанным кредитам не должна превышать Лондонскую межбанковскую ставку плюс 1% (до указанной даты было 2%) с добавлением премии за риск, дифференцированной для конкретных заемщиков в размере 0-2%.

Поступления, связанные с репатриацией или ликвидацией иностранных активов, приравнены к другим поступлениям в иностранной валюте. Резидентам, в ведении которых находится капитал, переданный в доверительное управление, разрешается инвестировать за границей до 10% их портфеля финансовых активов (до 50%, если эти фонды специализируются на инвестициях в иностранной валюте).

Обычно израильским резидентам не разрешается владеть за рубежом недвижимым имуществом, денежными средствами, ценными бумагами или прибылями от этих активов. Они не должны приобретать иностранные ценные бумаги за границей, за исключением особо оговоренных ценных бумаг израильских фирм, выпущенных за пределами Израиля с одобрения контролера валютных операций. Резиденты, осуществляющие экспортные операции, авиационные и судовладельческие компании могут иметь счета в иностранных банках. Перевод за границу основного капитала резидентами, не являющимися новыми иммигрантами, требует специального разрешения контролера валютных операций. Эмигранты могут переводить свои активы из Израиля в другие страны на сумму, эквивалентную 2000 долл. США ежегодно. 

2.4. ОПЕРАЦИИ С ЗОЛОТОМ

Особые статьи валютного регулирования касаются ввоза золота. Импорт золота в слитках для промышленных целей обусловлен получением импортером лицензии. Золото в слитках и монетах, ввозимое для инвестиционных целей, или сертификаты, дающие право на получение золота в слитках, должны помещаться на счета золотого хранения у уполномоченного посредника. Начиная с 1 б января 1984 г. резидентам не разрешается покупать золото в слитках или монетах для инвестиционных целей.

В список золотых монет, имеющих инвестиционный характер, израильским валютным регулированием отнесены следующие продаваемые на вес золотые монеты: крюгеррэнд ЮАР, монеты достоинством 50 долл. Канады, монеты в 50 песо Мексики, достоинством 100 крон и 4 дуката Австрии, соверены Великобритании, монеты в 10 и 20 долл. США "Либерти", наполеондоры достоинством 20 франков Франции. Остальные золотые монеты и диски (медальоны) могут покупаться, продаваться или храниться израильскими резидентами без каких-либо ограничений. Эти монеты могут ввозиться и вывозиться из страны при соблюдении процедур, аналогичных существующим для прочих товаров. Импорт золота, входящего в указанные выше категории, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в размере 15%.

3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ

3.1. ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ

Налоги являются главным внутренним источником формирования доходной части государственного бюджета Израиля; в текущем бюджете на них приходится более 85% поступлений. При этом обращает на себя внимание сравнительно высокий удельный вес в этих поступлениях косвенного налогообложения (свыше 40%).

Пытаясь преодолеть экономические и финансовые трудности, противостоять росту бюджетного дефицита, израильское правительство

систематически увеличивает размеры налогового обложения. Только с 1955 по 1980 г. доля налогов в валовом внутреннем продукте Израиля выросла с 24 до 50%. Налоговое бремя в этой стране доведено до рекордного уровня.

Заметную роль в этом сыграла, в частности, проведенная в 1975 г. реформа прямого налогообложения, следствием которой стало повышение налоговых ставок, введение налога на добавленную стоимость, рост обязательных взносов по социальному страхованию и другие мероприятия государства в области налогообложения.

3.2. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Среди прямых налогов ведущее место принадлежит подоходному налогу, причем 2/3 поступлений от него обеспечивает обложение заработной платы рабочих и служащих и остальное - обложение доходов прочих категорий налогоплательщиков.

Ставки подоходного налога прогрессивно увеличиваются в зависимости от уровня доходов, однако не настолько, чтобы привести к их существенному выравниванию. Для физических лиц их размеры постепенно увеличиваются с 20% с доходов в 500 долл. в месяц и достигают максимальной величины в 48% с доходов, превышающих 7000 долл. в месяц, причем с суммы превышения взимается еще дополнительный сбор в 3%.

Подоходный налог взимается с валового дохода, полученного налогоплательщиком от занятий профессиональной деятельностью, от работы по найму, торговли, бизнеса, дивидендов, процентов, пенсий, ренты или роялти. При этом в доходы от работы по найму включаются дополнительные льготы и привилегии, получаемые многими работающими, такие как доплаты на содержание легковых автомобилей и телефон.

Физические лица имеют право на отсрочку уплаты подоходного налога в связи с состоянием их семьи. Включение в ту или иную категорию плательщиков для определения ставки обложения налогом корректируется ежеквартально, учитывая изменение индекса стоимости жизни. От этого же индекса зависит решение вопроса о предоставлении отсрочки по уплате налога.

Проживающие в Израиле иностранные граждане, которые признаны "одобренными специалистами", платят подоходный налог с заработной платы, получаемой в Израиле, по единой ставке в 25%. Иностранные граждане, получающие заработную плату за работу в Израиле на иностранного работодателя, освобождаются от обложения подоходным налогом, если их доходы не превышают 5000 н.ш. и если они находятся в Израиле менее 90 дней.

3.3. ПОДОХОДНЫЙ НАЛОГ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Этот налог входит составной частью в налог на корпорации, которым облагаются все компании, действующие на территории Израиля, и который состоит из двух компонентов: налога на компании и подоходного налога. Ставка налога на компании составляет 40% доходов, подлежащих налогообложению. После уплаты этого налога с оставшейся части доходов взимается подоходный налог, ставка которого для промышленных компаний равна 20% и для компаний прочих категорий-30%. При этом у национальных компаний облагаются только прибыли, полученные в Израиле. Дивиденды облагаются налогом в размере 45%, который для иностранных держателей акций понижается до 25%.

Вместе с тем существуют многочисленные скидки и льготы, позволяющие компаниям значительно уменьшить сумму облагаемого дохода. Например, применяются налоговые каникулы - освобождение от обложения налогом на срок 5-12 лет вновь созданных компаний или компаний, функционирующих в пограничных районах.

Предприятия, которые получили статус "одобренных", облагаются налогом на компании в размере 30% основной ставки и освобождены от уплаты подоходного налога на срок до семи лет, считая с даты начала выпуска продукции. В это время их прибыли, распределяемые в виде дивидендов, облагаются налогом в размере 14%.

Обложению налогом на прибыль от операций на бирже подлежит доход от операций по продаже любых активов, исключая движимое имущество, которым владеют физические лица для удовлетворения своих личных потребностей или потребностей лиц, находящихся на их попечении, недвижимое имущество, используемое для проживания, но не для получения доходов, ценные бумаги, обращающиеся на фондовой бирже Тель-Авива, и государственные облигации.

Ставки налога на прибыль от операций на бирже составляют от 10 до 50% в зависимости от вида реализуемых активов, для части из которых предусмотрено предоставление льгот.

Обложению налогом на недвижимое имущество не подлежат товарно-материальные ценности, машины и оборудование, жилые дома. С земельных владений взимается налог в размере 2,5% их стоимости. Налог на улучшение качества земли уплачивается с доходов, получаемых при продаже недвижимого имущества.

3.4. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

Этот налог был введен в Израиле с 1 июля 1976 г. Им облагаются все товары и услуги на любом этапе производства или распределения. Основная ставка налога, составляющая 15%, применяется для большинства коммерческих операций. Для операций финансовых институтов действует также ставка в 15%, некоммерческих организаций-6,25%. В некоторых случаях предоставляется освобождение от уплаты налога; например, им необлагают-ся свежие фрукты и овощи, экспортные операции, международные перевозки, импорт для новых иммигрантов.

Налог на добавленную стоимость взимается практически со всех импортируемых товаров и услуг. Подлежащая уплате сумма рассчитывается на основании цены товаров в порту назначения с добавлением таможенных пошлин и сборов.

Налог на добавленную стоимость до недавнего времени постоянно повышался: в 1977 г. его ставка была поднята до 8%, в 1982 г. - до 12%, а в следующем году - до 15%, причем с предметов роскоши и товаров непервой необходимости (легковые автомобили, видеомагнитофоны, цветные телевизоры и т.п.) он стал взиматься в размере 25%. В последние годы, правда, наметилась тенденция к некоторому снижению в отдельных случаях ставок данного налога.

3.5. ПРОЧИЕ ПРЯМЫЕ НАЛОГИ

Помимо рассмотренных выше в Израиле существуют и другие прямые налоги. Так, с граждан Израиля, выезжающих за границу, взимается специальный налог на заграничную поездку, составляющий 250 н.ш. с каждого лица в возрасте свыше двух лет (при поездке в Румынию предоставляется скидка в 50% стандартной ставки, а поездки в Египет вообще освобождены от обложения этим налогом).

Производятся также обязательные взносы по социальному страхованию, размер которых составляет 20%.

Кроме общегосударственных налогов, в Израиле взимаются и местные, в том числе муниципальные, налоги. Наиболее существенными среди последних является налог на предпринимательство и поземельный налог. Налог на предпринимательство взимается ежегодно с каждого предприятия и определяется на основе стоимости его имущества за вычетом обязательств, годового фонда заработной платы, численности занятых и некоторых других показателей. Компания уплачивает такой налог каждому муниципалитету, на территории которого она осуществляет свои деловые операции.

Поземельный налог, являющийся разновидностью налога на недвижимое имущество, а также налог на воду уплачиваются чаще арендаторами и проживающими на земле, чем владельцами.

3.6. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

Помимо прямого налогообложения израильское правительство ввело многочисленные косвенные налоги, которые носят форму налогов на расходы и деловые переводы и различных акцизных сборов.

К ним относятся налог на покупки, взимаемый с потребительских товаров, предназначенных для реализации на внутреннем рынке, независимо от того, импортированы они или же произведены в Израиле, и носящий характер надбавки к оптовой цене (его ставка обычно равна 30%); налог на топливо, которым облагаются бензин и керосин; налог на развлечения; акцизные сборы со спиртных напитков, табачных изделий и некоторых других товаров отечественного производства, предназначенных для сбыта на внутреннем рынке; транспортный и гербовый сборы и т.п.

Гербовый сбор взимается с таких документов, как контракты, закладные, долговые расписки, доверенности, выдаваемые адвокату, страховые полисы. Лицензионные сборы ежегодно уплачиваются владельцами частных автомобилей, тракторов, таксомоторов, водительских удостоверений, телевизоров, радиоприемников и лицензий, необходимых для занятия отдельными видами деятельности.

3.7. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВЫХ 

ОПЕРАЦИЙ

Основным видом налогообложения этих операций являются таможенные пошлины, прежде всего импортные. Вместе с тем, как уже отмечалось выше, при осуществлении импортных и отчасти экспортных операций, а также внешнеэкономических, в том числе финансовых, сделок в ряде случаев взимаются налог на добавленную стоимость, различные таможенные, портовые, стивидорский и иные сборы.

В заключение следует отметить, что Израиль заключил с 15 крупнейшими капиталистическими государствами соглашения о предотвращении двойного налогообложения и ведет с рядом других стран переговоры о подписании аналогичных документов.

4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

4.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

С самого начала существования государства Израиль его правительства проводят политику широкого привлечения иностранных капиталовложений, что в значительной мере обусловлено слабостью внутренней базы накопления в этой стране. С указанной целью уже в 1950 г. был принят "Закон о стимулировании капитальных вложений", который был существенно расширена 1959г., изменен и дополнен в 1967 и 1977 гг. Другими законодательными актами, регулирующими (и поощряющими) инвестиции, являются "Закон о стимулировании промышленности", 1969 г. и "Закон о стимулировании капитальных исследований и развития", 1984 г.

На основании "Закона о стимулировании капитальных вложений" создан Инвестиционный центр, в обязанности которого вменено рассмотрение заявок иностранных инвесторов, намеренных воспользоваться льготами и привилегиями, предоставляемыми государством. Право на указанные льготы определяется на основании географических и экономических критериев. С точки зрения географии предпочтение отдается инвестициям в районах развития, удаленных от центральной экономически развитой зоны вокруг Тель-Авива. Экономический критерий дает преимущество тем промышленным предприятиям, которые ориентированы на экспорт, являются наукоемкими производствами или способствуют импортозамещению, в более широком плане учитывается их влияние на платежный баланс страны. В особенности правительство поощряет капиталовложения в металлообрабатывающую и электронную промышленность, производящую продукцию для экспорта. Государственная политика благоприятна также для инвестиций в предприятия тяжелой индустрии, энергосберегающие или экологически чистые предприятия. При этом предпочтение отдается капиталоемким и трудоемким производствам, что связано с хронической нехваткой рабочей силы.

Для получения льгот от государства инвестиции как национального, так и иностранного капитала должны получить от Инвестиционного центра статус "одобренных". Для этого:

  • намечаемое к созданию предприятие должно принадлежать израильской компании, иностранной компании, зарегистрированной в Израиле, иностранной компании с ограниченной ответственностью, зарегистрированной в Израиле, или совместной компании, представляющей собой комбинацию перечисленных выше видов компаний;

  • проект создания предприятия должен пройти экспертизу в соответствующем государственном учреждении и Банке промышленного развития Израиля;

  • оплаченный капитал должен обеспечивать создание хотя бы минимальной части основных средств, для чего инвестор должен выделить от 40 до 50% оплаченного капитала;

  • проект должен включать в себя план финансирования оборотного капитала;

  • проект должен продемонстрировать свой экспортный потенциал.

4.2. ЛЬГОТЫ И ПРИВИЛЕГИИ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ

Для "одобренных" иностранных инвестиций в Израиле существует целая система льгот и привилегий, предоставляемых государством, которые условно можно свести в три группы, а именно:

  • Прямая кредитная и финансовая помощь государства, включающая в себя субсидии и льготные ссуды для финансирования создания до 75% основного капитала (35% составляют субсидии и 40% льготные ссуды); льготные кредиты для финансирования оборотного капитала; участие государства в оплате расходов на НИОКР (до 50% их общей суммы) и профессиональную подготовку кадров для экспортных производств; льготные условия аренды промышленных помещений и зданий, субсидии и кредиты на их строительство в районах развития; льготный лизинг индустриальных машин и оборудования.

  • Широкие налоговые льготы, включая освобождение от обложения подоходным налогом на срок до семи лет, считая с начала получения прибыли; скидки в пределах до 70% с налога на компании на тот же период; обложение дивидендов, распределяемых в указанный период за счет прибылей, только в размере 14%; чрезвычайно льготные нормы амортизации новых промышленных машин и оборудования, равные 50%, и промышленных зданий и сооружений - 20% в год; освобождение экспортируемой продукции от обложения налогом на добавленную стоимость.

  • Страхование внешнеторговых и иных операций, среди которого особенно важным представляется страхование риска колебания обменного курса израильской валюты. Последняя привилегия распространяется на компании, в которых доля иностранного участия превышает 25%.

Несмотря на столь льготный режим для иностранных инвестиций, приобретение в Израиле иностранными гражданами недвижимого имущества и акций израильских компаний обусловлено предварительным разрешением Директората записи актов земельного состояния или контролера валютных операций. Решение этих инстанций зависит от суммы и формы перевода денежных средств или выплачиваемой компенсации. На практике обычно не возникает никаких возражений против продажи недвижимости. Однако в соответствии с израильским законодательством месторождения полезных ископаемых являются монопольной собственностью государства, которое вместе с тем имеет право выдавать лицензии на их разведку и эксплуатацию на определенный срок.

Существенно стимулирующее воздействие на приток иностранного капитала оказывает предоставление иностранным инвесторам права беспрепятственной репатриации основного капитала и перевода прибылей, полученных от вложения их капитала в Израиле, в том числе в долговые обязательства израильских компаний, чьи акции обращаются на фондовой бирже в Тель-Авиве, но исключая обязательства, выдаваемые или гарантируемые банковскими институтами. Однако для осуществления таких операций иностранные инвесторы обязаны предоставить подтверждение уполномоченного посредника, свидетельствующее, что они произвели капиталовложения в иностранной валюте и через уполномоченного посредника.

4.3. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗРАИЛЬСКИХ ИНВЕСТИЦИЙ ЗА РУБЕЖОМ

В отличие от этого регулирование инвестиций израильского капитала за границей носит сравнительно жесткий характер, хотя в последнее время и в этой области принят ряд постановлений, смягчающих ограничения.

В мае 1990 г. израильские фирмы получили право вкладывать в других странах до 20% своих активов по своему усмотрению, за исключением инвестиций в недвижимое имущество и финансовые инвестиции. До этого им разрешалось вкладывать капитал лишь в торговые операции. Кроме того, теперь они могут участвовать в смешанных предприятиях совместно с иностранными партнерами, даже если их капитальные вложения не дают им контрольный пакет акций. Последнее имеет своей целью облегчить расширение сотрудничества израильских и иностранных фирм, имея в виду большее участие в использовании возможностей, которые откроются в Западной Европе в 1992 г. Израильским компаниям, имеющим инвестиции за границей, разрешено также оставлять в своих отделениях за рубежом до 50% полученных прибылей вместо того, чтобы полностью переводить их в Израиль, как требовалось раньше.

Предоставление израильскими резидентами прямых займов и кредитов любого вида нерезидентам подлежит лицензированию.

Вложения израильскими резидентами капитала за границей облагается налогом на добавленную стоимость в размере 7,5%.

В целях сохранения стабильности внутреннего рынка и расширения экспорта израильским законодательством обусловлено, что инвестиции, в результате которых будет производиться продукция, спрос на которую на внутреннем рынке уже полностью удовлетворен, должны соответствовать экспортным потребностям страны или производиться в зонах развития.

4.4. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Основными формами экономических единиц в Израиле являются единоличное владение, полное товарищество или с ограниченной ответственностью, кооперативное общество, общество, основанное в соответствии с Оттоманским законодательством, отделение иностранной компании и четыре вида компаний. Иностранные инвесторы чаще всего используют для вложения своего капитала компании с ограниченной ответственностью и отделения иностранных компаний.

Единоличное владение - наиболее распространенная форма организации розничной и оптовой торговли в Израиле, но она редко встречается в промышленности. Кооперативные общества играют в Израиле важную роль и существуют в сельском хозяйстве, торговле, перевозках автобусами и грузовыми автомобилями, сберегательных фондах. Так называемые оттоманские ассоциации создаются на основе Закона об ассоциациях Турецкой империи от 1909 г., все еще остающегося в силе в Израиле. Однако создавать такие ассоциации имеют право только некоммерческие организации, такие как религиозные, благотворительные, братские или политические.

Израильским законодательством предусматривается, что акционерная компания, созданная за границей, имеет право осуществлять деловые операции на территории Израиля только после ее регистрации в Бюро регистрации компаний.

Ограничения на вложение иностранного капитала в отношении форм его деятельности в целом отсутствуют. Лишь для его инвестиций в так называемые регулируемые организации, т.е. в банки и страховые компании, требуется получить предварительное разрешение соответствующих израильских государственных органов.

Это приводит к тому, что иностранные инвестиции в Израиле осуществляются в самых разнообразных формах - от приобретения акций израильских компаний на биржах в других странах, в основном в Нью-Йорке, до прямых вложений в недвижимое имущество в самом Израиле, в том числе в промышленные парки, отели и т.д. Нередко западные монополии вкладывают в Израиле свой капитал в производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции для экспорта. В настоящее время несколько сот иностранных фирм, включая многие наиболее крупные американские, участвуют в проектах в Израиле, либо через свои филиалы, либо в составе совместных предприятий с израильскими предпринимателями и государственными организациями.

Вместе с тем иностранные инвесторы высказывают претензии по поводу неэффективности работы бюрократической машины Израиля, непостоянства и недостаточной четкости правил регулирования, случаев применения налогов с обратной силой и другим аналогичным вопросам.

Естественно, что состояние израильской экономики, программы ее стабилизации и развития и иные экономические и политические факторы оказывают влияние на объемы и направление иностранных инвестиций в этой стране.

Относительно высокий уровень развития национального хозяйства Израиля означает, что усилия по его развитию в настоящее время сосредоточены на обслуживании и совершенствовании базовой инфраструктуры и на расширении производственных мощностей и повышении технологического уровня высокоразвитой и диверсифицированной промышленной базы.

4.5. СИСТЕМА ТОРГОВ

Наметив осуществление какого-либо проекта, израильские организации и фирмы обычно не публикуют объявление о торгах, а приглашают одну или несколько компаний, обладающих необходимыми возможностями, провести переговоры о заключении контракта. Сам контракт, как правило, подписывается на осуществление только какой-то части проекта. Предложения от консорциумов или подрядчиков, реализующих проекты на условиях "под ключ", запрашиваются редко.

Хотя частный сектор промышленности играет все большую роль в национальном хозяйстве Израиля, большинство крупных проектов претворяется в жизнь государством и организациями, которые обязаны следовать тендерному регулированию, определяемому государством. Готовность израильских заказчиков обеспечить некоторую гибкость в применении правил тендерного регулирования зависит от таких факторов, как объем контракта и количество фирм, способных предоставить необходимые услуги.

Правительство для экономии иностранной валюты и стимулирования национального производства принимает меры, направленные на максимально возможное использование местных ресурсов и материалов для осуществления проектов в Израиле. Поэтому предпочтение всегда отдается тому участнику торгов, который не только предлагает наиболее низкую цену, но и намечает больший объем использования материалов и оборудования израильского производства. При этом поставки местных материалов могут контрактоваться, или отдельно, или включаться в общий контракт. Заказчик оплачивает стоимость местных товаров по ценам, существовавшим во время их покупки.

В этом контексте интересно, видимо, будет отметить, что Израиль, обладающий высококвалифицированной рабочей силой, в особенности в гражданском машиностроении и строительстве, все же нередко обращается на мировой рынок труда за наймом специалистов.

4.6. ФИНАНСОВО-БАНКОВСКАЯ СТРУКТУРА

Важное место в хозяйственной жизни любого государства, в том числе в процессе капитальных вложений, занимают банки. Израиль обладает широко разветвленной по его масштабам банковской системой. Помимо центрального банка (Банк Израиля) в стране функционирует 27 коммерческих, 9 инвестиционных и 15 ипотечных банков.

Несмотря на большое число банковских учреждений, обращает на себя внимание значительная концентрация банковского дела в этой стране: три наиболее крупных банка - "Банк Леуми ле Израэль", "Банк Хаполаим" и Учетный банк - совместно со своими филиалами контролируют 92% банковских активов Израиля. Отделения этих банков, называемых "Большой тройкой", действуют во многих зарубежных государствах.

Иностранные банки, некогда игравшие важную роль в экономике Израиля, по мере укрепления и расширения деятельности национальных банков теряли свое значение, которое к настоящему времени практически сошло на нет. Сейчас только один из израильских банков контролируется иностранным капиталом.

Среднесрочные и долгосрочные кредиты в Израиле предоставляются специализированными банковскими институтами, принадлежащими государству или смешанным компаниям с участием государственного сектора и коммерческих банков. Это - ипотечные банки и банки развития сельского хозяйства и промышленности.

Ипотечные банки обслуживают инвестиционные нужды жилищного строительства и социально-культурного и бытового обслуживания, тогда как банки развития специализируются на финансировании долгосрочных проектов в соответствующих отраслях экономики. В обеспечении промышленности средне- и долгосрочным кредитованием помимо Банка промышленного развития Израиля участвуют "Большая тройка", Национальная федерация труда и Ассоциация производителей. Другие финансовые институты - фонды социального страхования, страховые компании вкладывают свои средства преимущественно в покупку государственных облигаций и в капитал банков развития.

Что касается коммерческих банков, то они также предоставляют заемные средства для некоторых видов промышленного производства, обычно на условиях краткосрочного кредитования.

Единственная имеющаяся в Израиле фондовая биржа работает в Тель-Авиве. Это учреждение превратилось в важное средство для увеличения капитала ряда акционерных компаний. Публичный выпуск акций должен отвечать установленным в "Законе о ценных бумагах" правилам, касающимся содержания финансовой декларации и публикации об организации акционерного общества, с тем чтобы гарантировать предоставление в распоряжение заинтересованных лиц полной и правдивой информации. В свою очередь Управление комиссара страхования рынка капитала и сбережений изучает предлагаемый выпуск акций с точки зрения его выгодности для национальной экономики страны.

АО "Восток-Коммерс"  

* ТАМА - аббревиатура слов на языке иврит "дополнительный коэффициент для увеличения".


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации