Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

НАУКА И ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ № 4/2006, стр. 3-7

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

Полковник А.А. ПЕТЬКОВ,

начальник центра военных исследований и информатизации

командования ВВС и войск ПВО Вооруженных Сил Республики Беларусь,

кандидат технических наук

Подполковник О. Б. ГИРИС,

начальник группы Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Полковник В.М. БУЛОЙЧИК,

начальник кафедры информационно-вычислительных систем

Военной академии Республики Беларусь,

доктор технических наук, профессор

Воздушное пространство наряду с земными недрами является одним из важнейших природных ресурсов, использование которых находится в ведении органов государственного управления. Вместе с тем воздушное пространство является одной из сфер, откуда могут исходить угрозы национальным интересам государства. В связи с этим эффективный контроль воздушного пространства Республики Беларусь в мирное время имеет большое значение для недопущения его несанкционированного использования, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и своевременной нейтрализации иных угроз национальным интересам государства в воздушной сфере.

Контроль использования воздушного пространства Республики Беларусь в мирное время осуществляется органами управления воздушным движением, а также силами* и средствами Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны (далее - ВВС и войска ПВО). Важная роль в осуществлении контроля воздушного пространства принадлежит радиотехническим войскам (РТВ), решающим задачи добывания, сбора, обобщения данныхо воздушной обстановке и обеспечения пунктов управления ВВС и войск ПВО необходимой информацией для своевременной нейтрализации угроз национальным интересам государства в воздушной сфере.

Существовавшие ранее подходы к построению группировок РТВ предусматривали создание сплошного радиолокационного поля (РЛП) над всей территорией страны, равномерное территориальное распределение сил и средств радиолокационного контроля и фактически не учитывали ресурсные ограничения. Естественно, в условиях жестких ресурсных ограничений такие подходы (особенно при высоких требованиях к нижней границе РЛП группировки РТВ) являются неприемлемыми [1, 2]. В современных условиях необходимо стремиться к обеспечению баланса между оперативно-стратегическими требованиями, предъявляемыми к группировке РТВ в соответствии с потребностями нейтрализации угроз национальным интересам государства в воздушной сфере в мирное время, и экономическими возможностями государства по финансированию ее содержания и развития. При этом необходимо учитывать:

угрозы национальным интересам государства в воздушной сфере в мирное время, задачи ВВС и войск ПВО по нейтрализации этих угроз и, соответственно, потребности в радиолокационной информации (РЛ И) дежурных сил и средств зенитных ракетных войск (ЗРВ) и авиации ВВС и войск ПВО;

решаемые группировкой РТВ задачи, их существующую структуру и боевой состав, боевые возможности основного вооружения РТВ, а также перспективы его развития с учетом прогнозируемой динамики модернизации и поставок образцов вооружения в среднесрочной перспективе;

географические факторы, прежде всего, физико-географические особенности позиционных районов, в которых развернуты (или могут быть развернуты) в боевые порядки радиотехнические соединения, части и подразделения группировки РТВ.

Военно-экономические факторы, определяющие размеры финансирования содержания и развития ВВС и войск ПВО, в том числе входящей в их состав группировки РТВ, при обосновании рационального варианта построения группировки РТВ целесообразно рассматривать в качестве основных ресурсных ограничений.

1. Формирование оперативно-стратегических требований к параметрам РЛП группировки РТВ для мирного времени

В мирное время информационные потребности дежурных сил и средств ЗРВ и авиации ВВС и войск ПВО невысоки и, как правило, обеспечиваются совокупными информационными возможностями командных пунктов группировки РТВ. Исходя из этого условия, в мирное время в качестве основных оперативно-стратегических требований к группировке РТВ могут рассматриваться требования к параметрам РЛП группировки при дежурном режиме ее функционирования.

Базовой основой при формировании оперативно-стратегических требований к группировке РТВ являются угрозы национальным интересам государства в воздушной сфере в мирное время и задачи ВВС и войск ПВО по нейтрализации этих угроз. При этом под угрозой национальным интересам государства понимается потенциально или реально существующее воздействие, приводящее к моральному или материальному ущербу [3,4]. Эти угрозы обусловлены факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в политической, экономической и военной сферах, которые определены в основополагающих концептуальных документах в области национальной безопасности государства [5, 6]. Исходя из них, основными угрозами национальным интересам государства в воздушной сфере в мирное время являются:

несанкционированное пересечение Государственной границы Республики Беларусь в воздушном пространстве или же нарушение установленного порядка ее перелета иностранными и отечественными воздушными судами всех ведомств и иными летательными аппаратами;

нарушение иностранными и отечественными воздушными судами всех ведомств установленных ограничений и порядка использования воздушного пространства Республики Беларусь, способное привести к катастрофе в воздушном пространстве, несанкционированному использованию воздушного пространства и т.д.;

угон или попытка угона воздушного судна, в том числе с целью проведения террористических акций, а также аварийная ситуация на воздушном судне любого ведомства, способная привести к катастрофе в воздушном пространстве или же на земле;

демонстрационные и разведывательные полеты иностранных боевых воздушных судов и беспилотных летательных аппаратов в приграничном воздушном пространстве над сопредельной территорией или же в воздушном пространстве Республики Беларусь.

В соответствии с подходами, изложенными в [4, 7], перечисленные угрозы могут быть ранжированы для конкретных условий функционирования группировки РТВ. В основу количественного ранжирования угроз в общем случае должен быть положен размер (масштаб) прогнозируемого ущерба национальным интересам государства, который может быть нанесен при реализации той или иной угрозы при отсутствии действенной защиты национальных интересов.

Высокая сложность этой задачи, обусловленная, прежде всего, ситуационной неопределенностью, не позволяет применить для количественной оценки угроз национальным интересам государства в воздушной сфере строгие математические методы. Однако с учетом исходного местоположения источников возникновения, отношения к объектам ущерба и вектора направленности эти угрозы национальным интересам государства можно локализовать в пределах определенных областей воздушного пространства.

На основе статистических данных о выявленных нарушениях в воздушном пространстве Республики Беларусь для каждой i-й локальной области воздушного пространства можно определить весовые коэффициенты i, которые будут характеризовать значимость каждой из них с точки зрения суммарного потенциала угроз национальным интересам государства в этой локальной области. При отсутствии достаточной статистики эта задача может быть решена с использованием методов экспертных оценок [8, 9]. Поскольку экспертные методы обладают рядом недостатков, связанных с субъективностью мнений экспертов, необходимо предусмотреть использование групповых процедур экспертного оценивания и различных экспертных методов. Например, для повышения адекватности экспертных оценок рассматриваемую задачу можно решить одновременно методами непосредственного (балльного) оценивания и парного сравнения альтернатив с последующим усреднением оценок, полученных двумя методами.

Рассматривая каждую из выделенных локальных областей воздушного пространства в качестве потенциальной зоны радиолокационного контроля (далее - зона контроля), можно сформулировать детальные требования к параметрам РЛП группировки РТВ для каждой из этих зон контроля. При этом следует учитывать типаж и характеристики воздушных объектов, которые потенциально могут осуществлять полет в каждой из зон контроля.

Для решения задачи выбора варианта функционирования группировки РТВ требования к параметрам РЛП целесообразно представить в формализованном виде совокупностью горизонтальных сечений зон контроля на ряде постоянных высот полета воздушных объектов. Учитывая разнообразие типажа воздушных объектов, требования к внешней границе РЛП в каждой из зон контроля следует задавать для «эталонного» воздушного объекта с определенной эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР)Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войски общепринятых показателей качества его обнаружения.

Конфигурация и внешние границы требуемого РЛП в каждой из зон контроля должны определяться с учетом летно-тактических характеристик воздушных объектов и требований потребителей РЛИ к дальним и ближним рубежам выдачи информации. Например, в приграничных зонах контроля требования к параметрам дежурного РЛП могут быть заданы совокупностью полос радиолокационного контроля на ряде высот полета воздушных объектов Hj, ширина которых Ij определяется выражением

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

где. Vjmax - максимальная скорость полета воздушных объектов на высоте Hj;

tвз - время, необходимое для выполнения задачи дежурными силами и средствами группировки РТВ.

При определении конфигурации и внешних границ требуемого РЛП в зонах контроля, расположенных над территорией внутри страны, целесообразно также учитывать местоположение дежурных сил и средств ЗРВ и авиации ВВС и войск ПВО.

Требования к параметрам РЛП в каждой из зон контроля целесообразно дифференцировать по эшелонам высот полета воздушных объектов. При этом на основе статистических данных или же с использованием методов экспертных оценок должны быть определены весовые коэффициенты βij, характеризующие важность каждого j-го эшелона высот полета воздушных объектов в каждой i-й зоне контроля.

Детализированные оперативно-стратегические требования к параметрам РЛП группировки РТВ представляются в графическом и в табличном виде.

При определении режима контроля (постоянный контроль, периодический контроль, контроль по необходимости) в соответствующих зонах контроля целесообразно учитывать:

априорные данные о возможных полетах воздушных судов, предполагаемом времени, продолжительности и интенсивности полетов;

статистические данные о выявленных нарушениях Государственной границы Республики Беларусь в воздушном пространстве и нарушениях порядка использования воздушного пространства Республики Беларусь;

время года и суток, предполагаемые погодные условия.

2.Показатели эффективности вариантов функционирования подсистемы формирования РЛП группировки РТВ

Большое количество частных показателей и низкая степень их интеграции существенно усложняют сопоставление вариантов функционирования группировки РТВ. Поэтому для сравнительной оценки вариантов функционирования подсистемы формирования РЛП были определены показатели результативности, характеризующие целевой эффект с оперативно-стратегических позиций, а также показатели ресурсоемкое™, характеризующие затраты ресурсов для получения целевого эффекта, которые в совокупности характеризуют экономичность построения данной подсистемы группировки РТВ. Поскольку при постановке задачи временные ресурсы полагались достаточными для реализации всех мероприятий, показатели оперативности, характеризующие расход времени для достижения целевого эффекта, не рассматривались.

Потенциальная результативность функционирования подсистемы формирования РЛП определяется соответствием параметров поля, формируемого средствами радиолокации (СРЛ) группировки РТВ, предъявляемым оперативно-стратегическим требованиям с учетом важности различных зон контроля и эшелонов высот полета воздушных объектов. При обосновании обобщенного показателя потенциальной результативности функционирования подсистемы формирования РЛП для условий ситуационной неопределенности были приняты следующие принципы и допущения:

оценка этого показателя осуществляется с учетом важности различных зон контроля и эшелонов высот полета воздушных объектов;

направления полета воздушных объектов в пределах зон контроля принимаются равновероятными, а вероятности высот их полета - пропорциональными весовым коэффициентам эшелонов высот полета воздушных объектов для этих зон контроля;

внешние границы РЛ П оцениваются для «эталонной» ЭПР воздушного объекта, равной 1 м2, и вероятности обнаружения 0,5 (в областях с коэффициентом перекрытия, равным 1) или 0,75 (в областях с коэффициентом перекрытия, равным 2) с учетом рельефа местности;

значение площадей формируемого РЛ П на заданных высотах оценивается в пределах требований к параметрам поля на заданной высоте;

боевые возможности СРЛ полагаются соответствующими нормам технических условий, а влияние технического состояния этих средств на реализацию их боевых возможностей принимается соответствующим среднему значению коэффициента технической готовности Ктг радиолокационных средств, обеспечивающих формирование РЛП во всех зонах контроля.

В качестве обобщенного показателя потенциальной результативности функционирования подсистемы формирования РЛП может быть принята оценка степени соответствия реальных параметров поля, формируемого СРЛ, требуемым параметрам для конкретных условий функционирования группировки РТВ. С учетом принятых допущений оценка этого показателя - коэффициент КРЛП, рассчитывается в соответствии с выражением [10, 11]

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

Где Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск реализуемая площадь РЛ П в i-и зоне контроля на j-и высоте полета воздушного объекта, определяемая объединением (в пределах границ оперативно-стратегических требований) сечений зон информации всех включенных СРЛ группировки, обеспечивающих формирование поля в i-й зоне контроля;

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск - требуемая площадь j-го сечения РЛП в i-й зоне контроля;

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск - весовой коэффициент (коэффициент важности) i-й зоны контроля Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск - весовой коэффициент (коэффициент важности) j-го эшелона высот полета воздушных объектов в i-й зоне контроля Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

Поскольку реализуемые площади сечений РЛП оцениваются в пределах заданных оперативно-стратегических требований, значение коэффициента КРЛП всегда лежит в пределах от нуля до единицы. При этом чем больше величина КРЛП, тем выше потенциальная результативность функционирования подсистемы формирования РЛП группировки РТВ.

Следует отметить, что величина, обратная КРЛП характеризует меру риска реализации угроз в воздушной сфере, связанную с возможным отсутствием радиолокационного контроля в некоторых областях воздушного пространства. При этом чем больше величина КРЛП, тем меньше риск бесконтрольного использования воздушного пространства, следовательно, меньше риск нанесения ущерба национальным интересам государства.

Исходя из этих рассуждений, в качестве показателя потенциальной результативности функционирования подсистемы формирования РЛП (наряду с ранее названным показателем) может быть принята оценка степени риска пропуска воздушных объектов (отсутствия или же несвоевременной выдачи РЛИ), подлежащих радиолокационному контролю.

Оценка этого показателя (коэффициент риска пропуска воздушных объектов, подлежащих радиолокационному контролю) - KR рассчитывается по формуле

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

Значение коэффициента риска KR всегда лежит в пределах от нуля до единицы. Чем меньше это значение, тем меньше вероятность пропуска воздушных объектов, подлежащих радиолокационному контролю, следовательно, выше результативность функционирования подсистемы формирования РЛП.

В качестве показателя ресурсоемкости подсистемы формирования РЛП при определенном варианте функционирования группировки РТВ рассматривается отношение суммарной стоимостной оценки ресурсов для обеспечения функционирования всех СРЛ, предназначенных для формирования дежурного РЛП, к среднестатистической стоимости ресурсов, выделяемых на функционирование данной подсистемы в течение определенного периода времени. Оценка этого показателя КC определяется в соответствии с выражением

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

где Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск - стоимостная оценка ресурсов для обеспечения функционирования всех СРЛ k-го типа, предназначенных для формирования дежурного РЛП, в течение определенного периода времени, определяемая по формуле

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

где Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск - прогнозируемая наработка всех используемых для формирования дежурного РЛП СРЛ k-го типа в течение определенного периода времени;

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск - оценка стоимости функционирования всех используемых для формирования дежурного РЛП СРЛ k-го типа в течение одного часа с учетом расходов на энергопитание;

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск- количество СРЛ k-го типа, использующихся для формирования дежурного РЛП при заданном варианте функционирования группировки РТВ;

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск- соответственно среднестатистические стоимости текущего ремонта, технического обслуживания и амортизационные издержки для СРЛ k-го типа в течение определенного периода времени;

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск-среднестатистическая стоимостная оценка ресурсов для обеспечения функционирования всех СРЛ k-го типа группировки РТВ в течение определенного периода времени (используется для приведения показателя к безразмерному виду). Эта оценка определяется на основе статистических данных за предшествующие периоды времени по аналогичной (5) формуле.

В стоимостные оценки ресурсов для обеспечения функционирования СРЛ включены амортизационные издержки и текущие расходы, связанные с эксплуатацией всех образцов вооружения. При необходимости в эти стоимостные оценки могут быть включены и иные расходы (например, капитальные расходы, связанные с поставкой новых образцов СРЛ, расходы на оборудование позиций, содержание личного состава боевых расчетов и т.д.).

Чем меньше значение показателя Кс, тем ниже ресурсоемкость соответствующего варианта функционирования подсистемы формирования РЛП. Значение показателя Кс > 1 свидетельствует о необходимости увеличения ресурсов для обеспечения функционирования подсистемы формирования РЛП по сравнению со среднестатистической стоимостью ресурсов, выделявшихся на функционирование данной подсистемы в предшествующие годы.

3. Постановка задачи выбора рационального варианта функционирования подсистемы формирования РЛП группировки РТВ, методы ее решения

Постановка задачи выбора рационального варианта функционирования подсистемы формирования РЛП группировки РТВ формулируется следующим образом.

Исходя из предъявляемых оперативно-стратегических требований, для группировки РТВ определена совокупность зон контроля различной категории значимости, в пределах которых должно обеспечиваться формирование РЛП. Требования к параметрам РЛП в каждой i-й зоне Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск описываются в графическом и табличном виде набором требуемых горизонтальных сечений площадью Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск на ряде j-х постоянных высот полета воздушного объекта. Для всех зон контроля определены весовые коэффициенты зон Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск, и сечений на различных высотах Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск, а также режимы контроля зон на различных высотах.

Для формирования РЛП в каждой i-й зоне контроля предполагается использование ограниченного количества Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск территориально распределенных СРЛ различного k-го типа. Каждое СРЛ k-го типа потенциально может обеспечить формирование зоны информации Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск, описываемой набором горизонтальных сечений площадью Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск на ряде j-х постоянных высот относительно рельефа или уровня моря.

Реальные параметры зоны информации каждого СРЛ k-го типа Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск зависят от местоположения его позиции (координат х, у) и с учетом влияния рельефа местности характеризуются набором горизонтальных сечений площадью Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск на ряде j-х постоянных высот относительно рельефа или уровня моря. При этом полагается, что техническое состояние СРЛ соответствует нормам технических условий и не ограничивает их потенциальные пространственные возможности по радиолокационной разведке.

Для СРЛ каждого k-го типа заданы стоимостные оценки, дифференцирующие затраты ресурсов на его функционирование в дежурном режиме, техническое обслуживание, текущий ремонт, а также амортизационные издержки. Кроме того, определено предельное количество СРЛ каждого k-го типа Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск которое может быть задействовано на формирование дежурного РЛП в процессе функционирования группировки РТВ.

Необходимо определить такой вариант функционирования подсистемы формирования РЛП группировки РТВ, при котором обеспечиваются максимальная потенциальная результативность функционирования данной подсистемы при ее минимальной ресурсоемкости.

Исходя из такой содержательной постановки, рассматриваемая задача в формализованном виде может быть представлена двухкритериальной математической моделью [10, 11]. Первый критерий этой модели вытекает из обобщенного показателя потенциальной результативности функционирования подсистемы формирования РЛП и предполагает максимизацию коэффициента КРЛП (или же минимизацию коэффициента риска KR), а второй критерий - из показателя ресурсоемкости подсистемы формирования РЛП и предполагает минимизацию коэффициента ресурсоемкости КС.

Существует достаточно много методов реализации схем компромисса при решении многокритериальных оптимизационных задач, каждый из которых, обладая определенными достоинствами и недостатками, позволяет перейти от векторного критерия к некоторому обобщенному скалярному критерию, что обеспечивает возможность дальнейшего решения уже однокритериальных оптимизационных задач [12-15].

Если рассматривать в качестве целевой установки для решения задачи максимизацию потенциальной результативности функционирования подсистемы формирования РЛП при заданных ресурсных ограничениях, то целесообразно выбрать схему компромисса на основе метода главного критерия. Однако в условиях жестких ресурсных ограничений, когда необходимо стремиться к нахождению баланса между потенциальной результативностью функционирования и ресурсоемкостью подсистемы формирования РЛП группировки РТВ, целесообразно реализовать схему компромисса на основе метода обобщенного критерия или метода идеальной точки.

При использовании метода обобщенного критерия, исходя из критериальной направленности показателей, характеризующих результативность функционирования и ресурсоемкость подсистемы формирования РЛП, в качестве обобщенного показателя технико-экономической эффективности (экономичности) функционирования данной подсистемы группировки РТВ Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск можно рассматривать отношение КРЛП и Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск или произведение KR и Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск. Чем больше значение показателя Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск, (чем меньше значение показателя Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск), тем рациональнее соответствующий вариант функционирования подсистемы формирования РЛП группировки РТВ.

При использовании метода идеальной точки с учетом нормирования показателей, характеризующих результативность функционирования и ресурсоемкость подсистемы формирования РЛП, в двухмерном пространстве «результативность функционирования - ресурсоемкость» строится область допустимых решений (область Парето) (рис. 1). Далее определяется идеальная (чаще всего недостижимая) точка рассматриваемого пространства решений (так называемая точка утопии) и оценивается расстояние рассматриваемых вариантов функционирования подсистемы формирования РЛП относительно этой точки. Вариант функционирования подсистемы формирования РЛП, для которого это расстояние минимально, принимается в качестве рационального.

В качестве идеального можно рассматривать такой вариант функционирования подсистемы формирования РЛП группировки РТВ, при котором степень риска пропуска воздушных объектов, подлежащих радиолокационному контролю (коэффициент риска KR), и ресурсоемкость данной подсистемы (коэффициент ресурсоемкости Кс) равны нулю.

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

При равнозначности показателей, характеризующих результативность функционирования и ресурсоемкость подсистемы формирования РЛП, при использовании метода идеальной точки обобщенный показатель технико-экономической эффективности функционирования группировки РТВ Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск можно определить по формуле

Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск

Как показали исследования, выполненные при обосновании варианта функционирования группировки РТВ ВВС и войск ПВО для мирного времени, применение всех описанных методов реализации схемы компромисса дает абсолютно одинаковые результаты решения задачи выбора рационального варианта функционирования подсистемы формирования РЛП. Кроме того, результаты этих исследований позволяют сделать вывод о том, что рациональный вариант функционирования подсистемы формирования РЛП группировки РТВ (вариант В2) соответствует области пересечения графиков зависимости коэффициентов риска KR и ресурсоемкости Кс от количества используемых при каждом варианте территориально распределенных первичных источников РЛИ Методические подходы к обоснованию рационального варианта функционирования группировки радиотехнических войск (рис. 2).

Данный вывод подтверждается детальными расчетами, проведенными на основе результатов моделирования различных вариантов функционирования подсистемы формирования РЛП группировки РТВ с использованием комплекса моделирования «Свислочь».

Таким образом, при обосновании рационального варианта функционирования группировки РТВ следует исходить из необходимости обеспечения баланса между оперативно-стратегическими требованиями, предъявляемыми к группировке в соответствии с потребностями нейтрализации угроз национальным интересам государства в воздушной сфере, и экономическими возможностями государства по финансированию ее содержания и развития.

Предложены подходы к обоснованию оперативно-стратегических требований к параметрам РЛП группировки РТВ, обоснованы показатели эффективности вариантов функционирования подсистемы формирования РЛП, сформулирована постановка задачи выбора рационального варианта функционирования данной подсистемы, а также обоснован выбор методов ее решения. Рассмотренные в данной статье методические подходы апробированы при обосновании варианта функционирования группировки РТВ ВВС и войск ПВО для мирного времени. Апробация подтвердила эффективность предлагаемых подходов, поэтому они могут быть рекомендованы при поддержке принятия решений в области построения группировок РТВ различного уровня иерархии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Петьков А.А. Поддержка принятия решений при построении системы контроля воздушного пространства государства //Информатика. - 2004. -№ 1.-С. 72-81.

2. Петьков А.А. Методологические аспекты построения рациональной системы радиолокационной разведки (контроля) воздушного пространства государства// Вестник Военной академии Республики Беларусь. - 2004. -№ 1.-С.47- 56.

3. Национальная безопасность Республики Беларусь. Современное состояние и перспективы/В.М.Мясникович, П.Г.Никитенко, В.В.Пузиков и др. - Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003. - 562 с.

4. Соловьев О.М., Лабуш КС. Государство: суверенность, безопасность, обороноспособность. - СПб., 1998. - 123 с.

5. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: рег. № 2/2852//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2001. -№69. -С. 3-14.

6. Военная доктрина Республики Беларусь: рег. № 2/826//Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. -№6.- С. 26-36.

7. Сурин Д.В. Классификация, ранжирование и экспертная оценка внешних и внутренних угроз при анализе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации// Вестник академии военных наук. - 2004. - № 3(8). -С. 33- 39.

8. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М.: Статистика, 1980. - 262 с.

9. Анфилатов B.C., Емельянов АА, Кукушкин АА Системный анализ в управлении: Учеб. пособие / Под ред. АА. Емельянова. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

10. ПетьковАА., Булойчик В.М. Обоснование состава и территориального размещения источников радиолокационной информации при построении системы контроля воздушного пространства//Информатика. - 2004. -МЗ.-С.39- 48.

11. Петьков А.А, Булойчик В.М. Мониторинг системы контроля воздушного пространства: обеспечение требуемых параметров радиолокационного поля при построении системы//Вестник Военной академии Республики Беларусь. - 2004. - № 4(5). - С. 31- 40.

12. Вентцель Е.С. Исследование операций. Задачи, принципы, методология: Учеб. пособие для студ. втузов. - М.: Высшая школа, 2001. - 208 с.

13. Розен В.В. Математические модели принятия решений в экономике: Учеб. пособие. - М.: Книжный дом «Университет», Высшая школа, 2002.-288 с.

14. Шикин Е.В., ЧхартишвилиАГ. Математические методы и модели в управлении: Учеб. пособие. - М.:Дело, 2004. - 440с.

15. Булойчик В.М. Военно-прикладные вопросы математического моделирования. Ч. I. Математические методы, используемые при разработке моделей для принятия решений: Учеб. пособие. - Мн.: ВА РБ, 2000. - 180 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации