Новые подходы в градации боеприпасов, подлежащих уничтожению и ограничению в применении

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2006, стр. 30-33

Новые подходы в градации боеприпасов, подлежащих уничтожению и ограничению в применении

УДК 623.45

И.С. ЖЕЛУДОК,

профессор кафедры устройства и эксплуатации

ракетно-артиллерийского вооружения

Военной академии Республики Беларусь,

кандидат технических наук, доцент

В боеприпасной практике рядом документов введено понятие опасные боеприпасы, которым до настоящего времени пользуются в Республике Беларусь, Российской Федерации и иностранных государствах [1 - 7]. К ним относят боеприпасы и их элементы, с которыми можно проводить определенные работы (перемещать, перевозить и др.), и с которыми проведение любых работ запрещено. Боеприпасы различны по степени опасности при действиях с ними. Что можно делать с одними типами опасных боеприпасов (подвергшиеся действию взрыва, пожара; имеющие механические повреждения; потерявшие химическую стойкость и др.), то категорически нельзя делать с другими их типами (стреляные неразорвавшиеся снаряды, мины, реактивные снаряды; ручные гранаты, отказавшие в действии при метании и др.). Деления опасных боеприпасов по их действию в настоящее время нет, что представляет крайнюю опасность для людей, выполняющих работы с ними.

В вооруженных силах РБ и РФ [3] дополнительно введены понятия запрещенные и ограниченные в применении боеприпасы, которые в литературе недостаточно описаны и раскрыты.

Рассмотрим впервые предлагаемую градацию боеприпасов. Это позволит подробнее описать особо опасные, опасные, запрещенные и ограниченные в применении боеприпасы, а также определить действия личного состава и выбор работ по их уничтожению.

Следует отметить, что руководством [5] определено деление разных типов боеприпасов, включая наиболее опасные, а именно, неразорвавшиеся боеприпасы, на две категории: 1 - допускающую возможность транспортировки и 2 - исключающую возможность транспортировки. Качественной оценки отнесения данных боеприпасов к одной или другой категории в этом документе нет. Степень опасности и отнесение к разным категориям возложена на субъективное решение командира группы подрыва. Более того, деление неразорвавшихся боеприпасов на две категории противоречит требованиям приказа МО РБ от 29.04.1996 г. № 231 [8], где определены три категории для всех боеприпасов.

Все боеприпасы по степени негодности и ограничению в применении целесообразно разделить на четыре группы:

1. Особо опасные боеприпасы.

2. Опасные боеприпасы.

3. Запрещенные боеприпасы.

4. Ограниченные в применении боеприпасы.

В данной градации новым является то, что опасные боеприпасы по степени опасности их действия предлагается разделить на две группы: особо опасные и опасные. Рассмотрим, какие боеприпасы к каждой группе относятся.

Особо опасные боеприпасы - боеприпасы, имеющие нарушения функционального действия и которые нельзя страгивать с места, передвигать, перемещать и перевозить. Под страгиванием понимается любое начало перемещения боеприпаса.

К таким боеприпасам относятся:

стреляные неразорвавшиеся в окончательном снаряжении снаряды, мины, головные (боевые) части к реактивным снарядам и противотанковым управляемым ракетам (ПТУР). Признаками, по которым можно определить указанные боеприпасы, являются: наличие следов деформаций на корпусе взрывателя у артиллерийских и реактивных снарядов, мин и ПТУР; наличие отпечатков нарезов канала ствола орудия на ведущих поясках артиллерийских снарядов;

неразорвавшиеся ручные осколочные и противотанковые гранаты и гранаты гранатометных выстрелов;

боеприпасы со взрывателями неизвестной конструкции (без маркировки).

Особая опасность данных типов боеприпасов состоит в том, что они имеют взведенный взрыватель (неизвестный взрыватель), который в любой момент может вызвать их подрыв.

Опасные боеприпасы - боеприпасы, имеющие нарушения штатного функционирования, опасные при стрельбе и которые можно страгивать с места, передвигать, перемещать и перевозить с соблюдением мер безопасности.

К таким боеприпасам относятся:

боеприпасы в окончательном снаряжении, подвергшиеся действиям взрыва, огня при пожарах или бывшие в авариях во время перевозок воздушным, железнодорожным, водным или автомобильным транспортом, имеющие следы ударов и закопченности на корпусах взрывателей, снарядов и мин;

боеприпасы в окончательном снаряжении с опасными в служебном обращении взрывателями;

взрыватели, опасные в служебном обращении: с механическими повреждениями (трещины, вмятины, забоины и прочее), со снятыми герметизирующими колпаками и помятыми колпачками, поврежденными или сорванными мембранами, выступающими, забитыми или помятыми ударными стержнями, не установленными на походное крепление при наличии такой установки;

взрыватели, поступившие россыпью, в нештатной таре;

твердые топлива, пороха и заряды из них, потерявшие химическую стойкость (по заключению центральной лаборатории контроля боеприпасов);

детонаторы, запальные трубки и подрывные шашки с вставленными в них не сработавшими капсюлями-детонаторами;

зажигательные и дымовые снаряды, мины, головные части, ракеты и выстрелы в фосфорном снаряжении с течью (дымлением) зажигательного (дымообразующего) состава.

Опасными являются:

окончательно снаряженные боеприпасы, упавшие с высоты более одного метра, если нельзя с соблюдением мер предосторожности вывинтить из них взрыватели;

кумулятивные боеприпасы (с взрывателем типа В-15), упавшие с высоты более одного метра (вывинчивать у них взрыватели категорически запрещается).

ПТУР без тары, упавшие с любой высоты, а в таре - с высоты более 0,5 м, отправляются на арсеналы и базы. ПТУР, упавшие с высоты 3 м и более, являются опасными и подлежат уничтожению в установленном порядке [2].

Боеприпасы, опасные при хранении, служебном обращении и транспортировке, должны быть отвезены на площадку, расположенную от других боеприпасов не ближе, чем на 200 м, а от жилых и служебных помещений - не ближе, чем на 400 м. Они подлежат уничтожению по распоряжению начальника базы (командира части) установленным порядком не позднее трех суток [4] после их выявления.

Запрещенные боеприпасы - боеприпасы, имевшие случаи преждевременного действия при стрельбе или отказа в действии, относительного рассеивания определенных величин выше допустимых значений, снижения надежности действия, проявившиеся при практических стрельбах или лабораторных испытаниях, а также боеприпасы, опасные в служебном обращении. Запрещенные боеприпасы, но не опасные в обращении, подлежат переводу в третью категорию [8] и изъятию из войск. Они хранятся отдельно под навесами или на площадках. При небольших количествах таких боеприпасов, а также боеприпасы запрещенные, но не опасные, хранение которых под навесами или на открытых площадках не допускается (например, патроны стрелкового оружия, ручные гранаты и т.д.), могут храниться в одних хранилищах с годными, но отдельным штабелем. В штабельных ярлыках делается запись: «ЗАПРЕЩЕННЫЕ».

Запрещенные к применению боеприпасы перечислены в [3] и дополнительно уточняются в директивах заместителя МО РБ по вооружению, которые выходят по мере необходимости.

После перевода в третью категорию запрещенные боеприпасы как негодные уничтожаются, как правило, на арсеналах и базах, а также в местах их утилизации, кроме особо опасных в обращении и запрещенных для транспортирования, которые должны быть уничтожены на месте.

Ограниченные в применении боеприпасы - боеприпасы, имевшие случаи отказа в действии, снижения эффективности и надежности действий в больших размерах, проявившихся при практических стрельбах или лабораторных испытаниях. Такие боеприпасы из войск не изымаются и расходуются в первую очередь для практических стрельб, за исключением боеприпасов, применение которых запрещено в мирное время. Освежение этих боеприпасов производится в плановом порядке. В учебных документах (карточках учета) на эти боеприпасы делаются соответствующие записи об их ограничении. Хранение их организуется так же, как обычных боеприпасов.

Ограниченные в применении боеприпасы перечислены в [3] и дополнительно уточняются в директивах заместителя МО РБ по вооружению, которые выходят по мере необходимости.

Используя предложенную градацию боеприпасов, можно определить два вида организации и производства работ:

1. Работы по уничтожению опасных и запрещенных боеприпасов;

2. Работы по уничтожению особо опасных боеприпасов.

Организация и производство работ по уничтожению опасных и запрещенных боеприпасов

Организация работ по уничтожению боеприпасов должна обеспечивать безопасность работающего с ними личного состава, а также и местного населения.

Перед началом работ по уничтожению боеприпасов главный инженер и инспектор по технике безопасности обязаны проверить знание рабочими устройства боеприпасов, подлежащих уничтожению, правил эксплуатации оборудования, инструмента и приспособлений; правил техники безопасности при выполнении работ и обращении со средствами и принадлежностями подрыва. Ежедневно после распределения рабочих по операциям, перед началом работы, руководитель работ обязан провести инструктаж о порядке выполнения работ и правилах техники безопасности. О получении инструктажа все лица, принимающие участие в уничтожении боеприпасов, должны расписаться в журнале инструктажа по требованиям безопасности.

Доставка опасных и запрещенных боеприпасов к месту подрыва может производиться на специально оборудованных железнодорожных платформах, автомобилях, автомобильных и тракторных прицепах с соблюдением следующих требований безопасности:

для перевозки используется только исправный транспорт, а боеприпасы размещаются в исправной штатной или приспособленной таре. Перевозить боеприпасы без тары (навалом) запрещается;

транспортные средства должны иметь борта, исключающие возможность падения тары с боеприпасами при перевозке, а также надежно действующие тормоза;

между боеприпасами и средствами тяги должны быть установлены защитные экраны из бронелиста, толщиной 10 - 20 мм, или из тары с песком, толщиной 300 - 500 мм;

на транспортных средствах должны быть установлены специальные знаки «Знак опасности» и «Опасный груз» в соответствии с требованиями Правил дорожного движения, а в передних углах бортов автомобилей и прицепов - красные флажки;

транспортные средства должны быть укомплектованы противопожарным инвентарем: огнетушителем, железной лопатой, кошмой или брезентом;

скорость движения транспортных средств не должна превышать 5 км/ч, дороги должны быть в исправном состоянии;

тара с боеприпасами укладывается на транспортные средства в один ряд по высоте, осью боеприпасов - перпендикулярно направлению движения, на подстилку из войлока или слоя песка, высотой 10 - 15 см;

осколочно-фугасные, фугасные и бетонобойные снаряды калибра 152 мм и более перевозятся на автомобилях, прицепах и платформах по 2 - 3 шт., с установкой между ними экрана, толщиной 0,3 - 0,5 м, из тары с песком;

расстояние между автомобилями, прицепами, платформами должно быть не менее 100 м;

запрещается перевозка людей на транспортных средствах с размещенными на них опасными боеприпасами;

запрещается совместная перевозка опасных и неопасных боеприпасов;

каждый транспорт должен сопровождаться (помимо водителя) офицером - специалистом по боеприпасам. Водитель и офицер располагаются за защитным экраном;

погрузка (выгрузка) боеприпасов на транспортные средства производится только переноской их на носилках, оборудованных лямками, исключающими урон носилок;

допускается переноска боеприпасов на руках перед собой при массе одного места не более 20 кг;

запрещается к погрузке (выгрузке) боеприпасов привлекать лиц моложе 18 лет и женщин.

В соответствии с ГОСТ 12.1.010-76 и ГОСТ 12.1.004-85 взрывчатые материалы (взрывчатые вещества и изделия из них, способные, под влиянием внешнего воздействия на них, к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению с выделением тепловой энергии и.резким увеличением давления и вызывающие разрушительное действие или огневой эффект) должны перевозиться так, чтобы вероятность возникновения пожара или взрыва их в течение года соответствовала расчетам и нормам [7]. При перевозке взрывчатых материалов аварийные случаи возникают в системе «человек - груз - транспортное средство - дорога - среда».

Первая и основная причина аварий связана с человеческим фактором (свыше 60%) [7], ошибочными действиями работающих людей: некачественным профессиональным подбором, обучением, точным исполнением техники безопасности и последовательности выполнения работ, тренировками, психофизиологическими установками, физическим, моральным и духовным состоянием человека.

Вторым по значимости фактором причин аварий является некачественное состояние взрывчатых материалов [9]: неправильная их классификация, упаковка, способ размещения и крепления в транспортном средстве (свыше 25% случаев).

Определенную роль в возникновении аварийных ситуаций играет состояние дорог, по вине которых совершено 11% дорожно-транспортных происшествий [10].

При работах с боеприпасами определенное влияние оказывает и рабочая среда человека, представляющая совокупность ее физических, химических, биологических, социально-психологических и эстетических факторов.

При подрыве боеприпасов электрическим способом необходимо соблюдать следующую последовательность выполнения работ:

1. Укладка в яму (траншею) подлежащих подрыву боеприпасов.

2. Укладка и закрепление на боеприпасе активного заряда.

3. Прокладка участковых проводов.

4. Присоединение участковых проводов к магистральным.

5. Проверка исправности электровзрывной сети.

6. Присоединение электродетонатора к участковым проводам.

7. Вставка электродетонатора в гнездо шашки активного заряда.

8. Личная проверка руководителем работ отсутствия людей на подрывной площадке.

9. Личное присоединение руководителем работ подрывной машинки к электровзрывной сети (магистральным проводом).

10. Личное производство руководителем работ подрыва.

11. Проверка результатов подрыва.

Активный заряд состоит из одной или нескольких троти-ловых шашек (200 или 400 г), имеющих гнезда под электродетонаторы. Примерные нормы расхода активного заряда на уничтожение боеприпасов подрывом приведены в [2]. Активный заряд укладывается на боеприпас так, чтобы поверхность соприкосновения его с подрываемым боепри-пасом была наибольшей.

Участковые провода (провода, соединяющие электродетонатор с магистральными проводами) укладываются в грунт без натяга, со слабиной 10 - 12% от нужной длины.

Магистральные провода (провода, идущие от источника тока до места расположения активного заряда) для более надежного предохранения от механических повреждений и повреждений осколками рекомендуется прокладывать в металлических трубах по дну траншеи, глубиной не менее 50 см. При прокладке сетей разового пользования провода разрешается укладывать в узкие ровики, не засыпая их сверху землей, или под подрезанный лопатой дерн. Концы магистральных проводов, находящихся в блиндаже для укрытия подрывников, должны быть изолированными друг от друга.

Место присоединения участковых проводов к магистральным (и другие соединения проводов) плотно скручивается витками плоскогубцами и оборачивается изоляционной лентой, а для избежания разрывов сростков на срощенных участках проводов завязываются предохранительные петли.

Проверка исправности электровзрывной сети производится после ее укладки, перед засыпкой грунтом, с помощью омметра, когда все подрывники уйдут в укрытие. Исправность сети определяется только по отклонению вправо стрелки омметра без производства отсчетов по шкале. Проверять сеть, подключенную к активному заряду или электродетонатору, запрещается. Последующие контрольные проверки сети проводятся по мере необходимости.

Присоединение электродетонатора к участковым проводам производится в стороне от подготовленного к подрыву бое-припаса также, как участковых проводов к магистральным. Присоединенный к участковым проводам, электродетонатор укладывается на расстоянии не менее 1 м от активного заряда. При этом электродетонатор должен вставлять в гнездо тротиловой шашки активного заряда руководитель работ или, по его указанию, один из подрывников.

После проверки руководителем работ отсутствия людей на подрывной площадке и отвода всех подрывников в укрытие руководителем работ подается команда: «Приготовиться». По этой команде в блиндаже для укрытия подрывников лично руководителем работ освобождаются от изоляции и присоединяются к подрывной машинке концы магистральных проводов. Руководитель работ лично присоединяет концы магистральных проводов к подрывной машинке, заряжает ее, подает команду «Огонь» и производит подрыв нажатием кнопки «ВЗРЫВ».

Для проверки результатов подрыва выходить из укрытия разрешается не ранее чем через пять минут после взрыва.

Если заряд дал отказ, то подходить к нему для осмотра разрешается только руководителю работ с одним из подрывников не раньше чем через пятнадцать минут с того момента, когда по расчету должен был произойти взрыв. Выяснив причину отказа, руководитель работ должен подготовить и осуществить повторный подрыв. Электродетонатор из гнезда шашки активного заряда извлекать запрещается. Если отказал электродетонатор, то для повторного подрыва используется другой электродетонатор, который вставляется в гнездо другой шашки активного заряда. Если активный заряд подействовал, а подрываемый боеприпас не подействовал, то новый активный заряд берется массой вдвое больше штатной нормы и повторяется подрыв.

После осмотра мест подрыва и местности руководителем работ подается команда «Отбой».

Все работы по уничтожению боеприпасов учитываются в журнале учета работ [2], который в дни производства подрывов находится на подрывной площадке.

Особенности организации и производства работ по уничтожению особо опасных боеприпасов

Особо опасные боеприпасы уничтожаются на месте их обнаружения. Работы, связанные с извлечением их из грунта, со страгиванием, передвижением, перемещением, категорически запрещены. Работы можно проводить с соблюдением всех мер предосторожности только с грунтом и до тех пор, пока боеприпас будет обнаружен и открыт настолько, чтобы возле него (на него) можно было положить активный заряд, предназначенный для подрыва.

Для соблюдения мер безопасности особо опасные боеприпасы откапывают осторожно, не допуская толчков и ударов. Для обнаружения их применяют стальной щуп (заостренный прут длиной 40 - 50 см), с помощью которого убеждаются в отсутствии таких боеприпасов до глубины 20 - 30 см, после чего удаляют грунт на эту глубину лопатой. При обнаружении боеприпаса немедленно переходят к откапыванию его саперным ножом или руками. Применять для откапывания особо опасных боеприпасов кирки, мотыги, ломы и другой инструмент запрещается. На открытую часть боеприпаса осторожно (чтобы не шевельнуть боеприпас) укладывают и укрепляют активный заряд и производят подрыв, как правило, электрическим способом, рассмотренным выше. Если шашек активного заряда будет несколько, то они располагаются не в высоту, а в ширину, чтобы наибольшее число их соприкасалось с поверхностью подрываемого боеприпаса. Уложенные на боеприпас шашки активного заряда укрепляются полосками дерна или кусками дерева с большой осторожностью, чтобы не шевельнуть боеприпас.

Ручные противотанковые гранаты уничтожаются на месте падения: трогать, шевелить, а тем более брать их в руки категорически запрещается, так как они могут взорваться. Поэтому, чтобы не шевельнуть гранату, шашку активного заряда укладывают не на корпус гранаты, а в непосредственной близости от нее, на расстоянии около 0,5 см, после чего вставляется электродетонатор в гнездо шашки, придерживая последнюю. Ручные осколочные гранаты также уничтожаются на месте падения, не трогая их. Шашки активного заряда укладываются сбоку корпуса гранаты осторожно, не шевеля ее. Подрыв ручных противотанковых и осколочных гранат производится в том же порядке, что и подрыв снарядов.

Следует иметь в виду, что при подрыве гранат люди должны быть укрыты на расстояниях больших, чем могут разлететься осколки (для гранаты Ф-1 разлет осколков до 200 м).

Если особо опасные боеприпасы обнаружены в населенных пунктах, то уничтожать их необходимо по методике, изложенной в ст. 210 [2] и в [5].

Следовательно, отличительной особенностью работ по уничтожению особо опасных боеприпасов является то, что их нельзя страгивать с места, передвигать, перемещать и перевозить, а все операции выполняются с особой тщательностью и аккуратностью, так как у этих боеприпасов взведен взрыватель (запал), который можно привести в действие при малейшем их смещении с места-. Поэтому особо опасные боеприпасы необходимо выделить в отдельную группу, так как они требуют другого обращения в сравнении со всеми иными боеприпасами: опасными, запрещенными, ограниченными в применении и обычными.

Таким образом, в статье предлагается:

градация боеприпасов по степени их опасности на особо опасные, опасные, запрещенные и ограниченные в применении;

введение систематизированной последовательности (алгоритма) действий по уничтожению боеприпасов, нарушение которой может привести к непредвиденным последствиям и крайней опасности для людей, выполняющих эти работы;

введение особенностей организации и производства работ по уничтожению особо опасных боеприпасов.

Изложенный выше материал целесообразно использовать при подготовке новых руководящих документов.

ЛИТЕРАТУРА

/. Правила безопасности при хранении, сборке и ремонте боеприпасов на артиллерийских арсеналах, базах и складах. - Мн.: МО РБ, 2003.

2. Инструкция по разделке, разрядке и уничтожению боеприпасов на арсеналах, центральных базах и складах. - Мн.: МО РБ, 2003.

3. Перечень боеприпасов артиллерии, применение которых запрещено или ограничено. - Мн.: МО РБ, 1997.

4. Инструкция заведующему хранилищами с боеприпасами. - Мн.: МО РБ, 1999.

5. Руководство по очистке местности от взрывоопасных предметов. Введено приказом МО РБ от 28.03.1995 № 120.

6. Плющ А.А., Курков С.Н., Еличев К.А. и др. Эксплуатация боеприпасов. - Пенза: ПАИИ, 2004.

7. Чевиков С.А. Обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов класса 1. - М.: ЦНИИНТИ, 1990.

8. Положение о порядке категорирования вооружения, военной техники и военно-технического имущества в ВС РБ. Введено приказом МО РБ от 29.04.1996№ 231.

9. Ломов Б.Ф. Справочник по инженерной психологии. - М.: Машиностроение, 1982.

10. Единые правила безопасности при взрывных работах. - М.: Недра, 1976 (с изменениями Госгортехнадзора - в 1990 г.).


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации