Правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Вооружённых Силах Республики Беларусь понятие, типология и характеристика

«Наука и военная безопасность», № 1, 2005 г., с. 47-54

Правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Вооружённых Силах Республики Беларусь: понятие, типология и характеристика

Подполковник юстиции В.А. ШАРШУН,

начальник отдела военного законодательства

управления правового обеспечения

Министерства обороны Республики

Беларусь, кандидат юридических наук

Одной из важнейших составляющих деятельности органов военного управления Вооруженных Сил, осуществляемой на основе и в соответствии с законодательством Республики Беларусь по обеспечению выполнения стоящих перед армией задач, является исполнительно-распорядительная (управленческая) деятельность. Ее формами выступают нормотворческая деятельность, правоприменительная деятельность, организационная деятельность, материально-технические действия [1]. Принятие (издание) правовых актов является следствием как нормотворческой, так и правоприменительной деятельности органов военного управления. Все это обуславливает важность и актуальность исследования понятия и сущности правовых актов военного управления, а также их типологии

Прежде всего, необходимо отметить, что слово «акт» (от лат. actus) в русском языке употребляется в различных значениях, в том числе им обозначаются действия, поступки [2]. В этом случае все действия государственных органов следует считать актами. Если акт - действие, направленное на достижение определенного правового результата, то такой акт можно считать правовым. Можно говорить о понятии акта управления в широком смысле этого слова, включая сюда действия, отражающие сущность управленческой деятельности. В данной статье будут рассмотрены правовые акты военного управления, принятие (издание) которых вызывает правовые последствия в виде установления, изменения или отмены правовых норм или установления, изменения или прекращения конкретных правоотношений в области жизни и деятельности Вооруженных Сил.

В отечественной истории правовые акты военного управления, в том числе и письменные, являлись необходимым средством управления вооруженными силами.

В Великом княжестве Литовском (далее - ВКЛ) полномочиями по изданию правовых актов, касающихся войска, обладали гетманы ВКЛ, которые назначались великим князем и являлись главными начальниками над вооруженными силами государства. Так, известны военные (гетманские) артикулы, изданные в XVII - XVIII вв.: артикулы военные гетманские 1609 г., солдатские артикулы гетмана Григория Хадкевича, военные артикулы, данные гетманом Янушем Радзивиллом под Глуском, военные артикулы гетмана Михаила Казимира Паца и др. [3]. Во второй половине XVIII в. на основе решения Сейма Речи Посполитой были созданы Комиссии Войсковые Речи Посполитой и ВКЛ. Комиссия Войсковая ВКЛ начала свою деятельность в Гродно с 24 февраля 1765 г. [4]. Впервые в истории ВКЛ был создан избранный Сеймом центральный коллегиальный орган военного управления, который в пределах своих полномочий решал вопросы организации деятельности и обеспечения войск. Общими усилиями комиссий был издан в 1767 г. новый «Регулямин» - устав для кавалерии. В 1776 г. по решению Сейма полномочия по управлению войском Речи Посполитой были переданы Войсковому Департаменту, вследствие чего власть гетмана над войском была значительно ограничена. В 1777 г. в Войсковом Департаменте был разработан новый «Регулямин» для пехоты, а в 1786 г. - для кавалерии. 23 ноября 1788 г. по решению Сейма Речи Посполитой для увеличения численности войск до 100 000 военнослужащих в качестве центрального органа военного управления вместо Войскового Департамента была создана Комиссия Войсковая Двух Народов. В 1791 г. данной Комиссией была издана опись повинностей - своего рода устав, в котором были установлены должностные обязанности всех военнослужащих полка, от рядового до шефа (командира) полка. В 1790 г. был издан в новой редакции «Регулямин» для кавалерии 1786 г. Также Комиссия Войсковая издавала ордонансы. После Гродненского Сейма 1793 г., одобрившего второй раздел Речи Посполитой, в ВКЛ была создана отдельная Комиссия Войсковая, прекратившая свое существование после восстания 1794 г. под руководством А.Т. Костюшко [5].

После присоединения территории Беларуси к Российской империи в конце XVIII в. правовые акты военного управления, издаваемые Военным и Морским министерствами России, особенно начиная с первой половины XIX в., были основным средством правового регулирования жизни и деятельности армии. В войсках все новые законы и все изменения в существующих законах объявлялись к исполнению в приказах по военному ведомству. Дополнением к приказам служили циркуляры Главного штаба, посредством которых разъяснялся «дух» законов, иногда объявлялись административные распоряжения и различные сведения, полезные для военного ведомства. Наконец, существовали еще законоположения, объявляемые в приказах по военному ведомству: воинские уставы, инструкции, постановления, штаты, табели и др. [6].

В Морском министерстве России как центральном органе управления военно-морскими силами «для рассмотрения и разрешения возникающих по морскому ведомству законодательных и других дел» существовал Адмиралтейств-Совет [7]. На его рассмотрение вносились подлежащие представлению на высочайшее утверждение проекты узаконений, штаты и табели по морскому ведомству. Морской министр подписывал высочайшие приказы и все повеления и разрешения верховной власти по морскому ведомству. Кроме того, морскому министру предоставлялось право издавать обязательные для исполнения всеми «постановления для обеспечения безопасности плавания по водам, находящимся в ведении Морского министерства» [8].

Полномочиями в области издания правовых актов военного управления были наделены и органы Вооруженных Сил СССР. 12 ноября 1923 г. постановлением Правительства СССР было утверждено Положение о Народном Комиссариате по Военным и Морским Делам СССР, согласно которому народному комиссару предоставлялось право издавать по Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Флоту приказы, распоряжения, предписания, положения, инструкции и т. д., обязательные к исполнению для всех органов военного и военно-морского ведомства и для всех военнослужащих на всей территории СССР; в соответствии с действующими законами издавать обязательные для всех граждан СССР распоряжения в отношении учета и призыва населения для военной подготовки и на военную службу и учета конского состава, повозок, упряжи и других предметов, подлежащих поставке в РККА и на Флот в случае войны. Кроме того, с объявлением мобилизации народный комиссар имел право издавать обязательные для всех учреждений и всего населения Союза ССР распоряжения о порядке призыва граждан в РККА и на Флот и порядке поставки необходимых для РККА и Флота предметов [9].

Полномочиями по изданию правовых актов обладало и Министерство обороны СССР [10], а также подчиненные ему органы военного управления.

Таким образом, можно сделать вывод, что в отечественной истории органы военного управления как ВКЛ, Речи Посполитой, так и Российской империи, СССР были наделены полномочиями принятия (издания) правовых актов военного управления в пределах своей компетенции. Это направление деятельности органов военного управления не потеряло актуальности и сегодня.

Принятие (издание) правовых актов органами военного управления обусловлено тем, что законодательными актами, постановлениями правительства определяются лишь основы организации и деятельности Вооруженных Сил, исполнения воинской обязанности гражданами, основные права и обязанности военнослужащих и другие наиболее важные вопросы. Законодательные акты не могут охватывать правовым регулированием все стороны и грани отношений, возникающих в жизни и деятельности войск. Многие из них касаются специальных и научно-технических вопросов военного дела, требующих особой разработки в центральных органах военного управления, командованиях видов Вооруженных Сил и других органах военного управления и соответствующей правовой регламентации в виде специальных инструкций, положений, наставлений и других правовых актов.

С помощью правовых актов органы военного управления регулируют разносторонние общественные отношения, возникающие в процессе управления войсками, организации боевой подготовки подразделений и воинских частей, их повседневной жизни и деятельности. В правовых актах детализируются, а в некоторых случаях и формулируются определенные обязанности и права органов военного управления (должностных лиц), отдельных военнослужащих. В случаях, специально предусмотренных законодательством Республики Беларусь, правовые акты военного управления могут распространять свое действие также на организации и лиц, которые не входят в состав Вооруженных Сил.

По своей юридической природе правовые акты органов военного управления представляют собой разновидность актов государственного управления [11]. Правовой основой для их издания является Конституция Республики Беларусь и другие законодательные акты. Правовые акты органов военного управления имеют много общих признаков, черт, свойств, присущих правовым актам иных органов государственного управления.

К числу общих признаков, которые характерны как для правовых актов органов военного управления, так и для правовых актов иных государственных органов, в юридической литературе относят подзаконность, правовой характер, авторитарность, императивность [12].

Вместе с тем правовые акты органов военного управления имеют и свои особенности, которые обусловлены своеобразием задач, стоящих перед Вооруженными Силами. Специфика армейского механизма предопределяет необходимость проведения в военном управлении по сравнению с другими отраслями государственного управления наиболее полно и последовательно централизации, единоначалия и крепкой воинской дисциплины.

Необходимость максимальной централизации в военном управлении диктуется тем, что задачи в вооруженной борьбе решаются большим количеством сил и средств различных родов войск, нуждающихся в постоянной координации их действий.

Единоначалие позволяет обеспечить строжайшее единство воли, единство действий всего воинского коллектива, личную ответственность каждого военнослужащего за точное исполнение приказов командиров и начальников. Вместе с тем, как верно отмечает А.Г. Тиковенко, всякий издаваемый приказ должен соответствовать законам объективной действительности и только при этом условии будет выполнимым [13]. Применение принципа единоначалия на правовой основе создает наиболее благоприятные условия для эффективного управления войсками.

Всю деятельность органов военного управления, в том числе и нормотворческую, пронизывает воинская дисциплина. Воинские должностные лица обязаны не только сами соблюдать воинскую дисциплину, но и обеспечить ее соблюдение исполнителями предписаний правовых актов.

Наиболее выразительно специфика военного управления проявляется в руководстве боевыми действиями войск. Поскольку вся организация и деятельность вооруженных сил еще в мирное время приспосабливаются для ведения боевых действий, то особенности управления боевыми действиями войск являются характерными для всей деятельности органов военного управления. Кроме того, значительная часть вооруженных сил в мирное время непосредственно участвует в боевой деятельности: несении боевого дежурства, караульной службы, проведении учений и т.д.

Характерной особенностью правовых актов военного управления является и повышенная ответственность военнослужащих за неисполнение и нарушение предписаний этих актов. Так, например, согласно Уголовному кодексу Республики Беларусь за неповиновение, неисполнение приказа, нарушение правил несения боевого дежурства и некоторые другие правонарушения для военнослужащих предусмотрена уголовная ответственность [14]. Ни в одной другой области государственного управления такой ответственности за аналогичные действия не существует.

Рассмотренные особенности военного управления находят свое проявление как в нормативных, так и в правоприменительных актах, принимаемых (издаваемых) органами военного управления. Вместе с тем реализация принципов централизации, единоначалия, воинской дисциплины как основ жизни и деятельности вооруженных сил должна осуществляться, в свою очередь, на основе принципов права, а также важнейшего принципа социального правового государства - обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

В юридической литературе при определении правовых актов военного управления указывается, как правило, только на их общую характеристику как на повеление органов военного управления, направленное на регулирование отношений в военной сфере. В.И. Шаш определяет правовые акты органов военного управления как выраженные в установленной форме на основе и во исполнение закона односторонние властные повеления органов военного управления в пределах их компетенции, направленные на регулирование отношений, складывающихся в процессе строитель40ства Вооруженных Сил, жизни, быта и деятельности войск [15]. Н.И. Кузнецов, П.П. Давыдов, О.В. Кутилин определяют акт военного управления как выраженное на основе и во исполнение действующего законодательства в пределах компетенции органа военного управления и в установленной для него форме его государственно-властное повеление, направленное на регулирование отношений в процессе организации военного управле2800ния, жизни, быта и деятельности войск [16].

По нашему мнению, указанные определения правовых актов военного управления нуждаются в уточнении, поскольку они не указывают на правоустановительный или правоприменительный характер правового акта. Полагаем, что наиболее полно отражает сущность рассматриваемого явления предлагаемое далее определение.

Правовые акты военного управления - это, как правило, официальные письменные документы, носящие государственно-властный, обязательный характер, которые направлены на установление (изменение, отмену) правовых норм или на возникновение (изменение, прекращение) конкретных правоотношений, принимаемые (издаваемые) в установленном порядке органами военного управления (воинскими должностными лицами) на основании и в пределах их компетенции во исполнение актов законодательства и в целях регулирования отношений, складывающихся в процессе строительства вооруженных сил, жизни, быта, боевой деятельности подчиненных воинских формирований.

В отдельных случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, правовые акты военного управления могут выражаться в устной форме. В соответствии со статьей 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 июня 2001 г. № 355, приказ как правовой акт, порождающий определенные правовые последствия, может быть отдан письменно, устно или по техническим средствам связи одному или группе военнослужащих. Письменный приказ является основным распорядительным документом (правовым актом) военного управления, издаваемым на правах единоначалия командирами воинских частей (начальниками учреждений). Устные приказы отдаются всеми командирами (начальниками) [17].

В настоящей статье будут рассмотрены вопросы, связанные с правовыми актами военного управления, издаваемыми в письменной форме, ввиду их особой значимости.

Правовые акты военного управления отличаются от иных правовых актов, например, от судебных актов, актов прокурорского реагирования и гражданско-правовых договоров. Последние, в отличие от правовых актов военного управления, предполагают взаимное согласие двух или нескольких субъектов. Для акта военного управления характерно то, что он является,

Правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Вооружённых Силах Республики Беларусь понятие, типология и характеристика

как правило, результатом одностороннего волеизъявления государственного органа (должностного лица).

Правовые акты военного управления также нельзя отождествлять с различными документами, которые не имеют правового характера (учетные документы, статистические отчеты, рапорты и др.). Подобные служебные документы не устанавливают и не изменяют каких-либо конкретных правовых отношений, они могут являться только основаниями для их возникновения. Например, рапорт военнослужащего о предоставлении ему отпуска не дает права прекратить исполнение служебных обязанностей, для этого необходимо издание правового акта военного управления - приказа соответствующего командира (начальника) о предоставлении отпуска.

На современном этапе строительства Вооруженных Сил Республики Беларусь большое значение приобретает своевременная разработка и принятие правовых актов военного управления, объективно отражающих происходящие процессы в Вооруженных Силах и обеспечивающих поступательное и динамичное развитие армии, выполнение стоящих перед ней задач по обеспечению военной безопасности и вооруженной защиты Республики Беларусь, суверенитета, независимости и территориальной целостности нашего государства.

В последние годы произошло коренное обновление национального военного законодательства и существенным образом увеличился объем нормотворческой деятельности, осуществляемой в органах военного управления. Сравнительный анализ принятия (издания) некоторых правовых актов Министерства обороны в 1998 - 2004 гг. приведен на диаграммах 1-2.

Военное законодательство, а также правовые акты военного управления, призванные регламентировать отношения в области военного строительства, жизнедеятельности Вооруженных Сил, наряду с другими обстоятельствами должны исходить из двух принципиально важных положений.

Во-первых, строительство Вооруженных Сил как область государственной деятельности ведется на основе общих и единых принципов государственности, например, таких, как народовластие, законность и др. В Вооруженных Силах осуществляются общегосударственные виды деятельности (нормотворческая, правоприменительная и др.), а также происходят общесоциальные явления и процессы, присущие нашему обществу и государству в целом.

Во-вторых, Вооруженные Силы как основа военной организации государства весьма специфичны по своему конечному предназначению, методу решения своих задач. По своей природе они призваны решать задачи с использованием средств вооруженной борьбы, путем ведения боевых действий. Это неизбежно влечет за собой особенности в организации Вооруженных Сил, управлении ими, во всех видах подготовки, в укладе жизни, повседневном быте, а также и в сфере принятия (издания) правовых актов органами военного управления Вооруженных Сил в пределах их компетенции.

Совмещение двух указанных положений в оптимальном варианте и должно воплощаться как в правовых нормах военного законодательства в целом, так и в правовых актах военного управления, что, несомненно, в практическом отношении дело нелегкое.

Типология правовых актов военного управления, то есть их классификация на виды и группы в зависимости от свойств и признаков в системе военного управления в целом имеет большое теоретическое и практическое значение. Она дает возможность лучше уяснить юридическую природу данных актов, более четко представить себе отличительные признаки и назначение каждого вида правового акта военного управления, роль различных видов таких актов в решении задач военного управления.

Многообразие правовых актов военного управления позволяет их классифицировать по самым различным основаниям. Даже акты одного и того же органа военного управления (должностного лица) имеют много различных признаков, отличающих их один от другого. В то же время нет необходимости классифицировать правовые акты военного управления по всем возможным основаниям. В основу их типологии должны быть положены наиболее существенные общие признаки, отражающие существо данных правовых актов.

Правовые акты военного управления целесообразно классифицировать по следующим основным признакам (см. схему):

по юридическим свойствам;

по видам правовых актов военного управления;

по органам военного управления (должностным лицам), принимающим (издающим) правовые акты военного управления;

по характеру регулируемых вопросов;

по виду военного управления;

по кругу лиц, обязанных исполнять предписания правовых актов военного управления;

по сроку действия;

по компетенции принявшего правовой акт органа военного управления (должностного лица).

1. По юридическим свойствам правовые акты военного управления можно классифицировать на нормативные правовые акты и правовые акты, не являющиеся нормативными.

Основным признаком нормативных правовых актов, отличающим их от иных правовых актов, является их правоустановительный характер, то есть с их помощью устанавливаются нормы права.

Этим нормативный правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) неправового характера [18].

Статья 1 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяет нормативный правовой акт как официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и на неоднократное применение [19].

Нормативные правовые акты военного управления играют важную роль в жизни и деятельности Вооруженных Сил. Одной из основных их функций является реализация предписаний актов высших органов государства. Посредством нормативных правовых актов военного управления обеспечивается всесторонняя и оперативная правовая регламентация общественных отношений, возникающих в ходе жизни, быта и боевой деятельности воинских формирований. Они являются важным средством обеспечения воинского правопорядка и поддержания воинской дисциплины.

Большое значение для классификации правовых актов военного управления Вооруженных Сил Республики Беларусь по их юридическим свойствам имеет приказ Министерства обороны Республики Беларусь от 16 сентября 2003 г. № 36 «О правовых актах, принимаемых (издаваемых) в Вооруженных Силах Республики Беларусь», которым утверждено Положение о правовых актах, принимаемых (издаваемых) в Вооруженных Силах Республики Беларусь. Данное Положение классифицирует виды правовых актов, принимаемых в Вооруженных Силах Республики Беларусь, и определяет компетенцию должностных лиц по их принятию.

В соответствии с данным приказом в Вооруженных Силах принимаются (издаются):

нормативные правовые акты Министерства обороны;

иные правовые акты (локальные нормативные правовые акты и правовые акты, не являющиеся нормативными).

Нормативными правовыми актами Министерства обороны Республики Беларусь являются официальные документы Министерства обороны установленной формы, принятые (изданные) в пределах компетенции Министерства обороны с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Нормативным правовым актам Министерства обороны присущи те же признаки, что и любым ведомственным нормативным правовым актам:

это акты органов исполнительной власти специальной компетенции;

данные акты действуют в цепи строгих иерархических отношений - по вертикали;

в большинстве случаев данные акты являются смешанными по своей юридической природе, поскольку в них, кроме правовых норм, включаются и положения ненормативного характера.

Вместе с тем нормативные правовые акты Министерства обороны действуют в специфической области государственного управления и наряду с общими для всех актов государственного управления признаками имеют и свои особенные, которые заключаются в их содержании (организация воинских отношений со всей их спецификой), в субъектах, компетентных издавать (принимать) и обязанных исполнять нормативные акты военного управления (определенные органы военного управления, воинские должностные лица, военнослужащие), в их безоговорочной обязательности для нижестоящих органов военного управления, должностных лиц, военнослужащих.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» Министерство обороны, как республиканский орган государственного управления, принимает постановления и приказы.

Постановлением Министерства обороны является нормативный правовой акт, принимаемый коллегией Министерства обороны во исполнение (в соответствии либо на основании) нормативных правовых актов большей юридической силы (законов Республики Беларусь, правовых актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь) в пределах компетенции Министерства обороны и касающийся прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь, либо носящий межведомственный характер. Постановление Министерства обороны подписывается министром обороны Республики Беларусь.

Приказом Министерства обороны является нормативный правовой акт, издаваемый министром обороны Республики Беларусь в пределах компетенции Министерства обороны, за исключением вопросов, касающихся прав, свобод и обязанностей граждан Республики Беларусь, либо межведомственного характера.

Постановления и приказы Министерства обороны могут иметь ненормативный характер.

Нормативные правовые акты Министерства обороны Республики Беларусь относятся к актам военного законодательства, регулирующим деятельность Вооруженных Сил, и содержат нормы права, касающиеся широкого круга лиц, действующие длительное время, регулирующие общественные отношения в какой-либо сфере жизни и деятельности Вооруженных Сил.

В отличие от нормативных правовых актов Министерства обороны иные правовые акты военного управления к актам законодательства Республики Беларусь не относятся, так как они регулируют правоотношения, которые носят локальный характер или ограничены однократным применением, выполнением организационных, контрольных или распорядительных мероприятий. К таким актам относятся локальные нормативные правовые акты и правовые акты, не являющиеся нормативными.

Локальными нормативными правовыми актами военного управления являются нормативные правовые акты, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение, действие которых ограничено рамками Министерства обороны и (или) Генерального штаба Вооруженных Сил, командования Сухопутных войск и (или) командования Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны Вооруженных Сил, одного или нескольких иных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, родов войск, оперативных (оперативно-тактических) командований, соединений, одной или нескольких воинских частей или организаций Министерства обороны.

К локальным нормативным правовым актам относятся:

приказы министра обороны Республики Беларусь, заместителей министра обороны Республики Беларусь, командующих видами Вооруженных Сил, начальника железнодорожных войск - начальника Департамента железнодорожных войск Министерства обороны, а также наставления, руководства, положения, инструкции, правила, утверждаемые приказами указанных должностных лиц;

приказы командующих войсками оперативных (оперативно-тактических) командований, командиров соединений и воинских частей, начальников военных учебных заведений, руководителей организаций Министерства обороны, а также положения, инструкции, правила, утверждаемые приказами указанных должностных лиц.

Правовыми актами, не являющимися нормативными, являются правовые акты, издаваемые соответствующими должностными лицами Вооруженных Сил с целью осуществления организационных, контрольных или распорядительных мероприятий, правовые акты, рассчитанные на однократное применение, а также иные правовые акты индивидуального применения.

К правовым актам, не являющимся нормативными, относятся:

приказы и директивы министра обороны Республики Беларусь, его заместителей, командующих видами Вооруженных Сил;

приказания начальника Генерального штаба Вооруженных Сил - первого заместителя министра обороны Республики Беларусь;

приказы помощников министра обороны;

приказы начальника железнодорожных войск - начальника Департамента железнодорожных войск Министерства обороны и начальника Национального агентства по контролю и инспекциям - департамента Министерства обороны;

приказы начальников структурных подразделений Министерства обороны и Генерального штаба Вооруженных Сил, имеющих в непосредственном подчинении органы военного управления, воинские части и организации Министерства обороны;

приказы и директивы командующих войсками оперативных (оперативно-тактических) командований;

приказы начальников гарнизонов, командиров соединений и воинских частей, начальников военных учебных заведений, руководителей организаций Министерства обороны;

приказания начальников штабов всех наименований и военных комендантов гарнизонов.

2. По видам правовых актов военного управления.

Деятельность органов военного управления строго регламентирована, поэтому последние издают (принимают) правовые акты военного управления в строго установленной форме. Так, в соответствии со статьей 18 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные правовые акты Министерства обороны должны приниматься в форме постановлений и приказов. Принимаемые иные нормативные правовые акты (инструкции, положения, уставы, правила) также утверждаются постановлениями или приказами. Указанный Закон устанавливает, учитывая важность регулируемых общественных отношений, что нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод или обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются министерствами, иными республиканскими органами государственного управления только коллегиально в форме постановлений.

Статья 2 Закона Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» определяет виды нормативных правовых актов. Применительно к Вооруженным Силам Республики Беларусь кроме постановлений и приказов Министерства обороны, рассмотренных выше, можно выделить следующие:

- инструкция - нормативный правовой акт, детально определяющий содержание и методические вопросы регулирования в определенной области общественных отношений;

- правила - кодифицированный нормативный акт, конкретизирующий нормы более общего характера с целью регулирования поведения субъектов общественных отношений в определенных сферах и по процедурным вопросам;

- устав (положение) - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности государственных органов, предприятий, объединений, организаций, учреждений, а также порядок деятельности государственных служащих и иных лиц в определенных сферах деятельности.

Также к видам правовых актов, издаваемых в Вооруженных Силах, относятся в соответствии с пунктом 16 Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 8, уставные документы (боевые уставы, наставления, руководства), директивы, приказания, указания, издаваемые соответствующими командирами (начальниками) в пределах их компетенции [20].

Кроме того, к правовым актам военного управления можно отнести телеграммы, кодограммы, издаваемые соответствующими командирами (начальниками) различных степеней.

3. По органам военного управления (должностным лицам), принимающим (издающим) правовые акты военного управления.

По издающим (принимающим) органам (должностным лицам) правовые акты военного управления классифицируются в соответствии с системой органов военного управления. Значение этой классификации состоит в том, что юридическая сила правового акта военного управления определяется тем, какое место в системе органов военного управления занимает орган, его принявший (издавший).

Правовые акты военного управления можно классифицировать по органам (должностным лицам), их принимающим (издающим) :

правовые акты Министерства обороны (постановления, приказы Министерства обороны, приказы, директивы министра обороны, приказы, директивы, приказания

Правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Вооружённых Силах Республики Беларусь понятие, типология и характеристика

начальника Генерального штаба Вооруженных Сил - первого заместителя министра обороны Республики Беларусь, приказы, директивы заместителей министра обороны, постановления коллегии Министерства обороны) ;

правовые акты командующих видами Вооруженных Сил, войсками оперативных (оперативно-тактических) командований (приказы и директивы);

постановления военных советов видов Вооруженных Сил, оперативных (оперативно-тактических) командований;

правовые акты начальников гарнизонов, командиров соединений и воинских частей, начальников военных учебных заведений, руководителей организаций Министерства обороны (приказы);

правовые акты начальников штабов всех наименований и военных комендантов гарнизонов (приказания);

правовые акты Министра обороны СССР и других должностных лиц Вооруженных Сил СССР.

На последнем виде правовых актов военного управления следует остановиться отдельно. В соответствии с Концепцией совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 г. № 205, важной задачей является пересмотр действующих актов законодательства СССР.

На момент создания Вооруженных Сил Республики Беларусь в мае 1992 года действовало более 2800 правовых актов министра обороны СССР [21]. По состоянию на 6 сентября 2004 г. в Вооруженных Силах действовало 93 правовых акта министра обороны СССР и других должностных лиц Вооруженных Сил СССР [22]. Динамика переработки данных правовых актов в 1992 - 2004 гг. приведена на диаграмме 3. Переработку правовых актов министра обороны СССР и других должностных лиц Вооруженных Сил СССР в соответствии с приказом министра обороны Республики Беларусь от 9 февраля 2004 г. № 80 «О Плане переработки правовых актов Министра обороны СССР и других должностных лиц Вооруженных Сил СССР в 2004 году» планировалось завершить до декабря 2004 года.

Правовые акты военного управления можно классифицировать также на принимаемые коллегиально (постановления Министерства обороны, постановления коллегии Министерства обороны, военных советов видов Вооруженных Сил, оперативных (оперативно-тактических) командований) и единолично (приказы, директивы и др.), а также издаваемые совместно с иными государственными органами.

4. По характеру регулируемых вопросов.

Правовые акты военного управления по данному основанию можно классифицировать на акты, регламентирующие вопросы:

строительства Вооруженных Сил;

прохождения военной службы, службы в резерве, военных и специальных сборов;

совершенствования деятельности органов военного управления;

боевой подготовки;

эксплуатации техники и вооружения;

материально-технического снабжения;

морально-психологического обеспечения войск;

обеспечения военнослужащих различными видами довольствия;

организации войскового хозяйства и др.

5. По виду военного управления.

С точки зрения содержания и методов осуществления управленческой деятельности органов военного управления в науке военной администрации различают управление административно-хозяйственное и управление оперативное (управление боевыми действиями войск или командование) [23]. Для административно-хозяйственного управления характерно решение вопросов организации матери2004ально-технического снабжения войск, обеспечение личного состава всеми видами довольствия, подбор и расстановка кадров, регулирование взаимоотношений между военнослужащими, подготовка войск, разрешение текущих дел. Оперативное управление относится к руководству вооруженной борьбой. В связи с этим правовые акты военного управления можно классифицировать на:

- правовые акты, издаваемые по вопросам оперативного управления (вопросы боевой подготовки, руководство боевыми действиями, их обеспечение и т.д.);

- правовые акты, издаваемые по вопросам административно-хозяйственного управления (организация материально-технического снабжения войск, войскового хозяйства, регулирование взаимоотношений между военнослужащими и т.д.).

В системе государственных органов Республики Беларусь деятельность органов военного управления весьма специфична, поскольку связана с осуществлением военного управления - деятельности по целенаправленному воздействию на Вооруженные Силы в интересах успешного решения поставленных перед ними задач. Являясь составной частью государственного управления, военное управление, как уже было отмечено выше, имеет свои особенности по сравнению с управлением в других государственных отраслях. Эти особенности обуславливают специфику деятельности Министерства обороны, иных органов военного управления, в том числе и необходимость использования ими в своей деятельности специфической категории правовых актов - уставных документов - особых видов правовых актов, характерных только для осуществления военного управления, среди которых необходимо выделить наставления и руководства.

В законодательстве Республики Беларусь термин «уставные документы» используется применительно к документам, определяющим задачи и компетенцию юридических лиц - их уставам, учредительным документам [24].

В военной литературе уставные документы определяются как один из видов военных документов, которые являются сводами норм и правил, регулирующих жизнь, быт, обучение и воспитание военнослужащих, боевую подготовку войск (сил), а также основы подготовки и ведения военных действий [25].

Уставные документы составляют основу оперативного управления в системе военного управления. В своей основной массе уставные документы являются локальными нормативными правовыми актами, издаваемыми в Вооруженных Силах.

Определение и виды уставных документов, издаваемых в Вооруженных Силах Республики Беларусь, закреплены в Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Республики Беларусь, утвержденной приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 8 (с изменениями, внесенными приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 1 сентября 2002 г. № 29).

Уставные документы - это локальные нормативные правовые акты, издаваемые по вопросам подготовки и применения Вооруженных Сил, обеспечения военных действий и управления войсками, а также содержащие нормы и правила, указания и требования, регулирующие обучение и воспитание военнослужащих.

К уставным документам относятся боевые уставы, наставления и руководства.

Боевой устав - уставной документ, определяющий основы подготовки и ведения боевых действий соединениями, воинскими частями и подразделениями видов Вооруженных Сил, родов войск (сил) и специальных войск.

Наставление - уставной документ, содержащий указания и требования по вопросам подготовки, ведения, обеспечения военных действий и управления войсками.

Руководство - уставной документ, содержащий указания и требования по вопросам подготовки, ведения, обеспечения боевых действий и управления

войсками, а также боевого применения вооружения и военной техники, боевой подготовки, устройства и эксплуатации военной техники, хранения военного имущества.

6. По кругу лиц, обязанных исполнять предписания правовых актов военного управления.

Среди правовых актов военного управления можно выделить:

- акты, распространяющие свое действие на все Вооруженные Силы. Такими актами являются нормативные правовые акты Министерства обороны, а также иные правовые акты военного управления, действие которых распространяется на Вооруженные Силы в целом;

- локальные правовые акты военного управления. Эти акты носят локальный характер, их действие ограничено рамками одного или нескольких органов военного управления, воинских частей и организаций Министерства обороны; они могут носить как нормативный, так и ненормативный характер;

- акты, действие которых распространяется на иные государственные органы, организации и граждан. В юридической литературе среди нормативных правовых актов органов исполнительной власти обоснованно выделяют акты, распространяющие свое действие только в рамках того или иного министерства, и акты, распространяющие свое действие на ряд министерств, иных организаций (надведомственные акты) [26]. В качестве примера подобных актов можно привести приказ Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 12 июня 1998 г. № 369/173, которым утверждены требования к состоянию здоровья граждан при приписке к призывным участкам и призыве на срочную военную службу, граждан, поступающих на военную службу по контракту, призываемых на военную службу офицеров запаса, граждан, поступающих в учреждение образования «Минское суворовское военное училище» и военные учебные заведения, военнослужащих, граждан, состоящих в запасе [27]. Инструкция о порядке воинского учета, утвержденная приказом Министерства обороны Республики Беларусь от 26 февраля 2004 г. № 9, определяет особенности ведения воинского учета в местных исполнительных и распорядительных органах и организациях и т. д. [28].

7. По сроку действия.

По данному основанию правовые акты военного управления можно классифицировать на акты длительного действия, срок действия которых не ограничен, и временные акты, действие которых ограничено определенным сроком.

8. По компетенции принявшего правовой акт органа военного управления (должностного лица).

Правовые акты военного управления следует подразделить на принимаемые в сфере собственной компетенции и на акты, принимаемые в порядке делегирования отдельных полномочий на принятие (издание) правовых актов. Например, на основании постановления Совета Министров Республики Беларусь от 25 июня 2002 г. № 840 «О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь Министерству обороны на принятие нормативных правовых актов» [29] Министерством обороны было принято постановление от 27 ноября 2002 г. № 50 «Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями и создания общественных комиссий по жилищным вопросам в Вооруженных Силах Республики Беларусь» [30].

Таким образом, по своей юридической природе правовые акты органов военного управления являются разновидностью правовых актов государственного управления. Правовые акты, принимаемые (издаваемые) в Вооружённых Силах Республики Беларусь понятие, типология и характеристика

Их сущность заключается в том, что они представляют собой основанные на актах законодательства предписания государственно-властного характера, носящие нормотворческий или правоприменительный характер. Типология правовых актов военного управления служит средством их оптимизации, являясь непременным условием совершенствования форм и методов военного управления. Она позволяет лучше уяснить юридическую природу правовых актов военного управления, четко представить себе отличительные признаки и назначение каждого из их видов, их роль в решении различных задач военного управления. В свою очередь, уяснение природы правовых актов военного управления, признаков и назначения различных их видов позволяет четко сформулировать как общие требования к данным актам, так и дополнительные требования к отдельным видам таких актов, а также помогает совершенствовать порядок их принятия (издания) и порядок контроля за соблюдением в них законности.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Васильев Р.Ф. Правовые акты органов управления. М., 1970. - С. 4.

2. См., например, Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1950. - С. 16; Краткий словарь иностранных слов. М., 1950. - С. 19; Васюкова И.А. Словарь иностранных слов. М., 1999. - С. 39 и др.

3. Artykuly woienne: Powaga Rzeczy Pospolitey, krolow polskich, y hetmanow W. X. Litt: roznymi czasy ustanawione. Teraz zas z rozkazu Jeanie Oswieconego Xiazecia Jegomosti Michala V. Kazimierza Radziwilla, wojewody Wilenskiego hetmana Wielkiego W. X. Litt:przedruk. - Nieswiz: w druk. Xiazecej Radziwillowskiey in Coll. Soc. Jesu, 1754. -250/80/ s.

4. Грыгор'еў М. Войска ВКЛ ад Сасаў да Касцюшкі. Менск, 1994. - С.5.

5. Там же, С. 9 - 16.

6. Зайцев В.Н. Руководство для адъютантов. СПб, 1904. - С. 7.

7. Свод законов Российской империи. Продолжение 1912 года. СПб, 1913. - С. 189

8. Там же, С. 188.

9. Положение о Народном Комиссариате по Военным и Морским Делам СССР: Постановление Правительства СССР, 12 ноября 1923 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. - 1923. - № 107. - Ст. 1034.

10. Об утверждении Общего положения о Министерствах СССР: Постановление Совета Министров СССР, 10 июля 1967 г., № 640 //Собрание постановлений Совета Министров СССР. - 1967. - № 17. - Ст. 116.

11. Военная администрация. М., 1970. - С. 105.

12. См. Васильев Р.Ф. Указ. соч. - С. 14- 16; Военная администрация. М., 1990. - С. 104 - 105.

13. Тиковенко А.Г. Дальнейшее совершенствование правовых и организационных форм деятельности министерств, государственных комитетов и ведомств союзной республики // Министерства, государственные комитеты и ведомства союзной республики // В.И. Шабайлов, А.П. Проскурин, А.М. Абрамович и др. Под ред. В.И. Семенкова, В.И. Шабайлова. Минск, 1984. - С. 256.

14. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999 г. - № 76. - 2/50.

15. Шаш В.И. Понятие и особенности правовых актов советского военного управления. М., 1973. - С. 17.

16. См. Военная администрация. М., 1989. - С. 106; Давыдов П.П., Кутилин О.В. Военная администрация. Общая часть. Минск, 2002.

- С. 103.

17. Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики Беларусь. Минск, 2001. - С. 19.

18. Мицкевич А.В. Правотворческое значение нормативного акта // Советское государство и право. - 1965. - № 11. - С. 49 - 57.

19. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 10 января 2000 г., № 361-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2000. - №7. - 2/136.

20. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Республики Беларусь: приказ Министерства обороны Республики Беларусь, 8 апреля 2002 г., № 8 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 51. - 8/8035.

21. Справочник по приказам и директивам министра обороны СССР по состоянию на 1 января 1990 г. М., 1990. - 422 с.

22. О Плане переработки правовых актов министра обороны СССР и других должностных лиц Вооруженных Сил СССР в 2004 году: Приказ министра обороны Республики Беларусь, 9 февраля 2004 г., № 80.

23. Военная администрация. М., 1990. - С. 84.

24. См. О порядке распространения правовой информации в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь, 1 декабря 1998 г., № 565// Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь. -1998 г.-№ 34. - Ст. 858; Об утверждении положения о порядке приема, рассмотрения документов, выдачи заключений и регистрации символики политических партий, профессиональных союзов и других общественных объединений: Постановление Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, 10 декабря 2002 г. № 48 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003 г. - № 15. - 8/9023 и др.

25. Военный энциклопедический словарь. М.: Воениздат, 1986. - С. 240.

26. См. Поленина С.В., Сильченко Н.В. Научные основы типологии нормативно-правовых актов СССР. М., 1987. - С. 66; Толстик В.А. Надведомственность как фактор, влияющий на иерархию нормативных правовых актов //Юрист. - 2001. - № 12. - С. 4 и др.

27. Об утверждении требований к состоянию здоровья граждан, связанных с военной службой: Приказ Министерства обороны Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь, 12 июня 1998 г., № 369/173 // Бюллетень нормативно-правовой информации. - 1998. - № 16. - С. 5 - 90.

28. Об утверждении Инструкции о порядке воинского учета: приказ Министерства обороны Республики Беларусь, 26 февраля 2004 г., № 9 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2004 г. - № 53. - 8/10704.

29. О делегировании полномочий Правительства Республики Беларусь Министерству обороны на принятие нормативных правовых актов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь, 25 июня 2002 г., № 840 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - № 75. - 5/10678.

30. Об утверждении нормативных правовых актов, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями и создания общественных комиссий по жилищным вопросам в Вооруженных Силах Республики Беларусь, 27 ноября 2002 г., № 50 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002 г. - № 142. - 8/8860.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации