О взаимодействии Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств по вопросам региональной безопасности

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 1/2008, стр. 3-7

О взаимодействии Организации Договора о коллективной безопасности и Содружества Независимых Государств по вопросам региональной безопасности

УДК 355:327

Полковник Ф.А. ЛЕВША,

начальник управления международного военного сотрудничества Министерства обороны Республики Беларусь, кандидат технических наук

Старший лейтенант В.Г. ФИЛИН,

старший референт-переводчик отдела обеспечения (международного

сотрудничества) управления административно-хозяйственного

обеспечения (ЦОВУ), аспирант кафедры международного права

факультета международных отношений БГУ

В методологическом плане проводится сравнительный анализ нормативной правовой базы СНГ и ОДКБ в сфере обеспечения коллективной безопасности, порядок принятия решений, а также раскрываются дальнейшие возможные пути взаимодействия двух организаций в данной области.

В течение второй половины 2006 - первой половины 2007 годов Республика Беларусь осуществляла председательство в Содружестве Независимых Государств (СНГ) и Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 2006 год был объявлен Годом Содружества Независимых Государств в связи с 15-летием СНГ, а в 2007 году исполнилось 15 лет с момента подписания Договора о коллективной безопасности. Можно констатировать, что к этому времени государства - участники данных международных организаций прошли значительный путь в развитии сотрудничества в формате СНГ и на основе Договора о коллективной безопасности и 15-летний юбилей явился основанием для подведения определенных итогов.

Принимая во внимание, что Республикой Беларусь в период председательства в рассматриваемых интеграционных объединениях был выдвинут ряд инициатив, в первую очередь в сфере обеспечения коллективной безопасности государств-членов, сегодня встает вопрос об их дальнейшей реализации и перспективной политике Республики Беларусь в отношении СНГ и ОДКБ.

Вопрос о политике Республики Беларусь в отношении ОДКБ важен и в силу того, что в соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 17 июля 2001 г. № 390) в качестве одного из приоритетных направлений обеспечения безопасности Республики Беларусь в военной сфере закрепляется ее участие в системах международной безопасности, в том числе в рамках Договора о создании Союзного государства и Договора о коллективной безопасности 11].

В последнее время возобновляется и интерес к СНГ. После продолжительных споров о дальнейшей судьбе СНГ на заседании Совета глав государств Содружества 5 октября 2007 года в г. Душанбе подписаны Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ [2]. С принятием этих документов страны Содружества получили четкие ориентиры на пути дальнейшего совершенствования межгосударственного сотрудничества в важнейших сферах взаимодействия, механизмы функционирования СНГ и его организационного совершенствования.

Несмотря на то, что тематике СНГ в отечественной научной литературе посвящено значительное количество работ (таких авторов как Э.М. Кривчикова, М. Тахир, В.Н. Фисенко, И.В. Фисенко, И.А. Барковский) и что в последнее время также растет количество исследований, посвященных проблематике ОДКБ (С. Агаронова, В.Д. Николаенко, А.В. Архангельский), анализ взаимодействия данных организаций в них не проводится. Исследования военно-политической составляющей СНГ и ОДКБ проводятся или параллельно, или СНГ рассматривается преимущественно в историческом контексте, а ОДКБ-лишь как следующий этап развития военно-политического сотрудничества.

В этой связи было бы полезно провести сравнительный анализ нормативной правовой базы СНГ и ОДКБ в сфере обеспечения коллективной безопасности, определить дальнейшие возможные пути взаимодействия двух организаций в данной сфере.

В первую очередь, следовало бы внимательно рассмотреть цели и задачи двух организаций. Приступая к такому анализу, необходимо отметить различный юридический статус рассматриваемых организаций. СНГ является организацией общей компетенции, так как деятельность СНГ затрагивает все сферы отношений между государствами-членами: политическую, экономическую, социальную, культурную и др. [3]. В Концепции дальнейшего развития СНГ отмечается, что ее отличительными особенностями являются организация взаимодействия, практически, во всех сферах межгосударственного общения, гибкость механизмов и форматов коллективного сотрудничества (пункт 1.1. раздел I).

Будучи организацией общей компетенции, СНГ обладает широким кругом целей. Целями Содружества в соответствии со статьей 2 Устава являются:

осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

сотрудничество между государствами-членами в обеспечении международного мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидации ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижению всеобщего и полного разоружения;

содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Помимо вопросов безопасности к сфере деятельности СНГ относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики.

Статья 4 Устава СНГ к сферам совместной деятельности государств-членов относит, в том числе, и борьбу с организованной преступностью, сотрудничество в области оборонной политики, охраны внешних границ, вопросы миграционной политики. В Уставе СНГ вопросам безопасности посвящены: раздел 111 «Коллективная безопасность и военно-политическое сотрудничество» и раздел IV «Предотвращение конфликтов и разрешение споров».

Можно констатировать, что вопросы обеспечения коллективной безопасности занимают определенное место в деятельности СНГ. И.И. Лукашук отмечал, что «на первом месте среди основных направлений сотрудничества стоит согласованная политика в области международной безопасности, разоружения и контроля над вооружениями, а также строительство вооруженных сил» [4]. Вместе с тем практика деятельности СНГ свидетельствует об ином.

Подтверждают данный тезис и упоминавшиеся выше Концепция дальнейшего развития Содружества Независимых Государств и План основных мероприятий по реализации Концепции дальнейшего развития СНГ.

Концепция подписана всеми государствами - членами СНГ, кроме Грузии и Туркменистана. Азербайджанской Республикой, Республикой Молдова и Украиной Решение подписано с оговорками. Республика Молдова отказалась от участия в мероприятиях по вопросам безопасности, ограничив свое участие в реализации Концепции только вопросами сотрудничества в экономической сфере. Украина в оговорке не признает пункт 1.2., в котором говорится, что СНГ играет значительную роль в обеспечении безопасности, стабильности и взаимодействия двенадцати суверенных государств в различных сферах.

В данном основополагающем документе реформирования Содружества в пункте 2.1. в качестве основной цели СНГ определено формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.

В пункте 4.1. определяется, что экономическое сотрудничество является приоритетом СНГ. Полноценное торгово-экономическое взаимодействие государств - участников СНГ является необходимым условием устойчивого развития государств Содружества.

Следует признать, что сотрудничество в сфере безопасности, борьбы с преступностью, поддержания и укрепления международной безопасности и стабильности, противодействия новым вызовам и угрозам определено как одна из наиболее востребованных областей взаимодействия (пункт 4.6. Концепции). Однако это единственное из направлений сотрудничества, определенных в Концепции, в котором специально отмечается и подчеркивается, что взаимодействие будет осуществляться «заинтересованными государствами-участниками», что явно указывает на существующие противоречия между государствами СНГ по вопросам развития коллективной безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью СНГ в настоящее время и на ближайшую перспективу является формирование в долгосрочной перспективе интегрированного экономического и политического объединения заинтересованных государств, обеспечивающего эффективное развитие каждого его участника.

ОДКБ можно охарактеризовать как международную организацию специальной компетенции, так как сотрудничество государств-членов затрагивает исключительно область обеспечения безопасности государства. Статья 3 Устава ОДКБ устанавливает, что целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

По мнению И. Д. Сергеева (бывшего члена Научно-экспертного совета ОДКБ), предоставление ОДКБ статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН (решение от 2 декабря 2003 года) означало, что ОДКБ превратилась в полнокровную международную организацию и в соответствии с главой VIII Устава ООН признана в качестве регионального объединения безопасности [5].

В соответствии с целями в уставных документах закреплены и сферы совместной деятельности государств-членов.

Сферы совместной деятельности в рамках ОДКБ закреплены в статье 7 Устава, в которой определено, что для реализации целей Организации государства-члены принимают совместные меры к формированию в ее рамках действенной системы коллективной безопасности, созданию коалиционных (региональных) группировок войск (сил) и органов управления ими, военной инфраструктуры, подготовке военных кадров и специалистов для вооруженных сил, обеспечению их необходимым вооружением и военной техникой.

Статья 8 Устава ОДКБ закрепляет, что государства-члены координируют и объединяют свои усилия в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, организованной транснациональной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности государств-членов.

При сравнении круга вопросов, определенных в уставных документах в целях обеспечения коллективной безопасности государств-членов, следует признать, что такой перечень несколько шире в СНГ. Так, например, в статье 11 Устава СНГ говорится о согласованной политике государств-членов в области разоружения и контроля над вооружениями. Сотрудничество в данной области не предусмотрено в уставе ОДКБ, хотя в современных условиях контроль над вооружениями является одним из приоритетных направлений развития сотрудничества в сфере обеспечения глобальной безопасности. В статье 13 Устава закрепляется, что на основе взаимного согласия государства-члены координируют деятельность пограничных войск и других компетентных служб, которые осуществляют контроль и несут ответственность за соблюдение установленного порядка пересечения внешних границ государств-членов, о чем также не упоминается в уставных документах ОДКБ.

Вместе с тем необходимо отметить, что данные направления находят определенное развитие в ОДКБ. Так, по инициативе Республики Беларусь от имени ОДКБ было сделано заявление Организации Договора о коллективной безопасности на Конференции ООН для обзора прогресса, достигнутого в осуществлении Программы действий по предотвращению и искоренению незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями во всех ее аспектах и борьбе с ней (Нью-Йорк, 26 июня - 7 июля 2006 г.). В ходе Минской (2006 г.) сессии ОДКБ решением Совета министров иностранных дел утверждены, одобренные Советом министров обороны и Комитетом секретарей советов безопасности, Основные направления взаимодействия государств - членов ОДКБ по выявлению и пресечению незаконного оборота оружия массового уничтожения (ОМУ), средств его доставки и относящихся к нему материалов. В документе определены основные шаги государств-членов в данной области, предусматривающие проведение регулярных консультаций, выработку предложений по гармонизации национальных законодательств, проведение регулярных консультаций по вопросам ИБОР (Инициативы по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения), проработка вопросов о проведении командно-штабных учений ОДКБ по перехвату незаконного оборота ОМУ, средств его доставки и относящихся к нему материалов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря на то, что СНГ является организацией общей компетенции, а ОДКБ - организацией специальной компетенции в сфере обеспечения коллективной безопасности государств-членов, круг закрепленных в уставных документах сфер совместной деятельности в деле обеспечения безопасности шире в СНГ. Вместе с тем в рамках ОДКБ успешно развивается сотрудничество в сферах, которые не закреплены в Уставе и иных основополагающих документах ОДКБ. По мнению Л .Г. Ивашова и А.Н. Булыгина, если собственно СНГ может считаться региональной организацией в смысле главы VIII Устава ООН, то система, созданная Договором о коллективной безопасности, подобно НАТО, провозглашает себя средством реализации ст. 51 Устава ООН [6]. Поддерживает данную точку зрения в своей монографии и М. Тахир, который сравнивает статью 4 Договора о коллективной безопасности и ст. 5 Североатлантического договора. В обеих статьях речь идет об оказании помощи жертве агрессии в порядке осуществления права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН [7].

Сравнивая механизмы деятельности двух организаций, следует отметить, что организационные структуры СНГ и ОДКБ схожи. В СНГ основными органами являются Совет глав государств, Совет глав правительств, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих Пограничными войсками. В ОДКБ - Совет коллективной безопасности, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Комитет секретарей советов безопасности. То есть в ОДКБ по сравнению с СНГ отсутствуют специализированные органы сотрудничества на уровне глав правительств и по линии пограничных ведомств.

Интересной является эволюция взаимоотношений органов СНГ и ОДКБ. На начальном этапе действия Договора о коллективной безопасности осуществлялись попытки налаживания равноправного взаимодействия с СНГ, подписан ряд документов в сфере сотрудничества, касающихся в основном вопросов согласования действий и обмена информацией. К их числу относятся:

Протокол о взаимодействии Секретариата Совета коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности и Координационной службы Совета командующих Пограничными войсками (25.03.1997 г.);

Протокол о сотрудничестве между Секретариатом Совета коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности и Исполнительным Секретариатом Содружества Независимых Государств (19.05.1997 г.);

Протокол о сотрудничестве между Секретариатом Совета коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности и Исполнительным комитетом Содружества Независимых Государств (15.12.2000 г.);

Соглашение о сотрудничестве между Советом министров обороны государств -участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и Советом министров обороны государств - участников Содружества Независимых Государств и их рабочими органами (14.11.2001 г.).

Однако по мере развития сотрудничества на основании Договора о коллективной безопасности, создания самой Организации и дальнейшей эволюции ОДКБ отдельные сферы сотрудничества стали выводиться из формата СНГ. Данный процесс осуществляется в двух формах:

наделение органов СНГ полномочиями в отношении ОДКБ;

создание в ОДКБ структур, аналогичных структурам СНГ, - или вместо упраздняемых органов СНГ, или наравне с ними.

Одним из немногих реально действующих в рамках СНГ проектов остается Единая система противовоздушной обороны, координатором которого является Координационный комитет по вопросам противовоздушной обороны при Совете министров обороны СНГ. Координационный комитет создан в соответствии с Соглашением о создании объединенной системы противовоздушной обороны (ПВО) государств - участников СНГ от 10 февраля 1995 года для согласования усилий по созданию и совершенствованию объединенной системы ПВО СНГ, координации действий войск и сил, выделенных в ее состав, а также для рассмотрения предложений по строительству и совершенствованию ПВО государств, подписавших Соглашение.

В июне 2005 года Советом коллективной безопасности ОДКБ принято Решение о развитии и совершенствовании противовоздушной обороны государств - членов ОДКБ. В Решении закреплено, что развитие и совершенствование противоздушной обороны государств - членов организации будет осуществляться в формате Объединенной системы противовоздушной обороны государств - участников СНГ. Также в решении закреплены дополнительные принципы построения системы ПВО ОДКБ.

В соответствии с Решением Совета глав государств СНГ от 28 ноября 2006 года Координационный комитет наделен полномочиями и в рамках ОДКБ. В ходе заседания Совета министров обороны ОДКБ 28 сентября 2007 года принято решение о возложении на Координационный комитет дополнительных функций по интегрированию, развитию и совершенствованию противовоздушной обороны государств - членов ОДКБ.

Следующим направлением, по которому сотрудничество государств - членов ОДКБ постепенно переходит из формата СНГ в формат ОДКБ, является взаимодействие законодательных органов государств-членов.

Так, еще 20 февраля 1997 года, до создания ОДКБ, был подписан Протокол о взаимодействии Секретариата Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ и Секретариата Совета коллективной безопасности государств - участников Договора о коллективной безопасности, в дальнейшем в 2004 году подписано уже Соглашение о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом Совета Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ. Логичным завершением рассматриваемого процесса стало выделение в ноябре 2006 года в самой Межпарламентской Ассамблее СНГ Ассамблеи ОДКБ.

В качестве примеров создания в ОДКБ органов взамен упраздняемых органов СНГ можно привести следующее.

После упразднения Штаба по координации военного сотрудничества государств - участников СНГ Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 28 апреля 2003 года создан Объединенный штаб ОДКБ - постоянно действующий рабочий орган ОДКБ и Совета министров обороны ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей Договора о коллективной безопасности.

Еще одним примером является создание Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) взамен ранее действовавшей аналогичной комиссии СНГ [8]. Как отмечал И.Д. Сергеев, «создание нового формата комиссии имеет целью более полное и эффективное использование потенциала льготного сотрудничества в рамках ОДКБ; создание благоприятных условий для углубления военно-экономической интеграции, в том числе и в оборонно-промышленном комплексе государств-участников» [5].

Необходимо отметить, что комиссия, которая не получила развития в формате СНГ и была упразднена, в формате ОДКБ развивается довольно успешно. На Душанбинской сессии Совета коллективной безопасности (04.10.2007 г.) главами государств - членов ОДКБ подписано два соглашения, подготовленных МКВЭС - Соглашение об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные и используемые в ходе военно-экономического сотрудничества в рамках ОДКБ, и Соглашение о взаимодействии в области рекламно-выставочной деятельности в сфере военно-экономического сотрудничества между государствами - членами ОДКБ.

В настоящее время МКВЭС готовятся еще три соглашения в сфере военно-экономического сотрудничества по вопросам сохранения специализации и кооперации производителей продукции военного назначения, кооперации в сере проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Процесс создания в ОДКБ структур, дублирующих, по сути, аналогичные структуры в СНГ, получил дальнейшее развитие после Минской (2006 г.) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ, на которой было заявлено о преобразовании ОДКБ в многофункциональную региональную систему коллективной безопасности. На первый план вышли новые измерения сотрудничества, в первую очередь, противодействие новым вызовам и угрозам национальной и коллективной безопасности, реагирование на катастрофы техногенного характера.

Уже на Душанбинской (2007 г.) сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ главами государств-членов были приняты решения о создании в рамках Организации дополнительных органов:

1. Координационного совета руководителей компетентных органов государств - членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией;

2. Координационного совета по чрезвычайным ситуациям государств - членов ОДКБ.

Ведется работа по разработке нормативной правовой базы создания вспомогательного органа в составе руководителей специальных служб и правоохранительных органов по вопросам противодействия терроризму. Также идет разработка нормативной базы для формирования Коллективных региональных антитеррористических сил в соответствующих регионах коллективной безопасности ОДКБ. Таким образом, и в сфере противодействия терроризму ОДКБ постепенно перенимает инициативу у СНГ.

В рамках СНГ отраслевыми органами, которые в той или иной степени занимаются вопросам коллективной безопасности, являются: Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Консультативный Совет по труду, миграции и социальной защите населения, Антитеррористический центр, Совет министров внутренних дел, Совет руководителей органов безопасности и специальных служб, Совместная комиссия государств - участников Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией от 6 марта 1998 года, Совместная консультативная комиссия по вопросам разоружения (не фу н кционирует).

Таким образом, в ОДКБ на сегодняшний день или существуют аналогичные структуры, или ведется работа по созданию таких органов. Помимо рассмотренных выше вспомогательных органов ОДКБ в соответствии с Решением Комитета секретарей советов безопасности ОДКБ от 30 ноября 2004 года созданы рабочая группа экспертов по вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом и рабочая группа экспертов по противодействию незаконной миграции.

На основании изложенного можно сделать вывод, что ОДКБ активно развивается, расширяется сфера ее деятельности, что влечет за собой институализацию новых направлений сотрудничества.

В качестве причины указанных выше процессов зачастую называют более эффективную процедуру принятия решений в ОДКБ по сравнению с СНГ. Вместе с тем анализ документов двух организаций указывает на схожесть принципов принятия решений в рассматриваемых организациях.

В соответствии с Правилом 14 Правил процедуры органов Организации Договора о коллективной безопасности решения Совета и принимаемые в их исполнение решения Советом министров иностранных дел, Советом министров обороны, Комитетом секретарей советов безопасности по вопросам, кроме процедурных, являются обязывающими для государств-членов. Все решения органов Организации принимаются консенсусом. Консенсус определяется как отсутствие официального возражения со стороны государств-членов, которое могло бы представлять препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу.

Необходимо также отметить, что на настоящий момент практика принятия решений в ОДКБ указывает на расширительное толкование принципа консенсуса - не как отсутствие официального возражения против принимаемого решения, а как согласие всех государств-членов с таким решением. Данное утверждение подтверждается, например, тем, что Республика Беларусь подписывает все решения и соглашения, касающиеся исключительно государств Центральноазиатского региона коллективной безопасности (в него входят Российская Федерация - представлена во всех трех регионах коллективной безопасности, - а также Казахстан, Узбекистан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан), которые никоим образом не налагают никаких обязательств на нашу страну (Решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о Коллективных силах быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности от 18 июня 2004 года, г. Астана; Соглашение о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности от 23 июня 2006 года, г. Минск; Решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 6 октября 2007 года «О Плане переоснащения (оснащения) Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности современными образцами вооружения, военной техники и специальными средствами»).

Ярким примером «расширительного» понимания принципа консенсуса также является то, что для вступления отдельных соглашений в рамках Центральноазиатского региона коллективной безопасности в силу, наша страна проводит их ратификацию. Так, принят Закон Республики Беларусь «О ратификации Соглашения о порядке оперативного развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности» [9].

Порядок принятия решений, закрепленный в СНГ, на первый взгляд идентичен порядку, принятому в ОДКБ.

Порядок принятия решений закреплен в нескольких документах: Устав СНГ, Правила процедуры, Положение о совете министров иностранных дел, Положение об экономическом совете СНГ.

В соответствии с правилом 17 Правил процедуры Совета глав государств, Совета глав правительств, Совета министров иностранных дел и Экономического совета Содружества Независимых Государств решения Советов по вопросам, кроме процедурных, принимаются консенсусом. Консенсус определяется как отсутствие официального возражения хотя бы одного из государств-участников, выдвигаемого им как представляющее препятствие для принятия решения по рассматриваемому вопросу.

Государства, не участвующие в принятии решений, имеют право присоединиться к ним путем письменного уведомления Исполнительного комитета.

Вместе с тем в Правилах процедуры закреплено одно очень важное положение, которое позволяет государствам не участвовать в принятии решений в рамках СНГ. Правило 17 Правил процедуры устанавливает, что любое государство-участник может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не является препятствием для принятия решения. На практике незаинтересованность государства в принятии решения выражается в том, что оно не участвует в подписании документа, а на месте подписи ставится прочерк. Каких-либо специальных процедур для оформления неучастия в принятии решения на данный момент не предусмотрено. Также необходимо отметить, что в документах СНГ не устанавливается минимальное количество подписантов при принятии решения, что также негативно влияет на нормотворческий процесс в рамках Содружества.

На основании рассмотренных выше положений принцип принятия решений на основе консенсуса, принятый в рамках ОДКБ, выглядит предпочтительнее принципа выборочного участия в деятельности организации, принятого в СНГ. Принцип консенсуса предполагает поиск компромисса между государствами-членами, не позволяет какому-либо государству «выпасть» из процесса построения и развития системы коллективной безопасности.

Вместе с тем «расширительное» понимание принципа консенсуса в рамках ОДКБ ведет к включению в национальное законодательство государств-членов нормативных правовых документов, не несущих для данного государства никаких прав или обязательств. В данной ситуации можно предложить развивать существующий в ОДКБ принцип региональное™.

Изначально принцип региональное™ был закреплен в Концепции коллективной безопасности, утвержденной Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ 10 февраля 1995 года в г. Алма-Ате. В разделе II среди принципов коллективной безопасности государств-членов называется «коллективность обороны, создаваемой на региональной основе». Впоследствии данный принцип нашел свое развитие в Протоколе о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года и документах, регламентирующих создание объединенных военных систем.

Данный принцип, относящийся к порядку формирования и функционирования системы коллективной безопасности, можно распространить и на нормотворческий процесс в ОДКБ.

Если соглашение затрагивает интересы государств одного региона коллективной безопасности, то можно отказаться от рассмотрения данного соглашения государствами иных регионов коллективной безопасности ОДКБ. В целях исключения выборочного участия государств-членов в деятельности Организации в иных случаях предлагается использовать принцип консенсуса в принятом в ОДКБ «широком понимании» - обязательное согласие всех государств-членов с принимаемыми решениями.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Взаимодействие между ОДКБ и СНГ в вопросах обеспечения безопасности государств-членов не имеет системного характера и перспективных планов развития, носит фрагментарный характер.

Принцип выборочного участия в деятельности СНГ, рамочный характер принимаемых решений, разногласия между государствами-участниками в политической сфере не позволили в полной мере развиваться сотрудничеству в сфере обеспечения коллективной безопасности государств - участников СНГ. Большая эффективность ОДКБ ведет к выведению направлений сотрудничества в области обеспечения коллективной безопасности из формата СНГ в формат ОДКБ.

В настоящий момент в рамках ОДКБ существует нормативная правовая база, позволяющая осуществлять сотрудничество практически по всем направлениям обеспечения коллективной безопасности государств-членов. В ОДКБ сотрудничество государств-членов проходит также и по ряду направлений, не закрепленных в уставных документах ОДКБ.

Принимая во внимание, что основной целью СНГ на сегодня и ближайшую перспективу главами государств-участников определено развитие сотрудничества в экономической сфере, развивать сотрудничество в вопросах обеспечения безопасности целесообразно при помощи механизмов ОДКБ.

Представляется необходимой дальнейшая научная разработка темы сравнительного анализа механизмов обеспечения безопасности в рамках ОДКБ, СНГ, Союзного государства Беларуси и России для выявления коллизий и пробелов в нормативном регулировании названной сферы. При рассмотрении и решении проблем системы военной безопасности страны необходимо сопрягать их с состоянием систем безопасности - глобальной, региональных (общеевропейской, азиатско-тихоокеанской и др.) и систем безопасности отдельных стран, прежде всего соседних [10]. Принимая во внимание, что формирование системы обеспечения региональной безопасности служит для противодействия не только угрозам региональным, но и национальным интересам [11], то следующим этапом может стать разработка с учетом Концепции национальной безопасности Республики Беларусь основ перспективной политики Республики Беларусь по вопросам обеспечения безопасности в отношении международных организаций, в которые она входит. Это позволит четко определить место международных механизмов в системе обеспечения как военной безопасности, так и национальной безопасности Республики Беларусь в целом, что в свою очередь будет способствовать дальнейшему укреплению стабильности в стране и регионе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.- 2001. - № 69.

2. Электронный ресурс.- Режим доступа: http//www.cis.minsk.by.

3. Международное право//Л.Н. Анисимов, К.Г. Борисов, Д.В. Ива-нови др. - М.: Международные отношения, 2003. - С. 216.

4. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. - Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М., 2001.

5. Организация Договора о коллективной безопасности // Федерация мира и согласия - международная общественная организация. - М.: Мир и согласие, 2006. - С. 12.

6. Ивашов Л.Г., Булыгин А.Н. Аспекты военного сотрудничества в рамках Содружества Независимых Государств // Московский журнал

международного права. - 1998. - № 3. - С. 19.

7. Правовые проблемы коллективной безопасности // М.Тахир.

- СпБ, 2004.

8. Решение Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности от 23 июня 2005 г.

9. Закон Республики Беларусь от 7 мая 2007 г. № 215-3. // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь - 2007. - № 118.

10. Синайский АС. Проблем безопасности в одиночку не решить // ВПК. - 2007. - 28 февраля - 6 марта.

11. Региональная безопасность: геополитические и геоэкономические аспекты (теория и практика) / Под общ. ред. Возженикова А.В. - М., 2006.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации