ПРОЕКТЫ 'ГАЛИЛЕЙ' И А-400М ВСЕ-ТАКИ ЗАВЕРТЕЛИСЬ

«Независимое военное обозрение», 26.09.2003 г.

ПРОЕКТЫ "ГАЛИЛЕЙ" И А-400М ВСЕ-ТАКИ ЗАВЕРТЕЛИСЬ

Как и в России, внедрение новой военной техники в Европе не обходится без скандалов

Дмитрий Николаев

СПОРЫ по поводу обновления модельного ряда военно-транспортной авиации, характерные для Российской Федерации, где длительное время - со взаимными обвинениями в подкупе - соперничают ряд производителей, не являются уделом восточноевропейского гиганта. Немалые трудности переживает Запад, где передовая техника пробивает себе дорогу также не слишком быстро.

Недавно медлительный процесс производства единой Европы стал более активным, что выразилось в одобрении двух значительных программ. Как сообщает "Авиейшн уик энд спейс текнолоджи", в Европейском космическом агентстве (ЕКА) прошли демонстрация и утверждение спутниковой навигационной системы "Галилео", поддерживающей стандарт "Евро-GPS". Подписан контракт и по другой программе - создания транспортного самолета А-400М.

Разработчикам "Галилео" в течение года отравляли жизнь перебранки между странами - участницами проекта, однако вызванные ими задержки бледнеют по сравнению с проволочками в разработке А-400М, который предполагалось получить уже в 2003 г. Причиной задержек явились бюджетные сложности Германии и колебания с выбором двигателя. Кроме Германии в проекте А-400 М участвуют Бельгия, Великобритания, Франция, Люксембург, Испания и Турция. Теперь первый полет отложен до 2007 г., а первые поставки до 2009-2010 гг. Британские Военно-воздушные силы, которые рассчитывали на 25 машин, пересмотрели свои планы и не ожидают поставки самолетов раньше 2011 г., то есть с задержкой еще на 12 месяцев.

В связи с этим возникает хорошо знакомая России и грозящая значительными затратами проблема сохранения действующего парка машин в течение большего времени, чем ожидалось. Причем Великобритания далеко не единственная страна, переживающая такие трудности.

Тем не менее, несмотря на вялый старт, программа А-400М, предусматривающая строительство 180 самолетов общей стоимостью в 20 млрд. евро, приветствуется как стимул для развития европейского аэрокосмического сектора. И, несмотря на некоторые разногласия, возникшие в последнее время между Парижем и Вашингтоном, американские компании заинтересованы в участии в проекте.

Будучи крупнейшим партнером в проекте А-400М, которому причитаются 60 самолетов, Германия занимает заметное место в распрях проекта "Галилео" по поводу лидерства и долей участия, где она ополчилась против Италии. Сразу же после этого Испания пригрозила обрушиться с критикой на замыслы ЕКА и ЕС создать программу совместными усилиями, требуя, чтобы ЕС выполнил все работы по проекту в одиночку, если понадобится.

Решение пришло в установлении равенства между 4 странами, несущими 547-миллионный вклад, и повышения доли Испании и другого второстепенного партнера, Бельгии. По новому соглашению, четыре страны будут иметь долю в 17,3% каждая вместо прежних 17,5%. Испания получает 10,13 вместо 9,5% прежних, а Бельгия 4,5 вместо 4,7%.

Как утверждает германский министр исследований Э.Бульман, в соответствии с недавно пересмотренным соглашением о сотрудничестве ЕКА и ЕС внесут поправки в процедуры и правила, которые позволят исключить в будущем такие споры, парализующие процесс принятия решений.

Тем временем ЕКА столкнулось с новой проблемой - использованием частот спутником "Галилео". По правилам Международного телекоммуникационного союза, эти частоты могут использоваться до первой половины 2006 г.

90 миллионов евро перечислены "Галилео Индастрис" (консорциумом, объединяющим "Астриум", "Алькател спейс", "Аления Спацио", "Тейлс" и группу испанских фирм) и британской "Саррей сателлит". Предполагаемая стоимость четырех испытаний спутника 760 миллионов евро, включая запуск, будет получена к концу года, контракт будет подписан в первой половине 2004 г. Основной вопрос - материальный - теперь больше не вызывает разногласий, по крайней мере в обозримом будущем.

"Галилео", общая стоимость которого оценивается в 3,4 млрд. евро, станет конкурентом американской системы глобального позиционирования "GPS". С помощью 30 спутников, которые запустят на средневысокие орбиты, можно будет с высокой точностью определять местонахождение того или иного объекта на Земле. Система, которая начнет функционировать к 2008 г., будет обеспечивать потребности транспорта Европы. Она станет незаменимой для спасателей и путешественников.

Пока же гражданские задачи "Галилео" выполняет монополист в области глобального позиционирования - американская система "GPS". Ранее Вашингтону практически удалось сорвать планы европейских коллег изменить ситуацию на перспективном рынке глобального позиционирования - американцы утверждали, что создание "Галилео" может негативно отразиться на безопасности стран НАТО. Тогда Великобритания, Германия и Нидерланды, видимо, из лояльности США - официально же по экономическим соображениям, - отнеслись к европейской системе прохладно.

Помимо того, что "Галилео" позволит сократить зависимость от американской "GPS", в Европе появятся дополнительные 100 тыс. рабочих мест.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации