Методы и результаты проведения военно-педагогических исследований

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 1/2006, стр. 54-59

Методы и результаты проведения военно-педагогических исследований

УДК 355.23:001.89

В.И. АНДРЕЕВ,

главный научный сотрудник научно-исследовательской части

Военной академии Республики Беларусь,

доктор педагогических наук, профессор

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, позволяющих с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс. «Метод научного познания есть способ добывания, выявления достоверных, убедительных фактов о реальной действительности, знаний о существующих между явлениями связях и зависимостях, о закономерных тенденциях их развития, способ обобщения добытых сведений и их оценки» [1]

Методы военно-педагогического исследования могут быть условно разделены на три группы: методы изучения военно-педагогического опыта, методы теоретического исследования и методы математической статистики (рис. 1).

При изучении военно-педагогического опыта используются методы изучения литературных источников, наблюдения, результатов практической деятельности военнослужащих, применения аудио- и визуальных средств, изучения различных документов, анкетирования, интервью, тестов, беседы, эксперимента, обсуждения полученных результатов исследования, опытной проверки выводов и рекомендаций исследования, теоретического анализа, математической статистики, экспертных оценок и др.

Важное место в методике каждого военно-педагогического исследования занимает изучение литературных источников и других документов. Приведем пример.

В.И. Марченков в ходе исследования на тему «Совершенствование образовательного процесса в вузах Вооруженных сил Российской Федерации» (Москва, 2002) изучил 250 литературных источников (диссертации, монографии, научные статьи, учебные пособия и др.) по различным аспектам проблемы. Проанализированы квалификационные требования к выпускникам по 10 специальностям, 40 учебных планов, более 90 программ и тематических планов. Опрошено более 100 преподавателей, 30 начальников кафедр, учебных отделов вузов, 300 слушателей различных факультетов Военного университета, 200 офицеров - выпускников высших военных академий, университетов и институтов.

Методика работы над литературными источниками включает в себя следующие направления:

1. Предварительное ознакомление с отобранной литературой, выделение в ней наиболее ценных источников по теме исследования.

2. Анализ диссертаций, монографий, различных публикаций по теме исследования, затем по конкретным вопросам. Составление библиографического списка литературы по проблеме изучения с учетом новинок.

3. Разработка техники фиксации и систематизации данных из литературных и архивных источников. При выписках помечаются дословные цитаты, наименование источника (автор, название, место и год издания, страницы). Систематизация выписок в соответствии с параграфами и главами исследования.

В изучении практического опыта воспитания и обучения военнослужащих велика роль метода наблюдения за педагогическими явлениями и процессами. Наблюдение предполагает четкое определение его цели, детальную и подробную фиксацию данных, использование аудиовизуальных средств для констатации полученных данных.

В процессе научного наблюдения используется метод изучения практической деятельности. По результатам выполнения военнослужащими разного рода работ можно в условиях учебного заведения изучить систему деятельности офицеров, курсантов и слушателей, особенности их деятельности и взаимодействия. К примеру, на основе изучения специальных дневников о стажировке, отчетных книжек курсантов, письменных отчетов можно получить объективные данные об особенностях работы курсантов в период стажировки, совершенствовании учебно-воспитательной работы в академии.

В военно-педагогических исследованиях последних лет широко используются аудиовизуальные средства, когда выявление принципиально новых научных данных возможно только с помощью видеозаписи, компьютера, кинопленки, телевидения, звукозаписи. Одновременно технические средства служат источником точной характеристики зафиксированных документов и результатов деятельности испытуемых.

В качестве метода военно-педагогического исследования активно используется изучение документации, отражающей ход и результаты идеологической работы (военно-учебной и военно-служебной) курсантов, слушателей и офицеров. Такими источниками могут быть журналы тренировок, дежурств на боевой технике, командных пунктах и радиолокационных пультах, журналы учета результатов стрельб, акты текущих, контрольных и инспекторских проверок, другие учетные и отчетные документы. С помощью их анализа можно обнаружить и проследить тенденции, взаимосвязи изучаемых педагогических феноменов, причины их генезиса и развития.

В военно-педагогических исследованиях активно используются опросные методы: анкеты, интервью, социометрия, независимые характеристики. Так, в исследованиях традиционно используется метод анкетного опроса в целях выяснения мнений, интересов, настроений и других сведений. Как правило, анкета состоит из 7 - 10 вопросов. Этот метод предполагает следующие методические рекомендации:

- разъяснить военнослужащим перед анкетированием его цели и практическое значение;

- предоставить возможность анонимных ответов;

- выполнить правила составления анкеты: исключать двусмысленное толкование вопросов, соблюдать последовательность постановки, когда предыдущий вопрос развивается в следующем, создавать благоприятную психологическую обстановку;

- собрать достаточно большое количество ответов.

К методам педагогических измерений в последнее время относят тестирование. При научно обоснованной методике тесты дают ценный исследовательский материал. Значимость применения тестов в педагогических исследованиях актуализировалась после внедрения в учебно-воспитательный процесс программированного обучения, требующего тщательного анализа логической структуры дидактического материала и программирования результатов обучения. Для проверки уровня знаний, изучения глубины усвоения учебного материала разрабатываются и используются специальные тестовые карточки с перечнем вопросов и 3 - 4 вариантами ответов. Соотношение правильных ответов и ошибок определяется в баллах. Методика проведения тестирования предполагает:

1. Включение в тест вопросов и задач, отражающих существенные стороны изучаемых исследователем феноменов.

2. Обеспечение высокой оценки объективности и надежности данных. Тест считается надежным, если его результаты коррелируются от 75 % и выше.

3. Тест должен быть направлен не на техническое заполнение ответов, а на активную мыслительную деятельность тестируемых.

В изучении педагогических феноменов немаловажная роль принадлежит испытанному методу - беседе. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый в целях получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно понятным при наблюдении. Научная ценность метода заключается в установлении личного контакта с людьми - объектами исследования. Беседа нередко предшествует наблюдению, так как обеспечивает получение данных для определения цели и задач наблюдения. В беседах с военнослужащими выясняются круг их интересов, духовные запросы, уровень знаний учебного материала. Вопросы для беседы формулируются четко, в форме, стимулирующей активную работу мысли собеседника. Результативность также зависит от целесообразного места и времени, создания непринужденной обстановки. После беседы результаты фиксируются.

Ключевой задачей военно-педагогического исследования считается проверка выводов, получаемых с помощью названных методов исследования. Она решается путем проведения эксперимента. Эксперимент, в отличие от перечисленных выше методов, является специально организованной проверкой того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. Выделяют следующие этапы эксперимента:

теоретический (постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез);

методический (разработка методики исследования и его плана, программы методов обработки полученных результатов);

Методы и результаты проведения военно-педагогических исследованийрабочий - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых);

аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формирование выводов и практических рекомендаций).

Эксперимент особенно важен в условиях Вооруженных Сил, поскольку экспериментальная работа ведется в повседневных условиях жизни и деятельности войск. Различают следующие виды экспериментов:

естественный, проводимый в повседневных условиях обучения и воспитания военнослужащих;

лабораторный, предполагающий создание искусственных условий для проверки, к примеру, того или иного метода обучения личного состава, когда отдельные военнослужащие изолируются от остальных. Как правило, в военно-научных исследованиях используется естественный эксперимент;

констатирующий, когда фиксируется только реальное состояние дел в процессе обучения и воспитания военнослужащих;

преобразующий, если эксперимент осуществляется целенаправленно, к примеру, для определения методов и форм воинского воспитания, его идеологического сопровождения или морально-психологического обеспечения подготовки личного состава. В ходе преобразующего эксперимента военнослужащий ставится в такие условия, когда от него ожидается получение заранее предполагаемых результатов. Для этого определяются две группы воинов. Одна из них (контрольная) продолжает находиться в прежних условиях, а вторая (экспериментальная) оказывается под влиянием заранее намеченной методики исследования. Результаты преобразующего эксперимента определяются путем последующего сравнения этих двух групп.

Вместе с тем нецелесообразно тотчас же распространять выводы педагогического эксперимента на всю систему учебно-воспитательной работы в массовом порядке. Экспериментальные данные нуждаются в подкреплении их опытной проверкой в повседневных условиях.

Для проверки результатов исследования применяется метод обсуждения, когда полученные в ходе эксперимента результаты выносятся на суд общественности, специалистов, теоретические и методические, научно-практические конференции, симпозиумы, семинары и др.

Одним из методов военно-педагогического исследования является опытная проверка выводов и рекомендаций в учебно-воспитательной практике войск. Это положение относится и к военно-научным исследованиям. Так в диссертации И.К. Мурзича «Разработка методики оценки эффективности боевого применения артиллерийских подразделений» (Минск, 2002) предложено программное обеспечение, основанное на математическом аппарате, которое может с успехом применяться в артиллерийских штабах дивизионного и бригадного звена при планировании и управлении подразделениями в ходе боя.

Существенную роль в обработке, осмыслении получаемого материала научных исследований играет метод теоретического анализа. На начальном этапе исследования ему принадлежит решающая роль при обосновании ведущей идеи, вычленении педагогических феноменов из целостного педагогического процесса.

И.Н. Александров в докторской диссертации на тему «Педагогические условия аттестации командиров подразделений, слушателей, курсантов в системе военного образования России» (Москва, 2002) определил следующие теоретико-методологические подходы исследования: общефилософский системный подход к изучению педагогических явлений, исследованию личностных и социально-деятельностных основ оценки офицерских кадров, конкретно-педагогический подход (А.В. Барабанщиков, В.П. Беспалько, Н.В. Бордовская, В.Н. Герасимов, В.П. Давыдов, О.Ю. Ефремов, В.В. Краевский, В.В. Лаптев, М.М. Поташник, В.Е. Радионов, И.А. Скопылатов, В.Я. Слепов, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзов, Я.Я. Юрченко).

Источниками для теоретического анализа выступают:

1. Концептуальный подход к управлению функционированием и развитием педагогических систем (И.С. Батракова, И.В. Блауберг, В.А. Бордовский, Ю.В. Васильев, В.И. Загвязин-ский, М.С. Каган, В.Н. Калинин, В.Ю. Кричевский, О.Е. Лебедев, А.А. Орлов, М.М. Поташник, Н.И. Проданов, В.Н. Садовский, А.Г. Соколов, А.Д. Цвиркун, Э.Г. Юдин, В.А. Якунин).

2. Современные концепции педагогической и военно-педагогической деятельности (А.В. Барабанщиков, В.И. Гинецинский, А.Т. Иваницкий, В.Я. Кикоть, А.А. Кочин, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.С. Олейников, В.Н. Подлипняк, Е. Д. Проценко, В.А. Сластенин, И.А. Скопылатов, В.Я. Слепов, Ю.А. Танюхин, В.И. Хальзов, Н.Ф. Феденко, А.Г. Шестаков, Я.Я. Юрченко).

3. Принципы и теоретические основы организации психологической службы в системе военного образования (Б.Г. Бовин, А.Т. Иваницкий, Ю.Р. Подлипняк, В.Я. Кикоть, В.Ю. Рыбников).

4. Современные подходы и направления в области новых информационных и педагогических технологий, автоматизированного контроля (В.П. Беспалько, В.Н. Герасимов, А.А. Горелов, А.М. Зи-мичев, М.В. Кларин, Н.Д. Никандров, А.Н. Печников).

5. Исследования в области квали-метрии образования (Г.Г. Азгальдов, В.И. Михеев, В.П. Панасюк, А.И. Субетто, С.Ю. Тряпицын).

Как видим, использование военным исследователем метода теоретического анализа предполагает владение теоретико-методологическим подходом, знание законов логики анализа военно-педагогических концепций и идей в области объекта и предмета исследования. Теоретический анализ обеспечивает прогнозирование хода и результатов военно-педагогического исследования.

Для обработки данных, полученных методами опроса и эксперимента, а также установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями в педагогике применяются методы математической статистики. С их помощью в военно-педагогическом исследовании решаются различные задачи. Они используются не только для обработки фактического материала с его количественных сторон, но и для научной организации исследования (особенно на начальных этапах работы), получения дополнительного эмпирического материала. Научная организация исследования требует обеспечения презентативности объектов изучения. Исследователю необходимо для решения этого вопроса использовать математические методы расчета минимальной величины подлежащего исследованию объекта (группы людей, числа частей, их состава и т. п.), чтобы на основе данных, полученных на этом объекте, можно было сделать объективные выводы. Иными словами прежде чем начинать сбор материалов, исследователю необходимо знать количество и характер фактов, достаточных для доказательства сделанных предположений и выводов.

Исследователю далеко не всегда представляется возможность изучить всю совокупность явлений, хотя к этому постоянно следует стремиться: сказывается недостаток времени, средств, необходимых условий и т. д. Иногда сплошного исследования просто не требуется, так как выводы будут достаточно точными после изучения части объектов. Чтобы собрать репрезентативный фактический материал, офицеру важно овладеть выборочным методом, который значительно сократит объем работы исследователя. Теоретическими основами выборочного метода являются теория вероятности и закон больших чисел. Известно, что они считают важнейшим условием успешного исследования достаточное количество необходимых наблюдений, то есть требование массовости.

Но как определить, достаточно ли будет намечаемого количества наблюдений для надежных выводов по исследуемой проблеме? Для решения этой задачи существуют различные методы. Искомое количество может быть определено, например, при помощи таблицы достаточно больших чисел. В данном случае от исследователя требуется лишь установление величин вероятности и допускаемой ошибки. Например, допускаемая ошибка выводов, которые должны быть получены в результате наблюдений, по сравнению с теоретическими предположениями не должна превышать 0,05 как в положительную, так и в отрицательную сторону (иначе говоря, мы можем ошибиться не более чем в 5 случаях из 100). Тогда по таблице достаточно больших чисел находим, что правильное заключение возможно в 9 случаях из 10, если число наблюдений составит не менее 270, в 99 случаях из 100 при наличии не менее 663 наблюдений и т.д. (табл. 1).

Методы и результаты проведения военно-педагогических исследованийЛегко обнаружить, что с увеличением точности, т. е. с уменьшением величины допускаемой ошибки и увеличением вероятности, откуда мы предполагаем сделать наши выводы, число необходимых наблюдений возрастает. Однако не следует думать, что в военно-педагогических исследованиях это число должно быть чрезмерно большим. Количество в 300 - 500 наблюдений является вполне достаточным, чтобы сделать основательные выводы. Изложенный способ определения величины выборки является наиболее простым и доступным. Математическая статистика располагает и более сложными методами исчисления требуемых частных совокупностей.

Требование массовости не обеспечивает надежности статистических выводов. Они будут достоверными только в случае, если выбранные для наблюдения единицы станут достаточно представительными для изучаемого класса явлений. Репрезентативность единиц наблюдения обеспечивается, прежде всего, благодаря тому, что они берутся без какого бы то ни было подбора, совершенно случайно. Для обеспечения этой случайности применяется таблица случайных чисел. Ее использование сводится к следующим правилам.

Допустим, что требуется определить 20 подразделений для проведения массового эксперимента в одном из войсковых соединений. Всего в этом соединении имеется 200 подразделений. В данном случае поступают следующим образом: составляют список всех подразделений соединения и пронумеровывают их. Затем берут таблицу случайных чисел и выписывают из нее 20, начиная с какого-либо числа и отбрасывая все остальные, превышающие 200. Получив, таким образом, 20 случайных чисел, берут затем из списка 20 подразделений, порядковые номера которых совпали с этими двадцатью случайными числами.

При подобном составлении объекты экспериментов будут выбраны совершенно случайно из общей (генеральной) совокупности. Это даст право исследователю утверждать, что полученные при исследовании частичной совокупности единиц результаты не будут резко отличаться от тех, которые мы имели бы в случае исследования всей совокупности единиц, что подразделения, выбранные для проведения экспериментов, являются представительными.

На практике проведения военно-педагогического исследования нередко используются не только обычный случайный отбор, но и более сложные методы отбора объектов для наблюдения и эксперимента: расслоенный случайный отбор, многоступенчатый отбор и др. При случайном отборе, например, вся совокупность объектов разделяется на части, отличающиеся друг от друга какими-либо существенными признаками, а выборка объектов наблюдения и эксперимента производится от каждой составной части.

Важнейшей задачей математических и статистических методов исследования является анализ и обобщение полученных данных. Математика дает возможность установить различного рода отношения, корреляции между фактами и тем самым помочь выявить тенденции и закономерности развития педагогических явлений. Она позволяет представить результаты обработки эмпирического материала в виде математических выражений и статистических построений различных степеней обобщенности.

На основе математической статистики разработано несколько способов графического изображения статистических величин. Основными из них являются: способ точек, способ прямых и способ прямоугольников. Эти способы отличаются достаточной простотой. Техника их выполнения - проведение осей координат, установление масштаба и выписка обозначения отрезков (точек) на горизонтальной и вертикальной осях - подробно изложена в учебных пособиях по статистике.

Полученные диаграммы, изображающие ряды распределения значений одной статистической величины, позволяют исследователю составить кривые распределения. Графическое изображение двух и более статистических величин дает возможность образовать некоторую непрерывную кривую поверхность, называемую поверхностью распределения. Ряды развития могут в свою очередь при графическом изображении образовывать кривые развития.

Таблицы и графики могут стать первыми важными шагами в исследовании статистических величин. Основным же методом является аналитический метод, оперирующий математическими формулами (моделями), с его помощью выводятся так называемые «обобщающие показатели», анализ которых и составляет последний этап статистического исчисления. Обобщающими, или производными, показателями в статистике называются абсолютные величины, приведенные в сравнимый вид. Они подразделяются на относительные и средние величины, балансы и индексы.

Какие же задачи военный педагог решает при помощи относительных величин?

Выяснение свойств статистических рядов и таблиц достигается путем их сравнения. Чтобы произвести такое сравнение, необходимо прежде всего привести их к одинаковому основанию. Для этого вместо абсолютных чисел берутся относительные, т.е. числа, взятые в отношении к другим числам, принятым за их основание. В педагогическом исследовании относительные величины (обычно выражаемые в процентах) применяются преимущественно для определения качественных особенностей анализируемых совокупностей, например, отношения числа молодых солдат к общему числу воинов подразделения, числа отработанных тем учебного плана к общему числу тем и т. п. С их помощью раскрываются различные связи исследуемых явлений, чаще всего отношение части к целому (удельный вес) или слагаемых к сумме (структура совокупности); отношение одной части совокупности к другой ее части; отношения, характеризующие динамику изменения каких-либо явлений во времени.

Исключительно важную роль в анализе многих педагогических явлений играют средние величины. Они представляют собой обобщенную характеристику качественно однородной совокупности явлений по определенному количественному признаку. Средние величины обычно применяют в тех случаях, когда необходимо дать объективную квантитативную характеристику успеваемости воинов, уровня их профессиональной подготовленности, определить, какой вариант учебного плана, методической системы дает лучшие результаты по сравнению с другим, сколько случайного в этих результатах и т. д.

В педагогическом исследовании могут применяться различные виды средних величин: средняя арифметическая, средняя геометрическая, медиана и мода. Выбор вида средней величины, которую следует применить в каждом конкретном случае, зависит от характера связи между величиной определяющего свойства и величиной признака, по значениям которого вычисляется средняя.

Наиболее распространенным видом средней величины является средняя арифметическая. Она применяется в случае, если между определяющим свойством и данным признаком имеется прямо пропорциональная зависимость (например, при улучшении показателей боевой работы расчета улучшаются показатели работы каждого номера расчета). Средняя арифметическая представляет собой частное от деления суммы величин на их число и вычисляется по формуле

Методы и результаты проведения военно-педагогических исследований

где хр х2, х3 , … х хn - результаты отдельных наблюдений,

п - количество наблюдений.

Типичность и показательность средней арифметической подтверждает специальный показатель - среднеквадратическое отклонение, являющееся мерой колебаний численных значений признака, из которых выводится средняя величина. Вычисление этого показателя происходит путем возведения в квадрат отклонений каждого значения ряда от средней, деления суммы квадратов на число членов ряда с последующим извлечением квадратного корня из полученного среднего квадрата отклонений

Методы и результаты проведения военно-педагогических исследований

Методы и результаты проведения военно-педагогических исследований

где σ - средняя квадратическая.

Средняя арифметическая и средняя квадратическая ошибки являются основными массовыми характеристиками полученных результатов наблюдений. Они позволяют обобщить накопленные данные, сравнить их, установить преимущества одной методической системы, программы и т. д. перед другой.

В педагогических исследованиях часто приходится устанавливать связи, существующие между различными педагогическими явлениями (вариантами учебного плана, программами воспитательной работы и т. п.), определять, какого характера и насколько тесной является эта связь (корреляция) или, наоборот, остается различие между ними несколько существенным, качественным.

Таким образом, даже общее представление о важнейших вопросах методики статистического исчисления говорит о том, что такая обработка фактического материала дает возможность исследователю проникать в сущность педагогических явлений, раскрывать их закономерности. Поэтому научный аппарат математики и статистики должен быть взят на вооружение педагогами, занимающимися научными исследованиями. Вместе с тем при проведении анализа и обобщения фактического материала следует иметь в виду, что математический аппарат может объективно обработать все, что в него вложит исследователь: и достоверные данные, и его предположения. Поэтому от качества, точности фактического материала зависит и качество получаемых результатов.

В педагогических исследованиях последнего времени весьма распространен метод моделирования. Сущность данного метода убедительно представлена О.И. Генисаретским. Он понимает под моделью конструкцию, строение которой задано структурой ее знаковой формы, а функционирование - правилами имитации. Однозначность правил обеспечивает необходимость и общезначимость модельного знания. В моделировании задача воссоздания (реконструкции) структуры объекта решается путем создания (конструкции) структуры модели. Этим объясняется синтезирующая функция моделей, их способность воплощать в единой конструкции разрозненные, эмпирически выявленные содержания.

Такова краткая характеристика сути основных методов военно-педагогического исследования. Подчеркнем, что ни один из рассмотренных методов (взятый сам по себе) не дает полной гарантии объективности полученных данных. Ограничение субъективизма возможно путем дальнейшего совершенствования технологии применения различных методов и комплексности их использования для изучения одной и той же проблемы.

Ценность педагогического исследования определяется в первую очередь тем, насколько оно способствует развитию теории и практики воспитания и обучения.

Исследователь, получивший новый результат в науке, представляет интерес и ценность в обществе как носитель определенной информации, обладатель знания, которое он может передать другим. Этим, на наш взгляд, вызвано уважение к ученым, в том числе к педагогам-исследователям, в гражданских и военных вузах, стремление многих встать в их ряды.

Процесс внедрения результатов исследования в военно-педагогический процесс предполагает несколько этапов:

- ознакомление офицерского состава с выводами и рекомендациями;

- практическое обучение преподавательского состава, командиров и заместителей по воспитательной работе умению использовать новые методы и приемы в практике обучения и воспитания военнослужащих;

- предъявление требований к офицерскому составу внедрять результаты исследования в военно-педагогический процесс, контроль за выполнением этих требований.

В этой связи заслуживают внимания рекомендации результатов исследования в диссертации А.Ю. Лухнова «Теория и практика повышения эффективности педагогической деятельности преподавателей вузов» (Санкт-Петербург, 2002) на соискание ученой степени доктора педагогических наук.

В целях успешного решения организационных задач в области повышения эффективности педагогической деятельности преподавателей вузов он предлагает:

1. Управлению военного образования МО РФ в ходе реформ системы военного образования рассмотреть возможности использования разработанных в диссертации: основных направлений структурно-функциональной перестройки системы повышения эффективности педагогической деятельности преподавателей вузов…; предложений по открытию педагогических специальностей для подготовки преподавателей оперативно-тактических, военно-специальных и общевоенных дисциплин…..; предложений по усилению общевоенной составляющей в управлении педагогической подготовкой преподавателей вузов за счет создания соответствующего учебно-методического объединения; внедрения диверсификационной модели, разработанной в соответствии с многоуровневой структурой образования России...; предложений о внесении в новое положение рекомендаций о подготовке научно-педагогических и научных кадров в вузах МО РФ по педагогической подготовке преподавателей-офицеров в магистратуре.

2. Направлениям военного образования видов ВС РФ: рассмотреть варианты организации плановой педагогической деятельности преподавателей негуманитарных дисциплин в системе высшего военного образования путем создания педагогических групп и в магистратуре при реализации профессионально-образовательной программы для получения дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы»; использовать разработанные критерии и показатели эффективности для организации постоянного мониторинга качества педагогической подготовки преподавателей вузов…и др.

Ознакомление с результатами проведенного научно-педагогического исследования может осуществляться в военно-учебном заведении на лекциях, при чтении докладов, выступлениях исследователей на сборах, на совещаниях, семинарах, показных занятиях, научно-практических конференциях. Хорошим подспорьем в освещении результатов исследования являются военно-научная печать, публикации статей на страницах общепедагогических и военных научно-теоретических журналов.

Большую роль в пропаганде результатов военно-педагогических исследований могут сыграть методические кабинеты и библиотека военно-учебного заведения, наглядная агитация на факультетах и кафедрах, их использование на тактических учениях, полевых занятиях, при проведении организационно-мобилизационных мероприятий в частях.

Определенную помощь в доведении до офицерского состава педагогических инноваций оказывают школы передового опыта, курсы повышения квалификации при академии. Овладение передовым опытом управления военно-педагогическим процессом возможно при организации на факультетах и кафедрах взаимопосещений учебных занятий, в ходе самостоятельной подготовки курсантов и слушателей, их работы в системе НИРС.

При реализации результатов педагогических исследований на практике обучения и воспитания военнослужащих востребованы постоянная квалифицированная помощь и контроль по внедрению результатов исследований. Только при такой всесторонней поддержке будет обеспечен успех использования инноваций в военно-педагогическом процессе.

Итак, исследовательская работа военного педагога сложна и многоаспектна. Но во всей иерархии отношений военный исследователь должен знать и понимать своих подчиненных, жить их заботами и помыслами, изучать ход военно-педагогического процесса, исследовать его, чтобы по возможности прогнозировать и создавать на своем военно-служебном месте необходимые условия, предпосылки качественного решения задач по обеспечению национальной безопасности, жизнедеятельности войск и устойчивого развития Вооруженных Сил.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Юрайт, 1999. - С. 113.

2. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие /Под. ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. - М.: Совершенство, 1998. - 384 с.

3. Генисаретский О.И. Логический смысл моделей и моделирования / Метод моделирования в естествознании. Тарту, 1966. - С. 44.

4. Кочетов А.И. Культура педагогического исследования. - Минск: НИО, 1992. -167 с.

5. Лаптев Л.Г., Маркитан Р.В., Саркисян А.Е. Воинский труд: Наука, искусство, призвание: Монография. - М.: ИТАР-ТАСС, 1998. -397 с.

6. Требования к диссертациям по педагогическим наукам/В.С. Леднев, В.В. Краевский, В.М. Полонский, Э.А. Штульман. -М.: ВАК, 1990.-20 с.

7. Мальцев Л.С. Вооруженные Силы Республики Беларусь: История и современность. - Минск: Асобны Дах, 2003. - 245 с.

8. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). - М.: АПО, 1996. -132 с.

9. Основы военной акмеологии: Учеб. пособие / Под. ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского и др.: В 2 ч. - М.: МО РФ, 1996. -Ч.1.-314с.; Ч. 2. -415с.

10. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований (в помощь начинающему исследователю). - М.: Педагогика, 1986. -152 с.

11. Теплов Б.М. Ум полководца. - М.: Педагогика, 1990. - 97 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации