Адаптация ВТС России с государствами - участниками СНГ к современным экономическим условиям

Наука и военная безопасность, №2/2004, стр.21-28

Адаптация ВТС России с государствами - участниками СНГ к современным экономическим условиям

Н.В. ЯРЕМЧУК,

заместитель

начальника

инспекции Счетной

палаты Российской

Федерации, доктор

экономических наук

Ж.В. МОЛОДЫХ,

начальник организационно-технического отдела

Секретариата Совета министров обороны

государств - участников СНГ

Минувший год с полным правом можно назвать прорывным в военно-техническом сотрудничестве России с зарубежными странами. Объем валютной выручки, полученной «Рособоронэкспортом» за продукцию военного назначения, достиг отметки в 5,1 млрд. долларов. Однако доля ВТС России со странами СНГ остается незначительной, что требует повышения эффективности этого направления военно-технического сотрудничества.

Военно-экономическое содержание ВТС России со странами СНГ

Военно-техническое сотрудничество государств - участников СНГ представляет собой их совместную, взаимоприемлемую и взаимовыгодную деятельность в области разработки, производства, поставок, эксплуатации, модернизации, ремонта, утилизации и ликвидации вооружений и военной техники, технического обеспечения вооруженных сил государств, коалиционных (объединенных) группировок войск (сил) в регионах, совместной системы противовоздушной обороны и других систем, а также в подготовке (обучении) военно-технических кадров и специалистов.

По своему экономическому содержанию деятельность в сфере ВТС охватывает совокупность экономических отношений между государствами - участниками СНГ, всеми субъектами ВТС по производству и реализации продукции военного назначения в рамках СНГ и на мировом рынке. В структурном плане данные экономические отношения проявляются на уровне управленческих отношений, отражающих интересы государства в управлении сферой ВТС, и на уровне взаимоотношений между субъектами, отражающими их интересы в процессе оборота весьма специфического товара.

По функциональному признаку система военно-технического сотрудничества рассматривается как совокупность организационной, отраслевой, научно-технической и воспроизводственной подсистем. Особого внимания на современном этапе развития требует к себе организационная и воспроизводственная составляющие. Организационная составляющая выступает как согласованность обеспечения военно-технических и экономических процессов в интересах наиболее полного удовлетворения потребностей рынка продукции военного назначения в рамках СНГ. В свою очередь, воспроизводственная составляющая определяет технико-экономические возможности оборонной промышленности по производству товаров и услуг военного назначения. Их развитие определяет формирование системы ВТС, адаптированной к рыночным условиям.

Место и роль ВТС в экономическом развитии стран СНГ определяется тем обстоятельством, что оно наряду с военно-экономическими отношениями и военно-экономическими связями является важнейшим структурным элементом системы военно-экономического сотрудничества в рамках СНГ. Одновременно с этим ВТС является функциональной составляющей коллективной безопасности стран СНГ.

ВТС обладает способностью оказывать положительное воздействие на развитие экономик государств Содружества. По сути ВТС выступает одним из немногих резервов для выхода из экономического кризиса и обеспечения устойчивого экономического роста этих государств. С развитием ВТС объективно связано поступательное развитие национальных экономик, оптимальное вхождение в систему мирового хозяйства. Оно способно сыграть доминирующую роль в модернизации и техническом перевооружении экономических комплексов СНГ.

ВТС активизирует работу оборонной промышленности. Расширение экспортных заказов позволяет дополнительно загрузить производственные мощности оборонных предприятий, создать дополнительные рабочие места, сохранить многие производства и тем самым обеспечить технологическую преемственность в интересах создания перспективных систем вооружения.

Экономическая составляющая ВТС в рамках СНГ должна стать более весомой

Доля России ежегодно составляет в среднем 12,7% (США- 48%; Франция- 10,5%; Великобритания - 6,6%) мировых поставок основных видов обычных вооружений.

В сфере ВТС Россия поддерживает отношения с 60 государствами. Продукция военного назначения поставляется в 52 страны. Основными торговыми партнерами являются Китай и Индия. География экспорта российских вооружений постоянно расширяется.

В настоящее время много говорится о создании интегрированной структуры военно-технического сотрудничества (ВТС) в рамках СНГ. Однако на сегодняшний день ситуация в этом направлении ВТС складывается далеко не лучшим образом. В рамках Договора о коллективной безопасности, других партнерских отношений со странами СНГ Россия предоставляет им ряд льгот и преференций с тем, чтобы поддерживать наше стратегическое партнерство. Например, «Рособоронэкспорт» в 2003 году закупил у российских производителей вооружение и военную технику, а также спецтехнику на свои средства в размере 3 млн. долларов и передал их безвозмездно Киргизии.

Если не предоставлять такого рода льгот, то рынок товаров и услуг военного назначения будет немедленно занят другими государствами - конкурентами России. Конечно, в такой схеме военно-технического сотрудничества явно просматривается приоритет политических целей над экономическими. И задача как раз состоит в том, чтобы экономическая составляющая ВТС России со странами СНГ в перспективе стала более весомой. Речь идет о формировании эффективной системы ВТС России со странами СНГ, адаптированной к современным условиям их экономического развития.

Приоритетным элементом формирующейся системы ВТС в рамках СНГ является военно-техническое сотрудничество России с остальными государствами на основе двухсторонних связей. Это обстоятельство диктует необходимость наиболее пристального внимания к исследованию ВТС России со странами СНГ.

Среди основных количественных и качественных характеристик ВТС России со странами СНГ особо следует выделить масштабность, ресурсную обеспеченность, а также мобильность и гибкость данной системы.

Масштабность ВТС в рамках СНГ определяется прежде всего рынком вооружений и военной техники. В структурном плане рынок вооружений и военной техники в рамках СНГ включает в себя следующие основные элементы:

- первичный рынок, включающий поставки новой техники;

- вторичный рынок, связанный с поставками ВВТ, находящихся в эксплуатации;

- рынок модернизации, охватывающий предоставление услуг по продлению технического ресурса и расширению (повышению) функциональных возможностей ранее проданной техники;

- рынок лизинга;

- рынок лицензионного производства.

Каждый из этих структурных элементов рынка ВВТ характеризуется определенными параметрами, включая емкость рынка, и имеет свои приоритеты развития.

Ёмкость рынка ВВТ в рамках СНГ является незначительной по сравнению с другими регионами мира, и в этой связи в настоящее время он остается малопривлекательным в плане ведения бизнеса для экспортеров ВВТ, включая Россию. Характерными чертами функции спроса на ПВН на рынке СНГ являются: монотонность, насыщаемость по качеству и по цене. Эти особенности играют существенную ограничительную роль в расширении экспорта ВВТ в страны СНГ. С точки зрения анализа динамики спроса при экспорте ПВН следует более полно учитывать то обстоятельство, что функция спроса на данном рынке во многом определяется системой предпочтений стран-импортеров на конкретные образцы ПВН, которые в силу ряда объективных причин сложились в сторону российского вооружения. Этот фактор следует поддерживать и стимулировать, поскольку он усиливает адаптивность и адаптационные возможности системы ВТС.

В отношении различных стран СНГ рынок ВВТ также имеет свои специфические особенности, которые необходимо в полной мере учитывать. Весь процесс военно-технического сотрудничества России со странами СНГ строится с учетом таких важнейших критериев, как зависимость уровня развития ВТС от уровня развития военных производств стран СНГ; соответствие развития ВТС направленности военно-политического курса стран СНГ; степень использования потенциала модернизации вооружений и военной техники.

Новая стратегия военно-технического сотрудничества России со странами СНГ должна исходить из необходимости повышения эффективности механизма его ресурсного обеспечения. Выявление ресурсной эффективности в формировании системы ВТС требует анализа способности субъектов ВТС оперативно и корректно в рамках рыночных отношений нацеливать все имеющиеся материальные и нематериальные ресурсы на достижение поставленных целей.

В условиях частых изменений объема и структуры военных потребностей государств - участников СНГ важной характеристикой системы ВТС России со странами СНГ является ее мобильность, то есть способность быстро перестраиваться и надежно удовлетворять возросшие военные потребности. Такая мобильность проявляется и на уровне производства, и на уровне экспорта ВВТ. Военно-экономическая мобильность промышленного производства способствует быстрому переходу на производство необходимой номенклатуры ПВН. Она характеризует подвижность военного производства, способность маневрировать имеющимися ресурсами. Решение проблемы создания более гибкого механизма экспорта ВВТ в страны СНГ находится в плоскости поиска наиболее эффективных организационно-экономических форм сотрудничества и взаимодействия государства, производителей ПВН и посредников.

В связи с разнообразием решаемых задач формирование системы ВТС России со странами СНГ, а также определение перспектив ее развития на долгосрочной основе представляет собой сложный, взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс. Выбор рациональных путей решения этой проблемы определяется внешней воздействующей средой, факторами, условиями и предпосылками формирования и развития новой системы ВТС России со странами СНГ. При этом наиболее остро стоит проблема адаптации военно-технического сотрудничества к тем институциональным изменениям, которые произошли в экономике России и других стран СНГ.

Адаптация как процесс приспособления к институциональным изменениям

Экономическое развитие России и стран СНГ в последние годы сопровождается кардинальными институциональными изменениями в условиях перехода к рыночной экономике. Вектор институциональных изменений лежит на линии основных экономических институтов: собственности, предпринимательства, роли государства, его законодательных установлений и норм, налоговой системы и его различных организаций, а также рынка как нового типа хозяйствования и его механизмов.

Мегатенденцией, определяющей развитие экономических институтов на постсоветском пространстве, является приватизация и дерегулирование. Приватизация стала главным экономическим феноменом в странах СНГ.

В результате проводимых преобразований во всех рассматриваемых государствах происходит изменение в соотношении государственной и частной собственности в сторону усиления роли последней. Доля государственного сектора в общем объеме произведенной промышленной продукции в России по итогам 2002 года составила всего 9,2%. На 1 января 2003 года число организаций госсектора составило 85 754 единицы, из них: государственные унитарные предприятия - 22 377 единиц (26,1%), государственные учреждения - 57 116 единиц (66,6%) и хозяйственные общества с долей государственной собственности, превышающей 50% уставного капитала, - 6261 единица (7,3%).

Что касается оборонной промышленности, то здесь пока доля продукции, произведенной организациями госсектора, остается более значительной. В 2002 году ими произведено 46,5% продукции от общего объема, произведенного в оборонно-промышленном комплексе. Сохранение прочных позиций государства в ОПК в значительной степени объяснимо необходимостью реализации государственной функции обеспечения обороноспособности и национальной безопасности, а также спецификой производимой в оборонных отраслях продукции.

Сегодня в оборонно-промышленном комплексе России функционирует 1553 объединения. По форме собственности они представляют собой государственные предприятия, акционерные общества с участием государства и акционерные общества без участия государства. Организационно-структурное разнообразие усложняет процесс регулирования ОПК, требует дифференцированного подхода к их развитию.

Дерегулирование ведет к изменению в соотношении «централизация - децентрализация» в сторону значительного расширения второй составляющей. Смещаются акценты в деятельности государственных институтов, сокращаются прямые формы вмешательства государства в экономику, в том числе в процесс военно-технического сотрудничества. Его основными функциями становятся: создание конкурентной среды, принятие единых правил для всех субъектов ВТС, развитие инфраструктуры такого сотрудничества.

Институциональные изменения охватывают также реструктуризацию предприятий оборонно-промышленного комплекса, базовых отраслей экономики. В основе таких изменений находится новая система интересов, мотивации, а также поиск путей снижения трансакционных издержек и повышения экономической эффективности. Процесс реструктуризации ведет к созданию крупных корпоративных структур, а также концентрации и централизации производства.

Формирование корпоративной структуры ОПК характеризуется рядом специфических особенностей по сравнению с аналогичными процессами в гражданском секторе экономики. Кроме стандартных рыночных схем организационной самоорганизации снизу, путем организации объединенных структур самими предприятиями, концентрация и научно-производственная интеграция инициируются дополнительно из федерального центра. Сложное переплетение разнообразных интересов частного капитала в сфере ОПК ускоряет корпоратизацию оборонных предприятий. Происходит превращение многих из них в структуры со сложным и изменяющимся составом собственности и инвесторов.

Концентрация и централизация ведут к увеличению доли выпуска военной продукции отдельными корпорациями, которые являются лидерами в том или ином секторе оборонной промышленности, что наглядно видно из анализа приведенной таблицы.

Основной объем экспорта российских вооружений определяется продажей 10 - 20 субъектами ВТС и головными предприятиями-изготовителями продукции военного назначения. Всего в экспорте продукции военного назначения участвует в качестве головных исполнителей порядка 100 предприятий-изготовителей продукции военного назначения, а в качестве соисполнителей - порядка 800 - 900 предприятий.

Институциональные изменения в рамках СНГ характеризуются и появлением различных объединений в результате интеграционных процессов. Мощным фактором процесса интеграции является формирование единого экономического пространства. Восстановление и развитие прежних экономических связей происходят на новой качественной основе.

Перечисленные направления и факторы институциональных изменений предполагают изучение военно-технического сотрудничества в тесной связи с новыми экономическими явлениями и процессами.

Методологической формулой развития ВТС России со странами СНГ должен стать процесс ее адаптации к новым экономическим условиям.

Пятерка лидеров ОПК по объемам военного производства в 2002 г.

Таблица 1.

Компания

Сектор

Общая выручка от реализации, млн. долл.

Доля гражданской продукции, 2002 г.

Объем военной продукции млн. долл.

1.

ОАО «АХК Сухой»

Авиастроение

1040

5%

988

2.

ОАО «НПК «Иркут»

Авиастроение

562

менее 10 %

505.8

3.

ОАО «Уфимское МПО»

Двигателестроение

341

менее 5 %

около 325

4.

ФГУП «Уралвагонзавод»

Бронетехника

474.7

42.70%

271

5.

ФГУП «РСК «МиГ»

Авиастроение

281.3

около 5 %

267

Под адаптацией ВТС понимается эволюционное приспособление данной системы к меняющимся условиям внешней среды. Сутью этого процесса является развитие признаков, соответствующих той среде, в которой функционирует рассматриваемая система и создание механизмов, обеспечивающих возможность развития ВТС как субъекта адаптации. В результате эволюционного приспособления система ВТС переходит в качественно новое состояние, что невозможно без мобилизации имеющихся адаптивных резервов развития системы. В свою очередь, последние зависят от способности военно-технического сотрудничества быстро реагировать на условия развивающегося рынка посредством внутренних встроенных механизмов и рычагов, а также оперативности в принятии решений.

Возможность системы ВТС к адаптации определяется способностью маневрировать ресурсами, мобилизовывать их в том направлении развития, которое может принести максимальные выгоды. При характеристике адаптации следует выделять временные параметры и скорость протекания процесса приспособления, способность к подстраиванию основных структурных элементов ВТС, а также их синхронность. Важной характеристикой является уровень адаптации. Максимально адаптированная система в наиболее полной мере соответствует внешней среде.

Адаптация ВТС представляет собой активный процесс и происходит непрерывно. Как активный процесс, адаптация предполагает необходимость планирования выработки конкретных программных мероприятий и их реализацию на вполне определенном временном отрезке. Она требует конкретных методических подходов к стратегии адаптации предпринимательских структур и других субъектов ВТС к динамично изменяющейся экономической среде, а также применения таких организационно-экономических механизмов, которые являются наиболее эффективными в новых институциональных условиях.

В структурном разрезе адаптация системы ВТС включает в себя адаптацию производителей товаров и услуг военного назначения и адаптацию тесно взаимодействующих с ними других субъектов ВТС, осуществляющих деятельность по экспорту вооружения и военной техники. При этом адаптация производителей военной продукции осуществляется по двум основным направлениям: адаптация к новым хозяйственным условиям и адаптация к условиям возросшей конкуренции по цене и качеству на мировом рынке вооружений и военной техники.

Адаптация системы ВТС к институциональным изменениям экономики отражает главным образом экономическое поведение субъектов ВТС, связанное с максимальным учетом этих изменений и использованием их положительных преимуществ в достижении целей военно-технического сотрудничества в данных конкретных условиях.

При формировании новой системы военно-технического сотрудничества России со странами СНГ необходимо в полной мере учитывать эффективность и высокий уровень мобильности рыночной экономики, ее конкурентные механизмы. Важно с максимальной выгодой использовать ускоренное развитие производственной инфраструктуры, оптимизацию функциональных структур оборонных и базовых отраслей производства, концентрацию предприятий оборонно-промышленного комплекса. Установление прочных кооперационных и межотраслевых связей, диверсификация оборонных предприятий, повышение уровня стандартизации гражданского и военного производства должны служить целям подготовки экономики к мобилизации.

Упорядочение экономических отношений между субъектами ВТС с учетом баланса их интересов и максимального использования положительных тенденций в организационно-структурном оформлении оборонно-промышленных комплексов государств - участников СНГ возможно на основе новых принципов формирования эффективной системы военно-технического сотрудничества.

Принципы достижения адаптированности системы ВТС к рыночной среде

Применительно к сфере ВТС существуют различные подходы к выработке и классификации принципов. В их основе лежат общесистемные и структурные принципы, влияющие на формирование внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения. Наряду с ними выделяются специализированные принципы, которые подразделяются на внешнеполитические, внутригосударственные и экономические. Такое обилие принципов затрудняет процесс их использования в интересах формирования эффективной системы ВТС и требует уточнения.

По нашему мнению, формирование адаптированной к рыночной среде системы военно-технического сотрудничества России со странами СНГ должно базироваться на следующих принципах:

- усиления государственного регулирования развития ВТС на основе разумного сочетания организационно-экономических, ценовых и других рыночных методов с административно-протекционистскими мерами;

- обеспечения взаимовыгодности при осуществлении ВТС России со странами СНГ на новой институциональной основе с максимальным использованием прогрессивных структурных сдвигов в экономиках этих стран;

- повышения роли частного сектора в области ВТС, достижения баланса интересов государства и бизнеса с ориентацией на интересы субъектов ВТС;

- использования конкурентных преимуществ ВТС в рамках СНГ посредством упрочения единства ресурсной базы, кооперации производства ВВТ, его модернизации и ремонта;

- преодоления адаптивных асимметрий субъектов ВТС в рамках СНГ;

- повышения роли крупных компаний и стимулирования образования межгосударственных хозяйственных комплексов в интересах производства сложных образцов и систем ВВТ;

- использования современных механизмов ВТС, повышающих эффективность продвижения продукции военного назначения на рынке СНГ и мировом рынке;

- централизации ресурсов и консолидации усилий на реализации приоритетных межгосударственных программ в сфере ВТС.

Данная система принципов отражает наиболее существенные, объективно необходимые закономерности и взаимосвязи в сфере ВТС. Они характеризуют устойчивые экономические отношения в данной области, охватывая такие взаимосвязи, которые присущи ВТС как целостному военно-экономическому явлению.

Их реализация в совокупности позволит в современных условиях экономического развития обеспечить высокую эффективность ВТС России со странами СНГ.

Объективная необходимость усиления регулирующего воздействия государства

Необходимо осознание того факта, что и в рыночных условиях решающая роль в формировании эффективной системы ВТС России со странами СНГ принадлежит государству. Меняются только методы воздействия государства на экономические субъекты, участвующие в военно-техническом сотрудничестве.

Принцип усиления государственного регулирования развития ВТС предполагает выбор оптимальных экономических регуляторов для активизации ВТС России со странами СНГ, а также обеспечения конкурентных преимуществ российских экспортеров ПВН в рамках СНГ.

Система государственного регулирования сферы военно-технического сотрудничества должна максимально учитывать рыночные условия хозяйствования. В условиях рыночной экономики, когда значительная часть военной продукции производится частными фирмами, система государственного регулирования должна оптимально сочетать административные и экономические регуляторы. Следует усилить финансово-экономические рычаги косвенного регулирования военно-технического сотрудничества. Необходимо добиваться повышения действенности системы экономического стимулирования предприятий ОПК, выполняющих заказы в интересах развития ВТС России со странами СНГ.

Успех государства в области формирования эффективной системы ВТС России со странами СНГ зависит от его способности влиять на этот процесс в необходимых перспективных направлениях. В их поиске трудно переоценить опыт стран - ведущих мировых экспортеров ПВН.

В настоящее время на мировом рынке ВВТ весьма популярна целенаправленная государственная политика по наращиванию собственного экспорта вооружений и военной техники. Наиболее ярким и мощным проявлением этой политики является государственный протекционизм по отношению к национальным производителям и экспортерам ВВТ, получивший бурное развитие сразу после окончания «холодной войны».

К одной из форм государственного содействия собственным военно-промышленным корпорациям на мировых рынках следует отнести выделение целевых экспортных кредитов и государственное страхование экспортных сделок. Например, огромную роль в государственной поддержке экспорта ВВТ во Франции играет «Французская компания страхования внешней торговли». Ее основной функцией является возмещение убытков французским военно-промышленным компаниям в случае, если покупатель не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства перед французским поставщиком. Бюджет этой организации состоит из стоимости гарантийных услуг (2,8% от суммы контракта), субвенций «Банка Франции» и «Французского банка внешней торговли».

Кроме того, если какая-либо серьезная военно-промышленная компания переживает временные трудности со сбытом своей продукции на внешнем рынке, некоторые западные правительства стараются закупить данную продукцию военного назначения для национальных вооруженных сил, тем самым реально поддерживая эту корпорацию.

Используя мировой опыт, российский рынок страхования экспортных поставок военной продукции растет с каждым годом и приносит работающим на нем компаниям стабильную прибыль. Экспортные военные поставки выгодны страховым компаниям в силу низкой убыточности и больших объемов страхования.

Все контракты на поставки военной техники и боеприпасов предусматривают страховую защиту. Поэтому для страховых компаний экспорт оружия следует считать одним из наиболее перспективных видов деятельности, приносящей постоянную прибыль. Задача государства - регулировать этот процесс.

Финансовая помощь западных правительств своим компаниям включает в себя, помимо содействия в предоставлении льготных средне- и долгосрочных кредитов, частичное или полное освобождение от налогов. В 1995 году конгрессом США был отменен федеральный налог на экспорт ВВТ. С одной стороны, бюджет США лишился значительных валютных поступлений от продажи ВВТ, но, с другой стороны, отмена этого налога дала американским экспортерам дополнительные преимущества в жесточайшей борьбе за мировые рынки сбыта.

В США огромную роль при поддержке экспорта военной продукции играет так называемая программа зарубежного военного финансирования, которая представляет ссуды и субсидии для экспорта ВВТ.

Большую помощь от своих правительств, главным образом косвенно, получают также западные производители ВВТ в качестве дополнительного финансирования и непосредственного участия высокопоставленных государственных чиновников в различных международных выставках, проводимых за рубежом, а также внутри страны, предоставляя правительственные гарантии и необходимую информацию.

Кроме того, многие правительства стран-производителей ВВТ стараются оказывать своим компаниям всестороннюю информационную поддержку в их экспорте. Так, министерство торговли США, собирая информацию о потенциальных потребностях зарубежных стран в американских товарах, регулярно предоставляет эти сведения через «Национальный банк торговой информации» американским экспортерам ВВТ. Пентагон, детально изучая возможности потенциальных и постоянных клиентов США в сфере торговли ВВТ, предоставляет американским экспортерам полную информацию о размере военного бюджета страны-импортера, ее потребностях в данном виде ВВТ, а также планах и намерениях о закупках в будущем.

Должна возрасти роль государства в формировании активного мотивационного механизма развития ВТС России с государствами - участниками СНГ.

В целях повышения эффективности национального экспорта ПВН в страны СНГ целесообразно использовать следующий комплекс мер государственной поддержки:

- повышение оперативности решения вопросов заключения сделки и подписания контракта, а также обеспечения последующей обязательности в реализации сделки;

- совершенствование правовой регламентации процедуры государственного регулирования сферы ВТС, исключающее неоправданное вмешательство государственных уполномоченных органов во внешнеторговую деятельность экспортеров ПВН;

- эффективность работы государственных органов по определению четкой государственной политики и критериев поставок ПВН в страны СНГ;

- внедрение механизма действенного контроля со стороны законодательной власти за экспортом ПВН, обеспечивающим сбалансированность государственных и корпоративных интересов.

Среди мер, направленных на государственную поддержку российского экспорта ПВН в страны СНГ, следует особое внимание обратить на:

- льготные кредиты или субвенции на проведение совместных НИОКР;

- финансовую и организационную поддержку компаний, осуществляющих экспорт конкретных видов ВВТ в страны СНГ;

- предварительное финансирование производства ВВТ на экспорт в страны СНГ;

- предоставление льготных среднесрочных и долгосрочных кредитов по проектам производства и поставок ПВН в страны СНГ;

- создание эффективно действующей системы страхования политических и экономических рисков;

- участие государства в организации и финансировании выставок ВВТ в рамках СНГ;

- обязательное участие торговых и военных атташе российских посольств в мероприятиях по продвижению ВВТ национального производства на рынке СНГ.

Комплекс мер, применяемых государством в интересах развития военно-технического сотрудничества в рамках СНГ на макроуровне, должен включать обязательно меры экономического, правового и организационного характера. Так как чисто экономические меры в современных условиях экономического развития могут быть нерезультативными, они должны опираться на нормы права и быть организационно обеспечены.

Достижение баланса интересов в процессе ВТС

Ключ к пониманию содержания процесса адаптации системы ВТС России со странами СНГ к новым экономическим условиям кроется в раскрытии военно-экономических интересов, базой которых, в свою очередь, является система экономических отношений между субъектами ВТС. При анализе сцепления конкретных интересов и поиска их баланса важными, с методологической точки зрения, становятся вопросы координации, субординации, приоритетности, которые не могут быть решены раз и навсегда, но и не терпят неопределенности, граничащей с хаосом. К ним относятся вопросы концептуального развития системы ВТС, организация исследования конкретных проблем и решения практических задач обеспечения эффективности военно-технического сотрудничества. Их необходимость проявляется при определении и совершенствовании внутренних связей между структурообразующими элементами системы, достижении оптимальности взаимодействия между субъектами ВТС.

В ходе формирования эффективной системы военно-технического сотрудничества следует четко определить участников этого процесса, систему их потребностей и интересов. При этом необходимо учитывать не только разноплановость интересов, но и формы и способы их проявления и удовлетворения. Важно также исходить из той базовой посылки, что в системе интересов, проявляющихся в сфере ВТС, основу составляют интересы государства. Особого внимания заслуживает пересечение интересов российских и иностранных участников ВТС на уровне производства, модернизации и ремонта ВВТ, а также интересов государства и бизнеса.

Высокая степень эффективности ВТС может быть достигнута на основе формирования условий, обеспечивающих паритет государственных интересов и крупного частного капитала.

Развитие кооперации как путь адаптации производителей и экспортеров ПВН к новым экономическим условиям

Важнейшей стратегической задачей формирования системы ВТС России со странами СНГ, адаптированной к новым реалиям и тенденциям мирового экономического развития, а также развития рынка вооружений следует считать упрочение кооперационных связей производителей и продавцов ВВТ. В условиях ужесточения конкурентной борьбы и интеграции западных производителей - конкурентов в производстве и сбыте продукции военного назначения Россия не может рассчитывать на серьезный успех без своего активного участия в совместных с ведущими фирмами стран СНГ проектах производства и сбыта ВВТ.

Под военно-технической кооперацией государств и предприятий принято понимать систему долгосрочных связей на основе разделения труда в производстве, техническом обслуживании, модернизации, ремонте и утилизации военной продукции.

Основным критериальным показателем результативности кооперации в сфере ВТС является общеэкономическая характеристика полученного результата. При этом имеются в виду не просто ценовые параметры, уровень сокращения денежных затрат, но и влияние кооперации в сфере ВТС на размещение производительных сил, использование факторов производства, технический уровень, структуру и эквивалентность внешнеторгового оборота государства.

Становление предметного и технологического разделения труда в производстве ВВТ предполагает высокую степень экономического сближения государств-кооперантов и предшествует военно-экономической интеграции как высшей ступени сближения государств в области кооперации.

Возможности и основные ориентиры развития кооперационных связей в сфере ВТС, их концептуально-образующие и конструктивно-составляющие элементы в современных условиях определяет ряд изменившихся обстоятельств.

Во-первых, следует учитывать ряд противоречивых факторов, определяющих степень кооперации военной промышленности в рамках СНГ. С одной стороны, из-за высокой государственной доли акций в военных корпорациях остается весомой степень политического влияния правительств на эти процессы, что играет положительную роль. С другой стороны, начиная с самых ранних стадий интеграционных процессов, в их основе была и остается обеспокоенность проблемами обеспечения национальных интересов и контроля над экспортом, что естественным образом сдерживает интеграционные процессы.

Во-вторых, перспективы развития кооперации России со странами СНГ в сфере ВТС определяются не столько доставшейся в наследство взаимозависимостью национальных экономик, сколько конкретной экономической заинтересованностью оборонных отраслей российской промышленности и отдельных предприятий ОПК в развитии производственных связей в условиях новых экономических и геополитических реалий.

В силу наличия объективных и субъективных факторов прежние экономические связи не могут быть восстановлены в полном объеме, поскольку значительная часть производственных и кооперационных связей в оборонной промышленности в новых условиях оказалась экономически неэффективной и невыгодной в первую очередь для России.

В-третьих, проведенный анализ показал, что российский ОПК сформировался как автономный и самостоятельный производитель продукции военного назначения. В условиях, когда были разорваны кооперационные связи и срывались поставки комплектующих, были предприняты самые решительные меры по вводу производственных мощностей по производству недостающих комплектующих. Российский ОПК постепенно воссоздал аналогичные производства на своей территории.

В-четвертых, сильное сдерживающее воздействие на интенсификацию кооперационного взаимодействия в сфере оборонного производства оказывает его общий спад в большинстве стран СНГ.

В-пятых, особенности ВТС, как известно, накладывают различного рода ограничения на кооперацию, в том числе в сфере технологического и производственного обеспечения.

Очевидно, что в создавшейся ситуации значение кооперации не следует абсолютизировать, хотя она и сохранила свое исключительно важное значение.

Основными направлениями кооперации являются:

- кооперация на уровне оборонных отраслей промышленности в процессе производства современного вооружения;

- кооперация на уровне базовых отраслей промышленности;

- кооперация в ходе модернизации и ремонта ВВТ;

- кооперация с компаниями стран СНГ в ходе предпродажной подготовки российских образцов ВВТ;

- взаимодействие и сотрудничество при проведении военных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Каждое из направлений имеет свои специфические особенности и приоритеты развития.

В вопросах кооперации на уровне производства новых образцов ВВТ речь о создании готовых единиц, финальных образцах может идти лишь в теоретическом плане. Очевидно, что сотрудничество здесь должно развиваться на путях создания отдельных узлов и агрегатов.

Разумная унификация компонентов, технологий, использования общих производственных мощностей, уникальных специалистов - вот наиболее эффективный путь в кооперации по производству современных образцов ВВТ. И государства СНГ должны идти по этому пути, что позволит обеспечить значительную экономию финансовых средств.

Следует учитывать, например, что для производства одного российского самолета Су-24М необходима поставка 56 комплектующих с 18 заводов Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Молдовы и Украины. Штамповкой, отливкой, производством взрывателей, гильз и пусковых устройств занимаются 76 предприятий в Украине, 13 - в Узбекистане, 11 - в Беларуси, 9 - в Казахстане, по 4 - в Азербайджане и Таджикистане, по 3 - в Молдове и Армении, по 1 - в Грузии и Киргизии.

Около ста российских предприятий авиационной промышленности имеют кооперационные связи с 25 предприятиями Украины, от которых получают 12 % комплектующих изделий, более 80 % которых поставляют 8 предприятий-монополистов. С Бакинского агрегатного завода 14 предприятий авиационной промышленности России получают кондиционеры, влагоотделители, радиаторы, гидроаккумуляторы и баллоны.

Основой всей промышленной кооперации, ее фундаментом должна стать кооперация на уровне базовых отраслей промышленности, включая предприятия химической отрасли, спецхимии, элементной базы электроники. Это связано с тем, что за пределами России находятся многие стратегические материалы, используемые в производстве современных ВВТ. Основные поставки ртути для боеприпасов, а также переработка кремния для радиоэлектроники связаны с Украиной. Производства гетинакса для радиотехнической и радиоэлектронной промышленности размещаются в Казахстане и Молдове, а хлопка - в Узбекистане. Поставщиками специальных марок стекла для оптических прицелов являются стекловаренные заводы Украины и Беларуси. На 132 предприятиях СНГ производится более 200 наименований комплектующих для производства боеприпасов.

В Украине расположено 110 предприятий, 27 КБ и 7 НИИ, специализирующихся на разработке и изготовлении электронной техники, которая по 600 комплектующим поставляется на 90 российских предприятий. В свою очередь, более 160 российских предприятий радиопромышленности поставляют в Украину более 800 типов комплектующих изделий.

Процесс кооперации военного производства в рамках СНГ может протекать посредством расширения сети крупных национальных военно-промышленных компаний за счет создания филиалов, сбытовых подразделений, приобретения собственности в странах СНГ. Отличительной чертой такого процесса концентрации является то обстоятельство, что он протекает на уровне субподрядчиков. Здесь важным условием является открытие доступа российским корпорациям к интеграционным процессам в рамках СНГ.

Одним из важных направлений в развитии кооперации является создание транснациональных корпораций в рамках СНГ. Развитие транснациональных военно-промышленных связей на пространстве СНГ связано с законами рыночной экономики, со стремлением к достижению большей конкурентоспособности посредством расширения размеров внешних рынков и доступа на них в условиях, когда глобальный рынок сформирован небольшим числом крупных заказов.

Очевидно, что первым шагом в развитии кооперации военной промышленности и базовых отраслей промышленности стран СНГ должна стать инвентаризация финансового и производственного потенциалов военно-промышленных компаний, заинтересованных в такой кооперации. И руководство стран СНГ, и руководство компаний должны действовать абсолютно адекватно сложившейся ситуации в их экономиках, оборонно-промышленных комплексах. Ее смысл заключается в том, что производство компонентов и подсистем вооружений должно осуществляться в тех странах СНГ, где для этого существует определенная база и наиболее конкурентоспособные преимущества.

Должны быть уточнены межправительственные соглашения по основным направлениям кооперации. Процесс заключения таких соглашений должен быть активизирован. Процессы кооперации и интеграции военного производства между странами СНГ требуют интенсивного взаимодействия правительств и проведения централизованной политики в интересах контроля за развитием единой военно-промышленной базы.

Наиболее перспективным является развитие кооперации в рамках программ модернизации оружия, состоящих на вооружении стран СНГ. Помимо того, что за годы холодной войны накопились колоссальные объемы продукции военного назначения в странах СНГ, многие из них планируют осуществлять модернизацию вооружения, в том числе с целью экспорта. При этом потребность стран-импортеров в запасных частях, обслуживании техники, создании соответствующей инфраструктуры, подготовке специалистов и модернизации имеющейся военно-промышленной базы в совокупности увеличивает емкость данной ниши настолько, что на нее уже сегодня приходится до трети стоимости всех заключаемых контрактов странами СНГ на мировом рынке оружия. Возможности модернизации активно используют Беларусь, Казахстан, Киргизия и Молдова.

Важным является и тот факт, что модернизация является событием не одноразовым. Этот процесс может повторяться неоднократно и, соответственно, сроки эффективной эксплуатации продукции военного назначения могут продлеваться на еще более продолжительный период при весьма значительной экономии финансовых средств. Это очень важно учитывать при разработке стратегии развития кооперации в рамках СНГ на долгосрочную перспективу.

Одним из новых направлений кооперации являются совместные действия стран СНГ в процессе торговли новыми образцами ВВТ, в том числе на уровне предпродажной подготовки российской военной продукции. Подобного рода сдвиги в сотрудничестве требуют детальной проработки организационно-экономических механизмов. Здесь следует просчитать прежде всего готовность России к такого рода кооперации.

Нужна выработка согласованных действий в демпинговом поведении экспортеров. В данном случае эффективность функционирования кооперирующихся экспортеров возрастает ввиду получаемой суммарной прибыли.

В процессе кооперации в рамках ВТС России со странами СНГ особого внимания заслуживает разработка и реализация программы совместных научных разработок и приобретений. Роль интеллектуального продукта и высоких технологий при осуществлении ВТС значительно возросла. Они способствуют повышению конкурентоспособности продукции военного назначения. Роль РИД в создании, производстве и экспорте российской продукции военного назначения проявляется двояко.

Во-первых, хозяйственный (гражданско-правовой) оборот любой продукции военного назначения невозможен без использования РИД.

Во-вторых, объемы экспорта собственно РИД (или прав на них) в структуре экспорта продукции военного назначения играют важную, но пока не основную роль. При этом с каждым годом доля РИД в структуре экспорта продукции военного назначения возрастает.

Схематично использование РИД в ходе ВТС происходит главным образом на следующих этапах:

- при создании новых РИД (технологий и/или их элементов) по иностранному заказу, как правило, при проведении НИОКР и технологических работ;

- при производстве вооружения и военной техники для последующей поставки на экспорт (осуществляет предприятие-изготовитель). Это основное направление использования РИД. Его финансовые объемы могут оцениваться для наукоемкой продукции военного назначения на уровне от одного до нескольких десятков процентов от стоимости экспортируемой техники;

- непосредственно при передаче (продаже, уступке, предоставлении) РИД или соответствующих прав иностранному заказчику. Такую передачу осуществляет организация-экспортер как субъект ВТС.

Особым видом развития кооперации в этом направлении является совместное участие в коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности (РИД).

Этот процесс охватывает целый комплекс взаимосвязанных задач. К ним следует отнести:

- выработку принципов государственного регулирования работ по использованию результатов интеллектуальной деятельности;

- теоретическое обоснование выбора приоритетов развития работ по созданию интеллектуального продукта двойного применения;

- обоснование предложений по стоимостной оценке, распределению прав в процессе коммерциализации объектов интеллектуальной собственности;

- разработку критериев и показателей оценки экономической эффективности результатов интеллектуальной деятельности;

- выбор наиболее оптимальных форм и способов государственной поддержки оборонно-ориентированных инновационных промышленных комплексов.

Особенности коммерциализации РИД в сфере ВТС требуют решения следующих наиболее острых проблем:

- обеспечение защиты прав на отечественные военные технологии, переданные странам СНГ, которые часто становятся основой для производства за рубежом продукции, составляющей конкуренцию на рынках третьих стран;

- формирование единой стратегии защиты интеллектуальной собственности России в сфере военно-технического сотрудничества, обеспечивающей четкое правовое регулирование экспорта технологий и поставок готовой продукции военного назначения;

- совершенствование внутренней нормативно-правовой базы по защите результатов интеллектуальной деятельности, предусматривающей формирование баланса интересов государства, авторов изобретений и производителей продукции двойного назначения;

- обеспечение российских интересов по вопросам интеллектуальной собственности при заключении межправительственных соглашений, договоров между субъектами внешнеэкономической деятельности;

- повышение роли российских субъектов ВТС, включая ФГУП «Рособоронэкспорт», обеспечение надлежащей защиты российских технологий.

Успех коммерциализации РИД в процессе ВТС обеспечивается сочетанием следующих междисциплинарных методов: экономического анализа; стратегического и тактического менеджмента; маркетинга; финансового анализа; налогового планирования; правового аудита.

Основной объем экспорта РИД связан с передачей (продажей) лицензий на производство вооружений и военной техники в соответствии с лицензионными контрактами.

Важными направлениями деятельности по защите РИД в процессе ВТС являются: восстановление прав Российской Федерации на РИД, переданные ранее иностранным государствам; обеспечение и защита прав на РИД в процессе нынешнего военно-технического сотрудничества. Перспективы работы по восстановлению прав российской стороны в условиях отсутствия патентной системы, неразвитости договорных отношений между субъектами ВТС стран бывшего Варшавского договора, а тем более нынешних стран СНГ представляются неоднозначными. Более актуальным является недопущение ошибок в настоящее время и в будущем, нежели исправление ошибок прошлого. И еще один момент следует подчеркнуть. Поскольку защита отечественных технологий обеспечивается главным образом средствами договорного права, то центр тяжести работы по защите интересов российских правообладателей должен переноситься на уровень субъектов ВТС при значительной поддержке государства.

Развитие коммерциализации РИД в сфере ВТС тесно связано с формированием нового типа стратегических союзов по разработке НИОКР. Эти союзы нацелены на то, чтобы распределять между собой высокие исследовательские издержки, особенно на стадии, предшествующей коммерциализации.

Концепция и механизмы торговли ПВН в рамках СНГ нуждаются в корректировке

Наряду с адаптацией производителей военной продукции к новым институциональным условиям требуется усиление адаптационных процессов всех других субъектов ВТС, которые тесно взаимодействуют с ними и осуществляют экспортную деятельность.

В поле зрения здесь прежде всего поиск оптимальной взаимосвязи между эффективностью системы ВТС и контроля со стороны государства за деятельностью в этой сфере. В последнее время мы настолько увлеклись контролем, что пришли к парадоксальной ситуации - объемы заказов на продукцию военного назначения постоянно возрастают, а время на согласование разрешительных документов у нас постоянно увеличивается. Сроки прохождения правительственных документов, к сожалению, по сравнению с 2000 годом возросли в несколько раз. Это ведет к тому, что подписывается контракт, но он вступает в силу через полгода, а то и через год. Естественно, что такая ситуация вызывает серьезные нарекания со стороны заказчиков. Не всех устраивает такой временной разрыв. Этот серьезный недостаток в работе отечественной системы ВТС необходимо устранить.

Одним из важнейших направлений повышения эффективности ВТС России с иностранными государствами, включая страны СНГ, является дальнейшее совершенствование сотрудничества ФГУП «Рособоронэкспорт» с оборонными предприятиями. Сегодня такое сотрудничество осуществляется более чем с 700 предприятиями и организациями оборонно-промышленного комплекса.

Успешно функционирует институт представительства этого государственного посредника в большинстве субъектов Российской Федерации. С целью повышения эффективности экспорта ВВТ с ведущими предприятиями ОПК заключены генеральные соглашения о сотрудничестве. Договорные обязательства при этом охватывают не только комиссионное вознаграждение, но и определяют программы совместных работ и конкретные виды взаимодействия.

Требуется дальнейшее совершенствование механизмов госзаказа и ценообразования на продукцию военного назначения, предназначенную на экспорт в страны СНГ, и внедрение компенсационного механизма в случае реализации ПВН по ценам ниже предельных издержек производителя и предельных издержек, связанных с предпродажной подготовкой ВВТ.

Сейчас неожиданно на повестку дня встала еще одна проблема, связанная с расчетами с отечественными оборонными предприятиями. Суть в том, что контракты со сроком реализации в несколько лет заключаются в долларах США. Из-за «падения» доллара становится невыгодным производить расчеты в этой валюте. Производить расчеты необходимо в российских рублях, иначе реализация заключаемых контрактов при значительных колебаниях доллара может приводить к отрицательной эффективности. Правительство должно продумать конкретные меры по регулированию этого процесса, любыми мерами защитить интересы наших производителей.

В основу адаптации к рыночным условиям функционирования системы ВТС следует положить целевую установку по достижению конкурентного преимущества военно-технического сотрудничества России со странами СНГ. Для реализации этой цели необходимо разработать и внедрить в систему ВТС легко перестраивающиеся и вместе с тем централизованно регулируемые организационно-экономические механизмы, способные функционировать по законам рынка. Они должны обеспечивать постоянное снятие существующих неопределенностей, производить отбор наиболее эффективных альтернатив в процессе накопления и использования материальных ценностей.

Важную роль в повышении конкурентоспособности российских вооружений и военной техники на рынках СНГ может сыграть использование современных механизмов ВТС. Наиболее эффективными рыночными методами военно-технического сотрудничества являются: компенсационные соглашения (в том числе оффсет), лизинг (сдача в аренду), создание совместных предприятий, бартер, встречные закупки, сделки типа «trade-in» (обмен старой ПВН на новую), предоставление льготных и бесплатных кредитов, безвозмездные поставки, стратегия «ателье» и т.д.

Жесткие рыночные условия, складывающиеся на рынке ПВН, заставляют основных производителей ориентироваться на пожелания заказчиков. Более того, в последнее время стала широко применяться практика адаптации, разработки и производства продукции военного назначения под индивидуальные требования импортера. Такого рода деятельность на мировом рынке часто называют стратегией «ателье».

В последнее десятилетие на рынке продукции военного назначения стало развиваться применение так называемой оффсетной практики. Такого рода соглашение предусматривает возвращение вплоть до 100% от стоимости контракта (каждая страна-покупатель устанавливает свои условия) в форме инвестиций в экономику страны-покупателя. Целью данного соглашения является получение покупателем максимального объема инвестиций от страны-экспортера. Оффсетные соглашения обычно предусматривают:

- развертывание на территории страны-покупателя совместных предприятий, центров технического обслуживания и сборочных производств поставляемой ПВН;

- привлечение инвестиций в экономику стран-покупателей продукции военного назначения;

- совместное участие в различных строительных, индустриальных и научно-исследовательских программах;

- передачу покупателям ПВН новейших технологий и «ноу-хау»;

- обучение специалистов для страны-импортера.

В состав оффсетных программ входят и «предкомпенсационные» сделки. Суть их заключается в том, что для получения права участвовать в тендере экспортер обязуется инвестировать определенную сумму в экономику страны-покупателя ПВН. Наращиванию военного экспорта способствует предоставление значительных финансовых льгот своим клиентам, что включает в себя, помимо различных скидок в цене, выдачу льготных или бесплатных кредитов, вплоть до долгосрочных. Большинство сделок, совершенных в настоящее время на рынке ПВН, осуществляется именно на условиях кредита. Кредит, как правило, предоставляется в размере 80 - 85% суммы контракта.

Интересна также практика безвозмездных, на первый взгляд, поставок бывшей в эксплуатации продукции военного назначения. Оказывается, бесплатная передача старой ПВН экономит значительные средства на демонтаже и утилизации данного оружия. Особенность этой сделки заключается в том, что импортер, получая партию военной техники безвозмездно, платит обычно только за упаковку, транспортировку и, самое главное, за послепродажное обслуживание. Именно на этапе эксплуатации, а точнее благодаря послепродажному обслуживанию ВВТ, ее ремонту и поставкам запасных частей и комплектующих, экспортер уже за 2-3 года не только окупает «подаренную» технику, но и получает определенную прибыль.

Весьма популярна на мировом рынке практика предоставления ВВТ в лизинг или долгосрочную аренду. В течение всего срока эксплуатации поставленной ВВТ, согласно таким лизинговым контрактам, бремя расходов на обслуживание, ремонт и т.д. ложится, как правило, на получателя ВВТ. Экспортер же, помимо оплаты за аренду, получает еще и немалые доходы от дальнейших поставок в эту страну запасных частей и услуг для обслуживания военной техники.

Весьма популярны на рынке ВВТ бартерные сделки. Основной причиной их заключения являются, как правило, ограниченные валютно-финансовые возможности импортера. Большинство бартерных операций заключается в качестве частичной оплаты сделки. В числе товаров, фигурирующих в бартерных сделках, чаще всего используются природные ресурсы, продукты питания, товары широкого потребления и т.д.

В отличие от бартера встречные закупки включают в себя финансовые трансакции. Такие соглашения подразумевают под собой договор об ответной продаже своих товаров через определенный, иногда достаточно длительный промежуток времени.

Сегодня успех на рынке ПВН зависит не только от поставки простой партии, но и от целого сопутствующего комплекса новых, более сложных услуг, которые могут быть использованы по желанию заказчика. Поэтому современные военно-промышленные корпорации, кроме широкой гаммы готовой ПВН различных модификаций, выходят на рынок сразу с целым пакетом услуг по техническому обеспечению, эксплуатации, дальнейшей модернизации, утилизации поставленной техники, организации региональных центров по техническому обслуживанию и ремонту, созданию совместных предприятий. Практика показывает, что стоимость сопутствующих изделий и услуг может составлять до половины стоимости всего основного контракта.

Обеспечению широкой военно-технической интеграции стран СНГ на основе безбумажной технологии может способствовать внедрение современных информационных технологий, а также создание информационных ресурсов, электронного обмена данными с использованием современных технологий.

Некоторые выводы

Военно-техническое сотрудничество России со странами СНГ должно стать объектом более активного применения институциональной теории. Методологически процесс формирования системы ВТС в качественно новых условиях должен рассматриваться и осуществляться в тесной взаимосвязи с институциональными изменениями экономики. Главная задача теоретических исследований в этой военно-экономической сфере на этапе развития рыночных отношений в странах СНГ заключается в разработке теории целостного видения военно-экономических процессов, их динамики. Необходимо умение рассматривать современные проблемы военно-технического сотрудничества как элемент длительной эволюции, а также вырабатывать навыки целенаправленного конструирования новой системы ВТС России со странами СНГ, адаптированной к новым экономическим условиям.

Формирование системы ВТС России со странами СНГ должно осуществляться на базе новой системы экономических отношений и интересов. Это главный методологический подход. Это тот базис, на основании которого следует осуществлять комплекс мероприятий, направленных на решение сложных военно-экономических задач в этой области. Это инструмент к разрешению многочисленных противоречий и парадоксов, накопившихся в нынешней системе ВТС. Поиск ответов на многие острые вопросы в сфере ВТС должен проходить через призму системы собственности. Отношения собственности составляют сегодня методологию развития всех структурных элементов военно-технического сотрудничества.

Пути развития системы ВТС России со странами СНГ должны быть жестко привязаны к долгосрочным ориентирам общенациональной стратегии устойчивого и безопасного развития страны. Следует ориентироваться на сопряженный подход к решению проблемы совершенствования военно-технического сотрудничества, национальной безопасности и проблем обеспечения экономического роста. Собственно, задача обеспечения эффективного функционирования системы ВТС в новой системе экономических отношений и пропорций должна решаться как часть комплексных задач военно-экономического развития страны с учетом специфических особенностей. Практическая реализация концептуальных основ развития военно-технического сотрудничества России со странами СНГ должна анализироваться с позиции экономической эффективности, а также в соответствии с требованиями обеспечения безопасности государства и полноты удовлетворения его военно-экономических потребностей.


Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

  • <a href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX" data-mce-href="http://www.instaforex.com/ru/?x=NKX">InstaForex</a>
  • share4you сервис для новичков и профессионалов
  • Animation
  • На развитие сайта

    нам необходимо оплачивать отдельные сервера для хранения такого объема информации