Военная стандартизация - фундамент НИОКР
НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2007, стр. 37-42
Военная стандартизация - фундамент НИОКР
УДК 623.
Генерал-майор Н.И. КОНОН,
начальник 29-го научно-исследовательского института
Вооруженных сил Российской Федерации,
доктор военных наук
Полковник В.К. СИНЯВСКИЙ,
начальник Научно-исследовательского института
Вооруженных Сил Республики Беларусь,
доктор военных наук
В.И. САВЧЕНКО,
главный специалист 29-го научно-исследовательского института
Вооруженных сил Российской Федерации
В.В. ЗЕНЗИН,
старший научный сотрудник
Научно-исследовательского института
Вооруженных Сил Республики Беларусь,
кандидат технических наук
Техническое оснащение Вооруженных Сил современным вооружением и военной техникой (ВВТ), необходимым для обеспечения требуемого уровня обороноспособности и безопасности государства, представляет собой сложный многоплановый процесс, одним из важнейших элементов которого является этап научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Эффективность НИОКР определяющим образом зависит от умения органов военного управления (совместно с организациями промышленности) заблаговременно формировать научно-технический (технологический) задел (НТЗ) для создания (модернизации) ВВТ и затем рационально его использовать путем обоснования и качественного задания требований в тактико-технических заданиях на НИОКР. Приводятся основные составляющие НТЗ, способы их формирования, оформления (регистрации) и распространения методами военной стандартизации. Дается сравнительный анализ развития основных систем военной стандартизации в вооруженных силах Республики Беларусь и Российской Федерации.
На этапе НИОКР проводится изыскание путей и обоснование возможностей создания новых (модернизации существующих) образцов ВВТ, осуществляется формирование их облика, отвечающего ранее установленным требованиям, с последующей реализацией разработанных образцов на существующей промышленной основе. На этом этапе закладываются и фиксируются в «железе» все преимущества и недостатки создаваемого (модернизируемого) вооружения, которые затем окончательно проявляются в процессе боевого применения, эксплуатации и утилизации ВВТ. После завершения этапа НИОКР изменение полученных тактико-технических характеристик и других показателей образца ВВТ становится уже практически нереальным. Поэтому этап НИОКР является весьма затратным и фактически важнейшим «созидательным» этапом развития ВВТ, определяющим перспективность и технико-экономическую эффективность создаваемого образца ВВТ
Общие расходы на развитие системы вооружения (НИОКР и закупки ВВТ), по опыту вооруженных сил СССР, России и армий основных зарубежных стран, колеблются в пределах 25 60% статьи «Национальная оборона». При этом доля затрат на НИОКР до настоящего времени колебалась в пределах 8 12%. В развитых в военном отношении странах мира она достигает 16% (общий интервал составляет 10 16%) [1].
Из всего многообразия разноплановых и распределенных по времени на всех этапах жизненного цикла ВВТ составляющих эффекта и затрат, определяющих эффективность НИОКР, целесообразно выделить следующие:
технико-экономический эффект результатов НИОКР, проявляющийся в «приросте» боевых и эксплуатационных возможностей создаваемых (модернизируемых) образцов, изменении стоимостных, временных и других показателей их производства, эксплуатации и утилизации, увеличении экспортного потенциала новых (модернизируемых) ВВТ;
материальные затраты, связанные со стоимостью и продолжительностью выполнения НИОКР.
В связи с перестроечными процессами и ростом научно-технического прогресса идет постоянное увеличение стоимости ВВТ, удорожание НИОКР, что на фоне уменьшения ассигнований, выделяемых на оборонные нужды, ухудшения состояния и снижения потенциала оборонной промышленности еще больше усугубляет положение в области технического перевооружения Вооруженных Сил (ВС). В этих условиях неизмеримо возрастает роль соответствующих структур, заказывающих (закупающих) органов и военных представительств Министерства обороны, а также научно-исследовательских организаций Вооруженных Сил (далее - органов военного управления) в эффективном использовании выделяемых государственных средств.
Органы военного управления являются фактически главным звеном в структуре государственных органов, участвующих в обосновании, формировании и реализации Государственной программы вооружения (ГПВ) и Государственного оборонного заказа (ГОЗ), имеющим реальную возможность обеспечить эффективное использование средств, выделяемых на НИОКР, за счет целенаправленных и квалифицированных действий в процессе обоснования, задания и контроля выполнения требований Министерства обороны к разрабатываемому ВВТ.
Именно поэтому органы военного управления уделяли, уделяют и обязаны уделять самое пристальное внимание проблемам НИОКР с целью наиболее рационального использования средств, выделяемых на оборонные нужды. Обязательным условием эффективности работы органов военного управления и НИОКР в целом является постоянное, тесное и плодотворное взаимодействие по всем решаемым вопросам с соответствующими организациями промышленности, выполняющими основной объем работ на этом этапе.
Главной задачей органов военного управления на этапе НИОКР является формирование (выбор) наилучшего (для данных условий) варианта построения создаваемого образца ВВТ путем задания в ТТЗ на ОКР взаимоувязанных и обоснованных требований к:
составу, оперативно-тактическим и техническим характеристикам образца, а также к другим показателям его качества;
заимствованию из образцов-прототипов устройств, хорошо зарекомендовавших себя в войсках, типовых (стандартных, базовых, унифицированных) изделий, программ и других технических (технологических) решений;
процессам проектирования, производства, боевого применения, эксплуатации и утилизации образца;
методам государственных испытаний и др.
Не менее важной задачей органов военного управления является постоянный контроль выполнения организациями промышленности этих требований на всех этапах разработки и испытаний данного образца.
Наиболее весомый вклад в повышение эффективности НИОКР вносят требования по рациональному использованию имеющегося научно-технического (технологического) задела (НТЗ), которые заключаются в умении заказчика и разработчика применять при создании ВВТ новые «прорывные» научно-технические (технологические) достижения в разумном сочетании с уже реализованными, проверенными на практике и «вылизанными» в результате проведенных доработок «бывшими новыми» научно-техническими достижениями, решениями, требованиями, программами, моделями, методиками и т.п.
В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова под «заделом» понимается «то, что выработано, сделано про запас, для будущей работы». Определение НТЗ, приведенное в [1], значительно сужает область научно-технических достижений, пригодных для использования при создании ВВТ. Это определение ориентировано на новые «прорывные» достижения фундаментальных, прогнозных, поисковых и прикладных исследований и оставляет без внимания научно-технические достижения результатов НИОКР, реализованные в конкретных образцах ВВТ, уже находящихся в войсках. Тем более что эта часть НТЗ является более представительной, освоенной промышленностью и проверенной в войсках. При этом она уже менее «затратна», так как является собственностью заказчика ОКР - Министерства обороны.
Поэтому, не претендуя на полноту определения, в данной статье под научно-техническим заделом будет пониматься комплекс научно-технических (технологических) решений, пригодных для использования при создании ВВТ и полученных на определенный момент времени в результате выполнения фундаментальных, поисковых и прикладных НИР в виде новых перспективных технических (технологических) решений, а также решений, полученных в ходе ранее проведенных НИОКР и реализованных в принятых на вооружение образцах ВВТ. При этом к НТЗ могут быть отнесены только те достижения, технические решения, показатели и характеристики которых закреплены в соответствующих нормативно-технических документах (НТД) и доступны заказчикам НИОКР и их исполнителям.
Основными составляющими НТЗ (применительно к рассматриваемой проблеме) являются:
типовые требования к ВВТ, их составным частям, комплектующим изделиям, материально-техническому имуществу и др.;
требования к процессам создания, производства, боевого применения, эксплуатации, ремонта, хранения, утилизации и др.;
«опережающие» типовые или уже реализованные в образцах ВВТ технические решения (унифицированные компоненты ВВТ, базовые военные технологии, «серийные» технологии и др.);
стандартные (типовые, базовые, унифицированные) изделия, типоразмерные и параметрические ряды, ограничительные перечни и др.;
разрабатываемые (закупаемые) или находящиеся в войсках образцы ВВТ, их составные части и другие предметы снабжения.
Полнота и доступность (в соответствии с предоставленной компетенцией) характеристик НТЗ является очень важным фактором, так как отсутствие подобной информации приводит к серьезному удорожанию НИОКР. Рассмотрим самые типовые случаи. Например, образцы вооружения, военной или специальной техники, их устройства, составные части и комплектующие изделия, военно-техническое и другое имущество (далее - ВВТ или предметы снабжения), ранее разработанные по заказам Вооруженных Сил или других силовых ведомств, появляются вновь в том же или слегка измененном (вплоть до обозначений) виде в качестве «впервые» разработанных уже в других ОКР для других (или этих же) видов ВС или силовых ведомств. Обычным явлением считается и такая ситуация, когда ни заказчик, ни разработчик не знают (в силу ведомственных барьеров или скудности информации) о наличии аналогичного (идентичного) изделия на снабжении этого же или другого вида ВС и тратят силы и средства на разработку нового, по существу не отличающегося по своим показателям от уже имеющегося. Без наличия достоверных сведений (характеристик и др.) о таких однотипных (идентичных) предметах снабжения (ПС) и проведения их сравнительного анализа заказчик (а во втором случае и разработчик) о факте «псевдоразработки» и (или) наличия серийно выпускаемого аналога практически никогда не узнает. И в том, и в другом случае налицо дублирование работ и неоправданный рост многообразия предметов снабжения ВС, что ведет вначале к увеличению стоимости ОКР без какого-либо прироста показателей качества изделий, а затем и к увеличению стоимости эксплуатации ВВТ.
Таким образом, представление заказчику и разработчику формализованной и доступной информации об имеющемся научно-техническом заделе и умелое ее использование позволят расширить возможности по выбору наиболее рациональных вариантов развития военно-технических систем, сократить сроки и стоимость разработки (модернизации) перспективного ВВТ. Отдельным вопросом стоит задача рационального использования НТЗ при формировании облика ВВТ и нахождении оптимальных технических решений для его реализации. Решение этой задачи на основе опыта и интуиции часто приводит к грубым ошибкам, зачастую обусловленным «несовершенством» человеческого фактора, что в условиях НИОКР приводит к непоправимым последствиям. Эффективным инструментом решения указанных оптимизационных задач являются математические модели и методы стандартизации и унификации ВВТ, которые наиболее полно изложены в [2]. Их суть состоит в определении номенклатуры элементов, отдельных узлов, изделий и их систем, удовлетворяющих заданным требованиям при минимальных затратах.
Решение перечисленных выше задач по формированию, оформлению (регистрации), распространению и использованию данных о научно-техническом заделе наилучшим образом возможно осуществить методами военной стандартизации.
Стандартизацией человек занимается с древнейших времен. Основными направлениями стандартизации были [3]:
письменность (знаки, пиктограммы, цифры появились в Египте 4-6 тыс. лет назад);
строительство (стандартные кирпичи 8 х 16 х 32 см появились в Китае 7 - 8 тыс. лет назад, эталоны длины появились в Египте более 7 тыс. лет назад и др.);
военное дело (типовые размеры, материалы и формы стрел, копий, наконечников, мечей и др. возникли практически одновременно с письменностью).
Наиболее впечатляющие достижения стандартизации в военном деле получены в период перехода к машинному производству. Например, в Еермании на королевском оружейном заводе для организации массового производства был установлен стандартный калибр ружья в 13,9 мм. В 1785 г. во Франции было разработано 50 типов оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример взаимозаменяемости и совместимости). В России при Иване Грозном для измерения пушечных ядер были введены стандартные калибры-кружала [3].
Стандартизация (в том числе и в военном деле) практически не обладает «прорывным» характером для получения «революционных» открытий, хотя весьма заметные результаты в этой области существуют благодаря методам «опережающей» стандартизации. Основная задача стандартизации «скромнее» - сделать достоянием общества (специалистов) уже имеющиеся в различных сферах достижения (результаты), доработанные (там, где это необходимо) для неоднократного их применения в тех областях деятельности, где это применение оправданно и эффективно. Историей человечества уже доказано, что решение этих «скромных» задач дает весьма ощутимые результаты.
Под военной стандартизацией понимается «деятельность, заключающаяся в нахождении решений для повторяющихся задач при разработке, производстве, обеспечении эксплуатации и ремонта военной техники, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в этих областях» [1]. Обоснование, разработка и закрепление в технических нормативных правовых актах (ТИПА) этих решений, имеющегося научно-технического задела может осуществляться как без привязки к этапу НИОКР, так и, в ряде случаев, непосредственно в начальный период его проведения. Внедрение полученных решений происходит только на этапе создания (модернизации) ВВТ, а эффект от их применения проявляется на всех этапах жизненного цикла образцов ВВТ, включая важнейшие для Вооруженных Сил - ОКР, боевое применение и эксплуатацию.
Военная стандартизация применительно к рассматриваемым задачам базируется на трех (связанных «родственными и функциональными» узами) «китах»:
системе общих технических требований к ВВТ,
системе технического нормирования, стандартизации и унификации ВВТ и других предметов снабжения ВС;
системе каталогизации предметов снабжения ВС.
Поэтому основное направление мероприятий военной стандартизации должно заключаться в проведении работ по созданию, развитию и обеспечению эффективного функционирования взаимоувязанных между собой перечисленных систем. В документах этих систем содержится (должна содержаться) фактически вся взаимоувязанная и формализованная информация об имеющемся научно-техническом заделе, утвержденная (согласованная) Министерством обороны и пригодная для применения при создании (модернизации) ВВТ. Планирование развития указанных систем должно осуществляться организациями Министерства обороны по согласованию с организациями промышленности.
Система общих технических требований (ОТТ) к ВВТ. Система ОТТ устанавливает взаимоувязанный по степени обобщения (общевидовой, межвидовой, видовой) и степени разукрупнения (системы, комплексы, образцы, их составные части) комплекс требований Министерства обороны ко всем видам (типам) ВВТ по следующим направлениям [1]:
по условиям их боевого применения (по стойкости к поражающим факторам оружия, радиоэлектронной защите, защите от высокоточного оружия, заметности, живучести и др.);
по условиям эксплуатации (стойкости к воздействию климатических факторов, безопасности, стойкости к вибрационным и ударным нагрузкам и др.);
по совместимости ВВТ в условиях боевого применения и эксплуатации (электромагнитной и радиоэлектронной совместимости, транспортированию, хранению, ремонту и др.).
Эти группы требований дополняют задаваемые в программах развития ВВТ основные тактико-технические характеристики образцов ВВТ количественными показателями и качественными требованиями, необходимыми для их создания (модернизации). Особенность групп этих требований состоит в том, что они менее динамичны, чем требования по назначению, и обладают повторяемостью (общностью) не только внутри вида (типа) образцов, но и между видами (типами) ВВТ. Эта особенность указанных требований позволяет большинство из них нормировать в периодически пересматриваемых нормативно-технических документах системы ОТТ.
Система ОТТ включает документы трех категорий [1]:
основополагающие (системообразующие) нормативные документы;
нормативные документы, устанавливающие общие тактико-технические требования к ВВТ (сгруппированные в комплекты общевидовых, межвидовых и видовых документов);
нормативные документы, устанавливающие требования к методам государственных испытаний (также сгруппированные в комплекты общевидовых, межвидовых и видовых документов).
Требования системы оформляются в виде НТД, действующих в статусе обязательных государственных ТИПА, разрабатываемых органами военного управления в обеспечение Государственной программы вооружения и утверждаемых руководством Министерства обороны. В части военной техники являются главенствующими, поскольку содержат требования заказчика к системам, комплексам и образцам ВВТ, а также методам их государственных испытаний, а другие ТИПА (стандарты, технические кодексы и др.) на оборонную продукцию разрабатываются в их обеспечение и развитие.
НТД системы ОТТ являются важнейшими и обязательными документами для организаций Министерства обороны и промышленности, участвующих в задании и выполнении НИОКР по созданию и модернизации образцов ВВТ. Требования в ТТЗ на НИОКР задаются в виде ссылок на НТД в целом или путем извлечений из него.
Заблаговременная подготовка специалистами различных органов военного управления, занимающихся вопросами обоснования развития, разработки, боевого применения и эксплуатации ВВТ, квалифицированного научно-технического обеспечения для задания общих технических требований в ТТЗ на НИОКР, позволило Вооруженным силам Российской Федерации значительно повысить эффективность разработок ВВТ за счет:
обоснованности, конкретизации и детализации требований, включаемых в ТТЗ (например, вместо ссылок в ТТЗ на ГОСТы, устанавливающие номенклатуру показателей, указываются конкретные значения этих показателей);
практического устранения негативных последствий влияния «человеческого» фактора, не имеющего необходимого научно-технического обеспечения (задела);
искоренения случаев, когда в силу отсутствия проработки ряда требований они исключались из числа задаваемых или отдавались на откуп разработчику (например, разработка методик испытаний и др.), что приводило к проблемам в сфере применения и эксплуатации ВВТ.
Состояние развития системы ОТТ к видам ВВТ в России и Беларуси отличается.
В ВС России в рамках постоянно действующей организационно-штатной структуры функционирует и успешно развивается система ОТТ к видам ВВТ, основы которой были заложены еще в советское время в начале 70-х годов прошлого столетия. Следует отметить, что прообразом НТД ОТТ стали руководящие указания Министерства обороны СССР по созданию авиационной техники, разработанные в структурах ВВС еще в период Великой Отечественной войны.
В Республике Беларусь сохранилось некоторое количество экземпляров НТД ОТТ еще с советских времен, которые разбросаны по различным органам военного управления и организациям оборонно-промышленного комплекса. Достоверных сведений о наличии, названии, содержании и применении НТД ОТТ СССР в Республике Беларусь нет. Штатные структуры в органах военного управления отсутствуют.
В Республике Беларусь активно начала проводиться поэтапная модернизация вооружения, что требует нштичия научно-технического обеспечения разработки и создания систем вооружения в соответствии с потребностями Вооруженных Сил в ходе организации и выполнения опытно-конструкторских работ [4]. Позиция руководства Министерства обороны полностью совпадает с положениями «Концепции развития технического нормирования и стандартизации оборонной продукции Республики Беларусь на 2007 - 2015 годы» (утвержденной 26.07.2006 г.), где в качестве основных направлений предусмотрены поэтапные шаги по формированию фонда НТД ОТТ к ВВТ и его развитию применительно к ВВТ Республики Беларусь по приоритетным направлениям.
В Вооруженных Силах Республики Беларусь нет необходимости развертывать полномасштабную систему НТД ОТТ (в России создано и действует около 600 документов). Пересмотр (доработку или использование без изменений) имеющихся или поступивших НТД ОТТ необходимо проводить с учетом специфических особенностей Республики Беларусь под конкретные образцы (типы) ВВТ, модернизация (создание) которых предусмотрена в ГПВ.
Система технического нормирования, стандартизации и унификации ВВТ и других предметов снабжения ВС. Введение в России и Беларуси в 2003 г. законов «О техническом регулировании (нормировании и стандартизации)» привело к необходимости изменения технической политики стран в области стандартизации народнохозяйственной и оборонной продукции, а также других направлений нормирования, оценки и подтверждения соответствия продукции и услуг.
Предстоящая реформа изменяет как организационную структуру военной стандартизации (стандартизации оборонной продукции), так и принципы стандартизации, виды нормативных документов по стандартизации, вызывает необходимость пересмотра механизма ведения, применения, обновления, отмены стандартов действующего фонда в рамках новой системы. На первом этапе реформирования системы стандартизации оборонной продукции (до 2010 г.) в Республике Беларусь предусматривается [5] совершенствование и развитие государственного законодательства в области технического нормирования и стандартизации оборонной продукции, уточнение организационно-функциональной структуры проведения работ, разработка и выполнение части мероприятий Программы технического нормирования, стандартизации и унификации оборонной продукции на 2007 - 2015 г. (далее - Программа), а также проведение целого ряда других мероприятий, затрагивающих интересы и определяющих обязанности Министерства обороны в системе технического нормирования и стандартизации оборонной продукции.
Анализ состояния ТИПА, регламентирующих требования к ВВТ и другой оборонной продукции, показал [5], что комплексные системы государственных стандартов, используемые военными и промышленными организациями Республики Беларусь при разработке, модернизации, производстве, эксплуатации, ремонте и утилизации ВВТ, устарели, не актуализированы, не соответствуют изменившимся политическим и экономическим условиям, не отвечают современному уровню.
Основными системами стандартов для оборонной продукции, разработанными ранее при непосредственном участии организаций Министерства обороны СССР, являются [1]:
Комплексная система общих технических требований (КСОТТ);
Система стандартов разработки и постановки продукции на производство (СРПП);
Комплексная система контроля качества (КСКК);
Единая система защиты от коррозии и старения;
Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения.
Эти системы стандартов детализируют и развивают требования НТД ОТТ к видам ВВТ.
Стандарты СРПП составляют основу для проведения работ по созданию техники, в том числе ВВТ, от прикладных работ и освоения военной техники в производстве, до обеспечения ее эксплуатации и применения, ремонта и утилизации. Эта система устанавливает этапы и виды работ на всех этапах жизненного цикла изделий (систем, комплексов) ВВТ, порядок их проведения и контроля, оформления результатов и взаимоотношения участников работ. Именно поэтому в качестве первоочередных работ в Программе предусмотрена разработка комплекса государственных военных стандартов Республики Беларусь Системы разработки и постановки на производство оборонной продукции.
Особое место в общей системе стандартов занимает и группа стандартов ЕСТПП (единая система технологической подготовки производства). Ее целью является использование стандартных технологических процедур (сварка, пайка, покраска, склеивание, сборка и т.п.) для повышения качества и ускорения выпуска новой продукции.
Основные цели, задачи и принципы технического нормирования и стандартизации, изложенные в законах о техническом нормировании в Беларуси и России и в последующих нормативных правовых актах, практически совпадают [5, 6, 7]. Так, например, реализация целей и задач технического нормирования и стандартизации продукции в Беларуси должна базироваться на следующих новых принципах:
государственные стандарты являются добровольными для применения;
технические регламенты являются обязательными для применения;
государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов;
технические регламенты устанавливают непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;
в случае отсутствия технических регламентов в отношении продукции военного назначения, обязательными являются требования государственных стандартов и других документов (НТД ОТТ к видам ВВТ - действовавшие в СССР), порядок разработки, утверждения и применения которых устанавливается Министерством обороны и Госстандартом;
плановые документы по техническому нормированию и стандартизации оборонной продукции должны быть увязаны с основными направлениями военно-технической политики как Республики Беларусь, так и Союзного государства;
опережающее проведение работ по техническому нормированию и стандартизации оборонной продукции на основе научно обоснованных и достоверных данных и др.
Общие задачи стандартизации и унификации оборонной продукции и задачи технического нормирования, стандартизации и унификации оборонной продукции практически совпадают, только с введением технического нормирования жестче стали требования к безопасности оборонной продукции для жизни, здоровья, наследственности человека, имущества и окружающей среды в процессе ее производства, эксплуатации, ремонта, утилизации, максимальной безопасности при чрезвычайных и техногенных ситуациях [5]. Основное содержание задач технического нормирования, стандартизации и унификации оборонной продукции состоит в следующем [5]:
создание и совершенствование организационно-методических основ технического нормирования и стандартизации оборонной продукции;
установление прогрессивных требований к оборонной продукции, разработке, модернизации, производству, эксплуатации, ремонту и утилизации ВВТ и других предметов снабжения, а также к методам и средствам контроля качества, обеспечивающим выполнение тактико-технических требований;
установление параметрических и типоразмерных рядов, стандартных (типовых, базовых, унифицированных) устройств, конструкций, составных частей, комплектующих изделий и других предметов снабжения;
создание ограничительных перечней комплектующих изделий и материалов, разрешенных к применению при разработке и модернизации ВВТ, с целью контроля их качества и рационального ограничения номенклатуры;
обеспечение конструктивной, электрической, электромагнитной, информационной, программной, диагностической и других видов совместимости оборонной продукции, а также взаимозаменяемости составных частей, комплектующих изделий и других предметов снабжения;
совершенствование действующих систем конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной, ремонтной и других видов документации;
установление единых терминов и определений в области стандартизации оборонной продукции;
обеспечение единства и требуемой точности измерений при разработке, модернизации, производстве, эксплуатации и ремонте оборонной продукции (ВВТ);
создание условий для применения современных информационных технологий (каталогизации) на всех этапах жизненного цикла ВВТ;
обеспечение увязки требований на народнохозяйственную продукцию, применяемую для нужд обороны, с требованиями на оборонную продукцию.
В современных условиях, когда осуществляется формирование структур системы технического нормирования и стандартизации оборонной продукции, поиск форм и методов рационального сочетания государственной и негосударственной стандартизации в интересах ВВТ, значительно усиливается роль Министерства обороны как органа государственного управления, заказывающего оборонную продукцию и отвечающего за формирование и реализацию государственной политики в области стандартизации закупаемой для государственных нужд военной продукции [1].
Однако в настоящее время в ВС Республики Беларусь (в отличие от ВС Российской Федерации) организационно-штатной структуры для обоснования и реализации политики Министерства обороны в области стандартизации военной продукции в органах военного управления нет.
Система каталогизации предметов снабжения ВС. Под каталогизацией предметов снабжения (ВВТ, их составные части и комплектующие изделия, военно-техническое и другое имущество), разрабатываемых и закупаемых для нужд Министерства обороны, понимается скоординированная деятельность органов военного управления (совместно с организациями промышленности) по их единообразному описанию, распознаванию (идентификации), присвоению им номенклатурных номеров, документированию, хранению и распределению этой информации в виде единого автоматизированного каталога.
Система каталогизации предметов снабжения ВС является по своей сути единой информационной базой для всех государственных органов, органов военного управления и организаций промышленности, участвующих в формировании и реализации военно-технической политики при решении задач планирования развития, заказа, разработки, производства, поставки, эксплуатации, утилизации и экспорта оборонной продукции, обеспечивает их эффективное взаимодействие и предназначена для управления номенклатурой и качеством разрабатываемых и закупаемых предметов снабжения. Наличие такой базы позволит избежать необходимости создания (ведения) целого ряда ведомственных, узконаправленных, зачастую несовместимых автоматизированных баз данных, поставить на единую правовую основу сбор, обработку и распространение информации, сократить объемы представляемых данных за счет устранения их дублирования, увязать различные существующие системы заказа и поставок, учета наличия и движения запасов.
Каталог содержит в формализованном виде полные сведения о номенклатуре, составе, области применения, оперативно-тактических, технических и ценовых характеристиках предметов снабжения, сведения о разработчиках, производителях и поставщиках, условиях боевого применения и эксплуатации, хранения и т.п., сроках разработки, закупки и поставки, а также, при необходимости, фотографии, схемы, чертежи, ТНПА (НТД ОТТ, стандарты, технические регламенты и др.) и любую другую информацию, но уже в неформализованном виде. Каждый предмет снабжения, подлежащий каталогизации, должен быть зарегистрирован в установленном порядке путем присвоения ему единого тринадцатиразрядного номенклатурного номера. Номенклатурный номер предназначен для однозначного обозначения и идентификации каждого предмета снабжения, начиная с момента его разработки (закупки) и до снятия со снабжения Министерства обороны и исключения из каталога [8].
Проводимый на основе системы каталогизации предпроектный (предзакупочный) контроль позволяет выявлять избыточную номенклатуру предметов, которые не требуется приобретать, поскольку они (или их более качественные аналоги) уже имеются в наличии. Известно, что система каталогизации НАТО выявляет в среднем в год более 30% таких предметов из общего числа заявленных к закупке [9].
Каталогизация теснейшим образом связана со стандартизацией. Так, в процессе управления номенклатурой (при прочих равных условиях) каталогизация отдает предпочтение стандартным (типовым, базовым, унифицированным) предметам снабжения, и в свою очередь (за счет широких возможностей сравнительного анализа однотипных) предлагает варианты создания (выбора) ряда стандартных (типовых, базовых, унифицированных) ПС для замены неоправданного их многообразия или инициирует проведение работ по стандартизации в конкретной области.
В практическом плане (применительно к НИОКР) использование такой информационно-управляющей системы позволяет:
создать единое информационное обеспечение задач планирования развития, разработки, производства и закупок ВВТ, решаемых органами военного управления и организациями промышленности;
оценивать целесообразность создания и состав новых образцов ВВТ, определять возможные пути их технической реализации при планировании и проведении НИОКР на основе более полного сопоставительного анализа финальных изделий и их важнейших комплектующих (в том числе и зарубежных) для определения перспективности разработки, исключения дублирования и рационального использования в разработках имеющегося НТЗ;
выявлять однотипные (одинаковые) системы, устройства, составные части и комплектующие изделия различных образцов ВВТ, неразличимые в настоящее время из-за отличающихся названий и обозначений, в целях устранения дублирования их разработок и закупок, проведения работ по типизации и стандартизации этих изделий, а также оптимизации размещения заказов и структуры кооперации промышленности;
определять взаимозаменяемость и заменяемость однотипных ПС (вне зависимости их от ведомственной принадлежности), оценивать их технический уровень и качество, удовлетворять потребности Вооруженных Сил в этих предметах снабжения (особенно по составным частям ВВТ) путем использования уже имеющихся на вооружении, избегая ненужных расходов на создание новых.
Главными направлениями работ по созданию, развитию и использованию системы каталогизации являются подготовка правовых, нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы каталогизации, формирование и ведение разделов каталога, разработка автоматизированного банка данных, информационное обеспечение задач формирования и реализации развития, эксплуатации и утилизации ВВТ.
В Республике Беларусь в настоящее время работы по каталогизации предметов снабжения Вооруженных Сил не проводятся и соответствующие структурные подразделения в органах военного управления отсутствуют.
Высокая эффективность системы каталогизации предметов снабжения ВС доказана многолетним международным опытом. В основу международной системы каталогизации положена федеральная система каталогизации США, которая была введена законом «О военной стандартизации» в 1952 г., а в 1956 г. была принята всеми государствами - членами НАТО и в настоящее время применяется в 59 государствах мира, в том числе с 1994 г. и в России. Внедрение системы каталогизации позволило США обеспечить высокоэффективное управление номенклатурой предметов снабжения вооруженных сил, оптимизировать накопление и распределение их запасов, значительно повысить оперативность снабжения войск. На первом этапе работ за счет исключения дублирования втрое сокращена (с 12 до 4 млн. наименований) номенклатура предметов снабжения, учитываемая в системе МТО, и получена экономия более 12 млрд. долларов. Объем материальных ценностей, хранящихся на складах, сокращен на 20% без снижения боеготовности войск. Так, например, стоимость запасов на складах ВВС США только за период 1960 - 1965 гг. была уменьшена с 19 до 12 млрд. долларов. Использование системы позволило только за один год исключить 524 тыс. наименований предметов снабжения, которые заказывались не для войск, и 290 тыс. наименований, которые перестали интересовать министерство обороны, выявить излишки у одних видов ВС и устранить их нехватку у других, за счет оперативного перераспределения [10].
В заключение необходимо отметить следующее. Формирование, регистрация, распространение и рациональное использование научно-технического задела для обеспечения обоснования, задания и реализации требований Министерства обороны при создании (модернизации) образцов ВВТ наиболее эффективным образом нужно осуществлять методами военной стандартизации в рамках взаимоувязанных систем: общих технических требований к ВВТ; технического нормирования, стандартизации и унификации ВВТ; каталогизации предметов снабжения ВС.
Создание и успешное функционирование указанных систем возможно лишь при наличии четко функционирующих организационно-штатных структур в органах военного управления.
Основные задачи военной стандартизации для обеспечения этапа НИОКР - формирование комплекса иерархически и функционально взаимоувязанных требований Министерства обороны к образцам ВВТ, их составным частям, комплектующим изделиям, военно-техническому имуществу и общехозяйственной продукции, приобретаемой Министерством обороны, к процессам их создания и модернизации, производства и закупки, эксплуатации и утилизации, к полному и единообразному автоматизированному учету всех находящихся в разработке, закупаемых или находящихся в войсках предметов снабжения. Закрепление этих требований будет осуществляться в разрабатываемых межгосударственных, государственных и ведомственных технических нормативных правовых актах на военную и оборонную продукцию (НТД системы ОТТ, стандартах, технических регламентах и кодексах, каталогах предметов снабжения и др.), обязательных к применению при формировании и реализации программных и плановых документов развития ВВТ и оборонной продукции.
Использование опыта СССР и России, наличие даже незначительного фонда ТИПА значительно ускоряет и упрощает проведение работ, уменьшает их стоимость и трудоемкость, однако не обеспечивает возможность «административного» принятия решения по их применению без тщательных научных проработок, учета природных, климатических, «военных», «промышленных» и других специфических особенностей Республики Беларусь. Принятие серьезных решений, определяющих перспективность создаваемых (модернизируемых) ВВТ, на основе опыта и интуиции, часто приводит к серьезным ошибкам, что в условиях НИОКР и закупки ВВТ совершенно недопустимо.
Результатом целенаправленной и настойчивой работы по военной стандартизации станет единая информационная база создаваемого и имеющегося научно-технического задела, которая и явится той основой, тем фундаментом НИОКР, на котором должно строиться развитие военно-технических систем. Наличие и обязательное использование такой информационной базы научно-технического задела позволит эффективного расходовать государственные средства, выделяемые на поддержание требуемого уровня обороноспособности и безопасности страны, что обеспечит:
повышение содержательности, эффективности и оперативности подготовки и реализуемости программных и плановых документов развития ВВТ и оборонной продукции;
повышение качества разрабатываемых (модернизируемых) образцов ВВТ, их составных частей и других предметов снабжения за счет проведения сравнительного анализа, определения перспективности и задания научно обоснованных и конкретных требований в ТТЗ;
устранение дублирования разработок и обеспечение рационального использования при создании ВВТ имеющегося научно-технического (технологического) задела, в том числе и предметов снабжения, уже находящихся в войсках (вне зависимости от их видовой принадлежности);
совершенствование процессов создания, производства, эксплуатации и утилизации ВВТ и других предметов снабжения ВС;
предотвращение закупки и поставки в войска неоправданного многообразия однотипных предметов снабжения ВС;
создание единой (территориальной) автоматизированной системы учета и движения запасов предметов снабжения ВС и, как следствие, сокращение их номенклатуры и требуемых запасов за счет наведения порядка, оптимизации, перераспределения между органами военного управления и исключения ненужных.
По оценке российских специалистов (на основе опыта США) только создание и внедрение системы каталогизации предметов снабжения ВС РФ позволит [10]:
получить среднегодовую экономию в размере 7 11% от общего объема расходов на разработку и закупку ВВТ, их составных частей, комплектующих изделий и других предметов снабжения;
сократить в 3 - 4 раза существующую номенклатуру составных частей, комплектующих изделий и других предметов снабжения и не менее чем на 20% их запасы на складах и базах без ущерба для боеготовности войск;
обеспечить необходимые условия совместимости и интеграции систем материально-технического снабжения и ремонта ВВТ на межвидовом уровне
ЛИТЕРАТУРА
1. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудрое В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения / Под ред. А.М.Московского. - М.: Вооружение. Политика. Конверсия, 2005. - 419 с.
2. Анисимов В.Т., Анисимов Е.Г., Синявский В.К. Математические модели и методы оптимизации в задачах стандартизации и унификации продукции военного назначения. - Минск, ГУ «НИИ ВС РБ», 2006. - 208 с.
3. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для вузов. 2-е изд. - СПб.: Питер,2006. - 432 с.
4. Дырман И.В., заместитель министра обороны по вооружению - начальник вооружения Вооруженных Сил Республики Беларусь. Наши приоритеты - развитие и глубокая модернизация вооружения // Белорусская военная газета. - 3 февраля 2007. - № 25.
5. Концепция развития технического нормирования и стандартизации оборонной продукции Республики Беларусь на 2007- 2015 годы. Утверждена постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 26.07.2006 года № 34.
6. Закон Республики Беларусь. О техническом нормировании и стандартизации. 5января 2004 г. № 262- 3.
7. Постановление Правительства Российской Федерации. О стандартизации оборонной продукции (работ, услуг), продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну... 8декабря 2005г. № 750.
8. Приказ министра обороны Российской Федерации. Об организации единой системы каталогизации вооружения, военной техники, военно-технического и другого имущества Вооруженных сил Российской Федерации. 13 октября 1994 г. № 338.
9. Карташев А.В. Основы каталогизации продукции. - Рязань: «Русское слово», М. Центр каталогизации и информационных технологий «Каталит», 2004. - 217 с.
10. Порядок формирования, ведения и использования разделов федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд / под редакцией Рахманова А.А. - МО РФ, 2003. - 186с.