Стратегия и тактика строительства и развития Вооружённых Сил

«Наука и военная безопасность», № 1, 2005 г., с. 15-19

Стратегия и тактика строительства и развития Вооружённых Сил

Генерал-майор С.В. БОРИСЁНОК,

командующий войсками Северо-западного

оперативного командования Вооруженных Сил

Республики Беларусь

В.В. КРУГЛИКОВ, ведущий научный сотрудник

научно-исследовательской части Военной академии

Республики Беларусь,

доктор технических наук, профессор,

заслуженный деятель науки

Республики Беларусь, действительный член

Академии военных наук Российской Федерации

Базой строительства Вооруженных Сил является теория военного искусства, которая всецело определяется теорией стратегии, оперативного искусства и тактики, разрабатывающих теоретические основы вопросов практической реализации планирования, подготовки, ведения и всестороннего обеспечения военных действий соответствующего масштаба

Приступая к строительству Вооруженных Сил, необходимо, опираясь на последние достижения военной науки, всегда помнить, что сама военная наука, учитывающая специфику различных областей военной теории и практики, изучает и исследует проблемы руководства Вооруженными Силами и управления войсками в стратегическом, оперативном и тактическом масштабах.

Руководство Вооруженными Силами и управление войсками в ходе боевых действий должны занимать центральное место в процессе строительства Вооруженных Сил, ибо только в этом случае осуществляемые преобразования будут эффективны.

В управленческой гениальности и заключался секрет непобедимости таких выдающихся государственных деятелей и полководцев, как Александр Македонский, А.В. Суворов, Г.К. Жуков, побеждавших, невзирая на численное превосходство противника.

Нетрудно понять, что причиной отмеченной гениальности являлась их реформаторская деятельность в вопросах руководства и управления боевыми действиями войск, которая основывалась не только на глубоком знании складывающейся ситуации, но и на предвидении ее возможного изменения под влиянием психологических факторов отдельных личностей и целых масс людей, находящихся в экстремальных ситуациях.

А это лишний раз подтверждает, что любые назревшие реформы в обществе или в отдельных его институтах, например в Вооруженных Силах, требуют своего воплощения не по прихоти отдельных личностей, а в силу сложившихся обстоятельств, в силу изменения внешних условий, в которых они функционируют, диктуют необходимость изменения их внутренней среды, чтобы они адекватно реагировали в процессе своего функционирования на внешние воздействия.

К факторам внутренней среды любой организации, в том числе и Вооруженных Сил, относятся цели, задачи, технологии подготовки и ведения боевых действий, структура и люди.

В классическом варианте процесс взаимодействия любой организации, в том числе и Вооруженных Сил, с внешней средой иллюстрируется рисунком 1.

Сама организация, представленная в виде взаимодействующей совокупности управленческой и производственной структур, успешно решая поставленные перед ней задачи, достигает своих целей, которые находятся в рамках ее миссии.

Миссия - это ориентир организации, ее общественный статус. В силу этого любая организация должна связывать свою миссию с внешним окружением, так как только постоянное поддержание социальной значимости обеспечивает ей выживание и эффективное функционирование в будущем.

Процесс взаимодействия организации с внешней средой характеризуется исключительно важной особенностью, состоящей в неразрывной связи самой структуры организации, ее внутренних факторов с факторами внешней среды. Такая связь свидетельствует о том, что для

Стратегия и тактика строительства и развития Вооружённых Сил

оптимального функционирования организации ее структура обязана обладать свойствами адаптации, позволяющими ей парировать негативное влияние на качество функционирования отрицательных факторов внешней среды и усиливать влияние положительных.

Следует отметить, что разумно синтезированная структура организации и высокоорганизованное управление ее деятельностью, являющиеся инструментом достижения цели, могут позволить самым серьезным образом влиять на сам характер внешней среды и на ее доминирующие факторы.

Выбор миссии и целей Вооруженных Сил является первым и самым ответственным решением при стратегическом планировании, которое может быть положено в основу синтеза всей структуры организации. В свою очередь, стратегическое планирование или планирование стратегии - это процесс не только формирования миссии и цели, но и выбора специфических стратегий для получения необходимых ресурсов и их распределение для обеспечения эффективной работы организации в будущем, что иллюстрируется рисунком 2.

Все многообразие факторов, характеризующих внешнее окружение такой организации, как Вооруженные Силы, можно объединить в четыре области:

- политическую,

- экономическую,

- правовую,

- культурно-нравственную.

Каждая из этих областей оказывает свое специфическое влияние на характер функционирования организации, определяя ее сильные и слабые стороны.

Анализ внешней среды представляет собой основу стратегического планирования, так как он дает возможность оценить сильные и слабые стороны организации, предвидеть грозящие ей потенциальные угрозы и выявить вновь открывающиеся пути и тенденции дальнейшего развития, исходя из возможностей противника.

В свою очередь, при анализе сильных и слабых сторон организации необходимо обратить внимание на:

- профессиональную подготовку кадров и пути ее совершенствования,

- возможность технического перевооружения и использования самых совершенных технологий как в процессе производства на основе передовых достижений научно-технического прогресса, так и при практической реализации в боевых условиях,

- использование новейших подходов и методов в области организационного управления и его информационного обеспечения,

- создание необходимых резервов в случае возникновения непредвиденных ситуаций экстремального характера, вызванных действиями противника,

- умение находить слабые места у противника и сосредоточивать основные усилия на главных направлениях,

- творческий подход при разрешении самых сложных проблем в реальной обстановке, будучи уверенным, что безвыходных ситуаций не бывает.

Только такой подход позволит из всего многообразия возможных альтернатив выбрать наиболее оптимальную стратегию по достижению цели, стоящей перед Вооруженными Силами в рамках их миссии. Практической основой процесса реализации выбранной стратегии является бюджет, позволяющий воедино связать планирование, распределение ресурсов и выбранную форму реальных действий.

Оценка выбранной стратегии, то есть оценка степени достижения поставленной цели, может служить и оценкой синтезируемой структуры любой организации.

Предложенный подход синтеза организационных структур может быть положен в основу строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь. На его основе можно оценить, а в некоторых случаях и скорректировать мероприятия, уже проводимые в данной области, и наметить новые направления по реформированию Вооруженных Сил.

По определению, Вооруженные Силы - это вооруженная организация государства, одно из важнейших орудий политики власти. Назначение Вооруженных Сил, то есть их миссия, принципы их строительства, обучения и воспитания личного состава, определяются обществом, государственным строем и политикой государства. А это означает, что звучавшие призывы о деидеологизации Вооруженных Сил и чтобы они были вне политики - это призывы деструктивных элементов, ибо такие Вооруженные Силы попросту не нужны ни государству, ни обществу.

Миссия Вооруженных Сил Республики Беларусь, проводящей неуклонно миролюбивую политику, заключается в охране мирного созидательного труда нашего народа и при необходимости в отражении возможной агрессии. Одним из главных направлений при решении этой генеральной цели является непрерывное развитие военной науки в Республике Беларусь. При этом необходимо всю систему знаний о характере, законах войны, подготовки Вооруженных Сил республики и самой республики к войне и способах ее ведения адаптировать к реалиям сегодняшнего дня с учетом современных средств вооруженной борьбы.

В свою очередь, и теория военного искусства, занимающаяся разработкой теоретических и практических основ планирования, подготовки, ведения и всестороннего обеспечения военных действий различных масштабов, должна опираться на теорию стратегии, оперативного искусства и тактики, опережающих в этом плане нашего визави хотя бы на шаг.

Совершенно очевидно, что вопросы строительства Вооруженных Сил следует решать на основе анализа военно-политической обстановки в регионе и геостратегической ситуации в мире, предвосхищая возможности их дальнейшего развития. Будет правильным решать эту проблему в два этапа. На первом этапе используется вариант идеального подхода, когда не рассматриваются никакие ограничения экономического или военно-политического характера. Второй этап должен ознаменоваться тем, что на результаты исследований по строительству Вооруженных Сил, полученные на первом этапе, будут наложены реальные ограничения, обусловленные экономическим положением страны и сложившейся геостратегической ситуацией.

Самый беглый анализ сложившейся геостратегической обстановки в современном мире позволяет сделать вывод о стремлении США к мировому господству, при этом делается ставка на мощь своих вооруженных сил и на непрерывное дальнейшее наращивание военного потенциала своих союзников по НАТО.

События в Ираке и Югославии убедительно свидетельствуют, что в международных отношениях США опираются не на "силу права", а на "право силы". При этом агрессор непрерывно совершенствует стратегию использования "права силы", развивая теорию и практику войн шестого поколения, основанных на бесконтактных способах их ведения. Одной из характерных особенностей этих войн является цинизм, бесчеловечность и неприкрытая наглость, вседозволенность, не имеющие аналогов в прошлом, у идеологов, разрабатывающих сценарии и реализующих в обязательном порядке так называемые информационные войны.

Информационная война начинается задолго до начала активных боевых действий и ведется непрерывно и интенсивно, преследуя цели деморализации стороны, против которой готовится агрессия, и дезинформации международной общественности, с использованием самых современных информационных технологий.

Новый тип военных конфликтов неразрывно связан с развитием средств и способов применения новых военных технологий, в том числе систем высокоточного оружия. Атаки высокоточного оружия и действия аэрокосмических формирований - это первая и наиважнейшая фаза такой войны. Массированное и широкомасштабное применение высокоточного оружия основано на использовании тесной взаимосвязи ВВС и космических сил. Взаимосвязь обеспечивается управленческими структурами. Следует отметить, что для этой фазы войн шестого поколения характерно то, что ВВС здесь выполняют функции "подносчиков боеприпасов", а космические средства обеспечивают высокоточное движение боеприпаса по заданной траектории и вывод его в заданный район объекта уничтожения.

На этой фазе полностью меняется военное искусство применения ВВС, которые как бы уходят с поля боя и превращаются в транспортное средство доставки огромного количества беспилотных высокоточных средств до рубежей пуска, находящихся за пределами зоны поражения ПВО противоборствующей стороны. Однако можно не сомневаться, что дальнейшим этапом развития стратегии и оперативного искусства новых войн будет использование космических средств также в качестве "подносчиков боеприпасов".

В ходе первой фазы бесконтактной войны агрессор будет преследовать цель уничтожения вооруженных сил обороняющейся стороны, разрушения ее инфраструктуры и экономического потенциала, а также деморализации населения в качестве акта нанесения неприемлемого ущерба.

Вторая фаза - это интенсивное использование агрессором всех видов пилотируемой авиации и беспилотных средств авиационного поражения, рассматривающей противоборствующую страну в качестве реального полигона для отработки тактики действий и эффективности различного вооружения и боеприпасов. Эту фазу можно рассматривать как акт устрашения со стороны агрессора непокорному народу.

Третья фаза, означающая современную колонизацию (оккупацию) страны и разграбление ее национальных богатств, связана с вводом на территорию разрушенной страны бронемобильных сухопутных соединений. Надо отметить, что данная фаза, являющаяся заключительной в рассматриваемых войнах, может иметь положительный успех только в одном случае, если среди народа, подвергшегося порабощению, имеют место коллаборационисты, составляющие "пятую колонну".

Не следует беспечно относится и к промелькнувшему сообщению в «Европейских новостях» о том, что содружество европейских стран приняло решение о создании одиннадцати оперативно-тактических соединений по полторы тысячи человек в каждом. Причем четыре будут национальными - французское, английское, германское, итальянское, а остальные многонациональными. Они рассматриваются как передовые части, выбрасываемые в заданном районе планеты с целью его удержания до подхода основных сил НАТО.

На основании даже такого краткого военно-политического анализа можно сделать вывод, что выполнение миссии, возложенной на Вооруженные Силы Республики Беларусь, возможно при всестороннем обеспечении, в первую очередь, их живучести и защищенности, определяемых как способность сохранять или быстро восстанавливать свою боеспособность.

Высокую степень живучести может обеспечивать только выполнение всего комплекса мероприятий, в который входят:

- формирование необходимой (объективно достаточной) организационной структуры (боевого состава),

- проведение мероприятий по защите от высокоточного оружия,

- создание резерва сил и средств,

- своевременное рассредоточение и смена районов расположения,

- необходимая техническая оснащенность,

- своевременное инженерное оборудование местности для защиты личного состава и техники,

- высокая морально-психологическая устойчивость и целенаправленная полевая выучка (учебно-боевая практика) личного состава.

Живучесть - это условие необходимое, но недостаточное для выполнения миссии. Достаточным условием для отражения агрессии можно будет считать высокую степень адаптивности всего личного состава - и особенно командного - к изменениям стратегии и тактики действий агрессора.

Степень адаптивности поведения обороняющейся стороны будет определяться адекватностью ее реагирования на все приемы и способы нападающей стороны.

В современных условиях при отражении агрессии центральной задачей является защита от высокоточного оружия, представленного различными модификациями управляемых крылатых ракет, активно-реактивных боеприпасов и т.п.

Неумолимый рост количества видов и типов средств высокоточного оружия потребует не только развития высокоэффективных средств обороны, изменения состава и структуры вооруженных сил, но и дальнейшего развития стратегии и широкомасштабного совершенствования оперативного и тактического искусства в области разработки самых совершенных способов борьбы с различными видами высокоточного оружия.

В этом плане представляет определенный интерес и мнение американцев о том, что теряет свою эффективность и становится беспомощной вообще любая ПВО, построенная на базе активной локации. Такое заключение они сделали на основании результатов использования высокоточных ударов экспериментальными ракетами по радиоизлучающим, теплоизлучающим и теплоконтрастным элементам ПВО Ирака на его севере и юге в пределах так называемой "запретной зоны". Также факты, подтверждающие высокую эффективность крылатых ракет, обладающих высокой точностью наведения, имеют место в агрессии США против Ирака и против Югославии, однако вывод, сделанный американцами, не соответствует здравому смыслу, так как он носит пропагандистский характер.

Здравый смысл требует, чтобы для обеспечения высокой эффективности системы ПВО в современных условиях структура группировки ПВО смешанного состава была несколько реформирована. Суть реформы состоит в том, чтобы в структуры соответствующей системы ПВО ввести элементы, способные защитить всю смешанную группировку от атак высокоточным оружием. Если это осуществить на практике, то реформированная система ПВО будет так же эффективна, как и раньше, представляя грозную силу для воздушного агрессора.

Здесь же напрашивается и другой подход, основанный на создании высокоточного оружия и средств противовоздушной обороны, построенных на базе отказа от использования принципов активной локации, на замене ее пассивной.

В этом случае при объединении обоих принципов локации система ПВО станет не только более эффективной, но и более живучей, обладая повышенной надежностью и скрытностью.

Методы защиты от ударов высокоточного оружия [1] можно объединить в три группы:

- способы пассивной защиты,

- способы противодействия системе наведения высокоточного боеприпаса (авиационных средств поражения),

- способы активного уничтожения высокоточного оружия в полете и в местах базирования.

Максимальную эффективность при защите объекта от поражения высокоточным оружием, равную единице, можно получить при оптимальном использовании любого из указанных способов, но только в том случае, когда будет безупречно работать в войсковой группировке информационная подсистема.

Дело в том, что любая техническая, автоматизированная система управления или организационная, характеризующая жизнедеятельность, то есть процесс функционирования любого армейского коллектива, в том числе и оперативного командования любого направления, может быть представлена в виде трех взаимосвязанных и взаимозависимых подсистем (рисунок 3).

Информационная подсистема определяет цели организации на основе анализа факторов внешней и внутренней среды, а также динамики их изменения. Другими словами, цели - это и есть не что иное, как решения, принимаемые командующим.

Управляющая подсистема на основе данных, поступающих с информационной подсистемы, разрабатывает необходимые задачи, которые предстоит решать исполнительной подсистеме, чтобы обеспечить достижение поставленных перед организацией целей. В нашем случае под управляющей подсистемой следует понимать всех заместителей командующего, а также начальников и офицеров

Стратегия и тактика строительства и развития Вооружённых Сил

штаба, управлений и служб, которые под непосредственным руководством командующего занимаются вопросами реализации принятого и доведенного до них решения командующего, в части их касающейся.

Качество функционирования исполнительной подсистемы, в состав которой входят боевые части, подразделения и подразделения, их обслуживающие, контролируется руководством за счет наличия обратной связи. Результаты боевых действий, влияя на внешнюю среду, оказывают и влияние на характер изменения целей, которые могут быть поставлены перед организацией как самим командующим, так и вышестоящим руководством.

Взаимосвязь и взаимообусловленность данных подсистем объясняется тем, что каждый член коллектива любой подсистемы работает на общую цель - на победу в вооруженном противостоянии с агрессором. Доминирующее влияние на исход боевых действий будет оказывать морально-психологическое состояние личного состава, его высокий профессионализм. В процессе строительства Вооруженных Сил необходимо помнить, что воинское обучение и воспитание, являющиеся составной частью военной науки, - это могучий фактор обеспечения победы в справедливой войне. Умелые и мужественные действия со стороны обороны не дадут безнаказанно хозяйничать агрессору ни на земле, ни в воздухе, ни в космосе.

Процесс развития Вооруженных Сил просто обязан предусмотреть возможности возмездия (нанесение неприемлемого ущерба) самого широкого плана странам-агрессорам. Если такая возможность будет иметь под собой почву в виде технических средств, обеспечивающих необходимые боевые действия, и политической воли, то можно быть уверенным, что агрессор не будет рисковать.

Исторический опыт свидетельствует о необходимости иметь оружие возмездия любому государству, но особенно небольшому и миролюбивому. Совершенно очевидно, что проще, дешевле и удобнее реализовать на практике оружие возмездия на базе современного, имеющегося в наличии самолетного парка. Реализовать желательно беспилотный вариант, что, как минимум, вдвое увеличивает дальность действия. При этом получается специфическая и исполнительно эффективная крылатая ракета осуществляющая полет и выстреливающая боеприпасы по заранее заложенной программе или с использованием дистанционного управления. Для реализации такой программы, а она необходима как воздух, у Республики Беларусь имеются все необходимые возможности.

Есть и другой вариант, и тоже весьма эффективный, основанный на подготовке разведывательно-диверсионных действий. Его основная задача будет заключаться в уничтожении топливно-энергетической базы и инфраструктуры, что позволит сковать действия войск (сил) противника. А проведение специальных действий по уничтожению живой силы может вынудить агрессора прекратить военную акцию даже при незначительных потерях [2].

Эффективность действий разведывательно-диверсионных войск может быть усилена многократно, если, в качестве их логического продолжения, они будут поддержаны ракетно-артиллерийским залповым огнем и ударами штурмовой авиации. В настоящее время появляется все больше признаков, позволяющих считать: возможная война будет динамичной и скоротечной.

В возможной агрессии против Республики Беларусь не следует исключать короткого интервала времени до начала военных действий. Такой вариант диктует необходимость наличия в государстве еще в мирное время высокоподготовленных мобилизационных резервов…..

В современных условиях традиционное мобилизационное развертывание промышленности может просто не понадобиться: период такого развертывания намного дольше, чем вероятная продолжительность локальной войны.

Необходимо заблаговременно позаботиться о накоплении и оптимальном рассредоточении необходимых запасов современного оружия, боеприпасов и военно-технического имущества, а также о подготовке квалифицированных военных кадров.

Вот уж когда справедлива народная поговорка, что сани нужно готовить летом. В мирное время необходимо готовить стратегический запас переносных зенитных ракетных комплексов, который необходим не только для обеспечения высокоэффективных действий разведывательно-диверсионных войск, но и для успешной борьбы с высокоточным оружием.

Информационное обеспечение (рисунок 3) - это основа основ всех принимаемых управленческих решений и успешных боевых действий. Поэтому противник в первую очередь пытается уничтожить основные элементы информационной подсистемы, к числу которых относятся: датчики информации, особенно радиолокационные станции, - ослепляя тем самым систему противовоздушной обороны; коммуникационные линии, ибо в случае их уничтожения пропадает возможность вести обмен информацией, без которого вообще невозможно какое-либо управление; командные пункты, обеспечивающие жизнедеятельность системы управления.

Выход из строя любого из указанных объектов ставит практически на грань недееспособности войсковую группировку. С этой целью, в первую очередь, агрессор и наносит удары высокоточным оружием.

Бортовые радиолокационные станции, размещаемые на вертолете, в состоянии обеспечить целеуказанием боевые расчеты переносных зенитных ракетных комплексов, маловысотных комплексов сухопутных войск и зенитной артиллерии с оптическими и инфракрасными прицелами, которые обеспечат огневое поражение крылатых и противорадиолокационных ракет.

К разряду исключительно эффективных способов борьбы с высокоточным оружием необходимо отнести использование имитаторов с характеристиками прикрываемых объектов [3], работающими в видимом, инфракрасном и радиодиапазонах длин волн.

Влияние средств и способов радиоэлектронного противодействия на исход всей военной кампании переоценить невозможно. Серьезная проработка возможностей этих способов и средств позволит блокировать работу разведывательно-ударных систем пилотируемой авиации и систем противовоздушной обороны. Следовало бы помнить, что возможности подобных средств наземного базирования более перспективны и объемны, чем воздушного.

Комплексное использование станций радиотехнической разведки, а также телеоптического и инфракрасного визиров поможет создать малоуязвимую систему противовоздушной обороны, которая до пуска ракеты работает практически в пассивном режиме. Такая система находит и экономическое обоснование, так как нет необходимости, в общем случае, в дорогостоящем информационном оборудовании в виде радиолокационных станций различного типа.

При таком подходе появляется возможность создания единого информационного поля, скрытного для противника. Единое информационное поле серьезно расширяет оперативно-тактическое искусство на основе создания различных модификаций мобильных стартовых батарей, которые могут работать и в тылу агрессора.

Качество единого информационного поля, несомненно, станет более высоким, если в его составе будет и радиолокационное поле, уже функционирующее в системе противовоздушной обороны.

С точки зрения управленческого подхода, необходимо отметить правильность выбранного стратегического курса реформирования Вооруженных Сил Республики Беларусь, заключающегося в следующем:

- военная наука начинает занимать подобающее ей место в структуре Вооруженных Сил, и это правильно. В наше непростое время такая миролюбивая и небольшая страна, как Республика Беларусь, может сохранить свою независимость, только опираясь на военную науку, обобщая теорию стратегии, оперативного искусства и тактики;

- реорганизация организационных структур, с выделением главных направлений, позволит не только повысить живучесть за счет рассредоточения, но и повысить боеготовность в силу целеустремленности в постановке боевых задач;

- делегирование начальником Генерального штаба полномочий, вместе с ответственностью, соответствующим командующим способствует развитию у них инициативы, творчества в процессе принятия и реализации управленческих решений, непрерывному росту профессионализма в области ситуационного, то есть адаптивного управления;

- такое разделение даст возможность каждому ответственному руководителю-профессионалу, наделенному серьезными полномочиями, вполне предметно оценить, с точки зрения агрессивности, внешнюю обстановку и соотнести ее со своими возможностями. Командующий, который и является истинным полководцем, не имеет права не предвосхищать возможное поведение агрессора и не находить соответствующих способов, способствующих достижению успеха в самой проблематичной ситуации. Случай невозможного благополучного разрешения проблемы, по мнению командующего, должен своевременно стать достоянием начальника Генерального штаба и ведущих специалистов ГУ «НИИ ВС», УО «ВА РБ», которым и предстоит разделить ответственность вместе с командующим;

- автоматизированная система управления, выполняющая роль интеллектуальной поддержки командующего при принятии им решения на боевые действия и его реализации, должна быть единой для командующих всех направлений. При этом у каждого из них на одном индикаторе необходимо, чтобы отображались воздушная обстановка и ход боевых действий, а на втором - наземная с аналогичными данными. Она же должна обеспечить данными целеуказаниями все боевые подразделения и единице.

На рисунке 4 приведен один из вариантов возможного совершенствования процесса строительства Вооруженных Сил, исходя из вышесказанного. Данный вариант предусматривает как стратегические, так и тактические аспекты реформирования.

Использование высокомобильных, оснащенных самыми современными средствами связи, вооруженных переносными зенитными ракетными комплексами, гранатометами, эффективными снайперскими и пулеметными средствами частей и подразделений, специально подготовленных для ведения боевых действий на территории врага, позволит бесконтактную войну, которую навязывает агрессор, превратить в самую настоящую контактную.

Высокоэффективные действия частей и подразделений по огневому уничтожению высокоточного оружия и по срыву выполнения им поставленных задач за счет использования средств имитации ложных объектов, а также проведения необходимых инженерных мероприятий дадут возможности командующему ВВС и войск ПВО использовать в полном объеме и с требуемой эффективностью свои средства вооружения в борьбе с пилотируемой авиацией и баллистическими целями. При этом командующие оперативного командования, каждый в своем секторе, будут в состоянии решать поставленные задачи по отражению агрессора на сухопутном театре боевых действий, в том числе и на его территории.

Территорией агрессора следует считать ту, с которой исходит даже угроза агрессии, независимо от ее государственной принадлежности.

Стратегия и тактика строительства и развития Вооружённых Сил

Можно не сомневаться в том, что усиленные действия территориальных формирований по защите своего Отечества будут способствовать эффективным действиям Вооруженных Сил РБ на территории самого агрессора.

Таким образом, в основу стратегии строительства и развития Вооруженных Сил положено решение проблемы руководства Вооруженными Силами и управление войсками в стратегическом, оперативном и тактическом уровнях с детальным учетом исходного состояния противника и его перспектив развития. В отличие от других общественных институтов первоочередными задачами развития Вооруженных Сил, адекватно учитывающими агрессивность внешней среды, являются аспекты реформирования организационной, то есть управляющей, структуры. Только организационная структура позволяет оптимально использовать в боевых действиях живую силу и технику, а также решать проблемы по необходимому их совершенствованию в целях парирования непредвиденных действий противника.

Тактические аспекты строительства Вооруженных Сил предполагают создание оперативных подразделений, способных в процессе координации их действий вести эффективную борьбу с высокоточным оружием противника.

Резюме

Только детальный анализ военно-политической обстановки позволит правильно определить цели необходимого развития Вооруженных Сил как одной из радикальных форм их строительства и предметно сформулировать задачи, способствующие достижению этих целей.

Средством достижения определенных целей или решения сформулированных задач и являются реформируемые структуры.

На первом этапе реформированию подвергаются боевые и обеспечивающие, то есть непосредственно производственные структуры, а затем полученные результаты используются для реформирования управленческих структур, неразрывно связанных с производственными структурами и обусловленными ими. Данный второй этап является завершающим.

Следует отметить, что процесс развития и строительства Вооруженных Сил, рассмотренный в статье, справедлив для любой области деятельности и однозначно связан с процессом принятия управленческого решения и реализацией принятого решения.

ЛИТЕРАТУРА:

1. С.В. Борисенок, В.В. Кругликов "Оперативное искусство, тактика, патриотизм - основа военной безопасности Республики Беларусь". - Журнал "Наука и военная безопасность". - №2, 2004 г., МО РБ.

2. П.Н. Тихоновский "Военная стратегия как основа военной теории и практики". - Журнал "Наука и военная безопасность". - №1, 2003 г., МО РБ.

3. И.А. Мисурагин, С.В. Кругликов "Повышение живучести обороняемых объектов при использовании турбореактивных снарядов - постановщиков ложных целей". - Журнал "Наука и военная безопасность". - №3, 2003 г., МО РБ.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации