РЕВИЗОРЫ НЕДОВОЛЬНЫ ТЫЛОВОЙ ОТЧЕТНОСТЬЮ

«Независимое военное обозрение», 28.05.2004 г.

РЕВИЗОРЫ НЕДОВОЛЬНЫ ТЫЛОВОЙ ОТЧЕТНОСТЬЮ

Счет неэкономным расходам идет на сотни миллионов рублей

Виктор Барсуков

Главная военная прокуратура уже более полугода проводит проверку деятельности центрального вещевого управления МО РФ. "НВО" стали известны некоторые результаты этой работы.

ВЕЩЕВИКИ КРУТЯТ СРЕДСТВА

Осенью 2003 года многие военные округа не имели всего необходимого (в первую очередь костюмов зимних утепленных, сапог, перчаток зимних) для обеспечения личного состава по зимнему плану снабжения. Такого не было даже во время хронического недофинансирования Вооруженных сил. Из округов в Центральное вещевое управление МО РФ, Тыл Вооруженных сил поступали доклады: солдат и офицеров не во что одевать, необходимо срочно принимать меры.

А в это время, на коллегии Министерства обороны начальник Тыла, генерал Владимир Исаков бодро докладывал министру обороны, что все необходимое, чтобы одеть и обуть личный состав на зиму, имеется. Тем временем в округах на свой страх и риск, чтобы люди не остались на зиму раздетыми, были вынуждены изымать недостающее из неприкосновенных запасов - только в Московском военном округе более 70 тысяч костюмов утепленных. И до настоящего времени это имущество в неприкосновенный запас не возвращено.

Ни для кого в Центральном вещевом управлении давно не секрет, что с приходом к руководству управлением генерал-лейтенанта Сергея Шляева "основная тяжесть" закупок вещевого имущества легла на несколько фирм, в первую очередь ЗАО "Легпромпрогресс". Только за 2003 год эта фирма должна была поставить для Министерства обороны 690 тыс. пар сапог, 155 тыс. костюмов утепленных, 360 тыс. костюмов летних и много другого имущества.

При этом были отстранены такие традиционные поставщики, имеющие большие производственные мощности, как ЗАО "Кузнецкобувь". Основные объемы закупок (в нашем примере сапог юфтевых) были переданы фирме ЗАО "Легпромпрогресс", не имеющей для таких объемов производства своих мощностей, а затем ЗАО "Кузнецкобувь" было предложено под маркой ЗАО "Легпромпрогресс" поставить эти сапоги.

Гениально: не надо ничего самому изготавливать! Надо выиграть тендер, а затем (неизвестно на каких условиях) передать право изготовить заказ реальным производителям, которые имеют свои мощности для изготовления данной продукции, но не имеют возможности выиграть тендер. Так весь 2003 год в войска и поступали сапоги ЗАО "Легпрмпрогресс", изготовленные ЗАО "Кузнецкобувь".

Есть и другие методы прокрутки товаров и средств. Постановлениями правительства РФ 1997 г. # 778 и 1998 г. # 216 (Общие положения, ст.3) определено, что "поставщики самостоятельно приобретают материальные ресурсы, необходимые им для выполнения государственных контрактов. Включение в государственный контракт требований о материально-техническом обеспечении сырьем и материалами… не допускается". Однако ЦВУ МО РФ, нарушая эти постановления, самостоятельно закупает сырье для изготовления костюмов полевых летних.

Затем эту ткань под давлением ЦВУ МО РФ покупают фабрики, изготавливающие эти костюмы, причем перевозки ткани (а это не один миллион рублей) оплачивает Минобороны России. Есть случаи, когда фабрикам, изготавливающим костюмы полевые, в качестве оплаты предлагалась эта же ткань со ссылкой на то, что денег для расчетов за полученную продукцию у министерства нет.

Вот еще пример: по данным ЦВУ МО РФ, ЗАО "Легпромпрогресс" хронически не выполняло своих обязательств по поставке продукции. Только за 1-й квартал 2003 года ЗАО "Легпромпрогресс" не поставило Министерству обороны 70 тыс. костюмов летних, 31,8 тыс. костюмов зимних, 83 тыс. пар сапог юфтевых и другого имущества на сумму более 200 млн. рублей.

Не были предъявлены штрафные санкции к недобросовестному поставщику, как этого требует п. 22 государственных контрактов. Вместо этого дважды (12.04.2003 г. и 14.07.2003 г.) переносились сроки поставок на 2-й и 3-й кварталы. И, самое интересное, на основании договора # 18 от 4.11.2002 г. и дополнительных соглашений от 5.05.2003 г. ЗАО "Легпромпрогресс" получил аванс в размере 59,6 млн. рублей для закупки сырья, хотя до окончания действия контракта оставался 1 месяц.

Все это, разумеется, делалось для поддержки "отечественных поставщиков". Только после вмешательства Главной военной прокуратуры генерал Шляев был вынужден предъявить иск ЗАО "Легпромпрогресс" на сумму более 150 млн. рублей.

Такая политика неизбежно должна привести к тому, что наши солдаты останутся раздеты и разуты.

ВОЕНМЕДЫ-КОММЕРСАНТЫ

В апреле-мае 2002 года проверкой Счетной палаты РФ Главного военно-медицинского управления МО РФ были выявлены вопиющие нарушения в использовании бюджетных средств на общую сумму 393,4 млн. рублей.

По результатам работы главного контрольного ведомства страны выводов сделано не было. Результат - ошеломляющий, он отражен, безусловно, не в полной мере, в акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности Главного военно-медицинского управления Финансовой инспекцией МО РФ, проведенной в период с 4 февраля по 1 апреля 2004 года. Выборочной проверкой установлено, что бюджету Минобороны России нанесен ущерб более чем на 344 млн. рублей.

Далеко не смешная арифметика: 2002 год - 393,4 млн. руб., 2004 год - 344 млн. руб., итого 737,4 млн. рублей наших с вами налогов улетело в трубу, и никто не удосуживается разобраться, куда ведет эта труба. Кстати, для того чтобы полностью переоснастить средний госпиталь, необходимо около 100 млн. рублей, то есть, по самым скромным расчетам, 7 госпиталей оставлено без оборудования.

Зато из 89 организаций, подавших заявки на участие в конкурсе на поставку медицинского оборудования по государственному оборонному заказу, конкурсной комиссией отклонено 59 организаций. Среди них крупнейшие отечественные производители медицинской техники: ОАО "Тюменский завод медоборудования", ОАО "НПО Экран", ОАО "ЛОМО", ОАО "Красногвардеец", ПК НПЦ им. Хруничева и т.д.

Основными участниками конкурсов оставались в основном малоизвестные посреднические организации: ООО "Техносервис НТП", ООО "ВМ-Компания", ООО "Гальтран" и другие, которые, не имея производственных мощностей, финансовых и трудовых ресурсов для выполнения государственного оборонного заказа, выигрывали основной объем закупаемого медицинского оборудования (около 1,5 млрд. рублей). При этом на долю предприятий-производителей досталось только 1,3% от общего объема финансирования. Естественно, при отсутствии конкуренции со стороны производителей стоимость закупаемого медицинского оборудования и имущества необоснованно завышалась в 2-3 раза. Так, победителем торгов в 2003 году по ряду позиций на 537 млн. рублей признано ООО "Техносервис НТП", которое является посредником и представляет интересы 60 организаций. Как установлено представителями финансовой инспекции МО РФ, переплачено из-за завышения цен 32 млн. 356 тыс. рублей.

Другой посредник, ООО "ВМ Компания", выигравшая конкурс на 333,3 млн. рублей, нанес бюджету МО РФ ущерб по 12 госконтрактам на 47 млн. 889 тыс. рублей. В интересах ООО "ВМ компания" должностными лицами ГВМУ МО РФ в нарушение условий проведения торгов без всякого обоснования необходимости и предъявления штрафных санкций было подписано 4 дополнительных соглашения с целью переноса поставок медицинского оборудования на срок до 6 месяцев. Упущенная выгода для Вооруженных сил составила 67 млн. 575 тыс. рублей.

В ходе проверки, проводимой финансовой инспекцией Минобороны России, в течение 10 дней разыскивались должностные лица этой компании. Но по юридическим и почтовым адресам, указанным в госконтрактах, организации обнаружено не было, по телефонам никто не отвечал.

Аналогичных примеров очень много, но особый интерес вызывает, скромно говоря, комбинация с закупкой стоматологических установок "Сирус" якобы производства Ульяновского завода.

Как следует из акта проверки, в государственный оборонный заказ 2003 года без проведения торгов была включена поставка 390 стоматологических установок "Сирус", как продукции монопольно производимой в России ЗАО "Сирус". При этом какие-либо заключения Миннауки, Минэкономразвития РФ, соответствующих медицинских специалистов об уникальности данных установок и возможности их закупки без проведения торгов отсутствовали. В то же время подобные установки производились и производятся другими отечественными и иностранными производителями. В дальнейшем должностными лицами ГВМУ МО РФ заказ был уточнен в сторону изменения спецификации и увеличены цены установок в 2-3 раза, без всякой корректировки гособоронзаказа и оформления постановлением Правительства РФ. Однако контракт был заключен. Итак, уникальные отечественные стоматологические установки по цене в 3 раза превышающей номинал были закуплены для учреждений МО РФ в количестве 220 штук.

При вскрытии упаковок со стоматологическими установками "Сирус А1", поступивших в 9 лечебно-диагностический центр по разнарядке ГВМУ, установлено, что они изготовлены немецкой фирмой "Сирона", но к ним приложен паспорт торгового дома "Сирус", расположенного в Москве.

Таким образом, по ценам выше, чем у производителя, израсходовано 107 млн. 35 тыс. рублей, в ходе такой комбинации обойдены таможенные и налоговые барьеры. Установки поставлялись из-за границы в виде комплектующих, а не готового изделия, собирались якобы в Ульяновске, а на самом деле перепродавались через иностранные фирмы, цена завышалась в 3 раза.

Это не случайность, аналогичных примеров предостаточно. Приведем только общие выводы по акту финансовой проверки.

Выявлено незаконных расходов по завышенным ценам на 18 млн. 502,7 тыс. рублей. Кроме того, финансисты-ревизоры определили неэкономные расходы по завышенным ценам на 261 млн. 846,8 тыс. рублей, по завышенным ценам из-за отсутствия протоколов цен и анализа затрат поставщиков - на 118 млн.

Памятно, что до подчинения военной медицины начальнику Тыла в 1998 г. проводились торги, закупалось оборудование, были проверки, но подобных фактов не выявлялось. При таком развале финансовой дисциплины нам никогда не стать богатыми и процветающими, кроме отдельных дельцов в погонах.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации