Новые религиозные организации типология, деструктивный потенциал и распространение в Беларуси

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 2/2006, стр. 13-17

Новые религиозные организации: типология, деструктивный потенциал и распространение в Беларуси

УДК 291(476)

Н.А.КУТУЗОВА,

старший научный сотрудник

Института философии Национальной академии наук Беларуси,

кандидат философских наук

Новые религиозные организации (НРО) активизировались в нашей стране в 1990-х годах. «Пик» интереса к ним пришелся на 1995 -1999 годы. НРО были всесторонне представлены на доктринальном (вероучительном) и организационном уровне. Почвой для большинства из них стала «размытая религиозность», суть которой заключается в эклектическом наборе объектов веры, среди которых может быть одновременно и единый христианский Бог, и Космический Совет, и НЛО, и прочие.

По данным социологических опросов [1] в 1998 г., верующими признавали около 47,5% опрошенных. Данный уровень религиозности сохраняется до сегодняшнего дня. В последние годы отмечается стабильность численности неверующих, их около 13%; 8% заявляют о вере в сверхъестественные силы, а 31% - о том, что колеблются между верой и неверием. Однако с каждым годом количество носителей «размытого» религиозного сознания увеличивается. Об этом росте свидетельствует слабое воцерковление религиозных людей, их слабая ориентация в вопросах веры, явное падение авторитета традиционных конфессий, распространение внеконфессиональных верований и паранаучных мифов. По социологическим исследованиям, 57% от числа верующих (в Бога) верят также в различные формы магии (порчу, сглаз), 42% верит в гадания, около 30% - в переселение душ. Простые арифметические подсчеты показывают, что за счет «размытой религиозности» численность верующих значительно увеличивается. На фоне довольно низкой религиозной грамотности населения феномен «размытой религиозности» обусловил появление внеконфессиональных культов и течений.

Процессы распространения новых религиозных организаций в Республике Беларусь, создание ими новых семейных и гражданских статусов, норм социального и политического поведения, идеологические и политические установки, динамика новой религиозности стали объектами постоянного научного анализа [2]. Исследования новой религиозности так называемой «первой волны» (1995 - 1999 гг.) выявили интересную особенность: практически все организации имели руководящие центры за границей, стремились к созданию широких и устойчивых организационных структур, способных привлекать многочисленных адептов в нашей стране.

Новые религиозные организации чрезвычайно разнообразны. В настоящее время в религиоведческой практике используются различные основания для их классификации: по источникам вероучения, степени вовлеченности в группу, организации групп, политическим и социальным ориентациям. Согласно классификации по источникам вероучения можно выделить следующие группы:

Псевдохристианские, основанные на идеях христианского вероучения и элементах культа, но критикующие христианство и претендующие на роль «подлинного носителя откровения». К ним относятся «Богородичный центр» или «Вселенская церковь Божьей матери Преображающейся» И.Береславского, «Дети Бога» или «Семья любви» Д.Берга, «Церковь Последнего Завета» Виссариона, «Церковь Христа», организации С.М.Муна, в том числе CARP.

Неоориенталистские, организации про-восточной ориентации, привлекающие экзотикой и «сохранением тайных (для Европы) знаний». Среди них «Международное Общество Сознания Кришны» (МОСК), «Лига Духовного Возрождения Санатана Дхарма», медитационные центры Ошо, «Белорусский центр Всемирного духовного университета Брахма Кумарис», кружки изучения «Трансцендентальной медитации».

Оккультно-мистические, строящие свои доктрины на вере в сверхъестественные скрытые силы природы и человека. Эта группа была представлена наибольшим количеством организаций и вариаций вероучения. Наиболее известные организации: «Учение Живой этики» («Агни-Йога») Рерихов, теософские кружки, изучающие «Тайную доктрину» Е.П.Блаватской, «Великое Белое Братство» («Юсмалос»), «АУМ Синрикё» Секо Асахары, «Сайентологическая церковь» и «Дианетика» Р.Хаббарда, учение «РЕЙКИ», трансформирующая организация «Универсальная Энергия и человек» и другие.

Неоязыческие организации, как правило, строят свои доктрины на эклектическом, произвольном совмещении элементов языческой культуры и верований разных народов. «Древнее знание» интерпретируется ими наукообразно, якобы с позиций современной науки, особое значение в доктринах придается экологической тематике. Нередко члены данных групп поддерживают связи с пронацистскими молодежными группами, в среде которых распространяются идеи о национальной и расовой исключительности. К этой группе относятся незарегистрированные структуры Партии арийского единства (ведического социализма), «Коловрат», «Корпус варваров», «Аркаим», РНЕ и ряд других.

Криминальные псевдорелигиозные структуры, которые лишь используют ритуальное оформление своей деятельности, но не являются религиозными организациями по сути. К ним относятся сатанистские группы, цель которых - совершение правонарушений.

Несмотря на то, что в нашей республике были представлены все вышеперечисленные организации, у каждой из них был свой контингент верующих. Так, например, сатанистская доктрина имела успех лишь в кругах малообеспеченных и социально уязвимых подростков - учащихся. Псевдохристианские организации посещали молодые люди, имевшие примитивное представление о сущности христианского вероучения и культа, но психологически зависимые от «авторитета», интерпретирующего христианское вероучение. Как правило, возраст молодых людей в этих организациях редко превышал 20 лет. Членами неоориенталистских и оккультно-мистических организаций обычно была творческая и гуманитарная интеллигенция, людей приводил туда «поиск истины», а затем вел их из одной организации в другую. Основная возрастная группа - от 20 лет и старше. Наконец, неоязыческие организации переживают пик своей популярности в различных возрастных группах, которая обеспечивается эксплуатацией «магических практик» и вполне объяснима на фоне всеобщего интереса к литературным, кино-и видео - «фэнтази».

При классификации религиозных организаций учитывается характер членства, степень вовлеченности в группу, целевые установки и ожидания приверженцев. Выделяют следующие типы новых религиозных организаций:

1. Сепаратистские группы, стремящиеся к образованию тесного коммуникационного пространства (сатанисты) и созданию «дочерних» организаций. Такие организации, как правило, малочисленны - до 10 -15 человек. Организации функционируют на основе фиксированного ритуальным образом членства, постоянных контактов между членами группы, общей атрибутики.

2. Апокалиптические группы, которые находятся в ожидании «конца света», распространены среди псевдохристианских и оккультно-мистических организаций. Членство чаще не фиксированное. Членов группы объединяет молитвенная практика и процедуры «подготовки к спасению». Эти религиозные группы склонны к установлению зависимости от лидеров (пророков, первосвященников), которых рассматривают как носителей «Откровения». Приверженцы данных доктрин постоянно испытывают потребность в «новой информации»

- «Откровениях» разнообразного содержания. В обычной жизни члены этих групп практически ничем не отличаются от других людей, обращает внимание только критическая установка по отношению к обществу.

3. Когнитивный или познающий тип новых религиозных организаций отличается интересом к эзотерической литературе и может встречаться в комбинациях с другими типами. Данный тип в чистом виде встречается редко, обычно с него начинается формирование любой оккультно-мистической группы. Например, в стадии своего организационного оформления находится «Отделение Базилианского лагеря Ордена Восточных тамплиеров», которое через Интернет знакомит посетителей Web-сайта с переводными сочинениями Алистера Кроули. Своей задачей создатели организации и сайта считают изучение «западной магической традиции и ее распространение на территории Республики Беларусь». Широко распространяется информация о медитационных группах, объединенных Ассоциацией Карма Кагью в Витебске, Гомеле, Минске и Могилеве. Для начального этапа в развитии данных групп характерна замкнутость на литературных источниках вероучительного содержания, либо на их переводах, затем появляются интерпретаторы мистических текстов, которые впоследствии становятся лидерами

- харизматиками.

4. Новые религиозные организации, основанные на религиозно-политических идеях и организованные по военному образцу. Приверженцы полностью вовлечены в деятельность организации, от них требуется активное участие в жизни группы, точное выполнение установленных норм и правил поведения. Примером такой организации может служить Партия арийского единства (или Партия ведического социализма), существующая в России, но имеющая у нас незарегистрированные группы своих поклонников. На территорию нашей страны поступает также литература военизированного общества «Аркаим» (РФ), исповедующего идеи панславянства, движения «Коловрат», РНЕ. Религиозные доктрины подобных организаций основаны на откровенных «фэнтази» по поводу древнего исторического прошлого «арийских народов», в культовом отношении наблюдается эклектическое смешение культовых атрибутов славянских народов.

Учесть все возможные проявления активности новых религий, оценить специфику новых организаций и прогнозировать их модели поведения бывает подчас очень трудно. Большая часть новых религиозных организаций имеет черты нескольких классификационных групп. Каждая религиозная организация уникальна в своем роде и требует индивидуального подхода в изучении и работе с ней. Подобная работа проводится, прежде всего, с целью предупреждения возможных правонарушений, проявления экстремизма и дестабилизации конфессионального пространства республики.

Изучение конкретной практики этих организаций позволили исследователям классифицировать многие из них как деструктивные. Деструктивность можно рассматривать лишь как комплексную характеристику, совокупность общих черт в идеологии и практике новых религиозных движений, которые приводят (или могут привести) к противоправным действиям адептов. При этом противоправные действия можно прогнозировать исходя из особенностей культа, организации, характера лидерства, специфики информационных потоков НРО.

К общим чертам деструктивных религиозных организаций можно отнести следующие:

- «Харизматическое» лидерство (от «харизма» - вдохновение свыше, то есть провозглашение божественности или особой мудрости и требование беспрекословного подчинения) и претензии на абсолютную истину. Данная черта присуща всем из перечисленных НРО, причем также характерно пренебрежительное отношение к традиционным религиям и национально-духовным ценностям (в «Белом Братстве» адептам внушалось убеждение, что у них нет и не может быть родины).

- Наличие доктрин для внутреннего и внешнего употребления, конспиративность и контроль над коммуникативными и информационными потоками. Организация «Универсальная Энергия» в период 1995 - 1999 гг. имела устойчивые организационные структуры с разветвленной сетью. Отделения или филиалы находились практически во всех городах республики и районах Минска. Общая численность активных членов в Минске превышала 5 тысяч человек. Работа всех подразделений сопровождалась ведением четкой документации, протоколов заседаний, информационными листками, взаимоотчетностью и согласованностью действий. Все «низовые» подразделения являлись авторитарно организованными и замкнутыми на лидерах, которыми контролировались и дозировались информационные потоки в рамках организации.

- Применение техник контроля сознания у адептов, что приводит к формированию культового менталитета и тоталитарного мировоззрения, основанных на синдроме «мы/они», «культ - хороший, мир вне культа - плохой», преобладании групповых идей над индивидуальными, одобрении аморального поведения, прямой и скрытой зависимости (психологической, физической или финансовой). Техники контроля сознания в той или иной степени распространены во всех НРО, и они создают потенциальную возможность превращения адептов некоторых НРО в «биороботов», послушных своим лидерам и готовых выполнить любое приказание. Техники контроля сознания дополняются апокалиптическими идеями иллюзорности земной жизни и пропагандой самоубийства, а также заочным отпущением грехов за совершенные действия во имя целей своей организации.

- Политический интерес элиты НРО, стремление иметь своих агентов во властных структурах, активные попытки проникновения в государственные органы. Документ Партии арийского единства «Средства борьбы на пути к взятию власти» предусматривал создание спецслужб (разведки, контрразведки, службы безопасности, службы инфильтрации других организаций своей агентурой), службы финансирования, силовых структур. Региональным организациям центральный аппарат партии рекомендовал использовать «возможность издания прессы, организующей национально-освободительное движение, создания общественных организаций и движений на оккупированной территории, возможность вербовки чиновников, внедрение своих людей в органы власти, возможность тайно финансировать избирательные кампании кандидатов и партий, выступающих за воссоединение страны и полномасштабную смену власти, возможность нейтрализации специальными методами лидеров и активистов иных организаций...» [3]. Стратегия РНЕ сводилась к планомерному симбиозу структур организации и силовых структур государства. Не случайно в рядах РНЕ создавались военизированные подразделения, дублирующие деятельность МВД дружин и блокпостов.

- Наличие связей некоторых деструктивных религиозных организаций с зарубежными филиалами и организациями. Несколько лет назад в средствах массовой информации был опубликован доклад Федеральной службы контрразведки Российской Федерации, где отмечалось участие «Церкви сайентологии» («Хаббард-колледж») в сборе разведывательной информации на территории Российской Федерации [4;301]. Лидер Партии арийского единства В.Данилов заявлял о своих политических контактах с Джаната Парти в Индии, Фронтом Национального освобождения Курдистана - террористической организации, требующей автономии в рамках Турции [3]. НРО «Новый Акрополь» [5] имеет международную секретную структуру, включая специализированную службу расследования, состоящую из глубоко законспирированных агентов. Имеется также «корпус безопасности» - основа военизированной организации. «Новый Акрополь» был отнесен к разряду деструктивных религиозных организаций в Российской Федерации еще в 1997 г. В России «Новый Акрополь» существует с конца 1980-х годов. Распространяет свое влияние в среде предпринимателей и студенчества. В настоящее время организация активно пытается расширить свое влияние, в частности, установить влияние над группами «толкиенистов». На территории Республики Беларусь в последние годы распространяется одноименный журнал. «Новый Акрополь» был оценен российскими экспертами как полувоенная мистическая организация с ярко выраженной ультраправой идеологией, пропагандирующей культ сверхчеловека и ликвидацию неполноценных.

- Возможное участие некоторых деструктивных НРО в осуществлении террористических актов. Факторами, потенциально превращающими некоторые деструктивные религиозные организации в высококриминальные сообщества или террористические группы, являются: альтернативность по отношению к обществу, жесткая иерархическая структура, строгая дисциплина и беспрекословное повиновение лидерам; наличие значительных финансовых средств, что дает возможность широко использовать подкуп отдельных должностных лиц при подготовке террористического акта и обеспечивает высокий уровень технической подготовки планируемой акции; конспирация, взаимная слежка среди адептов, наличие собственной службы безопасности. Это практически полностью исключает возможность утечки информации о готовящемся террористическом акте и затрудняет последующее расследование властями деятельности культа. Необходимо учитывать также и контроль сознания адептов, вплоть до превращения части из них в «роботов», запрограммированных на беспрекословное выполнение любых приказов, включая готовность отдать свою жизнь «во имя целей культа». Так, тема жертвоприношения в свое время доминировала в изданиях «Белого Братства» («Атма», «Юсмалос»). В листовке, датированной 1992 годом, Ю.Кривоногов писал: «Земле нужны жертвы за грехи человеческие. На эту жертву согласны только истинные христово - богородичные братья и сестры...» - и далее: «Дети мои! Вас будут мордовать и рубить вам головы! Это ваш долг, омыть кровью своей грехи нечестивого человечества». «Всемирное Белое Братство» действовало нелегальным образом на территории Республики Беларусь в г. Жлобине Гомельской области, его создателем и идейным вдохновителем был П.Донов. Как было сказано выше, ряд НРО занимается специальной подготовкой адептов (методы шпионажа, конспирации, слежки, ухода от слежки, поведения при аресте и пр.). Можно предположить также эффект сниженного болевого порога у адептов тех НРО, которые используют техники контроля сознания.

Деструктивная деятельность религиозных организаций имеет свою печальную историю. Еще в 1977 году ФБР США удалось раскрыть массированное хищение адептами Церкви сайентологии правительственных документов армии, флота, таможенной службы, Управления юстиции и Судебной палаты США. Рейды ФБР 1977 года в Лос-Анжелесе и Вашингтоне привели к осуждению одиннадцати руководителей Церкви сайентологии к различным срокам тюремного заключения, в том числе «контролера сайентологии» Мэри Сью Хаббард - жены основателя сайентологии; заговорщикам инкриминировались кража со взломом, установка подслушивающей аппаратуры в правительственных учреждениях, похищение десятков тысяч листов правительственных документов, незаконное лишение свободы, изготовление фальшивых правительственных документов, подтасовка и уничтожение доказательств, обучение свидетелей давать ложные показания под присягой и похищение людей; многие из сайентологов, включая Мэри Сью Хаббард, подписали 200-страничное «бесспорное признание доказательств». Популяризация идеологии сайентологии активизировалась в последние годы в нашей стране, руководители церкви сайентологии рассчитывали на юридическую легализацию и пытались распространять литературу церкви в научных кругах, видимо, надеясь на положительные экспертные заключения и одобрение псевдонаучных и квазирелигиозных идей.

В США к числу наиболее известных НРО принадлежит «Ветвь Давидова», руководитель которой Дэвид Кореш (его настоящее имя - Верной Хауэлл) в апреле 1993 г. в Вако (шт.Техас) организовал массовое самосожжение адептов. Любопытно, что адепты культа сдерживали осаду ФБР имения «Маунт Кармел» с февраля до апреля 1993 г., но самосожжение все равно состоялось в ответ на штурм имения.

Аналогичный случай едва не произошел в Украине: планировалось массовое самоубийство последователей «Белого Братства». Устроенные адептами беспорядки в Киеве происходили осенью 1993 г. Украинская милиция задержала тогда свыше 600 человек, 137 - объявили сухую голодовку в знак протеста против насилия властей.

Террористическую направленность имела деятельность «АУМ Синрикё». Адептами был совершен террористический акт в японской префектуре Нагано в г. Мацумото в июне 1994 года с использованием зарина, в результате чего погибли 7 человек и десятки тысяч человек получили отравление. Двое из руководителей культа Масами Цутия и Икуо Хаяши признались в изготовлении зарина для этого террористического акта. Далее 20 марта 1995 г. в токийском метро адепты совершили еще один террористический акт также с использованием зарина. В результате оказалось более 5000 пострадавших.

Еще один террористический акт был совершен в апреле 1995 года в американском городе Оклахома-Сити (подрыв взрывного устройства). Согласно сообщению ИТАР - ТАСС от 25 февраля 1997 года предполагается, что одним из участников этого злодеяния являлся немецкий неофашист Андреас Штрассмейр, нелегально живший с 1991 по 1996 год в США и состоявший в религиозной секте расистской направленности - «Кристиан идентити». В качестве главного специалиста по вопросам безопасности он занимался физической подготовкой и тренировкой адептов, а также имел доступ к оружию и взрывчатым веществам.

Подобных историй довольно много. Среди откровенно деструктивных организаций «фримены» («Свободные люди»), которые в 1996 году в штате Монтана привлекли к себе внимание властей демонстративным отказом платить налоги и скупкой оружия, занимались подделкой банковских чеков. При осаде силами ФБР США поместья Ричарда Кларка, одного из лидеров группы, адепты оказывали ожесточенное вооруженное сопротивление.

Среди «экзотических случаев» - убийство повстанцами-адептами афроамериканской «Армии сопротивления Господа» около 170 мирных жителей в течение трех недель осенью 1996 года на севере Уганды. Согласно сообщению ИТАР - ТАСС от 4 октября 1996 г. адепты сражались против центрального правительства Уганды, уничтожили мирных граждан, поскольку они нарушили запреты религиозной группы: пользовались проезжими дорогами, ходили в магазин и ездили на велосипеде.

Возможно использование в осуществлении террористических актов адептов-детей, особенно выросших в условиях деструктивной религиозной организации. Опыт воспитания адептов-детей в организации Д.Берга «Семья» показал, что дети выполнят любые приказания своего руководства.

НРО деструктивного характера разнообразны по своим учениям, культовым технологиям обработки и удержания адептов. В Беларуси по результатам религиоведческих экспертиз деструктивными были признаны «Богородичный центр» И.Береславского, «Великое Белое Братство» (Ю. Кривоногов иМ.Цвигун), «Церковь Объединения» С.М.Муна, «Дети Бога» или «Семья» Д.Берга, «АУМ Синрикё» С.Асахары, «Церковь Последнего Завета» О.Виссариона (Е.Торопа), «Лига Духовного Возрождения Санатана Дхарма» (центр по изучению человека), «Сайентологическая Церковь» Р.Хаббарда и ряд других. Подобные официальные заключения имеются только в отношении тех НРО, которые стремились к легализации своего существования, т.е. претендовали на регистрацию в качестве религиозных организаций. Однако выше уже шла речь о том, что существует огромное количество НРО, которые продолжают свое существование нелегально (без регистрации) или существуют как общественные организации, хотя возможен и другой юридический статус.

Любое деструктивное действие имеет свою цель и мотивы. Особенностью поведения НРО является практически полная непредсказуемость. Лидеры НРО могут призвать своих адептов к массовому самоубийству, мотивируя это наступающим «концом света», к противоправным действиям как «возмездию врагам веры», например, возможен захват заложников, нападение на промышленные или военные объекты. Адепты среднего или низового звена способны и сами без санкции высшего руководства в состоянии психической дисфункции решиться на подобные действия. Например, шантаж с угрозой террористических актов со стороны адептов «АУМ Синрикё», которые требовали освобождения Секо Асахары. Действующими лицами были лидеры среднего звена. Причем это могло произойти не только в Японии, а вполне возможно и в другой стране, где адепты НРО таким образом могли принудить правительство этой страны оказать давление на правительство Японии. В Беларуси предпринимались попытки создать филиалы «АУМ» в Минске, Бресте, Могилеве, а в настоящее время имеются отдельные попытки распространения литературы. Организация террористической акции или хищения образца военной техники может быть и «заказом» от третьих лиц (зарубежная спецслужба, преступная группировка, националистическое бандформирование и другие).

Практически все НРО создают собственную базу данных о возможных конкурентах и союзниках. Организация террористического акта возможна в сотрудничестве с другой деструктивной религиозной организацией (или несколькими). Возможна совместная акция нападения на важный промышленный, военный объект со стороны адептов деструктивной религиозной организации и криминальной группировки (террористической группы, националистического или сепаратистского бандформирования).

Следует отметить, что уже были факты нападения религиозных фанатиков на военные и государственные объекты. Еще в 1991 г. азербайджанские исламские фундаменталисты пытались взять штурмом склад ядерного оружия, находившийся вблизи Баку. Использование смертников, уничтожающих вместе с собой окружающих, является характерным почерком многих организаций, в том числе и ближневосточной террористической организации ХАМАС. Ислам, как и большинство мировых религий, самоубийство осуждает, и, чтобы снять подобную коллизию, один из хамасовских руководителей имам Ахмед Баха заявил: «Такие действия не являются самоубийством. Мы называем их акциями джихада. Коран рекомендует джихад в борьбе против врага, Аллах разрешает отвечать врагу ударом на удар. Это месть Аллаха, а не человека. Именно он выбирает героя, который приносит себя в жертву, и никто больше. Воля Аллаха должна исполняться...» [6]. Здесь явно прослеживаются аналогии с внедрением в сознание адептов некоторых деструктивных религиозных организаций необходимости самопожертвования во имя целей своего культа. Аналогия состоит также и в том, что ХАМАС (сокращение от арабского «Харакат аль-мукаума аль-исламия» - исламское движение сопротивления) первоначально было зарегистрировано как религиозно-просветительское общество «Аль-Муджамаа», а именно так зачастую преподносят сегодня свою деятельность некоторые деструктивные религиозные организации.

Потенциально НРО могут стать реальной политической силой, их активность может быть инициирована какими-либо другими субъектами политической власти в собственных целях, идеологические установки могут быть предложены в качестве общепринятых и «научно» обоснованных, что делает возможным манипулировать общественным мнением. Идеологически НРО могут играть различные роли: как мифологического врага, угрозы для общества, либо наоборот, «группы поддержки» для каких-либо субъектов власти, что в целом чревато дисфункциональностью в сфере активной политики. Учитывая тот факт, что у большинства НРО руководящие центры находятся за границей, можно предположить использование НРО в качестве мощного потенциального политического рычага давления на власти, установление контроля над различными государственными чиновниками через влияние на них со стороны руководителей НРО путем подкупа, шантажа, контроля над сознанием. Выше уже говорилось об использовании НРО для сбора разведывательной информации. Можно предположить также использование ресурса НРО для создания резерва фанатично преданных исполнителей на случай возникновения необходимости организации в каких-либо политических целях массовых беспорядков или антиобщественных акций.

Таким образом, новые религиозные организации в своих доктринах, способах организации и работы с адептами содержат деструктивные характеристики, как латентные, так и явные, требующие пристального внимания и изучения. Несмотря на непредсказуемость поведения НРО, возможность прогнозирования их деструктивной деятельности все же есть, следовательно, существует и возможность профилактической юридической, психологической и других форм работы с адептами.

Серьезным сдерживающим противовесом для распространения НРО в нашей стране стал Закон «О свободе совести и религиозных организациях» [7], который вступил в силу в ноябре 2002 г. Противоправная и деятельность НРО не могла не беспокоить государственные структуры, тем более, что участились случаи жалоб со стороны населения на навязчивую миссионерскую деятельность данных организаций, были также зафиксированы случаи нанесения ущерба физическому и психическому здоровью адептам некоторых организаций. Определенные опасения вызывала в это время деятельность миссионеров из различных стран мира, прибывавших в республику по обычным туристическим визам либо по частным приглашениям и пытавшихся заниматься миссионерской деятельностью без специального разрешения. Основная суть закона состоит в том, чтобы создать барьер на пути религиозной экспансии в Беларусь, препятствовать развитию деструктивных сект и оккультизма (деятельность которых была остановлена благодаря своевременно проведенным религиоведческим и прочим специальным экспертизам), ограничивать действия иностранных миссионеров и вместе с тем закон предусматривает все необходимые условия для деятельности зарегистрированных религиозных организаций. Согласно международным стандартам свобода совести может быть предметом ограничений, предусмотренных законами страны. Именно такие ограничения указаны в конституциях Албании (ст.18), Болгарии (ст.37), Польши (ст.53.5), Словакии (ст.24.4), Словении (ст.15), Хорватии (ст.16). Государства этих стран создают надежный заслон всевозможным тоталитарным и деструктивным организациям. Закон 2002 г. закрепил институт государственной религиоведской экспертизы (ст.11, 22), который выполняет консультативные функции в системе юридического оформления отношений государства и религиозных обществ. Экспертизу осуществляют специалисты в данной области, при этом они обязаны предоставлять достоверные, конфессионально не ангажированные сведения относительно основ вероучения религиозной организации и религиозной практики.

Кроме того, согласно закону для регистрации религиозной общины необходимо, чтобы в ее рядах было не менее 20 совершеннолетних граждан, постоянно проживающих в одном или нескольких близкорасположенных населенных пунктах (ст.14), а религиозное объединение теперь могло быть образовано при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, не менее 20 лет действующих в республике (ст.15). Религиоведческая экспертиза, увеличенная (20 человек для общины) регистрационная норма, широкая общественная профилактическая работа в стране, особенно в учреждениях образования, дали свои положительные результаты экспансионистская волна новой религиозности была остановлена.

В настоящее время в Республике Беларусь имеется эффективная правовая база для сдерживания распространения НРО в нашей стране, научный потенциал для распознавания сути данных организаций. Однако проблему преодоления деструктивного влияния НРО нельзя считать решенной. Выше уже говорилось о том, что юридическое отсутствие НРО не означает их фактического отсутствия. Новая религиозность - явление очень динамичное, постоянно обновляющееся. Вероучительная оболочка НРО может быть различной, но акценты в ней сохраняются: альтернативность по отношению к обществу, уход от реальной жизни в фантазийный мир, мистицизм, вытесняющий рациональное научное мировоззрение, политические доктрины, основанные на идее авторитарной власти лидера жреца, тоталитарная организация и военно-политические притязания лидеров. Идеологическая основа новой религиозности сохраняет потенциальную возможность появления организаций деструктивной направленности. Кроме того, пока еще сложно оценить мировоззренческие и социальные последствия новой религиозности «первой волны» (1995 - 1998 гг.). Лишь по мере того, как молодые люди, прошедшие воспитание в данных религиозных группах, займут свои места в структурах общества, можно будет точно определить, в какой мере идеи и модели поведения НРО являются жизнеспособными. Пока же остается лишь изучать данный феномен, проводить профилактическую работу, особенно с молодежью, в целях выработки позитивных социальных ориентаций, рационального мировоззренческого комплекса, активной жизненной позиции, выявлять потенциальные очаги деструктивной, противоправной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Новикова Л.Г. Религиозность в Беларуси на рубеже веков: тенденции и особенности проявления. - Мн.: БТН-информ, 2001. -130 с.

2. Неокульты: «новыерелигии» века. - Мн.: Четыре четверти, 2000. - Неокульты: идеология и практика. - Мн.: Четыре четверти, 2005.

3. Инструктивное письмо аппарата председателя ПАЕ от 27.06.1994 г., Москва.

4. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. - Белгород, 1997. - 459 с.

5. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. -М.:Изд- во Свято-Владимирского Братства, 1996.

6. Московский комсомолец, 14 марта 1996 г.

7. Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях». 31 октября 2002 г. № 137-3. Принят Палатой представителей 27 июня 2002 г. Одобрен Советом Республики 2 октября 2002 г. Подписан Президентом Республики Беларусь 31 октября 2002 г. Вступил в силу с 16 ноября 2002 г.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации