КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2007, стр. 13-18
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОСТРОЕНИЮ СИСТЕМЫ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ГОСУДАРСТВА
УДК 623.762: 355.469
Генерал-майор И.П. АЗАРЕНОК,
командующий Военно-воздушными силами и войсками противовоздушной обороны Вооруженных Сил Республики Беларусь
Полковник А.А. ПЕТЬКОВ,
начальник центра военных исследований и информатизации
командования ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь,
кандидат технических наук
Происходящие в мире геополитические и военно-стратегические процессы неизбежно влекут за собой изменения сущности и содержания вооруженной борьбы во всех физических сферах. На рубеже ХХ и ХХI веков наиболее серьезные динамичные изменения произошли в содержании вооруженной борьбы в воздушно-космической сфере, ставшей в настоящее время одной из основных сфер вооруженного противоборства. Эти изменения в содержании вооруженной борьбы требуют уточнения концептуальных подходов к построению системы противовоздушной обороны государства, а также роли и места в данной системе Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны (далее - ВВС и войска ПВО).
Военные конфликты, произошедшие на рубеже ХХ и ХХI веков в корне изменили представления о том, что такое сонный военный конфликт и как в нем достигается победа. Опыт этих военных конфликтов убедительно свидетельствует об объективном характере закономерности вооруженной борьбы - зависимости хода и исхода военных действий от результатов противоборства в воздушно-космической сфере [1-6]. Сегодня все ведущие специалисты сходятся во мнении, что в военных конфликтах XXI века смещение центра военных действий в воздушно-космическую сферу сохранится, а зависимость хода и исхода военных действий от результатов противоборства в этой сфере только возрастет [1-6]. По их мнению, в XXI веке войны ведущих государств мира будут преимущественно воздушными, и основной ударной силой в этих войнах выступит воздушный, а не наземный компонент.
Следует отметить, что вооруженная борьба в воздушно-космической сфере имеет объективные особенности [6]:
крайне ограниченный располагаемый баланс времени на непосредственную подготовку к вооруженной борьбе и принятие решения. Это обусловлено тем, что оперативное построение воздушного противника осуществляется в выбираемое им время уже непосредственно в полете перед ударами (и даже в ходе ударов);
высокая динамичность вооруженной борьбы и изменения обстановки, обусловленная, прежде всего, большими скоростями перемещения сил и средств вооруженной борьбы;
большие пространственные масштабы боевых действий, охватывающие практически всю территорию страны;
фактическая трехсферность вооруженной борьбы, разнообразие средств борьбы в воздушном пространстве и их принадлежность к различным видам вооруженных сил противоборствующих сторон.
Исходя из этих обстоятельств, в настоящее время проблема обеспечения устойчивого функционирования важнейших объектов государства в условиях ракетных и авиационных ударов с применением высокоточного оружия (ВТО) становится очень актуальной. Эта проблема общегосударственного масштаба, и она может быть разрешена путем интеграции сил и средств разведки воздушного противника, активной и пассивной защиты объектов прикрытия от ударов с воздуха, сил и средств управления и обеспечения видов Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований в рамках системы ПВО государства.
Противовоздушная оборона государства - это комплекс мер государственного и военного характера по подготовке к отражению и непосредственно отражению нападения воздушного противника, защите государственных объектов и группировок Вооруженных Сил от ударов с воздуха. Организационно-технической основой для решения данных задач может и должна быть система ПВО государства. Под системой ПВО государства понимается совокупность организационно объединенных по выполняемым функциям и принципам управления, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом функциональных подсистем, образуемых силами и средствами ПВО Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, которые развернуты на территории государства в соответствии с единым замыслом.
Цель функционирования системы ПВО государства - обеспечение военной безопасности государства в воздушном пространстве, а ее основными задачами являются:
а) в мирное время:
охрана и пресечение нарушений государственной границы в воздушном пространстве, контроль установленного порядка ее перелета воздушными судами;
контроль и пресечение нарушений воздушными судами установленного порядка использования воздушного пространства государства;
б) в военное время:
вооруженная защита неприкосновенности государственной границы в воздушном пространстве;
отражение нападения воздушного противника и прикрытие важных государственных и военных объектов, группировок войск от ударов воздушного противника.
В современных условиях систему ПВО государства необходимо рассматривать в нескольких аспектах (рис. 1):
во-первых, в военно-политическом аспекте - как важнейший фактор обороноспособности и как одну из составляющих военной безопасности государства;
во-вторых, в военно-стратегическом аспекте - как важнейший элемент системы стратегического сдерживания и как основное средство вооруженной борьбы в воздушной сфере;
в-третьих, в военно-техническом аспекте - как базовую основу комплексной системы защиты объектов государства от ВТО и как основное активное средство противодействия средствам воздушного нападения (СВН) эвентуального противника.
Известно [7], что исторически сформировалось два стратегических способа решения задач ПВО государства. Первый способ предполагает уничтожение СВН и элементов инфраструктуры воздушного противника в местах базирования или же на дальних подступах к обороняемым объектам, второй способ - оборону или прикрытие объектов государства и Вооруженных Сил от ударов воздушного противника. Традиционно первый способ преимущественно реализовывался силами и средствами ВВС, а второй - силами и средствами войск ПВО страны и войсковой ПВО. При этом прикрытие объектов государства и Вооруженных Сил от ударов воздушного противника предусматривало не только непосредственно огневое, но и функциональное воздействие на СВН с целью снижения эффективности ракетных и авиационных ударов противника.
Данные стратегические способы решения задач ПВО государства не утратили свое значение и в настоящее время. Однако в современных условиях в связи с существенным повышением роли сил и средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ) целесообразно прикрытие объектов государства и Вооруженных Сил от ударов воздушного противника путем функционального воздействия на СВН на всех этапах их применения рассматривать как самостоятельный стратегический способ решения задач ПВО государства (рис. 2). Кроме того, на оперативном и тактическом уровнях в качестве самостоятельного способа решения задач ПВО государства целесообразно также рассматривать пассивную защиту объектов прикрытия от ударов с воздуха путем реализации комплекса мер оперативной и тактической маскировки, предполагающих скрытие и имитацию прикрываемых объектов.
Транстерриториальный эвентуальный воздушный противник диктует общетерриториальные масштабы системы ПВО государства. В случае военного конфликта эффективная ПВО государства может быть обеспечена лишь комплексным использованием всех перечисленных способов. Исходя из этого, к решению задач ПВО государства должны привлекаться силы и средства не только Вооруженных Сил (ВВС и войск ПВО, войсковой ПВО Сухопутных войск, разведки, РЭБ, инженерных войск, радиационной, химической и биологической (РХБ) защиты), а также других войск и воинских формирований государства.
Функциональная структура системы ПВО государства может быть представлена совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих, объединенных общностью целей и задач подсистем (рисунок 3):
а) подсистемой комплексной разведки
воздушного противника;
б) подсистемой поражения сил и средств воздушного нападения и элементов инфраструктуры воздушного противника в местах базирования;
в) совокупностью подсистем, обеспечивающих активную защиту объектов прикрытия от ударов с воздуха путем огневого поражения СВН, к которым относятся подсистемы:
зенитного ракетно-артиллерийского прикрытия; истребительного авиационного прикрытия;
г) подсистемой радиоэлектронного подавления и функционального поражения воздушного противника, обеспечивающей активную защиту объектов прикрытия от ударов с воздуха путем функционального воздействия на СВН и системы управления ими;
д) подсистемой оперативной и тактической маскировки объектов прикрытия, обеспечивающей их пассивную защиту от ударов с воздуха;
е) подсистемой боевого управления силами и средствами системы ПВО;
ж) совокупностью обеспечивающих подсистем, к которым относятся подсистемы:
инженерного обеспечения;
радиотехнического и метеорологического обеспечения полетов авиации;
топогеодезического и наземного навигационного обеспечения;
радиационной, химической и биологической защиты;
технического и тылового обеспечения.
Каждая из названных подсистем представляет собой выделенную по определенным признакам (свойствам) часть системы ПВО государства, состоящую из более или менее однородных взаимосвязанных элементов (или же подсистем более низкого уровня иерархии) и выполняющую присущие ей функции (задачи). Для удобства восприятия функциональной структуры системы ПВО государства на рисунке 3 обеспечивающие подсистемы и их взаимосвязи с остальными подсистемами показаны без детализации.
Подсистема комплексной разведки воздушного противника представляет собой совокупность сил и средств разведки различного функционального назначения и базирования. Эта подсистема, наряду с силами и средствами радиотехнических соединений и подразделений ВВС и войск ПВО, создающих радиолокационное поле с целью контроля воздушного пространства и ведения разведки воздушного противника, должна включать силы и средства радиолокационной разведки войсковой ПВО, а также силы и средства соединений и подразделений радио- и радиотехнической разведки. Ограниченность возможностей средств радиоэлектронной разведки, обусловленная объективными физическими принципами их построения, обусловливает ряд проблем функционирования данной подсистемы и требует поиска новых подходов к решению задач своевременного обнаружения воздушного противника [8].
Подсистема поражения воздушного противника в местах базирования представляет собой совокупность сил и средств ракетных войск и артиллерии, а также ударной авиации ВВС и войск ПВО, предназначенных для огневого поражения сил и средств воздушного нападения и элементов инфраструктуры воздушного противника в местах базирования.
Подсистема зенитного ракетно-артиллерийского прикрытия представляет собой совокупность сил и средств зенитных ракетных войск (ЗРВ) ВВС и войск ПВО и войсковой ПВО, предназначенных для непосредственного прикрытия объектов и войск и создания зон зенитного ракетного и зенитного ракетно-артиллерийского огня на определенных направлениях и рубежах в соответствии с боевыми задачами.
Подсистема истребительного авиационного прикрытия представляет собой совокупность сил и средств истребительных авиационных частей и подразделений ВВС и войск ПВО, предназначенных для огневого поражения сил и средств воздушного нападения в воздухе. Эта подсистема создается размещением на аэродромах истребительных авиационных частей и подразделений с назначением им районов боевых действий, рубежей ввода в бой истребителей, зон дежурства в воздухе, районов самостоятельного поиска и уничтожения воздушного противника, действующего в широком диапазоне высот на максимально удаленных рубежах от объектов прикрытия.
Подсистема радиоэлектронного подавления и функционального поражения воздушного противника представляет собой совокупность сил и средств частей и подразделений РЭБ, осуществляющих разведку радиоэлектронных средств воздушного противника, радиоэлектронное подавление или же функциональное поражение СВН и систем управления ими, обеспечивая тем самым активную защиту объектов прикрытия от ударов с воздуха.
Подсистема оперативной и тактической маскировки объектов прикрытия представляет собой совокупность сил и средств частей и подразделений инженерных войск, РЭБ и РХБ защиты, обеспечивающей пассивную защиту объектов прикрытия от ударов с воздуха за счет реализации комплекса организационных и технических мер, предполагающих скрытие и имитацию прикрываемых объектов. К сожалению, даже многие специалисты, говоря о пассивной защите объектов прикрытия от ударов с воздуха, подразумевают под такими объектами чаще всего объекты Вооруженных Сил. А ведь проблема пассивной защиты объектов прикрытия гораздо шире защиты районов расположения пунктов управления (командных пунктов), группировок Сухопутных войск или же аэродромов и позиций ВВС и войск ПВО. О вкладе данной подсистемы в эффективность ПВО государства всерьез можно будет говорить лишь в случае, когда мерами оперативной и тактической маскировки будет в какой-либо мере обеспечиваться защита более важных объектов прикрытия, определяющих уровень национальной безопасности государства.
Подсистема управления системы ПВО является центральной подсистемой и представляет собой совокупность функционально связанных, иерархически подчиненных органов управления и автоматизированных (оснащенных комплексами средств автоматизации) пунктов управления, объединенных на основе подсистемы связи и других специальных средств, обеспечивающих сбор, обработку, передачу информации и управление всеми силами и средствами системы ПВО.
Построение системы ПВО государства должно осуществляться с учетом следующих факторов (рисунок 4):
наличия угроз военной безопасности государства в воздушной сфере, определяемых, прежде всего, состоянием и тенденциями развития средств вооруженной борьбы в данной сфере, форм и способов их боевого применения;
возможных вариантов развязывания и ведения военных действий против государства, а также предполагаемым составом сил и средств, боевыми возможностями и ожидаемой тактикой действий эвентуального воздушного противника;
целей и задач, стоящих перед Вооруженными Силами по нейтрализации угроз военной безопасности государства в воздушной сфере, оперативно-стратегических требований к основным функциональным подсистемам единой системы ПВО государства, вытекающих из оценки уровня данных угроз;
современного состояния сил и средств ВВС и войск ПВО, войсковой ПВО Сухопутных войск, специальных войск, перспектив развития вооружения и военной техники, предназначенных для решения задач по ПВО государства;
географических факторов, прежде всего физико-географических особенностей позиционных районов, в которых развернуты (или могут быть развернуты) в боевые порядки элементы системы ПВО;
военно-экономических факторов, определяющих возможности государства по финансированию создания и развития системы ПВО.
Основными требованиями к построению системы ПВО государства являются:
высокая эффективность решения системой задач по нейтрализации угроз военной безопасности государства в воздушной сфере в мирное и военное время;
соответствие состава и структуры системы не только предъявляемым оперативно-стратегическим требованиям, но и выделяемым ресурсам на ее содержание и развитие, а как следствие этого - рациональная экономичность и достаточность системы;
сосредоточение сил и средств ПВО на главных направлениях, на подступах к важнейшим прикрываемым объектам и районам;
соответствие состава дежурных сил и средств по ПВО характеру и объему решаемых системой задач, динамичное адаптивное изменение состава дежурных сил и средств по ПВО при изменении уровня угроз военной безопасности государства в воздушной сфере;
многофункциональность системы за счет использования в основных боевых и обеспечивающих подсистемах средств различного типа с дифференцированием задач, решаемых различными элементами этих подсистем;
высокая надежность и устойчивость функционирования системы в различных условиях в мирное и военное время, ее способность адаптироваться к изменяющимся условиям обстановки.
Анализ вышеперечисленных факторов и требований позволяет констатировать, что основным источником развития системы ПВО является противоречие между постоянно возрастающими оперативно-стратегическими требованиями и ограниченными ресурсами на содержание и развитие данной системы. Поэтому разрешение этого противоречия и нахождение рационального баланса между требованиями и выделяемыми ресурсами является центральной проблемой при обосновании облика системы ПВО государства.
Понятно, что недооценка военных угроз в воздушной сфере и низкие требования к системе ПВО в случае возникновения военного конфликта чреваты нанесением значительного ущерба национальным интересам государства. С другой стороны, переоценка этих угроз и завышенные требования к системе ПВО неминуемо ведут к необходимости заблаговременного выделения больших ресурсов для решения задач по ПВО государства, что может негативно сказаться на развитии экономики и выполнении социальных программ в интересах всего населения страны.
Конечно же, при построении системы ПВО необходимо учитывать опыт военных конфликтов конца ХХ - начала ХХI века. Однако возникает закономерный вопрос, насколько опыт этих военных конфликтов может быть применим при построении системы ПВО Республики Беларусь? Ведь геостратегическое положение Республики Беларусь существенно отличается от геостратегического положения всех государств, подвергавшихся агрессии в конце ХХ - начале ХХI века.
В связи с этим возникает ряд прагматических вопросов, ответы на которые имеют решающее значение при построении системы ПВО государства.
Будет ли в случае военного конфликта применяться эвентуальным воздушным противником по объектам на территории Республики Беларусь пилотируемая авиация или же цели воздушно-наступательной операции (ВНО) будут достигаться массированным применением крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) различного назначения без входа пилотируемой авиации в зоны действия основных активных средств ПВО?
Какие объекты будут приоритетными для ударов эвентуального воздушного противника на различных фазах развития военного конфликта и, соответственно, какие объекты обороны будут приоритетными для сил и средств ПВО на различных фазах ВНО и каждого из предполагаемых массированных ракетно-авиационных ударов (МРАУ) противника?
Для ответа на данные вопросы необходимы:
разработка методики количественно-качественной оценки военных угроз национальным интересам государства в воздушной сфере в мирное время и в угрожаемый период с возможностью прогнозирования изменения уровня этих угроз;
отказ от сложившихся 10-15 лет назад стереотипов относительно построения ВНО и МРАУ воздушного противника, разработка адекватных моделей различных вариантов действий эвентуального воздушного противника по объектам на территории Республики Беларусь и уточненной методики оценки воздушного противника;
уточнение перечня и категорирование объектов обороны для сил и средств ПВО, дифференциация целей и задач всех функциональных элементов системы ПВО не только по основным периодам развития военного конфликта (мирное время, угрожаемый период, военное время), но и по всем фазам ВНО, а также каждого МРАУ.
Территориальная структура системы ПВО государства может быть различной. Например, в настоящее время построение системы ПВО Республики Беларусь ориентировано на использование объектового и зонально-объектового принципов на основе позиционных подходов, предполагающих решение задач ПВО путем прикрытия каждого объекта удара или же совокупности объектов удара, образующих объект обороны.
Поскольку в условиях ресурсных ограничений позиционные (объектовые) подходы к решению задач ПВО государства в чистом виде вследствие объективной недостаточности сил и средств ПВО для прикрытия всех без исключения объектов обороны являются неприемлемыми, требуется дальнейшее развитие концептуальных подходов к построению системы ПВО государства.
Анализ возможных практически реализуемых вариантов построения перспективной системы ПВО государства позволяет выделить несколько подходов к решению данной задачи [6-10].
Первый подход предполагает переход от прикрытия объектов обороны к прикрытию воздушного пространства и воздушных направлений, выводящих к объектам обороны.
Практическая реализация данного подхода возможна на основе создания рубежной ПВО на дальних подступах к объектам обороны. При этом все находящиеся за рубежом ПВО объекты обороны от ударов воздушного противника непосредственно не прикрываются.
Главное достоинство данного подхода состоит в том, что он позволяет распределенные сейчас по объектам обороны силы и средства ПВО сосредоточить на рубежах обороны воздушных направлений и обеспечить необходимую первоначальную силу удара по воздушному противнику (что особенно важно для условий локальной войны и вооруженного конфликта). Недостаток такого подхода состоит в том, что при ограниченном количественно-качественном составе невозможно глубокое эшелонирование сил и средств ПВО. Прорыв через рубеж ПВО или его разрушение открывает воздушное пространство для беспрепятственных действий воздушного противника.
Второй подход предполагает переход от прикрытия всех объектов обороны, потенциально подверженных ударам воздушного противника, к прикрытию каждый раз тех объектов обороны, которые вероятнее всего будут являться объектами конкретного удара воздушного противника.
При этом прикрываются не все объекты обороны сразу, а лишь те, которые необходимо прикрывать в данный момент времени с упреждающим маневром войсками, силами и средствами для ПВО объектов очередного (последующего) удара воздушного противника с принятием мер по дезинформации противника относительно оставшихся без прикрытия объектов обороны.
Практическая реализация данного подхода возможна только при наличии адекватных моделей и системы прогнозирования действий воздушного противника, а также при переходе на всех уровнях (от оперативно-стратегического до тактического) от позиционной ПВО к маневренной ПВО. Необходимые технические предпосылки по мобильности вооружения и военной техники для такого перехода в настоящее время имеются или же могут быть созданы в ближайшие годы.
Главное достоинство данного подхода состоит в том, что маневренная ПВО ориентирована не на прикрытие объектов обороны путем пассивного ожидания воздушного противника, а на активное противоборство с воздушным противником путем выдвижения к тем объектам обороны, на которые в определенный момент времени нацелены действия воздушного противника. Другим важным достоинством данного подхода является то, что маневренная ПВО, по сравнению с позиционной ПВО, позволяет одним и тем же составом сил и средств за счет маневра прикрывать большее количество объектов обороны. Кроме того, маневренная ПВО потенциально исключает применение противником целого класса ВТО, в основе применения которого лежит использование введенных в системы наведения координат объектов, заблаговременно выявленных разведкой. Недостатком такого подхода является определенный риск относительно объектов обороны, оставшихся без непосредственного прикрытия.
Конечно же, существующая в настоящее время позиционная объектовая и зонально-объектовая ПВО, рассмотренные рубежная ПВО и маневренная ПВО в чистом виде являются крайними вариантами с присущими каждому из них достоинствами и недостатками. В связи с этим целесообразным является подход, предполагающий объединение преимуществ и компенсацию недостатков всех ранее названных подходов.
Такой подход предполагает построение комбинированной системы ПВО, сочетающей эшелонированную рубежную ПВО на ракетоопасных воздушных направлениях, позиционную объектовую ПВО по прикрытию небольшого количества наиболее важных объектов обороны первой категории и маневренную ПВО по прикрытию других объектов обороны первой и второй категории. При этом целесообразно создание нескольких рубежей ПВО за счет эшелонирования сил и средств подсистем зенитного ракетно-артиллерийского и истребительного авиационного прикрытия, подсистемы радиоэлектронного поражения воздушного противника, а также комбинирование различных сил и средств подсистем активной и пассивной защиты объектов прикрытия при реализации позиционной объектовой ПВО и маневренной ПВО.
На различных фазах и этапах развития военного конфликта вследствие различия целей и задач противоборствующих сторон объективно различными будут как объекты воздействия воздушного противника, так и объекты, прикрываемые силами и средствами ПВО. Вследствие этого комбинирование различных подходов построения системы ПВО и их адаптация к изменяющимся условиям развития военного конфликта являются одним из необходимых условий достижения успеха по отражению воздушного противника.
Особенности в содержании руководства вооруженной борьбой в воздушной сфере, обусловленные располагаемым балансом времени, обусловливают необходимость адаптации системы управления к реалиям противоборства в воздушной сфере. Располагаемый баланс времени позволяет осуществлять управление войсками (силами) на основе командно-штабных методов управления только на этапе подготовки к отражению воздушного противника. В ходе боевых действий характерно командование войсками (силами) на основе лишь командных методов с находящихся в постоянной боевой готовности командных пунктов. При этом необходим рациональный компромисс в централизации и децентрализации управления всеми силами и средствами, ведущими борьбу с воздушным противником, в условиях ограниченного располагаемого баланса времени, динамичности вооруженной борьбы и изменения обстановки.
Понятно, что централизованное управление всеми силами и средствами ПВО имеет неоспоримые преимущества перед децентрализованным управлением с точки зрения рационального распределения или же концентрации усилий по отражению воздушного противника [11]. Однако годами накопленные в Войсках ПВО страны теоретические наработки [6] и опыт организации управления при проведении учений и тренировок органов боевого управления ВВС и войск ПВО показывают, что:
целеуказания ЗРВ и РЭБ, наведения истребительной авиации ВВС и войск ПВО по одиночным и групповым воздушным целям уверенно осуществляются не выше, чем с АКП соединений, частей и подразделений родов войск и только в некоторых условиях обстановки - с АКП оперативно-тактического командования (ОТК) ВВС и войск ПВО;
целераспределенияпо группам (составным частям) налетов воздушного противника уверенно осуществляются не выше, чем с АКП ОТК ВВС и войск ПВО и лишь в некоторых условиях обстановки - с ЦКП ВВС и войск ПВО;
никакие задачи управления (командования) ведением борьбы в воздушной сфере (отражением налетов воздушного противника) ни с каких других вышестоящих командных пунктов, не говоря уже о штабах, никакими командующими, командирами и начальниками высших структур объективно не могут быть решены по балансу времени.
Разрешение данной проблемы возможно за счет реализации адаптивного управления (командования) всеми силами и средствами ПВО, ведущими борьбу с воздушным противником, сочетающего элементы централизованного и децентрализованного управления с конкретизацией функций и задач всех органов управления адекватно складывающейся обстановке. Например, адаптация управления всеми активными силами и средствами ПВО может заключаться в следующем. На начальной фазе развития военного конфликта при проведении противником МРАУ в рамках ВНО или воздушной кампании, когда возможно массовое применение ВТО для нанесения ударов по объектам инфраструктуры государства, все активные силы и средства войсковой ПВО целесообразно подчинить командующему ВВС и войсками ПВО. А с началом наземной фазы военного конфликта, когда в борьбу вступит ударная авиация противника, силы и средства войсковой ПВО, а также дополнительно часть мобильных сил и средств ВВС и войск ПВО может быть передана в подчинение командующих войсками оперативных командований. Однако реализация адаптивного управления объективно требует построения соответствующей структуры органов и пунктов управления всеми силами и средствами ПВО, предназначенными для борьбы с воздушным противником. Исходная посылка при этом состоит в необходимости уже в мирное время адаптации структуры органов и пунктов управления системы ПВО государства именно к условиям вооруженной борьбы, а не к условиям решения задач мирного времени.
Таким образом, система ПВО государства, по сути, должна представлять собой организационно-техническую систему стратегического уровня, образованную силами и средствами ПВО видов Вооруженных Сил и специальных войск, а также других войск и воинских формирований государства при главенствующей роли ВВС и войск ПВО в данной системе. Целесообразно построение комбинированной системы ПВО, сочетающей эшелонированную рубежную ПВО на ракетоопасных воздушных направлениях, позиционную объектовую ПВО по прикрытию небольшого количества наиболее важных объектов обороны первой категории и маневренную ПВО по прикрытию других объектов обороны первой и второй категории. Ряд исследований, проведенных на командно-штабных учениях Вооруженных Сил в 2006-2007 годах, подтверждает правомерность предлагаемых подходов. Конечно же, предлагаемые подходы требуют дополнительной теоретической проработки и военно-экономической оценки, но они могут стать основой для последующего решения задачи по построению перспективной системы ПВО Республики Беларусь.
Литература
1. Барвиненко В.В. Ретроспективный анализ повышения роли вооруженного противоборства в воздушно-космическом пространстве//Военная мысль. - 2006. -№7.-С. 2-12.
2. Барвиненко В.В. Воздушно-космическая оборона: современный аспект//Военная мысль. - 2007. - №2. - С. 8-16.
3. Ноговицын А.А. Формы и способы вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве // Вестник Академии военных наук. - 2003. - № 2(3). - С. 35-39.
4. Слипченко В.И. Войны шестого поколения. Оружие и военное искусство будущего. - М.: Вече, 2002. - 384 с.
5. Паферов О.С. Актуальные проблемы и тенденции развития оперативного искусства ВВС и войск ПВО в современных условиях// Наука и военная безопасность. - 2003. - № 1. - С. 19-21.
6. Ерохин И.В. Фронтом в никуда, а на противника тылом. - Тверь, 2006. - 394 с.
7. Пырковский В.Ф., Корабельников А.П. О новых подходах к созданию перспективной противовоздушной обороны Российской Федерации//Военная мысль. - 2007. - № 2. - С. 22-27.
8. Гейстер С.Р. Облик противовоздушной обороны в «превентивной» войне// Наука и военная безопасность. - 2006. - №3. - С.3- 7.
9. Захаров В.Л., Гладышев В.А. Основные требования к системе ПВО войск и объектов в современных условиях//Военная мысль. -2007.-№1.-С. 9-14.
10. ГавриловА.Д., Шлыков А.В. Противовоздушная оборона и ее роль в предотвращении военных конфликтов // Вестник Академии военных наук. - 2003.-№2(3). - С. 113-115.
11. Михайлов В.С. Проблемы организации управления силами авиации и ПВО и пути их разрешения//Вестник Академии военных наук. - 2004. - № 1(6). - С. 32-36.