Сравнительный анализ систем военного образования зарубежных стран

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2006, стр. 59-64

Сравнительный анализ систем военного образования зарубежных стран

УДК 355.25

Полковник Ю.М. КЕРНАСОВСКИЙ,

начальник штаба - первый заместитель

начальника главной военной инспекции

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Парадигма современного военного образования характеризуется изменением военно-политической обстановки, складывающихся военных угроз, содержания войны и вооруженной борьбы; интернационализацией образования и влиянием образовательной системы страны на систему военного образования; повышением требований к профессионализму и качеству подготовки военных кадров и необходимостью эффективного управления системой военного образования [1].

Актуальность научного исследования систем военного образования зарубежных стран обусловлена рядом причин теоретико-методологического и практического характера и необходимостью выведения национальной системы военного образования на качественно новый уровень. При этом на основе использования мирового и отечественного опыта образования необходимо проектирование перспективной системы военного образования как образовательной системы отраслевого назначения, которое выражается не только в предварительном планировании будущих ее изменений, но и в предвидении их влияния на обороноспособность и боевую готовность Вооруженных Сил нашей страны.

В этом плане большой практический интерес для развития национальной системы военного образования имеет системный анализ военного образования зарубежных стран (таких как Россия, США, Германия, Великобритания, Франция, Канада и ряда других), их подходы к вопросам обучения и воспитания военных кадров.

Основной проблемой системы военного образования Республики Беларусь на современном этапе ее развития является повышение качества военного образования в соответствии с текущими и перспективными потребностями военно-профессиональной деятельности должностных лиц органов военного управления.

При анализе проблемы использовались результаты исследований военных педагогов и психологов, которые заложили теоретико-методологические и прикладные основы военной педагогики и психологии: А.В. Барабанщикова, В.И. Вдовюка, В.Н. Герасимова, В.П. Давыдова, М.И. Дьяченко, Н.И. Корчемного, П.А. Корчемного, Н.С. Кравчуна, И.А. Липского, В.Г. Михайловского, Н.Ф. Феденко, В.Т. Юсова и др.

Установлено, что достижение системами военного образования нового качественного состояния невозможно без учета динамизма изменений, происходящих в военной сфере, многочисленных противоречий и недостатков, многие из которых обостряются и вызывают необходимость поиска новых подходов в развитии систем военного образования.

При наличии определенных достижений системе военного образования Беларуси, как и ряду других систем, присущи определенные недостатки: отсутствие в ней научно обоснованных моделей, алгоритмов и технологий оптимального управления во всех ее звеньях; низкая эффективность профессионально-должностного потенциала субъектов системы военного образования и, прежде всего, выполняющих управленческие функции; дефицит конструктивных организационно-педагогических основ практической подготовки офицерских кадров в военных учебных заведениях и эффективного управления системой военного образования в соответствии с новыми запросами строительства и развития Вооруженных Сил [2].

Результаты исследования проблемы призваны способствовать повышению качества управления военным образованием Республики Беларусь. При этом применение зарубежного опыта должно осуществляться с учетом исторического опыта, традиций и современной практики реформирования системы военного образования Беларуси.

Современное состояние военного образования России и Беларуси, исторический опыт, традиции и перспективы развития

Рассматривая современное состояние военного образования России и Беларуси невозможно обойтись без учета традиций, сложившихся в отечественной военной школе. Более чем 300-летняя история свидетельствует, что все крупнейшие преобразования в области военного образования осуществлялись одновременно с реорганизацией Вооруженных Сил. Так было при Петре Великом в ходе создания регулярных армии и флота, при проведении «милютинских» военных реформ во второй половине XIX века, в годы, предшествовавшие Великой Отечественной войне, и в разгар «холодной войны» в 70-х годах прошлого века.

Советская военная школа вобрала в себя все лучшее из традиций российской армии. Каковы же эти традиции? Во-первых, военная школа была национальной, поэтому главным и определяющим понятием для офицера являлось понятие Родины. Во-вторых, русский офицер был всегда государственником, патриотом, пламенно верил в свое высокое призвание, обладал национальной гордостью и чувством национального достоинства. В-третьих, в офицерской среде преобладали уважительные, товарищеские взаимоотношения, оберегаемые понятиями чести. В-четвертых, к боевым традициям командиров Русской армии относится обычай без колебаний идти в бой, с честью выполнить свой долг, не содрогаясь перед любой опасностью и близостью смерти. В-пятых, в офицерской среде были всегда высоки нравственные нормы поведения и прежде всего верность данному слову или любым другим обязательствам. Таким образом, военная школа базировалась на лучших традициях и стандартах отечественной системы образования, на богатом и самобытном опыте подготовки офицерских кадров.

Создание в 1992 году российских и белорусских вооруженных сил положило начало новому этапу развития военной школы [3, 4].

Система военного образования - необходимая и неотъемлемая часть военной организации государства. Она предназначена для обеспечения потребностей Вооруженных Сил в офицерах, уровень подготовки которых соответствует государственным и специальным требованиям. Основным элементом системы военного образования являются военные учебные заведения.

Становление системы военного образования России и Беларуси происходило в период СССР в условиях стабильного финансового и материально-технического обеспечения Вооруженных Сил, что позволяло поддерживать необходимый научно-педагогический потенциал военных учебных заведений, удовлетворять их потребности в новейших видах вооружений и военной техники, проводить систематическую модернизацию материально-технической базы и на этой основе обеспечивать качественную подготовку офицеров.

С момента образования национальных систем военного образования положение дел коренным образом изменилось. Этот период характеризовался необходимостью восстановления целостности системы военного образования, нарушенной после развала СССР, организации подготовки специалистов по всем специальностям, необходимым национальным армиям. Армиям двух стран пришлось идти своим путем реформирования систем военного образования, решать целый ряд проблем, таких как:

1. Невозможность военных учебных заведений компенсировать ежегодную убыль офицеров с военной службы и неспособность в полном объеме удовлетворять потребность военной организации государства в офицерских кадрах. Основными причинами ее были введение контрактной системы, снижение престижа военной службы в обществе и низкая материальная обеспеченность военнослужащих.

В ходе проведенных в Вооруженных Силах Республики Беларусь реформ эта проблема в основном решена: престиж военной службы и материальное обеспечение военнослужащих достаточно высоки, укомплектованность офицерами Вооруженных Сил более 90%.

2. Снижение уровня военно-профессиональной подготовленности выпускников военных учебных заведений, особенно в части их практических умений и навыков. Проблема была обусловлена рядом причин: изменением социально-экономической ситуации в стране и Вооруженных Силах, уменьшением количества денежных и материальных средств, выделяемых на боевую подготовку, снижением качества обучения за счет досрочного увольнения в запас преподавателей, имеющих ученые степени, в связи с отсутствием эффективных мер по стимулированию их труда.

В настоящее время в Вооруженных Силах Республики Беларусь эта проблема успешно решается, но необходим ряд мер правового, организационного и ресурсного характера для кардинального ее решения.

3. Несовершенство организационного и экономического механизмов управления системой военного образования и, как следствие, нерациональное расходование средств, выделяемых на подготовку офицеров. На решение данной проблемы оказывают существенное влияние несовершенство структуры управления военным образованием, недостаточная эффективность функций организационного и научно-методического руководства, нормативно-правового, ресурсного обеспечения и контроля.

Опыт проводившихся в Вооруженных Силах России в 1992 - 2001 годах преобразований показал, что многие проблемы подготовки офицеров носят комплексный, межотраслевой характер. Для их решения требуется принятие отдельной федеральной программы, позволяющей координировать действия федеральных органов исполнительной власти по вопросам реформирования системы военного образования. В 2002 году Министерство обороны разработало, а Правительство утвердило Федеральную программу «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» [5]. Ее цель - создать оптимальную сеть вузов, отвечающую потребностям военной организации и возможностям федерального бюджета. Структура управления военным образованием России представлена на рисунке. Каковы основные цели программы?

Первая - создать условия для полного удовлетворения потребностей государства в офицерах при рациональном расходовании средств, выделяемых на их подготовку.

Вторая - повысить качество военного образования, привести уровень подготовленности офицеров в соответствие с требованиями к их военно-профессиональной деятельности.

Третья - повысить эффективность и качество управления военным образованием.

При этом рассматриваются следующие направления инновационной деятельности в сфере военного образования:

система непрерывного образования военнослужащих;

довузовское военно-патриотическое воспитание молодежи в системе непрерывного военного образования;

гуманизация и гуманитаризация военного образования молодежи;

распределенный открытый университет военнослужащих;

роль и место военных факультетов и кафедр гражданских вузов в военном образовании молодежи;

информатизация системы военного образования;

роль и место вузовской науки в сфере военного образования молодежи;

право вооруженных конфликтов в сфере военного образования;

религия и армия [4].

Важнейшей задачей в сфере военного образования является повышение качества подготовки выпускников, которая будет решаться по нескольким направлениям: совершенствование содержания обучения; улучшение информационно-методического обеспечения образовательного процесса; информатизация образовательного процесса.

На реализацию Федеральной программы в 2003 - 2005 гг. Правительство выделило более 400 млн. рублей. Ожидаемая эффективность реализации Программы оценивается в трех аспектах: военном, социальном и экономическом.

В военном аспекте эффективность достигается путем создания организационно-правовых условий для обеспечения потребностей Вооруженных сил Российской Федерации и других войск в офицерах, качество подготовки которых будет отвечать требованиям военно-профессиональной деятельности и нормативных правовых актов.

В социальном аспекте эффективность достигается путем обеспечения соблюдения прав граждан Российской Федерации на профессиональное образование и создания в военных учебных заведениях соответствующих социально-экономических и материально-технических условий для реализации военных профессиональных образовательных программ.

В экономическом аспекте эффективность достигается путем создания условий для рационального расходования средств федерального бюджета, выделяемых на подготовку офицеров для Вооруженных сил Российской Федерации и других войск.

Таким образом, в России данная Программа позволит реализовать современные требования к офицерам, повысить качество образования и организовать управление системой образования на новом инновационном уровне. Данный опыт вполне полезен и для Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Общее и особенное в подготовке офицерских кадров в современных зарубежных армиях

Современное состояние зарубежной военной педагогики в целом характеризуется отсутствием единой методологии по проблемам обучения и воспитания военнослужащих. В то же время следует отметить, что состояние и развитие теории и практики педагогической подготовки офицерских кадров являются предметом научных исследований зарубежных ученых, таких как А. Акеркпехт, М. Эйнскау, М. Коллинс, К. Евелин и др.

В основе системы обучения в вузах США, Германии, Великобритании и некоторых других стран НАТО, как правило, используются разнообразные психологические и педагогические теории, такие как бихевиоризм, рационализм, неотомизм, экзистенциализм, неопозитивизм, прагматизм, неофрейдизм и другие.

Сравнительный анализ систем военного образования зарубежных стран

В связи с существенными переменами, произошедшими в мире в результате распада СССР и социалистического лагеря, а также с другими геополитическими и военно-стратегическими процессами содержание и направленность подготовки военнослужащих армий НАТО подвергаются значительным изменениям. На подготовку офицеров в военных учебных заведениях блока НАТО оказывают влияние такие факторы, как военно-политические интересы государства, требования общества и войсковой практики к офицерам, состояние педагогической и психологической наук, способы комплектования офицерского и рядового состава, система их военно-профессиональной подготовки и т.д.

Главная цель обучения и воспитания заключается в том, чтобы сформировать и развить личность военнослужащего как гражданина - патриота своей страны и как воина-профессионала, постоянно стремящегося к совершенствованию [6].

Как известно, процесс обучения в современных армиях носит многоплановый характер. В организационном плане подготовка офицеров в современных зарубежных армиях, как правило, осуществляется по трем направлениям: начальная подготовка (до присвоения первого офицерского звания); подготовка в процессе прохождения воинской службы; самостоятельная подготовка. Разумеется, у различных стран имеются свои особенности, которые можно увидеть в ходе сравнительного анализа систем военного образования России, Республики Беларусь и ряда зарубежных стран и их основных характеристик, представленных в таблице.

Сравнительный анализ систем военного образования России, Республики Беларусь и ряда зарубежных стран показывает, что армии этих стран располагают широкой сетью военных учебных заведений, которые в основном обеспечивают их потребности в военных кадрах с различным уровнем специальной и профессиональной подготовки. Наряду с военными учебными заведениями подготовка военных кадров практикуется в гражданских учебных заведениях. В процессе службы военнослужащие постоянно совершенствуют свои военные и специальные знания на практической работе и на различных курсах с различной продолжительностью обучения. В вооруженных силах применяется контрактная система найма, проводятся аттестации военнослужащих при назначении на должности и присвоении офицерских званий, широко применяются рейтинговые системы оценки профессиональных качеств военнослужащих.

Сравнительный анализ систем военного образования зарубежных стран

Таким образом, подготовка офицеров является важнейшей составляющей процесса подготовки военнослужащих и, как правило, осуществляется: в военных учебных заведениях; на курсах подготовки по специальности; на курсах специальной подготовки; на курсах высшей подготовки.

Среди основных требований, которые предъявляются к офицерским кадрам, важное место занимают следующие: умение использовать современные методы обучения и воспитания подчиненных, способность создавать сплоченные коллективы военнослужащих, правильно строить взаимоотношения с подчиненными, а также развивать у них чувство уверенности и доверия, мотивировать свои поступки и действия подчиненных.

Сосредоточение усилий организаторов военно-профессиональной подготовки офицерских кадров на реализации данных требований позволяет, по оценкам командования вооруженных сил США, добиваться наличия у командиров частей и подразделений «выдающихся качеств» для руководства подчиненными как в мирное время, так и в боевой обстановке. За основу была принята та точка зрения, что выпускник военного учебного заведения должен быть в первую очередь высокоинтеллектуальным, широко образованным офицером. В связи с этим в настоящее время объем военных дисциплин в ввузах США непревышает15%общего количества учебных часов, а на гуманитарные дисциплины в военных колледжах отводится до 50% учебного времени на первом курсе, до 30% - на втором, до 60% - на третьем и до 70% - на четвертом. Так, обучение курсантов в военной академии Вест-Пойнт осуществляется в соответствии с концепцией «Цельная личность», предусматривающей выработку у воспитанников таких качеств, как интеллигентность, физическая выносливость и умение работать с людьми [7]. Такой подход к подготовке офицеров, на наш взгляд, требует изучения, но характеризуется некоторой излишней гуманитаризацией военного образования в ущерб его профессиональному содержанию.

Немецкие военные ученые в бундесвере придерживаются точки зрения, согласно которой обучение и воспитание военнослужащих являются своеобразной «инвестицией в будущее» - молодые люди, получившие воспитание в армейских условиях и возвратившиеся в гражданское общество, призваны способствовать обеспечению его дальнейшего благополучия. Как считают сторонники данного подхода, военные задачи, стоящие сейчас перед армиями передовых стран, приобретают комплексный характер, а динамика значимых с военной точки зрения изменений в политических, экономических, экологических, правовых условиях непрерывно нарастает. Поэтому именно комплексность и системность должны учитываться в военно-педагогической деятельности офицеров, что в полной мере подходит и к нашим Вооруженным Силам. Практика показывает, что эффективность функционирования системы военного образования во многом зависит от взаимосвязи и взаимозависимости процессов обучения и воспитания, влияния на них самых различных факторов.

Для вооруженных сил Великобритании характерно, что главная ответственность за военно-профессиональное обучение и формирование морально-боевых качеств у военнослужащих, педагогическую деятельность и подготовку к ней возложена на командиров всех степеней.

По оценкам специалистов, в самой стране и за ее пределами эффективность системы подготовки профессиональной британской армии достигается за счет комплексного решения нескольких задач:

во-первых, проведение тщательного и профессионального поэтапного отбора военнослужащих, в том числе будущих офицеров, для службы в армии с учетом их общеобразовательной подготовленности, уровня начальной военной подготовки, морально-психологических качеств и других характеристик;

во-вторых, продуманная и хорошо спланированная педагогическая подготовка военных кадров, осуществляемая непосредственно в вузах. В программу общей подготовки офицерского состава включено изучение курса военного администрирования, предусматривающего усвоение системы воинской дисциплины и конкретных обязанностей офицеров в отношении подчиненных. В этот же раздел включен курс лидерства как основы управления и руководства личным составом, который «подкрепляется» практикой руководства и общественными дисциплинами;

в-третьих, непрерывная переподготовка военнослужащих, прежде всего унтер-офицерского и офицерского состава, которая, так же как и в период их обучения в колледжах вооруженных сил, включает общеобразовательную и педагогическую подготовку и, кроме того, так называемый курс морального лидерства офицеров и младших командиров;

в-четвертых, оптимальный характер воздействия всей системы обучения и воспитания в сочетании с результативными мерами материального стимулирования военно-профессиональной, в том числе и педагогической, деятельности и подготовки к ней [8].

Следует отметить, что у систем подготовки военных кадров Беларуси и Великобритании есть много общего (организация профессионального отбора, непрерывная подготовка военнослужащих), но и есть особенное, что возможно применить у нас, это - хорошая педагогическая подготовка офицеров, курсы лидерства, знание и использование на практике информационных и педагогических технологий, результативное стимулирование военно-профессиональной деятельности, высокая практическая направленность обучения.

Следует особо подчеркнуть, что военные учебные заведения США, Германии, Великобритании, Турции и ряда других зарубежных стран располагают самой современной учебной материально-технической базой, включающей компьютерную технику последнего поколения, тренажеры-имитаторы на ее основе, а также различные обучающие и контролирующие программы. В них созданы локальные компьютерные сети, насчитывающие большое количество персональных компьютеров, связывающие между собой учебные аудитории, библиотеки, кабинеты, штабы, центры научной информации и т.д. Система работает круглосуточно. Преподаватели и курсанты имеют возможность пользования сетью Интернет, однако в целях безопасности выход на нее осуществляется через центральный компьютер вузов. Для обеспечения учебного процесса также созданы центры компьютерных систем моделирования боевых действий. Имеются хорошие библиотеки с большим количеством национальных и иностранных изданий, видеоматериалов и техники для их использования. Все печатные издания копируются в микрофильмы и на компьютерные компакт-диски [9].

Основными недостатками учебного процесса в военных учебных заведениях по материалам зарубежной печати являются шаблон в обучении слушателей, нечестная конкуренция, копирование заданий слушателями, политизация учебного процесса, большой процент преподавателей с малым стажем педагогической деятельности, упрощенный подход в оперативных расчетах.

Среди положительных факторов в процессе обучения можно отметить изучение вопросов тактики и стратегии в тесной увязке с примерами из военной истории. При этом внимание уделяется как анализу военных операций последних лет, так и освещению примеров из времен Второй мировой войны, в частности операций советских войск.

Интересен опыт Франции, где имеются военные подготовительные учебные заведения (лицеи), в которых обучаются дети школьного возраста. Они предназначены дли подготовки кандидатов во все основные школы. К ним относятся военные лицеи в Сен-Сире, Экс-ан-Прованс, О-Тун, Ла-Флеш. Кроме того, в гражданских лицеях в Париже, Нанси и Тулоне обучается молодежь с установкой для поступления в военные учебные заведения. Здесь можно провести параллель с нашими военно-патриотическими классами и Минским суворовским военным училищем.

Коренным образом изменена в 2004 году система подготовки офицерских кадров в вооруженных силах Польши. Главной ее особенностью стал переход на подбор кандидатов в офицеры из числа выпускников гражданских вузов с последующей их подготовкой на годичных офицерских курсах. Ранее подготовка офицеров осуществлялась в военных училищах из числа выпускников школ со средним образованием. В 2004 году набор кандидатов в офицеры для обучения по новой системе составил 395 человек. Базисным военным училищем для их подготовки является высшая офицерская школа сухопутных войск во Вроцлаве. Прежняя система приема слушателей из числа выпускников средних школ сохранена только для подготовки военных летчиков.

Интересен опыт подготовки в военных учебных заведениях Китая, где наряду с традиционными подходами находят широкое применение формы компьютерного дистанционного обучения с использованием новейших информационных технологий. Имеется единая сеть вузов вооруженных сил. В частности, в Цзинанском училище сухопутных войск имеется локальная закрытая система дистанционного обучения. В инженерной академии бронетанковых войск НОАК для подготовки слушателей с 1999 года применяются технологии дистанционного обучения, существует факультет информационных систем, значительное внимание уделяется обучению и исследовательской работе в области ЭВТ и электронных сетевых технологий [8].

На основании имеющейся информации можно сделать следующие выводы: во-первых, системы военного образования имеют свою национальную специфику и отвечают национальным интересам и традициям каждого государства; во-вторых, количество начальных офицерских школ, как правило, немного - иногда по одной на вид вооруженных сил, что дает возможность добиться концентрации в таких военных учебных заведениях больших сил, средств и лучших кадров; в-третьих, ряд государств предусматривает систему должностного образования или повышения квалификации офицеров с короткими сроками обучения; в-четвертых, сроки обучения в высшем звене обычно короткие, что способствует концентрации усилий на наиболее важных вопросах, не преследуя широких целей военного образования.

Можно отметить, что система профессиональной подготовки офицеров зарубежных стран представляет собой целостный, непрерывный достаточно эффективный и прагматический процесс. В основе ее лежит принцип «учить тому, что офицеру потребуется на его следующей должности».

Результаты исследования проблемы призваны способствовать разработке теоретико-методологических, практических и других основ эффективного управления развитием системы военного образования Беларуси. При этом изучение и применение зарубежного опыта должно соизмеряться с историческим опытом, традициями и современной практикой реформирования системы военного образования Беларуси. Он требует переосмысления и творческого развития, исходя из практической целесообразности.

Изучение систем военного образования зарубежных стран и тенденций их развития позволяет сформулировать научно-практические рекомендации по повышению эффективности системы военного образования Республики Беларусь:

1. С учетом завершения очередного этапа реформы военного образования, характеризующегося созданием структуры военного образования, позволяющей осуществлять подготовку военных специалистов различных уровней компетентности (включая и структуру для подготовки офицеров оперативно-стратегического уровня), в военном образовании необходимо основные усилия сосредоточить на повышении качества подготовки офицерских кадров. Это возможно в рамках целостной концепции, в которой будет учтен национальный и зарубежный опыт военного и гражданского образования, выработаны направления инновационной деятельности, разработаны конкретные программы, планы и рекомендации по совершенствованию системы военного образования.

2. Необходимо обновление образовательных программ с целью изменения их содержания, повышения практической направленности в подготовке офицеров, формирования у них устойчивых командирских, управленческих, методических умений и навыков.

3. Целесообразно активизировать поиск новых подходов к управлению развитием системы военного образования Беларуси. С этой целью необходимо разработать научные, учебные и методические рекомендации по внедрению в практику педагогических основ и методического обеспечения эффективного управления системой военного образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кернасовский Ю.М. Военное образование: современное состояние и перспективы развития /Ю.М. Кернасовский// Штомесячны навукова-педагаг1чны часотс «Народная асвета». - 2006. - № 3. -С. 72 - 75.

2. Иванов B.C. Педагогические основы эффективного управления системой военного образования: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.0Щ3.12.2000/В.С. Иванов; Военная акад. РВСН. - М., 2000. - 18с.

3. Бригадин П.И. Военная школа в Беларуси XVIII - первая четверть XIXв. / П.И. Бригадин, A.M. Лукашевич. - Мн., 2004. - 120 с. 4. Найденов И.Н. Военное образование в начале XXI века: Монография / Под научной редакцией И.Н. Найденова - М.: Монино,

2004. - 188 с.

5. Федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года». Информационный сервер по материалам федеральных целевых программ [Электронный ресурс]/ Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации. - М., 2006. - Режим доступа: http://www. programs-gov.ru. - Дата доступа: 10.07.2006.

6. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. ПА. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 384 с: ил.

7. Ожгихин В. Система подготовки офицерского состава сухопутных войск США /В. Ожгихин // Зарубежное военное обозрение - 2003. -№5.- С. 19 -26.

8. Военное образование зарубежных стран [Электронный ресурс]: по материалам электронных средств массовой информации.

9. Крымов И. Высшие учебные заведения ВС Турции / И. Крымов // Зарубежное военное обозрение. - 2003. - № 11. - С. 21 - 25.

10. Исследование путей совершенствования качества учебно-воспитательного процесса в Военной академии Республики Беларусь: Отчет о НИР/учреждение образования «Военная академия Республики Беларусь»; рук. темы В.М.Белько - Мн., 2004. - 135с.

11. Олекс О.А. Теория и отечественный опыт стандартизации образования в Республике Беларусь (к проблеме разработки классификатора специальностей и квалификаций) / О.А.Олекс // УП «Технопринт» - Мн., 2002. - 345 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации