ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

1994 № 2

Обозреватель - Observer

Военно-политические проблемы

ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ РФ: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ

В. МАКАРЕВСКИЙ, генерал-майор, кандидат военных наук 

Основные этапы военной реформы

Уже в ноябре 1991 г. стало ясно, что возврат к единым Вооруженным Силам Союза или СНГ маловероятен, а военное строительство в ныне независимых государствах бывшего Союза будет осуществляться самостоятельно. России в новых условиях придется создавать свои Вооруженные Силы с одновременным проведением военной реформы. При этом предполагалось, что военное строительство в России невозможно без новой политической стратегии и военной доктрины. В начале ноября 1993 г. Президентом Российской Федерации подписан Указ, утверждающий "Основные положения военной доктрины Российской Федерации".

Основная цель военной реформы - качественное улучшение армии в новых геостратегических условиях, с учетом новой военной доктрины и при оптимальной численности вооруженных сил.

Главное содержание: улучшение организационных структур в армии и на флоте, развитие всего комплекса боевых систем и систем управления, а также методов обучения, воспитания и оперативной подготовки, совершенствование способов комплектования.

Реформа происходит в весьма трудных условиях одновременного решения ряда комплексных задач: мероприятий по созданию Российской армии (начало положено 7 мая 1992 г.), планового, а иногда и непланового, но массового вывода войск из зарубежья, значительного сокращения штатной численности личного состава и главное - большого некомплекта его в войсках, уничтожения боевой техники по Парижским соглашениям, а также конверсии военной промышленности.

В этой комплексности одновременно решаемых задач, проходящих на фоне серьезных политических и экономических трудностей в стране, заключаются и главные трудности реформирования вооруженных сил. На ото накладываются неблагоприятные условия, сложившиеся в ряде стран ближнего зарубежья: военные конфликты на Кавказе, в Средней Азии и Молдове, в которые так или иначе втягиваются и российские войска.

Никогда в прошлом в России, или в наше время в других государствах, реформирование Вооруженных Сил не происходило в столь сложных условиях. Сейчас идут два параллельных процесса: создание новых структур вооруженных сил и реформирование существующих при соблюдении принципа обеспечения вое иной безопасности страны как от угрозы ядерной или обычной войны, так и противодействия развязыванию региональных и локальных войн.

Задачи военной реформы должны были быть решены в три этапа. На первом этапе (1992 г.) предполагалось выработать новые подходы к применению стратегических ядерных сил, разработать основы военной доктрины и концепции военно-технической политики РФ, принять программу поэтапного сокращения штатной численности Вооруженных Сил, уточнить план вывода войск с территории других государств, их размещения и обустройства. В это же время была разработана новая концепция - мобильной обороны. В соответствии с ней предусматривается отказ от принципа построения равнопрочной обороны по периметру границ России, как это было в СССР. Взамен предполагается создание трех основных элементов обороны: войск прикрытия, мобильных сил и резервов.

В ходе второго этапа (1993-1994 гг.) численность армии и флота сокращается на 700 тыс. чел., до 2,1 млн. Разграничиваются административные и оперативные функции управления Вооруженными Силами при общем руководстве со стороны Президента РФ - Верховного Главнокомандующего. Административная функция реализуется в рамках Министерства обороны. Оперативное руководство идет по линии: Генштаб ВС - Главные командования видами ВС - командование объединений и соединений.

Намечено также создание крупных территориальных командований на основе существующих окружных структур; вводятся главкомы территорий (регионов), которым будут подчиняться соединения и части всех родов o видов войск, а при необходимости пограничные и внутренние войска. Численность сержан-тов н солдат-контрактников должна составить в 1995 г. 30%, а к 2000 г. 50% от их общего числа.

На третьем этапе реформы начиная с 1995 г. пройдут радикальные преобразования структуры Вооруженных Сил, их видов и ролов войск - возможен переход на четырех-трехвндовую структуру. Завершится создание группировок вовек (сил) и военной инфраструктуры на территории России, а также переход на смешанную систему комплектования ВС личный составом - по призыву и по контрактам: переход на безокружную систему в создание территориальных командований. Настоящим бичом для Вооруженных Сил является значительный некомплект личного состава, фактически укомплектованность войск находится на уровне 50%.

Весьма значительные сокращения и перемещения войск и техники требуют уточнения региональных квот основного вооружения на северо-западе и юге России, предусмотренных Парижским Договором об обычных вооруженных силах в Европе (19.11.90г.".

Реорганизация Вооруженных Сил происходит также на Украине и в Беларуси. В республиках Прибалтики, Молдове. Закавказье и Средней Азии - начато строительство своих Вооруженных Сил. Наиболее глубокие перемены происходят на Украине, гас, например, войска ПВО и ВВС объединены в Войска Воздушной обороны.

Сейчас возможно создание коалиционных (миротворческих) сил под конкретную секретную ситуацию, как, например, на таджнкско-афгзнской границе. Участниками коалиционных сил, помимо России, могут быть Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан. Кроме того, самостоятельно могут выделять такие силы Украина и Беларусь. 

Проблемы качественной реорганизации

Распад СССР нанес огромный ущерб военной мощи его преемнику - России: от единой оборонительной структуры отошли шесть наиболее крупных и оснащенных передовой военной техникой военных округой (БВО, ПрикВО. КВО, ОдВО, фактически ПрибВО и ЗакВО). Суммариая числениость этнх округов превышает общую численность войск, дислоцированных ранее за рубежом. Поэтому в значительной мере справедливы слова МО РФ П.Грачева о том, что Российскую армию, по сути, надо создавать с нуля. Может быть, это сказано слишком сильно - у маршала Е. Шапошникова было несколько иное мнение: "История Российской армии началась не сегодня. Однако, имея в виду массовый вывод советских-российских войск из государств бывшего Варшавского Договора, вывод огромного количества боевой техники, можно сказать, что реорганизация войск началась фактически задолго до официального начала военной реформы, под давлением внешних факторов (фактические 1989г.).

Наиболее существенные изменения претерпевают сухопутные войска. Они уже были частично реорганизованы однажды в связи с пере-ходом в 1987г. государств Варшавского Договора на оборонительную доктрину. Тогда количество бронетанковой и другой ударной техники o дивизиях было сокращено примерно на 40%.

Однако предстоящая реорганизация предусматривает более серьезные структурные изменения войск: переход от системы "армия-дивизия" к системе "корпус-бригада" с необходимым минимумом компактных и эффективных органов управления.

Мотострелковая бригада может иметь численность в 2.5-З тыс. чел., 50-60 танков, до 250 бронемашин, примерно 50 орудии в минометов к 50 средств ПВО. Это один из вариантов штата бригады, разработанный еще к 1991 г. Прорабатываются и другие варианты в сторону их некоторого укрупнения (численность 3.5-4.5 тыс. чел.. танков в танковой бригаде - до 200 ед., всего батальонов (дивизионов) -до 9.

Однако это не означает, что вес армии станут корпусами, а дивизии - бригадами. Примером могут служить 11-я гвардейская армия, дислоцированная в Калининградской области. выведенная ныне из состава Северозападной группы войск я ставшая "отдельной", а также 1-я гвардейская танковая армия, выведенная из Дрездена в Смоленск и оставшаяся армией. В то же время 8-я гвардейская армия, выведенная из Магасбурга в Волгоград, стала корпусом, но крупномасштабным (до 5 бригад).

Видимо, оставаться армия армией или со-кращаться до корпуса зависит от ее места лислокации общей роли этого места в военно-стратегической оценке ситуации. Некоторые армии расформировываются.

Из других видов Вооруженных Сил надо отметить войска ПВО и ВМФ. Система ПВО страны значительно нарушена тем, что ее соединения и части, размещавшиеся ранее на территория Украины, Беларуси и Закавказья, включены в состав вооруженных сил этих новых государств. Гигантские сооружения для обнаружения целей, созданные в Западное Украине (Мукачево я др.), Прибалтике (Скруиде), а также Крымские и Закавказские системы либо отошли, либо находятся в крайне сложном положении, что является большим ущербом для сил ПВО и ПРО. Понесла ущерб и авиация, особенно дальняя и транспортная; ослаблен вертолетный парк.

Велики трудности ВМФ, возникшие после распада СССР. Начатая реорганизация войск не задела пока существенно многие другие структуры Министерства обороны: военно-учебные заведения, научно-исследовательские институты и др. Сократилось лишь количество военно-учебных заведений в связи с переподчинением многих из них, расположенных на территории других государств СНГ, министерствам обороны этих стран. Однако училища, оставшиеся на территории России, практически еще не подверглись серьезной реорганизации, так же как и военные академии (факультеты). Идет сокращение их личного состава. В то же время появились три новые военные академии: ПВО Сухопутных войск (взамен оставшейся на Украине), Военно-космическая (бывший Военный институт им.Можайского в Санкт-Петербурге) и Военная академия экономики, финансов и права на базе бывшего финансового факультета я Военного института.

В области правовой базы военной реформы и законодательного закрепления системы социальных гарантий для военнослужащих я других лиц дело продвинулось. Ухе приняты основные законы, хотя не все они работают и не все отвечают нынешней обстановке. Основополагающими являются закон "Об обороне", закон "О статусе военнослужащего", "Законовоинской обязанности и военной службе" и некоторые другие.

Военные законы оказали положительное влияние на перераспределение расходов военного бюджета в пользу социальных нужд личного состава войск. За последние три года процент расходов на эти цели возрос в два раза: с 25 до 50% всех ассигнований, выделяемых на военные цели. Однако наиболее важной, новой и масштабной частые военной реформы РФ является создание мобильных сил - нового оперативно-стратегического объединения типа сил быстрого развертывания, что соответствует современному военно-политическому положению в Европе, Азия и в мире в целом. Это обеспечит, при необходимости, военное присутствие в кратчайшие сроки в любом взрывоопасном регионе до развертывания и подтягивания более внушительных сил. Такое межвидовое объединение Вооруженных Сил также может привлекаться и к миротворческим и разъединительным миссиям под эгидой ООН, СНГ, в зонах локальных вооруженных конфликтов.

Их формирование начато в 1993г. на основе ВДВ на базе ПриВО и УрВО. Сильная группировка мобильных сил создается в составе СКВО. В последующем здесь возможно формирование оперативно-стратегического территориального командования, которому бы подчинялись все войска, дислоцированные в регионе.

По предварительной наметке, указанные соединения и части составят Силы Немедленного Реагирования (СНР), а как второй эшелон Мобильных сил будут созданы Силы Быстрого Развертывания (СБР).

Ориентировочный состав сил СНР, по опубликованным данным и по нашим подсчетам, может включать свыше 100 тыс. чел. (около пяти ВДД). а с учетом сил обеспечения и авиации до 150 тыс. чел. Силы Быстрого Развертывания (СБР), куда войдут более "тяжелые" по вооружению соединения и части, включая транспортную и боевую авиацию, составят также около 150 тыс. чел. (до трех АК и одна воздушная армия). Процесс формирования уже начался.

Наличие мобильных сил, опирающихся на войска постоянной дислокации в определенных районах и поддерживаемые мощными резервами, в наибольшей степени отвечает условиям сегодняшнего (да и завтрашнего) дня, ибо очевидно, что не глобальная катастрофа, не смертельная схватка Востока и Запада, а локальные (региональные) войны грозят вовлечь в свою орбиту крупные в военном отношении государства. И в первую очередь такая опасность просматривается на Юге; в дальнем и ближнем зарубежье она уже является реальностью для нас.

Конечно, действия мобильных сил зависят от наличия мощной военно-транспортной авиации, а сейчас у нас с этим слабина, так как 2/5 ее отошли к Украине, Беларуси и Узбекистану. Нужен также мощный вертолетный парк: и здесь значительные трудности по той же причине, которые надо преодолевать, а на эта нужно время. Естественно, что все соединения и части мобильных сил должны укомплектовываться самой передовой военной техникой и отборным личным составом. Очевидно, мобильные силы меньшей численности будут создаваться и в других военных округах.

Нельзя считать, будто прежде в составе Вооруженных Сил не было мобильных частей - были и есть. Это мощные воздушно-десантные войска (ВДВ), а на флоте - части морской пехоты. Новизна нынешнее концепции мобильных сил, на ваш взгляд, состоят в том, что они будут носить межвидовой характер, иметь более широкий по диапазону средств состав и способны самостоятельно решать более крупные задачи оперативно-стратегического масштаба.

Вместо прежних главкомов направлен, которые по своему оперативному предназначению были в основном устремлены вперед и должны были обеспечить единое командование приграничными военными округами и зарубежными группами войск, создаются территориальные командования, действующие в пределах определенной территории России и возглавляющие реформирование российских войск и управление ими.

Конечно, создание таких новых командных структур обойдется "в копеечку", но, видимо, оно вызвано реальными потребностями сегодняшнего дня, огромными размерами российской территории и, на каш взгляд, является ступенькой к реорганизации видовой структуры Вооруженных Сил. 

Проведение военной реформы связано также с конверсией оборонной промышленности. Войска, да o потребности военного экспорта, нуждаются в новейшей; технике, а для этого оборонные предприятия должны быть разделены по крайней мере на три группы:

  • одни из них должны по-прежнему заниматься только обороннымн заказами;

  • другие - выпускать боевую техннку o вооружение лишь частично;

  • часть предприятий должна однозначно перейти к производству только гражданской продукции.

Военная промышленность России нуждается не только в конверсии, но и в своего рода реформе. Ведь многие важнейшие виды производства остались сейчас за границей России: есть два пути решении проблемы - кооперирование с другими государствами СНГ или же создание новых производств на территория России. Возможно к объединение этих двух направлений. Только при таком решение могут быть выполнены задачи обеспечения войск передовой военной техникой.

Военные расходы РОССИИ на 1994 г. планируются в сумме 6 трлн,руб. (при запросе в 8- 9 трлн.руб.). Это составит примерно 20% всего сосу дарственного бюджета. 

Нерешенные вопросы

Продолжающийся массовый вывод российских войск из дальнего и ближнего зарубежья отрицательно сказывается на ситуации. Большое количество частей снялось или снимается с прежних мест дислокации, находится на колесах или обустраивается в новых местах. Такие части фактически выводятся из строя бос готовых на полгода и более. Следует сказать также о судьбе войск, находящихся в "горячих точках" и влиянии региональных военных конфликтов, заставляющих на ходу уточнять отдельные положения военной реформы (например, судьба Северо-Кавказского военного округа). Пока что целые соединения (201 СД в Таджикистане) o даже объединения (14 армия в Приднестровье) остаются за рубежами России.

Следует отметить и трудности субъективного порядка - слишком частая смена руководящего состава в Министерстве обороны. За период с августа 1991 г. сменилось три министра обороны и пять начальников Генерального штаба, сменились главкомы видов Вооруженных Сил и другие крупные военачальники. Каждому из них надо было осваивать сложившуюся ситуацию в Вооруженных Силах, вырабатывать свою точку зрения, что не могло не сказаться на содержании военной реформы и ходе ее выполнения.

Нельзя пройти и мимо некоторых, с нашей точки зрения, некомпетентных решений Верховного Совета, который до того "урезал " "Закон о воинской обязанности и военной службе", что при общем количестве состоявших на учете на 1 января 1993 г. 1 млн. 814 тыс. чел., подлежали призыву только 299 тыс., или 16% призывников. При этом непосредственно в Вооруженные Силы попадает лишь 60% призывников, а остальные 40% - в войска МВД, пограничные и другие воинские формирования. Это довело некомплект личного состава до менее чем 50% от штатной численности. Пришлось вносить срочные поправки: исключить часть льгот по призыву, отсрочить альтернативную службу и др. Долгое время фактором, сказывавшемся отрицательно на ходе военной реформы, было отсутствие законодательно утвержденной Военное доктрины Российской Федерации. 2 ноября Военная доктрина РФ была рассмотрена и утверждена Президентом Российской федерации. Это, безусловно, сделает реформу более целенаправленной в интересах укрепления обороноспособности нашей Родины. 


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации