Актуальные проблемы военно-педагогического исследования

«Наука и военная безопасность», № 3, 2005 г., с. 53-56

Актуальные проблемы военно-педагогического исследования

В.И. АНДРЕЕВ, профессор кафедры идеологической работы и

социальных дисциплин Военной академии Республики Беларусь,

доктор педагогических наук

Военно-педагогическое исследование представляет отрасль педагогической науки - военную педагогику, отражает объективные законы воспитания, обучения, развития личности военнослужащего, воинского коллектива, целостного военно-педагогического процесса в высшей военной школе

Сущностное содержание военно-педагогического исследования

В военно-педагогическом процессе действует закон диалектической противоречивости. Его проявлением являются педагогические противоречия и необходимость их разрешения, к примеру, между традиционным подходом к осуществлению военно-педагогического процесса и новыми требованиями к его организации в условиях реформирования высшей военной школы в Республике Беларусь; необходимостью оптимизации работы по развитию личности военнослужащего на основе личностно-ориентированного подхода и трудностями в реализации этих задач на основе применения существующих средств воинского воспитания и обучения; потребностями в изменении технологий организации педагогического процесса в направлении развития самостоятельности в обучении и неподготовленностью части обучающих и обучаемых к таким преобразованиям и др.

Осуществляя военно-педагогическое исследование, исследователь не может не считаться и с действием закона перехода количественных накоплений в качественные изменения. В самом деле, динамика военно-педагогического исследования связана с интегративными личностными характеристиками, представляющими собой результат постепенного накапливания количественных характеристик. При этом переход количества в качество происходит по механизму диалектического «снятия», сохранения прежних существенных свойств на последующих этапах развития. Новые формы жизнедеятельности в курсантских подразделениях, например, отрицают прежнее, сохраняя преемственность.

Анализ современных военно-педагогических исследований подтверждает актуальность диа-лектико-материалистического метода познания и преобразования реальной воинской действительности. Основные законы диалектики: переход количественных изменений в качественные; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания - по-прежнему определяют фундаментальные философские принципы познания проводимых педагогических исследований в высшей военной школе. При этом на общенаучном уровне познания выделим особо значимость в научно-педагогических исследованиях системного подхода. Его суть в том, что он дает возможность исследовать те или иные стороны изучаемого педагогического явления в их целостной системе.

Все уровни методологии военно-педагогического исследования образуют сложную систему. Философский уровень выступает при этом содержательной основой методологического знания и определяет мировоззренческие подходы к военно-педагогическому исследованию.

Военно-педагогическое исследование - сложный процесс научно-познавательной деятельности, направленный на повышение качества военного образования, обновление его структуры, содержания и технологий, формирование профессиональной компетенции выпускников академии, использование в военно-педагогическом процессе педагогических инноваций, научного прогнозирования в контексте актуальных требований министра обороны к совершенствованию высшего военного образования и государственной идеологии Республики Беларусь. Такое исследование, как показывает практика научных военно-педагогических поисков, включает в себя определенные этапы (рис. 1).

Военно-дидактическое исследование может быть построено по известной, устоявшейся структуре [1, 2, 3] (рис. 2). После получения доказательства идеи научным путем, а также посредством обобщения опыта формулируются методические рекомендации по совершенствованию системы военного воспитания, обучения и развития. Военно-педагогическое исследование строится, таким образом, в следующей последовательности:

что известно по данной проблеме военной науке,

состояние практики в данном контексте обучения либо воспитания,

ведущая идея исследования,

разъяснение своих позиций в военном, педагогическом коллективе на кафедре, факультете, в академии,

факторы и условия создания и использования при организации творческого поиска,

критерии эффективности военно-педагогических инноваций,

содержание и методы военно-исследовательской работы на различных этапах исследования.

Актуальные проблемы военно-педагогического исследования

Общие позиции военных дидактов при изучении проблем обучения отражаются в виде методологии исследования, которая опирается на следующие принципы:

1. Целостности, означающей, что исследование в военно-педагогическом процессе осуществляется во взаимосвязи всех элементов или этапов.

2. Прямой и обратной связи (диагностики). Так, изучая целое, необходимо исследовать его воздействие на отдельные элементы духовного мира военнослужащего (в аспекте государственной идеологии Республики Беларусь); изучая часть процесса военного обучения, целесообразно выявить его возможности для решения дидактических и воспитательных задач в целом.

3. Комплексного системного решения научной проблемы. Об эффективности той или иной методики исследования можно судить по ее влиянию на формирование целостной личности военнослужащего, его обучаемость, воспитанность, развитость умственных сил и способностей..

4. Единства исследовательского и методического подходов в военной дидактике. Внесение элементов единства подходов в исследование военно-педагогического процесса обычно повышает его военно-образовательную эффективность [4, 5].

Методологическую основу исследования составляют фундаментальные работы, определяющие выбор методов, формы презентации результатов, способов их верификации и других элементов, отличающих научное исследование от любой другой деятельности. Характеристика методологической основы военно-педагогического исследования представляет собой перечень по следующей форме: название теории; концепция военно-научной области; алфавитный список работ основоположников военно-педагогической мысли, педагогов-ученых, а также практиков, внесших решающий вклад в ее развитие. Концепции располагаются по убыванию общности: вначале философские, затем ведущие идеи науки либо области исследований данного объекта исследования. Эти составляющие выделяют в отдельный компонент под названием «Теоретическая база исследования».

Вот как сформулировал теоретические основы исследования на тему «Теория и практика повышения эффективности педагогической деятельности преподавателей вузов» офицер А.Ю. Лухнов (Санкт-Петербург, 2002). Теоретическая база исследования основывается:

- на философских, социологических и педагогических идеях о роли образования, сущности обучения и воспитания, знаниях о человеке в обществе (Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Н.В. Бордовская, С.И. Гессен, В.И. Гинецинский, В.Д. Дильтей, Дж. Дьюи, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.В. Лаптев, О.Е. Лебедев, Платон, Ж.-Ж. Руссо, А.Г. Соколов, Н.Ф. Талызина, А.П. Тряпицына, К.Д. Ушинский, И.Д. Фрумин, Е.А. Ямбург и др.);

- на трудах, посвященных психолого-педагогическим аспектам развития личности (К.А. Абульханова-Славинская, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Ж. Годфруа, А.А. Деркач, В.Б. Ежеленко, В.П. Зинченко, Е.И. Казакова, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.А. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн);

- на работах, обращенных непосредственно к проблемам педагогической деятельности, формирования педагогической культуры преподавателей (С.И. Архангельский, И.С. Батракова, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, В.И. Загвязинский, А.С. Макаренко, Н.Ф. Радионова, В.А. Сластёнин, Г-.С. Сухобская);

-на исследованиях военных ученых по проблемам педагогической деятельности преподавателей высшей военной школы (А.В. Барабанщиков, В.И. Вдовюк, В.Н. Герасимов. В.П. Давыдов, А.В. Долматов, А.И. Каменев, В.Я. Кикоть, П.А. Корчемный, М.П. Коробейников, Н.С. Кравчун, Л.Г. Лаптев, В.Я. Слепов, И.А. Скопылатов, Н.Ф. Феденко, В.И. Хальзов, Б.И. Хозиев и др.).

В чем же, по их мнению, состоит сущность критериев и показателей эффективности военно-дидактических исследований?

Под критериями военно-педагогического процесса принято понимать существенные черты, главные признаки, характеризующие сущность, основные особенности и структуру военно-дидактического процесса. В качестве критериев (сущностных признаков) выступают в этом случае целостность, устойчивость, действенность военно-педагогического процесса.

Каждому критерию в военно-педагогическом процессе присущи показатели их реального проявления (табл. 1).

Подтверждением рациональной методики воинского обучения выступают показатели ее эффективности (табл. 2).

В области научно-педагогических исследований в начале XXI века чрезвычайно интересны работы о критериях и показателях профессионализма. К таковым относят: определенный синтез качеств и свойств педагогических способностей, способов мышления и организации трудовой деятельности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации (Э.Ф. Зеер, И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, В.Я. Синенко, В.А. Сластенин и др.); наличие индивидуального почерка; владение смежными специальностями в рамках профессии (В.Я. Батышев, Г.М. Вишнякова и др.). Часть ученых-педагогов обосновывают необходимость общей и профессиональной культуры педагога (Е.В. Бондаревская, И.Ф. Исаев, В.А. Сластенин и др.).

Актуальные проблемы военно-педагогического исследования

Проблема исследования профессионализма педагога высшей военной школы остается весьма актуальной для академии. Дело в том, что для академии и других военных учреждений Республики Беларусь педагогов специально не готовят, несмотря на особенности их военно-профессиональной деятельности, обусловленные спецификой субъекта, предмета, целей, содержания, условий военной службы. Между тем подготовка офицерского состава становится в стране все более дифференцированной и массовой.

Любое научное педагогическое исследование начинается с анализа практики, научно-педагогической литературы. В военно-педагогическом исследовании анализ научной литературы выполняет следующие функции:

- выявляет ценности военной науки, ее достижения и проблемы;

- способствует обнаружению опорных позиций по избранной проблеме с учетом того, что сделано в военно-педагогической науке;

- позволяет установить актуальность, степень неразработанности проблемы;

- дает материал для теоретических построений, позволяет осуществить анализ имеющихся подобных исследований, определить методологию исследования.

При первоначальном анализе литературы исследователь знакомится с состоянием науки вообще, в конкретном направлении, фиксирует идеи, которые могут стать опорными, обобщает иные подходы ученых, определяет понятийный аппарат.

Для научного самоопределения в понятийном аппарате по теме исследования начинающий преподаватель активно использует энциклопедические издания, педагогический, философский, психологический, толковый и другие словари. Все это предупреждает возможную путаницу, недопонимание, бытовизмы в трактовке основных научных понятий, которые могут иметь место на начальном этапе работы.

На заключительной стадии военного исследования важно увязать свою позицию с углубленным пониманием взглядов других ученых по данной проблеме. Анализ литературы по главным направлениям темы исследования дается во введении к работе и служит обоснованием актуальности проблемы и определением ведущей идеи. При ссылках на тех или иных авторов следует избегать категоричности, отрицательных оценок, подмены доказательности своих научных суждений критиканством и необоснованным отрицанием взглядов других авторов, если они сегодня даже устарели. Следует избегать при обзоре и анализе различных источников хронологического перечисления высказываний, цитат, позиций других авторов без должного их анализа, изложения собственной позиции.

В начале ХХI века к актуальным темам фундаментальных и прикладных военно-научных исследований, на наш взгляд, можно отнести:

1. Фундаментально-образовательные основания стратегии военного образования в Беларуси. Например, «Образование как ценность. Статус и перспективы развития военной образовательно-педагогической аксиологии», «Военное образование как система. Системный подход к исследованию военно-образовательных феноменов», «Военное образование как процесс: педагогические технологии обучения, методы воспитания и развития военнослужащих», «Военное образование в Беларуси как объект прогностических исследований», «Идеологическая составляющая развития военного образования в Республике Беларусь», «Проблема интеграции военно-образовательных доктрин Беларуси и России» и др.

2. Личность военнослужащего в системе непрерывного военного образования. К примеру, «Личность курсанта (слушателя) академии как объект системного военно-педагогического исследования», «Проблема компетентностного подхода к подготовке военного специалиста», «Нравственные ценности и цели воспитания курсантов в академии в аспекте идеологии белорусского государства», «Дидактические основания непрерывного образования офицерских кадров» и др.

3. Образование, социально-экономическую и военно-культурную среду. Сюда можно отнести следующие темы: «Финансово-экономическое обеспечение развития военной образовательной среды», «Военно-технологические инновации и прогнозирование содержания военного образования в академии», «Образовательные функции культуры в условиях воинской деятельности», «Формирование педагогической культуры офицера» и др.

4. Теоретические и прикладные проблемы развития военных систем образования могут найти отражение в таких темах исследования, как «Военная образовательная система и ее типология в Вооруженных Силах Республики Беларусь», «Система непрерывного образования в Вооруженных Силах Беларуси: системообразующие параметры, преемственность, условия обеспеченности целостности», «Международный опыт построения и оптимизации развития военных образовательных систем» и др.

Основное внимание после установления темы исследования уделяется определению его целей и задач. Цель исследования обычно служит выявлению новых связей и сторон военно-педагогической теории и практики.

Так, офицер И.К. Мурзич сформулировал по теме диссертации «Разработка методики оценки эффективности боевого применения артиллерийских подразделений» (Минск, 2002) следующую цель: разработать научно обоснованные рекомендации по повышению эффективности боевого применения артиллерийского дивизиона за счет выбора оптимального способа выполнения им боевых задач в конкретных условиях боевой обстановки. Как правило, цель исследования отвечает первой трети названия темы, предмет исследования - второй трети и объект исследования - последней трети. Конкретные направления в работе по достижению поставленной цели определяются в задачах исследования.

К примеру, в диссертации Г.Д. Дыляна «Совершенствование структуры управления региональной системой образования как условие ее развития» (Минск, 1996) предусматривалось решение следующих задач:

- осуществить анализ современного состояния управления региональной системой образования, выявить имеющиеся противоречия, особенности ее функционирования и развития;

- обосновать функциональную модель управленческого цикла в региональной системе управления образованием, на основе системного подхода установить особенности функционально-информационных взаимосвязей между структурными звеньями этой системы;

- разработать модель структуры управления региональной системой образования и проверить эффективность ее функционирования в современных социально-экономических и социокультурных условиях.

Как правило, в педагогических исследованиях определяется одна цель и несколько задач, которые необходимо решить. Нежелательно формулировать цель как «Исследование», «Изучение», «К проблеме», так как эти понятия указывают на процесс, а не на саму цель.

При составлении рабочего плана после определения цели и задач большое значение получают определения объекта и предмета исследования, -

Актуальные проблемы военно-педагогического исследования

Актуальные проблемы военно-педагогического исследования

что нередко вызывает трудности у начинающего исследователя. Различие этих понятий мы находим у российского педагога В.В. Краевского: «Определяя объект исследования, мы отвечаем на вопрос, что исследуется. Тот аспект нашего исследования, о котором будет получено новое знание, находит отражение в предмете исследования» [8]. Из этого определения следует, что объектом исследования в условиях военной деятельности могут быть феномены, факты, предметные области практики военного обучения, воспитания и развития, на изучении которых сосредоточено внимание военного педагога. Предмет исследования - конкретные особенности, свойства, процессы внутри объекта исследования.

К примеру, в работе офицера И.К. Мурзича объектом исследования по теме «Разработка методики оценки эффективности боевого применения артиллерийских подразделений» (Минск, 2002) стало «боевое применение артиллерийских подразделений», а предметом - «эффективность боевого применения артиллерийских подразделений».

В соответствии с темой, целью, объектом и предметом исследования формулируется научная гипотеза. Гипотеза является предположением, допущением, истина ее еще не доказана, но вероятна. Как прием познавательной деятельности гипотеза представляет собой совокупность догадок о способе достижения цели. Она может относиться к цели задачи, к условию ее получения (достижения).

Формулировка педагогических гипотез - процесс сложный, проверяемый и непрерывный. По мере изменения содержания исследовательской деятельности неизбежно появляются новые факты, которые заставляют пересматривать первоначальные предположения. В этой связи различают несколько видов гипотез по этапам исследования.

Нулевая гипотеза есть первоначальное объяснение имеющихся связей, отношений в объекте и предмете исследования. Она выдвигает такие предположения, как возможная структура предмета или явления, движущие силы, состояние, ведущие функции предмета исследования. Нулевая гипотеза строится на структурных связях между объектом и предметом исследования или отношениях между структурными элементами предмета исследования и объясняет первоначальные наблюдения, первичные факты перед началом исследовательской работы.

Описательная гипотеза объясняет структуру процесса или явления на основе полученных данных, характеризующих изучаемое явление с разных позиций.

Объяснительная гипотеза нуждается в экспериментальной проверке. Она описывает механизм того же педагогического взаимодействия, стадии, этапы положительного развития или деградации. При этом на первый план выдвигаются причинно-следственные связи, полученные на 1-м и 2-м этапах исследовательской работы. Для проверки объяснительной гипотезы проводится констатирующий эксперимент, призванный дать сведения о законах функционирования исследуемого процесса или явления.

Основная рабочая гипотеза определяет и базисный (основной) эксперимент. Без такой гипотезы процесс исследования сводится к систематизации информации, вариативному изложению фактов.

Иногда существует необходимость в формулировании прогностической гипотезы. Она допускает возможное позитивное развитие процесса (явления) либо сложностей, которые могут возникнуть на практике при реализации ведущих идей исследования. В этом случае проводится корректирующий эксперимент.

В историко-педагогических исследованиях может формулироваться концептуальная гипотеза. Она определяется на базе имеющихся исследований и педагогического опыта, однако ее необходимо доказать, обосновать. Гипотеза обычно не формулируется в компаративистских (сравнительно-педагогических) исследованиях, так как при этом не предусматривается проведение каких-либо экспериментов.

С учетом целей, задач и гипотезы исследования осуществляется планирование исследовательской деятельности. Эта работа начинается с характеристики условий и обстоятельств, в которых идет поиск, эксперимент. Вначале проводится разбор конкретной педагогической ситуации, изучается состояние дела в подразделении, части по избранной проблеме исследования. На основе полученных фактических данных создается модель исследуемого процесса (феномена), включающая в себя:

- перечень компонентов изучаемого процесса (феномена);

- графическое изображение связи этих компонентов (элементов). В центре модели находятся ведущие компоненты, обозначается их воздействие на другие элементы (соподчинение, иерархия, управление, взаимодействие);

- обозначение функций назначения каждого элемента целостного военно-педагогического процесса (к примеру, обнаружение и использование информации с помощью любознательности, эрудированности, сообразительности);

- фиксирование противоречий, вытекающих из взаимосвязи элементов и функций;

- определение условий, обеспечивающих

эффективность творческого решения педагогической задачи;

- нахождение путей и способов разрешения противоречий, создания необходимых предпосылок для их преодоления.

Такая модель планирования исследования сводит к минимуму затраты времени и сил, предупреждает возможные ошибки в ходе исследования.

На основе модели составляется программа педагогического поиска, эксперимента.

Программа военно-педагогического исследования обычно включает в себя:

- характеристику уровня воспитанности военнослужащих, их обучаемости с учетом темы исследования (получение исходных данных перед началом поиска, опытной работы или эксперимента);

- изложение теоретических идей и их пропаганду среди военнослужащих, коллег по кафедре, факультету;

- установление положительного отношения участников учебно-воспитательного процесса к творческим поискам военного педагога-исследователя;

- описание содержания экспериментальной работы и ознакомление с ней коллег;

- обсуждение планируемой экспериментальной работы среди тех, кто в этом заинтересован, с привлечением руководителей кафедры, факультета, академии;

- четкую формулировку требований, запросов, условий к командованию;

- прогнозирование возможного хода эксперимента и указание на вероятные отклонения от плана, трудности и меры, которые необходимо предпринять для недопущения негативных последствий результатов эксперимента;

- составление идеальной модели исследуемого процесса или феномена, программы действий по ее реализации;

- обеспечение целостности военно-педагогического процесса путем установления связей экспериментальной работы с текущей учебно-воспитательной деятельностью военнослужащих;

- меры педагогической коррекции в случае негативных результатов эксперимента, возможные трудности и пути их преодоления в ходе творческих поисков исследователя.

Безусловно, организация творческих поисков военного исследователя требует создания определенных педагогических условий. Выявленный экспериментальным и опытным путями фактический материал военно-педагогического исследования, результаты теоретического анализа проблемы позволяют исследователю обосновать и сформулировать основные выводы и практические рекомендации.

Необходимо, чтобы они отвечали следующим методическим требованиям:

- были всесторонне аргументированными, обобщающими основные итоги проведенного исследования;

- вытекали бы из ранее изложенного материала, являясь логическим следствием его анализа и обобщения.

Результаты военно-педагогического исследования оформляются в виде статьи, доклада, брошюры, монографии или диссертации. Они могут быть представлены также в качестве различных методических пособий или средств материально-технического обеспечения учебно-воспитательной работы, военно-служебной деятельности в академии.

Если исследование носит военно-прикладной характер, то внедрение его результатов обязательно. В таком случае этим вопросам посвящается отдельный раздел военно-педагогического исследования. Если работа в целом носит теоретический характер, а разрабатываемые положения имеют практическую значимость, то следует описать, где и как они внедрены. Приведем пример.

В диссертации полковника запаса А.С. Зубры «Педагогические основы формирования культуры личности студента высшей школы» (Минск, 1996) приводится следующее подтверждение практической значимости исследования:

1. Разработан комплекс авторских учебных планов, программ, учебных пособий по курсам «Культура», «Введение в профессию и технологию труда студента», «Культура умственного труда», «Управленческая этика», «Ораторское искусство».

2. Составлены различные аутотренинги по самоуправлению физическим, психическим и нравственным здоровьем студента.

3. Разработаны методические рекомендации студенту по физической культуре, самоуправлению психическим состоянием, самоорганизации труда при работе на лекции, по подготовке к семинарским и практическим занятиям, к сдаче экзаменов, по саморазвитию внимания, памяти, мышления и по работе с книгой.

Таковы актуальные сущностные проблемы и задачи, решаемые на каждом из этапов военно-педагогического исследования.

Процесс любого научного исследования осуществляется с помощью различных методов. Поэтому было бы полезно офицеру, занимающемуся военно-педагогическими исследованиями, четко представлять сущность методов, решаемые с их помощью задачи и алгоритм их использования. Этот аспект проблемы военно-педагогических исследований мы рассмотрим в следующей статье.

.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. -М.: Академия, 2001. -192 с.

3. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. - Тюмень, 1995. - 98 с.

4. Военная педагогика и психология /Под. ред. А.В. Барабанщикова. - М.: ВПА, 1986. - 327 с.

5. Военная психология и педагогика: Учеб. пособие/Под. ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. М.: Совершенство, 1998. - 384 с.

6. Андреев В.И., Макоско В.В. Педагогическое образование в контексте уровней профессионализации обучения в вузах Беларуси и за рубежом // Кіраванне ў адукацыі. - 2001. - № 1. - С. 115 - 124.

7. Андреев В.И., Макоско В.В. Профессионализм педагога высшей школы в контексте компетентностного подхода // Вышэйшая школа. - 2004. -№5.- С. 27 - 32.

8. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара: Из-во Сам. ГПИ, 1994. - С. 72.

Ввиду отсутствия в академии защищенных диссертаций по военной педагогике мы будем здесь и далее ссылаться в качестве иллюстраций на работы по специальности 13.00.01 (общая педагогика, история педагогики и образования), которые были защищены в советах высших гражданских и военных учебных заведений Республики Беларусь и Российской Федерации


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации