УКРАИНСКАЯ СИСТЕМА ОБОРОННЫХ КООРДИНАТ

«Независимое военное обозрение» №20.2005г.

УКРАИНСКАЯ СИСТЕМА ОБОРОННЫХ КООРДИНАТ

Концепция реформирования вооруженных сил на 2015 год: плюсы и минусы

Адам Чикал

С целью определения "системы координат", в которой государство должно осуществлять свое военное строительство, на Украине в июле 2004 года был одобрен Стратегический оборонный бюллетень на период до 2015 года - так называемая "Белая книга", содержащая долгосрочную концепцию реформирования вооруженных сил (ВС). Эта концепция определяет внутренние планы развития армии, а также ориентиры международного сотрудничества ВС в рамках существующих форматов Украина-НАТО. Однако некоторые положения этого документа не бесспорны. Так, не рассматривается вопрос участия ВС Украины в миротворческих операциях и борьбе с международным терроризмом. Отсутствует надлежащее научное обоснование резкого сокращения численности ВС.

НЕПРОДУМАННЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В соответствии с функциональной структурой модель ВС Украины на 2015 год (в условиях мирного времени) предусматривает минимально необходимые боевые возможности, которые должны иметь достаточный потенциал для их наращивания до нужного уровня. Это обеспечивается наличием в составе ВС Объединенных сил быстрого реагирования (ОСБР), Основных сил обороны и Сил поддержки.

ОСБР со сроком готовности к выполнению боевых задач до 30 суток и комплектностью на уровне 90-100 процентов от общей численности предназначены для немедленного реагирования на любые угрозы военного характера, нейтрализации конфликтов низкой интенсивности и недопущения перерастания их в локальную (региональную) войну. В мирное время силы быстрого реагирования должны обеспечивать боевое дежурство ПВО, защиту важных объектов страны от террористических посягательств, прикрытие государственной границы и т.д.

Одним из основных компонентов ОСБР являются части и соединения ВВС и ПВО. Анализ некоторых характеристик боевого состава, количества и качественного состояния вооружений, которые до 2015 года планируется включить в состав ВВС, свидетельствует о недостаточном его соответствии уровню потенциальных боевых задач. Например, количество зенитных ракетных комплексов (ЗРК) и систем, которыми, как предполагается, будут располагать ВВС к 2015 году (15 ЗРК разного типа), даже при простом подсчете количества целевых каналов и огневых возможностей не отвечает задаче обеспечения приемлемого уровня ПВО территории государства, даже без учета необходимости ПВО войск.

Важной особенностью ВВС является способность играть ведущую роль в разведке и воздушном поражении сил и объектов оперативных порядков вероятного противника. Для выполнения этих задач в составе перспективной структуры ВВС Украины планируется иметь лишь по одной бомбардировочно-разведывательной и одной штурмовой бригаде, что может усложнить выполнение одновременно всего спектра не только тактических, но и оперативно-стратегических задач.

Не до конца ясен и боевой потенциал перспективной структуры Сухопутных войск. В составе СВ образца 2015 года предполагается иметь тринадцать бригад, из которых две - аэромобильные (легкие), две - легкие, пять - механизированных, три - артиллерийские и одна танковая. То есть без учета специфических функций артиллерийских - четыре легкие, одна тяжелая и пять - смешанного характера.

Необходимо отметить, что оперативно-стратегическая мобильность и гибкость не должны достигаться за счет уменьшения ударного потенциала СВ, который жизненно важен для проведения контрнаступательных операций как составной части операций оборонного характера. Размер и географические условия Украины диктуют необходимость готовности ее СВ к выполнению классических задач удержания территории в случае агрессии, локализации и устранения вероятного вторжения. А для этого требуется существование определенного количества "тяжелых" соединений.

УСТАРЕВШИЕ ПОДХОДЫ

Следует концептуально определиться и относительно системного решения финансовой проблемы реформирования ВС. С одной стороны, уровень имеющихся экономических ресурсов диктует определенные подходы к проведению реформ, а с другой - таким императивом выступает необходимость построения высокотехнологичных, дорогих ВС современного государства. В определенной степени надлежащее финансирование оборонных расходов может быть обеспечено за счет прекращения хищений, нецелевого использования средств и коррупции в войсках.

Основной задачей реформирования ВС ведущих держав мира является достижение такого боевого потенциала, который давал бы возможность проводить весь спектр современных операций. Поэтому основные акценты военного строительства основываются на воплощении в перспективных образцах вооружений и военной техники новейших технологических достижений. К тому же особое значение приобретает вопрос, не кто конкретно противник и где начнутся боевые действия, а как потенциальный противник станет вести вооруженную борьбу. Поэтому военное планирование и строительство ВС должно сместить акцент с оптимизации их структуры под углом зрения вероятного участия в конфликте на одном или двух театрах военных действий (ТВД) (не отбрасывая такой возможности) на формирование боевых возможностей вообще.

Основное внимание сосредотачивается на таких приоритетных направлениях, как наращивание возможностей по проведению общих операций за счет формирования штабов постоянных объединенных оперативных формирований; усовершенствование и внедрение интегрированных систем управления, разведки, связи и радиоэлектронной борьбы, а также повышение стратегической мобильности объединенных формирований.

Одним из основных направлений повышения боевых возможностей ВС является улучшение качества планирования, управления, разведки и связи. При этом разведка, ПВО и радиоэлектронная борьба не должны расцениваться как виды боевого обеспечения, поскольку в условиях современной высокотехнологической войны они уже играют роль самостоятельных видов вооруженного противоборства.

Поэтому не выдерживает никакой критики тот факт, что во всех действующих в настоящее время боевых уставах ВС Украины разведка, ПВО и РЭБ отнесены к видам боевого обеспечения. Одной из современных тенденций развития систем разведки и наблюдения является разработка интегрированных платформ, которые объединяют беспилотные летательные аппараты (БЛА), пилотируемые летательные аппараты и системы космического базирования. Так что одной из первоочередных задач коррекции процесса реформирования ВС является немедленная остановка сокращения систем БЛА, авиационных частей, частей РЭБ, соединений ПВО.

Необходимо также начать создание объединенных оперативных формирований модульного типа, основу которых составят сформированные и подготовленные для решения конкретных задач оперативно-тактические группы разной численности и боевого состава. Для таких формирований важны мобильность и в то же время высокие огневые возможности, живучесть и способность к автономному ведению маневренных боевых действий.

ПОЛИЦЕЙСКАЯ КОМПОНЕНТА

Сегодня в военной организации Украины наблюдается определенный перекос в сторону "полицейской" компоненты. А это далеко не в интересах безопасности страны. Сейчас численность ВСУ составляет около 280 тыс. чел, в т.ч. почти 75 тыс. гражданских служащих. А до конца 2005 года она будет равна 245 тыс. чел., из них 65 тыс. гражданских. Такое соотношение боевой и обеспечивающей компонент представляет угрозу для боеготовности и боеспособности ВС.

В том виде, в каком существует Служба безопасности Украины (СБУ), она не отвечает современным требованиям. СБУ в значительной мере скопирована с КГБ СССР, структуры, формировавшейся как карательный орган тоталитарного режима. СБУ должна избавиться от не свойственных ей функций, в частности передать в ведение Минобороны функции военной контрразведки (как это сделано в абсолютном большинстве демократических стран), а также де-юре "отпустить" от себя разведку.

В соответствии с законодательством Украины на сегодня существуют: Главное управление разведки Минобороны, Департамент разведки Службы безопасности и разведывательный орган Государственной пограничной службы. Как правило, в демократических странах разведывательные структуры не входят в состав "полицейских" ведомств, как это имеет место в Украине в случае с СБУ. Служба внешней разведки (созданная на базе Департамента разведки СБУ) де-факто вроде бы выведена из состава СБУ, но в действительности остается там и поныне. Поэтому необходимо внести изменения в законодательство и, возможно, принять отдельный закон "О Службе внешней разведки Украины".

В США, например, существует тринадцать разведывательных структур со своим направлением деятельности. В ситуации, когда информация не добывается из одного источника, не возникает искушения использовать ее так, как это выгодно тому, кто ее собирал, обрабатывал и подавал.

Сегодня на Украине активно обсуждается вопрос создания Национального бюро расследования (НБР) как основного органа борьбы с коррупцией, прежде всего в органах власти. В первую очередь нужно определить целесообразность создания такого органа и его сферу деятельности, иначе можно получить бесполезную высокозатратную структуру, которая будет лишь оттягивать на себя бюджетные ресурсы. Кроме того, если возникнет НБР, потребуется существенный пересмотр функций СБУ и МВД.

Давно назрело и реформирование внутренних войск (ВВ) МВД. Уже существует проект концепции создания Республиканской гвардии на базе ВВ как принципиально новой модели мобильного военного формирования в системе МВД. Хотя совсем не обязательно реформированные ВВ - Республиканская гвардия - должны находиться в системе МВД.

В любом случае современное военное строительство украинского государства должно осуществляться системно, на научной основе, с учетом всех вероятных кризисных сценариев в коротко-, средне- и долгосрочной перспективе, а не под влиянием сиюминутных политических интересов правящей элиты.

Из досье "НВО"

Адам Васильевич Чикал родился в 1947 г. в Хмельницкой области. Окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище, в 1981 г. - Военную академию им. Фрунзе, в 1991-м - Военную академию Генштаба ВС СССР. В 1982-1985 гг. - начальник штаба полка, командир полка в Афганистане. Дважды тяжело ранен. В 1991-1993 гг. - командир учебной дивизии Прикарпатского округа. С 1993 по 1995 г. - первый заместитель командующего 8-й танковой армии, г. Житомир. Народный депутат Украины трех созывов. Заместитель председателя комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны. Генерал-полковник.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации