Роль, место и значение транспортного обеспечения в системе национальной безопасности государства

«Наука и военная безопасность», № 3, 2005 г., с. 13-15

Роль, место и значение транспортного обеспечения в системе национальной безопасности государства

Полковник Л.Б. ПОЛЯНСКИЙ,

заместитель начальника железнодорожных войск по вооружению

- начальник управления вооружения

Департамента железнодорожных войск

Министерства обороны Республики Беларусь

Полковник А. А. РОДИОНОВ,

начальник научно-исследовательского отдела

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Наличие развитой транспортной системы в Республике Беларусь является одним из важнейших факторов, влияющих на обороноспособность государства. Такое положение объясняется тем, что Вооруженными Силами используются в мирное и планируются к использованию в военное время все виды путей сообщения и транспортных средств в целях перемещения войск, вооружения, техники и воинских грузов. Проблема централизованного использования транспорта в обеспечении войск неоднократно рассматривалась военными теоретиками и специалистами-практиками [1,2]. Тем не менее, несмотря на развитие, эволюцию Вооруженных Сил, структуры тыловых органов, проблема эффективного использования транспортных средств практически не решена

Это объясняется отсутствием четкого однозначного понимания роли, места и значения транспорта, как в военной сфере, так и в общей системе национальной безопасности (далее - СНБ) государства. На наш взгляд, роль транспорта необходимо рассматривать не только с военной точки зрения, так как он фактически играет роль системообразующего фактора в экономике, народном хозяйстве республики и служит при этом материально-технической базой международных экономических отношений. Поэтому целью статьи является анализ роли и места транспорта в национальном и мировом хозяйстве, его значения в обеспечении устойчивого развития экономики нашей республики. При этом транспорт Республики Беларусь рассматривается как совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, обеспечивающих процесс перемещения людей и грузов различного назначения [3,4]. А под национальной безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внешних и внутренних угроз.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь СНБ включает: политическую, экономическую, военную, экологическую, информационную и гуманитарную составляющие (подсистемы) безопасности. Подсистемы, входящие в состав СНБ, взаимодействуют между собой по принципу «каждый с каждым», объединены единым руководством, единством целей и решаемых задач. СНБ представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства. Одним из таких субъектов является транспортная система страны. Транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, является важным инструментом достижения политических, социальных, экономических и других целей. Транспортные коммуникации играли и играют важнейшую роль в освоении человеком пространства. Поэтому во всех странах развитию транспортной системы уделяется постоянное внимание. Транспорт "ставил на ноги" разрушенную экономику, обеспечивал целенаправленное и интенсивное развитие базовых отраслей. Через транспортный приоритет США, например, преодолевали кризис Великой депрессии. За счет развития транспорта на базе новых технологий поднимались Германия и Япония, а также Белоруссия после Второй мировой войны.

В конце XX, в начале XXI столетия на мировой арене произошли значительные геополитические и геостратегические изменения. Основной причиной изменений явился распад СССР, обусловивший крах биполярного мира. В результате образовался ряд суверенных государств, в том числе и на Европейском континенте. Распад биполярного мира в конце XX века трансформировал систему мирового хозяйствования. В настоящее время происходит формирование нового мирового экономического пространства, создаются центры экономической активности. Происходит интеграция государств в единую экономическую систему, хотя между ними и сохраняются различия в уровне развития. В условиях глобализации мировой экономики транспорт наряду с финансовой сферой, информационными технологиями выступает важнейшим рычагом интеграционных процессов.

С древних времен и до возникновения современных государств контроль над основными международными путями сообщения определяет мощь государства. В современных условиях лидеры мировой экономики осознают, что тот, кто будет управлять транспортными коммуникациями глобального характера, становится ключевым партнером в мировом хозяйственном обороте. Исходя из этого, можно сделать вывод, что от степени развития транспорта, его бесперебойной и эффективной работы зависит экономический рост, обороноспособность (степень подготовленности государства к защите от агрессии) любого государства, повышение качества жизни населения и его мобильность, утверждение политической и экономической роли страны в мировом сообществе.

Анализ развития транспортной системы Республики Беларусь показывает, что строительство транспортных коммуникаций является основой трансформации белорусского общества в XIX - XX веках. До 60-х годов XIX века путями сообщения внутри страны и с зарубежными государствами являлись водные, шоссейные и грунтовые дороги. Увеличение торгового оборота между Россией и странами Европы, а также ее военно-стратегические интересы, значительный рост торгово-экономических связей белорусских земель с российскими регионами и зарубежьем обусловили, начиная с начала 60-х годов XIX века, строительство в Беларуси железных дорог.

Строительство железных дорог, начиная с 1862 г., привело к изменению экономического районирования Беларуси. Сотни километров стальных магистралей обусловили формирование новых экономических центров в местах их пересечения, таких, как Орша, Молодечно, Брест, Жлобин, Барановичи и др. Благодаря развитию транспортных коммуникаций, в большей мере железным дорогам, экономика Беларуси оказалась тесно связанной с экономикой всей страны, с всероссийским рынком. Усилились экономические связи со странами Западной Европы. В конце XIX века на белорусских землях сухопутных путей сообщения было в два раза, а водных в три раза больше, чем в европейской части России.

Второй раз трансформацию белорусского общества вызвало восстановление транспортных коммуникаций после окончания Великой Отечественной войны. Транспортной системе Беларуси отводилась роль связующего звена между СССР и странами Центральной и Западной Европы, а Белорусской железной дороге - роль связующего звена на стыке разной ширины колеи железных дорог. СССР как континентальной державе для осуществления контроля над пространством сложившейся геосистемы необходимо было развитие континентальных транспортных магистралей, обеспечивающих в транспортном отношении потребности жизнедеятельности стран Центральной и Восточной Европы, входивших в социалистический лагерь, а также для товарооборота со странами Западной Европы. В результате этого Беларусь превращается в один из основных транспортных центров СССР. Развитая транспортная инфраструктура республики становится важным фактором создания новых отраслей промышленности - автомобильной, сельского машиностроения, нефтеперерабатывающей и других. Исходя из этого, можно сделать вывод, что развитая транспортная инфраструктура была одним из основных условий успешного восстановления народного хозяйства, индустриализации разрушенной войной республики.

Значение транспортной инфраструктуры для обеспечения жизнедеятельности и обороноспособности республики не только сохранилось, но и значительно возросло после распада СССР. Республика Беларусь в настоящее время занимает выгодное географическое положение на Европейском континенте, располагает развитой транспортной инфраструктурой и объективно является естественным мостом, обеспечивающим транзитные транспортные связи между странами ЕС и Россией. В ближайшие десятилетия прогнозируется рост мировой торговли между странами Евросоюза и Азиатско-Тихоокеанского региона. Одной из составляющих процесса мирового экономического развития является формирование и развитие евроазиатской транспортной системы. Национальная транспортная политика России до 2025 г. ориентируется на переключение на российские коммуникации 5 - 7% евроазиатского транзита, что может составить более 3 млрд. долларов США в год [5]. Для повышения эффективности внешнеторговых и транзитных связей международные организации и заинтересованные европейские и азиатские страны приступили к формированию системы международных евроазиатских транспортных коридоров. По территории республики проходят два панъевропейских транспортных (критских) коридора: № 2 пересекает территорию с востока на запад (Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород). И № 9 с ответвлением 9б с севера на юг соединяет Финляндию, Литву, Россию, Беларусь, Украину, Молдову, Румынию, Болгарию, Грецию (рис. 1).

Транспортный коридор № 2 дает выход через Транссиб к Азиатско-Тихоокеанскому региону, а коридор № 9 − выход в страны Балтийского и Черноморского регионов. Кроме того, территорию республики пересекает система магистральных газопроводов,

Роль, место и значение транспортного обеспечения в системе национальной безопасности государства

нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, которая обеспечивает транзит российским нефти, газу и нефтепродуктам в Европу.

Исторический опыт показывает, что нормальное функционирование любого государства возможно только в условиях надежной защищенности его национальных интересов. Обеспечение необходимого уровня обороноспособности и надежной безопасности является непременным условием реализации планов социально-экономического развития республики. При этом на транспорт приходится одна из основных нагрузок в данной области. Национальная безопасность - основа обеспечения устойчивого развития Беларуси в XXI веке. Она является сложной геополитической, социальной, военной, экономической, информационной и цивилизационной категорией. У каждого государства есть свои исторически сложившиеся законы социально-экономического развития, пренебрежение которыми ведет к кризисам и катастрофам, к экономическим и социальным потрясениям, значительно понижает устойчивость и безопасность государства. Один из них - инфраструктурный закон. В соответствии с этим законом устойчивое развитие экономики, рост благосостояния народа, обеспечение необходимого уровня обороноспособности, надежная безопасность государства во многом определяются состоянием его инфраструктурных отраслей, их возможностью удовлетворить в первую очередь в транспортном и энергетическом отношении потребности личности, общества и государства. Это подтверждает и «транспортная теорема», экономическая сущность которой заключается в том, что обеспечение сохранения единства любой геосистемы возможно только тогда, когда скорость развития ее транспортной сети опережает скорость экономического развития ее регионов [6]. Доминантное значение инфраструктурного закона в социально- экономическом развитии Республики Беларусь определяется ее географическим положением (обеспечение международного транзита). В соответствии с этим законом транспортной составляющей должно придаваться особое значение в системе национальной безопасности республики. Поэтому транспорт для республики в условиях формирования новой модели развития мировой экономики является важнейшим инструментом реализации национальных интересов Беларуси, обеспечения достойного места государства в мировой хозяйственной системе. Превращение Республики Беларусь в один из европейских коммуникационных узлов дает определенные гарантии политической и экономической стабильности. Учитывая особую роль транспорта в устойчивом социально-экономическом развитии республики, обеспечении надежной обороны и безопасности государства, систему национальной безопасности можно рассматривать в следующей структуре (рис. 2).

Роль, место и значение транспортного обеспечения в системе национальной безопасности государства

Таким образом, инфраструктурно-транспортная безопасность является одной их важных составляющих национальной безопасности Республики Беларусь, которая взаимодействует со всеми ее компонентами и оказывает существенное влияние на их состояние (рис. 3). Отсюда и вытекает особая роль транспортной составляющей в системе национальной безопасности государства, которая определена значением инфраструктурного закона в его социально-экономическом развитии, обеспечении обороны и безопасности. Нарушение этого закона ведет к кризису всех элементов национальной безопасности.

Своевременное выявление и решение проблем обеспечения национальной безопасности невозможно без детального анализа состояния ее транспортного обеспечения. В современных условиях расширение сферы влияния основных держав мира происходит путем завоевания господства экономическими способами над пространством и рынками. Крайним проявлением деструктивного воздействия на Республику Беларусь может являться развязывание против нее войны. Существенные изменения характера войн последнего десятилетия свидетельствуют об особом внимании к состоянию транспортной инфраструктуры со стороны военно-политических руководств стран мира. С одной стороны, она с большей степенью вероятности становится объектом нападения, а с другой - возрастает ее важность как средства обеспечения мобильности и маневренности войск. В современных условиях возрастает роль мобильности не только на тактическом и оперативном уровне, но и стратегическая мобильность всей военной организации любого государства.

Для эффективного использования транспортных коммуникаций в целях обеспечения военной безопасности Республики Беларусь необходима заблаговременная подготовка системы транспортного обеспечения, предназначенная для выполнения соответствующих задач. Это обуславливается тем, что для своевременного и полного удовлетворения потребностей Вооруженных Сил в транспортном отношении требуется комплексное применение сил и средств транспортных гражданских ведомств и организаций с учетом физико-географических условий республики.

Роль, место и значение транспортного обеспечения в системе национальной безопасности государства

Таким образом, система транспортного обеспечения военной безопасности должна опираться на мощную, хорошо организованную структуру, обеспечивающую решение всех задач транспортного обеспечения военной безопасности. Особое место в системе транспортного обеспечения занимает информационная безопасность управления транспортной системой. По взглядам специалистов, воздействие на систему управления организацией и осуществлением перевозочного процесса является более предпочтительным, чем воздействие на объекты транспортных коммуникаций, силы и средства, предназначенные для их технического прикрытия и восстановления. В целом потеря управления перевозочным процессом адекватна потере боеспособности сил и средств, предназначенных для технического прикрытия и восстановления транспортных коммуникаций. Следовательно, фактически проблема транспортного обеспечения является одним из ключевых вопросов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сравнительный анализ видов транспорта. Обоснование роли и места железнодорожных войск в транспортном обеспечении ВС РБ. Разработка подходов к синтезу единой системы транспортного обеспечения ВС РБ. Ч. 2: Отчет о НИР (промежуточный) /ГУ «НИИ ВС РБ»; рук. Филатов Ю.В., № ГР 20033439. - Минск, 2004. - 245 с.

2. Родионов А.А. Основные направления совершенствования тылового обеспечения ВС РБ в мирное и военное время. Сборник статей ГУ «НИИ ВС РБ» «Актуальные проблемы военной безопасности государства, строительства и применения ВС РБ». − Минск: ГУ «НИИ ВС РБ», 2004 г.

3. Военный энциклопедический словарь /Пред. гл. ред. комиссии Ахромеев С.Ф. − М.: Воениздат, 1986. − 863 с.: ил.

4. Автомобильные дороги Беларуси: Энциклопедия /Коллектив авторов; под общ. ред. Минина А.В.; худож. Жук В.М. − Мн.: БелЭн, 2002. − 672 с.: ил.

5. Соловьев С.Н. Транспортное обеспечение национальной безопасности государства. - Санкт-Петербург: СПБУЭФ, 2004. − 122 с.

6. Ивашов Л.Г. Россия и мир в новом тысячелетии. Геополитические проблемы. - М., 2000. - 333 с.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации