Анализ применения компьютерных форм подготовки органов военного управления в вооружённых силах различных государств

«Наука и военная безопасность», № 2, 2005 г., с. 44-47

Анализ применения компьютерных форм подготовки органов военного управления в вооружённых силах различных государств

В.Н. ВРАКОПУЛО,

старший научный сотрудник

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

Одной из важнейших задач реформирования вооруженных сил большинства передовых стран является совершенствование системы воинского обучения, в частности, изыскание наиболее дешевых и в то же время эффективных форм и методов оперативной подготовки органов военного управления (ОВУ). Экономические и прежде всего финансовые трудности, с одной стороны, и открывающиеся возможности электронной вычислительной техники компьютерных технологий - с другой, заставили применять наряду с традиционными новые формы и методы организации проведения оперативной подготовки ОВУ с помощью компьютерных форм подготовки (КФП) [1]

В настоящее время в армиях передовых стран мира на командно-штабных учениях, тренировках, играх применяются компьютеры, объединенные в локальные вычислительные сети (ЛВС). Это форма подготовки органов управления руководству войсками, при которой формирование текущей обстановки, имитация действий войск сторон, а также оценка работы обучаемых в ходе подготовки и ведения операций (боевых действий) осуществляется в реальном (заданном) масштабе времени на основании моделирования боевых действий в соответствии с принятыми сторонами решениями. При этом в процессе принятия решений и планирования операций (боевых действий) используются электронные документы и мультимедийные средства отображения обстановки (в том числе электронные карты). Оценка работы обучаемых осуществляется на основе анализа информационных процессов с помощью ЭВМ.

Принято считать, что компьютерные формы оперативной подготовки (КФОП) - это формы оперативной подготовки генералов и офицеров оперативных штабов, базирующиеся на современных компьютерных средствах и технологиях. Ими могут быть: компьютерные командно-штабные учения (ККШУ), компьютерные командно-штабные (штабные) тренировки (ККШТ, КШТ), компьютерные штабные военные игры (КШВИ).

Принципиальным отличием КФОП от традиционных форм является то, что компьютерные учения, игры, тренировки проводятся методом «свободной игры» на основе решений, принимаемых их участниками. При этом решения сторон, переданные по ЛВС на автоматизированные рабочие места (АРМ) руководства, сводятся в общую схему, а затем после моделирования боевых действий войсковых формирований анализируются, что дает возможность руководству объективно оценивать действия обучаемых. Роль руководства сводится к тому, чтобы, используя модель операции, в том числе и подсистемы обучения и самообучения, имеющиеся на всех уровнях управления обучаемых сторон, оказывать на них управляющее воздействие, побуждающее обучаемых к поиску решений, обеспечивающих выполнение задач в конкретных условиях обстановки.

Компьютерные формы подготовки органов управления начали разрабатываться в конце 70-х годов прошлого века в вооруженных силах США. Спустя десятилетие они получили развитие первоначально в Вооруженных Силах СССР, а затем и в большинстве всех экономически развитых странах мира. Анализ учебно-боевой деятельности ОВС НАТО в 2001 - 2004 годах показывает, что внедрение компьютерных технологий в практику обучения и подготовки войск позволил существенно повысить эффективность подготовки органов военного управления при одновременном сокращении количества войсковых учений. Отличительной особенностью оперативной подготовки ОВС НАТО становится тот факт, что КШУ оперативного и оперативно-стратегического уровней проводятся преимущественно в форме компьютерных КШУ (в 2002 году - более 55 %, в 2003 году - более 60 %) на базе специализированных учебных центров моделирования боевых действий [2].

Наиболее продвинутыми в этой области считаются США. За последние годы в США широкое распространение получили военно-политические игры, или «игры высшего уровня» (High Level Wargaming), на которых отрабатываются функции государственного аппарата и министерства обороны в условиях кризисной международной обстановки. Целью проведения таких игр является подготовка руководящих деятелей администрации США к принятию решений по вопросам национальной безопасности.

В основе «игр высшего уровня» лежит методика проведения компьютеризированных военных игр, проводимых в видах вооруженных сил на своих учебных базах. Они проводятся в целях оперативной подготовки командиров и штабов объединений и соединений, выполнения исследований в области оперативного использования сил, разработки новых приемов ведения боевых действий, определения на моделях боя эффективности применения новых видов оружия, для планирования боевых действий, выработки рекомендаций по применению сил и оружия, анализа и оценки результатов боевых столкновений.

Кроме того, в США была разработана система электронного моделирования боевых действий вооруженных сил «Джесс». В состав этой системы входили центральная (стационарная) ЭВМ при штабе руководства и периферийные (мобильные) центры моделирования боевых действий, развертываемые в звене от группы армий до роты (батареи) включительно. В основу функционирования системы заложена модель воздушно-наземной операции, отображающая действия до 1200 подразделений, частей и соединений различных родов войск на площади более 1 млн. кв. км, их боевые потери, различные участки местности, боевое применение авиации. Эта система была успешно использована для моделирования боевых действий многонациональных сил против Ирака, при освобождении Кувейта в 1991 году.

С целью внедрения компьютерных форм подготовки и обучения руководящего состава группировок войск в систему боевой подготовки армий НАТО было разработано компьютерное КШУ «Брейв игл-97», которое проводилось на базе учебных центров Германии.

В 2000 году в Германии и в Украине были проведены показные компьютерные учения с приглашением иностранных наблюдателей, в том числе и представителей Министерства обороны Республики Беларусь.

В декабре 2002 года на территории большинства стран НАТО проводилось компьютерное учение по проигрыванию вариантов действий коалиционной группировки войск против Ирака.

В Вооруженных силах РФ к началу XXI века в ходе выполнения цикла комплексных научно-исследовательских работ были созданы научно-теоретические, организационно-методические основы, а также экспериментальная база, что обеспечило решение проблемы создания КФОП и их внедрения в практику обучения органов военного управления. Сейчас основной формой проведения мероприятий оперативной подготовки Вооруженных сил РФ становятся командно-штабные учения оперативно-стратегического уровня с широким применением современных информационных и компьютерных технологий [2].

Необходимо отметить, что в Вооруженных Силах Республики Беларусь для подготовки ОВУ разработаны руководящие документы, определяющие порядок организации и использования КФОП. Однако, в силу ряда объективных причин, КФОП пока еще не заняли подобающего места в системе оперативной подготовки ОВУ.

В руководящих документах для КФОП сказано о том, что организация, методы подготовки и проведения КФОП ОВУ, а также оценка работы обучаемых определяются и регламентируются компьютерной технологией обучения на основе применения программно-аппаратных средств.

Основой компьютерных форм оперативной подготовки являются автоматизированные системы моделирования боевых действий (АСМБД), включающие ПЭВМ, объединенные локальной вычислительной сетью, а также средства специального математического и программного обеспечения (СМПО), обеспечивающие процесс моделирования боевых действий группировок войск противоборствующих сторон. ПЭВМ установлены на автоматизированных рабочих местах, предназначенных для отображения обстановки и оснащенных конечными устройствами ввода-вывода информации и средствами связи, развернутыми по схеме, характерной для имитируемого органа управления [3,4].

Использование АСМБД в КФП можно рассмотреть на примере проведения КШВИ. АСМБД в этом случае позволяет осуществлять:

- поиск, сбор, накопление необходимой информации и ее использование для принятия решений и планирования боевых действий,

- проведение оперативно-тактических расчетов и моделирования вариантов замысла действий сторон,

- оформление боевых документов,

- имитацию действий сторон на этапе розыгрыша боевых действий с целью определения оптимальности принятых решений,

- контроль за действиями обучаемых и оценку их уровня подготовки по результатам работы в ходе КВИ.

Основой АСМБД в КШВИ являются комплексные имитационные модели, с помощью которых на этапе моделирования боевых действий осуществляется розыгрыш действий сторон в той обстановке, которая сложилась на момент принятия решений обучаемыми сторонами.

Исходными данными для розыгрыша действий сторон являются:

данные по исходной обстановке, сформированные в результате разработки замысла игры и отраженные в основном задании на игру,

данные, полученные обучаемыми на этапе подготовки боевых действий в соответствии с планом наращивания обстановки и отраженные в решении командира на боевые действия, и данные, отраженные в боевых распоряжениях подчиненным соединениям и частям,

данные, заложенные в сценарий действий противоборствующей стороны в соответствии с замыслом при односторонней игре.

Кроме того, такие модели позволяют:

имитировать действия войсковых формирований противоборствующих сторон в ходе воздушно-наземной операции,

визуально отображать результаты разведки, нанесения огневых ударов РВ и А, общевойскового и противовоздушного боев, авиационных ударов в реальном масштабе времени,

позволяют рассчитывать частные показатели эффективности боевых действий и выводить их на экран в любой момент моделирования,

выводить в графическом и текстовом видах результаты розыгрыша каждого из тактических эпизодов, а также за весь этап моделирования в целом.

По результатам боевых действий по каждому игровому эпизоду обучаемые отрабатывают соответствующие боевые документы.

Главной особенностью подобных моделей является возможность реагирования на управляющие воздействия группы руководства и участников игры (в рамках полномочий каждого из них) в любой момент времени [5].

Теперь рассмотрим особенности моделирования для КФП. Для оценки эффективности системы управления и рациональности оргштатных структур (с учетом возможностей по отмобилизованию) сейчас, как правило, требуется моделирование действий войсковых группировок смешанного состава, учитывающее оперативную подчиненность соединений и частей, видов Вооруженных Сил и родов войск. Для оценки руководством Вооруженных Сил своих возможностей и реализации мероприятий по их повышению необходимо моделировать все виды обеспечения боевых действий (в том числе и информационные). Географические, демографические, экономические факторы, коммуникационные и другие особенности регионов применения войск, мероприятия и процессы социального, военного и военно-технического характера также могут быть отражены в компьютерных моделях.

В настоящее время степень реализации современных информационных технологий (ИТ) для имитации действий группировок войск и их визуализации позволяет говорить о возможности единого подхода к разработке множества взаимоувязанных моделей - компонентов СМПО и их интеграции в рамках искусственного пространства - виртуального поля боя. Его создание возможно путем объединения всех компонентов в моделях основных форм и способов действий воинских формирований стратегического, оперативно-стратегического, оперативного и тактического звеньев, которые должны учитывать изменения военной доктрины государства, задач вооруженных сил, экономических условий и т.д. Эта сложная задача может быть решена только с применением таких информационных технологий, основу которых составляют методы анализа сложных явлений реального мира и имитационного моделирования, реализующие принципы «копирования» исследуемых объектов и процессов с сохранением логической структуры и связи между ними [6].

Необходимо учесть, что сущность виртуальных боевых действий заключается в том, что программными и техническими средствами в масштабе реального времени совмещаются (в пространстве и времени) имитируемая и реальная информация об окружающей среде, обстановке на поле боя, о поведении объектов вооруженного противоборства и их влиянии друг на друга в соответствии со сценариями боевых действий. Результаты отображаются с помощью современных технологий визуализации (включая трехмерное изображение) [7].

При этом компьютерное моделирование и имитация боевых действий не должны рассматриваться в качестве замены реальной оперативной обстановки. Они служат ее органическим дополнением, позволяя создать для обучаемых такую обстановку, которая максимально приближена к боевой, при экономии материальных и финансовых ресурсов, найти рациональное соотношение между реальными выходами войск в поле для проведения учений и их виртуальной имитацией.

В ходе КФОП моделируются условия оперативно-стратегической обстановки, различные боевые ситуации, проводятся расчеты и осуществляется подготовка данных для принятия решений и планирования операций. Все это позволяет отрабатывать различные варианты применения сил и средств в интересах решения широкого спектра задач (боевых, миротворческих и специальных) [2].

При этом, говоря о требованиях к использованию моделей в КФП для вооруженных сил государств различных регионов, необходимо, исходя из военно-политической обстановки, подбирать возможную тематику проведения ККШУ, КШВИ, под которую необходимо создавать модели (системы моделирования) боевых действий различного уровня, которые могут быть применены на данном театре военных действий (ТВД). В частности, для Вооруженных Сил Республики Беларусь в первую очередь необходимо разработать комплексную модель для вида Вооруженных Сил - ВВС и войск ПВО на воздушно-оборонительную операцию.

Также целесообразно провести исследования по созданию моделей для КШВИ штабов различного уровня по тематике:

действия войск по прикрытию госграницы. Порядок их наращивания. Решение задач взаимодействия с территориальными и Пограничными войсками;

организация взаимодействия Сухопутных войск с другими силовыми структурами (МВД, Погранвойсками, КГБ) в ходе уничтожения диверсионных групп, бандформирований и т.п.;

организация и проведение мероприятий оперативной маскировки, живучести войск;

централизованное и децентрализованное управление силами и средствами ВВС и войск ПВО при отражении ударов СВН противника;

взаимодействие ИА и ЗРВ при совместном отражении налетов БПЛА противника [5].

Рассмотрев на примере КШВИ возможности и особенности использования КФОП для подготовки ОВУ, можно в общем оценить их достоинства, недостатки и выделить основное преимущество перед традиционными формами подготовки. Оно заключается в обеспечении выработки всесторонне обоснованных решений обучаемыми на применение войск и эффективного управления ими при выполнении поставленных задач за счет проведения оперативно-тактических расчетов и моделирования операций (боевых действий) в единой информационной среде, а также в обеспечении автоматизированной разработки учебных документов, планов наращивания обстановки и розыгрыша боевых действий.

Следует отметить, что органы управления, ответственные за подготовку и проведение мероприятий оперативной подготовки, в ходе реализации КФП получают возможность путем моделирования осуществлять объективный прогноз развития обстановки в соответствии с решениями противоборствующих сторон и при этом учитывать значительно большее число факторов по сравнению с методами абстрактно-логического прогнозирования [8].

Рассмотрим достоинства и недостатки КФП органов военного управления более подробно.

Достоинства КФП в сравнении с традиционными формами подготовки ОВУ выглядят следующим образом.

Во-первых, сравнительно низкая стоимость. Прежде всего, это отсутствие расхода моторесурса техники и вооружения, лимитированных ГСМ, боеприпасов и ракет (при проведении боевых стрельб), необходимости организации мишенной обстановки (запусков имитаторов воздушных целей для средств ПВО и т.п.). Реальное войсковое учение на местности гораздо дороже любого ККШУ. И хотя компьютерная техника стоит недешево, она имеет долговременный ресурс пользования.

Во-вторых, безопасность по сравнению с формами обучения, на которых реально используется (привлекается) личный состав (с различной степенью обученности), военная техника, оружие, боеприпасы. При КФП полностью исключаются катастрофы, аварии, происшествия с гибелью (увечьем) личного состава, выходом из строя военной техники, а также отсутствием ущерба, наносимого окружающей среде и элементам инфраструктуры. При этом КФП позволяют моделировать и проигрывать аварийные ситуации. Это их уникальное свойство как коллективного средства обучения.

В-третьих, КФП позволяют:

повысить степень выучки руководящего состава и оперативных штабов за счет потенциального увеличения количества проводимых учений и тренировок;

своевременно корректировать планы проведения учений, исходя из реально складывающихся условий военно-политической и стратегической обстановки;

обучаемым самостоятельно исполнить свои функциональные обязанности на модели обстановки, создающей синтетический театр боевых действий нужной тематики, функционирующей в трехмерном пространстве с детализацией, по возможности соответствующей реальной, моделировать любую местность и погодные условия;

дать практику обучаемым в принятии решений в экстремальных условиях резко меняющейся обстановки в реальном масштабе времени;

индивидуализировать процесс обучения, адаптируя его к возможностям обучаемого при исполнении им конкретной должности.

Все это позволяет придать динамизм, гибкость, адаптивность управления процессом обучения и предоставляет возможность проведения многократного проигрывания ситуации. А это, в свою очередь, дает возможность обучаемым, с одной стороны, выбирать наиболее целесообразные варианты действий в различных ситуациях, а с другой стороны - приобретать устойчивые навыки действий в характерных случаях. В результате у них вырабатывается то, что принято называть профессиональной интуицией.

В-четвертых, это обеспечение непосредственного и полного объективного контроля действий обучаемых (как текущего, так и итогового). Текущий объективный контроль служит обратной связью в процессе обучения, т.е. обеспечивает его адаптивность. Итоговый же контроль занятий с использованием КФП основан на оценке конечного результата действий обучаемых. При этом сама оценка не зависит от субъективного мнения преподавателя, руководителя.

В-пятых, это:

сокращение времени подготовки органов управления к выполнению предстоящих задач при сохранении количества и объема отрабатываемых учебных вопросов, отказ от бумажных носителей информации (карт, формализованных текстовых документов);

отсутствие необходимости привлечения большого количества посредников;

обеспечение большей скрытности подготовки и проведения КШУ, КШТ, КШВИ и т.д.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что достоинства КФП существенно весомы.

Недостатками КФП являются:

Во-первых, достаточно объемная и длительная подготовительная стадия, связанная с постановкой задач, их формализацией, алгоритмированием, программированием, отладкой, т.е. с разработкой СМПО, поскольку нельзя создать универсальную модель для подготовки различных специалистов. Количество расходуемых при этом времени и средств определяется, прежде всего, сложностью, объемом задач и степенью их детализации.

Во-вторых, неполное соответствие моделируемой обстановки реальной. Каким бы тщательным не было моделирование, в процессе формализации обстановки всегда оказываются неполно учтены ее элементы, свойства и факторы. Иными словами, модель всегда в чем-то беднее реального объекта. Именно поэтому моделируются главным образом и в первую очередь те свойства и стороны объектов, которые, по мнению разработчиков (либо заказчика), наиболее важны с точки зрения формирования необходимых знаний, навыков, умений и профессионально важных качеств обучаемых.

При этом возникают две опасности, связанные с использованием КФП в обучении военных специалистов. Первая - это возможность формирования так называемых «компьютерных навыков», т.е. навыков и умений, которые в определенной степени оторваны от реальной действительности. Вторая

- отсутствие психологического напряжения и той ответственности, которые сопровождают реальное управление сложной боевой техникой, воинским формированием.

Чтобы минимизировать указанные опасности, очевидно, необходимо добиваться максимального соответствия компьютерной среды обучения реальной среде деятельности военных специалистов. Однако с повышением требований степени детализации моделируемой обстановки резко (по нелинейной зависимости) возрастают трудозатраты на разработку СМПО, необходимые вычислительные мощности компьютерной техники и др. Поэтому КФП никогда не заменят и не вытеснят (хотя и потеснят) традиционные формы боевой и оперативной подготовки.

Для более полного ответа на вопрос о месте, роли и значении КФП целесообразно рассмотреть их применительно к войсковым учениям, поскольку на этом примере достоинства и недостатки компьютерных технологий предстают наиболее выпукло. В данном случае важно сравнить методы, с помощью которых на учениях моделируется необходимая обстановка и тем самым создается определенная среда обучения.

В настоящее время существует три группы таких методов:

абстрактно-логическое моделирование с использованием расчетов (типичный пример - КШУ на картах);

натурное моделирование (например, тактическое учение полка на местности);

компьютерное (имитационное) моделирование.

Первые две группы методов хорошо известны

- так же, как и их основные достоинства и недостатки: абстрактно-логическое моделирование

- недорого, но не отвечает динамике современных боевых действий; натурное моделирование позволяет в принципе создавать необходимую динамику обстановки, но дорого и имеет ограничения по условиям безопасности. Поэтому в свете рассмотренных достоинств и недостатков компьютерного моделирования можно сделать вывод, что главным показателем, характеризующим целесообразность применения КФП в сфере подготовки специалистов

ОВУ, является возможная степень виртуального отражения (детализации) реальной обстановки. Другой важный показатель - их стоимость, которая падает с укрупнением моделируемых элементов обстановки и повышением уровня их обобщения (уменьшается стоимость СМПО).

При решении проблем внедрения КФП в оперативную подготовку целесообразно также учитывать следующее обстоятельство. Обобщенными целевыми функциями любой системы профессиональной подготовки являются: обучение - формирование знаний, навыков и умений, необходимых для непосредственного выполнения профессионально-должностных функций; развитие - формирование способности к последующему самообучению и профессиональному росту; воспитание - привитие профессионально важных качеств и способностей. Опыт показывает, что КФП практически полностью справляются с первой из этих функций, частично (ограниченно) со второй и малопригодны для третьей [8].

Исследования, проведенные в Вооруженных силах РФ, показали, что основой для реализации КФП являются либо современные автоматизированные системы управления (АСУ) войсками, либо специально создаваемые и объединенные в единую систему компьютерные центры оперативной подготовки (КЦОП) и военных игр, предназначенные для обеспечения разработки и проведения компьютерных КШУ и КШВИ с органами управления соединений и объединений видов Вооруженных сил РФ и родов войск, а также оперативно-стратегического и высшего звена. Исходя из этого, могут быть предложены два направления реализации КФП.

Анализ руководящих документов для Вооруженных Сил Республики Беларусь показывает, что подготовка и проведение ККШУ и КШВИ может осуществляться на базе АСУ войсками (первое направление) или в компьютерном центре oneративной подготовки - второе направление. Исходя из определений цели проведения ККШУ и КШВИ видно, что ККШУ должно проводиться на АРМ АСУ, а КШВИ - на базе КЦОП по компьютерной тематике.

Суть первого направления заключается в том, что аппарат руководства и обучаемые органы управления выполняют свои функциональные обязанности, располагаясь на штатных АРМ в стационарных или на подвижных пунктах управления. Очевидно, что при реализации этого направления необходимо ориентироваться на перспективную (разрабатываемую) систему управления ВС РФ и РБ при соответствующей организации информационно-вычислительного процесса в АСУ войсками. Здесь могут быть реализованы информационно-расчетные задачи (ИРЗ), а также математические модели операций (боевых действий), необходимые для проведения ККШУ, КШВИ и других форм обучения

Анализ применения компьютерных форм подготовки органов военного управления в вооружённых силах различных государств

. В перспективе это позволит обеспечить применение всех форм оперативной подготовки ОВУ (за исключением учений и тренировок, проводимых на местности) за счет последовательного развертывания моделирующих комплексов при штабах различного уровня.

Применение подвижных средств управления АСУ войсками обеспечит в полном объеме проведение компьютерных КШУ на местности, в том числе и с привлечением войск обозначения. С этой целью необходимо создать мобильный моделирующий комплекс штаба руководства с возможностью его сопряжения с подвижными средствами управления АСУ войсками.

Суть второго направления состоит в создании и использовании специально оборудованных КЦОП или центров оперативно-тактической подготовки (ЦОТП).

Данные центры должны представлять собой совместимые с компонентами АСУ войсками информационно взаимосвязанные программно-технические комплексы, интегрирующие в себе технологические, расчетно-моделирующие, имитационные и коммуникационные функции и обеспечивающие моделирование операций (боевых действий) с отображением их динамики на рабочих местах обучаемых должностных лиц и рабочих местах аппарата руководства, а также информационно-расчетную поддержку должностных лиц при решении управленческих задач в процессе обучения. Такие центры (рис. 1) должны быть унифицированными и позволять проводить как одноступенные, так и многостепенные учения требуемого уровня.

Основная идея этого направления - централизованное размещение на КЦОП обучаемых должностных лиц и предоставление им для выполнения своих функций соответствующих АРМ в каждом звене управления. В определенных условиях эти центры могут использоваться как подсистемы АСУ войсками оперативно-стратегического уровня. Кроме того, создание и применение КЦОП обеспечит проведение научных исследований как в области оперативного искусства в целом, так и в интересах организации и осуществления мероприятий оперативной подготовки в компьютерных формах [2].

Исходя из всего вышеизложенного, рассматривая в совокупности достоинства и недостатки практического применения КФП, можно сделать вывод, что формирование знаний, умений и навыков, необходимых военному специалисту для выполнения профессионально-должностных функций, сегодня уже немыслимо без использования компьютерных технологий, а задача повышения эффективности оперативной подготовки в ВС может быть достаточно успешно решена за счет как дальнейшего развития КФП, их более широкого внедрения в процесс обучения должностных лиц органов управления оперативно-стратегического и оперативного звеньев, так и выбора рационального соотношения между компьютерными и традиционными формами обучения.

В настоящее время в Вооруженных Силах Республики Беларусь нужна система учений - от стратегических (оперативно-стратегических) компьютерных КШУ до реальных тактических учений соединений, частей и подразделений (периодически с боевыми стрельбами). При этом наиболее целесообразным представляется их сочетание в рамках двух- и трехстепенных учений.

ЛИТЕРАТУРА:

1.СайфетдиновХ.И. Реформирование боевой подготовки: компьютерные формы обучения. //Военная мысль. - 1998. - № 4. -с. 12- 16.

2.Сайфетдинов Х.И. Компьютерные формы оперативной подготовки: проблемы совершенствования и пути их решения // Военная мысль. - 2004. -М7.-С.2-11.

3.Новый политехнический словарь. Главный редактор А.Ю. Ишлинский. - М., 2000. - С. 670.

4.Сборник военных и специальных терминов. ГШ Вооруженных Сил Республики Беларусь. Мн., 2004. - С. 235.

5.Вракопуло В.Н. Возможности применения моделирования боевых действий при проведении компьютерных военных игр // Состояние и перспективы развития моделирования боевых действий: Материалы научного семинара. - Минск, 2003. - С. 62- 67.

б.Соломатин В. Виртуальное поле боя. Подготовка войск к выполнению боевых задач будущего. //Военный парад. - 2004. -tkl.-C.90- 93.

7.Некрашенко А.Н. Компьютерная военная игра: оценка решений, принимаемых должностными лицами органов управления. //Военная мысль. - 2004. -№4.-С. 27-30.

8.Барынькин В.М. Информатизация военного вуза: проблема и пути ее решения. //Военная мысль. - 2002. - №2. -С. 48- 52.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации