Кадры

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №11.2004 г. (стр.107-116)

Кадры

Право на отдых офицеров и прапорщиков

А.Н. Бочаров,

юрист

Основной отпуск

Основной отпуск должен быть предоставлен в течение календарного года каждому военнослужащему. Если ему отпуск не был предоставлен в текущем году, то он предоставляется в первом квартале следующего года. Пунктом 15 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено право военнослужащих, проходящих службу за пределами Российской Федерации, объединять основные отпуска, но не более чем за два года. При этом общая продолжительность отпуска за год не должна превышать 60 суток, исключая время, необходимое для проезда.

Продолжительность основного отпуска зависит от общей продолжительности военной службы в льготном исчислении. В случае предоставления в таком году основного отпуска по частям, из которых хотя бы одна часть предоставляется после даты соответствующего изменения выслуги лет, продолжительность этой части основного отпуска увеличивается на пять суток (п. 13 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) Вооруженных Сил РФ, утвержденной приказом Минобороны России от 30.09.02 № 350).

Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, а также в местностях с неблагоприятными экологическими условиями, продолжительность основного отпуска увеличивается на 15 суток; проходящим службу в районах, приравненных к Крайнему Северу, основной отпуск увеличивается на 10 суток.

Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним районов определен постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 (с изм. и доп.) и воспроизводится в разделах I и II Перечня районов и местностей Российской Федерации с неблагоприятными климатическими условиями, на территории которых военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, увеличивается продолжительность ежегодного основного отпуска или предоставляются дополнительные сутки отдыха (утвержден постановлением Правительства РФ от 05.06.00 № 434).

В разделе III названного Перечня указаны районы и местности, при прохождении службы в которых военнослужащим увеличивается продолжительность основного отпуска на пять суток.

На 15 суток увеличивается основной отпуск военнослужащих, проходящих военную службу на должностях, исполнение обязанностей военной службы на которых связано с повышенной опасностью для жизни и здоровья. Перечни этих должностей определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В ФСБ России некоторые из таких должностей утверждены приказом от 08.09.01 № 487 "Об увеличении продолжительности основного отпуска военнослужащим радиоконтрразведывательных подразделений органов Федеральной службы безопасности". Пожалуй, это будет единственным положительным примером, так как до настоящего времени перечни указанных должностей изложены во все еще применяемых нормативных правовых актах бывшего СССР или актах, имеющих закрытый характер.

Приказом Министра обороны РФ "Об утверждении перечней воинских должностей, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья" от 15.06.99 № 210 предусмотрено увеличение продолжительности основного отпуска на 15 суток военнослужащим, на которых распространяется указанный приказ.

Военнослужащим, окончившим военно-учебное заведение, основной отпуск предоставляется по его окончании. Военнослужащим, не использовавшим отпуска во время пребывания за границей, отпуска предоставляются в течение года после возвращения в РФ. Военнослужащим-женщинам при предоставлении им отпуска по беременности и родам, по их желанию, основной отпуск за текущий календарный год предоставляется до отпуска по беременности и родам или непосредственно после него.

Согласно п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы имеют право на предоставление основного отпуска по желанию в удобное для них время военнослужащие:

1) ветераны Великой Отечественной войны;

2) ветераны боевых действий;

3) подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и лица, приравненные к данной категории;

4) имеющие ребенка-инвалида до 16 лет;

5) одинокие, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет;

6) награжденные знаком "Почетный донор России";

7) имеющие трех и более детей в возрасте до 16 лет.

Военнослужащим, жены которых находятся в отпуске по беременности и родам, основной отпуск предоставляется с учетом их желания, но обязательной реализации этого желания законодательство от командования не требует. Военнослужащим-супругам, проходящим военную службу по контракту, по их желанию основной отпуск предоставляется одновременно.

В год поступления на военную службу или в год увольнения с военной службы основной отпуск предоставляется пропорционально периоду службы в календарном году, который определяется путем деления продолжительности основного отпуска, положенного военнослужащему с учетом его продолжительности военной службы, на 12 и умножения этого результата на полное количество месяцев службы в этом календарном году. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения.

ПРИМЕР

При увольнении с военной службы военнослужащего, имеющего общую продолжительность военной службы в льготном исчислении более 20 лет, с 15 августа, основной отпуск в год увольнения ему должен быть предоставлен согласно следующим расчетам: 1) положен основной отпуск продолжительностью 45 суток; 2)45: 12 = 3,75; округленно - 4;

3) в год увольнения должен прослужить 8 месяцев 15 дней, округленно - 9 месяцев;

4) 4 х 9 = 36 суток.

Таким образом, основной отпуск военнослужащему в год увольнения должен быть предоставлен продолжительностью 36 суток.

Основной отпуск в год окончания отпуска по уходу за ребенком предоставляется пропорционально времени службы до конца календарного года. При этом расчет проводится аналогично расчету отпуска в год поступления на службу (увольнения со службы), но, в отличие от него, за полный месяц считается неполный месяц продолжительностью более десяти дней.

Дополнительный отпуск

Законодательство предусматривает в отдельных случаях возможность продления основного отпуска, т. е. предоставления военнослужащему дополнительного времени отдыха, которое он не смог использовать для отдыха за период, установленный приказом командира части. Военнослужащим, заболевшим во время основного отпуска, отпуск продлевается командиром части на соответствующее количество дней болезни при предоставлении военнослужащим справки из лечебного учреждения. В этом случае продление осуществляется решением командира части в период нахождения военнослужащего в отпуске или после его возвращения из отпуска. В период нахождения в основном отпуске военнослужащему может быть предоставлен отпуск по личным обстоятельствам.

Также как и основные, дополнительные отпуска предоставляются военнослужащим по приказу командира части.

Перечисленные в ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" лица -ветераны боевых действий на территориях других государств и на территории РФ имеют право на увеличение основного отпуска на 15 суток. Согласно ст. 28 упомянутого закона реализация прав и льгот ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверения ветерана боевых действий единого образца, установленного для каждой категории ветеранов. Таким образом, отсутствие удостоверения становится препятствием в реализации права на льготы.

Учебный отпуск

Учебные отпуска военнослужащим для подготовки и сдачи вступительных экзаменов в военно-учебные заведения и образовательные учреждения профессионального образования по заочной и очно-заочной (вечерней) форме обучения предоставляются в порядке, установленном федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ (п. 6 ст. 11 Закона). Согласно п. 2 ст. 17 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изм. и доп.) лицам, допущенным к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 15 календарных дней. Согласно п. 8 ст. 50 Закона РФ "Об образовании" и ст. 174 Трудового кодекса РФ военнослужащим, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения среднего профессионального образования, предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью десять календарных дней. На практике предоставление учебных отпусков при поступлении военнослужащих в военно-учебные заведения заменяется привлечением их к учебным сборам по подготовке к вступительным экзаменам. К1 июня военнослужащие, предварительно отобранные для поступления в военно-учебные заведения, направляются в соответствующие военно-учебные заведения для прохождения профессионального отбора и прохождения 25-дневных учебных сборов для подготовки к вступительным экзаменам (п. 81 Инструкции об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны РФ, утвержденных приказом Минобороны России от 20.05.02 № 205). Оформление учебных отпусков при поступлении военнослужащих в военно-учебные заведения не осуществляется.

Для подготовки к вступительным экзаменам и сдачи вступительных экзаменов в адъюнктуру, военную докторантуру предоставляется учебный отпуск продолжительностью:

- военнослужащим, допущенным к сдаче вступительных экзаменов, -30 суток;

- военнослужащим, поступающим с частично сданными кандидатскими экзаменами, - 10 суток на каждый оставшийся экзамен.

Военнослужащим, зачисляемым в адъюнктуру, военную докторантуру без сдачи вступительных экзаменов, учебный отпуск не предоставляется.

Пунктом 1 ст. 17 Закона об образовании продолжительность дополнительного отпуска для обучающихся в имеющих государственную аккредитацию высших учебных заведениях по заочной и очно-заочной (вечерней) формам устанавливается:

- для сдачи зачетов и экзаменов на первом и втором курсах - соответственно по 40 календарных дней, на последующих курсах -по 50 календарных дней;

- подготовки и защиты дипломного проекта (работы) со сдачей государственных экзаменов - четыре месяца;

- сдачи государственных экзаменов - один месяц. Продолжительность учебного отпуска для военнослужащих, обучающихся в учебных заведениях среднего профессионального образования по очно-заочной (вечерней) или заочной формам обучения, установлена ст. 174 Трудового кодекса РФ:

- для прохождения промежуточной аттестации (сдачи зачетов и экзаменов) на первом и втором курсах - по 30 календарных дней, на последующих курсах - по 40 календарных дней;

- подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - два месяца;

- сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц. Согласно подп. "б" п. 5 ст. 31 Положения о порядке прохождения

военной службы для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертации в период обучения военнослужащего в адъюнктуре, военной докторантуре по заочной форме обучения ему предоставляется ежегодно 30 суток.

Основанием для предоставления учебного отпуска является рапорт военнослужащего с приложением справки-вызова, форма которой для высших учебных заведений утверждена приказом Минобразования России от 13.05.03 № 2057, а для средних учебных заведений -приказом Минобразования России от 17.12.02 № 4426.

Предоставление учебных отпусков является безусловной обязанностью воинских начальников, так как это является гарантией соблюдения конституционного права граждан на образование, а закон не предусматривает условий, при которых учебные отпуска не предоставляются или переносятся.

Пунктом 8 ст. 11 Закона предусмотрено право на предоставление творческих отпусков военнослужащим, являющимся соискателями ученых степеней кандидата или доктора наук. Продолжительность таких отпусков установлена п. 12 ст. 19 Федерального закона от 22.08.96 № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (п. 6 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы). Соискателям ученой степени доктора наук творческие отпуска предоставляются до шести, а соискателям ученого степени кандидата наук -до трех месяцев. Порядок реализации этого права регламентирован п. 14 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах РФ (утвержденной приказом Минобороны России от 30.09.02 № 350).

Отпуск по болезни

Отпуск по болезни предоставляется на срок от 30 до 60 суток и может быть продлен не более чем на 30 суток; предоставляется военнослужащему при наличии соответствующего заключения военно-врачебной комиссии (далее - ВВК). Порядок предоставления отпуска по болезни раскрывается в Положении о военно-врачебной экспертизе, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25.02.03 № 123, и уточнен приказом Минобороны России от 20.08.03 № 200, утвердившим Инструкцию о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Освидетельствование военнослужащего для решения вопроса No! о необходимости предоставления отпуска по болезни проводится по решению начальника военно-медицинского учреждения, в котором военнослужащий находится на стационарном или амбулаторном лечении.

Заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни может быть принято в случае, когда Расписанием болезней (является приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе) предусматривается временная негодность к военной службе. В мирное время ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему отпуска по болезни в случае, если срок, по истечении которого военнослужащий может приступить к исполнению обязанностей военной службы (после окончания лечения и реабилитационных мероприятий в отделениях и центрах реабилитации в санаториях), составляет не менее месяца. В случае, если указанный срок составляет менее месяца, ВВК должна вынести заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения от исполнения обязанностей военной службы. Заключение ВВК о необходимости предоставления отпуска по болезни или освобождения в мирное время записывается в книгу протоколов заседаний военно-врачебной комиссии и оформляется справкой.

ВВК выносит заключение о необходимости предоставления военнослужащему освобождения на срок до 15 суток и может повторно вынести такое заключение, но в общей сложности срок освобождения не должен превышать 30 суток. В заключении ВВК о необходимости предоставления военнослужащему частичного освобождения от исполнения обязанностей военной службы указывается, от каких видов исполнения обязанностей военной службы (несения боевого дежурства, боевой службы, службы в гарнизонном наряде и др.) военнослужащий подлежит освобождению. В военное время заключение о необходимости предоставления отпуска по болезни не выносится.

Отпуск по личным обстоятельствам

Отпуск по личным обстоятельствам предоставляется военнослужащему на срок до десяти суток без учета времени, необходимого для проезда к месту проведения отпуска и обратно, в случае:

1) тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника военнослужащего (супруга, отца, матери, сына, дочери, родного брата, родной сестры, отца, матери супруга или лица, на воспитании которого находился военнослужащий);

2) пожара, другого стихийного бедствия, постигших семью или близкого родственника военнослужащего;

3) в других исключительных случаях, когда присутствие военнослужащего в семье необходимо.

Обстоятельства, по которым предоставлен отпуск, должны быть NBS документально подтверждены. При наличии первого и второго обстоятельств отпуск предоставляется безусловно. При третьем обстоятельстве командир воинской части вправе признать целесообразным предоставление военнослужащему дополнительного отпуска по личным обстоятельствам.

Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, в один год из трех лет до достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по их желанию предоставляется отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток. Указанный отпуск предоставляется также военнослужащим, проходящим военную службу после достижения ими предельного возраста пребывания на военной службе и не использовавшим этот отпуск ранее. Данный отпуск предоставляется один раз за весь период военной службы, что фиксируется в личном деле военнослужащего.

Пунктом 9 ст. 14 Закона РСФСР от 15.06.91 №1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" право на получение дополнительного отпуска продолжительностью 14 календарных дней предоставлено:

1) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

2) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

- граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

- военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения.

Позднее указанное право на дополнительный отпуск было распространено:

- на граждан из подразделений особого риска - постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 №2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска»;

- граждан, подвергшихся воздействию радиации при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, - Федеральным законом от 19.08.95 № 149-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне". В настоящее время для этой категории военнослужащих дополнительный отпуск предусмотрен п. 15 ст. 2 Федерального закона от 10.01.02 № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";

- граждан, пострадавших от воздействия радиации в 1957 г. на производственном объединении "Маяк", - Федеральным законом от 26.11.98 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча».

Министром обороны издан приказ от 18.01.97 № 22 "О порядке предоставления отпусков военнослужащим, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также непосредственно участвовавшим в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ и в работах, связанных с их эксплуатацией", где указаны категории "военнослужащих-чернобыльцев" и приравненных к ним других категорий военнослужащих и продолжительность предоставляемых им дополнительных отпусков.

Согласно п. 9 Положения о материальном обеспечении космонавтов в Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров РФ от 17.05.93, космонавтам после выполнения космического полета предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью 30 суток.

Все названные выше дополнительные отпуска являются оплачиваемыми и предоставляются в предусмотренном законодательством размере независимо от продолжительности службы в календарном году.

Порядок предоставления дополнительных отпусков по беременности и родам, а также по уходу за ребенком изложен в ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы. Отпуска по беременности и родам предоставляются продолжительностью 70 календарных дней (в случае многоплодной беременности - 84 календарных дня) до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

HQ.I Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Решение о предоставлении отпуска по беременности и родам принимается командиром воинской части на основании справки, выдаваемой по решению военно-врачебной комиссии.

Военнослужащему женского пола, усыновившему ребенка (детей), предоставляется отпуск по беременности и родам за период со дня усыновления и до истечения 70 дней (при усыновлении двух и более детей - 110 дней) со дня рождения ребенка (детей). Таким образом, в случае усыновления предоставляется "послеродовая" часть отпуска по беременности и родам. Военнослужащему-мужчине по его просьбе однократно предоставляется дополнительный отпуск сроком до трех месяцев в случае смерти жены при родах, а также, если он воспитывает одного или нескольких детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов в возрасте до 16 лет) без матери (в случае ее смерти или гибели, лишения ее родительских прав, длительного ее пребывания в лечебном учреждении и в других случаях отсутствия материнского попечения о детях). Основанием для предоставления данного отпуска является рапорт военнослужащего с приложением документов, подтверждающих необходимые обстоятельства.

Отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет предоставляется по рапорту военнослужащей, родившей или усыновившей ребенка (детей).

Неоплачиваемый отпуск

Предоставление неоплачиваемого отпуска военнослужащему, удостоенному звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или награжденному орденом Славы трех степеней, осуществляется на основании рапорта данного военнослужащего.

Предоставление отпуска без сохранения денежного содержания военнослужащим, зарегистрированным кандидатами на выборные должности, регламентировано приказом Минобороны России от 01.08.97 № 310 "Об обеспечении избирательных прав военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации". По рапорту военнослужащего, зарегистрированного в установленном порядке в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального собрания РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов местного самоуправления, на должности глав исполнительной власти субъектов РФ, глав муниципальных образований и иные выборные должности местного самоуправления, указанному военнослужащему предоставляется отпуск без сохранения денежного довольствия со дня регистрации в качестве кандидата и до дня официального опубликования результатов выборов. К рапорту военнослужащего должно быть приложено удостоверение, выдаваемое избирательной комиссией, или решение соответствующей избирательной комиссии (п. 5 ст. 39 Федерального закона от 10.01.03 № 19-ФЗ, п. 13 ст. 47 Федерального закона от 20.12.02 № 175-ФЗ, п. 9 ст. 38 Закона г. Москвы от 11.06.03 № 36). В случае назначения второго тура выборов и выхода военнослужащего во второй тур отпуск предоставляется до опубликования результатов второго тура выборов. Отпуск заканчивается в день подведения итогов выборов.

Таким образом, порядок реализации прав военнослужащих на отдых регламентируется Положением о порядке прохождения военной службы, постановлениями Правительства РФ, приказами органов исполнительной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы. Перечень подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих порядок реализации права военнослужащих на отдых, достаточно обширный. В различных органах власти одни и те же вопросы предоставления военнослужащим времени отдыха решаются по-разному.

В настоящее время законодательство претерпевает изменения в связи с реформированием армии. Зачастую эти изменения только увеличивают различие в порядке предоставления времени отдыха военнослужащим, проходящим военную службу в различных условиях.

Окончание следует

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №12.2004 г. (стр.109-115)

Кадры

Право на отдых офицеров и прапорщиков

А.Н. Бочаров, юрист

Проблемы реализации права военнослужащих на отдых

Право на отдых является одним из основных прав граждан Российской Федерации, защищаемых Конституцией РФ. Как и все граждане, военнослужащие пользуются правом на отдых, реализация которого играет важную роль в обеспечении боевой готовности воинских частей и соединений, обеспечивает возможность военнослужащему выполнять обязанности военной службы в течение длительного времени, а также создает условия для развития личности военнослужащего, его участия в общественной жизни общества, выполнения им социальных функций. Обязанность обеспечить реализацию права военнослужащего на отдых возлагается п. 4 ст. 3 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на командиров (воинских начальников).

Реализация права военнослужащих на отдых регулируется нормами Федерального закона от 27.05.98 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изм. и доп., далее - Закон) и других федеральных законов, указами Президента РФ и, в первую очередь, утвержденным Указом Президента РФ от 16.09.99 № 1237 Положением о порядке прохождения военной службы. Право на отдых регламентируется постановлениями Правительства РФ, приказами органов государственной власти, в которых предусмотрено прохождение военной службы.

Порядок реализации права военнослужащих на отдых существенно не менялся с 1993 г., но, несмотря на это, проблемы в этой области все еще имеются.

Представляется обоснованным сверхурочное время в журнале учитывать с указанием календарной даты, а сверхурочное время и время привлечения к службе в выходные и праздничные дни не суммировать, так как это разные виды служебного времени и оказывают влияние на разные виды времени отдыха военнослужащих (имеющие разную природу), а следовательно, и компенсируются по-разному.

Так, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (п. 4 ст. 11) не содержит указания на возможность присоединения к основному отпуску времени отдыха взамен времени привлечения к службе в выходные и праздничные дни. Однако на возможность такой формы компенсации указывается в п. 3 приложения 2 к Положению о порядке прохождения военной службы. Данным пунктом введено понятие суммарного сверхурочного времени, включающее время привлечения военнослужащего к служебным обязанностям сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени и время привлечения в выходные и праздничные дни. Подобное объединение двух разных видов отдыха, на наш взгляд, необоснованно. Пункт 4 данной статьи не содержит нормы, относящей разрешение вопроса учета и компенсации времени привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни к Положению о порядке прохождения военной службы, как, например, в пп. 1, 3 ст. 11.

Таким образом, привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы в выходные и праздничные дни может быть компенсировано только предоставлением дня отдыха в другой день недели. Если за привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы в выходной день в течение, например, 4-5 часов предоставить в другой день недели время отдыха равной продолжительности, то у военнослужащего не будет выходного за эту неделю. Аналогично военнослужащий может быть лишен и праздничного дня. Законодательство же не предусматривает возможности лишения военнослужащих выходных дней и праздников.

Дни отдыха согласно п. 4 ст. 11 Закона предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели. Текст закона не содержит исключений из этого правила для каких-либо категорий военнослужащих, поэтому можно утверждать, что право на предоставление дней отдыха за привлечение в выходные и праздничные дни принадлежит всем категориям военнослужащих.

Правомерно ли присоединение к основному отпуску дней отдыха, компенсирующего привлечение военнослужащих к мероприятиям, проводимым без учета общей продолжительности еженедельного служебного времени?

Во-первых, Положение о порядке прохождения военной службы не предусматривает присоединение к основному отпуску дополнительных суток отдыха за привлечение к мероприятиям. Однако законодательство не предусматривает и ограничений для воинских начальников в предоставлении дней отдыха, компенсирующих участие военнослужащих в проведении мероприятий, кроме учета необходимости поддержания боеготовности и интересов службы. Поэтому предоставление военнослужащим положенных им по законодательству дней отдыха непосредственно до или после отпуска не будет превышением предоставленных воинским начальникам полномочий.

Во-вторых, предоставление времени отдыха, компенсирующего привлечение военнослужащего к участию в мероприятиях, направлено на компенсацию привлечения военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени. Участие военнослужащего в проведении мероприятий неизбежно влечет исполнение им обязанностей военной службы с превышением установленной законодательством нормы. Таким образом, сутки отдыха за привлечение военнослужащего к мероприятиям и дни отдыха за превышение установленной продолжительности еженедельного служебного времени имеют одинаковую природу. Поэтому можно считать обоснованным и законным присоединение указанных дней отдыха к основному отпуску по аналогии с предоставлением времени отдыха, компенсирующего привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени.

Спорным является и вопрос сохранения у военнослужащего права на дополнительные дни отдыха после использования им основного отпуска. Дополнительные дни отдыха в количестве не более 30, присоединяемые к отпуску, как предусмотрено в п. 3 приложения 2 к Положению о порядке прохождения военной службы, в продолжительность основного отпуска не входят. При некоторых обстоятельствах у военнослужащего может возникнуть право на получение дополнительных дней отдыха в количестве, превышающем указанное. Теряет ли военнослужащий право на предоставление ему этих дней после окончания отпуска с присоединенными 30 днями?

Согласно п. 1 ст. 11 Закона Положением о порядке прохождения военной службы определяется порядок предоставления времени отдыха, но не основания предоставления и ограничения прав военнослужащих на отдых. Обязанностью воинских начальников является обеспечение прав подчиненных им военнослужащих. Таким образом, воинские начальники обязаны принять все меры для обеспечения реализации права военнослужащего на отдых.

Из вышеизложенного следует, что и после отпуска у военнослужащего сохраняется право на получение дополнительных дней отдыха, компенсирующих привлечение военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени в предшествующий отпуску период времени.

Похожа на предыдущую проблема предоставления отпуска, неиспользованного военнослужащим в течение календарного года. Пунктом 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы предусмотрено предоставление отпуска в первом квартале следующего года, если отпуск за истекший год не был предоставлен военнослужащему. Теряет ли военнослужащий право на отпуск, если и в первом квартале следующего года отпуск ему не будет предоставлен? Безусловно, нет!

Не предоставляя отпуск военнослужащему, начальник нарушает право военнослужащего на отдых (отпуск). Нарушенное право подлежит защите - судебной или административной.

Положение о порядке прохождения военной службы не является федеральным законом, поэтому не может ограничивать конституционные права военнослужащих. Пункт 14 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы не содержит ограничения периода времени, в течение которого предоставляется не предоставленный в истекшем году отпуск, а содержит порядок реализации права военнослужащего на отпуск.

Таким образом, законодательство не препятствует предоставлению военнослужащему не использованного им в истекшем году отпуска после окончания I квартала текущего года, как не препятствует предоставлению отпуска и по истечении II квартала. Если в III квартале (или позже) военнослужащий обратится в суд с заявлением о защите права на отпуск, то возможно, что в суде ответчик заявит о пропуске военнослужащим установленного законодательством трехмесячного срока для обжалования в суд действий воинских должностных лиц (ст. 256 ГПК РФ). Это обстоятельство не должно быть принято судом во внимание, так как непредоставление отпуска воинским начальником является длящимся бездействием, нарушающим право военнослужащего на отдых. Если до обращения в суд военнослужащего командование однозначно не отказывало в предоставлении отпуска за истекший год после окончания I квартала, то военнослужащий был вправе ожидать предоставления этого отпуска.

В подпункте "в" п. 15 ст. 31 Положения о порядке прохождения военной службы в качестве дополнительных указаны отпуска, установленные для военнослужащих, исполняющих обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, где выполнение служебных обязанностей сопряжено с повышенной интенсивностью службы, опасностью для здоровья и жизни.

Статьей 4 Закона РФ от 21.01.93 №4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон № 4328-1) было предусмотрено

право военнослужащих, проходящих военную службу в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, на получение дополнительного отпуска продолжительностью десять суток за каждые три месяца службы в этих условиях. Федеральным законом от 26.04.04 № 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 4 Закона № 4328-1 признана утратившей силу. Таким образом, предоставление дополнительных отпусков военнослужащим, проходящим военную службу в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, федеральными законами не предусмотрено.

Необоснованной, по нашему мнению, является и отмена указанным законом права военнослужащих, проходящих военную службу в соединениях и воинских частях постоянной готовности, переведенных в установленном порядке на комплектование военнослужащими-контрактниками, на дополнительный отдых, предусмотренный пп. 1, 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Обращает на себя внимание некорректное использование в законодательном акте понятия "дополнительный отдых", складывается впечатление, что отдых этот является дополнительным или сверхнормативным по отношению ко времени отдыха, положенного военнослужащим. Однако это далеко не так. Данное время отдыха - форма компенсации времени отдыха, не реализованного военнослужащим в связи с исполнением им обязанностей военной службы. Это время не является вознаграждением за исполнение военнослужащим обязанностей военной службы сверх установленной общей продолжительности еженедельного служебного времени или за привлечение военнослужащих к проведению мероприятий, проводимых без ограничения установленной общей продолжительности еженедельного служебного времени.

Еще раз отметим, что время отдыха не ограничивается законодательно. Ограничивается время привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы. Отмена права на компенсацию привлечения военнослужащих сверх установленной общей продолжительности еженедельного служебного времени фактически приводит к отмене нормирования привлечения военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы. Тем самым военнослужащие лишаются конституционного права на отдых. Законодательный акт не содержит правил, регулирующих продолжительность привлечения военнослужащих частей постоянной готовности к исполнению обязанностей военной службы. Все отдано на откуп совести и справедливости командиров и понятию "служебная необходимость". Дифференцированная надбавка (п. 4 ст. 13 Закона) за особые условия боевой подготовки связывается в документе с особыми условиями боевой подготовки, а не с увеличением служебного времени сверх установленного размера.

Таким образом, военнослужащие частей постоянной готовности, на наш взгляд, лишены возможности для восстановления затраченных физических и духовных сил, культурного развития, выполнения общественных и семейных обязанностей. Вряд ли это нововведение будет стимулировать поступление военнослужащих на службу по контракту.

Рассмотрим, какие последствия с точки зрения финансового обеспечения имеет нарушение права военнослужащих на отдых. Увеличение продолжительности служебного времени военнослужащих не влечет увеличения их денежного довольствия. Надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы не связана с увеличением служебного времени сверх установленной законодательством продолжительности.

Проблемы могут возникнуть при увольнении военнослужащих. При интенсивном привлечении их к исполнению обязанностей военной службы и несвоевременном предоставлении им компенсационного времени возникает "хроническая задолженность" в предоставлении военнослужащим времени отдыха. Пункт 16 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы предусматривает, что предоставление отпусков военнослужащему осуществляется с таким расчетом, чтобы последний из них был использован полностью до дня истечения срока его военной службы. При невозможности предоставления основного и дополнительных отпусков до дня истечения срока военной службы они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками. В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи военнослужащим дел и должности.

Аналогично должны предоставляться военнослужащему и дни отдыха при увольнении. Исключение из списков части должно осуществляться после предоставления положенного военнослужащему времени отдыха в полном объеме. Нарушение этого правила дает военнослужащему, исключенному из списков части без предоставления положенного времени отдыха, возможность обратиться в суд с требованием о признании приказа командира части об исключении его из списков части незаконным, восстановлении его в списках части до предоставления положенных ему дней отдыха, возмещения причиненных этим незаконным приказом убытков и окончательного расчета.

До исключения из списков части военнослужащий считается проходящим военную службу и должен обеспечиваться положенными видами довольствия, в том числе и денежным. Таким образом, непредоставленное время отдыха должно быть оплачено военнослужащему. Согласно п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

Суд при данных обстоятельствах на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" должен будет удовлетворить требования военнослужащего. Рассмотрение судом таких дел может растянуться на длительное время, а с учетом рассмотрения дела кассационной инстанцией - от трех до шести месяцев. На практике встречаются дела, рассматриваемые по два года и более. При повторном исключении военнослужащего из списков части (по решению суда) военнослужащий должен получить денежное довольствие (и другие виды довольствия) за весь период восстановления его прав, т. е. с момента первого исключения из списков части.

В результате этого государство будет нести материально-финансовые потери, которых можно было бы избежать при соблюдении законодательства, регулирующего реализацию права военнослужащего на отдых. Непредоставленные вовремя 10-15суток отдыха могут обернуться 10-15 месяцами оплаченного "вынужденного прогула". Эти потери лучше предупреждать в период прохождения службы военнослужащим, соблюдая порядок предоставления времени отдыха и соблюдая порядок увольнения.

Значительная часть нормативных актов, регулирующих порядок реализации права военнослужащих на отдых, не согласуется друг с другом и использует различные по содержанию понятия.

Для устранения противоречий и совершенствования порядка реализации права военнослужащих на отдых необходимо совершенствовать законодательство, закрепить в нормативных актах понятия времени отдыха военнослужащих и его различных видов, закрепить на уровне федерального закона наиболее общие правила реализации этого права, а также устранить причины для различий толкования и применения существующих норм законодательства. При этом важно не забывать, что права военнослужащих, как и других граждан РФ, являются высшей ценностью в нашем обществе, и эту ценность должны защищать воинские должностные лица,

Соблюдение прав военнослужащих на отдых обеспечит законность в нашем государстве, его правовой характер, будет способствовать повышению престижа и привлекательности военной службы. И в этом деле важное место принадлежит всем воинским должностным лицам, органам прокуратуры и суду.

Продолжение. Начало см.: Военно-экономический вестник. 2004. № 10.

Окончание. Начало см.: Военно-экономический вестник. 2004. № 10, 11.


Комментарии   

#1 Hermes Conrad 15.03.2017 11:52
Интересно, почему отпуск по личным обстоятельствам "при наличии первого и второго обстоятельств предоставляется безусловно"? Конечно, было бы прекрасно, если б на практике так и происходило, но, как заведено в армии, словосочетание "командир имеет право" трактуется предсказуемо, то есть если его (командира) никто не обязывает, то ничего и не будет предоставлено.
Что касается учета сверхурочного времени. Здесь представляется обоснованным не только указывать календарную дату, здесь вообще не учтено, что существуют должностные обязанности, исполнение которых подразумевает сменный график. и выходных дней, привлечение к обязанностям в которые должно компенсироваться равной продолжительностью в другие дни недели, насчитывается 15 в месяце.
#2 Hermes Conrad 15.03.2017 11:57
Полностью обоснован тезис, что использование в законодательном акте понятия "дополнительный отдых" некорректное. Это же отдых, предоставленный в качестве компенсации за уже отработанное время, почему оно является дополнительным? Логичнее было бы назвать его "компенсационным".
Для совершенствования законодательства необходимо не только закрепить в нормативных актах понятия времени отдыха военнослужащих и его различных видов, но кроме этого установить порядок предоставления дней отдыха, определить возможность привлечения в эти дни, учесть график служебной нагрузки. Не допускать совмещения этих дней с положенными выходными согласно графика. Дни отдыха предоставлять в другие, то есть, по смыслу "рабочие" дни недели, а не в выходные дни, которые и без того положены по графику.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации