Состояние, причины превышения власти начальников в Вооружённых Силах Республики Беларусь, меры противодействия

«Наука и военная безопасность», № 2, 2005 г., с. 61-64

Состояние, причины превышения власти начальников в Вооружённых Силах Республики Беларусь, меры противодействия

Полковник юстиции И.Д. ЛАПЕКО,

первый заместитель белорусского военного прокурора

Проблема состояния, причин превышения власти начальников является актуальной в связи с тем, что:

- этот вид воинских преступлений является вторым (после неуставных отношений) по распространенности в войсках;

- этот вид преступлений, посягающий на основы воинской дисциплины, по своим количественным параметрам имеет тенденцию к увеличению.

Если в 1965 - 1975 гг. регистрировались единичные случаи избиения начальниками подчиненных (в среднем по 3 факта ежегодно), то уже в 1980-е годы стало учитываться 10 - 20 рукоприкладств.

Начиная с 90-х годов прошлого столетия ежегодно стало регистрироваться 20 - 30 названных преступлений, а в начале 2000-х годов впервые было учтено более 50 преступлений. В 2004 году таких преступлений зарегистрировано 50, или 23% от всех воинских.

Состояние, причины превышения власти начальников в Вооружённых Силах Республики Беларусь, меры противодействия

Из приведенного графика усматривается, что при общей тенденции к росту отмечаются резкие колебания количественных показателей, которые объясняются следующими причинами: субъективным моментом, большой латентностью рукоприкладств, возможностью манипулирования в процессе доказывания обязательного признака уголовно наказуемого превышения власти - «насилия» без каких-либо телесных повреждений.

Прогноз неблагоприятный с учетом возрастания в структуре общей преступности доли преступлений с насильственной мотивацией. Следует учесть и то обстоятельство, что рассматриваемый вид воинской преступности ввиду диспозиции закона, специфики мужских воинских коллективов наиболее латентен, в связи с чем колебания в учете имеют субъективную окраску (принципиальность командира, эффективность выявления этих фактов правоохранительными органами).

Личность преступника - командира и начальника (офицера, прапорщика) совершенно отличается от личности преступника-солдата. Эта категория составляет основу Вооруженных Сил и требует серьезного криминологического изучения. Особенности личности преступника - командира обусловлены следующими обстоятельствами:

• это профессиональные военные;

• от них в первую очередь зависят боеготовность и боеспособность войсковых частей и соединений;

• их возраст от 21 года (выпускники Военной академии) и выше, т.е. в психологическом плане это сложившиеся личности;

• они находятся в привилегированном социально-бытовом положении по сравнению с военнослужащими срочной службы;

• совершение ими преступлений представляет значительную общественную опасность и наносит серьезный моральный вред. Ведь командир в соответствии с Уставом является воспитателем своих подчиненных, и от того, как он относится к выполнению своих обязанностей, во многом зависит криминогенная обстановка в воинской части.

В отличие от преступников - военнослужащих срочной службы личность преступников - командиров имеет разные характеристики в зависимости от преступлений, которые они совершили.

Главной особенностью личности преступника - командира, совершающего насильственные преступления, является ее дезадаптация, а в более широком смысле - отчуждение. В свою очередь, отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих межличностные отношения; приводит к ощущению враждебности окружающих; вызывает потребность признания среди себе подобных и подталкивает к нарушениям установленных правил поведения.

Если брать количественный показатель офицеров-преступников, то по сравнению с 1965 годом он увеличился в 2 раза, а с 1992-м (год образования суверенных Вооруженных Сил) - уменьшился на 15%. Процент офицеров- преступников среди всех категорий преступивших закон военнослужащих достаточно высок и в 2003 - 2004 гг. в среднем составлял 14%. Следует отметить, что в советское время и в 1990-е годы прошлого века этот показатель был намного ниже и в среднем составлял 6 - 7%. Однако процент преступной поражаемости офицеров (количество привлеченных к уголовной ответственности лиц, разделенное на общее количество лиц этой категории и умноженное на 100) практически остается постоянным и составляет 0,3% в год (в 2002 г. - 0,2%, а в 2004 году - 0,4%).

Указанные закономерности хорошо просматриваются на приведенных ниже графиках.

Состояние, причины превышения власти начальников в Вооружённых Силах Республики Беларусь, меры противодействия

Сравнивая два графика, можно заметить, что с 1999 года по настоящее время абсолютное количество совершивших преступления офицеров и их процент от общего количества всех категорий преступников военнослужащих коррелирует между собой. Это свидетельство стабилизации состояния преступности в Вооруженных Силах и необходимости отыскания новых форм противодействия ей.

Основные причины и условия совершения воинских преступлений командирами (начальниками) с насильственной мотивацией.

Вооруженные Силы являются составной частью нашего государства, а военнослужащие, в т.ч. офицеры (начальники) - неотъемлемой частью народа.

Поэтому все закономерности, свойственные нашему обществу, в полной мере проявляются и в армии. Она не изолирована и от негативных явлений, в частности, от преступных проявлений и их причин.

Причины преступности и в армии, и в обществе тесно связаны (как часть и целое) и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга.

Точно так же причины воинских преступлений насильственной мотивации командиров являются частью целого - общих причин преступности военнослужащих.

Однако криминологический анализ уголовно наказуемых деяний в войсках и сопоставление их с преступностью в стране все же позволяют сделать важный научно-практический вывод: основные причины и условия преступлений в войсках не имеют существенных отличий от общих причин преступности в стране. Имеющиеся особенности заключены не столько в их содержании, сколько в своеобразном преломлении общих причин через специфические условия жизни, быта и деятельности военнослужащих, а также в конкретных обстоятельствах, способствующих совершению преступлений в воинских частях и соединениях.

В реальной жизни и деятельности войск общие и специфические криминогенные явления и процессы тесно связаны между собой.

Однако интересы устранения причин и предупреждения преступлений требуют их дифференциации. Поэтому всю совокупность причин и условий, порождающих преступность в Вооруженных Силах, можно разделить на три условные группы:

1) общие причины преступности в республике, реализуемые через условия жизни, воспитания, учебы и работы правонарушителей до призыва (поступления) на военную службу (учебу);

2) общие причины преступности, специфично преломляющиеся через армейские условия жизни, быта и деятельности правонарушителей-военнослужащих;

3) сугубо воинские причины и условия, способствующие совершению преступлений военнослужащими.

В первую группу может быть включена вся совокупность причин внутренних и внешних, объективных и субъективных, социально-экономических, идеологических, социально-психологических и т.д., действующих в гражданском обществе. В условиях Вооруженных Сил эти причины реализуются в преступном поведении через сформированные до призыва на военную службу отрицательные социально-психологические качества личности правонарушителей.

Это и проблемы социально-экономического развития государства, и элементы духовного кризиса, и отсутствие всеохватывающей системы воспитания молодежи и подготовки ее к военной службе, обострение криминогенной обстановки в стране и регионах дислокации войск, органов и организаций Вооруженных Сил; проникновение в сферу военно-социальных отношений традиций уголовного мира; падение уровня культуры и образования призывной молодежи; широкое распространение наркомании и алкоголя.

Перечисленные выше проблемы находят отражение в снижении уровня законопослушания и дисциплины, ответственности, а это, в свою очередь, ведет к росту преступности, пьянству, наркомании, социальной апатии в поведении, суицидальным явлениям.

Все это непосредственным образом сказывается на состоянии преступности и правонарушений в Вооруженных Силах.

Эта группа причин наиболее существенна в генезисе преступлений военнослужащих. Более того, эти причины, как правило, не могут быть устранены силами должностных лиц частей и подразделений.

Они могут быть лишь частично блокированы, компенсированы или нейтрализованы мерами уголовно-правового, организационного, воспитательного и дисциплинарного характера.

Вторая группа связана со специфическим действием общих причин преступности в своеобразных условиях жизни, быта, досуга и деятельности военнослужащих. Общие причины преступности в нашей стране несколько иначе реализуются в условиях Вооруженных Сил; одни обстоятельства ослабляют или нейтрализуют их действие, другие - усиливают. К числу факторов, которые ослабляют или нейтрализуют общие причины, следует отнести:

а) стройную систему идеологического, воинского и правового воспитания, которая функционирует в войсках;

б) высокую организованность личного состава воинских частей;

в) постоянный уставной контроль за деятельностью и поведением военнослужащих.

Наряду с этим следует указать и на такие особенности воинской службы, которые, не являясь причинами преступлений, содействуют реализации общих причин и даже усиливают их:

• в Вооруженных Силах сосредоточена молодежь в возрасте 18 - 27 лет, которой свойственна более высокая преступная активность;

• действительную срочную военную службу проходят только мужчины, коэффициент поражаемости преступностью которых в 7 раз выше, чем женщин;

• поведение военнослужащих, их жизнь, быт и отдых максимально регламентированы, что в ряде случаев может порождать дополнительную внутреннюю напряженность;

• сфера действия уголовного права в Вооруженных Силах шире, так как военнослужащие несут ответственность не только за общеуголовные, но и за воинские преступления, удельный вес которых составляет около половины.

Перечисленные обстоятельства специфично преломляют социально-экономические, идеологические и социально-психологические явления, имеющиеся в гражданском обществе.

Социально-экономические явления и процессы имеют в армейских условиях более отдаленную связь с преступностью военнослужащих, чем с преступностью в обществе в целом. Эта связь опосредуется через асоциальные свойства личности, приобретенные до призыва на военную службу, и через соответствующие условия жизни, быта и деятельности военнослужащих. Например, материальные потребности военнослужащих в разумных пределах удовлетворяются государством. Однако какими бы ни были возможности нашего государства, уровень и характер удовлетворения материальных потребностей военнослужащих будут во многом отличаться от прочих гражданских условий, в которых они находились до призыва (поступления) на военную службу. Эти особенности в удовлетворении материальных потребностей и несоответствия между растущими культурно-бытовыми и материальными запросами молодежи и ограничениями воинского быта не всегда и не всеми военнослужащими могут правильно пониматься, что иногда и служит предпосылкой к формированию корыстных или иных отрицательных побуждений.

Последовательное разрешение социально- ; экономических проблем жизни общества благотворно сказывается как на организационных i основах воинской службы и деятельности, так : и на материально-культурном обеспечении жизни, быта и досуга военнослужащих.

Причины идеологического характера -недостаточная культура и невысокая сознательность некоторых граждан - специфично проявляются в условиях Вооруженных Сил. С одной стороны, в войсках функционирует стройная система идеологического воспитания. Морально-психологическим и правовым воспитанием личного состава занимается большой отряд подготовленных идеологических работников, юристов, общественных организаций, в т.ч. БРСМ. Это способствует повышению общей и правовой культуры и сознательности военнослужащих. Не случайно служба в Вооруженных Силах всегда рассматривалась как школа гражданского становления, идейной и физической закалки, школа дисциплинирования.

С другой стороны, личный состав Вооруженных Сил, постоянно обновляясь, всегда характеризуется молодежным возрастом. А некоторой части молодежи свойственны недостаточный жизненный опыт, отсутствие твердых нравственных убеждений, взглядов и целостного мировоззрения, глубоких общественно полезных интересов и потребностей, которые «усиливают» действия общих идеологических и социально-психологических причин преступности.

Недостаточная социальная зрелость отдельных военнослужащих является благоприятной почвой для негативных взглядов, традиций и привычек. Этому способствует и информационная война, развязанная против нашей страны и всячески расхваливающая «западный» образ \ жизни с культом наживы, потребительства и насилия.

На взгляды и поведение людей большое влияние, особенно в казарменных условиях, где сосредоточен однополый мужской молодежный контингент, оказывают групповое мнение, внушение, подражание, конформизм, мода и другие социально-психологические факторы.

Их воздействие на военнослужащих может быть как положительным, так и отрицательным. Распространению антиобщественных взглядов эти факторы способствуют тогда, когда в тех или иных группах сослуживцев доминирует мнение военнослужащих, склонных к пьянству, распущенности и недисциплинированности.

Потому-то очень сложно уничтожить или уменьшить причины неуставных отношений в воинских коллективах, рукоприкладств и иных преступлений против подчиненности и воинской чести.

К этой группе причин можно отнести и причины, связанные с индивидуальными особенностями военнослужащих, входящих в так называемые «группы риска»: те, кто воспитывался в неблагополучных семьях, употреблял наркотики и спиртные напитки, лица с повышенной предрасположенностью к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках, чрезмерной тревожностью, склонностью к депрессиям, возникающим из-за морально-психологического климата в подразделениях.

Такие военнослужащие либо сами являются нарушителями воинской дисциплины, либо становятся объектами неуставных взаимоотношений, издевательств и побоев, что в свою очередь приводит к самовольному оставлению частей и подразделений.

Своевременное выявление военнослужащих этой категории и профилактическая работа с ними позволяют предотвратить развитие негативных процессов, ведущих к тяжким преступлениям, происшествиям и гибели военнослужащих.

Третья группа причин и условий представляет собой конкретные недостатки в управленческой, организационной, уголовно-правовой, дисциплинарной и воспитательной деятельности командиров и начальников. Высокая криминогенность отдельных недостатков, отступлений и упущений в любой сфере военной службы обусловлена тем, что вся жизнь, деятельность военнослужащих, их быт и отдых строго регламентированы законами и уставами, наставлениями и инструкциями, приказами и указаниями правомочных начальников. Любые отступления от тех или иных предписаний порождают у военнослужащих чувство необязательности их исполнения, способствуют совершению преступлений. Преступность в частях и подразделениях, как правило, паразитирует на тех или иных недостатках или отступлениях, которые зависят от деятельности командиров и начальников.

Одной из главных причин преступлений, происшествий является неадекватность принимаемых мер по их предупреждению. Профилактика негативных явлений в воинских коллективах значительно отстает от масштабов и остроты их распространения.

Организация этой работы не определена как главная, приоритетная задача командиров органов управления в современных условиях.

Проведение разовых мероприятий и кампаний после совершения преступлений положительных результатов не дает.

Анализ практической деятельности органов военного управления, должностных лиц I показывает, что большинство проверок по проблемам воинской дисциплины в силу ряда субъективных причин не оказывает должного объективного влияния на положение дел ; с состоянием преступности в войсках. Нередко они осуществляются после совершения преступлений и происшествий и в основном сводятся только к расследованию. За короткий период пребывания в войсках представителям органов управления не удается исследовать глубинные причины происходящих негативных явлений, происходит лишь фиксация недостатков.

Недостаточно активно ведется работа по внедрению наработанных научными подразделениями методик по различным проблемам жизнедеятельности воинских коллективов.

Проблемой армии является недостаточная компетентность и воинская пригодность офицерского и сержантского корпуса. Признаком здоровой государственности является функционирование социальных механизмов отбора лучших общественных сил в офицерский корпус. Сейчас можно констатировать появление у нас таких механизмов. Обстановка в стране и в войсках улучшается и способствует поступлению боевых, интеллектуально и физически развитых молодых людей в Военную академию. Все меньше из армии уходит офицеров, они уже могут реализовать свои способности в войсках в полной мере, и их труд получает должную материальную и социальную оценку.

Престиж военной службы растет. Все больше молодых офицеров принимают решение о продлении контрактов с Министерством обороны.

Вместе с тем уровень подготовки офицеров нельзя признать оптимальным. Многие преступления можно предупредить в воинском коллективе на уровне роты с помощью мер, разрабатываемых микрокриминологией: правильная организация службы младших офицеров, введение патрулирования в местах наиболее вероятного совершения преступлений, организация специфичных дежурных служб и нацеливание их на выявление и пресечение преступлений, криминологический прогноз и принятие воспитательных мер предупреждения правонарушений, сплочение коллектива и использование сил общественности для пресечения преступлений. Однако зачастую эти организационные меры не принимаются из-за неумения командного состава проводить криминологический анализ обстановки, выявлять причины преступлений и устранять их, делать прогнозы преступности и индивидуального преступного поведения, выявлять скрытые преступления и правонарушения, вырабатывать меры предупреждения преступлений. 49% опрошенных нами офицеров ответили, что в Военной академии их недостаточно подготовили к деятельности по предупреждению преступлений военнослужащих. 18,4% - заявили, что вообще не были подготовлены к этой работе. И оснований упрекать офицеров нет - ведь в академии учебными программами не предусмотрено изучение специального курса.

Для нормального исполнения служебных обязанностей любым специалистом, наряду с профессиональной подготовкой, необходима четкая регламентация его прав и обязанностей. Недостаток прав может повлечь бездеятельность. Нежелателен и избыток обязанностей. Если командир отвечает за все, в том числе за любой проступок подчиненного, - это влечет за собой неврозы, апатию, с одной стороны, и сокрытие недостатков - с другой.

Несмотря на формальную поддержку, командир объективно не заинтересован выявлять негативные факты в воинской части и подразделении - ведь в результате он может быть признан виновным и привлечен к ответственности. В итоге - замкнутый круг: без выявления криминогенных факторов их невозможно устранить. Командир же не заинтересован в их выявлении. Отсюда можно сделать вывод: несмотря на меры, принятые руководством Министерства обороны, сложившееся положение не стимулирует активное выявление командованием негативных фактов и таким образом происходит накопление криминальных элементов в войсках. К этому приводит и не соответствующая веяниям времени система учета преступности в войсках, несовершенство критериев оценки работы командования в предупреждении преступлений.

Обязанности командиров достаточно четко регламентированы уставом. Однако буквальное следование уставу непросто. Ведь согласно уставу командир в любом случае фактически ответственен за проступок подчиненного: либо он не знал о склонности того к преступлению (а в соответствии с ч.4 ст.87 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь обязан знать деловые и морально-психологические качества подчиненных), либо, если знал, не воспитывал его должным образом и не принимал мер к предотвращению преступления (ч.12 ст.87 того же устава).

Включение указанных норм в воинский устав было продиктовано стремлением охватить контролем все зоны армейской жизни соответствующей формулировкой обязанностей того или иного должностного лица. При всей внешней привлекательности такого подхода на деле это приводит к отрицательному результату: сокрытию негатива, обману вышестоящих командиров, попустительству правонарушителям, скептическому отношению к должностным обязанностям (а иногда к службе в целом). Причина сложившегося положения - в отсутствии реальных возможностей у командования предупредить все преступления подчиненных - а требования вышестоящего руководства заключаются именно в этом: каждое преступление должно быть предупреждено. В связи с этим необходимо внести ряд поправок в воинские уставы, подзаконные акты военного ведомства.

Если арсенал законных методов воздействия не включает эффективных и экономичных способов управления подчиненными, это влечет за собой необходимость прибегать к противозаконным мерам.

Выявив факты неуставных отношений, командир роты подчас не торопится докладывать о них по команде и принимать меры к возбуждению уголовного дела. Вышестоящий командир может скрыть преступление, потерпевший может отказаться давать показания, виновные в таком случае окажутся безнаказанными, а командира, вскрывшего факт неуставных отношений, неминуемо привлекут к строгой дисциплинарной ответственности.

Применить насилие к правонарушителю, пьянице - такой выход некоторым командирам видится единственно возможным.

В 2004 году 28 командиров (начальников) были привлечены к уголовной ответственности за превышение власти, связанное с насилием. И причина этого не в особой агрессивности таких командиров, а в стремлении добиться реальных результатов, в то время как деятельность в рамках закона оказывается лишь имитацией поддержания воинской дисциплины. 33,6% опрошенных офицеров заявили, что предоставленных им воинскими уставами прав для наведения образцового порядка среди подчиненных недостаточно. А те, кто признал, что этих прав уставом предоставлено достаточно, отметили, что реализовать свои уставные права они могут далеко не всегда по объективным причинам (нет свободных мест на гауптвахте, вышестоящий командир запрещает арестовывать солдат, нет возможности реализовать взыскание в форме внеочередных нарядов на службу, потому что солдаты и так каждый день ходят в наряд и т.п.).

Законы должны быть адекватны потребностям времени, учитывать все явные и скрытые силовые линии криминальной ситуации, и тогда наведение порядка не будет носить противоправный характер.

Победить противника, не изучив его, невозможно. Одна из причин живучести криминала в войсках - недостаточное изучение преступности, ее причин, отсутствие структур, занимающихся активным поиском эффективных мер избавления от криминального феномена. Проводящиеся сейчас в Вооруженных Силах криминологические исследования не носят системного характера. Вырабатываемые на их основе рекомендации подчас имеют абстрактный характер, они не проходят экспериментальной проверки с соответствующей доводкой, абсолютное большинство из них не внедряется в практику. Эффективность такой несистемной научной деятельности весьма низкая.

Следует также констатировать, что руководство государства и Вооруженных Сил не располагает объективной информацией о социально-экономическом и правовом положении военнослужащих и членов их семей по причине отсутствия системы непрерывного наблюдения и анализа социальной защищенности, обеспеченности и материального благополучия военнослужащих (т.н. мониторинга).

Выявление криминала в войсках затруднено, поскольку нет соответствующих структур - нередко для этого требуется дополнительная (в том числе агентурная) информация. Раскрытие преступлений - это функция уголовного розыска. Прокуратура, не имеющая оперативной службы, может осуществлять лишь координацию розыска и надзор за этой деятельностью. Для повышения раскрываемости преступлений и превентивного выявления, готовящихся общественно опасных деяний в мировой криминальной практике выкристаллизовалась система соответствующих структур: служба криминальной разведки, структуры наружного и электронного слежения, подразделения захвата и т.д. Все дееспособные армии мира располагают указанными структурами (интересно, что даже в армии Чингисхана карательные и фискальные органы были чрезвычайно развиты - на десять воинов приходился один блюститель порядка). Однако в нашей стране такая важная сфера социальной жизни, как Вооруженные Силы, выведена из зоны действия криминальной милиции. Система правоохранительных органов в войсках остается усеченной. Зачастую функции профессионалов уголовного розыска выполняют войсковые офицеры, вся профессиональная подготовка которых состоит из полученных в военной прокуратуре инструкций и указаний. Служебная зависимость практически исключает выявление ими скрытого криминала.

Много веков назад Аристотель сформулировал фундаментальный принцип профилактики негативных социальных процессов: «Если нам известны причины, ведущие к гибели государственных устройств, то мы тем самым знаем и причины, обусловливающие их сохранение: противоположные меры производят противоположные действия».

Опираясь на этот принцип, на основе анализа негативных явлений воинской сферы можно конструировать адекватную систему очищения Вооруженных Сил от преступных проявлений.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Борьба с преступностью в войсках, в т.ч офицерской насильственной, должна вестись комплексно. Остановить ее можно только при правильно выбранных целях и мерах по их достижению. Представляется, что здесь две главные задачи: неотвратимость наказания и профилактика правонарушений.

2. Исходные в правовой науке положения о том, что решающее значение для снижения преступности имеют прежде всего социально экономические, идеологические, культурно воспитательные, организационные и иные подобные меры, не исключают необходимости в борьбе с этим социальным явлением уголовно-правовых мер, применяемых правоохранительными органами.

3. Профилактическая деятельность при расследовании преступлений вообще и превышений власти в частности даст наиболыпший эффект только тогда, если она органически сочетается с экономическими, социальными правовыми и организующими мероприятиями по предупреждению преступности в масштабах Вооруженных Сил.

Необходима программа на 3 - 5 лет наподобие Госпрограммы по усилению борьбы с преступностью на 2004 - 2005 гг.

В Вооруженных Силах должна существовать такая организация предупреждения преступлений, которая бы представляла комплекс взаимосвязанных профилактическо-предупредительных мер, осуществляемых на различных уровнях, в разных масштабах и в разны: сферах общественной жизни. При этом такая деятельность должна отвечать важнейшим требованиям системности и может иметь селе дующие компоненты:

1) социальная профилактика - иногда называемая профилактикой преступности ориентированной на правонарушителя;

2) предупреждение противоправных деяний с опорой на воинскую общественность;

3) ситуационное предупреждение преступлений.

Профилактическая деятельность должна включать в себя:

- организационно-правовые меры

а) переработка уставов, постановления №1 и др.,

б) создание новой системы комендатуры (военной милиции);

- социально-экономические меры;

- научное и информационное обеспечение;

- кадровое, материально-техническое i финансовое обеспечение.

4. Борьба с преступностью должна основываться на объективной и исчерпывающе! информации, а стратегия и тактика, средств; и методы борьбы с ней - на строгих научны; расчетах, прогнозировании развития определенных негативных тенденций в Вооруженных Силах.

В этом смысле сбор информации о совершенных преступлениях, о лицах, их совершивших, других факторах, рассматривающих: качественную характеристику преступности ее обработка и анализ с помощью современны: информационных систем представляют co6oй одну из актуальнейших задач в борьбе с рассматриваемым негативным явлением.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации