Актуальные проблемы и приоритетные направления военно-технической политики государства в современных условиях

«Наука и военная безопасность», № 1, 2005 г., с. 35-38

Актуальные проблемы и приоритетные направления военно-технической политики государства в современных условиях

Ю.В. ПОРТНОВ, заместитель начальника

Генерального штаба Вооруженных Сил

Республики Беларусь по научной работе,

кандидат военных наук, заслуженный специалист

Вооруженных Сил Республики Беларусь,

профессор Академии военных наук Российской Федерации

Полковник А.А. ПЕТЬКОВ,

начальник научно-исследовательского отдела -

заместитель начальника научно-исследовательского управления

Научно-исследовательского института

Вооруженных Сил Республики Беларусь

В условиях сложной военно-политической обстановки, новых вызовов и сохраняющихся угроз военной безопасности Республики Беларусь ограниченность финансовых и других ресурсов, выделяемых на функционирование систем вооружения Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований (далее - Вооруженные Силы, другие воинские формирования), предъявляет жесткие требования к всестороннему обоснованию проводимых мероприятий по их развитию и поддержанию в готовности к применению по предназначению. Для качественного (эффективного) решения этих задач необходима реализация сбалансированной военно-технической политики Республики Беларусь

1. Основные компоненты, цель, задачи и принципы военно-технической политики государства

Как известно [1], военно-техническая политика государства - это составная часть его военной (военно-экономической) и научно-технической политики, представляющая собой систему концептуальных взглядов и практических действий, реализуемых органами государственного управления, по оснащению Вооруженных Сил, других воинских формирований вооружением, военной и специальной техникой (далее - ВВСТ). Военно-техническая политика государства направлена на обеспечение не только количественного, но и качественного соответствия военно-технической оснащенности Вооруженных Сил, других воинских формирований складывающейся военно-политической обстановке и целям государства в военной сфере с учетом экономических, демографических и других возможностей страны и международных соглашений по ограничению вооружений.

Основными объектами военно-технической политики являются системы вооружения Вооруженных Сил, других воинских формирований (далее - системы вооружения) и оборонный сектор экономики государства. В качестве субъектов военно-технической политики выступают республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, к компетенции которых в соответствии с национальным законодательством относятся отдельные вопросы военно-технической политики, а также юридические лица, получившие в установленном порядке лицензии на осуществление видов деятельности, связанной с продукцией военного назначения.

В связи с этим в сфере военно-технической политики государства объективно оказываются процессы планирования и осуществления деятельности, связанной с текущим и перспективным техническим обеспечением Вооруженных Сил, других воинских формирований, сохранением и дальнейшим развитием оборонного сектора экономики, а также одна из областей сферы международных отношений государства - военно-техническое сотрудничество Республики Беларусь с зарубежными странами. Именно единство трех компонентов - систем вооружения, оборонного сектора экономики государства и военно-технического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными государствами - образует предмет военно-технической политики [2].

Главная цель военно-технической политики заключается в комплексном решении задач оснащения Вооруженных Сил, других воинских формирований эффективными образцами (комплексами) приоритетных видов ВВСТ для обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь [2].

При этом в качестве стратегического курса военно-технической политики на перспективу целесообразно рассматривать создание целостной системы вооружения военной организации государства, поддержание и скоординированное развитие потенциала ее следующих основных компонентов [3, 4]:

- группировок Вооруженных Сил, обеспечивающих гарантированное отражение агрессии против Республики Беларусь локального масштаба;

- сил и средств, обеспечивающих на необходимом уровне решение специальных задач, в том числе таких, как проведение антитеррористических операций, ведение борьбы с организованной преступностью, незаконной миграцией населения, контрабандой наркотиков и незаконной торговлей оружием, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

- информационно-управляющих систем, обеспечивающих заблаговременное вскрытие и предупреждение о возникновении

потенциальных или реальных угроз национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе о подготовке к агрессии, нарушении выполнения другими странами международных договоров и соглашений, создающих угрозу национальной безопасности Республики Беларусь.

Исходя из главной цели, основными задачами военно-технической политики государства являются [2]:

- приведение структуры и количественно-качественного состава систем вооружения в соответствие с современными оперативно-тактическими требованиями, организационно-штатными структурами и боевым составом Вооруженных Сил, других воинских формирований, решаемыми ими задачами, экономическими возможностями и международными обязательствами государства;

- обеспечение условий по формированию компактных, мобильных Вооруженных Сил, других воинских формирований, способных обеспечить эффективную защиту суверенитета и территориальной целостности государства в случае применения против него силы или угрозы силой;

- поддержание оборонного потенциала государства на уровне, достаточном для нейтрализации военных угроз;

- обеспечение оптимального сочетания затрат на поддержание в состоянии боевой готовности и дальнейшее развитие систем вооружения;

- наращивание возможностей оборонного сектора экономики в интересах максимального обеспечения потребностей обороны государства;

- развитие взаимовыгодного военно-технического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными государствами.

Основными принципами военно-технической политики государства являются [2]:

- поддержание в состоянии боевой готовности, рациональное применение и развитие компонентов существующих систем вооружения;

- обоснованность оперативно-стратегических и тактико-технических требований к системам вооружения, типам и составу ВВСТ Вооруженных Сил, других воинских формирований;

- оптимальность соотношения различных видов ВВСТ в системах вооружения;

- сбалансированность состава систем вооружения по средствам поражения, а также средствам оперативного, технического и тылового обеспечения боевых действий

войск (сил);

- экономическая обоснованность и эффективность использования средств, выделяемых на военно-технические нужды;

- целенаправленность концентрации финансовых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития систем вооружения;

- научная обоснованность исследований, разработок, производства, закупок, модернизации и ремонта ВВСТ;

- приоритетность проведения исследований, направленных на разработку и создание перспективных образцов ВВСТ.

2. Основные проблемы военно-технической политики государства на современном этапе

В сфере взаимодействия субъектов и объектов военно-технической политики в настоящее время еще достаточно много проблем, существенно влияющих на обеспечение обороны и безопасности государства. Эти проблемы определенным образом взаимосвязаны. Вместе с тем всю совокупность проблем военно-технической политики государства условно можно разделить на несколько основных групп, каждая из которых содержит определенный спектр проблем научно-методического, нормативного правового и практического характера.

Первая группа проблем связана с реализацией системного развития ВВСТ Вооруженных Сил, других воинских формирований и заключается в необходимости обеспечения соответствия систем вооружения:

- уровню военной опасности, характеру и условиям современной вооруженной борьбы, задачам и условиям функционирования Вооруженных Сил, других воинских формирований, формам и способам их боевого применения;

- экономическим возможностям государства и возможностям финансирования расходов на национальную оборону и обеспечение безопасности государства.

Несоблюдение соответствия по первой группе факторов, с одной стороны, может привести к переоценке возможностей тех или иных средств вооруженной борьбы и постановке перед соответствующими войсковыми формированиями нереальных задач. С другой стороны, создание систем вооружения с возможностями, существенно превышающими уровень, необходимый для эффективного решения Вооруженными Силами, другими воинскими формированиями возложенных на них задач, ведет к неоправданным затратам [5]. Такого же мнения придерживаются и ведущие российские ученые - специалисты в вопросах теории вооружения и методологии обоснования системы вооружения [6-8].

В условиях существенных ресурсных ограничений необходимость обеспечения соответствия систем вооружения экономическим возможностям государства (факторам второй группы) достаточно очевидна. Однако достижение такого соответствия на практике связано с необходимостью решения ряда сложнейших задач, связанных с рациональным использованием всех имеющихся видов ресурсов и их рациональным распределением на развитие ВВСТ различных компонент военной организации государства, видов Вооруженных Сил, родов войск и специальных войск.

В таких условиях необходимо всестороннее обоснование перспектив развития систем вооружения, сочетающее исследования военно-политического, оперативно-стратегического и технико-экономического характера, предполагающее организацию и проведение работ кооперацией научно-исследовательских организаций и органов управления по единому замыслу и плану с учетом выделенных ассигнований, других ресурсов и избранных приоритетов. В этом направлении работы ведутся, однако в настоящее время еще остается нерешенным ряд вопросов научно-методического и практического плана. К числу основных проблемных вопросов системного развития ВВСТ следует отнести:

- сбалансированность возможностей систем вооружения, с одной стороны, и задач, форм и способов применения Вооруженных Сил, других воинских формирований, вытекающих из характера и условий современной вооруженной борьбы, с другой стороны;

- внутреннюю сбалансированность систем вооружения по количественно-качественным параметрам подсистем и средств боевого назначения, средств управления и средств обеспечения, предполагающую максимальную эффективность боевого применения систем вооружения в целом.

Вторая группа проблем связана с реализацией дальнейшего развития научно-производственной базы создания и модернизации ВВСТ и заключается в необходимости обеспечения потребности Вооруженных Сил, других воинских формирований в продукции военного назначения, исходя из макроэкономической ситуации в стране, состояния оборонного сектора экономики, научного и технического потенциалов государства.

Актуальность проблем второй группы вытекает из того обстоятельства, что в настоящее время (даже при наличии соответствующего финансирования) за счет собственного производства организации оборонного сектора экономики Республики Беларусь не способны в полной мере обеспечить потребности Вооруженных Сил, других воинских формирований в продукции военного назначения (как по мощностям, так и по номенклатуре производимой продукции).

В таких условиях необходимо всестороннее обоснование направлений развития оборонного сектора экономики государства с учетом выделенных ассигнований, других ресурсов и приоритетов в развитии систем вооружения. При этом целесообразно выделение нескольких приоритетных научно-технических направлений развития базовых военных технологий, реализация которых в будущем позволит обеспечить качественно новый уровень развития систем вооружения.

К числу основных проблемных вопросов развития оборонного сектора экономики государства следует отнести:

- рациональность сочетания работ, обеспечивающую снижение затрат в процессе разработки (проектирования), производства, модернизации и ремонта образцов (комплексов) ВВСТ;

- рациональность использования всех имеющихся видов ресурсов (производственно-технологических, сырьевых, энергетических, финансовых, людских и т.д.) и размещения заказов на предприятиях оборонного сектора экономики государства, их кооперирования в процессе разработки, производства, модернизации и ремонта образцов (комплексов) ВВСТ;

- обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности военного, двойного и специального назначения;

- создание материально-технических условий для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил, других воинских формирований в угрожаемый период и в военное время.

Третья группа проблем органически вытекает из совокупности уже обозначенных проблем и связана с планированием развития ВВСТ. Как показывает опыт, именно с планированием развития ВВСТ сегодня связаны наиболее актуальные проблемы в области обороны и безопасности государства. В этой группе проблем аккумулируются проблемы всех объектов военно-технической политики государства.

Объективная сложность планирования развития систем вооружения в сложившихся в настоящее время условиях усугубляется рядом прогнозируемых и текущих социально-экономических, военно-политических и военно-технических факторов, в том числе:

- многомерностью военных угроз [3, 4], определяющих цели, задачи Вооруженных Сил, других воинских формирований и необходимые уровни оснащения войск ВВСТ на перспективу;

- несоответствием выделяемых ресурсов на развитие основного компонента военной организации государства задачам Вооруженных Сил, превращением бюджетных ассигнований в главный лимитирующий фактор развития их системы вооружения.

Эти обстоятельства превращают задачу планирования развития ВВСТ на продолжительном интервале времени в сложнейшую проблему. Вместе с тем, очевидно, что отказ от такого планирования может привести к нерациональному расходованию средств, появлению и нарастанию деструктивных явлений в системах вооружения Вооруженных Сил, других воинских формирований.

Относительно этой группы проблем необходимо, прежде всего, отметить, что в Республике Беларусь, в отличие от Российской Федерации [6, 9-13], до 2004 года фактически отсутствовала нормативно-правовая основа и научно-методическая база формирования Государственной программы вооружения (далее - ГПВ) как одного из основных инструментов реализации военно-технической политики государства. В 2004 году с образованием Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь и утверждением Концепции военно-технической политики Республики Беларусь на 2005 - 2015 годы процессы формирования ГПВ получили соответствующую нормативную правовую основу и приобрели целенаправленный характер [2, 5].

Вместе с тем в этой сфере деятельности субъектов военно-технической политики еще много неразрешенных проблемных вопросов научно-методического плана. Это связано с необходимостью создания единого научно-методического обеспечения трех объективно взаимосвязанных процессов: обоснования и формирования ГПВ; управления реализацией ГПВ; оценки и контроля хода реализации ГПВ.

ГПВ предполагает взаимную увязку множества разноплановых мероприятий [5], реализация которых в конечном итоге позволит создать такие системы вооружения, которые бы отвечали требованиям обеспечения военной безопасности. Следовательно, при ее разработке одной из острейших проблем является разработка единой системы исходных данных, включающей исходные данные военно-политического, оперативно-стратегического, финансово-экономического и военно-технического характера.

Формирование единых оперативно-стратегических исходных данных, проводимое Генеральным штабом Вооруженных Сил Республики Беларусь, является наиболее ответственным моментом, поскольку эти данные фактически диктуют требования к облику систем вооружения. Но для их корректной проработки нужна четкая система государственных интересов во внешней политике, однозначная позиция в отношении различных стран, намерения по порядку разрешения возникающих спорных вопросов и проблем на межгосударственном уровне.

Столь же важной является и задача изучения состояния ВВСТ, находящихся в войсках, поскольку результаты такого мониторинга - это отправная точка в формировании предложений по развитию систем вооружения.

Следует заметить, что формирование части исходных данных выходит за рамки ответственности Министерства обороны Республики Беларусь, особенно по возможностям оборонного сектора экономики и оценке реализуемости ГПВ. А обеспечение реализуемости ГПВ как на стадии ее формирования, так и в процессе ее дальнейшей реализации является одной из актуальнейших проблем. В этом плане необходимо осуществление мониторинга текущего и прогноза перспективного состояния предприятий и организаций оборонного сектора экономики, планируемых и привлекаемых к выполнению соответствующих работ в рамках ГПВ.

В рамках решения этой проблемы необходима проработка ряда практических вопросов, прежде всего:

- обеспечение рационального ценообразования на продукцию оборонного назначения, особенно в части прогнозирования стоимости серийной продукции после проведения опытно-конструкторских работ;

- создание механизма оперативного учета реальных инфляционных процессов при выполнении государственных оборонных заказов;

- внедрение конкурсного механизма размещения оборонных заказов как основного инструмента выбора наиболее подготовленных предприятий для их выполнения.

В методологическом плане весьма важным является определение роли и места ГПВ в общей системе мероприятий в области военного строительства. В этом плане необходима координация (согласование по целям, задачам, ресурсам и временным рамкам) и сбалансирование мероприятий ГПВ с мероприятиями других смежных целевых программ. Прежде всего это касается программ (планов) строительства (совершенствования) Вооруженных Сил, других воинских формирований, оборонного сектора экономики государства, перспективных планов деятельности научно-исследовательских и научно-производственных организаций Национальной академии наук Беларуси.

Разрешение противоречия между предъявляемыми требованиями и выделяемыми ресурсами с целью обеспечения системного управления развитием ВВСТ на межпрограммном уровне является важной задачей военной науки и магистральным направлением дальнейшего развития научно-методического обоснования ГПВ и облика систем вооружения в современных условиях. Для этого необходимо, прежде всего, на макроуровне увязать все программы и планы, пересекающиеся по целям, задачам и выполняемым мероприятиям.

3. Приоритетные направления военно-технической политики государства в современных условиях

Анализ совокупности обозначенных проблем позволяет сформулировать следующие приоритетные направления деятельности государства в области военно-технической политики [2]:

- совершенствование государственного регулирования и контроля в военно-технической сфере;

- совершенствование нормативной правовой базы в сфере военно-технической политики;

- последовательное увеличение доли расходов долгосрочного военно-инвестиционного характера в структуре расходов на содержание Вооруженных Сил, других воинских формирований;

- наращивание усилий по реализации на мировых рынках продукции военного назначения (в том числе ВВСТ), не находящих применения в Вооруженных Силах, других воинских формированиях;

- оптимизация и развитие оборонного сектора экономики государства.

Рассматривая в качестве основной цели развития систем вооружения приведение их в соответствие с современными оперативно-стратегическими и тактико-техническими требованиями, целесообразно ориентироваться на обеспечение сбалансированности сочетания в этих системах существующих, а также модернизируемых и создаваемых на основе приоритетного использования отечественной научно-технической и производственной базы перспективных образцов (комплексов) ВВСТ [2].

Для достижения этой цели в области развития систем вооружения необходимо решение ряда важных и достаточно сложных задач [2]:

- развитие боевой составляющей систем вооружения за счет их оснащения высокоточными средствами поражения;

- снижение уязвимости систем вооружения от средств поражения и повышение их помехозащищенности;

- сосредоточение усилий и средств на модернизации и ремонте ВВСТ с целью продления их ресурса, улучшения боевых и эксплуатационных свойств;

- совершенствование систем эксплуатации ВВСТ, снижение эксплуатационных расходов.

Исходя из интенсивного развития новых форм и способов вооруженной борьбы с использованием высокоточного оружия, информационного противоборства, повышением роли воздушной и космической сфер вооруженной борьбы, к приоритетным видам ВВСТ следует отнести [2]:

- средства радиоэлектронной (радио-, радиотехнической, радиолокационной и оптико-электронной) разведки и радиоэлектронной борьбы наземного и воздушного базирования;

- многофункциональные боевые авиационные комплексы;

- мобильные зенитные ракетные комплексы (системы) противовоздушной обороны и ракетные комплексы (системы) оперативно-тактического назначения;

- средства информационного, топогеодезического и навигационного обеспечения, связи, а также автоматизированные системы управления войсками и боевыми средствами.

Исходя из обозначенных целей, основных задач и приоритетов, в качестве основных направлений развития систем вооружения определены [2]:

- повышение дальности и точности применения средств поражения, а также их огневой мощи;

- развитие средств управления и связи, разведки, радиоэлектронной борьбы, топогеодезического и навигационного обеспечения, придание этим средствам свойств межведомственной совместимости;

- создание интегрированной информационной среды и разработка единой для всей военной организации государства системы стандартов хранения и обмена информацией;

- унификация автоматизированных систем управления и связи на всех уровнях военного управления;

- создание средств вооруженной борьбы на новых физических принципах;

- оснащение специальных воинских частей и подразделений Вооруженных Сил, других воинских формирований малогабаритными и сверхмалыми средствами вооруженной борьбы, усовершенствованными средствами ближнего боя, современной индивидуальной экипировкой военнослужащих;

- создание технических средств маскировки с применением материалов с управляемыми отражательными и излучательными характеристиками;

- совершенствование и унификация отечественной колесной и гусеничной транспортной базы;

- развитие и совершенствование средств охраны Государственной границы Республики Беларусь, систем пограничного контроля, комплексов мобильных пограничных застав;

- автоматизация процессов управления повседневной деятельностью войск (сил), техническим и тыловым обеспечением их боевых действий;

- разработка и внедрение современных тренажно-имитационных средств для подготовки и обучения специалистов Вооруженных Сил, других воинских формирований;

- вывод из боевого состава Вооруженных Сил, других воинских формирований ВВСТ, не находящих применения, их реализация или утилизация.

В существующих геополитических и экономических условиях основной целью развития оборонного сектора экономики Республики Беларусь является достижение им научного и производственного уровней, позволяющих самостоятельно или в рамках военно-технического сотрудничества обеспечить потребности государства в продукции военного назначения [2].

Вполне понятно, что для достижения этой цели потребуется продолжительное время и решение следующих основных задач [2]:

- осуществление рациональной и сбалансированной структурной реконструкции оборонного сектора экономики, его научно-технической и производственной базы;

- создание необходимого научно-технического потенциала в области перспективных базовых военных технологий;

- производство конкурентоспособной продукции военного назначения и товаров двойного применения.

Исходя из приоритетов развития ВВСТ, структуры и потенциальных возможностей оборонного сектора экономики государства, не позволяющих в настоящее время иметь функционально целостную систему разработки и производства всей необходимой номенклатуры ВВСТ, к приоритетным направлениям развития научно-технического потенциала оборонного сектора экономики следует отнести [2]:

- информатику и связь - в области создания вычислительных, информационных, геоинформационных и телекоммуникационных систем, автоматизированных систем управления и интеллектуальных систем поддержки принятия решений;

- микроэлектронику - в области создания элементной базы радиоэлектронного вооружения;

- оптоэлектронику - в области создания оптико-электронных и лазерных систем;

- радиоэлектронику - в области создания систем и средств радио-, радиотехнической разведки, радиолокации, радионавигации и радиоэлектронной борьбы;

- контроль и диагностику - в области создания новых приборов и систем контроля и диагностики ВВСТ, их ремонта и эксплуатации;

- материалы и механику - в области создания новых материалов и конструкций ВВСТ;

- механику колесной и гусеничной транспортных баз военной техники;

- энергетику - в области создания двигательных установок и систем энергоснабжения ВВСТ.

Исходя из обозначенных целей, основных задач и приоритетов, в качестве основных направлений развития оборонного сектора экономики определены [2]:

- проведение диверсификации, реформирования и реструктуризации организаций оборонного сектора экономики;

- оптимальная концентрация финансово-экономических ресурсов в создаваемых в рамках проводимой государственной инвестиционной политики корпоративных (интегрированных) структурах оборонного сектора экономики;

- совершенствование мер экономического стимулирования исполнителей государственного оборонного заказа;

- экспортная ориентация разработок и производства отечественной продукции военного назначения;

- оснащение организаций оборонного сектора экономики новым оборудованием и современными информационными технологиями;

- совершенствование экспериментально-испытательной базы организаций оборонного сектора экономики.

Заключение

Обширность рассматриваемой темы не позволяет досконально рассмотреть все проблемы военно-технической политики государства, и тем более возможные пути их разрешения. В статье практически не рассматриваются вопросы военно-технического сотрудничества Республики Беларусь с зарубежными государствами, поскольку эта область международных отношений требует отдельного рассмотрения. Обозначенные в статье проблемы военно-технической политики государства являются многомерными, их компоненты тесно взаимосвязаны. В связи с этим необходимо комплексно решать обозначенные проблемы на всех стадиях разработки и реализации военно-технической политики государства.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Военный энциклопедический словарь / Редкол.: А.П. Горкин, В.А. Золотарев и др. - Большая Российская энциклопедия, «РИПОЛ КЛАССИК», 2002. -1664 с.

2. Концепция военно-технической политики Республики Беларусь на 2005 - 2015 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2004 г. № 619.

3. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: Рег. № 2/2852// Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2001. - №69. - С. 3 -14.

4. Военная доктрина Республики Беларусь: Рег. № 2/826 //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2002. - №6. -С. 26- 36.

5. Савенко С.А., Савич М.Н. Особенности формирования Государственной программы вооружения //Наука и военная безопасность. - 2004. - №3. -С. 24-27.

6. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория вооружения: Уч. пособие / Под ред. А. А. Рахманова. - М.: 46 ЦНИИ МО РФ, 2002. -234 с.

7. Рахманов А.А., Николаев Ю.А., Цымбал В.И. Военно-техническая политика России и перспективная система вооружения ее Вооруженных Сил //Проблемы военной науки. -1998. -№8. -С. 20-24.

8. Основы теории и методологии планирования строительства Вооруженных сил Российской Федерации /Под общ. ред. А.В. Квашнина. - М.: Воентехиниздат, 2002. - 232 с.

9. Рахманов А.А., Буренок В.М., Мельников И.Д. Государственная программа вооружения: этапы и принципы формирования в современных условиях II Военная мысль. - 2000. - №2. -С. 17-21.

10. Рахманов А. А., Буренок В.М., Лавринов Г. А. Оценка реализуемости Государственной программы вооружения // Военная мысль. - 2001. -№1. -С. 37-40.

11. Рахманов А.А., Тюлин А.Е., Буренок В.М. Государственная программа вооружения: контроль исполнения // Военная мысль. - 2001. - № 4. -С. 31-35.

12. Буренок В.М., Мельников И.Д., Лавринов Г.А. Качество Государственной программы вооружения: проблемы и пути их решения // Военная мысль. -2002.-№2.-С. 61-66.

13. Буренок В.М. Научно-методические особенности разработки государственной программы вооружения // Военная мысль. - 2004. - № 5. - С. 2 - 8.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации