ХИМЕРА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ» №33.2005Г.

ХИМЕРА ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Обучение в военвузах не соответствует государственным стандартам, а в школах прапорщиков просто никуда не годится

Виктор Ковалев

Об авторе: Виктор Павлович Ковалев - бывший старший преподаватель цикла радиосвязи школы прапорщиков войск связи Сухопутных войск, почетный радист РФ, ветеран войны в Афганистане.

27 мая 2002 года постановлением # 352 правительство РФ приняло концепцию "Реформирование системы военного образования в РФ на период до 2010 года". Главный результат намеченной реформы - призыв в армию студентов после ликвидации военных кафедр в гражданских вузах.

Способен ли командный состав, как продукт существующей системы военного образования, "вытянуть" внезапно свалившуюся на нее "радость" в лице нового контингента призывников - бывшего студенчества?

ДИПЛОМ ДИПЛОМУ РОЗНЬ

Современный уровень профессиональной подготовки офицеров в военно-учебных заведениях как по специальным дисциплинам, так и по "второстепенным" - педагогике, психологии, методологии преподавания, стажировке - уже давно ни у кого вызывает сомнения. Если специальные дисциплины еще как-то обеспечивают определенный уровень подготовки офицеров, то указанные "второстепенные" "проходятся" на уровне отдельных часов, что не может даже близко сравниваться с гражданскими вузами.

Возьмем диплом лейтенанта. В графе "квалификация" указывается, что он офицер (есть такая профессия…), и добавляется, что он инженер по эксплуатации того-то и того-то. Заглянем в выписку из зачетной ведомости к диплому лейтенанта, и мы обнаружим интересные факты. Оказывается, такие предметы, как "Основы военной педагогики и психологии", "Организация и методика проведения боевой подготовки", - всего лишь "зачет". Это означает, что на указанные предметы отводится всего несколько десятков часов, словно у молодого лейтенанта не будет подчиненных. Хотя Устав внутренней службы обязывает офицеров "обучать и воспитывать подчиненных".

Если же взять диплом выпускника обычного педагогического вуза, то там четко записано: он является учителем по такому-то предмету, а в выписке из зачетной ведомости указаны педагогика, психология, методика преподавания с оценками, что предполагает несколько лет непрерывного освоения этих сложнейших дисциплин под руководством доцентов и профессоров, да и толстенные тома учебников говорят сами за себя. А уровень профессионализма гражданского преподавательского состава определяется научными трудами, ученой степенью, созданием собственной школы обучения.

А где же военные педагогики, где их школы-достижения, где простейшие учебники по программам обучения многочисленных "учебок" и школ прапорщиков? Этого нет. Как нет конкурсов "Учитель года" в военной системе. Многого нет и не будет, пока военная организация будет считать себя государством в государстве, будет жить "по понятиям", а не по законам, отгораживаться от достижений собственной педагогической мысли.

А с другой стороны, зачем все эти системы, методы? Просто издал приказ, и в мгновение ока из обычного офицера - выпускника училища образуется командир-преподаватель, он же, в свою очередь, из периода в период обучения клонирует себе подобных "профессионалов" - солдат-сержантов-прапорщиков, где в свидетельстве об окончании "учебки" - школы прапорщиков вместо полученной квалификации стоит время обучения.

Сама "Реформа" предполагает реформу только высших военных институтов, университетов. Обычные школы прапорщиков, как и "учебки", там просто не упоминаются, так как военное образование понятия "среднепрофессиональное" или "начальное профессиональное" не признает.

Офицеров-выпускников, получающих технический диплом (кроме офицеров гуманитарных учебных заведений), обязывают обучать и воспитывать подчиненных. Многие офицеры ломаются и покидают военную службу или стремятся уйти от личного состава на иные должности, другие набираются опыта, но, не имея особого "стержня" в этом исключительно творческом процессе, приносят ощутимый ущерб как в деле обучения курсантов (солдат), так и их воспитании.

Именно это и определяет низкий престиж службы в армии, так как ее внутренний процесс просто неуправляем. Именно это приводит к тому, что "обучением и воспитаем" большей части солдат вынуждены заниматься старослужащие или сержантский состав и даже так называемые неформальные лидеры.

В учебных частях ВС отсутствует система переподготовки (совершенствования) командно-преподавательского состава, допуск его к исполнению своих функциональных обязанностей. При этом если в отдельных частях пытаются создать что-то похожее на "зачетные занятия", то высшее руководство никаким образом в эти дела не вмешивается.

Если в доперестроечные времена молодые офицеры были вынуждены обучаться "не мытьем, так катаньем" на примере и под влиянием сослуживцев - офицеров, послуживших в равноценных должностях по 10-15 лет (уровень ротного звена), то в современной действительности учебными ротами могут "командовать" старшие лейтенанты с выслугой от 3 лет, а есть примеры, что командовать курсантской ротой в школе прапорщиков-связистов вынуждены назначать офицера-автомобилиста.

НЕЭФФЕКТИВНАЯ И УСТАРЕВШАЯ СИСТЕМА

В гражданской системе переподготовки по специфическим профессиям, должностям большинство документов-свидетельств действует максимум три года, после чего необходимо пройти курс переподготовки. При смене места работы требуется пройти такое обучение заново. Существует достаточно обширная система учебных специализированных центров (учебных комбинатов), где переподготовка - повышение профессионального уровня - поставлена на поток. Например, по вопросам охраны труда на законодательном уровне определена обязанность работодателя организовать такое обучение как руководителей предприятия (организации), так и простых работников уже аттестованными сотрудниками. Причем органы госконтроля обеспечивают контроль вопросов обучения всех категорий работников, а за нарушения существующих законодательных норм имеют право привлекать к административной ответственности и даже отстранять необученных работников от работы, а должностное лицо может быть дисквалифицировано на несколько лет. Есть уголовная и административная ответственность за нарушения такого типа.

Можно представить, как в результате проверки вносится предложение отстранить от обучения и воспитания подчиненных весь командный состав, который просто не имеет на это соответствующих государственных полномочий, и налагается штраф на руководство МО за нарушение законодательных норм.

Или другой вариант. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с имеющимися полномочиями просто их выполняет в отношении военных образовательных заведений и докладывает обществу, какие из них могут выпускать квалифицированные и востребованные кадры, а какие нет и почему. Причем понятным и профессиональным языком. И при этом Министерству обороны не надо будет ссылаться на постановление правительства # 594 от 26.06.95 "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", где указано, что Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ будут контролировать реализацию целевых программ (ст. 36 постановления). Другими словами, экономисты и финансисты проверят и скажут: деньги все потрачены точно и в срок, значит, реформа высшего военного образования прошла успешно…

В военной системе командиру (начальнику) вменяется в обязанность обучать своих подчиненных. Но это выглядит как досадное недоразумение и зачастую проводится по принципу: провел - распишись, не провел - два раза распишись. При этом у военных "преподавателей" фактически полностью отсутствует нормативно-техническая и другая литература достойного уровня. В отличие от гражданской системы профессионального обучения, где существует достаточно большая конкуренция среди издательств, а полки специализированных отделов магазинов просто ломятся от избытка литературы, электронных носителей информации, специализированных журналов и газет.

А что же в военной системе? Выпускаемые руководящие документы (как они создаются - это отдельный разговор), например, такие, как "Сборник единых нормативов и учебных задач для войск связи", "Руководство по радиосвязи", "Программа боевой подготовки", существуют десятилетиями, но изменить существующие в них ляпсусы невероятно трудно или просто невозможно.

Так автор статьи, как преподаватель, регулярно подвергался проверкам разных комиссий. Все они предъявляли свои требования, так как появляющиеся изменения зачастую носили секретно-служебный характер и своевременно просто не доводились до "низов". Кроме того, положения документов, изложенные на разных страницах, зачастую противоречили друг другу. Но когда такой "проверочной комиссии" предлагалось подписать их требования по результатам проверки, они категорически отказывались это делать, заявляя с усмешкой, что тогда при следующей проверке проверять будет нечего, так как вы все недостатки устраните…

Существующий "Сборник единых нормативов и учебных задач для войск связи" (в дальнейшем - "Сборник") крайне устарел, значительное количество его положений выполнено неграмотно, противоречит друг другу и другим руководящим документам, что существенно затрудняет, а в ряде случаев просто не позволяет грамотно организовать практическую работу на технике связи.

При наличии в войсках даже относительно не устаревшей техники связи отсутствуют нормативы (задачи) по ее освоению. Система оценок, условия и порядок выполнения нормативов и задач запутаны, зачастую просто невыполнимы. Сам текст многих нормативов и задач имеет технические и методические неточности, а полное отсутствие выполненных единых методических рекомендаций по выполнению оперативно-технической документации, организации порядка тренировок, образцов журналов учета выполнения нормативов и задач приводит к тому, что курсанты одинаковых специальностей, но разных подразделений, обучаются порой совершенно по-разному.

КАЗУСЫ И ЛЯПСУСЫ

Раздел "Общие положения" "Сборника": "Перед началом выполнения учебных задач (нормативов) руководитель занятия (проверяющий) проверяет у обучаемых знания условий выполнения задач, соблюдение мер безопасности, основных требований по безопасности связи и эксплуатации техники связи и др." Что же такое "др."? Можно спросить и о погоде на Марсе, можно о сроке эксплуатации техники и, если ответ не понравится, смело выставить "неуд" и не допустить к выполнению норматива или задачи.

Ну, а если посмотреть самое начало "Общих положений" "Сборника", то оказывается, что нормативы (как и задачи) имеют право выполнять только обучаемые, то есть курсанты и солдаты, но не офицеры и прапорщики, которые сами обучают. Это значит, что офицеров и прапорщиков можно проверять только при условии, если они "проходят" по приказам как обучаемые. Таким образом, ставится под сомнение получение классной квалификацию по итогам проверок офицеров и прапорщиков, а это значит - и соответствующая выплата.

Таких казусов набирается не одна страница.

Аналогичное состояние имеет место в действующих "Руководствах по радиосвязи", "Наставлениях", "Программах". Но, что хуже всего, этих "руководящих документов" даже в учебных подразделениях считаные единицы, чтобы заполучить оригинал, надо проявить хватку разведчика.

Возьмем "Программу боевой подготовки учебных частей связи сухопутных войск", специальность - "Командиры отделений радиостанций большой мощности". Тема 3 - "Устройство и эксплуатация радиостанции". Занятие 1-2 часа. "Назначение и классификация радиопередающих и радиоприемных устройств. Принципы однополосной связи, ее достоинства. Управление колебаниями передатчика. Тактико-технические данные Р-105, подготовка к работе".

Профессионалу легко подсчитать, что на каждый "вопрос" занятия можно запланировать приблизительно по 20 минут. Просто для доведения какого-то текста темы. А между тем занятие-то ключевое, и без его качественного усвоения все другие занятия пропадут. Оказывается, в занятии целых 4 огромные по информационной насыщенности темы и одно достаточно сложное практическое занятие, где должен работать весь личный состав. Легко подсчитать: чтобы провести это занятие на "троечку", необходимо от 15 часов планового учебного времени плюс несколько часов интенсивной самостоятельной подготовки, плюс необходимая и в достаточном количестве литература, техническое обеспечение занятий, ТСО, подготовленный раздаточный материал и сержантский состав, масса других "мелочей", когда отсутствие хоть одного компонента приведет к срыву запланированного результата не только этого занятия, но и последующих. Но даже если ты и смог организовать и провести занятие на "должном уровне", потребуется несколько недель скрупулезной "доводки" вопросов занятия у курсантов, при этом требуется "проходить" новые и новые занятия.

И здесь необходимо отметить роль "Журнала боевой подготовки", который становится самым страшным врагом преподавателя и курсантов-солдат, а может, и самого Министерства обороны. В одной клеточке - дате регистрации проведения конкретного занятия надо умудриться проставить оценку за опрос ранее пройденного материала и одновременно общую оценку за десятки вопросов еще не пройденного конкретного занятия. А если учесть, что в группе-взводе 20-30 человек, то это становится несколько проблематично. Реально теряется контроль за надлежащим усвоением курсантами пройденного материала, что фактически сводит на нет всю систему обучения. Чувствуя, что здесь что-то не то, некоторые командиры заводят таблицы-ведомости учета нормативов, выполнения задач и т.п.

А выход, как всегда, есть. Просто необходимо формировать паспорт каждого занятия, темы, где и ведомость учета успеваемости курсантов по всем вопросам с итоговой оценкой - "зачет", и учитывается расчетное количество необходимой техники, ТСО и прочее. Именно в паспорте занятия-темы можно определить реальный уровень усвоения изучаемого. А в "Журнале боевой подготовки" можно только проставлять присутствие или отсутствие обучаемого. Впрочем, тогда это уже не "Журнал боевой подготовки".

Это видит, понимает и пытается делать себе во вред понимающий преподаватель, а обычный ванька-взводный поручит набросать конспектик сержантику, найдет некую методичку, перед началом занятия опросит курсантиков и выставит им оценки за еще не пройденную "тему 3, занятие 1" в соответствующей графе "Журнала боевой подготовки". Затем быстренько даст под запись несколько строчек по каждому вопросу, но не больше странички, потому что у курсанта одна 48-листовая тетрадь на все предметы…

СИСТЕМУ ПОРА МЕНЯТЬ

В гражданской (государственной) системе образования программы разрабатываются высочайшими специалистами, имеющими научные степени, проходят многочисленные проверки и обсуждения, утверждаются чуть ли не министерством и берутся на строжайший контроль инспекциями, которые запросто могут отобрать лицензию образовательного учреждения за невыполнение программы и низкий уровень усвоения обучаемыми. Таких случаев достаточно. А "военное образование" позволяет подписывать программу обучения специалистов главнокомандующему каких-то войск. Это еще ничего, но когда "Программу подготовки курсантов-прапорщиков" из периода в период может изменить командир-преподаватель (по указанию старших или если самому так хочется) и годами ее просто некому подписывать - это уже совершенно другой вопрос.

Да стоит ли вообще волноваться о какой-то подписи программы обучения, если десятилетиями курсанту-прапорщику-выпускнику не вручается удостоверение на право самостоятельной эксплуатации изученной техники (где экипаж от четырех человек и больше) и соответственно не присваивается 4-я группа по электробезопасности. Наверное, командование знает, что, согласно "Руководству по техническому обеспечению связи и АСУ", такую группу могут присвоить за стаж работы по специальности от 7 месяцев, а курс подготовки прапорщика составляет 5,5 месяца.

Возьмем упомянутый ранее "Сборник единых нормативов и учебных задач". Есть и в этом "Сборнике" уникальные моменты - как надо готовить профессионалов. Норматив # 34 (для курсантов учебных подразделений): "прием на слух и передача датчиком Р-010 (групп в минуту) отл. - 13, хор. - 12, уд. - 11". Курсант учится этому сложнейшему делу 5,5 месяца, успешно сдает экзамены, получает классность, становится прапорщиком и приезжает в войска. А в войсках весенняя или осенняя итоговая проверка. И оказывается, что прапорщик - вчерашний отличный курсант должен сдавать норматив # 19, но уже на других "скоростях": отл. - 18, хор. - 16, уд. - 14! То есть отличник-прапорщик - это даже не троечник.

Без создания при крупных учебных центрах, военных округах курсов подготовки и переподготовки командно-преподавательского состава при постановке на новую должность (в том числе первичную) просто не обойтись. Такие курсы должны иметь обоснованные программы обучения, необходимые сертификаты образовательной деятельности и многие другие атрибуты серьезного государственного учебного заведения, после окончания которого выдаются государственные документы с указанием полученной квалификации. Не просто офицер, а специалист с правом преподавания - обучения конкретной специальности, технике и т.п. Учебные курсы должны прослеживать профессиональное становление офицера, накапливать, обобщать и распространять полученный опыт в виде спецлитературы, пособий и многого другого, что так необходимо для совершенствования профессионального роста офицера.

Особое значение следует уделить преподавательскому составу таких курсов. Учитывая особый труд такой категории специалистов, необходимо предусмотреть и оплату за конкретные результаты, звания и другие льготы. Необходимо разработать "Личные учетные книжки преподавателя", где специальная комиссия фиксировала бы весь профессиональный путь такого офицера для возможного последующего роста в должности, звании, даже если он уволится из армии. Учет таких лиц должен вестись в высшем кадровом органе ВС.

Военный профессионал вам с уверенностью скажет: там, где нет качественно поставленной боевой подготовки, соответствующей ее смыслу, там бегут и гибнут люди.

Необходимо отказаться от термина "военное образование", так как термин юридически не обоснован и просто вреден. Признать в армии действующий Закон РФ "Об образовании". Разработать соответствующие стандарты, программы и многое другое, что должно подлежать сертификации и проверке компетентных госструктур.

Сократить так называемые "управления", "отделы боевой подготовки" при различных штабах. Вместо них сформировать структуры начального профессионального образования (куда должны войти сержантские "учебки" и школы прапорщиков) и высшего профессионального образования (военные институты, академии, возможно, курсы по переподготовке - повышению квалификации) - все в соответствии с Законом РФ "Об образовании".

Термин "боевая подготовка" явно устарел, выглядит устрашающе и просто алогичен. Это и доказывает так называемый "Журнал боевой подготовки". Существующая система оценок уровня знаний: "5", "4", "3", "2" - ущербна и давно изжила себя. Такая система не позволяет применять рейтинговую систему оценок в виде баллов, быстро и достаточно качественно подводить итоги обучения и воспитания за день, неделю и т.д.

Международный опыт свидетельствует о значительных преимуществах рейтинговой системы. Таким образом очень легко и быстро определить уровень успеваемости обучаемых и, что самое главное, место конкретной личности в коллективе.

Учебные отделы частей представлены двумя-тремя офицерами, которые зачастую занимаются составлением нарядов по части, написанием планов проверок и периодическим "контролем" хода учебного процесса и распорядка дня. Начальник учебного отдела является фактически начальником штаба, у которого и так дел хватает. В результате падающее "знамя боевой подготовки" берет в свои руки один из замов командира без официального статуса.

В таких подразделениях, как школы прапорщиков, учебные батальоны ("учебки") учебные отделы давно ликвидированы, но, учитывая крайнюю необходимость (составление расписания занятия, программ обучения, массу отчетной документации и т.п.), командиры-начальники вынуждены сами формировать "подпольные" учебные отделы, способные как-то облегчить их участь. Изыскиваются компьютеры, оргтехника (все за счет "внутренних резервов"), более-менее грамотные "специалисты" по ее обслуживанию и - работа кипит. Единственная проблема - возможная проверка "особых отделов", но, как правило, об этом узнают вовремя и прячут по подвалам "железо".

Есть насущная потребность разработать Положения об учебных отделах в учебных подразделениях от уровня батальон и выше. При штабе учебной части крайне необходимо сформировать учебный отдел, в состав которого должны входить офицеры по всем специальностям части для плотного взаимодействия с учебными подразделениями. Данные должности должны быть престижными по уровню оплаты, установленной должности и перспективам службы. Офицерами учебного отдела части могут быть только лица, выдержавшие конкурс, имеющие конкретные достижения в командно-преподавательской деятельности и стаж службы от пяти лет.

Начальник учебного отдела не должен совмещать двойные функции в штабе части. Учебный отдел учебной части должен иметь компьютерный отдел, мини-типографию, лабораторию, нестандартных методических разработок, библиотеку, располагать реальными возможностями взаимодействия с другими учебными отделами ВС и гражданских передовых учебных центов.

5


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации