Современная информационная безопасность и проблемы глобализации

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2008, стр. 7-12

Современная информационная безопасность и проблемы глобализации

УДК 004

Г.И. МАЛЫХИНА,

заведующая кафедрой философии Белорусского государственного

университета информатики и радиоэлектроники,

кандидат философских наук, профессор

В.В. АКСЕНОВ,

инженер-программист

Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь,

магистр технических наук

В условиях трансформации индустриального общества в постиндустриальное (информационное) возрастает значение информационной деятельности и информации. Данная статья исследует специфическую сферу реальной действительности - информационные связи и отношения. Философское осмысление информационной деятельности в данной статье способствует лучшему пониманию возможностей и перспектив, механизмов и движущих сил развития информации. В статье рассмотрены такие понятия, как «информация», «информационное общество», «информационная война», «информационная безопасность». Предназначение данной статьи - выделить основные грани информационного общества на основе центрального понятия «информация», необходимого всем специалистам, работающим в военной сфере и сфере информационных технологий.

«Информация» и «информационное общество»

Информация - сильнейшее современное двустороннее оружие (информация - дезинформация), активно используемое в политике, экономике, науке и технике. Информационные технологии создали предпосылки для появления понятий «информационное общество», «глобальная информационная угроза», «информационное оружие», «информационная война», «информационная безопасность».

Что же такое информация?

Самое узкое определение дается в технике, где это понятие включает в себя все сведения, являющиеся объектом хранения, передачи и преобразования. А наиболее общее определение имеет место в философии, где под информацией понимается отражение реального мира. Информацию как философскую категорию рассматривают как «функциональное отражение разнообразия» [1].

История теории информации начинается с 1948 г., когда была опубликована основополагающая статья К.Э. Шеннона «Математическая теория связи». В ней дано вероятностно-статистическое определение понятия «количество информации», предложена абстрактная схема связи. Она состоит из пяти элементов: источника информации, передатчика, линии связи, приемника и адресата. В теории Шеннона под информацией понимались не любые сообщения, которыми обмениваются между собой люди, а лишь такие, которые уменьшают неопределенность у получателя информации. Неопределенность же существует тогда, когда происходит выбор одной из нескольких возможностей. Такие процессы характерны для человеческой деятельности (познание, общение, управление и т. д.), кибернетической техники и живой и неживой природы.

Трактовка понятия «информация» Шенноном носит преимущественно количественно-вероятностный, фрагментарный характер, у него отсутствуют обобщающие исследования, которые позволили бы свести данные о природе информации различных дисциплин в единое целое [2].

В настоящее время наполнение этого термина получило гораздо более глубокий смысл.

Своим превращением из узкоспециального термина, употреблявшегося главным образом в языке техников, связистов и военных, в термин общенаучный, получивший широкое распространение в различных областях знания, понятие «информация» во многом обязано основоположнику кибернетики Н. Винеру, информация - «это обозначение содержания (сигналов), полученного из внешнего мира в процессе нашего приспосабливания к нему и приспосабливания к нему наших чувств» [3].

Понятие «информация» является научным понятием, интерес к которому не ослабевает со времени появления фундаментальных трудов К. Шеннона и Н. Винера по теории информации и кибернетике. Этот интерес с самого начала приобрел общенаучный характер. Вопросами выяснения природы понятия «информация» занимаются наряду с философами видные математики и физики (Винер, Колмогоров), специалисты в области теории связи и коммуникаций (Шеннон, Черри), биологи и психологи (Эшби, Миллер) [4]. Несомненно, такой интерес к понятию «информация» не случаен. Он вызван фундаментальными потребностями развития научного познания. Наиболее общей и глубокой причиной является стремление в современной науке исследовать на качественно новом уровне специфическую сферу реальной действительности - информационные связи и отношения.

Термин «информационное общество» возник в 60-е гг. XX века. В современной литературе [5] отмечается, что понятие «информационное общество» отождествляется с понятием «постиндустриальное общество». В частности, японский социолог Дж. Масуда отмечает, что постиндустриальное общество и есть информационное, но оно отличается от своего индустриального предшественника [6].

Информационное общество - это цивилизация, в основе развития и существования которой лежит информация, взаимодействующая как с духовным, так и с материальным миром человека. С одной стороны, информация формирует материальную среду жизни человека, выступая в роли инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т.п., а с другой, служит основным средством межличностных взаимоотношений, постоянно возникая, видоизменяясь и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. Таким образом, информация одновременно определяет и социальную, культурную жизнь человека, и его материальное бытие.

Символом информационного общества становится компьютер - это «инструмент управления массовым обществом, поскольку он есть механизм обработки социальной информации, громадный объем которой растет почти экспоненциально в силу расширения социальных связей» [7].

В оценке перспектив информатизации общества ключевое значение имеет то обстоятельство, что информатизация - это «процесс, в котором социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы не просто связаны, а буквально сплавлены, слиты воедино» [8]. Возможно, в процессе дальнейшей мировой информатизации в наиболее развитых информационных обществах сконцентрируется вся или почти вся интеллектуальная индустрия. Они станут источником, хранителем и держателем основных интеллектуальных ресурсов, производителем доминантных информационных технологий, продуцентом основных культурных и социально-гуманитарных потребностей. Остальные же страны мира превратятся в потребителя информационной технологии и информационной продукции, производителя сырья и отдельных видов промышленной продукции.

В условиях перехода к информационному обществу возрастает значение информационной деятельности и информации. Развитие новых компьютерных технологий, внедрение их в повседневную жизнь человека меняет отношение к информационным процессам и ставит их на иную качественную ступень. Информация начинает «править миром», а поэтому все большее внимание уделяется разработке методов и средств обработки, хранения, защиты информации, осмыслению семантических, логических, методологических аспектов данной проблемы.

Уинстон Черчилль сказал: «Кто владеет информацией - тот владеет и управляет миром» [9], и это становится по-настоящему значимым и находит свое отражение в современном мире. Действительно, сейчас более влиятельны и успешны те финансовые и политические структуры, которые обладают и умеют использовать информацию в своих интересах. Естественно, здесь имеется в виду некая конструктивная, полезная информация, а не весь колоссальный ее объем. В частности, нужно рассматривать в первую очередь знания как высшую форму информации.

В связи с бурным развитием компьютерной техники, расширением ее использования, проникновением информационных технологий во все сферы человеческой жизни, проблемы хранения, переработки и защиты информации, а в первую очередь полезной информации, знаний, становятся все более важными. Поэтому в настоящее время эти аспекты информационной деятельности развиваются особенно бурно, в них задействуется все больше человеческих и материальных ресурсов.

Философское осмысление научно-информационной деятельности способствует формированию ее теории, лучшему пониманию возможностей и перспектив, механизмов и движущих сил развития научной информации. Это позволит наиболее отчетливо раскрыть информационный аспект превращения науки в непосредственную производительную силу.

Итак, определим информационное общество как самоорганизующуюся систему взаимодействий и связей, в процессе функционирования которых создаются необходимые условия для развития экономической, технико-технологической, познавательной, интеллектуальной жизнедеятельности. Оно характеризуется созданием системы сбора, хранения, передачи, распространения информации как главного фактора контроля на каждом социальном месте. Самоорганизация этой системы на данном историческом этапе протекает как процесс, с одной стороны, информатизации повседневной человеческой деятельности, с другой стороны, создания условий для глобальной жизнедеятельности.

Становление информационного общества формируется как под воздействием универсальных - общих для всех стран факторов, так и индивидуальных особенностей. К универсальным факторам относятся: общие технологические изменения, новые возможности экономического роста, возрастающая роль науки, потребность в научно-информационной оснащенности государственных органов, потребность в долговременном характере планирования научных программ, тесная связь науки и образования, тесное сотрудничество с мировым научным и культурным сообществом.

Самым интересным в исследовании национальных информационных особенностей является национальная информационная культура, а именно элитарные и массовые ценности, привычки по отношению к компьютерам и средства массовой коммуникации. Национальная коммуникационная культура - общественная восприимчивость к средствам массовой коммуникации, плюрализм в культуре, культурная значимость коммуникации для членов общества. Например, национальные различия в количестве времени, проведенного перед телевизором, влияют на особенности телекоммуникационного рынка.

Еще одно различие в информатизации проистекает из-за приоритета ценностей, т.е. то, ради чего планируется информатизация. Могут преобладать различные приоритеты. Информационное общество - наилучшее и наиболее эффективное средство повышения уровня жизни. Информационное общество - средство усиления национальной экономики в международном соревновании. Информационное общество - новый уровень развития сообществ, информационных общин, новая независимая среда, неподконтрольная репрессивным институтам, средство борьбы с властью. Информационное общество - средство получать доход.

С философской позиции важно выявить онтологические и гносеологические факторы появления нового исторического типа общества, в нашем случае - информационного. Понятие информационного общества указывает на принцип, вокруг которого организована эта социальная форма - информация и знания. Информационное общество возникает там, где главным становится управление не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, и где большинство работающих занято производством, хранением и реализацией информации, особенно ее высшей формы - знания [ 10]. Именно обработанная информация как знание имеет практическое значение для социума. Она изменяет общество на каждом структурном уровне его организации. Умение добывать, накапливать и использовать информацию - условие развития социума. Информация социальна по своей природе. Социальная организация в значительной мере - это организация информации. Она становится возможной при осуществлении определенных форм обмена информацией между членами общества. Поэтому информацию можно считать элементарной функцией человеческого поведения. Традиционное понимание информации как содержательного описания объекта или явления (К. Шеннон) уступает сегодня место определению информации как средства передачи разнообразия (У. Эшби). На этом основана «качественная», или «ценностная», теория информации, призванная учитывать смысловое и эстетическое содержание информации, ее аксиологический потенциал. Сохранение культурного разнообразия представляется в этой связи одной из проблем и задач информационного общества.

Глобализация и социальные отношения

Проблематика информационного общества тесно связана с концептуальным полем глобалистики. Глобализм или глобализация есть результат важных процессов обмена информацией со всем миром. Основным противоречием формирующегося информационного общества является противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного сообщества, между нивелирующим технологизмом виртуального пространства и присутствием в нем малых этнических и культурных групп, претендующих на сохранение приватности. По мнению авторитетного исследователя, профессора социологии Калифорнийского университета М. Кастельса, сетевые структуры являются одновременно и средством, и результатом глобализации общества. «Новая самобытность, устремленная в будущее, - полагает М. Кастельс, - возникает не из былой самобытности гражданского общества, которой характеризовалась индустриальная эпоха, а из развития сегодняшней самобытности сопротивления» [11]. К субъектам этого сопротивления отнесены, прежде всего, религиозные, экологические, женские (феминистские) организации и движения. С критической точки зрения глобализация трактуется сегодня как изменяющийся баланс сил в современном мире, снижающий роль традиционных политических социокультурных инструментов. Так, Н. Луман справедливо ставит следующий вопрос: не придется ли нам в связи с появлением глобальной мировой системы изменять традиционное политическое значение понятия «общество». Он полагает, что современное общество в настоящее время находится в фазе «турбулентной эволюции» без предсказуемых результатов. Есть опасность, что общество примет «метакод» включения/исключения, когда некоторое люди будут личностями, а другие только индивидами [12].

Глобализация не столько формирует некий единый мир, сколько, напротив, скрывает нарастающую фрагментацию цивилизации и является, по мысли 3. Баумана, «продуктом индивидуализированного общества». Мнению о том, что глобализация создает черты нового «сетевого мира», в котором связываются все государства и нации, 3. Бауман противопоставляет тезис о глобализирующемся мире как жестко управляемом из единого центра. Глобализация есть не что иное, как «тоталитарное проникновение логики глобальных финансовых рынков во все аспекты жизни» [13].

В оригинальной концепции современности, предложенной А. Гидценсом, последняя предстает как продукт двух взаимопроникающих процессов: глобализации и глубокой детрадиционализации социальной жизни. А. Гидденс, как и 3. Бауман, отождествляет глобализацию социальной жизни с «электронным капитализмом» и ростом массовых миграций. По А. Гидденсу, глобализация означает интенсификацию социальных отношений всемирного масштаба, связанную с действием на расстоянии, благодаря появлению средств мгновенной глобальной коммуникации и массовых перевозок. Механизированные технологии коммуникации вступают в конфликт с растущей потребностью в локальной автономии и культурной идентичности, связанной с понятием традиции как продуктом непрерывной интерпретации, связывающей настоящее с прошлым. «Традиция тесно связана с памятью, она содержит элемент ритуала; она имеет дело с тем, что можно назвать формульным понятием истины; она имеет своих хранителей; она обладает... обязывающей моральной и эмоциональной силой», - пишет А. Гидденс [14].

Информационное общество отнюдь не бесконфликтно. Причиной конфликтов является несовпадение технократии и новых массовых движений, индивида и технократии.

Концепция информационного общества не является уникальной. В чистом виде информационное общество не существует нигде в современном мире, и маловероятно его появление в будущем. Речь скорее идет о новой стадии («волне» в терминологии О. Тоффлера) индустриализации, породившей индустриально-информационное общество, в котором существует паритет между новыми и традиционными ценностями и социальными механизмами. Информационное общество - это новая форма цивилизации, генерирующая современные структуры и соответствующие социально-политические механизмы решения проблем, связанных с развитием отраслей информационной технологии. Многие из этих механизмов находятся в латентной форме и требуют адекватного анализа и критической оценки.

Таким образом, становление общества на основе информационно-коммуникационных технологий ознаменовало появление новых социальных идей, связанных с понятием информационного общества. Само понятие информационного общества стало работающим и формирующим социальные идеалы и ценности, широко обсуждаемые рядом социально-гуманитарных наук.

Информатизация в эпоху глобализации

Подведем краткие итоги. «Информационная революция», чему мы являемся историческими свидетелями, не только открывает новый век «общества знаний» и технологий и порождает феномен глобализации как невероятного возрастания мировой взаимозависимости в сфере экономики, политики, культуры, но и ставит новые задачи перед системой образования. Образование - главный потребитель информации (в широком смысле слова). Это, на первый взгляд, тривиальное утверждение в условиях «информационной цивилизации землян» делает образование интеллектуальной ареной достижения желаемых результатов в мировой политике. Наряду с военной и экономической мощью, культурно-образовательные ценности приобретают идейную значимость и становятся орудием сильнейшего. Борьба за влияние в сфере образования и культуры охватывает все уровни и формы общественного сознания, умело подстраивая арсенал современных интеллектуальных технологий под определенные запросы массового или элитарного сознания, общественной психологии и идеологии. Оплоты современной массовой культуры - Голливуд, CNN, Internet и Макдональдс, ориентированные на «средний класс» и «средние потребности», в безвизовом режиме неустанно тиражируют образ «привлекательной американской империи», где привлекательным оказывается абсолютно всё - демократия, личная свобода, система образования и пр.

Как было показано ранее [15], еще более стратегические и тонкие сценарии «захвата» человеческого сознания с целью управления его действиями (производственными, научно-исследовательскими, религиозными, политическими, нравственными и др.) разыгрываются в сфере высшего образования.

Так, американская мировая гегемония в образовании базируется на принципах компьютеризации и интернетизации на базе английского языка (более 80 % информации в Internet - на английском языке), использования современных систем связи и минимизации информационной изоляции, формирования харизматического образа национальной идеологии (со всеми хоругвями и атрибутами власти), образования в течение всей жизни (в режиме «он лайн»), культивирования престижности дипломов элитных национальных университетов для получения руководящих постов крупных транснациональных корпораций, «выкачивания мозгов», субсидирования научных исследований, выдвижения нобелевских номинантов и многих других.

Определяющая роль знаний в структуре современного производства делает целью образования не только передачу знаний, но и образовывание сознания субъектов образовательного процесса в полном объеме (профессиональные знания, ценности, идеалы, убеждения), что, в свою очередь, требует содержательных трансформаций, концептуального аппарата и инновационных методик дисциплин учебного цикла. Особое значение приобретают дисциплины, способствующие формированию критического мышления и культуры аргументации [16].

Новые формы жизни, порожденные информационным обществом, формулируют вызовы современной социальной теории. Социальная теория сегодня - это акцентированный анализ наличных форм общественной жизни, объемная феноменология повседневности, понятийное схватывание новых реалий жизненного мира. Выработка нового образа социального заставляет обращаться к методологическим категориям и понятиям в рамках социально-философского анализа информационного общества, к числу которых могут быть отнесены:

1) социальные отношения в информационном обществе (интернетный стиль жизни, информационное поведение, информационная грамотность и культура, информационное общение, компьютерофобия и др.);

2) социальные общности, возникающие в информационно-коммуникационном пространстве, или в инфосфере (экологические, когнитивные, тендерные);

3) социальные процессы в информационном обществе (глобализация социальных процессов и их столкновение с приватным жизненным миром, зомбирование общества, цифровой раскол, информационные войны, компьютерная преступность, антиглобализм).

Само выделение информационного общества как особого объекта исследования имеет общенаучное звучание и значение. Информационные взаимодействия входят в предметные области самых различных научных дисциплин. Отсюда следует, что изучение информационного общества является принципиально мультидисциплинарной областью науки, а социально-философский анализ призван ответить на вопросы: куда и зачем развивается нынешняя общественная ситуация и какова социально-аксиологическая направленность этого развития. Синтезирующий вектор социально-философского анализа информационного общества направлен на прогнозирование его дальнейшего развития, на поиск стратегических решений и новых нормативных концепций, на возможности локализации этого процесса в социально желательном русле, избегая при этом как чрезмерного оптимизма, так и крайнего пессимизма.

Как любые другие существа создают вокруг себя продуктами своей жизнедеятельности определенную среду, например черви разрыхляют почву, меняя тем самым свойства почвы, точно так же информационные существа создают вокруг себя специфическую информационную среду. Жизнедеятельность людей как информационных существ приводит к изменению среды, в которой они вырабатывают, передают и воспринимают сообщения. Появляются средства для хранения сообщений, передачи и производства. Соответственно, появляются и люди, обслуживающие эти процессы. Таким образом, изменение среды ставится на промышленную основу. И тогда обязательно наступает время, когда общее изменение среды начинает идти быстрее, чем изменение ее обитателей на соответствие этой самой среде.

При этом у каждой среды существуют свои специфические характеристики, позволяющие оценить происходящие изменения относительно субъектов этой среды.

Схема передачи информации и знания за последние десятилетия претерпела серьезные изменения, от схемы «человек - человек», к схеме «человек - техническое средство - человек».

Процессы производства, распространения, внедрения информации и оценки результатов информационного воздействия стали носить промышленный характер, они поставлены на конвейер. Произошел переход от схемы «человек - информационный продукт», к схеме «человек - техническое средство - информационный продукт».

Современное информационное оружие по критерию эффективность/стоимость значительно превосходит любой другой вид вооружения.

Делегирование властных полномочий в странах, определяющих новый мировой порядок, осуществляется на базе информационных технологий.

В пределах ареала обитания человечества передача информации с помощью технических средств (перепрограммирование себе подобных, используя современные информационные технологии) осуществляется значительно быстрее, чем передача генетической информации (программирование своих потомков, используя биологические механизмы). Более того, объемы и время передачи информации в пределах ареала распространения человечества для основной массы элиты, определяющей функционирование системы управления стран и народов, перестали зависеть от месторасположения в пространстве, от расстояния между ними.

В информационную эпоху в условиях наличия монополии на производство средств сбора, обработки, передачи и представления данных на всей планете неизбежно возникает монополярный мир.

В то же время усложнение и возникновение единой системы управления, а также опора ее на технические средства приводит к возникновению устойчивых инфекционных эпидемий как на уровне технических средств (компьютерные вирусы), так и на уровне человеческой психики для индивидуумов и систем принятия решения для коллективов, стран и народов.

Возрастание сложности выдаваемой и воспринимаемой команды позволяет нейтрализовать систему защиты, настроенную на борьбу с известными ей простыми угрозами. Подобное достигается за счет сокрытия угрозы в сложной команде с помощью других, порой безобидных, команд или логики их подачи.

Трансформация войны в информационной цивилизации

Под информационными войнами понимается целенаправленное широкомасштабное оперирование смыслами различными субъектами: создание, уничтожение, модификация, навязывание и блокирование носителей смыслов информационными методами для достижения поставленных целей. Операции над смыслами возможны только для информационных самообучающихся систем, которые способны в чередовании цветов на экране телевизора, в колебаниях волн звукового диапазона, в начертании символов на бумаге самостоятельно находить команды для программирования и перепрограммирования собственного поведения. Программирование поведения подобного рода субъектов жестко связано с их моделями мира, на базе которых информационная самообучающаяся система решает задачи по достижению приемлемого для себя будущего. Она пытается не допустить нежелательные события и удовлетворить обуславливающие ее существование потребности, как путем корректировки окружающего мира, так и самой себя, в меру своих возможностей. При этом, говоря о корректировке мира, понимается корректировка как физической среды обитания, так и моделей информационных самообучающихся систем. В случае целенаправленной корректировки моделей информационными методами речь идет, в зависимости от масштаба, либо об информационной войне, либо об информационной операции. Основой принципа функционирования информационного оружия является запуск или генерация программы самоустранения (самоуничтожения, самоограничения), присущей любой сложной информационной системе [17], способной к обучению. Задача противника состоит только в том, чтобы, манипулируя входными данными, активизировать в системе требуемые программы или процессы, приводящие к генерации подобных программ.

Таким образом, информационное оружие представляет собой средства, применяемые для активизации, уничтожения, блокирования или создания в информационной системе процессов, в которых заинтересован субъект, применяющий оружие.

Применение информационного оружия не предполагает «выделения энергии» для уничтожения противника. Изначально считается, что противник обладает всеми необходимыми средствами для собственного уничтожения.

В качестве информационного оружия могут выступать любые технические, биологические, социальные средства (системы) для целенаправленного производства, обработки, передачи, представления (отображения), блокировки данных и/или процессов, работающих с данными.

Применение информационного оружия предполагает:

1) анализ способов и механизмов активизации у конкретной системы-противника, заложенных в нее программ самоуничтожения, самоподавления, самоограничения и т. п.;

2) разработка или выбор конкретного информационного оружия;

3) применение информационного оружия по заданному объекту в рамках разработанной информационной операции.

Информационная операция - это взаимоувязанная последовательность информационных воздействий для достижения поставленной цели.

Информационная операция может быть элементом в рамках разработанной тактики и стратегии ведения информационной войны.

«Война» в соответствии с используемыми в большинстве стран мира определениями [18] представляет собой «наличие вооруженной борьбы между государствами». Таким образом, информационная война - это борьба между государствами с использованием исключительно информационного вооружения, т. е. информационных технологий, базирующихся на промышленном производстве, распространении и навязывании информации.

Информация же оценивается через степень изменения знания. Значит, информационное оружие связано и направлено исключительно на промышленное производство, распространение и навязывание знания информационным системам, способным к обучению.

Информационные сражения могут протекать и без применения каких-либо иных вооружений, т. е. в «мирное» время.

В свете сказанного, принципиальной разницы между терминами «информационная война» и «информационное противоборство» или «информационная борьба» нет.

Информационные «сражения» протекают между любыми сложными информационными объектами, осуществляющими борьбу за общие ресурсы. Важно, что в качестве общих ресурсов могут выступать и сами информационные модели (патентование, законодательная защита и т. п.).

История человечества полна примеров побед и поражений в конкретных сражениях, когда ситуация резко изменялась благодаря какой-либо военной хитрости, целенаправленно распространенной дезинформации. Однако доведение информации до определенного лица или группы лиц и получение от этого краткосрочного выигрыша, пусть даже в решающем сражении, - это всего-навсего информационная операция и не более. Любая война полна примеров как удачных, так и не удачных информационных операций. Когда этих операций достаточно много, можно говорить об информационной войне. Информационная война является таким же компонентом войны, как химическая война или ядерная.

Что же касается «чисто» информационных войн, без применения какого-либо другого оружия, кроме информационного, то они, будучи борьбой между государствами с использованием технических средств и информационных технологий, базирующихся на промышленном производстве, распространении и навязывании информации, ведутся всего лишь со второй половины XX века, т.е. с тех пор, как появилась реальная возможность поставить на конвейер производство соответствующих моделей мира и их навязывание населению страны-жертвы. Информационная война представляет собой совокупность запланированных, взаимоувязанных информационных операций, успешное выполнение которых приводит к достижению цели, как правило, заключающейся во взятии под контроль системы управления противника (государства) или слому этой системы управления и замены ее на другую - контролируемую [19].

История войн неразрывно связана с историей развития соответствующего оружия и технологий его применения.

Эта история может быть рассмотрена с позиции развития как гуманитарной, так и технической составляющей: история оружия в гуманитарной сфере - это история СМИ и технологий скрытного управления человеком (гипноз, реклама, специальные учения, нейро-лингвистическое программирование и т. п.); история оружия в технической сфере - это история программных средств скрытого информационного воздействия (вирусы, закладки) и информационных технологий их применения.

История развития программных средств скрытого информационного воздействия - это часть истории становления такой науки как информационная безопасность.

Информационная безопасность

Важнейшей задачей в ходе ведения информационной войны является задача обеспечения собственной информационной безопасности страны (не путать с обеспечением безопасности информации). Здесь ключевое слово «безопасность». А дальше уже идут ответы на вопросы: Безопасность чего? Безопасность, какая?

Практически во всех мировых культурах безопасность понимается, в первую очередь, как чувство защищенности от различного рода опасностей. Значит, безопасность страны означает, что большинство граждан ощущают себя защищенными от различного рода опасностей, как внешних, так и внутренних.

Отвечаем на второй вопрос - безопасность, какая? От чего граждане чувствуют себя защищенными? Например, ядерная безопасность предполагает, что страна чувствует себя защищенной от применения по ней ядерного оружия как внешним агрессором, так и собственными сумасшедшими. По аналогии следует, что понятие «информационная безопасность страны» - это ощущение защищенности от применения целенаправленного информационного воздействия как извне, так и изнутри страны, направленного на причинение ущерба стране. Подобное информационное воздействие может быть направлено на любые информационные системы, функционирование которых зависит от поступающих входных данных, будь то люди (социальная сфера) или сложные технические, программируемые системы (техническая сфера). Понятное дело, что ощущение защищенности может быть обманчивым, но объективных критериев, позволяющих измерить эту самую защищенность, не существует. Мерилом является человек, его мысли и чувства.

Одна из главных задач системы обеспечения информационной безопасности в социальной сфере заключается в создании и поддержании максимально адекватного событийному миру общественного сознания и собственного знания о мире. Под адекватностью сознания в данном случае понимается, что осознаваемая модель реального мира в наиболее значимых для безопасности государства и общества ситуациях позволяет не ошибиться в ожиданиях. Важнейшая задача обеспечения информационной безопасности в технической сфере - защита технических средств как от скрытых включений, способных перехватить управление технической, а порой и человеко-машинной системой на себя, так и от ошибок и сбоев.

На людей информационное воздействие, искажающее модель мира, производится с помощью СМИ, на технические системы - с помощью вирусов и программных закладок.

Понятие «информационная безопасность страны» и понятие «безопасность информации» - это не одно и то же. Понятие «безопасность информации» раскрывается через комплекс мероприятий в стране по защите государственной тайны. Мероприятия по обеспечению безопасности информации имеют место при обеспечении ядерной безопасности страны, экономической, военной и т. п., в том числе и при обеспечении информационной безопасности. Информационная же безопасность - это отдельное направление, которое сегодня, для тех стран, которые понимают, имеет даже больший приоритет, чем ядерная безопасность.

Выводы

Вторая половина прошлого столетия ознаменована глобальным феноменом информационного взрыва. Развитие различных электронных технологий обеспечило миллионам людей возможность быстрого доступа к громадным информационным ресурсам, рассредоточенным по всей планете, возможность обмена информацией друг с другом и возможность одновременной работы с информацией, представленной в различных формах (текст, графика, видеоизображение, звук и т.д.).

Все это позволяет сделать вывод о том, что человечество (по крайней мере, передовые развитые страны) стремительно движется к такой стадии своего развития, которую принято называть информационным обществом.

Глобальные информационные системы и сети, в том числе и Интернет, являются важнейшим фактором ускорения мирового прогресса, технологической основой международного информационного обмена. Более того, на них ложится колоссальная экономическая нагрузка, которая возрастает на наших глазах буквально в геометрической прогрессии. В этих условиях информационные ресурсы представляют собой огромную материальную ценность, а несанкционированный доступ к этим ресурсам, если они недостаточно защищены, может привести к катастрофам или, в условиях конкуренции корпораций, фирм и целых государств, может радикально изменить ситуацию в пользу получившего такой доступ.

Несмотря на имеющиеся экономические, финансовые, а где-то и политические трудности, Беларусь не должна стоять в стороне от процесса движения к информационному обществу, а, наоборот, должна активно в нем участвовать.

Для того чтобы сформировать представление о возможностях участия Беларуси в современной информационной экономике, необходимо определить ее место в процессе мирового информационно-технологического развития.

Если объективно оценивать путь, пройденный нашей страной в этом направлении, а также ее современное состояние, можно сказать, что созданы достаточно перспективные материально-технические условия и интеллектуально-кадровые предпосылки для развития белорусского общества.

Интеллектуальные ресурсы Беларуси могут и должны стать главным фактором технологической модернизации страны, должны обеспечить ее достойное участие в процессах глобализации мировой экономики.

В последнее время ведется активное обсуждение вопросов развития отечественного производства в информационно-коммуникационной сфере. Связано это с его большой стратегической важностью для страны, а также с наличием национально-государственных соображений информационной безопасности.

При решении проблем развития отечественного производства в сфере информационных технологий следует адекватно оценивать ситуацию и правильно определять основные направления ее развития. Ставка на технологические достижения и недооценка роли человеческого капитала вряд ли может служить надежной платформой для формирования и развития отечественного производства информационно-коммуникационной продукции.

Именно поэтому возникает необходимость организовать отечественное производство таким образом, чтобы создать единую корпоративную среду для успешного взаимодействия управленческих решений и информационных ресурсов, а также организации оперативного обмена информацией.

Немаловажное значение имеет постепенное расширение спектра неэкономических целей, усиление информационного и социального взаимодействия компаний с другими институтами общества.

Необходимо признать, что информатизация Беларуси, насыщение страны новыми информационными технологиями и повсеместное их использование не обеспечено в достаточной степени законодательной базой.

Решение этих вопросов возможно только в случае повышения цены интеллектуальной продукции отечественных педагогических и научно-технических кадров. К сожалению, до сих пор материальные ресурсы имеют преобладающее значение над интеллектуальными - имеется в виду ценность интеллектуального продукта как самостоятельного объекта хозяйственного оборота.

Критичным фактором информатизации и распространения пространственного влияния участников глобального информационного пространства является время. Его бессмысленная растрата чревата угрозой полной потери конкурентоспособности белорусских компаний и национальной экономики по всем направлениям.

Беларуси необходимо сконцентрировать усилия на активизации использования своего интеллектуального и культурного потенциала для того, чтобы занять достойное место в общемировом информационном пространстве.

ЛИТЕРАТУРА

1. Философия: учеб. для студентов вузов / Под общей редакцией Ю.А. Харина. - Мн.: ТетраСистемс, 2005.

2. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. - М.: Издательство иностранной литературы, 1963.

3. Винер Н. Кибернетика и общество. - М.: Издательство иностранной литературы, 1958.

4. Ващекин Н.П. Научно-информационная деятельность: философско-методологические проблемы. - М.: Мысль, 1984.

5. Лазаревич А.А. Общество индустриальное или общество информационное? // Чалавек, грамадства, свет. - 2006. - №2.

6. Философия (полный курс): учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. проф. А.Н.Ергина. - М.: ИКЦ «МарТ», 2004.

7. Новая технократическая волна на Западе / Под ред. П.С. Гуревича. - М.: Прогресс, 1986.

8. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. - М.: Проспект, 1998,

9. Лазаревич А.А. Научное знание в информационном обществе. - Мн.: Навука i тэхнiка, 1993.

10. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль/телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. - № 3.

11. Кастельс М. Могущество самобытности. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М.: Academia, 1999.

12. Луман Н. Глобализация мирового сообщества: как следует системно понимать современное общество // Социология на пороге XXI века: новые направления исследований. - М.: Интеллект, 1998.

13. Bauman Z. The Individualized Society. - Cambridge: Polity Press, 2001.

14. Giddens A. Leben in einer posttraditionalen Gesellschaft. Reflexive Modernisierung: Eine Kontroverse. - Frankfurt am Main.: Suhrkamp, 1996.

15. Малыхина Г.И. Теория аргументации в контексте современных интеллектуальных технологий // Современные информационные технологии: тз. VIII Международной Школы-семинара. Браслав, 2-9 июля 2005. - Мн.: Известия Белорусской инженерной академии, 2005.

16. Малыхина Г.И. Логика: учебное пособие. - Мн.: Выш. шк., 2005.

17. Расторгуев СП. Информационная война. Проблемы и модели. Экзистенциальная математика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям в области информационной безопасности. - М.: Гелиос АРВ, 2006.

18. Свиридов И.В. Информационная война: определения, подходы, взгляды // Безопасность информационных технологий. - 1998. - № 4.

19. Могилевский В.Д., Усачев Б.И. Безопасность и динамики экономических систем: оценка и управление // Труды аспирантов кафедры «Инвестиционная политика». - М.: Рос. Экон. Акад., 1999.

20. Панарин И.Н. Информационная война и геополитика. - М.: Поколение, 2006.

21. Багиров Р.З. Политическая коммуникация и военная безопасность России // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 1.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации