ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ВТС

1994 № 9

Обозреватель - Observer

Военно-политические проблемы

ГОСУДАРСТВО И ПРОБЛЕМЫ УТИЛИЗАЦИИ ВТС

С.ВИКУЛОВ, главный аналитик Аналитического центра администрации Президента РФ, доктор экономических наук

И.ТЕРЕХОВ, кандидат технических наук

Масштабы предстоящей работы

До недавнего времени проблемы утилизации военно-технических средств (ВТС) волновали лишь относительно узкий круг военных и гражданских специалистов. Ныне они переросли в крупнейшую государственную задачу, которую предстоит решить в короткие сроки с привлечением больших научных и производственных коллективов. Связано это с рядом причин, основными среди которых являются:

ПЕРВАЯ ПРИЧИНА. Завершение военно-политического противостояния двух мировых систем и изменение характера военных опасностей открыли реальную возможность сокращения более быстрыми темпами ядерных и обычных вооружений. Поэтому резко возросли масштабы уничтожения ВТС.

Так, при реализации положений подписанного 31 июля 1991 г. с США Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ) должны быть уничтожены 42% ядерных боезарядов и 36% стратегических носителей бывшего СССР (900 носителей из 2500 МБР, БРПЛ и тяжелых бомбардировщиков, имевшихся в СССР на дату подписания этого Договора). Основная часть сокращаемых вооружений приходится на долю России.

Подписанным 3 января 1993 г. с США Договором о СНВ-2 предусматривается дальнейшее сокращение ядерных боезарядов еще на 50% от количества, определенного Договором о СНВ.

Наряду с этим подлежат уничтожению также тактические ядерные вооружения, сокращаемые Россией в одностороннем порядке. Всего в соответствии с международными договорами России придется уничтожить более 20 тыс. единиц ядерных боеприпасов.

Большое количество обычных вооружений должно быть уничтожено в соответствии с подписанным 19 декабря 1990 г. Договором об обычных вооруженных силах в Европе. Выполняя его требования, государствам, образовавшимся на территории бывшего СССР, придется ликвидировать (уничтожить или переоборудовать для использования в народном хозяйстве) около 19,3 тыс. единиц вооружения и техники, в том числе 1,3 тыс. боевых самолетов, 7,6 тыс. танков, 9,6 тыс. бронемашин, 760 артиллерийских систем. Основная их часть находится опять-таки в России, которой и предстоит решить задачу их уничтожения.

Выполнение международной Конвенции о разработке, производстве, накоплении и применении химического оружия и его уничтожении, открытой для подписания 13 января 1993 г., потребует утилизации в течение 10 лет 35 тыс. тонн химических отравляющих веществ, имеющихся в России.

ВТОРАЯ ПРИЧИНА связана с сокращением численности Вооруженных Сил России и уничтожением при этом многих образцов вооружения, военной техники и боеприпасов, морально и физически устаревших.

В этой связи подлежат утилизации около 70 тыс. вагонов боеприпасов, сотни тысяч тонн жидкостей, находящихся на складах Министерства обороны России. Требуют очистки от устаревшей военной техники огромные территории и акватории.

Особо тяжелое положение с уничтожением устаревших ВТС складывается в Военно-Морском Флоте России. В ближайшие 10-12 лет флоты должны будут вывести из боевого состава не менее 67-70% кораблей. Уже сейчас из состава ВМФ выведены 94 атомных подводных лодки, а к 2000 г. это количество возрастет до 150. В это же время будут подлежать утилизации около 300 боевых кораблей с истекшими сроками службы, составляющей 20-25 лет.

ТРЕТЬЯ ПРИЧИНА заключается в особо экологической опасности военно-технических средств, подлежащих утилизации, и усложнением в связи с этим социально-политической обстановки в отдельных регионах.

Так, в ядерных боеприпасах, вывезенных из групп войск и с территорий республик ближнего зарубежья, в том числе с истекающими гарантийными сроками службы, происходят физико-химические процессы, переводящие их в разряд наиболее взрыво-, пожаро-, радиационно-опасных.

Техническое состояние атомных подводных лодок и атомных реакторов, находящихся в ВМФ, создает опасную экологическую и связанную с этим социально-политическую обстановку на Севере России и Дальнем Востоке.

Огромнейшие количества ВТС России, которые необходимо утилизировать, создали положение, не имеющее аналогов в мире. 

Проблемы утилизации ВТС

К сожалению, ныне утилизация российских военно-технических средств ведется бессистемно. Разрешенная Указом Президента РФ от 30 ноября 1992 г. № 1518 реализация военного имущества идет экономически неэффективно. В России отсутствует орган государственного управления, отвечающий в комплексе за организацию и результаты утилизации вооружения. Разработка "Федеральной целевой программы промышленной утилизации вооружения и военной техники до 2000 г." ведется медленно. Уже сейчас ясно, что финансирование программы утилизации требует ассигнований в объеме нескольких сотен миллиардов рублей, выделение которых в нынешней ситуации практически нереально.

Отсутствие единой технической и организационно-экономической политики приводит к тому, что форсируются главным образом наиболее экономически выгодные варианты утилизации и реализации вооружения, техники и имущества. К ним относятся автотракторная техника, аппаратура с содержанием драгоценных металлов, пользующееся большим спросом другое военное имущество. Вместе с этим очень медленно решаются вопросы утилизации взрыво- и экологически опасных видов оружия, особенно тех, которые требуют разработки новых технологий и создания производственных мощностей.

Так, ныне ВМФ утилизирует в год не более двух атомных подводных лодок. При таких темпах на утилизацию 150 АПЛ потребуется более 70 лет и миллиардные расходы, которые связаны с тем, что содержание одной выведенной из боевого состава лодки обходится ежегодно в 5 млн. руб. (в ценах 1992 г.), а для ее разделки на заводе "Звездочка" в Северодвинске требуется 800 млн. руб., не считая затрат на подготовку атомного реактора. Выделенные Правительством России средства для утилизации АПЛ не позволяют увеличить объемы необходимых работ.

По оценке Главного управления эксплуатации и ремонта ВМФ ("Известия", 09.06.93 г.), проблема утилизации атомных подводных лодок, отработавших ядерных реакторов, жидких и твердых радиоактивных отходов крайне обострилась. В процессе эксплуатации АПЛ и судов с ядерными энергетическими установками (в ВМФ насчитывается 228 таких кораблей и судов и 394 атомных реакторов) ежегодно образуется до 20 000 м жидких радиоактивных отходов и до 6000 т твердых. ВМФ обладает четырьмя хранилищами радиоактивных отходов, два из которых находятся на Севере и два на Дальнем Востоке. Их мощности заполнены радиоактивными отходами практически полностью. До 1992 г. такие отходы топили в Северных и Дальневосточных морях. В соответствии с Законом об охране окружающей среды эта практика запрещена, так как большинство районов захоронения ядерных отходов не соответствует нормам ни по глубине, ни по удаленности от берега, ни по расположению на земном шаре. Однако, поскольку ядерные хранилища ВМФ переполнены, а накопление радиоактивных отходов продолжается, возобновился слив жидких радиоактивных отходов в океан, несмотря на протесты отечественной и зарубежной общественности и на возможные международные санкции.

Состоявшийся 16 октября 1993 г. слив жидких радиоактивных отходов в Японское море (190 км к юго-востоку от Владивостока) с кораблей ВМФ вызвал резкий негативный резонанс в мире. По оценке наблюдателей из организации "Гринпис", российский танкер ТНТ-27 освободился от примерно 900 т жидких радиоактивных отходов. 18 октября 1993 г. произведена перекачка на танкер ТНТ-27 с другого танкера ВМФ очередная порция жидких радиоактивных отходов для повторного слива в районе № 9 Японского моря (примерно 100 км южнее Находки). Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ было вынуждено дать разрешение на слив таких отходов, так как в противном случае пришлось бы сливать ядовитую жидкость в прибрежные воды. Как говорят, из двух зол выбрано меньшее. Такова суровая правда о сложившейся ситуации в России с утилизацией радиоактивных отходов.

Государственная же программа по утилизации радиоактивных отходов в России отсутствует.

Что уже делается

В августе 1992 г. было принято постановление Правительства № 644-42, которое предусматривает большой комплекс первоочередных мер по решению проблемы утилизации атомоходов. В их числе строительство пунктов временного хранения на плаву выведенных из строя АПЛ, дооборудование баз укрытий для демонтированных с АПЛ реакторных отсеков, строительство цехов дезактивации, участков подготовки твердых отходов к захоронению и к сжиганию в специальных печах, создание специального оборудования для выгрузки активных зон и др. В соответствии с этим постановлением созданы 55 особо защищенных стальных транспортных контейнеров, позволяющих с соблюдением мер безопасности для промышленной переработки на заводах НПО "Маяк" в Челябинске (22 из них для Северного флота, 33 - для Тихоокеанского). Один эшелон из 18 вагонов способен перевезти лишь две активные зоны реактора, хотя их требуется вывозить в гораздо больших объемах.

Минатом России начал проектирование могильников для радиоактивных отходов на Новой Земле, ведется поиск мест размещения еще трех: одного на Севере и двух на Дальнем Востоке. На украинских судостроительных заводах в Херсоне и Николаеве готовятся для России плавбаза для выгрузки активных зон корабельных ядерных реакторов, специальные доки для разделки и утилизации атомных подводных лодок, 1600-тонные краны для этих целей. В настоящее время все эти объекты готовы лишь на 50 %, а для завершения начатых работ требуются большие капиталовложения.

Серьезные проблемы предстоит решить и для утилизации обычных вооружений, химического оружия, компонентов ракетного топлива, боеприпасов.

Что предстоит сделать

Хранением и утилизацией особо опасных и токсичных видов оружия в настоящее время вынуждены заниматься Вооруженные Силы, хотя эти задачи, по мнению военных руководителей и многих независимых экспертов, не должны входить в их обязанности.

Вооружение и военная техника, получаемые Вооруженными Силами от промышленности, после истечения плановых сроков их эксплуатации или в случае досрочного уничтожения по решению Правительства должны возвращаться поставщикам для разукомплектования и утилизации. По договорам с промышленностью Вооруженные Силы могли бы заниматься предварительной подготовкой ВТС к утилизации, которую могли бы осуществлять недогруженные конверсируемые предприятия оборонного комплекса. Вместе с тем, как показывают оценки, потребуется создать новую промышленную базу для утилизации ВТС. Создание такой индустрии промышленной утилизации высвобождаемых ВТС должно входить в число важных приоритетов Российской Федерации, позволяющих комплексно обеспечить не только уничтожение ненужного вооружения, но и решение задач ресурсообеспечения, защиты окружающей среды, смягчения конверсионных проблем, создания в России более 80 тыс. новых рабочих мест (по экспертной оценке).

Для управления всем комплексом проблем, возникающих при утилизации ВТС, потребуется создать межотраслевой государственный орган (Роскомутилизации) с использованием штатных структур и в пределах имеющейся численности Минэкономики, Роскомоборонпрома, Минобороны и Госкомимущества. Этот орган управления мог бы организационно входить в состав Минэкономики или Роскомоборонпрома. Его основными функциями в новых условиях рыночной экономики могло бы стать осуществление единой технической и финансовой политики в области утилизации и реализации ВТС.

Для непосредственной организации производственной и научной деятельности, организации аукционов, лицензированной продажи вторичных ресурсов необходимо использовать существующие конверсируемые государственные организации и предприятия и активно поощрять создание новых самоокупаемых производственно-коммерческих объединений.

При правильной организации работ можно обеспечить переход всех предприятий по утилизации ВТС на полную самоокупаемость, что позволит со временем прекратить государственное финансирование таких работ.

В число утилизируемых ВТС входят, как правило, три категории средств. К первой относятся те, утилизация которых экономически выгодна. Ко второй - утилизация которых нерентабельна. К третьей - такие ВТС, которые направляются на заводы промышленности для восполнения мобресурсов. В интересах России осуществлять реализацию федеральной целевой программы промышленной утилизации всей номенклатуры ВТС, включая экономически "выгодные" и "невыгодные". При этом прибыль, получаемая от реализации экономически "выгодных" ВТС, могла бы использоваться для разработки технологии и утилизации экологически вредных и опасных систем: химического оружия, атомных подводных лодок, компонентов топлива, ядерных боеприпасов.

В целях обеспечения правового и методического обеспечения работ по утилизации ВТС потребуется принять комплект нормативных актов, включающих вопросы собственности, финансирования работ, налоговой политики, организации взаимодействия министерств, комитетов, ведомств, распределения получаемых ресурсов, образующихся в ходе утилизации, порядок привлечения и использования зарубежных инвестиций для утилизации ВТС.

В сентябре 1993 г., выступая в Университете национальной обороны США, министр обороны РФ особо отметил: "Серьезной для нашего государства является проблема уничтожения и утилизации вооружения и военной техники. Сложность ее для России, как, очевидно, и для США, заключается прежде всего в больших финансовых затратах на разработку и внедрение экологически безопасных технологий, подготовку мест уничтожения вооружения и военной техники. Своевременное и эффективное решение этой проблемы, на наш взгляд, во многом будет определяться развитием дальнейшего сотрудничества России и США в этой области" ("Вестник военной информации", № 9, 1993, с. 4).

Приоритетные задачи утилизации ВТС

При решении проблем утилизации ВТС большое внимание должно быть уделено научным фундаментальным и прикладным исследованиям по созданию новых прогрессивных экологически чистых технологий утилизации ВТС, разработке эффективного финансово-экономического и организационного механизмов функционирования предприятий по утилизации ВТС, направлениям использования получаемых в ходе утилизации вторичных ресурсов.

По экспертным оценкам, общая стоимость вооружения, военной техники и боеприпасов, являющихся в то же время потенциалом возвратных ресурсов, составит к началу 1994 г. более 15 трлн. руб., а к 2000 г. - свыше 23 трлн. руб.

Вовлечение этих ресурсов в народнохозяйственный оборот может дать существенную экономическую выгоду. Кроме того, что немаловажно, экологически чистая утилизация ВТС окажет благоприятное влияние на сохранение окружающей среды.

Программа утилизации ВТС может стать составной частью программы конверсии оборонной промышленности. Ряд оборонных предприятий может быть задействован непосредственно для решения задач утилизации ВТС: доработки вооружения и военной техники, а также отдельных узлов и агрегатов для их использования в народном хозяйстве, переработки в лом драгоценных, цветных и черных металлов, других материалов в качестве сырьевых ресурсов, разработки экологически чистых технологий утилизации ВТС.

Утилизация ВТС может быть прибыльной и способствовать более плановому и менее болезненному процессу конверсии оборонной промышленности. Главной же целью утилизации ВТС должна быть экологическая безопасность России. Достижение такой цели относится к приоритетным задачам государства. 


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации