РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ
1993 № 20 (24)
Экономика |
Обозреватель - Observer |
В помощь предпринимателю РЕСПУБЛИКА КОРЕЯ* Ю. ФЕДОРОВ ВАЖНЕЙШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ Площадь 99,1 тыс. кв. км Климат умеренный Температура +3,6 -+23,3С Население 42,79 млн. чел. Официальный язык корейский Языки делового общения корейский, английский, японский Религия буддизм, христианство Государственное устройство республика Административно-территориальное деление 9 административных единиц - провинций; города: Сеул, Пусан, Тэгу, Инчхон - выделены в отдельные административные единицы. Столица - г. Сеул Поясное время + 7 час. к московскому Объем ВНП. млрд. долл. США 1990 г. - 228,2; 1991 г. - 243,9 Темя прироста ВНП, % 1990 г.- 8,6; 1991 г.-6,9 ВНП на душу населения, долл. США 1990 г.-5569 Темп инфляции. % в год 1990 г. - 10,2; 1991 г. - 9,5 Длина дорог, тыс. км автомобильных шоссейных - 47; железных - 6,456 Главные морские порты Пусан, Инчхон, Мукхо, Масан, Йосу, Кунсан, Мокихо, Пхохан, Ульсан, Чеджу, Сокчхо, Самчхонп Аэропорты, в том числе международные Сеул (Кимпо), Пусан (Кимха). о-в Чслжу Экспорт, млрд. долл. США 1990 г. - 65,0; 1991 г. - 68,3 Основные статьи экспорта в 1989 г.. млрд. долл. США машины и оборудование - 23,55 (37,8%), прочие готовые промышленные товары - 34,74 (55.7%), продовольствие - 2,21 (3,35%) Основные экспортные рынки, % США - 33,1; Япония - 21,6; Гонконг - 5,4; ФРГ - 3,4; Канада - 3 Импорт, млрд. долл. США 1990 г. - 68,0.1991 г. - 72,8 Основные статьи импорт .в 1989 г.. млрд. долл. США машины и оборудование - 20.10 (32,7%); прочие готовые про-мышленные товары - 9,66 (15,7%); сырье, кроме топлива- 8,74 (14, 2%); продукция химической индустрии - 7,14 (11,6%); минеральное топливо-7,63 (12,4%) Основные источники импорта, % Япония - 28,4; США - 25,9; ФРГ - 4,3; Австралия - 3,6; КНР - 2,8 Инвалютные резервы, млрд. долл. США 16,12 (ноябрь 1990 г.) Внешний долг, млрд. долл. США 30,4 (1990 г.) Прямые иностранные инвестиции, млрд. долл. США 1980 - 1989 гг. - 5,20; 1989 г. - 1,09; январь-июнь 1990 г. - 1,31 Основные иностранные инвесторы., %, 1989г. Япония - 60,6; США - 22,6; страны Западной Европы - 10,2; Гонконг - 3,1 * Материал продолжает серию публикаций "В помощь предпринимателю". См. "Обозреватель" 1993 г.: № 1(5), № 3(7) - Китай, № 10(14) - Малайзия, № 11(15) - Королевство Таиланд, № 13(17) - Тайвань, № 14(18) - Япония № 15(19) - Сингапур, № 19(23) - Филиппины. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ, ВАЛЮТНОЕ, НАЛОГОВОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 1.1. Внешнеторговый контроль 1.2. Экспортные операции 1.3. Операции по импорту 1.4. Импортные пошлины и сборы 1.5. Инфраструктура содействия внешней торговле 2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2.1. Институциональная структура валютного регулирования 2.2 Порядок установления курса национальной валюты 2.3. Регулирование операций с наличными 2.4. Регулирование операций экспортно-импортных и капитальных операций 2.5. Валютные аспекты экспортно-импортных и капитальных операций 2.6. Операции с золотом 3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ 3.1.Основные налоги 3.2. Налогообложение компаний 3.З. Налогообложение физических лиц 3.4. Налоги, уплачиваемые "у источников" 3.5. Прочие налоги 3.6. Международные оглашения в области налогообложения 4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 4.1. Инвестиционная политика государства 4.2. Порядок утверждения иностранных инвестиций 4.3. Формы организации предприятий 4.4. Льготный режим для различных видов капиталовложений 4.5. Экспортно-производственные зоны 1. ВНЕШНЕТОРГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 1.1 ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ КОНТРОЛЬ Регулирование внешнеторговых операций в Корее осуществляется в соответствии с Законом о внешней торговле (Foreign Trade Law) Экспортер или импортер обязан ежегодно получать лицензию, либо в Министерстве торговли и промышленности, либо в уполномоченной внешнеторговом банке. В Корее применяются минимальные административные ограничения на экспорт (большинство товаров может вывозиться беспрепятственно). То же самое относится и к импорту. Он делится на три основные группы:
В 1967 г. Корея подписала Генеральное соглашение о тарифах и торговле. С этого момента правительство страны взяло курс на постепенное ослабление импортных ограничений. Если в 1978 г. в группу товаров, ввоз которых разрешался автоматически, входило лишь 64,9% всех наименований, входящих в национальную внешнеторговую классификацию, то в настоящее время, а страну свободно ввозится около 95% всех товаров. 1.2. ЭКСПОРТНЫЕ ОПЕРАЦИИ Основная часть экспортных операций осуществляется по безотзывным аккредитивам в форме либо векселей на предъявителя, либо срочных векселей. Возможен расчет и на других условиях - акцептный или по текущему счету. Наконец, определенные стратегические товары такие, как суда, экспортируются на условиях отличенного платежа. Обычно заявление на получение экспортной лицензии подается в уполномоченный внешнеторговый банк, (исключение составляет экспорт заводского оборудования и поставки с расчетом в рассрочку более чем на один год). Если на вывоз заявленных товаров не введены какие-либо ограничения, лицензия выдается автоматически. В ином случае экспортер должен сначала заручиться рекомендацией соответствующего министерства, а уже затем обращаться во внешнеторговый банк. Если же партнеры договорились об особых условиях платежей, то лицензия выдается Министерством торговли и промышленности. Для получения лицензии необходимо представить следующие документы:
После получения лицензии специальное инспекционное агентство проверяет качество товаров. Следующий этап - получение таможенного свидетельства. Для этого экспортер должен поместить товары на указанный ему склад, где таможня проверяет их соответствие счету-фактуре, а также выданное лицензии. Если все в порядке, таможня выдает разрешение на беспошлинный вывоз товаров. При обращении за таможенной декларацией представляются:
При получении на таможне разрешения на экспорт экспортер договаривает о судне с судоходной компанией, а также заключает договор о страховании со страховой компанией. Наконец, с помощью экспедиционно-транспортной компании товары грузятся на борт судна. Оплата экспортных товаров производится через уполномоченный внешнеторговый банк. После отправки груза экспортер выписывает вексель. К нему прилагаются путевые документы, аккредитив, а также другие документы, которые могут быть затребованы банком. В обычном случае окончательные расчеты по поставленным товарам происходят в течение года с момента отгрузки. 1.3. ОПЕРАЦИИ ПО ИМПОРТУ Порядок осуществления импортных операций, как и операций по экспорту, может быть различным в зависимости оттого, какие товары ввозятся и каковы условия их оплаты: акцепт, по текущему счету или с отсрочкой платежа. Однако основная часть импорта осуществляется на основе коммерческих аккредитивов, при этом последовательно выполняются следующие действия. Импортер получает лицензию от уполномоченного внешнеторгового банка. В случае, если ввоз данного товара одобряется автоматически, импортер должен просто направить во внешнеторговый банк свое заявление, а также заключенный им контракт или письмо о намерениях, полученное от фирмы-экспортера. Если же ввоз товара ограничен, импортеру необходимо сначала заручиться согласием соответствующего министерства или специализирующейся на импорте ассоциации, а уже затем подать заявление в банк. В определенных случаях разрешение на импорт выдается Министерством торговли и промышленности. В заявке на получение лицензии представляются следующие документы:
Импортер, получив лицензию, должен при посредничестве внешнеторгового банка в течение 30 дней открыть безотзывный аккредитив в пользу иностранного поставщика (7 дней в случае срочного аккредитива). Естественно, что предварительно импортеру необходимо получить согласие внешнеторгового банка на проведение подобных трансакций. Затем он сообщает об этом иностранному поставщику, и тот может начать отгрузку. Банк, в котором открыт аккредитив, получив документы на перевозку, извещает об этом импортера. Завершив отгрузку, иностранный поставщик передает банку переводной вексель вместе с оригиналом документов на перевозку, а банк, в свою очередь, пересылает документы импортеру в обмен на оплату переводного векселя. По прибытии импортируемый груз помешается на заранее определенный склад, где и хранится под охраной таможенных властей. Доставившая груз транспортная компания передает получателю накладную в обмен на спецификацию. Импортер сам или через таможенного маклера обращается на таможню с просьбой о выдаче ему разрешения на ввоз. Получив декларацию, таможня оценивает груз и взыскивает импортную пошлину по установленной тарифной сетке. После уплаты пошлины импортеру выдастся разрешение на импорт от таможни, а затем ему передастся груз. Импортер должен предоставить на таможню:
При осуществлении импортных операций используются следующие основные документы на перевозку грузов:
1.4. ИМПОРТНЫЕ ПОШЛИНЫ И СБОРЫ Взимание импортных пошлин осуществляется в соответствии с Законом о таможенных пошлинах (Customs Act), Таможенным тарифом (Customs Tariff), рядом других подзаконных актов. Импортеры уплачивают главным образом адвалорные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров. В отдельных случаях применяются также специфические пошлины, начисляемые на единицу товара. В целях зашиты местных производителей от несправедливой конкуренции предусмотрено использование специальных видов пошлин: компенсационных (в случае импорта товаров, при производстве которых применялись субсидии) и антидемпинговых (при ввозе товаров по значительно более низкой цене, чем обычная цена в стране-экспортере). При этом ставка компенсационной пошлины не должна превышать размера субсидий, а антидемпинговой - разницы между ценой ввоза и обычной ценой в стране экспортера. Таможенная стоимость товаров, на базе которой начисляются пошлины, определяется как цена, фактически уплаченная за них в момент пересечения границы (цена СИФ). В нее включаются цена товара, указанная в счете-фактуре, а также такие фактические расходы, как компенсационные и брокерские, затраты по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке и страхованию груза, роялти и другие виды платы за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым товарам. В случае, если стоимость товара, заявленная в счете-фактуре, явно не соответствует фактической, соответствующие органы определяют таможенную стоимость последовательно на основе цены на импортные идентичные товары, продажной цены данных или аналогичных товаров на внутреннем рынке, а также на базе расчетной стоимости, то есть оценки издержек производства и реализации данных предметов. Таможенный тариф Кореи построен в соответствия с "Брюссельской таможенной номенклатурой" (он содержит 21 раздел, 99 групп, более 1000 товарных позиций несколько тысяч наименований). В 1983 г. с принятием нового таможенного законодательства правительство Кореи начало реализацию комплекса мер по постепенному снижению импортных пошлин. В 1983-1988 гг. средняя, так называемая базовая, ставка снизилась с 23,7 до 18,1%, в том числе по продукции обрабатывающей промышленности с 22,6 до 16,9%. Однако на практике нередко применяются и более низкие ставки: концессионные - с целью стимулировать импорт отдельных товаров, квотные - для стабилизации- внутренних цен и обеспечения устойчивых поставок основных видов сырья. Новый план снижения уровня таможенного обложения был принят в 1988 г. В соответствии с ним, к 1993 г. базовая ставка на импорт всех промышленных товаров должна быть снижена с 20 до 8%, продукции обрабатывающей промышленности - с 16,9 до 6%, полностью ввозимых сырьевых материалов - с 5 до 1,5%. остальных видов сырья - с 10 до 3%, продуктов, прошедших первичную переработку - с 20 до 5%, предметов роскоши - с 50 до 30% сельхозпродуктов - с 20 до 8%. 1.5. ИНФРАСТРУКТУРА СОДЕЙСТВИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ В Корее активное содействие ведению внешней торговли оказывают ряд неправительственных организаций, в том числе Корейская торгово-промышленная палата (Korea Chamber of Commerce and Industry) другие торгово-промышленные палаты. Ассоциация корейских торговцев (Когеа Тгаders Аssoction), внешнеторговые банки, ведущие коммерческие банки. Помимо 8 генеральных торговых компания, входящих в состав крупнейших финансово-промышленных групп страны ("Samsung", "Hyundai", "Daewoo", "Lucky Gold Star" и др.). Контролирующих значительную часть экспорта, в Корее существует множество мелких к средних компаний, занимающихся ведением внешнеторговых операций. Выход из них возможен через Корейскую экспортно-импортную ассоциацию (Когеа Export Buying office Association). Официальную регистрацию торговцев проводит Корейская ассоциация торговых агентств (Korea Trading Agents Association). Только ее членов правительство признает участниками внешнеэкономической деятельности, а также уполномоченными внешнеторговыми банками. Основной правительственный орган, действующий во внешнеторговой сфере - Корейская корпорация содействия внешней торговле - КОТРА (Когеа Тгаdе Pronation Corporation - KOTRA), созданная в 1962 г. Ее задачи: изучение и освоение внешних рынков, создание единого байка данных в области внешнеторговой информации, пропаганда корейской продукции и ознакомление с ней зарубежных партнеров, содействие внешнеторговым сделкам, в первую очередь за счет оказания помощи мелким и средним корейским компаниям. При необходимости КОТРА привлекает иностранный капитал, оказывает поддержку корейским фирмам, стремящимся участвовать в международных выставках и организующим выставки в стране. Корпорация постоянно следит за рыночной конъюнктурой, тенденциями развития международной торговли, выбирает наиболее перспективные рынки сбыта. Главными подразделениями КОТРА являются: Центр торговой информации и международного сотрудничества (создание сетей по обмену внешнеторговой информацией, организация специальных семинаров по обычаям предпринимательства в зарубежных странах, конъюнктуре капиталовложений, хозяйствен ному законодательству); Центр выставок и содействия торговле (консультирование местных и иностранных предпринимателей, прием зарубежных торговых миссий и посылка корейских миссий в другие страны, участие в организации множества общих и специальных выставок); страновые отделы (по Азии и Океании, Америке, Европе и Африке). Перечисленные подразделения входят в штаб-квартиру КОТРА. Они теснейшим образом сотрудничают с Центрами корейской торговли (ЦКТ), созданными за рубежом на взаимной основе на правах торговых миссий. ЦКТ являются своеобразным "передним краем" корпорации, они устанавливают непосредственные контакты с зарубежными бизнесменами, проводят первичную обработку и посылают в штаб-квартиру информацию о конъюнктуре рынков в своих странах, особенностях ведения здесь бизнеса, об отдельных фирмах. В настоящее время торговые представительства КОТРА действуют почти во всех странах Восточной Европы, а также в СНГ и России, причем данные рынки считаются чрезвычайно перспективными для корейского бизнеса. 2. ВАЛЮТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 2.1. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Министерство финансов Кореи разрабатывает правила, регламентирующие операции с валютой: заключение сделок, осуществление платежей за не товарные трансакции, капитальных операции и трансферты. Банк Кореи (центральный банк страны) реализует политику правительства в валютной сфере. Наконец, уполномоченные внешнеторговые банки н отделения иностранных банков непосредственно осуществляют следки с иностранной валютой. 2.2 ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ КУРСА НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ Денежная единица Кореи - вона (1 вона = 100 чонам). До недавнего времени ее курс к доллару США и другим валютам рассчитывался на базе "корзины" пяти валют стран - основных внешнеэкономических партнеров Кореи, а также СДР. Банк Кореи ежедневно устанавливал отношение воны к доллару; последний путем официальных сделок использовался для поддержания курса. Цены, по которым центральный банк покупал доллары США у уполномоченных внешнеторговых банков, колебались в пределах + 0,4% от официального базового уровня. Таким же образом устанавливалась цены продаж и покупок, которые внешнеторговые банки осуществляли по телеграфным переводам. Однако со 2 марта 1990 г. "корзина" валют была заменена рыночной системой определения среднего курса воны. Согласно ей, отношение воны к доллару США ежедневно устанавливается на базе средневзвешенных курсов по межбанковским операциям с наличными за предыдущий день. Хотя колебании курса воны по межбанковским операциям по-прежнему ограничены 0,8% (то есть если средний курс воны составляет 690 за 1 долл. США, то цена покупок и продаж корейской валюты находится в пределах от 687, 2 до 692,8 воны за 1 долл.), однако со временем правительство намерено значительно расширить эти рамки - сначала до + 1%, а затем до + 2,25%. Отношение воны к другим валютам ежедневно устанавливается уполномоченными банками на основе курсов продаж и покупок доллара на зарубежных валютных рынках. Уполномоченным внешнеторговым банкам разрешено осуществлять широкий круг операций: срочные сделки, покупка иностранной валюты в обмен на отечественную с последующим выкупом, опционы между иностранными валютами, а также между волами и иностранными валютами. Не предусмотрено каких-либо специфических ограничений по условиям срочных межбанковских операций, вместе с тем сделки между внешнеторговыми банками и небанковскими партнерами должны основываться на "добросовестности". Правительство Кирек планирует перейти к системе свободного рыночного курса воны, то есть последний будет определяться исключительно на основе соотношения спроса и предложения, при этом государственное вмешательство в механизм валютного рынка должно быть сведено к минимуму (только в экстренных случаях). 2.3. НЕРЕЗИДЕНТСКИЕ И РЕЗИДЕНТСКИЕ СЧЕТА Нерезиденты, в том числе корейские рабочие за рубежом, могут открывать во внешнеторговых банках инвалютные депозиты; счета. Разрешены переводы с них, а также снятие наличных в случае выезда из Кореи. Причем, разрешение банка на осуществление переводов за рубеж, трансферта вклада и другие инвалюты, снятие средств со счета или осуществление установленных платежей для нерезидентов не обязательно. Резидентам также предоставлено право открывать инвалютные депозитные счета. Вкладчик по своему усмотрению может изменять валютную структуру депозита. 2.4. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕРАЦИИ С НАЛИЧНЫМИ Резиденты, выезжающие за рубеж, могут ежегодно покупать в уполномоченном банке иностранную валюту, эквивалентную 5 тыс. долл. США, а с учетом необходимых транспортных расходов - до 10 тыс. долл. Однако в том случае, когда частное лицо собирается находиться за рубежом свыше 60 дней, ему разрешено приобретать валюту в большем объеме - из расчета 3 тыс. долл. в месяц. Во время деловой или официальной поездки владельцам кредитных карточек разрешено оплачивать все свои расходы, они также могут вывезти до 10 тыс. долл. наличными (или эквивалентную сумму в другой инвалюте). Для корейских студентов, обучающихся за рубежом, базовая месячная сумка - 1,5 тыс. долл. плюс 500 долл. на супруга (супругу) и 300 долл. на каждого ребенка. Кроме того, резиденты имеют право переводить своим родителям или детям, проживающим в других странах, до 5 тыс. долл. в год, хотя с разрешения уполномоченного банка эта сумма может быть увеличена до 10 тыс. долл. Для вывоза из Кореи наличными свыше 2 млн. вон, а также иностранной валюты необходимо получить специальное разрешение. Нерезиденты могут вывозить инвалюту в пределах сумм, зарегистрированных при въезде. Иностранцам, работающим в корейских и зарубежных фирмах, разрешено переводить в свои страны зарплату (за исключением сумм расходов на проживание в Корее), а также пенсию. Нерезиденты обязаны регистрировать инвалюту, ввозимую в Корею, в случае, если ее объем превышает 5 тыс. долл. (или эквивалент в другой валюте). Они могут беспрепятственно обменять на воны до 50 тыс. долл. (свыше этой суммы - только по специальному разрешению Банка Кореи). Нерезидентам запрещено ввозить свыше 2 млн. вон. 2.5. ВАЛЮТНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКСПОРТНО-ИМПОРТНЫХ И ИНВЕСТИЦИОННЫХ ОПЕРАЦИЙ Все расчеты по внешней торговле между Кореей и другими государствами ведутся в конвертируемых валютах (валюты стран-членов МВФ, признавших ст. 8 Устава МВФ, плюс гонконгский доллар и швейцарский франк) через уполномоченные банки. Импорт. Импортер товаров должен получить специальную лицензию (подробнее см. 1.1, 1.3 и 1.4). При осуществлении платежей по невидимым статьям индивидуальная лицензия также необходима, однако для выплаты банковской задолженности, страховых взносов, оплаты услуг связи, периодических изданий она выдается автоматически. Экспорт. Разрешение на вывоз подавляющей части товаров выдастся автоматически (см. 1.1 и 1.2). Выручка от экспорта должна быть либо продана уполномоченному банку, либо депонирована на инвалютный счет. Инвалюта, полученная по невидимым статьям, также либо продается банку, либо депонируется. На инвалютный депозитный счет поступает и выручка, полученная за рубежом корейскими строительными компаниями. Конверсия этих депозитов может быть осуществлена после того. как банк удостоверится в законности данной трансакции (очевидно, что в большинстве случаев соответствующее разрешение выдается автоматически). Инвестиционные операции. Для осуществления инвестиций за рубежом, а также предоставления кредитов резиденты должны получить соответствующее разрешение. В случае. если сумма инвестиций не превышает 2 млн. долл. разрешение выдается автоматически. Корейские компании, инкорпорированные за рубежом, могут удерживать прибыль, необходимую им для расширения деятельности или улучшения финансового положения. Для частных лиц - эмигрантов сумма вывозимых средств ограничена 200 тыс. долл. на текущие расходы н 300 тыс. долл. на инвестиционные пели (в расчете на семью). Впрочем, с разрешения уполномоченного банка эта сумма может быть увеличена. С 1984 г. в Корее значительно улучшены условия для вложения иностранного капитала. В обрабатывающей промышленности для него открыты 98% всех отраслей. Разрешен перевод за рубеж дивидендов и законной прибыли, полученной иностранным вкладчиком (об инвестиционной политике см. подробно раздел 4). Для получения иностранного кредита необходимо специальное разрешение. Если сумма кредита превышает (млн. долл., то порядок его получения регламентируется Законом о стимулировании иностранных капиталовложений, при сроке погашения до 3 лет - Законом о валютном контроле. 2.6. ОПЕРАЦИИ С ЗОЛОТОМ Резиденты Кореи могут свободно покупать, держать и продавать золото я любых формах. Импорт золота в любой форме, за исключением монет, находящихся в обращении, требуют специального разрешения, (то есть некоторые коллекционные монеты, являющиеся законными средствами платежа, но не обращающиеся, могут свободно ввозиться). Экспорт золота в любой форме, за исключением готовых изделий, в которых оно является главным материалом, возможен только с разрешения Банка Кореи. Золото, производимое внутри страны, может здесь свободно продаваться и покупаться. 3. НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ 3.1. ОСНОВНЫЕ НАЛОГИ В Корее применяются следующие основные виды подоходных налогов: корпоративный налог, личный подоходный налог, налог на прирост капитала. Как компании, так и частные лица уплачивают специальные налоги на оборот и на резидентов. К числу прочих налогов относятся: налог на добавленную стоимость, на потребление, таможенные пошлины и сборы, гербовый сбор, налог на транспорт акций, на наследство к дары. Порядок начисления и взимания фискальных платежей определяется соответствующими законодательными актами - Законом о налоге на корпорации (Corporation Tax Law), Законом о личном налогообложении (Incom Tax Law), Актом о таможенных пошлинах (Customs Act и прочими. Для физических лиц налогооблагаемый год совпадает с календарным, для корпораций и прочих юридических лиц - с периодом их финансовой отчетности. 3.2. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КОМПАНИЙ При налогообложении все компании в Корее классифицируются как местные, иностранные резиденты или иностранные нерезиденты. В первую группу включены фирмы, инкорпорированные в стране или имеющие здесь штаб-квартиру. Соответственно, различными видами налогов облагается их суммарная прибыль, вне зависимости от места ее получения. Во вторую группу входят подразделения зарубежных компаний, ведущие бизнес, но не за регистрированные в стране: отделения, отделы сбыта, сборочные предприятия и т.п. Налоги взимаются с их доходов, полученных в Корее. К числу иностранных компаний-нерезидентов отнесены те, которые не имеют здесь постоянных представительств, (они платят только налог "у источника"). Виды и ставки платежей. Законодательством установлены следующие основные виды фискальных платежей с прибыли компаний: корпоративный налог, налоги на нужды обороны, а также на резидентов. Ставки корпоративного налога для отдельных категорий плательщиков (основная часть компаний с иностранным участием попадает в первую группу) приведены в табл.1. Таблица 1 Ставки корпоративного налога для отдельных категорий плательщиков * Частные фирмы с оплаченным капиталом свыше 5 млрд. вон, не зарегистрированные на фондовой бирже, а также компании с акционерным капиталом свыше 10 млрд. вон облагаются налогом по более высоким ставкам. ** Корпоративным киотом облагаются коммерческие операции. Для компании-резидентов ставка налога на нужды обороны - 20% (25% при облагаемой прибыли свыше 500 млн. вон), налога на резидентов - 7,5% от суммы корпоративного налога. Нерезиденты же платят 25% налог "у источника". Они также облагаются 7,5%-ным налогом на резидентов, однако освобождаются от платежей на нужды обороны. Расчет налогооблагаемой прибыли. Налогооблагаемая прибыль компании равна валовой прибыли минус установленные законом вычеты и скидки. Закон о корпоративном налоге содержит ряд условий, которые должны быть соблюдены при расчете. Так в нем:
Сумма выплат по выходным пособиям должна быть минимальной их 10% обшей зарплаты (базовая зарплата + премии + прочие платежи) тех работников, которым могут выплачиваться пособия (т.е. занятых более 1 года); 50% от общей задолженности по выходным пособиям на конец года минус сумма резерва, уже признанная налоговыми органами. Расходы на покрытие сомнительных долгов не должны превышать 1% просроченной дебиторской задолженности по налогу.
пожертвования на общественные нужды, социальное обеспечение, религиозным организациям и т.п. освобождаются от налога в пределах 10% налогооблагаемой прибыли и 2% выпущенного акционерного капитала. Взносы в государственные агентства на цели обороны освобождаются полностью; затраты на развлечения, освобождаемые от налога, ограничены 2% выпущенного акционерного капитала я 0,1 % дохода от продаж.
3.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ При налогообложении личного дохода все физические лица в Корее классифицируются как граждане страны, иностранцы-резиденты, иностранцы-нерезиденты. Граждане и иностранцы-резиденты (лица, проживающие я Корее не менее 1 года) облагаются личным налогом на все доходы, вне зависимости от того, получены они в Корее или за рубежом. Нерезиденты же должны уплачивать налог только с дохода, полученного в стране, если иное не предусмотрено соглашениями о двойном налогообложения. Расчет налогооблагаемого дохода, ставки налога. Личный доход делится на комбинированный (трудовой доход, проценты по вкладам, дивиденды, доход с собственности, рентные поступления), пенсия, доходы от прироста капитала, от лесного хозяйства. В свою очередь, трудовой доход делится на заработок, полученный в Корее в местной валюте (класс А), а также за рубежом в иностранной валюте (класс В). В первом случае налог уплачивается "у источника" - т.е. работодателем, во втором - самим налогоплательщиком - через специальные добровольные ассоциации (со скидкой 20%). В налогооблагаемый трудовой доход включаются различные виды заработной платы, премии, прочие выплаты и компенсации за проделанную работу, выходные пособия, фиксированные предварительные вы платы на транспорт и поездки, а также компенсации уже произведенных транспортных расходов в том случае, если отсутствуют их документальные подтверждения, оплата жилья, коммунальных услуг, питания, страховые премии, выплачиваемые работодателем за работников (сверх установленного предела) и др. С другой стороны, из трудового дохода вычитаются: компенсация всем иностранцам зарубежных расходов на транспорт, жилье, образование, на коммунальные платежи, охрану и содержание прислуги, компенсация затрат на содержание личного автомобиля в случае его использования в деловых целях (до 200 тыс. вон в месяц), компенсация расходов на социальные целя, связанные с бизнесом, оплата медицинского обслуживания самого плательщика и его иждивенцев, денежная компенсация за неиспользованным отпуск (до 1 млн. вон в год), произведенные работодателем страховые платежи (в оговоренных рамках). От налогообложения освобождаются заработки иностранных специалистов:
- в обрабатывающих и добывающих отраслях, а также в строительстве; - при оказании технических услуг в соответствия с Законом о содействии оказанию технических услуг (Technical Service Promotion Law); - при формировании к работе с электронными системами обработки данных; -в исследовательской работе, производстве и обслуживании военного оборудования в соответствии со специальными мерами по обеспечению государства военной техникой (Special measures Joverment Military Supply). Это же положение распространяется на иностранных специалистов со степенью доктора наук, если они работают более 6 месяцев в специальных научно-исследовательских институтах (перечисленных в Законе по содействию научно-исследовательским центрам - Special Kesearch Institution Promotion Law) Законодательство устанавливает необлагаемый минимум комбинированного дохода, оно предусматривает также ряд других положений: определенная сумма в расчете на каждого иждивенца, которого содержит плательщик, взносы на медицинское страхование и медицинское обслуживание (также до установленного предела), расходы на образование как самого плательщика, так и членов его семьи, добровольные пожертвования центральному правительству и местным органам власти, а также взносы на цели национальной обороны и ликвидацию последствий наводнений (вычитаются полностью). Налоги на пенсии, доход от прироста капитала, от лесного хозяйства начисляются и взыскиваются отдельно от налога по комбинированному доходу. Налогообложению подлежит только половина пенсии, хроме того, с нее списывается определенная сумма в зависимости от продолжительности работы плательщика. Платежи же с остатка производятся по тем же ставкам, что и с комбинированного дохода. Налог на доход от прироста капитала (от продажи земли, зданий и сооружений) уплачивается по 40%-ной ставке (50%-ной, если имущество использовалось плательщиком менее 2 лет). Однако выручка семьи от продажи одного дома освобождается от налога, если дом принадлежал семье более 1 года. При осуществлении данного вида платежа обычно делается поправка на фактор инфляции (по индексу оптовых цен). Помимо водоходных налогов с физических лиц взыскиваются также платежи на нужды обороны и на проживание. Для резидентов они составляют соответственно 20% и 7,5% от общих обязательств по подоходному налогу. Нерезиденты уплачивают только налог на проживание - 7,5%. Порядок взимания личного подоходного налога, физические лица уплачивают налог с дохода, получен на год течение календарного года. К 31 марта следующего года плательщик должен представить в соответствующие органы налоговую декларацию и произвести по ней платеж. В том случае, если иностранец окончательно покидает страну, ему необходимо подать декларацию, покрывающую период с 1 января до даты отъезда. Естественно, что те налогоплательщики, которые получают только трудовой доход класса А, вообще не должны заполнять декларацию, поскольку налог с их заработка ежемесячно вносит работодатель, он же окончательно оформляет задолженность по налоговым платежам, выпускает сертификат окончательного расчета по подоходному налогу за весь год. Если плательщик имеет, помимо дохода класса А, прочие поступления (класс В, проценты, дивиденды, рента и т.п.), ему необходимо подать декларацию по комбинирован ному доходу. В случае непредставления декларации к установленному сроку или занижения дохода физическое лицо обязано заплатить 20%-ный штраф с суммы непогашенной задолженности. Если же оно в течение 30 дней после 31 марта вносит изменения в уже представленную декларацию, штраф составляет 10%. 3.4. НАЛОГИ. УПЛАЧИВАЕМЫЕ "У ИСТОЧНИКОВ" Для корейских резидентов (компаний и частных лиц) предусмотрены следующие ставки налога на доход от денежных капиталов, а также прочих налогов, уплачиваемых "у источника":
Ставки налогов, уплачиваемых "у источника", для иностранцев-нерезидентов:
3.3. ПРОЧИЕ НАЛОГИ Налог на добавленную стоимость оплачивается с цены продаваемых товаров и услуг, а также от стоимости импортируемых продуктов. Налог вносят хозяйственные субъекты, реализующие товары в услуги, получателя импортных грузов, местные потребители услуг зарубежных экономических субъектов, не имеющие постоянного представительства в Корее. Ставка равна 10%. Однако операции, дающие иностранную валюту, например, экспорт товаров и услуг, облагаются по нулевой ставке. Налог не взимается с продаж необработанных сельхозпродуктов, платы за медицинские услуги, за обучение, финансовых, банковских и прочих услуг личного характера. Отличие нулевой ставки от освобождения состоит в том, что в первом случае продавец может получить компенсацию суммы налога, уже вошедшей в цену использованного им товара (например, в качестве сырья), во втором случае это не предусмотрено. Налог на потребление взимается со стоимости ряда предметов роскоши. Таможенными пошлинами облагаются товары, ввозимые в Корею (см. раздел 1). Гербовым сбором облагаются отдельные виды расписок, документы о трансферте собственности, кредитные документы и др. Взимается также при регистрации компаний. Уровень ставки зависит от вида документа, а также от величины трансакции, по которой он составлен. Сбор с продажи акций установлен в размере 5% от цены, уплачиваемой получателем по трансферту. Налог на наследство и дары взимается со стоимости имущества по прогрессивной шкале - до 60% плюс налоги на нужды оборот и на проживание. Юридические лица не платят данный налог, полученные ими дары включаются в их суммарную прибыль. Законодательство предусматривает возможность переоценки некоторых видов акций в начале фискального года в случае, если индекс оптовых цен с момента предыдущей переоценки или с даты приобретения активов составил более 25%. Соответственно* с новой стоимости производятся и амортизационные отчисления. Ставка налога на переоценку активов - 3% от разницы между старой и новой стоимостью. 3.6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Корея заключила соглашение об избежании двойного налогообложения практически со всеми своими крупными внешнеэкономическими партнерами: Австралией, Австрией, Бангладеш. Бельгией, Канадой, Данией, Финляндией, Францией, ФРГ, Индией, Японией, Люксембургом, Малайзией, Нидерландами, Новой Зеландией, Норвегией, Пакистаном, Филиппинами, Сингапуром, Шри-Ланкой, Швецией, Швейцарией, Таиландом, Турцией, Великобританией и США. Согласно ряду соглашений, установлены ставки налогов, взимаемых "у источника" (табл.2). Таблица 2 * Как минимум при 25% участии в акционерном капитале. ** Прочие случаи. *** Если кредит предоставлен финансовым учреждением на срок 7 лет. **** Как минимум 10% участия в акционерном капитале. 4. ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО/FONT> 4.1. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Корейское хозяйственное законодательство в целом стимулирует приток в страну иностранного каптала, особенно, если инвестиции сопровождаются трансфертом передовых технологий. С середины 80-х годов значительно ослаблены ограничения на деятельность за рубежных компания, упрощена процедура утверждения новых проектов. Вместе с тем правительство взяло курс на постепенное выравнивание условий деятельности для местных и иностранных предпринимателей, в частности, за счет ослабления налоговых льгот для последних (опять-таки, исключая высокотехнологичные отрасли). Регулирование предпринимательской деятельности зарубежных юридических и физических лиц осуществляется в соответствии с Законом о стимулировании иностранных капиталовложений (Foreign Capital Inducent Act), изменен в 1974 г.), соответствующего основным между народным стандартам. Различные аспекты деятельности зарубежного бизнеса определяются также Законом о валютном контроле (Foreign Exchang Control Law), Таможенным законом (Customs Law), Торговым кодексом (Commercial Code), рядом актов о налогообложении, Министерство финансов (МФ) периода-чески публикует "Основные направления для вложения иностранного капитала" (Juidelinefor Foreign Investment). Важнейшие положения Закона о стимулировании:
В 1984 г. система регулирования иностранных инвестиций претерпела радикальное изменение - если ранее правительство заблаговременно определяло круг отраслей, в которых разрешались иностранные инвестиции, то теперь составляются два "закрытых списка". В соответствии с "Основными направлениями ", я первый список (класс I) включены отрасли, деятельность в которых для иностранных компаний запрещена: оборонная промышленность, экологически опасные производства, сфера соцобеспечения. Ко второму списку (класс II) отнесены отрасли, в которых возможность для вложения иностранного капитала временно ограничена, но постепенно с наступлением определенных перемен в экономике будет расширена: отрасли, субсидируемые государством, являющиеся крупными энергопотребителями, характеризующиеся высокой степенью зависимости от импорта сырья и материалов, выпускающие предметы роскоши, а также перерабатывающие сельхоз- и рыбопродукты. Однако уже сейчас инвестиции в отрасли, внесенные во второй список, могут быть разрешены в тех случаях, когда:
К началу 90-х годов около 79% отраслей, входящих в стандартную промышленную классификацию Кореи, были выведены из "закрытых списков". В этих отраслях проекты утверждаются автоматически при соблюдении следующих условий:
В некоторых отраслях иностранные инвестиции разрешены лишь при соблюдении ряда условий. Так, в оптовой торговле МФ (по согласованию с соответствующим отраслевым министерством) разрешает капиталовложении" в том случае, если создаваемое предприятие будет продавать продукцию иностранных марок или импортируемые товары, в розничной торговле, для чего оно открывает два или более магазинов общей площадью свыше 700 кв. м. В строительстве, страховании (кроме страхования жизни), очистке этилового спирта, производстве некоторых сортов вин МФ одобряет вложение капитала при условии, что предприятие организуется с участием уже существующей компании, имеющей лицензию на занятие данным видом деятельности. Наконец, в следующих отраслях иностранные инвестиции допускаются только при условии участия в предприятии корейской компании, ведущей тот же род деятельности: это производство дизельных моторов мощностью свыше 320 л.с., культиваторов, тракторов, машин для посадки риса и увязки его в снопы, комбайнов и распылителей, экскаваторов, погрузчиков, бульдозеров, кранов и мотогрейдеров, трансформаторов, подстанций с газовой изоляцией, переключателей для оборудования сверхвысокого напряжения (свыше 154 КвТ), выпуск оптического волокна, а также проводов и кабелей с волокнооптическим покрытием, мототранспорта, электронных систем переключения, тканей для швейной промышленности, производство кремнистой и марганцевой стали, кремнисто-марганцевой легированной стали, отбеливание, крашение и чистовая обработка текстиля, выпуск растительных масел в жиров, обмолот и помол зерновых, производство бобов и аналогичных продуктов, крахмалов. 4.2. ПОРЯДОК УТВЕРЖДЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ Иностранная компания, намеревающаяся инвестировать свой капитал в экономику Кореи, должна подать соответствующую заявку в Министерство финансов или управляющему Корейского банка (КБ). К заявке прилагаются следующие документы:
Кроме того, если компания намерена просить о налоговых льготах (подоходный налог, корпоративный налог, налоги на приобретение и на собственность), она должна подать соответствующее заявление с указанием периода, в течение которого эти льготы необходимы, а также критериев, по которым она претендует на их получение. По получении заявки МФ детально рассматривает проект, обычное привлечением заинтересованного отраслевого министерства (в целях более полного анализа его технико-экономического обоснования). При этом учитываются:
Соответствующее министерство должно сообщить Минфину свое мнение о проекте в течение 20 дней со дня получения от него запроса (10 дней в случае, если инвестиции не превышают 1 млн. долл. США). Затем МФ направляет описание проекта вместе со своим отзывом, а также отзывом заинтересованного министерства в Комитет по контролю за проектами с участием иностранного капитала (Foreign Capital Project Review Committee) - специальное консультативное подразделение МФ. Если объем предлагаемых иностранных инвестиций превышает 3 млн. долл. США (5 млн. долл. - дополнительные вложения), Министр финансов дает разрешение на реализацию проекта только с согласия Комитета по контролю. С 1987 г. управляющий Корейским банком уполномочен выдавать разрешение на осуществление иностранных капиталовложении в обрабатывающую промышленность без обращения к заинтересованному министру или в Комитет по контролю. Однако при этом должны быть соблюдены перечисленные выше условия применения систем" автоматического утверждения. В случае, если после получения разрешения иностранный вкладчик намерен ввезти сред та производства в счет своих инвестиций, он должен направить в соответствующее министерство специальное заявление. После получения письма-подтверждения вкладчик представляет одну его копию на таможню - для получения таможенного свидетельства, другая же копия используется для открытия аккредитива. 4.3. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ Согласно торговому кодексу Кореи, основная форма организации бизнеса, в том числе и при осуществлении иностранных капиталовложений - акционерная компания. Акционерное законодательство Кореи в целом близко к соответствующим правовым актам США, Японии. ФРГ. Регистрация компании осуществляется в районном суде на основании представленных документов: учредительного договора, заявления о внесении долевых вкладов, свидетельство об оплате долевых вкладов на счете в банке, лицензия на капиталовложения, выданная МФ, протокол заседания совета директоров или вкладчиков об избрании генерального директора, протокол общего собрания с участием учредителей, посвященного открытию предприятия и ряда других документов. Минимальный уставный фонд акционерной компании - 50 млн. вон, стоимость од ной акции - не менее 5 тыс. вон. Число учредителей - не менее 7, причем все они могут быть иностранцами. Если компания является совместным предприятием, Совет директоров образуется из иностранных и корейских представителей а соотношении, соответствующем долевому участию партнеров в акционерном капитале. После регистрации и уплаты пошлины за регистрацию (2% оплаченного акционерного капитала) компания начинает свою деятельность. Она может заключать контракты, приобретать права и отвечать по обязательствам, владеть неосязаемым имуществом, предоставлять коммерческие кредиты, вести деловые операции. Помимо создания акционерного общества иностранная компания может открыть в Корее свой филиал (с разрешения Корейского банка). Прибыль филиала разрешено переводить за рубеж. Однако он не может принимать долевого участия в корейских компаниях, не должен действовать в сфере производства, оказывать финансовые услуги. Деятельность финансовых, страховых и инвестиционных компаний в стране регулируется специальными законодательными актами и положениями. В этих случаях необходимо получить разрешение МФ. С 1981 г. филиалам разрешено приобретать лицензии на экспорт и импорт. 4.4. ЛЬГОТНЫЙРЕЖИМ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ Регистрация компании с иностранным участием может происходить в соответствии либо с Законом о валютном контроле, либо с Законом о стимулировании иностранных инвестиций. В первом случае иностранный инвестор не может претендовать на получение "налоговых каникул", он также лишается гарантий свободного перевода прибыли. Однако на практике данный вариант может оказаться предпочтительней - в том случае, если сфера деятельности предприятия не является преференциальной для иностранного капитала. Большинство же компаний инкорпорируется по Закону о стимулировании, что позволяет им получить ряд специальных фискальных льгот":
В случае отказа компании от "налоговых каникул" она получает право на ускоренную амортизацию основного капитала. При этом максимальный ежегодный размер дополнительных отчислений считывается как произведение обычных амортизационных взносов, определяемых по отраслевым нормативам, и доли иностранных участников в капитале. Однако аккумулируемая сумма дополнительной амортизации не должна превышать объема иностранных капиталовложений. Естественно, что для капиталоемких предприятий данная льгота может оказаться более предпочтительной, чем освобождение от корпоративного налога. Помимо специальных льгот компаниям с иностранным участием, инкорпорированным в Корее, предоставляется тог же широкий спектр налоговых стимулов, что и чисто национальным фирмам.
в случае, если в сельскохозяйственном или в рыбопромышленном районе создается МСП обрабатывающей, добывающей промышленности, строительное, транспортное или же предприятие с использованием высокой технологии, оно освобождается от уплаты корпоративного налога сроком на 4 года (включая год основания) и платит лишь 50% налога в течение следующих 2-х лет; создаваемому МСП в течение первых пяти лет предоставляется 50% -ная скидка с налога на собственность и в течение 2-х лет 50%-ные скидки с налогов на приобретение в регистрацию.
в случае, если венчурная компания, сделавшая вклад во вновь организуемой МСП, переводит долевой вклад на то же предприятие, доходы от прироста капитала при таком переводе исключаются из суммы, облагаемой корпоративным налогом; резервы на потерн при капиталовложениях в размере до 50% суммы, вложенной за данный год, относятся на счет убытков; дивиденды держателей акций компании-вкладчика оцениваются отдельно от общей прибыли и облагаются 10%-ным налогом.
МСП, действующее в обрабатывающей, добывающей промышленности, в строительстве, грузоперевозках или рыбном промысле, может относить на счет потерь отчисления в резервный фонд по капиталовложениям (в пределах до 15% стоимости деловых активов на конец финансового года); МСП, действующее в обрабатывающей или добывающей промышленности, может относить на счет потерь сумму, равную 50 или 100% амортизационных взносов в дополнение к обычным амортизационным отчислениям.
расходы предприятия на совершенствование технологии относятся на счет потерь; предприятие может получить кредиты на совершенствование технологии и подготовку кадров; затраты на НИОКР вычитаются из налогооблагаемой прибыли; специальные финансовые льготы предоставляются венчурным предприятиям; предприятие может освобождаться от налогов на доходы от передачи патентов; иностранные специалисты освобождаются от налогообложения личных доходов.
предприятие может списывать в убытки отчисления в резервы, на покрытие потерь по экспорту, расходы на развитие зарубежного рынка, компенсацию потерь от колебания экспортных цен; предприятие может осуществлять ускоренную амортизацию.
компания может получить налоговый кредит по инвестициям на оборудование, повышающее уровень производительности труда, энергосберегающее, очистное и др.; в случае, если компания строит или приобретает жилье для своего персонала (общей площадью до 85 кв. м), из его корпоративного налога, уплачиваемого в год окончания строительства или покупки, вычитается до 10% соответствующих расходов.
если компания создает предприятие в сельскохозяйственном районе, прибыль, полученная от этого предприятия, не облагается корпоративным налогом в течение 4 лет (включая первый год работы), с нее уплачивается лишь 50% налога в течение следующих двух лет; предприятие в сельскохозяйственном районе может относить на счет потерь сумму, равную 100% амортизационных взносов, в дополнение к обычным амортизационным отчислениям.
компания, в которую инвестировали свой капитал МВФ, МБРР, МАР, МФК, АзБР, АфрБР. ИЛИ АфрФР освобождается от уплаты корпоративного налога пропорционально доле этих организаций в акционерном капитале; компания, в которую, наряду с перечисленными организациями, вложили свой капитал иностранные фирмы, освобождается на 5 лет от уплаты корпоративного налога пропорционально доле этих фирм в ее акционерном капитале; в течение следующих 3 лет компания уплачивает лишь 50% налога с соответствующей части прибыли; перечисленные выше международные финансовые организации навсегда освобождаются от уплаты налога на дивиденды. Другие же иностранные участники пользуются данной льготой в течение первых 5 лет, затем в течение З лет они платят лишь 50% (Иностранные инвесторы, освобождаемые от налоге обложения в соответствии с Законом о стимулировании иностранных капиталовложений, не могут пользоваться данными льготами); все иностранные инвесторы, перечисленные выше, освобождаются от уплаты налога на проценты; филиал зарубежного банка, предоставляющий займ в иностранной валюте корейской национальной компании, освобождается от уплаты налога на получаемые по этому займу проценты.
Как чисто национальным компаниям, так и фирмам с участием иностранного капитала может предоставляться также ряд других, менее значительных льгот. 4.5. ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ЗОНЫ В целях стимулирования прямых иностранных инвестиций в экспорториентированные промышленные отрасли в Корее созданы и успешно действуют две свободные экспортные зоны (СЭЗ): в Масане - на юге страны, рядом с крупным портовым центром Пусан, в Ири - на западном побережье. Общественное руководство зонами осуществляет Министерство торговли и промышленности, учреждающее специальную администрацию СЭЗ. В зонах размешаются предприятия по производству, переработке и сборке товаров на экспорт, находящиеся как в полной, так и в частичной собственности иностранного капитала, хотя предпочтение отдается собственным компаниям в высокотехнологичных отраслях. Основная специализация СЭЗ Масан - электронная промышленность, химическая индустрия, Ири - швейная, кожевенная и обувная промышленность. Земельные участки, промышленные здания и сооружения в зонах обычно не продаются, а сдаются в долгосрочную аренду. Вместе с тем на арендном участке инвестор может построить собственное производственное здание. Общая площадь, тыс. кв. м:
Причем, если первая зона уже полностью загружена (естественно, что состав ее участников обновляется), то в Ири занято не более 70% участков. Особый хозяйственно-правовой режим СЭЗ предусматривает:
|