РОССИИ НУЖНА НОВАЯ АРМИЯ

«Независимое военное обозрение», 05.09.2003 г.

РОССИИ НУЖНА НОВАЯ АРМИЯ

Подготовку государства и Вооруженных сил необходимо вести к будущим войнам, а не к прошедшим

Владимир Слипченко

ЗА ПРОШЕДШИЕ 12 лет военной реформы израсходованы большие государственные средства. Но поскольку она ориентировалась на вчерашний день, велась недостаточно организованно, а порой просто срывалась вследствие прекращения финансирования, результаты неутешительны. И если военная реформа будет и дальше идти таким же образом, то уже примерно через 10 лет оборонная безопасность России может стать проблематичной. В этой ситуации все наши надежды придется связывать лишь с ядерным потенциалом, с его сдерживающей способностью. Но следует заметить, что в эпоху бесконтактных войн это положение становится не столь безупречным.

ПЕХОТА УХОДИТ В ПРОШЛОЕ

Военная реформа России продолжается в направлении развития главной составляющей ее Вооруженных сил РФ - живой силы Cухопутных войск, что становится исторической ошибкой. Во-первых, это подготовка к прошлой войне со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, армии постоянно не будет хватать призывного контингента, а не только контрактников-профессионалов. На практике это означает, что рано или поздно придется проводить настоящую военную реформу государства и менять структуру самих Вооруженных cил, так как перспективное вооружение не сможет вписаться в их старую организационную структуру, созданную под прошлые войны.

Военная реформа государства и реформа Вооруженных сил должны быть тесно взаимоувязаны и даже неразделимы в рамках модернизации нашей военной организации. Однако военная реформа имеет и свои приоритетные позиции, которые необходимо учитывать при модернизации военной организации России.

1. Противовоздушная оборона экономического потенциала и экономической инфраструктуры должна перерасти оперативно-тактические рамки видовой, войсковой системы противосамолетной обороны в нынешнем ее понимании и трансформироваться в общегосударственную стратегическую воздушно-космическую (одновременно противоракетную, противокосмическую, противокрылаторакетную) высокоточную оборону. Основное поражение воздушным и морским носителям агрессора должно быть нанесено до рубежей пуска ими высокоточных крылатых ракет. Противоборство будет вестись и в приземном космическом пространстве, где будут действовать космические обеспечивающие и ударные средства, высокоточные баллистические ракеты с обычной головной частью, и в области предельно малых высот, где будут действовать прорвавшиеся высокоточные крылатые ракеты воздушного и морского базирования. Более подходящим становится понятие "воздушно-космическая оборона" (ВКО), включающее одновременно противовоздушную, противокосмическую, противоракетную, противокрылаторакетную оборону страны.

Причем в ходе военной реформы государства в первую очередь потребуется фундаментально перестроить существующую фактически противосамолетную оборону страны. В течение последующих 10-15 лет потребуется разработать и принять на вооружение новые зенитные ракетные комплексы ВКО, способные перехватывать и уничтожать воздушные носители высокоточного оружия на дальностях до 3 тыс. км от государственных границ. Также будут необходимы авиационные комплексы сверхдальнего перехвата воздушных носителей противника до рубежей пуска ими высокоточных крылатых ракет.

2. Система ВКО и в том числе и объектовая оборона должны строиться без использования активной радиолокации. Опыт войн в Югославии и Ираке в очередной раз подтвердил, что системы ПВО, средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ), средства радиосвязи и др. излучающие средства были выведены из строя в пределах суток именно по демаскирующему признаку радиолокационного или радиоизлучения.

3. Основными видами связи должна стать цифровая космическая и проводная связь на базе световодных кабельных линий, которые не будут подвергаться помеховому воздействию, физическому разрушению или полному радиоэлектронному подавлению противником с началом войны.

4. Потребуется наращивать возможности космических средств по обеспечению непрерывной связи, непрерывному получению разнотипной разведывательной информации, метеорологической, геодезической и др. Новые военные опасности будущего вызывают необходимость в ходе государственной военной реформы создать к 2015 г. космическую группировку в составе нескольких сотен аппаратов различного назначения.

5. Серьезной перестройки требует оборонно-промышленный комплекс страны. Уже наступило время, когда от танков, минометов, авиации поля боя надо переключаться на перспективное оружие. Вряд ли в бесконтактной войне понадобятся самолеты 5-6-го поколений, кувыркающиеся в полете и демонстрирующие высокие летные качества. А вот создание сверхзвуковых самолетов-арсеналов - носителей нескольких десятков высокоточных крылатых ракет до рубежей возможного пуска является крайне важной задачей. Требуются мощные самолеты-заправщики в полете.

6. Серьезной проблемой военной реформы любого государства является подготовка военных кадров для будущих войн. Пока модернизация военного образования в этом направлении не начиналась.

ПЕРСПЕКТИВНАЯ СТРУКТУРА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

Вполне понятно, что для бесконтактных войн уже сейчас требуется практически отказаться от существующих и приступить к созданию совершенно других Вооруженных сил. Длительное время армии большинства стран состояли из унифицированных компонент, которые в зависимости от обстановки могли выполнять как оборонительные, так и наступательные функции. Наиболее ярким примером этого являются сухопутные войска - главная их составляющая в прошлых поколениях войн.

Для бесконтактных войн потребуются Вооруженные силы с четким профессиональным разделением этих функций - в таких войнах они будут реализовываться практически одновременно. Это вызывает необходимость коренной перестройки структуры армии и флота, которую можно свести к следующему:

1. Создаваемые заново Вооруженные силы России должны обеспечивать оборонную безопасность государства без опоры на ядерное оружие, хотя оно еще долго может находиться на вооружении.

2. Сухопутные войска в ходе реформы теряют свои функции, и их следует передать во Внутренние войска МВД и в Пограничные войска. Вместе с тем целесообразно сохранить в центральном подчинении и одновременно как род войск - части ВДВ - резерв Верховного главнокомандования. Думается, что передача Пограничных войск в подчинение ФСБ нецелесообразна. Пограничные войска должны сохранить свою самостоятельность и аккумулировать в себе новую возможность: не только надежной охраны и защиты государственной границы, но и обороны ее путем ведения контактных войн в приграничных регионах страны.

3. В интересах подготовки к бесконтактным войнам постепенно утратят функции существующие шесть военных округов, которые целесообразно передать региональным управлениям Пограничных войск и Внутренним войскам МВД. На них необходимо возложить всю ответственность за пограничную и региональную безопасность на соответствующих направлениях. Возможно, потребуется сохранить лишь центральный военный округ, и на него могут быть возложены функции организации воздушно-космической обороны страны в целом и функции взаимодействия с системой неогневой защиты экономического потенциала страны, а также функции, связанные с созданием необходимых мобилизационных ресурсов и резервов. Следует, однако, отметить, что после переходного периода к бесконтактным войнам перестанут быть необходимыми такие атрибуты контактных войн прошлого поколения, как стратегический мобилизационный резерв и ресурс, стратегическое развертывание, стратегические перегруппировки и др.

4. России потребуется сделать смелый шаг и перейти от трехвидовых Вооруженных сил (ВВС, СВ, ВМФ) к функциональным двухвидовым (Стратегическим ударным и Стратегическим оборонительным), интегрированным видам Вооруженных сил на базе высокоинтеллектуальных средств ведения вооруженной борьбы в бесконтактных войнах. Эта концепция должна быть связана со ставкой на большое количество высокоточных беспилотных средств поражения межконтинентальной дальности действия, на высокоточную стратегическую оборону страны от высокоточных средств противника, на информационный ресурс ведения бесконтактной войны.

Основными формами бесконтактной войны станут воздушно-космическо-морские ударная и оборонительная операции. Причем ударная операция будет проводиться не группировками ВВС и ВМФ, а созданными на их основе разведывательно-ударными боевыми системами, где системообразующим элементом будет космическая инфраструктура.

5. Военно-морской флот России должен совместить в себе стратегические ударные и стратегические оборонительные возможности в Мировом океане, где должно быть восстановлено его постоянное присутствие. В ходе реформы Вооруженных сил России должна быть существенно повышена роль морской составляющей Стратегических ударных безъядерных сил, постоянно находящихся в Мировом океане. Потребуется решительный переход к выпуску надводных и подводных кораблей - носителей высокоточного оружия с дальностью действия до 5000 км и наведением с использованием космической системы глобального позиционирования ГЛОНАСС. Авиация берегового и корабельного базирования постепенно превратится в один из эффективных носителей высокоточного оружия.

6. Существенные изменения назрели в функциях и действиях ВВС. Бесконтактные войны будут начинаться и практически завершаться лишь проведением длительной воздушно-космическо-морской ударной операции совместно с операцией информационного противоборства без действий пилотируемой авиации над территорией противника. ВВС в таких операциях будут наиболее динамичным "подносчиком боеприпасов" в составе Стратегических ударных безъядерных сил. За счет создания новейших высокоскоростных самолетов - носителей высокоточного оружия стратегического назначения, совершенствования их вооружения и средств борьбы, оснащения ракетным оружием различной дальности действия и оружием на новых физических принципах Россия должна стать одним из государств, владеющих искусством ведения бесконтактной войны. Следует ожидать, что в обозримом будущем в Стратегических ударных неядерных силах именно авиация будет нести основную нагрузку неядерного сдерживания.

7. В Вооруженных силах России, видимо, могут сохраниться как межвидовой род войск Космические войска. Они будут действовать в интересах Стратегических оборонительных и Стратегических ударных сил и будут включать: орбитальную группировку космических аппаратов различного назначения; космическую систему предупреждения о ракетном нападении; противокосмическую оборону с элементами наземного, воздушного и космического базирования; систему контроля космического пространства; систему управления космическими войсками; а также стратегические резервы ракет-носителей, космических аппаратов, запасных частей и др.

8. В бесконтактных войнах воздушно-космическо-морская стратегическая оборона будет осуществляться новым видом Вооруженных сил - Стратегическими оборонительными силами и приобретет совершенно новые функции. Она не будет предназначена для того, чтобы "гоняться" за каждой прорвавшейся крылатой ракетой и "прикрывать" военные и гражданские объекты в общей системе от ударов воздушно-космическо-морского противника. Ее главной функцией будет уничтожение носителей высокоточных средств воздушного базирования до рубежа пуска ими крылатых ракет, т.е. за две-три тысячи км до государственных границ.

Целесообразно военную реформу и реформу Вооруженных сил вести по четырехлетним циклам, совпадающим с выборами президента Российской Федерации, который должен лично руководить этими реформами. Это позволит наилучшим образом планировать и реализовывать на практике эти планы.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации