ТРЕНАЖЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА

«Независимое военное обозрение», 01.08.2003 г.

ТРЕНАЖЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА

Они позволяют повысить безопасность полетов и поднять боевую эффективность авиатехники

Игорь Коротченко

В УСЛОВИЯХ постоянного роста стоимости современных самолетов и вертолетов, а также затрат на их техническую эксплуатацию все более широкое применение в повседневной деятельности строевых частей ВВС находят авиационные тренажеры. Они позволяют сократить расходы и сберечь ресурс авиатехники; повысить безопасность полетов за счет отработки готовности летчиков к действиям во всякого рода нештатных ситуациях; поднять боевую эффективность за счет повышения квалификации летного состава и предварительного многократного моделирования боевых операций; усилить контроль за дисциплиной полетов.

Кроме того, интерес к тренажерным разработкам проявляют традиционные покупатели российской боевой авиатехники, а также страны, значительную долю боевого парка которых составляют самолеты и вертолеты советского производства. Освоение таких многофункциональных истребителей, как Су-30МКК, Су-30МК2, Су-30МКИ, Су-30МКМ, самолетов марки "МиГ", а также вертолетов типа Ми-35ВН, Ка-29, Ка-52, требует серьезной проработки техники пилотирования. Без тренажеров решить эту задачу нельзя.

КОНФЕРЕНЦИЯ В ЦАГИ

Интерес авиационного сообщества к указанной теме наглядно продемонстрировала вторая научно-техническая конференция "Тренажерные технологии и обучение. Новые подходы и задачи", которая прошла в апреле 2003 г. в Центральном аэрогидродинамическом институте (г. Жуковский Московской области). В ней приняли участие около 300 человек из 50 организаций. ЦАГИ не случайно выступил в роли инициатора и основного организатора конференции, так как традиционно является лидером всех крупных российских программ в области авиации. Эта роль обязывает институт обращать особое внимание на критические направления отечественных авиационных технологий.

Бурное развитие компьютерных технологий, снижение цен на вычислительную технику и снятие ограничений КОКОМ открыли доступ к тренажерным разработкам инициативным коллективам и небюджетным организациям, которые за последние годы в условиях острой взаимной конкуренции добились заметных успехов. По оценке экспертов, наиболее масштабные результаты в этот период были достигнуты группой акционерных компаний, работающих на базе и под научно-методическим патронажем ЦАГИ.

Конференция вызвала значительный интерес уже на стадии подготовки. В качестве ее соорганизаторов выступили традиционные партнеры ЦАГИ: Министерство обороны РФ, "Росавиакосмос", ГосНИИАС, корпорация "Аэрокосмическое оборудование", Российское общество авиастроителей, ЗАО ЦНТУ "Динамика", Российский центр авиационного тренажеростроения (РЦАТ).

В программу конференции было включено порядка 30 докладов. Программный комитет (председатель - доктор технических наук Андрей Бюшгенс) структурировал их по следующим основным тематическим секциям: базовые тренажерные технологии, методика применения тренажерных систем, перспективные тренажерные проекты и потребности рынка.

В процессе конференции участникам была предоставлена возможность познакомиться с последней разработкой ЗАО "Центр научно-технических услуг "Динамика", ЦАГИ и РСК "МиГ" - комплексным тренажером самолета МиГ-29, на котором как раз в эти дни завершались государственные испытания. Это первый комплексный тренажер, созданный в России за последние 10 лет, который успешно прошел государственные испытания. Ряд оригинальных технических решений, примененных в тренажере, а главное - совершенство программного обеспечения и всеобъемлющий охват режимов (все режимы боевого применения, общепилотажные режимы, штопор, сваливание, групповые действия, отказы и т.д.) получили высокую оценку специалистов.

СУММА ТЕХНОЛОГИЙ

Традиционно в ЦАГИ уделяется внимание двум аспектам применения тренажерных технологий. Во-первых, это поддержка разработки и создания новых самолетов и вертолетов и сопровождение их летных испытаний. Во-вторых - обучение и тренировка летного состава для серийных летательных аппаратов.

Развитие тренажерных технологий в институте началось с создания 40 лет тому назад отделения "Динамики и систем управления". Его отцы-основатели еще тогда спрогнозировали огромную роль, которую в настоящее играют тренажерные технологии в проектировании и эксплуатации самолетов. За истекший период в отделении создано 9 оригинальных пилотажных стендов, на которых осуществлялись работы по сопровождению проектирования и летных испытаний практически всех отечественных самолетов. Часть этих стендов благодаря многократным модернизациям и до настоящего времени остаются на уровне современных решений и интенсивно эксплуатируется.

Поддержание работоспособности собственной экспериментальной базы потребовало значительных усилий и в продвижении базисных технологий тренажеростроения - систем, обеспечивающих воздействие на органы чувств летчика по наиболее существенным каналам восприятия. В сумме они создают адекватную картину полета: зрение - система визуализации и приборная доска, кинестетический канал - система загрузки рычагов управления, слух - имитаторы авиационных шумов, вестибулярный аппарат - система подвижности. Разумеется, все перечисленные факторы должны быть скоординированы с "движением" самолета/вертолета, отклонениями рычагов управления и нажатием клавиш на пультах. Эти координирующие функции выполняет математическая модель динамики полета самолета/вертолета с системой управления, которая размещается в головном компьютере вычислительного комплекса.

В результате многолетних усилий по отработке технологий математического и полунатурного моделирования ЦАГИ располагает указанными моделями реального времени для всех массовых отечественных самолетов и вертолетов. Уникальное положение института обеспечивает ему и патронируемым предприятиям устойчивое положение на рынке работ по созданию тренажеров. Ведущая роль в этой области принадлежит ЦНТУ "Динамика".

ПО ЗАПАДНЫМ СТАНДАРТАМ

Благодаря инновационной активности и рыночной маневренности, ЦНТУ "Динамика" в кооперации с ведущими НИИ и ОКБ авиационной отрасли сумел за последние годы значительно продвинуться в решении таких задач, как производство учебно-тренировочных комплексов (УТК), состоящих из автоматизированных классов теоретической подготовки, процедурных, специализированных и комплексных тренажеров.

Центром установлены кооперационные связи с РСК "МиГ", ГосНИИАС, МВЗ им. Миля, ОАО "Туполев", "ОКБ Сухого" и др. В перспективе планируется реализация совместных проектов с ОАО "СПАРК", ПКБМ и РЦАТ.

Постоянный контакт и взаимодействие, контроль и координация работ со стороны Главного управления боевой подготовки МО РФ, управлений боевой подготовка ВВС, морской авиации ВМФ, 444-го и 344-го ЦБП и ПЛС, ВВА им. Гагарина и Военного представительства МО РФ # 1027 позволяют обеспечить высокое качество продукции, ее сертификацию и своевременное гарантийное обслуживание.

В процессе своего развития ЦНТУ "Динамика" пришлось решать нетрадиционные для ЦАГИ задачи. Как технические (разработка проекционных систем визуализации, моделей бортовых систем и оборудования, автоматизированных обучающих систем, методики применения ТСО, тактического взаимодействия экипажей ЛА, управление средствами вооружения), так и производственно-технические (активный маркетинг, организация и управление серийным производством, разработка технической и технологической документации, сертификация продукции, ремонт, гарантийное и послегарантийное обслуживание).

Большой объем работ в Центре был выполнен по внедрению системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с ГОСТ Р серии ИСО-9000-2001, что потребовало существенных изменений как в структуре организации, так и в управлении основными производственными процессами. В июне на предприятии завершились экспертные работы, необходимые для получения международного сертификата управления качеством.

Как считает генеральный директор ЦНТУ "Динамика" Александр Литвиненко, для эффективности работы и высокого качества продукции необходимы три компоненты:

- научно-методический патронаж ЦАГИ, который обеспечивает высокий технический уровень и качество внедряемых технологий, и в первую очередь ядро любого авиационного тренажера - модель динамики полета ЛА, традиционной продукции института и ОКБ;

- квалифицированный кадровый состав;

- эффективный менеджмент (десятки сотрудников ЦАГИ и Центра стали участниками президентской программы подготовки управленческих кадров со стажировкой на ведущих западных авиафирмах).

Центр оказывает активную поддержку ЦАГИ в мероприятиях по информационному обеспечению разработок в области тренажерных технологий. ЦНТУ "Динамика" - постоянный участник оргкомитетов по научно-техническим конференциям на авиасалонах МАКС и ASTEK, конференций по тренажерным технологиям в Жуковском.

ПОБЕДА В ВОЗДУХЕ КУЕТСЯ НА ЗЕМЛЕ

Эксперты выделяют два реализованных ЦНТУ "Динамика" проекта - единственный в России комплексный тренажер экипажа самолета Су-33, а также изготовленный для инозаказчика комплексный тренажер самолета МиГ-29. В частности, выполненный по заказу морской авиации ВМФ комплексный тренажер экипажа самолета Су-33 решает все необходимые задачи по пилотированию и боевому применению и в настоящее время проходит опытную эксплуатацию в 444-м ЦБП и ПЛС.

ВВС и ПВО ВМФ в настоящее время являются единственным в российских Вооруженных силах эксплуатантом современного авиационного тренажера такого класса.

Следует особо отметить эффективную работу и системный подход руководства РСК "МиГ" по развитию тренажерных технологий для своей авиационной техники; в результате это предприятие, первое за последние 10-15 лет из российских производителей авиационной продукции, вышло на международный рынок современных авиационных тренажеров.

На открывающемся в августе авиасалоне МАКС-2003 (павильон F, стенд ЦАГИ #10) ЦНТУ "Динамика" продемонстрирует ряд своих последних разработок: автоматизированные классы теоретической подготовки, процедурный тренажер вертолета Ми-24 (Ми-35) круглосуточного применения и самый крупный проект последнего времени - комплексный тренажер экипажа армейского боевого вертолета Ми-24 (Ми-35), который разработан совместно с ЦАГИ и Московским вертолетным заводом имени М.Л. Миля при финансовой поддержке Жуковского филиала АКБ "Русский генеральный банк".

Этот тренажер обеспечивает эффективное решение следующих основных задач летного обучения:

- подготовка и проверка оборудования кабин перед вылетом;

- пилотирование на всех этапах и режимах в нормальных и усложненных условиях выполнения полета с рабочих мест летчика и оператора;

- боевое маневрирование при атаке наземных и воздушных целей на пределе эксплуатационных ограничений;

- подготовка и выполнение маршрутного полета с выходом в заданные районы с применением радиотехнических средств навигации;

- закрепление навыков срочных действий в характерных особых ситуациях;

- поиск, обнаружение, распознавание и поражение видимых целей комплексом штатного и перспективного бортового вооружения с рабочих мест летчика и оператора;

- ведение двухсторонней радиосвязи между членами экипажа и руководителем полетов.

Кабины летчика и оператора включают полный набор штатных органов управления вертолетом, приборных панелей, пультов управления и табло. Все рычаги управления по своим предельным перемещениям, характеристикам загрузки и тактильным ощущениям соответствуют реальным на всех этапах и режимах полета.

Система визуализации выполняется на основе компьютерных проекторов, формирующих непрерывное изображение внекабинной обстановки. В кабине оператора обеспечивается визирование через штатный окуляр прибора наведения имитируемой внекабинной обстановки, сектора разрешения пуска и всех графических символов, реализованных в поле зрения реального прибора наведения.

Углы обзора внекабинной обстановки через фонари кабин в вертикальной плоскости симметрии не менее ± 25 градусов - для оператора и +15/-10 градусов для летчика, в горизонтальной плоскости - не менее 120 градусов для обоих членов экипажа.

Тренажер создан по модульной технологии, с тем, чтобы его составные части и программное обеспечение в дальнейшем могли быть использованы при разработке аналогичных тренажеров модернизированных вертолетов типа Ми-24 и для других типов вертолетов.

Расчетная наработка тренажера на отказ составляет не менее 1000 часов, время восстановления работоспособности с использованием системы встроенного контроля тренажера и ЗИП - не более 2 часов.

Назначенный ресурс тренажера - не менее 10 000 часов, назначенный срок службы - не менее 10 лет.

Оборудование обеспечивает непрерывную работу в течение 8 часов, время подготовки развернутого тренажера к работе не превышает 15 минут. Тренажер может быть поставлен в комплекте с трех- или шести- степенной системой подвижности.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации