СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2007, стр. 37-42

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

УДК 623.618

И.М.АНОШКИН,

заведующий отделом

Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь,

кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Л.В. КОНДАКОВА

старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь

Ведущую роль в мире по разработке и оснащению своих вооруженных сил системами боевого управления занимают США. Связав воедино все составляющие процесса управления войсками и автоматизировав их максимально, американские военные специалисты рассчитывают сформировать качественно новые вооруженные силы в XXI столетии. В статье приводятся данные из открытой печати о подходах к совершенствованию глобальной системы оперативного управления вооруженными силами США.

1. Основные подходы к совершенствованию систем боевого управления и связи

В ведущих зарубежных государствах с конца XX века начался очередной пересмотр направлений военного строительства и внедрение новых форм и способов применения вооруженных сил. Наиболее существенная трансформация вооруженных сил, на которую стремятся ориентироваться большинство развитых стран мира, происходит в Соединенных Штатах Америки. С 2002 года администрация Дж. Буша проводит всестороннее реформирование и качественную модернизацию объединенных вооруженных сил (ОВС) по программе «Революционной военной трансформации» (Revolutionary Military Transformation). С этой целью интенсивно разрабатываются и на практике отрабатываются новые инновационные концепции и способы применения войск, ведения современных операций объединенными силами, оснащаемыми высокоточным оружием новых поколений.

К наиболее значимым инновационным концепциям ведения боевых операций и методов оперативного управления войсками, которые активно и последовательно внедряются в ОВС США в рамках «революционной военной трансформации», следует отнести и концепцию «сетецентрической войны» (net-centric warfare - NCW).

Разработчики определяют NCW как оперативную концепцию, реализация которой дает возможность достичь широкой осведомленности, увеличить скорость доведения приказов, более высокого темпа операции, большего поражающего действия, большей живучести. В сущности, концепция NCW переводит информационное превосходство в боевую мощь, эффективно связывая интеллектуальные объекты в единое информационное пространство театра военных действий.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНВ концептуально-теоретическом плане авторы представляют модель вооруженных сил как систему, состоящую из трех решеток-подсистем (рис. 1):

сенсорной (разведка, получение первичной информации);

информационной (обработка информации и доведение ее до потребителей);

боевой (огневое поражение).

Основу этой системы составляют информационные и боевые средства, функционирующие по единому замыслу в общей сети боевого управления.

Причем огневые средства могут поражать цели сразу по получении информации от «сенсоров» (рис. 2) или по получении приказа от органов управления, а в ряде случаев - самостоятельно .

Таким образом, вооруженные силы в рамках концепции «сетецентрической войны» представляет собой разветвленную сеть хорошо информированных, но географически рассеянных сил.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНРеализация концепции NCW требует использования в ВС силах ряда новых технологий. Применительно к системам управления, разведки, связи в ВС США используется технология C4ISR (Command, Control, Communications, Computers, Intelligence, Surveillance and Reconnaissance - командования, управления, связи, сбора и компьютерной обработки информации, наблюдения и разведки), содержание которой в полной мере позволяет удовлетворить требованиям концепции NCW по созданию единого информационного пространства, обеспечения возможности адаптивного управления, комплексного использования возможностей боевых сил [1,2].

Под системами С4ISRподразумеваются системы, которые включают различные подсистемы (в том числе командные пункты (КП), системы и средства связи, автоматизированные системы управления (АСУ), системы разведки и др.), необходимые для технического обеспечения процесса боевого управления вооруженными силами.

С технической точки зрения системы С4ISR делят на три сегмента:

сегмент средств разведки и наблюдения R & S;

сегмент средств и систем связи;

сегмент систем управления С2 (Command and Control - процесс управления войсками (силами) и оружием).

Реализация новых концепций в ВС США (в том числе и концепции NCW) приводит к усложнению структуры и технической оснащенности войск, условий и способов ведения боевых действий, что предъявляет более высокие требования к управлению, к которым относятся:

высокая устойчивость управления;

высокая оперативность;

скрытность управления;

непрерывность;

мобильность;

исключение несанкционированных действий ядерных сил;

постоянная боевая готовность;

своевременное и достоверное обнаружение противника.

Основой их развития стала реализация принципов систем C4ISR. К этим принципам относятся:

модульность, унификация интерфейсов и типизация структуры технических и программных средств;

возможность циркуляции информации в вертикальном и горизонтальном срезах управления;

способность системы (сети) к самоорганизации, самонастройке и адаптации к изменяющимся условиям функционирования;

первоочередное информационное обеспечение участников боевых действий (через «цифровое» представление поля боя);

обеспечение возможности работы с использованием различных видов связи;

согласованность пропускных способностей отдельных звеньев системы;

создание максимальных удобств абонентам в их диалоге с системой;

применение электронной почты, видеоконференцсвязи и других перспективных видов связи.

Направления реализации принципов:

структурно-организационная перестройка формирований ВС;

стандартизация, унификация, модернизация, интеграция систем управления, связи, разведки и радиоэлектронной борьбы (РЭБ);

улучшение методов работы органов и пунктов управления на базе всесторонней «компьютеризации» и развертывания региональных и локальных информационно-вычислительных сетей (ИВС), в том числе - для широкого внедрения в процессы управления математического и имитационного моделирования.

В странах НАТО также считается, что предполагаемые варианты боевых действий требуют технологии систем C4ISR для достижения информационного господства на поле боя. Из-за перехода от территориальной обороны к экспедиционным действиям сообщество НАТО стоит перед рядом проблем при формулировании адекватных стратегий организации связи между космическими системами, наземными подразделениями, морскими силами и различными авиационными платформами.

По темпам разработки и внедрения систем C4ISR в Европе следуют [3]:

в первой группе стран - Германия, Великобритания и Франция (останутся ключевыми в Европе);

во второй группе стран - Италия, Испания, Голландия, Норвегия и Швеция;

в третьей группе - страны Восточной Европы, страдающие от нехватки средств, и, по-видимому, имеют неважные перспективы в отношении внедрения современных систем C4ISR.

Таким образом, разработка технологий систем C4ISR для стратегического, оперативного и тактических уровней управления ВС имеет высокий приоритет в ведущих зарубежных странах.

2. АСУ оперативно-стратегического уровня управления

Центральное место в оперативно-стратегическом звене вооруженных сил США занимает глобальная система оперативного управления - GCCS (Global Command Control System), которая является одним из вариантов системы C4ISR.

Согласно единому уставу 0-2 ВС США («Деятельность объединенных органов ВС США») GCCS представляет собой систему, включающую средства для оперативного управления и административного обеспечения ВС США. Ее оборудование соединяет высшее военно-политическое руководство, объединенный штаб комитета начальников штабов (КНШ) со штабами видов ВС, управлениями центрального подчинения МО, объединенными командованиями в зонах ответственности, командованиями на театрах военных действий и другими формированиями [ 1].

Она должна обеспечить:

предупреждение о внезапном нападении;

контроль за ходом приведения в высшие степени боевой готовности и отмобилизования ВС;

планирование действий ВС в обычных и кризисных условиях;

определение вариантов использования вооруженных сил;

организацию различных видов оперативного и боевого обеспечения;

предоставление доступа к разнообразной информации.

Система GCCS официально введена в эксплуатацию в августе 1996 г. и продолжает совершенствоваться, постепенно заменяя устаревшую систему WWMCCS. В отличие от нее GCCS станет быстроразвертываемой системой, предоставляющей новые функциональные возможности «бесшовного» (автоматического) обмена информацией через штабные информационно-управляющие и оперативно-тактические системы с любым абонентом, вплоть до отдельного солдата, формирующей средствами автоматизации общую картину оперативной обстановки в близком к реальному масштабе времени для обеспечения ситуационной осведомленности командующих объединенными силами. Кроме того, командующие будут иметь доступ к более детальной общей картине тактической обстановки (боевого пространства) в зонах ответственности подчиненных командований [4 - 7]. В ней реализуется новый стратегический принцип: поражение любой цели - в любом регионе мира - в любое время.

В состав GCCS входят:

национальная система оперативного управления (основная подсистема);

системы С4I объединенных командований;

связанные с GCCS управленческо-информационные системы штабов видов ВС;

системы управления штабов основных боевых командований;

системы С4I управлений центрального подчинения МО.

Национальная система оперативного управления (НСОУ), которая включает в свой состав основной и запасной командные центры КНШ, а также другие командные центры, с которых министр обороны решит выполнять свои функции. Поддержка функционирования НСОУ является важнейшей функцией всех основных и запасных командных центров (пунктов).

В состав НСОУ также входят системы С4I, через которые осуществляется связь с командными пунктами следующих органов:

штабами объединенных командований;

штабами видов ВС;

штабами других, специально выделенных министром обороны, командований и управления МО, функционирование которых обеспечивается GCCS;

основными (или ключевыми) разведывательными и аналитическими органами;

другими органами, функционирование которых связано с решением специфических задач (например, борьба с наркобизнесом).

Параллельно с GCCS в США создается глобальная система управления тылом GCSS (Global Command Support System).

Она также относится к категории систем С4I с открытой архитектурой и представляет собой совокупность систем различных уровней (от национального - до уровня театра военных действий (ТВД)). Некоторые из этих систем являются уникальными, но большинство из них разработаны и эксплуатируются для удовлетворения потребностей типовых пользователей, которыми являются виды ВС и объединенные командования.

Видовыми компонентами GCCS являются (рис. 3) глобальные системы управления сухопутными войсками (СВ) (GCCS-Army), ВМС (GCCS-Maritime, ранее носившая название JMCIS - Joint Maritime Command Information System), ВВС (GCCS-Air Force, на базе опорной АСУ в зоне военных операций TBMCS -Theater Battle Management Core System). Кроме того, к ней подключены глобальная информационная система разведданных (GRIS - Global Reconnaissance Information System), закрытая информационная инфраструктура разведывательного сообщества США, АСУ других ведомств. В ряде источников к компонентам GCCS, приравненным по значимости к видовым, дополнительно относят системы управления корпусом морской пехоты (MAGTF - Marine Air Ground Task Forces) и объединенными формированиями (GCCS-J - Joint Task Forces) [8].

Постоянно идет совершенствование GCCS по всем направлениям: GCCS-Joint, GCCS-Army, GCCS-Maritime и GCCS-Air Force [4]. Основой совершенствования является концепция NCW.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНВсе составляющие GCCS объединены на базе сети передачи информации министерства обороны DISN (Defense Information System Network), в рамках которой организуется сеть SIPRNET (Secret Internet Protocol Router Network) для передачи секретной информации, сеть NIPRNET (Nonsecure Internet Protocol Router Network) для передачи несекретной информации и доступа к Интернету.

В техническом отношении GCCS представляет собой совокупность аппаратных средств, программного обеспечения, процедур, стандартов и интерфейсов, обеспечивающих возможность взаимодействия на всех уровнях управления, что соответствует принципам единой операционной среды (Common Operating Environment - COE). Она построена на основе архитектуры типа «клиент/сервер», использующей коммерческие стандарты открытых систем. Базовая архитектура GCCS состоит из набора сайтов с реляционными базами данных и серверами с прикладными программами (приложениями) [4]. В открытой печати сообщается о наличии в составе GCCS более 600 сайтов. Внешне такая система - это, как правило, разнообразные рабочие станции, объединенные локальными (глобальными) сетями:

серверные станции (работают на базе UNIX);

клиентские терминалы (используются персональные компьютеры).

В структурном отношении GCCS - единая распределенная вычислительная сеть, компонентами которой являются региональные и локальные вычислительные сети. Данная система состоит из территориально распределенных средств вычислительной техники - автоматизированных рабочих мест КП и центров управления, вычислительных центров при КП видов ВС США.

Программное обеспечение GCCS можно разделить на четыре группы (рис. 3):

системное программное обеспечение - ядро GCCS (GCCS Core);

программное обеспечение оценки обстановки (Situational Awareness);

программное обеспечение военного планирования (Force Planning);

программное обеспечение автоматизации управления и обмена (Office Automation and Messaging).

В процессе создания в систему GCCS был интегрирован ряд других систем, наименование которых присвоено и соответствующему программному обеспечению.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Основной целью оценки обстановки (обеспечения ситуационной осведомленности) является формирование обобщенной оперативной картины COP (Common Operational Picture), содержащей информацию о противнике, собственных и нейтральных силах, географическую, метеорологическую и др. информацию, необходимую для планирования военных действий. Данные ее формирования поступают в реальном масштабе времени. Соответствующие приложения применяются для обработки данных, поступающих (рис. 4) от глобальной разведывательной информационной системы GRIS (Global Reconnaissance Information System), метрологической системы METOC, глобальной системы управления тылом GCSS, объединенной развертываемой разведывательной системы JDISS (Joint Deployable Intelligence Support System), собственных элементов GCCS, глобальной системы контроля ресурсов и тренажа GSORTS (Global Status of Resources and Training System), программных модулей обработки информации типа объединенной системы оперативного планирования и выполнения JOPES (Joint Operation Planning and Execution System) и др.

Одной из основных систем для военного планирования является система оперативного планирования и выполнения JOPES (Joint Operation Planning and Execution System). Она представляет собой совокупность стандартизированных правил, документов, процедур и необходимых средств автоматизации (программного обеспечения, компьютеров и др.), обеспечивающих возможность командованию и штабам планировать и управлять проведением военных операций [9]. Данная система в ВС США применяется и постоянно совершенствуется более 30 лет. При создании GCCS она была интегрирована в нее.

Планирование в GCCS/JOPES производится с использованием баз данных всех основных сайтов, территориально расположенных по всему миру (рис. 5).

Планирующие органы с использованием JOPES осуществляют разработку планов, их оценку и проверку на реализуемость, мониторинг процесса выполнения планов и, при необходимости, уточнение планов или повторное планирование (replan).

Общий порядок планирования в рамках JOPES представлен на рисунке 6. Фактически JOPES позволяет «транслировать» решения военно-политического руководства государства (NCA Policy Decisions) в систему планов для боевых командований, необходимых на случай ведения боевых действий. Инструментами планирования является вся разработанная совокупность правил, документов, процедур (JOPES Publications & Documents) и автоматизированная система (JOPES ADP Support).

Общее планирование военных кампаний (campaign planning) производится в два этапа:

1-й этап - предварительное детальное планирование (Deliberate Planning) или планирование в мирное время (Peacetime Planning);

2-й этап - планирование кризисных ситуаций (Crisis Action Planning) или интенсивное планирование (Time-Sensitive Planning).

Предварительное детальное планирование проводится с участием большого количества служб, агентств, штабов и командований и может занимать много месяцев (до двух лет). Высокий уровень автоматизации может сократить время выполнения этого этапа. На этом этапе планирования создаются (рис. 7) [9]:

планы боевых действий OPLAN (Operation Plan);

планы боевых действий в концептуальном формате CONPLAN (Operation Plan in Concept Format) без данных о порядке развертывания и применения сил TPFDD (Time-Phased Force and Deployment Data);

планы боевых действий в концептуальном формате CONPLAN (Operation Plan in Concept Format) c данными о порядке развертывания и применения сил TPFDD;

функциональные планы (Functional Plan).

Этап планирования кризисных ситуаций реализуется в случае возникновения кризиса, когда имеет место угроза американским интересам и военно-политическое руководство (NCA) рассматривает возможность проведения боевых операций. В то время как предварительное детальное планирование проводится в ожидании будущих гипотетических непредвиденных обстоятельств, планирование кризисных ситуаций выполняется в ответ на возникший кризис, который развивается быстро. Поэтому время для этого планирования уменьшено до нескольких дней. Процесс планирования кризисных ситуаций похож на 1-й этап планирования и основывается на его результатах, но намного более быстротечен и гибок, чтобы приспособиться к изменяющимся событиям и требованиям NCA. Этот этап планирования заканчивается разработкой (рис. 7) планов проведения конкретных операций (Campaign Plan) и боевых приказов на организацию согласованных боевых действий OPORD (operation order). Эти документы и кладутся в основу проведения операций (Joint Warfighting Operations).

OPLAN представляет собой полный и детальный объединенный план действий, в котором с помощью стандартных шаблонов полностью описывается порядок боевых действий. Он определяет все задействуемые силы, необходимую поддержку, используемые ресурсы, варианты их перемещения на ТВД и др., является достаточно объемным и обязательно включает данные о порядке развертывания и применения сил TPFDD. На основе OPLAN может быть быстро разработан боевой приказ на организацию согласованных боевых действий OPORD.

CONPLAN представляет собой концептуальное изложение плана OPLAN и имеет относительно небольшой объем.

Функциональные планы разрабатываются в случае необходимости проведения миротворческих операций, гуманитарных операций, оказания помощи при стихийных бедствиях.

Данные о порядке развертывания и применения сил TPFDD организованы в виде компьютерной базы данных, с информацией о применяемых силах, вариантах поддержки, логистике переброски сил на ТВД и др. Формирование TPFDD представляет собой сложный процесс поиска вариантов проведения операций, многократного моделирования, проверок на наличие ошибок в выработанных вариантах решений.

Результаты планирования могут представляться должностным лицам в формализованном виде (рис.8).

В основе программного обеспечения автоматизации управления и обмена лежит технология Интернет.

Применение современных информационных технологий, полная совместимость аппаратных средств и программного обеспечения, гибкая архитектура и модульное построение всех элементов системы GCCS позволяют обрабатывать и распределять большие потоки данных в единой информационной среде, а также доводить необходимую информацию до пользователей в реальном масштабе времени с гарантированной степенью защиты.

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-СТРАТЕГИЧЕСКОГО УРОВНЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ВЕДУЩИХ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Оперативное управление вооруженными силами осуществляется через главнокомандующих объединенными командованиями с помощью системы GCCS, которая сопрягается с системами боевого управления видов вооруженных сил, что позволяет осуществлять как централизованное руководство ВС, так и децентрализованное управление войсками вплоть до отдельного подразделения

Практически осуществлен переход всей инфраструктуры GCCS на версию 4.2 [4]. В открытых источниках информации сообщений о возможностях данной версии нет, а для одной из предыдущих версий 3.4 сообщалось о способности GCCS осуществлять сопровождение 11 300 наземных целей с возможностью предоставления командирам подробной информации о каждой цели.

Есть примеры применения GCCS в войнах в Афганистане и Ираке. Так, системой GCCS успешно осуществлялась обработка информации, получаемой от БПЛА Predator, и передача необходимых данных американским пилотам в реальном масштабе времени [4].

Предполагается, что АСУ всех стран НАТО будут иметь возможность сопрягаться с GCCS. При этом данная проблематика часто решается за счет внедрения систем и средств управления войсками (оружием) производства США.

Таким образом, реализация концепции NCW предполагает разработку и совершенствование глобальной системы оперативного управления, обеспечивающей командование ВС США управлением в оперативно-стратегическом звене на совершенно новом качественном уровне. Совершенствование GCCS направлено на создание системы с объединением всех информационных инфраструктур на основе глобальных баз данных и центров сбора и обработки информации для обеспечения действий ВС в любое время и в любом районе мира.

С учетом вышеизложенного следует отметить, что весьма полезным и необходимым при развитии и совершенствовании системы управления Вооруженных Сил республики является расширение возможностей по формированию единого информационного пространства, а также полная стыковка автоматизированных систем различных уровней управления.

Литература

1. The Joint Staff Officer's Guide. - 1993.

2. Joint Pub 6-0. Doctrine for C4 Systems Support to Joint Operations. - 1995.

3. Moores В. О системах командования, управления, связи, компьютеров, наблюдения, сбора информации и разведки// Military Technology. - 2002. - № 11. - Р. 24-31.

4. Jane's Defence Equipment Library (Электронная библиотека вооружений стран мира). - 2006.

5. Азов В. Роль и место глобальной системы оперативного управления в стратегическом руководстве ВС США // Зарубежное военное обозрение - 2003. - № 6.

6. Жуков В., Оберстов А. Пункты управления вооруженными силами США// Зарубежное военное обозрение. - 2001. - № 12.

7. Азов В. Концепция создания единой информационно-управляющей структуры ВС США// Зарубежное военное обозрение. - 2003. -№1.

8. http://199.208.204.125/gccsiop -// Michael Koester. C2 Systems Branch/JITC.

9. User's Guide for JOPES (Joint Operation Planning and Execution System). - 1995.

10. www.pcweek.ru -//PCWeek, Военные известия. - 2004. -№40-47; 2005. -№2-23.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации