СМЕРТЕЛЬНАЯ ДЮЖИНА

НВО 15.10.2004 г.

СМЕРТЕЛЬНАЯ ДЮЖИНА

10 лет назад боевики "Аль-Каиды" планировали в один день взорвать сразу 12 американских самолетов

Владимир Рощупкин

Об авторе: Владимир Тимофеевич Рощупкин - профессор Академии военных наук.

20 сентября представители спецслужб и служб безопасности американских аэропортов приступили к усиленному досмотру подозрительных пассажиров. Поводом для этого послужили подрывы в воздухе двух российских самолетов чеченскими террористками-смертницами, а также выводы и рекомендации независимой комиссии, расследовавшей теракты 11 сентября 2001 года. Должностные лица отныне могут, презрев обычную для работников западных аэропортов вежливость и внимание, проверить одежду пассажиров на ощупь, не говоря уже о том, чтобы попросить их снять верхнюю одежду.

Спецслужбы США не один год пытаются защитить самолеты от взрывов. Сейчас в числе союзников секретных ведомств и американские законодатели. Они обещают свое содействие в том, чтобы в аэропортах было новое оборудование, способное обнаруживать взрывчатку, спрятанную на человеке. Как сообщалось, эти приборы, обнаруживающие мельчайшие частицы взрывчатых веществ в воздухе вокруг объекта, проходят испытания в пяти американских аэропортах. Велосипеда тут изобретать не надо: приборы прошли "обкатку" на атомных электростанциях, где применяются в системах контроля и безопасности.

Помимо приборов для обнаружения взрывчатки испытывается также устройство для проверки на подлинность паспортов и посадочных талонов. Однако проблема в том, что служба транспортной безопасности испытывает нехватку средств и не в состоянии сразу приобрести необходимое количество соответствующего оборудования. А отцы-конгрессмены из-за бюрократических процедур еще должны санкционировать выделение средств на его закупку.

В своем заключительном докладе, представленном президенту Джорджу Бушу, именно члены этой комиссии в числе других многочисленных рекомендаций предложили проверку пассажиров на наличие взрывчатки. Ссылаясь на документы разведки, авторы доклада сделали достоянием гласности людоедское кредо одного из лидеров "Аль-Каиды" Мохаммеда Атефа. В середине последнего десятилетия минувшего века Атеф цинично заявил, что взрывы самолетов в воздухе "перспективны в смысле количества жертв".

БОТИНОЧНЫЙ ТЕРРОРИСТ И ДРУГИЕ

Действительно, "Аль-Каида" изучает и даже применяет тактику подрывов самолетов почти десятилетие, хотя широкая общественность об этом практически ничего не знает. Более того, заокеанские спецслужбы, как сообщалось в американских СМИ, установили, что уничтожение летательных аппаратов с пассажирами является одной из приоритетных целей террористической группировки. Так, Рамзи Юсеф, террорист из "Аль-Каиды", осужденный за взрыв в 1993 году во Всемирном торговом центре, убил пассажира-японца и едва не устроил авиакатастрофу, когда взорвалась бомба, пронесенная Юсефом на борт самолета филиппинской авиакомпании.

Это произошло десять лет назад, 11 декабря 1994 года. То есть задолго до воздушной атаки террористов-смертников на объекты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Взрыв, учиненный Рамзи Юсефом в салоне филиппинского авиалайнера, был своего рода проверкой работоспособности зарядного устройства перед попыткой уничтожить в один день сразу 12 американских самолетов. Дьявольский план уничтожения дюжины летательных аппаратов с пассажирами и экипажами на борту не удался только потому, что в потайной лаборатории, где Юсеф "колдовал" над взрывными зарядами, возник пожар, и подрывник едва успел унести ноги.

Кроме того, установлено, что люди бен Ладена пытались уничтожать самолеты с помощью нитроглицерина и пластиковой взрывчатки. Жидкость заливали во флакон от раствора для контактных линз, а флакон умудрялись запрятать в ботинок. 22 декабря 2001 года Ричард Рейд, несмотря на усиленные меры безопасности, без помех прошел на борт самолета авиакомпании "Американ эйрлайнс". И это при том, что накануне Рейда уже не пускали на посадку в самолет - служащие аэропорта что-то заподозрили. Прошел в кроссовках, стандартной обувке миллионов американцев. А в них - пластиковая взрывчатка.

По злой иронии судьбы фамилия Рейд по-английски означает "налет, нападение, атака". Террористическая атака Рейда не была реализована из-за того, что запал взрывного устройства не загорелся, а пассажиры набросились на подрывника. Таким образом, обладатель "взрывных" кроссовок вошел в историю как "ботиночный террорист". Эти данные обнародованы в США недавно, после подрыва в воздухе двух российских самолетов.

К сожалению, не только специалисты служб безопасности, но и террористы прекрасно осознают: чтобы уничтожить самолет, совсем не нужно проносить на борт горы взрывчатки. Самолеты конструируют не для того, чтобы они выдерживали взрывы. Даже взрыв средней силы на большой высоте может вызвать резкое падение давления, в результате которого лайнер развалится на куски.

Например, в декабре 1988 года во время взрыва авиалайнера компании "Панамерикан" над шотландским местечком Локерби организаторы теракта использовали пластиковой взрывчатки всего ничего - менее фунта. Ее заложили в обычный аудиоплеер. Итог - 270 погибших. Следователи полагают, что еще меньшее количество пластита понадобилось для взрыва самолета компании "Aвианка", произошедшего 15 лет назад, в 1989 году, недалеко от столицы Колумбии Боготы. Тогда было взорвано небольшое количество паров в топливном баке лайнера. Самолет был уничтожен, а дело так и осталось нераскрытым.

МЕРЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТЕРАКТОВ

Пластиковые ВВ были изобретены и использовались во время Второй мировой войны. Специалисты относят их к наиболее проблемным в плане обнаружения веществам, используемым при терактах, в том числе воздушных. Напомним, что взрывчатка применялась при уничтожении пассажирского самолета над Локерби (Шотландия) и комплекса Хобар в Саудовской Аравии. Подобные взрывчатые вещества привлекательны для террористов по нескольким причинам. Они пластичны, не имеют запаха, их легко засунуть в обувь, под одежду, ремень или в сумку.

Главным различием между взрывчаткой и таким оружием, как пистолеты и ножи, является невозможность их обнаружения. Сканеры и металлоискатели в аэропортах предназначены для обнаружения металлического оружия (холодного и огнестрельного), но не взрывчатки. Пластиковая взрывчатка, тротил, нитроглицерин и другие обычные компоненты взрывных устройств обнаруживают приборы, которые ищут следы взрывчатых веществ. Но службы безопасности обычно проводят такой тест лишь в случае, если пассажир вызывает подозрение, например, покупает билет в последний момент. Сканеры могут обнаружить провода, идущие к детонаторам; выпуклости необычной формы под одеждой могут привести к дополнительному досмотру; особые списки могут идентифицировать предполагаемых террористов.

Помимо рекомендаций по введению технических новинок, упоминавшихся выше, называют и аппарат, в котором применяются сильные рентгеновские лучи. Он способен "заглянуть" под одежду пассажира, чтобы обнаружить спрятанное оружие. Установка одного такого аппарата в каждом аэропорту обойдется в 250-300 млн. долл. Оборотная же сторона новинки - проверка всех пассажиров - может вызвать огромные задержки и сбои в работе аэропортов.

"Мы очень плохо защищены от смертников, опоясанных взрывчаткой, - говорит Джон Мика, председатель подкомитета палаты представителей по авиации. - Это возвещает о новой эпохе опасностей для авиационной индустрии". Ему вторит Крис Йейтс, редактор отдела авиационной безопасности журнала "Джейнс транспорт": "Повторение того, что произошло в России, в Австралии, Британии или США - вопрос времени".

В 2003 году сотрудники аппарата генерального инспектора Министерства внутренней безопасности США в ходе секретного расследования пронесли оружие и взрывчатку через службы безопасности в 15 аэропортах - в порядке эксперимента. Так что, несмотря на существенную модернизацию национальной системы авиационной безопасности после терактов 11 сентября, защита от взрывчатки, как отмечается в американской прессе, пока остается относительной.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации