СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКСПОРТА - ВОСТОК

«Независимое военное обозрение», 10.10.2003 г.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ЭКСПОРТА - ВОСТОК

Очередной шаг в маркетинговой программе продвижения российской военной техники в регион ЮВА

Владимир Шварев

Об авторе: Владимир Юрьевич Шварев - заместитель главного редактора агентства ИТАР-ТАСС.

СВОЮ ПРОДУКЦИЮ на 7-й международной выставке авиационной и военно-морской техники ЛИМА-2003, прошедшей c 30 сентября по 5 октября на острове Лангкави (Малайзия), представили более 800 компаний и фирм-производителей вооружений из 21 страны. Организатор российской экспозиции - ФГУП "Рособоронэкспорт" - представил на выставке образцы оборонной и гражданской продукции 30 российских предприятий ОПК.

Всего на выставке побывали 38 тысяч торговых представителей и 75 тысяч рядовых посетителей. За шесть дней работы было заключено 25 протоколов о намерениях и шесть контрактов на поставку авиационной и военно-морской техники для Минобороны Малайзии.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Предстоящая в октябре этого года смена высшего политического руководства Малайзии никак не скажется на уровне двусторонних российско-малайзийских отношений, в том числе в военно-технической сфере, заявил посол Российской Федерации в Малайзии Владимир Морозов.

В ходе встреч президента РФ с высшим руководством Малайзии - как с нынешним премьер-министром Махатхиром Мохамадом, так и с вице-премьером Ахмадом Бадави, который станет в октябре премьер-министром - неоднократно подчеркивалось, что курс в направлении развития сотрудничества с Россией останется неизменным вне зависимости от смены политического руководства Малайзии. Преемственность развития отношений с Россией будет обеспечена по всем направлениям, в том числе в сфере ВТС, поскольку программы рассчитаны на долгосрочную перспективу и являются крайне важными для Малайзии.

По просьбе малайзийской стороны выставка была перенесена на более ранний срок (вместо ноября по плану) для того, чтобы на правах хозяина ее мог приветствовать Махатхир Мохамад, являющийся куратором этой выставки.

В заключительный день работы выставки Махатхир Мохамад вместе со своим преемником вторично посетил выставку. Главным содержанием его речи в ходе этого посещения стало заявление о том, что "военно-техническое сотрудничество Куала-Лумпура и Москвы находится на хорошем уровне и продолжает развиваться, что отвечает национальным интересам Малайзии".

АВИАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ВЫСТАВКИ ПЕРСПЕКТИВЫ КОРПОРАЦИИ "СУХОЙ"

Одним из приоритетов для корпорации "Сухой" на рынке Юго-Восточной Азии является Малайзия. Подписав в этом году контракт на поставку самолетов Су-30МКМ, "Сухой" рассчитывает укрепить и развить свои позиции.

В рамках выполнения контракта, проводится большое количество технических переговоров с поставщиками иностранного оборудования на самолеты Су-30МКМ. В течение полугода предстоит проделать большую работу по организации международной кооперации. Можно считать, что выполнение контракта уже началось, хотя его официальное вступление в силу ожидается в предстоящие несколько месяцев.

В регионе ЮВА высок интерес к самолетам Су-27/Су-30. Основными партнерами корпорации "Сухой" на текущий момент являются Китай, Индия, Индонезия, Малайзия и Вьетнам. Определенный интерес есть в Сингапуре. В Южной Корее, несмотря на проигрыш в тендере, завоеван авторитет и позиции, которые в перспективе дают основание рассчитывать на сотрудничество с Сеулом по совместным авиационным проектам.

На рынке Вьетнама корпорация "Сухой" рассчитывает достичь результатов уже в ближайшей перспективе. Вьетнаму предлагаются истребители Су-30МК. Кроме того, "Сухой" предложил создать во Вьетнаме региональный центр технического обслуживания самолетов марки "Су". В случае заключения контракта, в перспективе Вьетнам может стать третьей страной по объемам импорта российской авиационной техники после Китая и Индии.

КОРПОРАЦИЯ "МИГ" РАССЧИТЫВАЕТ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ МАЛАЙЗИЙСКИХ МИГ-29М

На выставке РСК "МиГ" впервые продемонстрировала класс интерактивного обучения, который позволяет проводить первоначальное обучение как летного, так и инженерно-технического состава.

Корпорация "МиГ" сейчас продвигает в Малайзии программу модернизации самолетов МиГ-29, которые эксплуатируются в ВВС Малайзии с 1994 года. На лидере налет приближается к тысяче часов, что говорит о высокой интенсивности эксплуатации самолетов МиГ-29 ВВС в Малайзии. На выставке корпорация "МиГ" вручила сертификаты пяти малайзийским летчикам, которые налетали уже более 500 часов. Два года назад подобные сертификаты были вручены семи летчикам.

Все вопросы поэтапной модернизации были прописаны в базовом контракте. После первой поставки уже было проведено четыре этапа модернизации, включая установку оборудования для дозаправки в воздухе. На текущий момент самолеты МиГ-29 являются наиболее современными в ВВС Малайзии. Очередной этап модернизации предусматривает наращивание как технических, так и боевых возможностей самолета. Это установка новой РЛС, многофункциональных жидкокристаллических индикаторов, новая система целеуказания и навигации. В результате истребитель приобретет функции многофункционального самолета, который будет выполнять задачи не только ПВО, но и действовать по наземным и морским целям. Технический облик этой модернизации с малайзийской стороной согласован, включая его поэтапное проведение. Одобрение получено на уровне совместного российско-малайзийского предприятия ATSC, ВВС и министерства обороны Малайзии. На данном этапе речь идет о включении этой программы в бюджет.

Сейчас совместно с ATSC проводится работа по переходу на логистическое обеспечение нового типа, которое включает в себя как интегральную систему логистического обеспечения, так и переход к эксплуатации по состоянию. Это позволит повысить техническую готовность парка, удешевить сам процесс эксплуатации и обеспечить возможность развиваться техническому центру ATSC, придав ему функции регионального технического центра, поскольку парк самолетов семейства в "МиГ" в странах ЮВА достаточно большой. В частности, для ВВС Бангладеш в феврале 2000 г. были завершены поставки восьми многоцелевых истребителей МиГ-29. В 2001 г. РСК "МиГ" подписал контракт с Мьянмой на поставку 10 истребителей МиГ-29, включая два двухместных учебно-боевых МиГ-29УБ. Самый большой парк МиГ-29 в регионе имеет Индия.

ВИДЕНИЕ РЫНКА ЮВА ФИРМОЙ "КАМОВ"

Малайзии камовцы готовы предложить и свою военную продукцию - это вертолеты Ка-31, Ка-50 и Ка-52, и гражданские вертолеты Ка-32 прежде всего в варианте для пожаротушения, а также для контроля акватории морской экономической зоны. Вертолеты Ка-32 могут также успешно использоваться в поисково-спасательном варианте для службы береговой охраны.

Кроме того, на рынок Малайзии и других стран ЮВА с изрезанной береговой полосой, камовцы предполагают продвигать легкий вертолет Ка-226. Эти страны имеют потребность в "вертолетах-челноках", которые способны перебрасывать людей "с крыши на крышу", преодолевая многочисленные заливы и проливы. Вертолет оснащен двигателями фирмы "Роллс-Ройс", имеющей в регионе хорошую сервисно-эксплуатационную базу.

Сейчас "Камов" успешно выполняет индийский контракт по Ка-31. В этом месяце заказчику будут отправлены очередные два вертолета. В ноябре-декабре будет осуществлена поставка еще одного Ка-31, и, таким образом, контракт по поставке девяти вертолетов будет завершен.

Успешно идет программа по поставкам Ка-32 для Южной Кореи. Сеул покупает вертолеты небольшими партиями и сейчас заказал еще два вертолета этого типа.

В Турции продолжается тендер по ударным боевым вертолетам. Лидером тендера объявлена фирма "Камов" с вертолетом Ка-50-2 "Эрдоган", поскольку в силу ряда обстоятельств американцы не в состоянии удовлетворить требования турецкой стороны, в частности, по передаче технологий. Сейчас идет активная завершающая подготовка в плане согласования всех спецификаций и условий поставок. Пока "Камов" уверенно идет к подписанию контракта. Все, что касается обязательств российской стороны, камовцы сделали. Теперь окончательное решение зависит от правительства Турции. Согласно условиям тендера часть вертолетов будет собираться на предприятиях турецкой промышленности.

ВЕРТОЛЕТНЫЙ КОНТРАКТ

На ЛИМА-2003 был подписан контракт на поставку 10 вертолетов Ми-171Ш Министерству обороны Малайзии. Улан-Удэнский авиастроительный завод (УУАЗ) как производитель вертолетов и ФГУП "Рособоронэкспорт" как государственный спецэкспортер успешно провели переговоры с делегацией Министерства обороны Малайзии и ВВС по комплектации борта. Коммерческая же составляющая контракта согласовывалась непосредственно с малайзийской фирмой "Айрот", выступающей генподрядчиком для Министерства обороны Малайзии. Это крупная компания, которая обслуживает в Малайзии большое количество авиатехники как западного, так и российского производства.

Малайзии будет поставлен военный вертолет Ми-171Ш в базовом варианте, причем условиями контракта предусмотрен высокий уровень кооперации с зарубежными поставщиками оборудования в комплектации борта вертолета. Как сообщил генеральный директор УУАЗ Леонид Белых, для решения вопросов комплектации с зарубежными поставщиками и налаживания в дальнейшем высокого уровня сервисного обслуживания УУАЗ в ходе реализации контракта будет работать в тесном контакте с разработчиком вертолетов Ми-171Ш - Московским вертолетным заводом им. Миля.

Перспективы дальнейшего расширения поставок в Малайзию есть, но это зависит от того, как будут выполнены поставки вертолетов Ми-171Ш и налажено их сервисное обслуживание. Не исключено, что в дальнейшем Малайзия может заказать дополнительную партию вертолетов.

Интерес к закупке Ми-171Ш проявили Вьетнам, Таиланд, Индонезия и другие страны. По-прежнему большой интерес к продукции УУАЗ демонстрирует Китай.

ВОЕННО-МОРСКОЙ РАЗДЕЛ ВЫСТАВКИ

"Сегодня в целом объемы экспорта военно-морской техники занимают второе место после авиационной техники в структуре российского экспорта продукции военного назначения. Мы ставим задачу в перспективе выйти на паритет 50 на 50 с поставками авиационной техники. За последние два года продвижение в этом направлении есть", - заявил генеральный директор "Россудостроения" Владимир Поспелов.

Задача заключается в том, чтобы подтянуть экспорт ВМТ и подняться на более серьезный уровень, чтобы уже в ближайшее время выходить на заключение контрактов. Наибольшие перспективы в регионе ЮВА имеют патрульные катера, корабли классов "Корвет" и "Фрегат", а также неатомные подводные лодки.

СЕКТОР ПАТРУЛЬНЫХ КАТЕРОВ

В секторе патрульных катеров на рынке ЮВА активно работает Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения (КСМК). Примером тому является подписанный недавно контракт с Вьетнамом на поставку двух катеров проекта 12418 "Молния" с ракетным комплексом "Уран". Соглашением предусматривается их дальнейшее лицензионное строительство на верфях Вьетнама. С российской стороны контракт сейчас находится на стадии одобрения в правительства. С вьетнамской стороны контракт одобрен, и КСМК ждет первых авансовых платежей.

В дальнейшем работа с Вьетнамом будет развиваться по двум направлениям. Во-первых, это поставка быстроходных катеров, имеющих скорость более 50 узлов. Это катер пр. 14310 "Мираж" водоизмещением 120 тонн, весьма актуальный для региона, где повышенная опасностью морского терроризма и пиратства. Здесь высока потребность в катерах типа "Мираж", а также катерах пр. 12150 "Мангуст". Это направление представляется наиболее перспективным. Во-вторых, катер проекта 12150 "Мангуст" может быть также востребован для использования в качестве катера-перехватчика или для "действий по вызову".

С китайской стороной проведен ряд технических консультаций по катерам проектов "Молния" и "Мурена". В дальнейшем сотрудничество с Китаем по этим направлениям будет развиваться.

Есть определенная заинтересованность в российских быстроходных катерах у Малайзии. Однако малайзийская сторона, как правило, предлагает их совместное производство, то есть "чистая" поставка вряд ли осуществима. Предлагается либо передача лицензионной документации, либо создание совместных предприятий по производству катеров.

С учетом того, что в Малайзии создается новая служба береговой охраны, безусловно, катеров им будет не хватать. Основой парка этих судов в Малайзии являются катера шведского производства. Это практически аналоги "Мангуста". Но у "Мангуста" гораздо выше скоростные качества - примерно на 15%.

У КСМК есть определенные перспективы на рынке Индонезии, однако основная сложность состоит в том, что Джакарта не имеет достаточно средств для серьезного обновления и модернизации флота.

В ходе работы выставки ЛИМА-2003 делегацией КСМК проведен ряд предметных переговоров с потенциальными клиентами. Состоялась презентация для морской полиции Бангладеш, которая высказала заинтересованность в приобретении катеров типа "Мангуст" или "Мираж".

СЕКТОР НЕАТОМНЫХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК

Регион Юго-Восточной Азии является перспективным для России и с точки зрения экспорта неатомных подводных лодок, считает генеральный конструктор Центрального конструкторского бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин" Юрий Кормилицын.

Касаясь выбора ВМС Малайзии, Кормилицын подчеркнул, что "мы многократно показывали "Амур" малайзийским военно-морским силам и Министерству обороны. Практически мы выиграли технический тендер, но Малайзия при принятии окончательного решения в большей степени руководствовалась политическим выбором. В итоге ВМС Малайзии закупили французские подлодки "Скорпен". Но я считаю, что наша лодка не хуже, а может быть, даже лучше любой другой, в том числе и "Скорпен", но в данном случае решение было принято не в нашу пользу. Тем не менее мы будем продолжать бороться за рынок других стран ЮВА".

Касаясь перспектив России в регионе, Юрий Кормилицын сказал, что уже достаточно длительный период проводится работа с Индонезией и она будет продолжаться дальше. Для России представляют интерес и ряд других стран региона, в том числе Вьетнам, Таиланд, Сингапур и Филиппины.

На сегодняшний день построено 48 подводных лодок класса "Кило", а будет построено не менее 55, то есть у России есть экспортные контракты на производство 7 лодок, не считая одной уже готовой. По данным российских маркетологов, общие потребности стран ЮВА в период до 2010 года в закупке кораблей различного класса составят 312 единиц. Наиболее востребованными на этом рынке будут патрульные катера (160) и десантные корабли (75). По прогнозам, в рамках обновления флотов страны ЮВА закупят 25 кораблей классов "Корвет" и "Фрегат". Учитывая новые тенденции региона по развитию собственной кораблестроительной базы, наиболее перспективными в регионе ЮВА эксперты считают предложения по передаче лицензионного производства этих классов кораблей для строительства на национальных верфях.

В последние годы появился интерес к проектам, обеспечивающим широкую унификацию и создание базирующихся на единой платформе как ударных вариантов ВМТ, так и более упрощенных вариантов. В большей степени это относится к ракетным (прогноз по их закупкам составляет 25 единиц) и патрульным катерам, предлагаемым на единой платформе.

В программах развития ряда стран ЮВА наметилась новая тенденция, направленная на создание национальных подводных флотов. По мнению российских экспертов, чтобы наиболее эффективно использовать этот фактор, который может привести к "разогреву" рынка подводных лодок, целесообразно предлагать в едином пакете не только поставку дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), но и создание соответствующей береговой инфраструктуры по их эксплуатации и обучение личного состава. Прогнозируемый объем закупок ДЭПЛ странами ЮВА оценивается в 12 единиц.

НЕКОТОРЫЕ ИТОГИ

Выставка ЛИМА-2003 стала очередным шагом в маркетинговой программе продвижения российской военной техники в регион Юго-Восточной Азии. Об этом заявил, подводя предварительные итоги участия российских предприятий на салоне авиационной и военно-морской техники в Малайзии, заместитель генерального директора "Рособоронэкспорта" Виктор Комардин.

По мнению экспертов, она удалась как в политическом, так и в коммерческом аспекте. Только за первые четыре дня работы выставки руководство "Рособоронэкспорта" провело около 70 встреч с официальными и военными делегациями ряда стран. Кроме переговоров с высшим политическим и военным руководством Малайзии, были проведены предметные переговоры с представителями Бангладеш, Южной Кореи, Китая, Шри-Ланки, Брунея, Индонезии, Франции, Австралии, Японии, Пакистана, Испании, Вьетнама и Лаоса. Итоги выставки еще раз подтвердили, что рынок стран ЮВА был и остается очень перспективным для России.

Россия рассчитывает на продвижение в регион Юго-Восточной Азии практически всех видов вооружений. Географическое расширение рынка по поставкам продукции военного назначения (ПВН) практически исчерпано. На этом направлении возможно лишь небольшое увеличение поставок за счет привлечения стран с относительно небольшими военными бюджетами. Сейчас речь идет о расширении номенклатуры поставляемых изделий в те страны, с которыми Россия уже осуществляет военно-техническое сотрудничество. Однако на этом направлении есть определенные проблемы, поскольку большинство стран региона ЮВА придерживаются политики диверсификации в области поставок ПВН. В частности, Малайзия, закупив самолеты российского производства, по остальным типам вооружений, скорее всего будет отдавать предпочтение другим поставщикам. Однако даже в том, что касается авиации, Малайзия исповедует ту же политику диверсификации - наряду с заключенным контрактом по поставкам 18 российских Су-30МКМ, к концу этого года Малайзия закупит также 18 самолетов F-18. А в российском контракте по Су-30МКМ участвуют несколько стран, в том числе Франция, Германия, Индия и ЮАР. На ЛИМА-2003 с было подписано дополнение к контракту по интеграции западного БРЭО на самолеты Су-30МКМ.

С учетом того, что происходит в области авиационной техники, шанс пробиться на малайзийский рынок с поставками других типов продукции военного назначения у России есть.. Предложены к закупке несколько типов катеров Службе морской полиции Малайзии и недавно созданной службе Береговой охраны. Предпринимаются шаги по продвижению средств ПВО, прежде всего ЗРК "Бук" и "Тор-М1".

Россия предлагает Малайзии модернизацию закупаемых этой страной польских танков ПТ-91. В самом польско-малайзийском контракте Россия участвует на условиях субподряда, отвечая за поставку ряда узлов. В то же время малайзийской стороне уже предложено модернизировать этот танк по полной программе в рамках тех вариантов модернизации Т-72, которые есть у России.

Много проектов Россия имеет с Индонезией. Сейчас в Индонезию продвигается прежде всего авиационная и вертолетная техника. Проблема лишь в том, что необходимо изыскивать различные схемы оплаты за поставки. Индонезии предложена также модернизация бронетранспортеров и танков ПТ-76. В этой стране была проведена презентация ЗРК "Бук".

Неплохо развивается военно-техническое сотрудничество с Лаосом. Проблемы платежей предполагается решать за счет создания совместных предприятий, связанных с переработкой древесины.

С Таиландом рассматривается вопрос по заявкам тайской стороны. Речь идет о возможных закупках стрелкового оружия, бронетранспортеров и вертолетов. Со Шри-Ланкой недавно были подписаны три небольших контракта на поставку запчастей. От этой страны также имеется заявка на поставку нескольких типов военной продукции, в том числе авиационной техники.

Корпорация "Сухой" участвует в тендере, проводимом ВВС Сингапура. В случае победы скорее всего этот самолет будет отличаться как от Су-30МКИ, так и от Су-30МКМ. С Сингапуром военно-техническое сотрудничество идет также по ряду других направлений, в том числе по средствам ПВО.

В целом на выставке ЛИМА-2003 сделан серьезный задел по дальнейшему продвижению российских вооружений в регион ЮВА.

ЛАНГКАВИ-МОСКВА


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации