КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ И РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №3/2009, стр. 48-53

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ И РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

УДК 002

И. С. ЖЕЛУДОК,

профессор кафедры Военной академии Республики Беларусь,

кандидат технических наук, доцент

Н.И.ЛИСЕЙЧИКОВ,

главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь, доктор технических наук, профессор

А. В. ШТЫРОВ,

заместитель начальника главной военной инспекции - начальник инспекционного управления

Подполковник Д. В. ЛАБОР, командир войсковой части 67878

Анализ, обобщение характера и условий войн, вооруженных конфликтов последних лет показывают на изменение роли, усиление действия отдельных факторов, появление ряда особенностей и тенденций [1-4], оказывающих непосредственное влияние на организацию эксплуатации вооружения и техники (ВТ). В такой ситуации наличие высококачественной руководящей документации является одним из важных условий, обеспечивающих организацию технически грамотной эксплуатации ВТ. Указанной задаче в настоящее время внимания уделяется недостаточно. Так, за время существования научно-теоретического издания «Наука и военная безопасность» ни одной научной статьи по рассматриваемому вопросу опубликовано не было.

Актуальность и состояние задачи. Развитие системы боевой готовности Вооруженных Сил (ВС), изменение требований, предъявляемых к квалификации инженерно-технического состава, уровню эффективности систем управления войсками и оружием, обусловливают необходимость повышения качества руководящей документации по организации эксплуатации образцов ВТ. Организация технически грамотной эксплуатации ВТ - одна из основных задач системы технического обеспечения ВС любого государства. С одной стороны, существенные изменения в политике и экономике, происходящие в мире, странах СНГ, Республике Беларусь, в том числе и ввиду мирового финансового, экономического кризиса, ведут к ограничению средств, выделяемых на эксплуатацию ВТ. С другой стороны, постоянное развитие и рост сложности образцов вооружения обусловливают значительное увеличение не только стоимости, трудоемкости проектирования и производства, но и стоимости их эксплуатации. Так, стоимость вооружения и технического оснащения бронетанковой дивизии США составляли: 1942 г. - 30 млн., 1950г.- 199 млн., 1970 г. - 450 млн. долларов, а ее содержание уже в 80-х годах прошлого столетия в 4-5 раз превышало стоимость первоначального оснащения [5]. Продолжается рост военных бюджетов развитых стран мира. Например, впервые оборонный бюджет Индии за 2008 г. превысил один триллион рупий (26,4 млрд. долларов США) [6], из которых на закупку ВТ было выделено 12 млрд. долларов. В целом в 2008 году мировым сообществом поставлен очередной «рекорд»: на содержание ВС, развитие ВТ потрачено более 1,4 триллиона долларов США.

Многочисленная номенклатура ВТ различного назначения, совокупность этапов эксплуатации ведут к тому, что для обеспечения технической готовности, требуемых значений показателей надежности объектов эксплуатации необходимы значительные ресурсы. Например, затраты на хранение одного изделия 2С1 в течение 10 лет в хранилище методом консервации «Заклейка» составляют около 2000 долларов США, а трудоемкость соответствующих работ превышает 2500 чел.- час. [7]. Как следствие, существовавшая в XX веке система длительного хранения в современных условиях поддерживать техническую исправность ВТ не в состоянии и требует дальнейшего развития.

Анализ технического состояния ВТ показывает, что ряд образцов имеет ограниченный запас ресурса, у значительного количества истекают предельные сроки эксплуатации. Указанный фактор ведет к изменению соотношения видов ремонта ВТ. Например, при организации технического обеспечения объединенной группировки войск России в Северо-Кавказском регионе было выявлено [3], что соотношение количества текущих ремонтов в 1996 г. по сравнению с 1994 г. увеличилось в два раза, а количество капитальных ремонтов сократилось более чем в 6 раз. В 1994 г. соотношение числа текущих, средних и капитальных видов ремонта ВТ составило 43%, 4% и 20%, а в 1996 г. - 88%, 2% и 3% соответственно (безвозвратные потери - 7%). Из 28 единиц безвозвратных потерь бронетанковой техники 16 ед. (57%) были потеряны по вине личного состава. Данная ситуация объясняется усилением воздействия фактора старения ВТ, нарушением правил эксплуатации. Преждевременный выход из строя ВТ по причинам нарушения требований руководящих документов по их эксплуатации имел место и по опыту боевых действий в Афганистане (табл. 1-2) [2-4].

Таблица 1

Выход из строя ВТ за 1986 г. по причинам нарушения правил эксплуатации, нормативов технического обслуживания, шт.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ И РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

Таблица 2

Неисправности и причины выхода из строя ракетно-артиллерийского вооружения

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ И РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

Сложившаяся ситуация обусловливает потребность в обосновании и проведении на практике мероприятий, обеспечивающих повышение эффективности процесса эксплуатации объектов ВТ. Одной из таких актуальных задач является обеспечение соответствия современным требованиям, уровню развития теории и практики эксплуатации ВТ разрабатываемой нормативно-технической документации. В докладе на международной научной конференции Академии военных наук Российской Федерации министром обороны Республики Беларусь было отмечено, что одним из приоритетных направлений военно-научного сотрудничества России и Беларуси являются «НИР в области создания единой системы РГВ (С), унификации нормативно-правовой базы государств...» [8].

Назрела реальная необходимость пересмотра нормативно-правовой базы с определением единых подходов к организации и решению задач эксплуатации, оптимизации старых, проверенных практикой способов, обеспечивающих надежное сохранение технических параметров и гарантированную работоспособность ВТ применительно к климатическим условиям Республики Беларусь. Единство подходов в эксплуатации ВТ позволит унифицировать номенклатуру используемых расходных материалов, оптимизировать процедуры их закупок, материальные, финансовые затраты, а единство требований в организации эксплуатации - освободиться от избыточных отчетных и сопровождающих эксплуатацию документов.

Задача разработки (переработки) унифицированных руководящих документов по эксплуатации ВТ по своей сущности является на порядок более сложной, чем умение пользоваться ими на практике. Во-первых, для ее решения требуется высокий уровень компетенции и профессиональной грамотности исполнителей, в том числе необходимо и знание норм соответствующих ГОСТов и СТБ, научного и технического состояния вопроса. Во-вторых, для решения рассматриваемой задачи, как правило, необходим коллектив исполнителей, а также значительный временной ресурс.

Опыт показал, что использование только административного ресурса для решения рассматриваемой задачи ведет к появлению документации низкого качества, наличию противоречий не только в различных документах, но часто и в одном и том же документе. Отрицательное влияние на качество разрабатываемых документов оказывает слабая системная теоретическая проработка научных и практических разработок по эксплуатации ВТ, практическое отсутствие гласности и низкий уровень коллегиальности, недостаточный уровень технической координации и руководства при организации этой работы довольствующими управлениями и службами, отсутствие достаточного опыта решения рассматриваемой задачи в ВС Республики Беларусь.

Несмотря на актуальность разработки руководящих документов по эксплуатации ВТ, указанной задаче внимания уделяется явно недостаточно, что и явилось причиной появления данной статьи. Учитывая системный характер рассматриваемой задачи, ее сложность и важность для ВС нашей страны, авторы статьи рассматривают концептуальные положения, обеспечивающие повышение (обеспечение) качества руководящей документации по эксплуатации ВТ, включающие классификацию, совокупность требований и систему принципов, из которых органически вытекают соответствующие прикладные предложения. В целом излагаемый материал имеет общий характер и может быть полезен при разработке руководящей документации также и в случае других предметных областей его применения.

Классификация руководящих документов по эксплуатации ВТ. Рассматриваемые документы включают эксплуатационные и ремонтные.

Эксплуатационные документы - это документы, которые в отдельности или в совокупности с другими документами определяют правила эксплуатации изделия и отражают сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик изделия, гарантии и сведения по его эксплуатации в течение установленного срока службы. Перечень эксплуатационных документов приведен на рисунке 1 [9].

Ремонтные документы - это совокупность конструкторских документов (ремонтных, рабочих, эксплуатационных, на средства оснащения ремонта), необходимых и достаточных для технического обеспечения восстановления ресурса изделия, его функционирования в течение межремонтного периода. Перечень ремонтных документов раскрыт на рисунке 2 [10].

Требования, предъявляемые к разрабатываемым документам.

Общие положения:

разработка документов, необходимых для практического применения при эксплуатации ВТ в настоящий момент или в ближайшей перспективе;

содержание документов должно соответствовать условиям лаконичности, ясности, точности, исключать возможность двоякого толкования, быть рассчитанным на обслуживающий персонал, прошедший специальную подготовку по устройству, действию, использованию по назначению, техническому обслуживанию и ремонту ВТ;

обеспечение простоты, наглядности и удобства в работе, минимально возможного объема, отражающего содержание рассматриваемых вопросов.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ И РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

Рис. 1. Перечень и содержание эксплуатационных документов

Стиль и язык изложения документа. Эксплуатационные документы выполняют в соответствии с общими требованиями к текстовым конструкторским документам [11], а также в соответствии с требованиями [9; 12]. В текстовой части документа не допускается применение:

оборотов разговорной речи, техницизмов, профессионализмов, произвольных словообразований;

сокращения слов, соответствующих государственным стандартам (за исключением установленных правилами русской орфографии);

различных научно-технических терминов, близких по смыслу (синонимов), а также иностранных слов и терминов при наличии равнозначных в русском языке для одного и того же понятия;

сокращения обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр;

математических знаков без числовых значений, например,% (процент), № (номер) и т.д.

Правка разрабатываемых документов. Способы внесения изменений [13]:

зачеркивание, когда изменяемые слова (размеры, знаки и т.п.) зачеркиваются сплошными тонкими линиями и рядом проставляются новые данные (для бумажного носителя текста);

замена отдельных листов, а для документов в электронной форме - модулей данных;

введение в документ дополнительных листов (для документов в электронной форме - дополнительных модулей данных);

издание дополнения к документу;

переиздание документа (для документа в электронной форме - перевыпуск) с сохранением прежнего обозначения.

Если в документе принята особая система сокращений слов или наименований, то должен быть приведен их перечень.

Принципы разработки документов и предложения по их практической реализации.

Системность. Разработка, переработка, изменения и дополнения руководящих документов по эксплуатации должны выполняться на основе системного подхода с применением соответствующих методов анализа и синтеза, теоретических и практических исследований в рассматриваемой предметной области, использования имеющихся аналогов документации других министерств и ведомств, отечественного и зарубежного опыта эксплуатации ВТ. К сожалению, в наших руководящих документах слабо используется опыт зарубежных государств (за исключением Российской Федерации), например, по техническому обслуживанию ВТ. Естественно, применять чужой опыт необходимо с его осмыслением и применительно к нашим условиям, состоянию ВТ, степени подготовки личного состава и др.

Компетентность. Инженерно-технический персонал, привлекаемый к разработке руководящих документов, должен знать правила устройства и эксплуатации соответствующей номенклатуры ВТ, а также владеть информацией о содержании всех действующих документов в данной предметной области. Игнорирование рассматриваемого предложения ведет к противоречиям в содержании разрабатываемых документов, что обусловливает неоднозначные и неопределенные действия личного состава при оборудовании объектов и организации эксплуатации ВТ. Например, в статье, раскрывающей оборудование мест хранения вооружения и боеприпасов пожарным инвентарем, в документе [14] по сравнению с [15] отсутствует лестница, но дополнительно введены совковые лопаты.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ И РЕМОНТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ

Рис. 2. Перечень и содержание ремонтных документов

Иногда из-за непрофессионализма и отсутствия строгой технической процедуры разработки документа в него вносятся противоречивые сведения. В теории и практике эксплуатации опасных грузов принято распределять взрывчатые и сильнодействующие ядовитые вещества, а также и боеприпасы по разрядам [16]. В то же время разработчики документа [17] правила совместного хранения боеприпасов определяют не по разрядам, а по порядковому номеру, что нарушает директивность документов, вносит двусмысленность в действия личного состава и ведет к отступлению от основополагающих принятых положений в практике эксплуатации боеприпасов.

Плановость и своевременность. Заблаговременная разработка документов под работы, которые могут появиться в практике эксплуатации ВТ, как правило, в недалекой перспективе. Заранее подготовленные документы в спокойной обстановке - залог их качества. Известен исторический факт заблаговременной отработки накануне Великой Отечественной войны технологии изготовления корпусов снарядов и мин из сталистого чугуна и снаряжения их недефицитными аммотоловыми взрывчатыми веществами. Это позволило в годы войны быстро наладить выпуск таких боеприпасов, что явилось большой помощью в обеспечении войск боеприпасами, так как из-за дефицита стали и тротила, снарядов и мин со стальными корпусами, снаряженных тротилом, было недостаточно.

На важность отработки документов с перспективой обращает внимание и заместитель министра обороны по кадрам и подготовке войск [18], где к проблемным вопросам, влияющим на развитие учебно-материальной базы, относится «отсутствие в Вооруженных Силах проектирования современных учебных объектов, по которому должно осуществляться их строительство и развитие...».

В качестве необходимости заблаговременной разработки документов на перспективу можно привести пример из практики эксплуатации боеприпасов. Проблемным вопросом, который в ближайшей перспективе встанет перед управлением ракетно-артиллерийского вооружения, является проектирование и строительство пунктов приведения боеприпасов в неокончательное снаряжение. Ввиду необходимости обеспечения высокой боеготовности войск часть боеприпасов находится в окончательном снаряжении. Когда встанет вопрос замены у них взрывателей, то окажется, что нет пунктов, где эту работу можно выполнить. Поэтому целесообразным представляется заблаговременная разработка инструкции по приведению боеприпасов в неокончательное снаряжение по аналогии с ранее подготовленным документом [17].

Преемственность. Использование из руководящих документов-аналогов положений, апробированных практикой и не потерявших актуальности в новых условиях. Разработка нового документа (его дальнейшее совершенствование) объективно выполняется в условиях действия закона философии: «отрицание отрицания» в управленческой деятельности, означающего не просто уничтожение имеющегося документа, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи со старым (отрицаемым). Поэтому при разработке новых документов должно осуществляться сохранение положительных, проверенных практикой положений упраздняемых документов с подъемом их качества на новую, более высокую ступень. Процесс разработки нового документа начинается до отмены старого документа и продолжается даже после принятия нового в других формах. Таким образом, документ должен все время совершенствоваться, даже находясь в работе. Чтобы новые документы были лучше своих аналогов, работа по их совершенствованию должна быть непрерывной, ею должны руководить и управлять соответствующие должностные лица.

Ответственность. Назначение в отделах управлений ответственных исполнителей за разработку и совершенствование руководящих документов. Указанные лица в период действия руководящего документа должны анализировать поступающие из войск замечания и предложения по редакции и его содержанию, организовывать их обсуждение и своевременное внесение изменений, а при необходимости и переиздание документа [ 19]. Ответственные исполнители управлений Министерства обороны по разработке руководящих документов должны тесным образом взаимодействовать с войсковыми частями, в которых также собирается и анализируется соответствующая информация. Так, в Российской Федерации по отдельным документам в войсковых частях приказом командира части назначаются должностные лица, «ответственные за ведение контрольного экземпляра Перечня боеприпасов, применение которых закреплено или ограничено, а также отвечающие за своевременное внесение поступающих изменений ...» [20].

Взаимодействие, координация отношений заказчика и разработчика. Структура и содержание руководящих документов по эксплуатации устанавливается путем их согласования между разработчиком и заказчиком. Например, перед внесением дополнений в документ [17] в Военной академии Республики Беларусь была проведена НИР [21], в которой теоретически обоснован и практически опробован сокращенный (по числу операций и рабочих) вариант окончательного снаряжения боеприпасов для использования при небольших объемах работ. После дополнительного обсуждения в управлении РАВ МО Республики Беларусь планируется внесение соответствующих дополнений в главу 17 «Особенности приведения боеприпасов в окончательное снаряжение на временном передвижном пункте сокращенного варианта при проведении учебно-боевых стрельб» [17].

Гласность. Указанный принцип предусматривает, во-первых, обязательную рассылку проекта разрабатываемого руководящего документа в заинтересованные войсковые части для обсуждения, внесения возможных предложений и замечаний. Во-вторых, проведение научной экспертизы высококвалифицированными учеными и специалистами НИИ Вооруженных Сил, Военной академии Республики Беларусь, других ведущих организаций.

Научная экспертиза должна проводиться на основании приказа начальника Генерального штаба Вооруженных Сил - первого заместителя министра обороны Республики Беларусь от 10 мая 2004 г. № 244 [22]. Результаты экспертизы должны содержать оценку разрабатываемых документов, включающую актуальность и важность, научный и технический уровень на основе проверки соответствия требованиям современной науки, ГОСТ и ОСТ, а также заключение о целесообразности применения разрабатываемого документа. В заключении научной экспертизы должны быть отражены: актуальность разрабатываемого документа, его сравнительная оценка с имеющимися аналогами, научный и технический уровень, выводы о целесообразности принятия разрабатываемого документа. Заключение научной экспертизы подписывается всеми специалистами, ее проводившими, утверждается начальником учреждения и заверяется печатью учреждения.

Оперативность. Дополнение действующих и (или) разрабатываемых руководящих документов положениями, исключающими повторение происшествий, аварий и т.д. Наглядным примером является оперативное реагирование управления РАВ МО Республики Беларусь по факту происшествия в 11 омбр (2009 г.). В разрабатываемую «Инструкцию о порядке осуществления контроля за техническим состоянием и технического осмотра боеприпасов в ВС РБ и транспортных войсках РБ» планируется внесение дополнений, исключающих возможную причину несанкционированного срабатывания боеприпасов. В частности, в одну из статей внесены изменения по дополнительным операциям при проведении технического осмотра боеприпасов, хранящихся на транспортных средствах: «Кроме того, силами внутренних проверочных комиссий воинских частей ежеквартально проверяется техническое состояние и сохранность боеприпасов, содержащихся в боевых машинах. Боеприпасы, содержащиеся в боевых машинах, не соответствующие требованиям первой категории, помещать в боеукладку категорически запрещается. Проведение любых видов технического обслуживания и ремонтов боевых машин с загруженными боеприпасами категорически запрещается».

Коллегиальность. Окончательное обсуждение проекта руководящего документа на заседании координационного совета, создаваемого при соответствующем управлении. В состав координационного совета должны входить офицеры отдела, разрабатывающего документ, специалисты по данному направлению из ведущих учреждений страны, Научно-исследовательского института, Военной академии Республики Беларусь, воинских частей и др.

Таким образом, практическая реализация предлагаемых предложений обеспечивает дальнейшее совершенствование системы разработки руководящих документов, в том числе и по эксплуатации ВТ, позволит повысить их научный и технический уровень. В то же время задача, рассматриваемая в статье, ввиду ее сложности и прикладного значения для ВС Республики Беларусь (что подтверждается как коллективом авторов данной статьи, являющихся представителями Военной академии, Научно-исследовательского института ВС Республики Беларусь, главной военной инспекции, базы хранения боеприпасов, так и списком используемых источников) требует постоянного внимания и дальнейшего развития. Так, в настоящее время широкое применение находят информационные системы поддержки жизненного цикла, основанных на CALS-технологиях, позволяющие существенно расширить возможности информационного обеспечения закупки, разработки, производства, эксплуатации и утилизации ВТ. Использование CALS-технологий для разработки руководящих документов по эксплуатации ВТ позволяет выполнять подготовку электронной технической документации и электронный документооборот со всеми вытекающими отсюда преимуществами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батюшкин С. А., Кужилин В. С. Подготовка и ведение боевых действий общевойсковыми формированиями в локальных войнах и вооруженных конфликтах. Военно-теоретический труд. М., Воен. изд., 2006. - 439 с.

2. Исаков Н. Первые операции: Новый взгляд. Техническое обеспечение в начальный период боевых действий//Армейский сборник. М., 1995. - № 11. - С. 46-48.

3. Маев С. А. Проблемы организации технического обеспечения объединенной группировки войск (сил) при проведении контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе//Сб. мат. НПК ВС Российской Федерации. М., 1999.

4. Королев В. С. Путь домой//Белорусская военная газета. - Мн., 2008. - № 93, 95, 97, 102.

5. Демидов В. А. Методы военно-экономического анализа. Ч. 1. - Харьков: ВИРТА ПВО, 1985. - 619 с.

6. Зарубежное военное обозрение. Военные расходы Индии впервые превысят триллион рупий//Белорусская военная газета. - Мн., 2008. - М 54.

7. Лисейчиков Н. И., Дубина Ю. В. Обоснование выбора способа хранения вооружения и военной техники//Наука и военная безопасность. - 2006. - №2.- С. 32-35.

8. Мальцев Л. С. Современные и потенциальные угрозы безопасности Союзного государства. Деятельность Министерства обороны Республики Беларусь по укреплению обороноспособности Союзного государства//МНК Академии военных наук РФ с руководящим составом МО РФ и РБ. - Мн., УО «ВА РБ», 2009.

9. ГОСТ2. 601-20-06. Эксплуатационные документы. Введен 29.08.2004г. - Мн., 2006.

10. ГОСТ 2. 602-19-95. Ремонтные документы. Введен 12.10.1995г.-М., 1995.

11. ГОСТ2.105-95. ЕСКД. Общие требования к техническим документам. - Мн., 1995.

12. ГОСТ 2. 610-20-06. ЕСКД. Правила выполнения эксплуатационных документов. - Мн., 2006.

13. ГОСТ2.603-68. Внесение изменений в эксплуатационную и ремонтную документацию. Переиздан: март 2003 г. ИПК. Издательство стандартов. - 2003.

14. Инструкция о порядке эксплуатации РАВ в ВС РБ. Утв. пр. МО РБ от 11.03.2008г. № П.

15. Инструкция заведующему хранилищами с боеприпасами. Утв. пр. зам. МО РБ по вооружению от 10.12.1999 г. № 217.

16. Правила перевозки разрядных грузов. Утв. пр. МО от 3.12.1986 г. №26.

17. Инструкция по приведению боеприпасов в окончательное снаряжение. Утв. пр. зам. МО РБ по вооружению от 15.06.2004г. № 111.

18. Меренцов Ю. И. Состояние и перспективы подготовки Вооруженных Сил Республики Беларусь//Белорусская военная газета. - 9 апреля 2009 г.

19. О дополнительных мерах по совершенствованию системы нормативных правовых актов Министерства обороны. Пр. МО РБ от 08.09.2006г. № 685.

20. Руководство по эксплуатации РАВ. - М., МО РФ, 2006.

21. Оценка возможности создания передвижного пункта окончательного снаряжения боеприпасов сокращенного варианта. Шифр «Окснар». Отчет о НИР. - Мн.: УО «ВА РБ», 2008.

22. Положение о научной экспертизе проектов уставных документов Вооруженных Сил. Утв. пр. нач. ГШВС от 10.05.2004 г. № 244.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации